Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: М.Кузин, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Фанам в августе 2010. Часть 1 из 2

Московский городской центральный туристский клуб

ОТЧЕТ

о учебно-тренировочном походе IV категории сложности

по Фанским горам,
совершенном с 4 по 26 августа 2010 года

в рамках горной школы специализированного уровня

при туристском клубе "Вестра"

(нач. школы Лещенко Н.А.)

Руководитель группы (инструктор) Кузин М. А.

Маршрутная книжка 1/3-402

Москва 2010 г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Вид туризма: горный

Район путешествия: Памиро-Алай (Фанские горы)

Категория сложности: четвертая

Количество участников: семь

Сроки проведения: 4 августа – 26 августа 2010 года

Продолжительность маршрута: 17 дней

Протяженность маршрута: 119 км

Маршрут группы:

(заявленный)

а/б "Артуч" – пер. Алаудинский, (н/к,3730) – оз. Мутное – пер. Казнок Вост. рад. (1Б, 4040) – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4550) – пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б, 4700) – траверс через пер. Кальгаспорный(2Б, 4650, 1А рад.) – пер. Гусева-Мухина Зап. (2А, 4700, связка 2Б) – верш. Мал.Ганза по С-З склону (2А альп, 4956) - д.р. Казнок – пер. Зиндон (2Б, 4260) – оз. Верхнее Алло - оз. Б.Алло- д.р. Зимтут – д.р. Арчамайдан – кишл. Зимтут

Маршрут группы:

(выполненный)

а/б "Артуч" – пер. Алаудинский, (н/к,3730) – оз. Мутное – пер. Казнок Вост. рад. (1Б, 4040) – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4550) – пер. Зард (1Б*, 4100, рад. 1А к.сл.)– пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б, 4700) – траверс через пер. Кальгаспорный (2Б, 4650, рад. 1А к.сл.) – пер. Гусева-Мухина Зап. (2А, 4700, связка 2Б) – д.р. Казнок – пер. Юбилейный (2А, 4260, рад. 1А к.сл.) – пер. Самарский (2Б, 4300) – оз. Верхнее Алло - оз. Б.Алло- д.р. Зимтут – д.р. Арчамайдан – кишл. Зимтут

Пройдено категорийных локальных препятствий: 9

из них:

2Б – 3 Седло Бодхоны, Гусева-Мухина Восточный, Самарский

2А – 1 Гусева-Мухина Западный

1 Казнок Восточный (рад.)

1А – 3 пер. Зард (рад.), Кальгаспорный (рад.), Юбилейный (рад.)

н/к – 1 Алаудинский

Максимальная высота: 4700 м (пер. Гусева-Мухина Зап.)

Максимальная высота ночёвки: 4700 м (пер. Гусева-Мухина Зап )

Маршрут утверждён МКК МГЦТК 30 июня 2010 года (в составе: Деянов Р.З., Кодыш В.Э., Пигулевский А.К., Новинский Н.Б., Зеленцова Е.В.).


СПИСОК УЧАСТНИКОВ

Ф. И. О.

Год

Рождения

Туристская

подготовка

Обязанности

в походе

Кузин Михаил Алексеевич

1978

4Гр – Кавказ, 2005, 2006

Инструктор, руководитель

Грахов Константин Львович

1976

4Гу – Кавказ, 2005, 2006

реммастер

Воробьев Дмитрий Владимирович

1978

3Гу-Терскей, 2009

хронометрист, финансист

Хазова Ольга Сергеевна

1979

3Гу-Фаны, 2007, 3Гу- Терскей, 2009

завхоз

Жуков Константин Александрович

1984

3Гу-Терскей, 2009

снаряженец

Дубникова Анна Александровна

1981

2Гу – Киргизский хребет, 2008 1Гр Ц.Кавказ

медик

Лагранж Дмитрий Владимирович

1980

2Гу-2009, Ц.Кавказ

примусолог, фотограф

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников.

1. Пути аварийного выхода были записаны в маршрутной книжке и показаны на карте всем участникам.

2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов.

3. При прохождении перевалов, по возможности, использовалось раннее время суток.

4. В темное время суток и при плохой видимости движение не производилось.

5. График движения планировался с учётом взаимодействия с отделениями горной школы, забросок, днёвок и запасных дней на случай непогоды.

6. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при необходимости назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и голосовой контакт (кроме подходов по дорогам).

7. Где возможно, избегали близости с камнеопасными склонами.

8. Переправы через бурные реки производились только по мостам.

9. Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки.

10. Количество и подготовка участников позволяли при необходимости самостоятельно проводить спасработы или послать нескольких человек за помощью.

