Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Каньоны Крыма: Трилогия

Часть 1

Дорогие друзья!

Я с радостью предлагаю вашему вниманию походный дневник «Каньоны Крыма: Трилогия». В нем описаны события пешеходного похода по горам и каньонам Крыма сентября 2010 года. Дневник – это не литературное произведение, а часто рубленные мысли, записанные в спешке на коленке. Надеюсь, мои мысли вернут участников этого путешествия – туристов донецкого клуба «Вертикаль» – в атмосферу душевного похода, и подарят немного радости остальным читателям.

ЧАСТЬ 1. МОРСКАЯ РАЗМИНКА

18 сентября. Между золотом и серебром

В 7:45 утра наша дружная команда в составе 32 человек «десантировалась» на железнодорожном вокзале города-героя Севастополя. К этому времени нас уже ждали три маршрутки, готовые доставить группу к месту начала пути. Одну из маршруток битком набили рюкзаки, в остальные сели сами. На вокзале встретили еще одного нашего, итого нас уже 33. Первые два дня путешествия планируем стоять на море недалеко от бухты Балаклавы. В этот короткий период группа должна доукомплектоваться еще двумя лицами. Планируемое число участников похода – 35 человек. С одной стороны – это много, с другой – нас этим не испугаешь.

После загрузки в маршрутки организованной колонной выехали в направлении Балаклавы. По пути было куплено шикарное местное сухое красное вино. В узких кругах нашей группы его называют «сухариком». Быть может, я отстал от жизни, но весьма обрадовался, что мой словарный запас уже в начале похода обогатился. Кроме «сухарика» прикупили свежих овощей для приготовления борща и плова.

Маршрутки с туристами катились по изворотливому крымскому серпантину резво и легко. Рулевая нашей колонны – колоритная женщина Марина – уверенно втопила педаль газа и громко включила музыку. Машины лихо проходили повороты, а туристы еле успевали хвататься за спинки сидений, чтобы ненароком не свалиться. Как оказалось позже, у Марины больше 23 лет опыта вождения за плечами. Она по доброте своей решила повеселить и окончательно разбудить донецких горных путешественников.

Через 25 минут поездки нас выгрузили на набережной Балаклавы. Оттуда начали подъем по бетонной лестнице и дальше по грунтовой тропе, выходящей на хребет. Древние башни остаются справа от тропы и движущейся группы. Первый переход по традиции – самый сложный, но мне он дается очень и очень легко, что конечно меня обрадовало. Примерно через 2,5 км спускаемся с хребта вниз к морю и за «Серебряным» пляжем разбиваем лагерь в зоне лесничества. Стоим в шикарном месте над обрывом. Море – на расстоянии вытянутой руки. Все время оно – наша музыка.

Во время перехода я шел замыкающим. Мне – в кайф. Уже определились отстающие. Они такие же члены нашей дружной команды, просто им сложнее идти. Парень по имени Леха идет медленнее всех. В группе его называют Стремительным, а на его футболке красуется надпись Адмирал. Леха – мужественный парень. Он боится обрывов, сложных участков в горах, но пошел в поход, чтобы побороть этот страх. Короче, он – молодец.

Уже сегодня некоторые особенности новой для меня группы (любовь к спиртным напиткам, отсутствие порядка дежурств и проживания в палатках) немножко напрягают. Когда нет порядка, нет и ответственности. Но с этой «претензией» я расстаюсь легко. Просто давно хотел выбраться к природе, поэтому впитываю каждую минуту нашего путешествия и не трачу время на негатив. Сюда бы еще Софию.

Когда место под лагерь было выбрано, заточили арбузы. Немного позже был перекус. Он состоял из двух бутербродов на человека. Первый – с салом. Второй – с колбасой и сыром «Рамзес» (первый раз ел в походе такой вкусный сыр) + 3 конфеты. В лесничестве есть ресепшн, где каждый желающий может удовлетворить свои гастрономические потребности. В наличии: пиво (на разлив и в банках, иногда холодное), вареные крабы, кукуруза и т.д. Короче, сервис! С одной стороны, приятно выпить холодного пива после перехода, с той поправкой, что первые два дня мы стоим на море. С другой, я очень обрадуюсь, когда цивилизация в нашем походе закончится.

На перекусе один мужичок по имени Руслан предложил мне пива. «Не пить же мне его одному», – утвердительно спросил Руслан. Я согласился. Тогда со словами: «Рви его!», он протянул мне бутылку. Пиво оказалось что надо. В движениях и поведении тела Руслана я заметил характерные особенности, свойственные боксерам. Спросил, не занимался ли он боксом. Оказалось, занимался и занимается по сей день. Руслан оказался очень интересным собеседником. На этой почве разговорились и добили бутылку пива.

Единственный недостаток нашей стоянки – это отсутствие воды. За ней нужно идти в начало пути к роднику или спускаться в бухту Балаклавы и просить воду у местных жителей. Для нашей оравы водицы нужно много. На ресепшне в бесплатную аренду взяли вязанку 5-6 литровых баклах и группой человек в 14-15 отправились в путь. Воду добыли в доме какого-то доброго, но нервного мужичка. Обратно плыли на катере. Юля договорилась за 200 грн., чтобы перевезли всю нашу команду водоносов, воду и показали с моря «Золотой» пляж. Направляясь к нему, мы миновали «Серебряный пляж» и затем наш лагерь. С борта нашего судна поперекрикивались с теми членами банды, которые остались сторожить стоянку. После «экскурсии», нас высадили на «Серебряном» пляже, откуда мы пешком доставили воду в лагерь. Привезли 220-250 литров воды. Это запас на два дня.

