Руководитель: А.Сукачев, Москва

Отчет о пешем походе 2 к.с. по З.Кавказу осенью 2010 г.

ТСХ «Ветер»

Отчет о пешем туристском походе

2 категории сложности по западному Кавказу

совершенном с 29 октября по 8 ноября 2010 г.

Маршрутная книжка № 1/1 – 206

Руководитель группы Сукачев Алексей Геннадьевич

Адрес: г. Москва, ул. Фонвизина, д. 6, кВ. 11

Контактный телефон: 639-04-31

1. Справочные сведения о походе

Место проведения:

Российская Федерация, Западный Кавказ, район Кавказского государственного природного биосферного заповедника

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода (км)

Продолжительность

Итого

Итого 124*1,2=150 (км)

Запасные варианты:

1. С ур. Мурзикал через пер. Узуруб на Гузерииль.

2. С пер. Майкопский на Черниговское.

При устойчивых непогодных условиях: резкое увеличение снежного покрова видимость менее 500 м продолжительные осадки.

Нитка маршрута:

Маршрут: г. Москва – ст. Хадыженская – п. Гуамка – п. Мезмай – г. Мезмай – Лагонаки – малый Мурзикал – Цица – оз. Псенодах – п. Майкопский – водопадный ручей – п. Джугурсан – п. Черкесский – п. Бабук-Аул – р. Мич – д. Бзыч – Догомыс – г. Сочи – г. Москва.

2. Взято с собой

Альпеншток

Верёвка d8

20-25 м

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:

Наименование

П1-уч

Фотограф

4. Характеристика района похода

В географической литературе Западным Кавказом принято называть часть Большого Кавказа к западу от Эльбруса.

Административно этот район принадлежит Карачаево-Черкесской республике, Краснодарскому краю, Абхазии.

Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Многие ледники здесь опускаются почти до границы леса. В выработанных древними ледниками каменных чашах множество прозрачных синих и зеленых озер в оправе цветущих альпийских лугов, замшелых мрачных скал и осыпей.

В известняковых массивах широко развиты различные формы карста: глубокие пропасти, подземные реки, пещеры, воронки, кары.

Реки северного склона ГКХ относятся к бассейну Кубани, которая начинается с ледников Эльбруса и в верхнем течении носит название Уллукам. Наиболее крупные из них - Узункол, Учкулан, Даут, Теберда, Аксаут, Маруха, Зеленчук, Большая Лаба, Малая Лаба. Основные реки южного ската - Ненскра, Кодор, Чхалта, Бзыбь, Мзымста. Вода в реках прозрачна и имеет голубоватый или зеленоватый оттенок.

Из всех горных районов бывшего СССР Западный Кавказ отличается наибольшими природными контрастами - от ледников альпийского высокогорья до субтропиков. Особенность климата - высокая влажность.

Западный Кавказ - старейший и хорошо освоенный район пешего туризма. Здесь найдут маршруты и начинающие путешественники, и спортивные группы.

В горах Западного Кавказа много памятников истории, представляющих интерес для туристов: стоянки каменного века, на лугах многочисленные следы древнего пастушества - остатки кошей, загонов, тропы вдоль старинных торговых путей протянулись цепочки развалин средневековых крепостей и храмов, главным образом аланского времени и периода расцвета Апсилии, ряд мест связан с событиями Кавказской войны (19 век), пребыванием на Кавказе выдающихся деятелей культуры, перевалы ГКХ хранят свидетельства о боях Великой Отечественной войны.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа в координатах 44 - 44.5° северной широты и 40 - 41° восточной долготы.

Собственно заповедником эта территория объявлена 12 мая 1924 года, но история сохранения уникального природного комплекса началась значительно раньше, с момента организации в 1888 году Великокняжеской "Кубанской охоты".

Являясь крупнейшей охраняемой территорией Кавказского перешейка и вторым по величине в Европе, заповедник занимает земли Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики РФ, вплотную примыкает к государственной границе с Абхазией. В отрыве от основной территории, в Хостинском районе Сочи, расположен субтропический Хостинский отдел заповедника - всемирно известная тисо-самшитовая роща, площадью 302 га. Общая площадь заповедника - 280 335 га. Он окружен охранной зоной, многочисленными заказниками и памятниками природы, а к его южной границе примыкает Сочинский национальный парк.

5. Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные данные

Сочинская территориальная ПСС

354002 г. Сочи, ул. Пластунская, 151-а

(8622) 68-01-01, (8622) 68-01-01, 68-02-02, 68-03-03, 98-22-49, факс 98-04-91

КЧ ПСО МЧС ФР

369000 г. Черкесск, ул. Ленина 272 а, тел. (87822) 44901, (87822) 44901, 67361

КГПБЗ

Администрация:

354340, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, ул. К. Маркса, 8.

Тел: (86-22) 44-51-36 (86-22) 44-51-36, 44-29-06, 44-50-74

Факс: (86-22) 69-20-03

E-mail: adlerzap@sochi.ru

(8622) 44.52.65 Факс

(8622) 44.51.34. зам. директора по охране Пилипенко Геннадий Евгеньевич

(8622) 44.50.72 отдел охраны старший госинспектор Бородин Андрей Васильевич

e-mail: klotto@mail.ru

Для получения пропуска разрешающего проход по территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника необходимо предоставить на имя директора Кавказского заповедника Шевелева Сергея Георгиевича, (факсом, на e-mail) в Управление заповедника: список участников группы с паспортными данными, выделить старшего группы указать желаемый маршрут (согласно списка утвержденных маршрутов) сроки нахождения на территории заповедника (кол-во дней). После рассмотрения документов и при положительном решении, необходимо оплатить получениепропуска в Управлении КГПБЗ по адресу:

г.Сочи, Адлерский р-он, ул.Карла Маркса 8 каб.10

либо в отделении "Сбербанка" на счет:

ИНН 2317026788/ КПП 231701001

Получатель:

УФК по Краснодарскому краю (л/с 40503060015) (Кавказский заповедник, КГПБЗ)

Банк:

ГРКЦ ГУ банка России по Краснодарскому краю г.Краснодар, БИК 040349001

р/с 40503810200001000115

код (плата за посещение заповедника) 04830201010010000130 п.1

По предъявлении квитанции об оплате Вы сможете получить пропуск непосредственно в конторе отделов заповедника (Управление, Псебай, Солох-Аул, Гузерипль, Красная поляна).

Необходимо помнить, что граница Кавказского заповедника проходит по государственной границе с Грузией, в связи с чем по территории заповедника проходит пограничная зона, таким образом, необходимо получение пропуска разрешающего

нахождение в пограничной зоне, такой пропуск выдается пограничной службой ФСБ России (Сочинский, Черкесский погранотряды).

Сочинский Общереспубликанский Государственный Природный Заказник

354207 г. Сочи, п. Даг омыс, ул. Гайдара, 16

Тел: 312-351

tel.: +7 (8622) 32-21-15 +7 (8622) 32-21-15 tel./fax: +7 (8622) 32-13-51

E-mail: reserves@biodiversity.ru

Директор - Холод Р.З.

Сочинский погранотряд

Сочи ул. Театральная В/Ч 2122.

Командир полковник В.А. Меркурьев

Нужны: ходатайство, нитка маршрута, паспортные данные, и КСЕРОКОПИИ паспортов.

Черкесский погранотряд

369000 КЧР г. Черкесск, ул. Леонова, 2.

Звонить в Черкесск лучше по телефону (87822)56340, (87822)56340. Это коммутатор. Спросить оперативный отдел.

Нужно иметь паспортные данные всех участников (3 экз.), маршрутную книжку со штампом МКК (если вы идете в поход), и письмо на имя полковника Н.Г. Фархутдинова с просьбой выдать пропуска в погранзону

6. Изменения маршрута и их причины

Поход пройден без изменений по основному маршруту.

1. Описание похода

Первый день (31 октября)

Приехали рано утром на станцию Ходыженская. Часам к 5 дошли до автостанции. Первый автобус должен был отправиться примерно в шесть. Пока ждали его, грелись кофе из соседнего магазинчика. Ближайший автобус отправлялся через час. Он довёз нас до Гуамки.

Мы хотели поехать на дрезине, но не смогли её найти. Пошли пешком. Ни сколько об этом не пожалела. Мы смогли сделать много фотографий Гуамского ущелья.