11. Группа активно пользовалась портативными радиостанциями (Midland GXT-550)

12. В группе имелся спутниковый телефон.

13. Все действия группы согласовывались с начальником школы.

14. Все участники и руководитель были застрахованы от несчастных случаев (спортивная страховка).


ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ (выполненный)

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км

Способы передвижения

4-5.08. 2010

Москва-Самаранд

самолет

06.08.2010

1

а/б Артуч (скальные занятия, акклиматизационный выход) - оз. Куликалонское - переправа занятие

3,4

пешком

07.08.2010

2

ПМН -пер. Алаудинский, (н/к, 3730) - оз. Алаудин

9,0

пешком

08.08.2010

3

оз. Алаудин – организация заброски на морены под пер. Седло Бодхоны - оз. Мутное

8,3

пешком

09.08.2010

4

ПМН - на пер. Казнок (радиально, 1Б, 4040) организация заброски на спуске с перевала - полудневка

8,4

пешком

10.08.2010

5

полудневка - подход под пер. Седло Бодхоны, ночевка на центральной морене ледн. Бодхона

4,2

пешком

11.08.2010

6

ПМН - пер. Седло Бодхоны (2Б, 4550) – ночевка на перевале

7,2

пешком

12.08.2010

7

ПМН – спуск с пер. Седло Бодхоны – рад. пер. Зард (1Б*, 4100, 1А, рад.)

3,1

пешком

13.08.2010

8

ПМН – подход под пер. Гусева-Мухина вост.(полудневка, отсидка по погоде: снег, плохая видимость)

3,2

пешком

14.08.2010

9

ПМН – полудневка (погода) – обработка пер. взлета пер. Гусева-Мухина Восточный – ночевки на левой боковой морене

4,0

пешком

15.08.2010

10

ПМН - пер. Гусева-Мухина Восточный (2Б, 4700) – траверс через пер. Кальгаспорный (2Б, 4650, 1А, рад) к пер. Гусева-Мухина Западный (2А, 4700, связка 2Б), - ночевка на перевале

4,2

пешком

16.08.2010

11

ПМН - д.р. Казнок (напротив пер. Казнок)

4,5

пешком

17.08.2010

12

Дневка

пешком

18.08.2010

13

ПМН - подход под пер. Самарский (ноч. на верхнем озере)

7,1

пешком

19.08.2010

14

ПМН – пер. Юбилейный (2А, 4260, рад, 1А) – пер. Самарский (2Б, 4300) - оз. Верхнее Алло

6,3

пешком

20.08.2010

15

ПМН - оз. Большое Алло

5,7

пешком

21.08.2010

16

ПМН - д.р. Зиндон - д.р. Амшут – оз. Малое (Нижнее) Алло

11,8

пешком

22.08.2010

17

ПМН - д.р. Арчамайдан - пос. Зимтут

28,8

пешком

23.08.2010

18

запасной день

пешком

24.08.2010

19

запасной день

пешком

26.08.2010

Самарканд-Москва

самолет

Итого активными способами передвижения: 119 км


ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ (заявленный)

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км

Способы передвижения

4-5.08. 2010

Москва-Самаранд

Самолет

06.08.2010

1

а/б Артуч (скальные занятия), акклиматизационный выход

3,4

пешком

07.08.2010

2

а/б Артуч - оз. Дюшаха - переправа занятие

9,0

пешком

08.08.2010

3

ПМН -пер. Алаудинский, (н/к, 3730) - оз. Алаудин

8,3

пешком

09.08.2010

4

оз. Алаудин - оз. Мутное

8,4

пешком

10.08.2010

5

ПМН - заброска на пер. Казнок Вост. (радиально, 1Б, 4040)

4,2

пешком

11.08.2010

6

полудневка - подход под ледн. Бодхона

7,2

пешком

12.08.2010

7

ПМН - подход под пер. Седло Бодхоны - обработка

2,4

пешком

13.08.2010

8

ПМН - пер. Седло Бодхоны (2Б, 4550) – ночевка на перевале

3,2

пешком

14.08.2010

9

ПМН - подход под пер. Гусева-Мухина

3,7

пешком

15.08.2010

10

ПМН - пер. Гусева-Мухина вост.(2Б, 4700) – траверс к пер. Гусева-Мухина зап. (2Б, 4700)- ноч. на перевале

4,2

пешком

16.08.2010

11

ПМН - верш. М.Ганза по С-З склону (2А альп, 4956)

2,8

пешком

17.08.2010

12

ПМН - Спуск до конца ледн. Ганзы (стоянки напротив пер. ВАА)