Когда ходили за водой, пополнились еще одним членом банды – Лехой. Он в походе выполняет функции Юлиного зама, насколько я понял. Теперь нас 34!

На ужин был борщ, готовила Юля. Получилось волшебно вкусно и совсем не как в походе, а по-домашнему. Около 22.30 лег спать под открытым небом. Слева моего спального места – высокий камень, справа – сосны, под ногами море, в ушах – его шум. Народ разбрелся по территории, ночевали преимущественно на «улице».

19 сентября. Ресепшн в горах

Проснулся около 8 утра, может немного раньше. Взял зубную щетку и пошел купаться. Солнце еще не вышло из-за хребта, поэтому царит приятная морская прохлада. Вода – контрастная. Ощущения – божественные. Сегодня, я первый раз за последние 5 лет, начал утро с купания в море. Да и чего скрывать, я первый раз в своей жизни спал под открытым небом. На завтрак давали кашу артек с килькой, приготовленную довольно вкусно. Затем был чай, сгущенка и вафли. Еда как для похода очень неслабая. Но, возможно, это пиршество закончится, когда мы поднимемся в горы. Посмотрим.

Сегодня целый день на море. Желающие отправились в Балаклаву, но я захотел остаться. К перекусу у тех, кто остался было пиво (его заботливо купили на ресепшне самые проворные пивные жители нашего лагеря), причем довольно много – явно не для похода. После первой кружки – хорошо, остальное – лишнее. Также были двойные бутеры с расплавленным от солнца сыром. Сегодня удалось поговорить с Юлей о походах. Она заманчиво вела разговор об Алтае. Надо следующим летом вместе с ними туда рвануть.

20 сентября. Первый день похода

Сегодня «ранний» подъем. Уже в 8.00 позавтракали вкусной гречкой. Это очень неплохой темп для нашей группы. В 11.00 лагерь уже собран и группа под рюкзаками выдвинулась в обратном направлении. Мы очень сильно растянулась по маршруту: время между первым и последним участником – 40 минут. Около 12.30 загрузились в маршрутки к Марине и организованной колонной выехали в направлении поселка Морозовка, откуда берет начало (или, где заканчивается) Чернореченский каньон.

Дорога заняла 20 минут. Марина привезла нас прямо к лесничеству, откуда и начинаются все тропы в каньон. Проблема только в том, что Черноречье – это заповедник. Еще в Донецке я знал, что проход туда запрещен и возможны сложности. Так и случилось. После ласкового моря нас встретили «злобные» лесники. Впрочем, злоба оказалась не такой уж дорогой – по 10 грн. с человека и гуляй себе по заповеднику (Во избежание конфликтных ситуаций с работниками лесхоза, сообщаю, что данное предложение может являться всего лишь художественным вымыслом автора).

После мирной беседы с лесниками и предъявления всех надлежащих документов и пропусков, группа начала движение к началу каньона. Идем по грунтовой дороге сквозь лесничество. Из грунта беспорядочно торчат камни, если передвигаться быстро и неосторожно, то можно подвернуть голеностоп.

На ближайшей развилке «у грязной лужи» повернули налево, и вышли к просторной поляне с озером и тарзанкой. Очень красивое место, устроили здесь перекус и купание в озере. Долго совещались ставить здесь лагерь или идти дальше, решили идти. От тарзанки по левому берегу по течению реки идет тропа, которая выводит к надежной бревенчатой переправе. Для удобства к бревну, перекинутому на соседний берег по бокам прибиты длинные ветки, в которые можно упираться ботинками. На бревне был устроен аттракцион «кто первый упадет?». Вся бригада с переправой и психологическим аттракционом справилась. Все остались сухими.

Когда группа была «в безопасности», продолжили движение по тропе и через некоторое время уперлись в скалу. Юля пошла на разведку. Нашла тропу идущую верхом, пошли по ней. Потом пришлось немного вернуться и пойти низом – ошиблись. Скалу обходили траверсом справа. Леха в этот момент повел себя не совсем корректно по отношению к Юле, жирно намекая, что она тупит и ведет группу по неправильной тропе. Я допускаю, что такое в их походах – это нормально. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но мне показалось, что Юле было неприятно. Она все-таки руководитель.

Идем вдоль Черной речки. Вода в реке очень вкусная, жадно хочется ее пить. После скального участка перешли еще одно бревно. Группа в очередной раз сильно растянулась. Развилка. Теоретически заблудиться на ней сложно, но для верности я выложил стрелку из камней, указывающую направо. После развилки еще одно бревно. Через некоторое время переходим брод по переправе из трех бревен. Бревенчатое испытание преодолели считанные люди, остальные разулись и пошли по реке вброд. Сразу после переправы вышли на просторную двухуровневую поляну среди деревьев, ставим лагерь. Вода в двух шагах от палаток – очень удобно. Организованно сходили за дровами, искупались в реке и даже помылись с мылом. Стоим на входе в Чернореченский каньон. Наш лагерь состоит из 13 палаток. Я в 4-местном «Ханахе» совершенно один. Такого в моих походах не было никогда.

В Балаклаве подобрали еще одного «пассажира» Леху-Саню, а Леху Стремительного высадили. Волей руководителя, Стремительный был освобожден от простого перехода в Черноречье. Это слишком просто для него. Со Стремительным мы встретимся уже после Чернореченского каньона.

Сегодня на ужин плов вкуснейший плов. Готовит снова Юля. Это одно из ее фирменных блюд. В качестве мяса добротная армейская тушенка. И что приятно, не упущена самая важная, с моей точки зрения, пряность для плова – барбарис. Плова в любых количествах хватило всем, благо его приготовили два полных котла.