Так мы дошли до посёлка Мезмай по хорошей грунтовой дороге. Там был обед. Первыми дежурными были я и Дима. К нам привязался пёс, которого мы прозвали Кобыздхом.

Он сопровождал нас на протяжении всего маршрута. Оказался на редкость воспитанным - еду со стола не брал. Даже нарезанную колбасу и открытые банки тушёнки. Только смотрел на нас тоскливым взглядом. Мы скармливали ему остатки еды, если оставались. Если нет, то кто-нибудь делился с ним.

После обеда дорога испортилась. К г. Мезмай шли по колено в грязи до самого вечера. Идти было трудно. Иногда приходилось перескакивать с кочки на кочку, что бы не идти по лужам. Каждый раз, когда дорога становилась чуть более сухой, отряхивались. Но это помогало не на долго. Спасало только то, что погода была солнечная. К полуразрушенному мосту у Пальмовой балки подошли уже в сумерках, с включёнными фонариками и встали там на ночёвку.

Второй день день (1 ноября)

Утром для дежурных подъём в 6:00. После завтрака пошли дальше к г. Мезмай. Утром с дорогой повезло больше, чем вечером. Она по прежнему была грязевая, но грязь была ещё замёрзшей, а к тому времени, когда стало тепло, мы вышли на хорошую дорогу.

По пути набрали яблок. Они были маленькие, но очень сладкие и сочные. Возле вагончиков свернули с дороги на тропинку. На Мезмае устроили обед (высота 1939,6 м). Следующие дежурные Саша и Илья. Погода была замечательная. Светило солнышко, дул лёгкий ветерок. Днём было жарко. Даже не верилось, что уже ноябрь. Особенно после Москвы.

После обеда спуск и подъём на Лагонаки. Подъём был тяжёлый, приходилось делать привалы чаще, чем хотелось бы и ждать отстающих (в основном меня).

Ночевали на Малом Мурзикале возле полуразрушенного домика. Пришли опять в темноте. Дрова нашлись, но с трудом.

Третий день (2 ноября)

Продолжили подъём. Возле Цыцы пообедали. К вечеру вышли к озеру Псенодах. Там у нас была днёвка. Озеро очень красивое. Особенно если смотреть на него сверху.

Ужин и завтрак готовили на газовых горелках.

Пятый день день (4 ноября)

Утром по склону поднялись на плато (наклон 300-350) в сторону перевала Майкопский и вниз по хорошо выраженной тропе в сторону ручья Водопадного.

После обеда отправились вдоль плато в сторону перевала Джугурсан (высота 1856 м) и спустились до перевала. Нас ждали очень гостеприимные балаганы.

Там была печка, посуда и кровати. Было тепло и уютно. Смогли вскипятить воду и помыть посуду в тёплой воде. Снова моя очередь дежурить. Оказалось, там есть сеть! Все сразу стали звонить домой.

Шестой день (5 ноября)

Утром пошли в сторону Черкесского перевала. После него по «весёлому спуску» в сторону Бабук-Аула, где у нас был обед. Некоторые питались подножным кормом в виде буковых орешков.

Потом вдоль реки Сахе по висячему мосту вниз по течению, до впадения в Сахе реки Мичь. Мосты встречались несколько раз. Выглядели они страшновато, но выдержали всех. Заночевали на берегу реки, километрах в 8 от Солох-Аула.

Седьмой день (6 ноября)

Утром дежурные (Саша и Илья) решили приготовить завтрак из всего, что осталось. А именно: спагетти, борщ из пакетика и куриный суп из другого пакетика. Получилось нечто невообразимое Я и Вика отказались. Ребята насыпали побольше приправы и съели. Сказали, что получилось не плохо. Дошли до деревни. На встречу нам попались две машины. Пассажиры интересовались, откуда можно посмотреть Мезмай.

От Догомыса на автобусе доехали до Сочи. Вместе с нами ехала группа школьников. В автобус еле влезли.

Наконец мы увидели море!

Посидели в ближайшем кафе и побежали на автобус, т.к. надо было ещё успеть на поезд.

Вечером 6 ноября сели в поезд и благополучно сошли с него утром 8 ноября в Москве.