4,5

пешком

18.08.2010

13

ПМН - д.р. Казнок (напротив пер. Казнок) - полудневка

5,1

пешком

19.08.2010

14

ПМН - подход под пер. Зиндон

6,4

пешком

20.08.2010

15

ПМН - пер. Зиндон (2Б, 4260) - ист. р. Зиндон

3,6

пешком

21.08.2010

16

ПМН - оз. Верхнее Алло - оз. Б.Алло

11,8

пешком

22.08.2010

17

ПМН - д.р. Зиндон - д.р. Амшут - д.р. Арчамайдан - пос. Зимтут

28,8

пешком

23.08.2010

18

запасной день

пешком

24.08.2010

19

запасной день

пешком

26.08.2010

Самарканд-Москва

самолет

Итого активными способами передвижения: 119 км

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

Транспортная характеристика района и расходы на поход.

Поскольку билет на самолет "туда-обратно" существенно дешевле отдельных билетов "туда" и "обратно", а пропускать древности г.г. Самарканд и Бухара нач. школы и инструкторский состав не желали, решено было заезжать через г. Самарканд. Билет "Москва-Самарканд-Москва" с фиксированной датой обошелся в 16000 руб. Уже при бронировании билетов необходим загранпаспорт.

В Самарканде мы воспользовались услугами альпбазы Артуч (тел. городской: +(998 662) 329014), расположенной в 15 мин. ходьбы от аэропорта. Здесь можно остановиться в палатках (что мы и сделали при выезде) за $1 чел/сут. Можно взять номер от $7 до $12 чел/сут. Имеется бесплатный для проживающих, всегда горячий душ, вполне себе чистый туалет. Также к услугам проживающих кухня с бесплатной газовой плитой, электрический чайник. Можно оставить заброску $5 за место, без ограничения по времени. Директора, Никонова Виктора Владимировича(сот. тел.: +(998662)276693), при нашем заезде на месте не оказалось, но сотрудники альпбазы созвонились с ним, и он очень быстро организовал нам автобус до границы с Таджикистаном.(автобус с кондиционером - $300). Автобус за 1,5 часа довез нас до погранперехода Джартепа, где мы выгрузились и пешим порядком прошли за 1 час сначала узбекскую, а затем, еще за 1 час таджикскую таможню. На таджикской таможне оставили, при переходе "туда" по 1000 руб/группа, "обратно" по 500 руб/группа (уже знали, что говорить). Для таджикской таможни необходимо заранее, перед выездом, составить списки группы (несколько экземпляров), для ускорении процесса. В противном случае, участников будут долго и мучительно записывать в огромный журнал.

В целом процесс перехода границы не оставил каких-то совсем не приятных впечатлений. Даже намеки таджикских таможенников, были так обставлены и преподнесены, что не испортили настроения. Кстати на узбекской таможне деньги предлагать вообще нельзя, за взятку там сразу выгоняют с работы, а таможенник в Узбекистане одна из самых высокооплачиваемых государством профессий

Сразу за таджикским шлагбаумом нас ждал а/м "Урал" с кунгом, заказанный через интернет на сайте альплагеря "Артуч" (www.fany.ru) цена $400 туда и 400 обратно. Все общение велось с директором лагеря Музаффаровым Абулкасимом Мутаибовичем (по телефону просто Абулкасим). Офис а/л находится в г. Пенджикент по адресу: проспект Рудаки, 85. Моб. тел. директора: +(992 3475) 5-66-61. При выезде, просто позвонили со своего спутникового телефона ему на мобильный (за один день) и он выслал тот же "Урал" нас забрать и сам позвонил директору альпбазы в Самарканд, что бы за нами на погранпереход выслали автобус.

В Таджикистане, при пребывании на его территории более 3-х дней, необходимо оформлять регистрацию. Мы договаривались с Музаффаровым Абулкасимом. Ему в Пенджикенте оставили по одной цветной фотографии 3х4 см, загранпаспорта(на весь период пребывания в горах) и $25 с чел.

Люди и в Самарканде, Виктор Владимирович и в Пенджикенте/Артуче, Музаффаров Абулкасим оказались нормальными, общение с ними было приятным. При выезде Виктор Владимирович всячески помогал нам, то с машиной и экскурсоводом в г. Бухару, то с машиной в г. Шахрисабс.

Выбор района путешествия

Школа изначально набирала учасников для совершения УТП в Фанских горах. Руководитель там тоже никогда не был, но всегда очень хотел.