Для скорейшего знакомства коллектива и укрепления дружественных отношений, Юля придумала конкурс. Суть такова. Вся группа была разбита на команды, каждой из которых выдали начальную строчку из стихотворения Агнии Барто. Задача сводилась к сочинению продолжения стихотворения, которое бы служило представлением команды и одновременно тостом. Выпивали за начало похода!

Интересно, что общее настроение и тематика стихов, практически копировали дух нашего похода. А разве могло быть иначе?

Моя группа (Леха, Вовка, Василина, Дима + Ира и я, извините, если кого-то забыл) представлялась первой. Группу назвали «Зайки».

Зайку бросила хозяйка.
Своих заек развращать.

Дальше, произведение группы №2:

Резиновую Зину купили в магазине,
Надули Зину дома, отправили в поход.
Там на тропинке, Зина встретила грузинов
Теперь в походы Зина, наверно не пойдет.
А пьяного кума нашли мы на вокзале
Опохмелили дома, отправили в поход.
Не зря, наверно, Леху с собою мы позвали,
В походы ходит Леха раз 10 каждый год.
В штанах у Пифагора нашли мы Командора,
Нашли ее мы трезвой, отправили в поход.
А там она гуляла, со спиртом дрейфовала,
И каждый вечер с кумом Зину поминала

Группа №3 сочинила такое:

Уронили мишку на пол,
Ден по лесу спирт разляпал,
Леха с Сявой – два козла!
Здесь нам рифма не нужна.
Командор так разошелся:
Спирт в палатке не нашелся.
И вина ей не хватило.
Что случилось? Где же пиво?
Далеко ли до села?
Два козла пойдут туда
Весь отряд переживает…
Как!? Никто не наливает???
Мораль сей басни такова:
Жизнь должна быть весела.

И шедевр от команды №4:

Наша Таня громко плачет.
Выпить хочет, не иначе!
Так поддержим ее в этом,
Сходим вместе за бухлетом.
До краев налей вина кружечку,
Выпьем до дна на веселый наш поход,
Чтоб прошел он без хлопот,
Чтобы классно веселились,
Напились, опохмелились.
И так дальше день за днем,
Мы поход наш проведем.

Вот такие у нас в группе рифмоплеты.

Сегодня первый по-настоящему походный день. Хоть и прошли мы не много, но ощущения именно походные. Ночью лежа в палатке, слушаю шум реки, под эти звуки засыпаю. Наконец-то все как в походе. Но в нашей группе не хватает организации. Много юмора, смеха, позитивного настроения, никогда не скучно (это довольно большой плюс). Но вместе с тем, нет четкого распределения обязанностей. Я ночую один в 4-местном «Ханахе». Где логика? В нашем походе, предположим, это нормально, но вообще-то найти место под постановку 13 палаток – это проблемка. Такая роскошь в серьезном походе недопустима.

Завтра сложный день: надо пройти весь каньон сразу. Юля предлагает разбиться на 3 группы, но группы не сформированы, а направляющие групп не ознакомлены с маршрутом и картой. Может быть, я слишком серьезен, но короче – такие мысли. А вообще группа – очень хорошая. Наверное, самое главное впечатление от этой команды – это доброта. Добрая группа и веселая. В 22.25 отбой. Подъем дежурных намечен на 5.00, всех остальных – на 6.00.

Часть 2. СПОРТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

21 сентября. Шариковый день

Первое по-настоящему походное утро началось в 6.40. После подъема водные процедуры и быстрый завтрак. Я предчувствую прекрасный день, поскольку нашей группе предстоит, наверное, самый интересный и, наиболее, спортивный переход – 12-километровый марш-бросок через Чернореченский каньон. Плюс ко всему, в этом каньоне я никогда не был, поэтому с нетерпением жду выхода на маршрут.

Свою палатку собрал очень быстро и раньше всех остальных. Народ не слишком торопится запаковывать лагерь. Когда я пишу эти строки, некоторые участники «экспедиции» еще подтягивают кариматы и спальники с соседней поляны, где была организована ночевка под открытым небом.

Утром выпала небольшая роса, но при этом воздух все еще довольно теплый. Это остатки лета. Горы не успели остыть и щедро отдают нам тепло, которое накопили летом. В лесу, где мы стоим, много калины и кизила. Встречаются целые кизиловые рощи. Одна из таких в пяти шагах от лагеря. Есть лесные орехи. Утром над рекой стелился легкий и какой-то волшебный туман. Красиво.

Лагерь собираем медленно. В 8.30 (через два часа после всеобщего подъема) проснулись Леха и Витек. Вчера вечером у них был свой повод долго гульдебасить, поэтому сегодня они тяжелы на подъем. «Вишенкой на торте» вчерашней вечерней программы стал фейерверк, организованный Лехой. Салют он делал просто: бросал пальчиковые батарейки в костер.

В 9.00 не собраны еще 4 палатки, вещи разбросаны по лагерю. В лучшем случае выйдем со стоянки в 10.00. Нам предстоит пройти 12 километров по сложному маршруту со скальными участками. Поэтому любая задержка играет против команды.

Есть у нас в группе девушка, которая любит перед выходом на маршрут нанести на свое лицо боевую раскраску при помощи туши для ресниц и теней. Вчера, когда мы только входили в Чернореченский каньон, она сказала мне: «Как здесь красиво: деревья, горы, река». На что мне хотелось добавить: «И девушки с накрашенными ресницами». Но я дипломатично промолчал. Сегодня утром были обнаружены еще две барышни, красящие ресницы и одна, которая сооружала прическу с помощью лака для волос. Нет, я их, конечно, понимаю! А вдруг встретится принц!?