Изменения в маршруте и их причины

Группой не была пройдена вершина Малая Ганза (4956, 2 альп.). После прохождения перевалов Седло Бодхоны (2Б, ночевка на высоте 4550 м.), Гусева-Мухина Восточный (2Б, 4700) и траверса к пер. Гусева-Мухина Западный (2А, ночевка на высоте 4700 м.) участники несколько устали. Руководитель группы решил отказаться от прохождения данной вершины в пользу дальнейшего спокойного прохождения и завершения УТП.

Группа прошла перевал Самарский (запасной вариант) вместо перевала Зиндон. Несмотря на имевшиеся у руководителя отчеты и, главное, фотографии пер. Зиндон, со 100% уверенностью найти данный перевал на местности группе не удалось. Решением руководителя группа прошла по запасному варианту той же категории сложности.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

В техническом описании маршрута дается орографическая ориентация элементов местности, либо делается специальная оговорка "по ходу".

Время движения дается в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы и разведок. В случаях, когда техническая работа занимает значительную долю времени прохождения каждого участка, дается общее время прохождения, отсчитанное по последнему участнику.

Высота, категория сложности перевалов, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются по Перечню классифицированных перевалов "Высокогорные перевалы". Выпуск 2001г. [1]

В остальных случаях приводятся принятые среди туристов и альпинистов названия.

GPS-координаты опорных точек маршрута приведены в приложении.

05.08.2010 Самарканд – а/л "Артуч"

Прилетели в Самарканд самолетом авиакомпании "Атлант-Союз" около 6 утра.

На авиакомпанию хочется обратить особое внимание. Наша горная школа писала руководству а/к письмо от имени МГЦТК, в котором просила увеличить лимит бесплатно провозимого груза с 20 кг до 35 кг. Нами был получен отказ. Одному из руководителей, потерявшему в самолете посадочный талон, было необходимо сдать его в бухгалтерию для отчетности. А/к предложила выдать справку о пасадке на самолет (это нормальная практика), однако делала ее ровно 30 (тридцать) дней со дня обращения. Кстати приезжать за ней необходимо в центральный офис, находящийся в пос. Внуково, МО.

Разница летом с московским временем 1 час. По прилету заполнили таможенные декларации и постояли в очереди, правда недолго: с рюкзаками через "рентген"пропускают быстрее. Необходимо помнить, что заполненную при въезде таможенную декларацию при выезде из Узбекистана проверяют, при заполнении "выездной" декларации необходимо показать денежных средств (в любой валюте) столько, сколько показывали во "въездной", или меньше. В противном случае начинают долго и нудно выяснять как появились "лишние" деньги.

При выходе из аэропорта оказалось, что нас никто не ждет. Как выяснилось директор а/л "Артуч" (Таджикистан, Пенджикент) забыл позвонить директору альпбазы "Артуч" (Узбекистан, Самарканд). Несмотря на схожие названия, это совершенно разные организации. Съездили вдвоем за заброской (была выслана автомашиной в Самарканд ранее) и на альпбазу, где нам очень быстро организовали автобус до границы с Таджикистаном.

Через 1,5 часа прибыли на границу. Снова заполняли декларации. Сначала со всех по группам собрали паспорта и поставили печати, затем все по очереди проходили через таможенников. Все прошло спокойно, в коробках спокойно пронесли газ.

На таджикской границе - домик, стол с лавочкой и зелёный чай (он, как раз был кстати). Дополнительного оборудования нет. Декларация, 1000 руб с группы (здесь хорошо бы иметь общий список людей, чтобы меньше платить) – и мы уже грузимся в машину, заказанную из а/л"Артуч". Переход границы пешком, расстояние в 300м преодолеваем с трудом: с непривычки жарко и очень тяжелые рюкзаки.

До Пенджикента добрались за 1,5 часа, там отдали документы на регистрацию (при нахождении в стране более 3 дней её необходимо оформить). Для этого нужны паспорта, список группы, 1 фото 3х4, и 25$/чел. Регистрация оформляется один рабочий день, мы, как и большинство, оставили загранпаспорта директору лагеря, намереваясь забрать их и саму регистрацию при отъезде. Скажу наперед – так и получилось, никаких накладок не возникло. В одном из кафе пообедали всей группой. Средний счет за нормальный, полный, вкусный обед потянул на 2$/чел.

Все расчеты в Таджикистане в сомани, денежные отношения с а/л "Артуч" только в $. За 3 часа доехали от Пенджикента до а/л "Артуч". В альплагере 2$ заплатили за палатку (5 чел.). Темнеть начинает в 19-20.

06.08.2010 а/б Артуч (скальные занятия, акклиматизационный выход) - оз. Куликалонское - переправа занятие.

Встали пораньше (6-00), чтобы сходить на скальные занятия. Тропа к скальной лаборатории одна, хорошо натоптана, заблудиться невозможно. Подъем занял 1 час. Скалодром расположен на двух берегах красивого озера, маршруты разные, в основном достаточно сложные (фото 1). В 11-20 начали спуск к лагерю. Пообедали и вышли в 14-15 по автомобильной дороге в сторону подъема к Куликалонским озерам. Через 20 мин. дорога переходит в тропу (фото 2.), которая начинает круче забирать вверх вправо по ходу. Идем медленно, много отдыхаем, жарко, с непривычки идется тяжело (фото 3.). В 17-50 выходим на выполаживание перед Куликалонскими озерами. На поляне тропа раздваивается, налево (по ходу) идет хорошая торная тропа к пер. Лаудан, наша – правая по ходу движения к Куликалонскому озеру. Сначала по ошибке пошли влево, но быстро поняли свою ошибку и пошли без тропы на край оз. Куликалон. Хождение без тропы не вызывает отрицательных эмоций, трава низкая, плотная, камней нет. Переходим по мелкому броду (занятия – переправы с 18-10) реку, впадающую в оз. Куликалонское.

На ночевку встаем в 19-35

07.08.2010 Подъем на перевал Алаудинский – спуск к оз. Верхнее Алаудинское

Перевал Алаудинский, (н/к, 3730)

Подъем дежурных 5-00, группы 5-30. Выход 7-30. 7-47 привал, т.к. в рюкзаке начал травить баллон с газом. 8-05 выход. К 8-10: подошли к р. Биоб, разведка переправы. Чуть возвращаемся вдоль реки назад и переправляемся по камням в разливах. Здесь много троп, в основном ведущих к оз. Дюшаха. Мы пересекаем несколько моренных валов, идущих от завала, подпирающего озеро, практически перпендикулярно реке, забирая правее по ходу, к началу тропы под перевал Алаудинский. Тропа вначале идет по овражку, в котором течет ручей, переходя с берега на берег, затем выходит на его левый берег и круто взбирается на древний, сильно заросший травой и арчой моренный вал (фото 4.). Преодолеваем первый взлет, за ним склон выполаживается и открывается долина пер. Алаудинский и он сам (фото 5.). Продолжаем подъем и по тропе выходим на перевал в 14-40. Перевальная седловина широкая, осыпная, воды на ней нет. На перевале сильный ветер, поэтому немного приспускаемся и пишем записку (фото 6.). Выходим с перевала в 15-15 в сторону озера Верхнее (Большое) Алаудинское. В 16-00 спускаемся к альпинистским ночевкам. Тут есть родник, в нем чистая вода. Выходим от стоянок в 16-15. Ниже родника тропа раздваивается, удобнее идти по левой тропе. Спускаемся еще на одну ступень и отдыхаем 17-05, ждем, пока соберется вся группа. Выходим в 17-40 и к 18-25 спускаемся к чайхане у озера. Покупаем овощи и арбуз. Ищем стоянки: ближайшую нашли двигаясь вверх, в сторону оз. Мутное, на окончании оз. В. Алаудинское (фото 7.), прямо перед коротким подъемом тропы. Вода в озере, площадки на 2-3 палатки, есть костровище. Приходил лесник, просил не жечь костры, приглашал к себе в чайхану. Палатку поставили к 19-00.

08.08.2010 оз. Алаудин – организация заброски на морены под пер. Седло Бодхоны – оз. Мутное

Подъем В 8-00. за 25 мин. спустились в а/л "Алаудин-Вертикаль". Тропа на спуск идет слева от озер прямо под склонами. В лагере встретились с Олей и Костей.

Выход от места ночевки у верхнего края В. Алаудинского оз. в 11-47. На всем протяжении подъема к Мутным озерам есть тропа (фото 8.). В альплагере можно взять осликов (мы не брали). Один ослик в 2010г. стоил 500р. Привал в 12-10 у оз. Пиала. Выход от озера в 12-30. Привал в 13-05 перед очередным (вторым из трех), самым большим моренным валом (фото 9.). Выход в 13-25. К большому камню, с туром на развилке Бодхона – Мутные озера (фото 10.) вышили в 14-15. Тут занялись перепаковкой продуктов, часть решили сразу занести под ледн. Бодхона. Вышли двумя группами в 15-55 Одна с продуктами сделала ходку в 40 мин. в сторону ледн. Бодхона (зарыли на подъеме заброску), другая стала со всем снаряжением подниматься по тропе к Мутным озерам. В 17-20 преодолели последний, третий моренный завал, отдохнули и вышли в 17-35. Подошли на стоянки в центре озера, которые оказались заняты "коммерческими" туристами, к 18-00. Перешли под слоны пика Замок (скалы с черными натеками, слева по ходу подъема). Отсюда начинается тропа на перевалы ВАА и Казноки. Стоянки на аллювиальной гальке, много мест под палатки и ручей с чистой водой, пересыхающий с утра. Остановились на ночлег в 18-40.