Сегодня «шариковый день». Для поднятий боевого духа каждому члену нашей банды выдали воздушный шарик. Его следовало надуть и закрепить на рюкзаке. Участник, шарик которого останется целым к финишу 12-километрового перехода сквозь весь каньон – молодец. «Шариковый день» – это веселая и забавная история, которая все всяких сомнений укрепляет коллектив, настраивает команда на позитив, дружбу и поддержку. Я считаю – это прекрасная находка руководителя, который такими «вещами» заботится о сплоченности коллектива. В тоже время, шарик на рюкзаке – это не забава, а спортивный тренажер. Неся его, турист больше концентрируется и старается преодолевать сложные участки с минимальным риском. Поэтому «шариковый день», по моему мнению, был еще и очень полезным. Мне достался зеленый!

Наконец лагерь собран. Разбились на три группы. Руководители-направляющие: Юля, Света и Леха. Я во второй группе со Светой поставлен замыкающим. В группе нас 13 человек. Первая команда во главе с Юлей покинула лагерь в 9.40. Наша бригада вышла на маршрут в 9.50. Идем по правому берегу против течения реки Черная. Тропа временами теряется и выводит на скальные участки, которые необходимо проходить траверсом или верхом.

Траверсы на скальных участках группа проходит довольно хорошо, но немножко медленно. Через 40 минут пути вижу за спиной Леху, а это значит, что группа №3 нас настигает. Переход осложняется тем, что в важных местах приходится выбирать одну тропу их трех-четырех вариантов. Света иногда останавливает и интересуется моим мнением, как лучше идти. Я предложил вариант строго держаться тропы и максимально близко реке, а в случае «тупика» обходить участок верхом. В принципе, другого варианта для нас не было. В 13.15 выходим на первый главный ориентир – озеро. Здесь уже две наши группы. Леха, который руководил замыкающей группой, повел народ верхом и опередил нас. Они пришли быстрее, мы сделали более интересный переход, как мне кажется. Озеро – это знак, что позади 1/3 маршрута. Здесь устраиваем перекус и купание. Юлина группа в этот момент выходит на следующий участок маршрута, предусмотрительно забрав у нас железяки для кострища.

Пока траверсировали скалистые склоны каньона, небо затянуло серыми дождливыми тучами, и стал срываться сильный холодный ветер. Если вначале пути легкая облачность нам помогала, то сейчас появилась перспектива попасть в дождь. Что-то не слишком меня радует картина «35 туристов карабкаются по мокрым камням». Согласно старому походному суеверию, слово «дождь» я даже не произношу, стараюсь думать о солнечной погоде.

С озера вышли в 14.00 двумя группами. Леха решил объединить две последние группы и идти одним дружным «скоростным» коллективом. Леха направляет, я замыкаю. Позже «в замке» стал идти Витек. У него что-то с коленом (идет не быстро), да и Леха привык на него ориентироваться. В 16.30 вышли на второй ориентир «остров». Тропа проходит по скальным участкам, часто меняет высоту, но мы стараемся идти шаг в шаг и не растягиваться. На середине пути разгрузили тяжеленный рюкзак Таня – очень мужественная девушка, но после разгрузки пошла веселее.

Юлина группа уже в 16.00 поставила лагерь, мы же были еще далеки от цели. На середине пути головная команда оставила нам маячок – фиолетовый шарик в еловых ветках. Это был верный знак, что идем правильно. Где-то за час до предполагаемой стоянки наша шикарная тропа уперлась в «тупик». Вернулись на 10 метров и обнаружили сложенный тур на большом камне. От тура по склону перпендикулярно основной тропе уходит тропка, идем по ней. В 18.30 были в лагере. Поставили палатки на просторной поляне, сходили за дровами, искупались. В реке вода весьма бодрящая, но не ледяная. Думаю, градусов 10 есть.

Стоянка – супер! Поместились все палатки, очень удобное место под костер, вокруг которого сложены бревна-лавки. На них смогла разместить карипопы вся наша большая команда. Сегодня самый душевный вечер в походе, практически все сидят возле костра. Юля и Василина заводят песни, спустя некоторое время поет уже весь лагерь. Василина во время ужина получила приз – маленькую мягкую игрушку, как единственная, кто донес шарик до конца. Возле костра много разговаривали, было своеобразное продолжение знакомства. Компания очень душевная. Леха-Саня и Леха забацали бормотуху. Ее ингредиенты: сгущенка, спирт, вода. Получился «ликер «Бейлиз». Сидели допоздна, чаевничали, общались. А Леха почему-то весь вечер был задумчивый. Не грустный, а задумчивый. Ко мне в палатку подселили двух «бездомных» Таню и Лену. Наконец-то, а то я уже стал верить, что несу 4-местную палатку для себя одного.

22 сентября. Мы пьем до дна…

Проснулись в начале восьмого. Благодаря стараниям дежурных завтрак нас уже ждал. Быстро умылись, отскребли от мисок следы вчерашнего ужина, и – к столу. Последующий сбор лагеря проходил по классическому сценарию. В моем случае, он тоже был классическим. В своей палатке я создал микродисциплину, даже не говоря о ней. Главное найти подход. В результате, вещи из «домика» извлекались быстро, что позволяет мне собираться с высокой скоростью. Рюкзак запаковал самым первым и сел за дневник.

Погода утром очень приятная. Сухо. Небо затянуто легкими серыми тучками, ветра нет. Остается надеяться, что такое благоприятное начала дня не перерастет в затяжной дождливый день. В 9.15 лагерь собран наполовину.