Ходовое время:

а/л "Алаудин" – оз. Куликалонское – 3,5 часа

оз. Куликалонское – седловина пер. Алаудин – 5,5 часа

седловина пер. Алаудин – оз. Верхнее (Большое) Алаудинское – 3 часа

09.08.2010 Прохождение перевала Казнок Вост., организация заброски.

Перевал Казнок Восточный (рад., 1Б, 4040), организация заброски на спуске с перевала

Категория трудности 1Б

Высота 4040 м

Характер снежно-осыпной

Ориентация восток-запад

Номер в классификаторе 39

Расположен между вершинами Физкультура и Спорт (ФиС) и Змея, ведет от Мутных озер в долину реки Казнок (Арх).

Прохождение: 9 августа 2010 года. Описание даётся от Мутных озер до долины р. Казнок (верховья каньона) и обратно. Тура на перевале не обнаружили, сложили свой.

Необходимое снаряжение: каски, трекинговые палки, на спуске (обратно) возможно ледорубы, связки.

Выход на пер. Казнок Восточный, с заброской в 7-00. Подъем начинается по тропе, серпантином поднимающейся в висячую долину перевалов ВАА и Казнок Вост (фото 11.). Первый привал сразу после взлета в распадке морены, в 7-40. Выход в 7-50. Здесь тропа теряется, идем по каменным валам в сторону центральной морены ледника стекающего с перевалов Казнок Вост и Мазалат (фото 12.). Привал в 8-40 при выходе на снег. Кошки не требуются: снег держит хорошо, связываемся, т.к. в этом году ледник закрыт. Подходим под перевальный взлет за 10 мин. Идем по прямой, изредка обходя хорошо видимые трещины. Подъем на перевальный взлет начали справа по ходу, по снегу с битьем ступенек и по осыпи вдоль скал (фото 13.). В конце подъема траверсом уходим влево по ходу на перевальную седловину. Штурм перевального взлета занял 21 мин. Поднялись на перевал в 9-25 (фото 14.).

Оставляем веревки и траверсом уходим вправо-вниз на пер. Казнок Зап. (фото 15.) (сняли записку туристов из г. Москвы, рук. Ларетин А.Ю, от 6 августа 2010г.). С пер. Казнок Зап. продолжаем спуск вниз по тропе, сначала движемся вдоль правого борта долины, затем переходим в центр, проходим небольшой скальный участок на сужении долины (20 минут от седловины) и уходим дугой влево. Перед резким сужением каньона сходим с тропы влево, в завале прячем заброску на вторую часть маршрута. Обратный подъем на пер. Казнок Вост. занял, по последнему участнику, 1 час 40 мин. В 12-20 вышли с перевала. Спускались плотной группой, чуть левее центра спускового кулуара. Снега много, первые участники делали ступени, при выходе на ледник. 3 метра конгломерата крутизной около 25 град. Далее по своим следам возвращаемся к срединной морене, приспускаемся до половины и проводим снежные занятия (1,5 часа). Далее спуск в лагерь по пути подъема. В 15-10 спустились в лагерь (фото 16.). Сушимся, загораем.

Ходовое время:

стоянки на оз. Мутное – перевальный взлет – 1,5 часа

перевальный взлет – седловина пер. Казнок Восточный – 21 мин.

седловина пер. Казнок Восточный – стоянки на оз. Мутное –1 час 10 мин.

10.08.2010 Подъем под пер. Седло Бодхоны.

Выход в 8-25 по тропе от Мутных озер вниз, в сторону а/л Алаудин –Вертикаль. Не доходя до развилки в 9-10 сворачиваем с тропы и траверсом (в 9-20) уходим в сторону ущелья ледн. Бодхона (фото 17.). 9-50 останавливаемся перед началом подъема на тропу в сторону ледн. Бодхона, собираем чабрец. Выход в 10-00. Поднимаемся к тропе и по ней подходим к заброске в 10-30. Перепаковываемся. Вышли в 11-50. Продолжаем подъем по тропе и к 12-40, преодолев взлет тропы, выходим к пересохшему озеру, есть оформленные площадки (воды на всем подъеме нет). Вышли в 13-05, тропа попетляла среди камней и растворилась (фото 18.). Пошли вправо по ходу, стараясь все время набирать высоту. Вышли к 13-30 под склоны пика Замок, встали на обед. Пока обедали видели как вдоль отвесных скал летят камни, близко решили не подходить. Вышли в 14-50, идем по моренному чехлу крутизной до 10 град. Привал в 15-30 и разведываем стоянки. Оказалось, что единственное нормальное и безопасное место находится слева по ходу, почти под. в. Бодхона. Чтобы до него добраться, пришлось переходить речку, текущую по середине ледника в большой трещине(нашли каменный завал), а затем подниматься на средний (ближе к правому борту долины) моренный конус (фото 19.). На нем есть готовые стоянки на 3 палатки (можно выровнять еще) и вода, за которой необходимо чуть приспуститься к правому борту долины. Начали ставить палатки в 16-25

11.08.2010 Прохождение пер. Седло Бодхоны

Перевал Седло Бодхоны (2Б, 4550)

Категория трудности 2Б

Высота 4550 м

Характер скально-осыпной

Ориентация восток-запад

Номер в классификаторе 15

Расположен между вершинами Бодхона и Адиджи, ведет с ледн. Бодхона в долину реки Сурхоб.

Прохождение: 11 августа 2010 года. Описание даётся от стоянок на ледн. Бодхона до долины р. Сурхоб. С перевала снята записка группы из г. Харьков, рук. Петрик В.П, от 08 августа 2010г.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, системы, спусковое устройство, подъемное устройство, петля для ноги, кошки, ледобуры, веревка основная, френды, скальные крючья (мы также пользовались спитами/шлямбурными крючьями), гаечный ключ для спитов, скальный молоток, экстрактор, закладки среднего и маленького калибра, петли для организации станций, оттяжки. В паре мест сильно облегчила жизнь лесенка.

Всего потребовалось: 7 спитов, из них 6 на станции, 1 для оттяжки вертикальных перил в подъемном кулуаре для лидера, в качестве промежуточных точек, 3 френда среднего размера и 3 закладки 3 петли для организации станций, 4 скальных крюка, также использован 1 "местный" крюк.

Подъем группы в 4-00. Собираем лагерь, обвязываемся, выход в 5-00. По моренному гребню подходим под стены в. Бодхона (фото 20.). Здесь надеваем кошки, связываемся и выходим на ледник. Ледник пологий, закрытый, наш перевал находится в самом дальнем юго-восточном углу. С утра снег хорошо держит, идется легко. Идем по центру ледника, ближе к склонам в. Бодхона (левее по ходу). Перед маленьким цирком перевалов Адиджи и Седло Бодхоны ледник набирает высоту, крутизна до 20 град, 200 м (фото 21.). В 7-50 подошли под перевальный взлет (фото 22,23.). Поскольку поход учебно-тренировочный, в Фаны мы ехали за бесценным скальным опытом, и, главное, в группе было два "разлазившихся" скалолаза, решили идти перевал "в лоб", по скалам справа по ходу (фото 24.). Первую веревку (30 м.) вешаем с ледника вдоль ручейка, стекающего с полки, затем ее перевешиваем правее по ходу, т.к. вода в ручье ледяная, скалы, соответственно, мокрые и покрыты ледовой коркой. По ней выбираемся на большую полку, здесь можно собраться всей группой. Лидер начинает вешать вторую веревку (50 м.) по идущей вправо-вверх, а затем влево-вверх узкой скальной полке (перила затем "спрямляем", чтобы максимально уменьшить количество точек перестежки)( фото 25.). Через 30 м. полка переходит в вертикальную щель(80 град. 20 м) и заканчивается небольшой площадкой, на которой можно собраться максимум втроем, она прикрыта от камней. Отсюда мы уходим траверсом вправо по ходу. Для этого необходимо преодолеть 3-х метровую скальную стенку и вылезти на узкую (шириной до 30 см) скальную полку. Над полкой вешаем 20 м. горизонтальных перил, особо впечатлительные участники идут без рюкзаков (фото 26.). Затем той же веревкой вешаем перила вертикально вверх еще около 20 м. Тут имеется достаточно широкая полка, можно собраться вчетвером. С левого по ходу края полки вешаем вверх по кулуару еще 40 м. перил вдоль ручья (фото 27.). Крутизна вертикальной части около 80 -85 град, стенка скользкая от воды и грязи. Лидирующая связка преодолела скальный пояс седловины пер. Седло Бодхоны к 14-00. В 19-00 вся группа собралась над скальным поясом. В 19-10 продолжили подъем вверх по осыпному склону крутизной до 25 град. Удобнее подниматься левее по ходу, не выходя на снег. Сыпуха мелкая, сильно "ползет". Закончили подъем на перевал в 20-50 (с налобными фонарями). На седловине есть три площадки под палатки (две рядом, одна отдельно, за большим камнем), воду топим из снега (фото 28.). Со стороны спуска, в районе стоянок, есть небольшой карниз, нужно быть внимательным.