На маршрут вышли в 10.00. Идем вдоль правого берега Черной речки против течения. Тропа должна вывести нас из каньона. Через два часа ходу вышли к трассе. Народ сразу включил мобильные телефоны. Дежурные раздали арахис. Пока поднимались к дороге, встретили трех велотуристов, которые путешествуют по горным монастырям. Они похвастались нам, что пьют воду прямо из реки, а мы сказали, что несем с собой воду из Донецка. Шутка удалась.

На трассе долго не стояли. Удача улыбнулась нам, и вскоре из-за поворота показался рейсовый автобус, который ходит по расписанию раз в 4 часа. В автобусе заняли все свободное пространства и весело продолжили дорогу. Конечный пункт – село Родниковое. В автобусе состоялась встреча нас с Лехой Стремительным. Как раз в Родниковом мы и договаривались с ним встретится. Леха был рад нас видеть, но вид у него был какой-то помятый.

До села ехали около 20 минут. Выгрузились на остановке рядом с магазинами: слева продуктовая точка, справа – лавка алкоголя. Один из их работал, второй был на перерыве. Централизовано сложили рюкзаки в одну кучку, после чего народ с диким блеском в глазах отправился пополнять провиант. Я ограничился одной ряженкой, но наша многочисленная донецкая бригада разошлась не на шутку. Сначала был «атакован» работающий продуктовый магазин. Оттуда выносили и жевали на ходу: шоколадки, мороженое, пиво, минеральную воду (зачем?), газированные напитки, молоко, бананы, айву, лимоны, еще пиво, печеньки, апельсины, йогурты, ципсы, еще много пива, пирожные, семки, пиво, пиво, пиво (если что-то забыл, допишите в комментариях). Затем разгрому подвергся магазин с алкогольными напитками. В рюкзаки пошли: коньяки разной звездности, вина красные и белые, шампанское, еще пиво. Когда народ опустошил витрины и дожевал последний «чебурек», стали готовиться к выходу на маршрут.

В 14.00 по асфальтированной, переходящей в грунт, дороге двинулись в направлении каньона Узунджа. Рюкзаки изрядно потяжелели, но многим после плотного обеда с пивом, идти было весело. Веселее всех чувствовал себя Артем. В 15:15 подошли к ориентиру – детскому горному лагерю «Горный». От лагеря слева идет тропа, выводящая в каньон. Идем по ней. Через 45 минут вышли на просторную поляну, где разбили лагерь. Каньон сухой, дров очень много. Стоянка безводная. До ближайшей воды около 15 минут по днищу каньона.

На этом месте планируем стоять сегодня и завтра. С прицелом на длительную стоянку, команда лесорубов и лесопилов, на радость всем, заготовила столько дров, сколько не вместили бы все наши 13 палаток. Принесли воду для приготовления еды. Ванны принимать здесь не так комфортно, как на предыдущих стоянках. Некоторые обходятся влажными салфетками, некоторые уходят в каньон подальше, где воды хотя бы по щиколотку. По лагерю был объявлен командорский призыв не купаться с мылом и шампунями. Все, что будет вылито в реку, в конечном счете, попадет к нам или кому то другому в котел. От использования мыльных средств действительно можно было удержаться. Но… В каньоне встречались мыльные ванночки и даже кем то оставленные бутылочки с мылом и шампунем. Да, друзья! Пусть вам будет стыдно!

С купаний вернулись все, кроме Лехи Стремительного. Он захотел мыться один, что-то случилось, и он упал с камня. В результате – вывих голеностопа. Очень неприятная и болезненная травма. Леха выломал себе палку и, опираясь на нее, не спеша пошел в лагерь. В это время ему на встречу выдвинулась «спасательная команда». На полпути к воде мы встретили Стремительного. Ребята пошли обратно, а я дальше – посмотреть, где вода: завтра утром у меня дежурство.

Я резво прыгал по камням в каньоне, довольно быстро перемещался. Время приближалось к 19.00. Солнце быстро садилось, но освещения еще хватало, пока я не зашел в лесную часть каньона. Здесь царил гнетущий полумрак и оглушительная тишина. Я дошел до первой лужи с водой, но пригодная для питья намного дальше. Остановился на мгновение и посмотрел вокруг. Это восхитительно, как совершенна природа. В этом месте – она хозяйка жизни. Ночью, молчаливый сухой каньон по-настоящему оживает. Он живет даже в этой тишине, и я здесь сейчас всего лишь гость.

Продолжаю путь. Только глухие удары подошв моих ботинок выдают присутствие в каньоне человека. К тишине подключились одинокие звуки диких зверей и ночных птиц. Хозяева этой местности как бы перекрикивались с тишиной. Я не дошел до воды, когда принял решение поворачивать обратно. В этот момент я был словно пловец, выплывший далеко в море, который помнит, что нужно оставить половину своих сил на обратный путь. Но сейчас я руководствовался не силами своего организма, а светом заходящего солнца. Лучей моего фонаря «Пецл», как это ни странно, не хватало, чтобы чувствовать себя комфортно, а закат был слишком стремительным. Я не испытывал страх, но воображение стало рисовать кинематографические сюжеты к триллерам со мной в главной роли. Просто я люблю драматургию Когда бежишь совершенно один по ночному сухому каньону испытываешь пограничные чувства. Это аттракцион! Всем советую!

Вернулся в лагерь немногим позже «спасательной» команды. Возле костра уже звенели миски и разливались еда. Уже второй раз за поход на ужин готовят вкуснейший борщ – это сказочное кушанье в горах. Я опустоши свою миску с борщом за пару минут. После трапезы и чая народ начал разбредаться по палаткам. Я гостил в «квартире» Жени и Вовки, где кроме нас троих были еще: Алена, Оля, Василина, Миха и Леха-Саня. Через какое-то время мы дружной толпой переместились в руководительскую 2-местную палатку, где составили компанию пяти отдыхающим.