12.08.2010 Спуск с пер. Седло Бодхоны

С утра отоспались и с перевала вышли в 11-50 (фото 29.). Немного траверсируем по снежному склону крутизной до 20 град. влево по ходу движения и выходим на среднюю осыпь (фото 30.). По ней спускаемся с перевального взлета плотной группой вниз. Спускаться надо быстро т.к. с в. Бодхона изредка сходят камни. В нижней части перевального взлета вновь выходим на снег и глиссируя спускаемся к бараньим лбам, сильно засыпанным камнями (фото 31.). Здесь встаем на обед в 13-00. Далее выходим в 15-20, обходим бараньи лбы справа и по кулуару начинаем спускаться вниз. Ориентир начала спуска – озерцо, от него необходимо идти прямо вниз (фото 32.). Слева будут бараньи лбы, справа конгломератный склон. Тропы нет. Привал в 16-00 на зеленой лужайке справа (фото 33.). Затем опять выходим на селевой конус и спускаемся к хорошим стоянкам возле огромных камней на реке Сурхоб. Здесь оборудованные стоянки, с ветрозащитными стенками, вода в многочисленных ручейках (фото 34.). Пришли на место ночлега в 16-25. Виден цирк перевалов Гусева-Мухина Восточный и Кальгаспорный (фото 35) Поставили палатки и в 16-50 сходили на пер. Зард (1Б*,4100), сменили записку, посмотрели на дол. р.Желтая, ледн. Желтый и в. Б. Ганза (фото 36, 37). Вернулись по пути подъема к 19-00.

Ходовое время:

стоянки на морене ледн. Бодхона – подход под перевальный взлет – 1,5 часа

штурм скального пояса перевального взлета: лидер – 6 часов

вся группа – 11 часов

подъем по осыпной части перевального взлета – 1 час 40 мин.

спуск с перевала до бараньих лбов – 1 час 10 мин.

спуск от бараньих лбов до стоянок в дол. р. Сурхоб – 50 мин.

Выводы, рекомендации по перевалу:

Пер. Седло Бодхоны соответствует 2Б категории сложности. Определяющая сторона –западная, 150 м. 75-85 град. скальный склон. Хождение по ледн. Бодхона только в связках, ледник закрытый, встречаются трещины. Движение по леднику необходимо осуществлять ближе к склонам в. Бодхона., не приближаюсь к в. Замок. Со склонов Замка постоянно летят камни. При подъеме по стене перевального взлета, самопроизвольного падения камней не зафиксировано. Все камни были сброшены самими участниками при движении или сдернуты веревками. При этом на классическом пути прохождения скального пояса, левее нас по ходу, камни и куски льда начали падать около 10-30.

На прохождение перевала от стоянок на моренном гребне под в. Бодхона до седловины необходимо планировать минимум один день, т.к. ночевать до седловины, при движении по пройденному нами пути, негде.

Места ночевок подробно указаны в описании перевала. Также, при необходимости, возможны ночевки на бараньих на спуске в дол. р. Сурхоб. Тут есть 3-4 каменистых площадки, вода в озерце. Однако следует учитывать, что на восточной стороне перевала камни летят со склонов в. Бодхона и некоторые из них практически долетают до этих стоянок.

13.08.2010 Подход под пер. Гусева-Мухина Восточный

Вышли в 9:35. Обходим осыпной конус справа по ходу и вылезаем на моренный гребень в 10:25 (фото 35). Сходили на разведку места стоянки. Хорошие стоянки нашли около больших камней под пер. Зеленоград (фото 38). Здесь места под три 3-х местных палатки и одно под палатку побольше, вода в ручейке на снежнике. Вышли с привала с рюкзаками в 11:10. Начали ставить лагерь в 11:40. Погода портится. Небо затянуло, пошел дождь, перешедший в снег.

14.08.2010 Вынужденная дневка, обработка перевального взлета пер. Гусева-Мухина Восточный

Всю ночь шел то дождь, то снег, с утра перешедший в мокрый, липкий снег. Видимость 200 м., решили пересидеть. К 15-00 снег прекратился, облачность чуть поднялась, рассмотрели перевальный взлет пер. Гусева-Мухина Восточный (фото 39). Подумав, решили сходить одной связкой, обработать перевальный взлет пер. Гусева-Мухина Вост. Повесили две веревки, остальные оставили на организацию связок. Штурмовая связка вернулась в лагерь к 19-00.

Продолжение >>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100