Ближе к полуночи Сява сочинил:

Мы пьем до дна за тех, кто в походе
За тех, кто любит шмурдяк, за тех, кому повезет
И если цель одна, и в радость и в горе
То тот, кто не струсил, рюкзак свой не бросил,
Стоянку свою найдет…

23 сентября. Квест в каньоне и Радио Узунджа

Под утро возле палатки был слышен рев какого-то животного. Кто говорит, что рысь, кто – кабан, кто – лось. Подъем дежурных был запланирован на 7.00. Проснулся в 6.40. Вылез из палатки. Вымылили с Димой котлы и на пару отправились за водой. В это время Ира и Таня начали чистить и нарезать овощи для приготовления нашего завтрака. Мы готовили ризотто! Тоже блюдо, как для похода, экзотическое. Юля вызвалась помогать готовить, поэтому в 8.00 дежурные ее разбудили. В 9.00 наша команда уже позавтракала и выпила чаю со сгущенкой и печеньем. Утренние вафли не распаковывали, решили добить вчерашние кондитерские изделия.

Сегодня дневка. Такой себе отдых во время отдыха. После завтрака «руководительская» группа отправилась в каньон, чтобы подготовить для всех наш широкомасштабный горный квест. Еще один супер сближающий элемент в походе! Спасибо, Юля! А мы небольшой командой (я, Леха-Саня, Василина, Вовка + Женя, две Лены, Оля) решили залезть на гору, которая заманчиво смотрела на лагерь с левого берега каньона. За полтора часа сходили туда и обратно. Сверху видели все окрестности и наш крошечный лагерь. Кричали оставшимся: «Микрооообыыы», а в ответ слышали: «Сами вы микрооообыыыы».

Погода сегодня очень жаркая: солнце нас не щадит, а высоко в небе гуляет сильный ветер. Около 13.00 сделали перекус, и следующий час балдели лежа на кариматах в ожидании Юли. «Руководительская» группа вернулась, как и планировала, в 14.00. Путем четной жеребьевки нас разбили на две команды: красные и синие. Чтобы мы друг друга различали, на лицах акварелью были сделаны метки соответствующих цветов. Потом стали выбирать капитанов. Мне, правда, не хотелось им быть, но люди настояли. Подвести их не мог, пришлось капитанствовать. Хотя реально в игре это была чисто формальная должность. Мы – синие. Называемся – «целеустремленные». Вся сюжетная линия нашей команды строилась вокруг Лехи Стремительного, который в это время лежал в лагере с травмой. Сценарий же красных был построен вокруг Командора.

Свою первую записку нашли в лагере под неподъемным камнем. «Неподъемным камнем оказался» Леха Стремительный собственной персоны. Остальные послания ждали нас в каньоне. Мы бежали по каньону и собирали записки по номерам в порядке возрастания. Всего нужно было собрать 9 записок, в каждой из которых говорилось где лежит последующее послание. Параллельным курсом пронеслась команда красных, они нашли уже четвертую записку, а у нас нет еще и третьей. Записка №3 должна была быть в носке Лехи Стремительного. Мы собрали по пути с десяток разных носков (синих, черных, цветных, сухих, мокрых…), но они были пусты… Наша команда двигалась растянутой, но плотной группой. Все синие были на расстоянии «выкрика». Только один Андрюха отбился и убежал вперед. Практически отчаявшись найти записку №3, мы прошли еще минут 30 по каньону. И, чудо! Алена, которая шла впереди, «взорвалась» от радости. Нашла носок, а в нем записку. Затем быстро были найдены записки №4 и №6.

Мы уже приближались к пещере Узунджа, которой заканчивается эта часть каньона, когда встретили Андрюху. Он шел нам на встречу. Андрюха оказывается, нашел все наши записки и оставил их для нас на видных месте. Правда, кое-где он забыл вернуть записку обратно, а где-то перепрятал, что сам потом не нашел. Непонятно почему он их не собирал себе в карман, и не ждал свою команду. Короче, мы на него обиделись, а он обиделся на нас. Прощаясь, Андрюха вручил нам бутылку командорского шмурдячка и записку, где говорилось, что это не клад, а клад нужно искать в пещере. Добрались до пещеры, и нашли карту. Судя по ней, клад у нас в лагере. Откровенно говоря, настроение было испорчено. И с такими упадническими мыслями мы пошли обратно в лагерь.

На обратный путь затратили около 45 минут (прибыли в 18.00). Красные вернулись раньше нас и уже вовсю веселились в лагере. Водяные пистолеты зарядили патронами и затеяли «кровавую» перестрелку. Несмотря на испорченную игру, Юля каким-то образом сумела переключить мое внимание и настроение улучшилось. Это один из талантов руководителя – уметь шутками и юмором нейтрализовывать плохие эмоции. Всем сразу стало весело. Особенно после того, как я разлил своей команде доброго командорского шмурдячка. Что меня потянуло его понюхать, не знаю. Но я быстро сообразил, что в бутылке не водка, а вода. Остальные были в неведенье и лихорадочно искали закуску, прежде чем сделать победный глоток. Я же в это время демонстративно пил прямо из горла. Повеселила Василина Она разыграла целое театрализованное представление по выпиванию шмурдячка. Надо было видеть ее глаза, когда она поняла, что в кружке – вода. Когда народ понял состав содержимого заветной бутылки, Сява сказал, что Командор жадный и никогда бы спрятал шмурдяк в каньоне, поскольку есть вероятность, что мы его не найдем.

Ужин уже был практически готов, несмотря на то, что я – дежурный – только вернулся из каньона. За это большое спасибо моим дежурным (Дима, Ира и Таня) и тем, кто им помогал. В данной ситуации проявился еще один плюс этой команды – взаимовыручка. В этой группе за тебя всегда подежурят или помогут что-то сделать, даже не акцентируя на этом внимания. Это, я вам сказу, огромная человеческая заслуга этой группы. Было бы интересно испытать этот коллектив в условиях более жесткого похода.

После еды сварили вкусный глинтвейн с фруктами, специями и медом. Потом сидели возле костра и пели песни. Прекрасный день завершался добрым вечером. Опустившуюся ночь разбавляли крики диких рысей, который просто «окружили» наш лагерь. Под эти звуки впервые в нашем походе стало вещать «Радио Узунджа!». Отбой в начале первого.

Часть 3. ЗВУКИ ПРИРОДЫ

24 сентября. Кизил, лещина, тёрн

Подъем был назначен на 6.00, проснулись по традиции на час позже. Леха и Леха-Саня к этому времени были уже давно на ногах. Они поднялись в 5.00, собрали рюкзак Лехи Стремительного и в качестве сопровождения отправились вместе с ним в село Родниковое. Стремительный, к сожалению, сошел с маршрута. Досадная травма не позволила ему продолжить путешествие, и в данной ситуации было принято единственно верное решение – сойти с маршрута. Леху-Адмирала жалко! Это, наверное, до боли досадно закончить свой поход, толком не успев его начать. Ни одному походнику такого не желаю. Еще в ситуации с травмой Лехи меня весьма удивило отсутствие первой медицинской помощи. Может быть, я что-то пропустил, но как-то не заметил, чтобы «врач» (обычно в походах это человек, который несет аптечку) нашей команды, пекся о самочувствии Лехи. Кстати, врач по штату вообще был?

Раскладываю ситуацию по полочкам. У Стремительного достаточно сильное растяжение связок голеностопа, тут к бабке ходить не надо. Нужно восстанавливать ногу. Но вместо того, чтобы помочь человеку народ стал давать советы, иногда, просто ради шутки. Сейчас я буду сильно преувеличивать, но со стороны выглядело примерно так: «Леха, тебе надо ногу в тепло. Да нет, надень ботинок и туго зашнуруй его. А хочешь я дам тебе крем, который снимает усталость с ног? Леха, тебе надо побольше ходить. Нет, наверное, не ходи, а лежи. Леха, чё ты ходишь, замотай ногу эластичным бинтом. Хочешь я дам тебе таблетку обезболивающего? Намажь вот этой мазью. Нет, эта мазь плохая, лучше вот этой». Доходило до абсурда. Ни у кого не было нужных мазей и эластичных бинтов. А те, у кого они были, делали вид, что они не слышат. Любопытно, что и сам Леха не особенно стремился оберегать свою ногу. Что самое интересное, я думаю, в аптечке было все необходимое, просто к лехиной травме не отнеслись серьезно. Или я чего-то не знаю, и это Леха после солидной консультации походного врача, проигнорировал наставления и продолжил самолечение бездействием. Если я в чем-то не прав, поправьте меня. И справедливости ради надо сказать, что Стремительный все-таки получил нужные «лекарства» и консультации. Спасибо добрым людям.

Сегодня утром впервые в нашем походе выпала крупная роса. А около часа ночи, когда я еще не заснул, слышал, как по тенту палатки простучали редкие дождевые капли. Несмотря на это, погода нас продолжает радовать. Небо безоблачное, ветра нет, уже в 9.00 очень жарко.

В 10.00 лагерь еще не собран и наполовину. Народ не торопится, поскольку мы ждем возвращения двух Лех. Юля наметила на сегодняшний день самый сложный и продолжительный переход. По крайней мере, были такие заявления. Конечная цель –Чайный Домик, а в худшем случае – водопад Серебряные струи.

На маршрут выдвинулись в 11.00. Юля поставила меня замыкать. Я остался ждать Сяву, Светланку, Витька и двух Лех, которые в спешном порядке запаковывали свои рюкзаки. Их палатки мы предусмотрительно собрали заранее. Но Света сказала мне: «Сереж, ты можешь нас не ждать, мы все равно быстро догоним». А Сява убедил окончательно: «Ми теж круті, нас можно не чекати».

Группа резво двигалась уже знакомым маршрутом, по которому вчера мотались в поисках квестовых предметов. Через час ходу вся наша команда прибыла к пещере Узунджа. По пути, «синие» извлекли из тайников две ненайденные вчера записки. Возле пещеры сделали маленький привал. В озере, которое вытекает из пещеры, пополняем запасы воды. Дальше вода на маршруте встречаться не будет. Снова ждем Леху. Он решил полазить в пещере. Ждем его недолго и решаем идти без него. Витек и Вовка остаются ждать нашего спелеолога.

Нам предстоит пройти сложный участок по осыпному каменно-земляному склону и дальше по скальным участкам. Поэтому группа перемешалась таким образом, чтобы рядом с каждой девочкой был мальчик. От озера по левому склону перпендикулярно руслу каньона бежит тропа. Начинаем движение по ней. Крутизна склона около 45 градусов. Идем медленно, стараемся не срывать встречающиеся камни и двигаться след в след. Внизу остались Витек и Вовка, но они ждали не долго… Как только «изголодавшиеся» сторожа-путешественники распаковали пакетик «Семок», Леха вылез из пещеры.

Подъем и последующий спуск от пещеры оказались не такими уж зловещими. Предварительно Юля интересовалась, сможем ли мы в случае чего на этом сложном участке закинуть девочек наверх. Но некоторые даже не поняли, что самое страшное уже позади. «А когда будут девочек закидывать?», – спросила Катя. «Так уже все!», – ответили ей. Вскоре каменные тропы переросли в лесные. Идем весело, по пути кушаем кизил, лещину, тёрн.

В 14.00 сделали привал в лесу рядом с домиком лесника. Недалеко пасутся коровы и быки. Рюкзаки бросили под высоким раскидистым деревом. Слева от нас – небольшое озерцо-болотце, которое является питьевым для этих коров. Часть людей отправилась в домик к леснику за молоком, другие – собирать лесниковские яблоки, третьи – лещину. Завершать привал не торопимся. Развернули карту, чтобы решить, как идти дальше. Выбрали маршрут №30 с красной маркой. Юля спалилась, что она специально тянет время, и на Чайный Домик мы сегодня не попадем. Поэтому, куда нам торопиться? Будет идти в свое удовольствие.

После привала идем 20 минут, и выходим на широкую натоптанную тропу с красной меткой. Тропа больше напоминает грунтовую дорогу. Идем строго по маркерам через лесничество. Иногда встречаются кормушки для лосей с заготовленным сеном. На тропе редко замечаю фантики от конфет, которые разбросал кто-то из наших (в этом месте положена порция критики и брани). В 16.00 остановились на перекус. В нашем распоряжении полный сервис, предоставляемый лесничеством: удобные длинные лавки и добротный стол. Располагаемся, как в столовой. На перекус уже классические бутерброды с колбасой, сыром и соусом тартар. На десерт выдали изюм и курагу. К этому моменту воды в группе практически не осталось. После трапезы, образовавшийся мусор утилизировали в мусорный бак, который также входит в систему сервиса этого шикарного лесничества.

Продолжили движение по красной марке в 16.30 и спустя 30 минут вышли на смотровую площадку, откуда великолепно просматривалось начало Большого каньона Крыма. Устраиваем групповое фото и за 20 минут по тропе спускаемся на стоянку.

Стоянка для нашей многочисленной группы – небольшая. Ставим палатки настолько плотно, что пройти между ними невозможно. Дров в лесу много, что не может не радовать. Вода, вытекающая из трубы, находится немного выше лагеря. На юго-восток от стоянки вдоль склона идет хорошая тропа на водопад Серебряные струи. До него при хорошем темпе можно дойти за 10 минут. После сбора дров мужским коллективом отправились купаться. Вода – просто ледяная. Ощущения холода усиливает густой темный лес, который ночью становится сырым и холодным. Купание в такой водице очень взбодрило. Для девочек, баклахи с водой нагрели прямо в костре. На ужин был рыбный суп, 50 грамм водки, чай, вафли, сгущенка.

После ужина вокруг костра собралась большая компания – сочиняли песню для Сявы, у которого завтра День рождения. Самого Сяву из лагеря куда-то увели. Получилась вот такая «Морковная аллегория».

I

Весь Сявочка в цвету,
Не обижайтесь, белочки,
Но Святославу главное,
Чтобы его любимая Светланочка ждала!

II

Работать, мыть и убирать
И для любимой Светочки
Морковку вынимать!

После сочинения песни, народ разбрелся спать довольно быстро. Многие ночевали в палатках, а мы с Вовкой, Женей и Аленой ночевали возле костра. Спать на природе – это круто! В лесу темно и холодно, а свет луны, пробивающийся сквозь плотный беспорядок деревьев, кажется лучом фонаря «Пецл». Ближе к двум часам ночи лес ожил. С разных сторон начали дико орать лоси. Создалось впечатление, что один лось был загнан каким-то другим зверем и поэтому отчаянно ревел изо всех сил. Однажды крики лосей спугнул одинокий выстрел охотничьего ружья. Видимо сезон охоты в разгаре. Потом к лосям подключились ночные птицы, журчание воды и треск веток. Ночь получилась волшебно-незабываемой.

25 сентября. Морковная аллегория Проснуться в лесу – это фантастика! Открываю глаза и вижу высоченные деревья, стройно вытянувшиеся в небо. Они росли долго, чтобы стать такими величественными. И мне кажется, иметь возможность почувствовать эту грандиозность и совершенство природы – есть большой подарок жизни.

На часах 6.00. Солнце еще не показалось из-за хребта, но уже достаточно светло. Сегодня особенный день – День рождения Сявы. Дежурные к этому событию приготовили настоящее праздничное кушанье – «макароны по-флотски». Рецепт таков: крученые рожки, армейская тушенка в больших количествах, сыр Рамзес. Получилось непередаваемо вкусно. Приготавливая завтрак, дежурная группа никак не могла найти маленький котелок и газовую горелку. Через некоторое время пропавшие предметы принесла Юля. Оказывается руководительская палатка ходила ночевать на смотровую площадку, предусмотрительно нам не сказав, и прихватив с собой все необходимое для теплого вечера холодной крымской ночью.

Перед завтраком возле костра собралась вся наша команда. Начали поздравлять именинника. Юля под всеобщие аплодисменты вручила Сяве удостоверение бомжа, зачитав перед передачей ксивы все новые привилегии владельца сего документа. За удостоверением последовала вторая часть подарка. Сяве торжественно вручили термо-стакан. Пока виновник торжества рассматривал новинку, Леха не без удовольствия допаливал в костре старую Сявкину пластмассовую кружечку. Третьей частью подарка стала бутылка шмурдяка в виде казацкой сабли. А на закуску Сява послушал сочиненную для него песню «Морковная аллегория», которую исполнили всем дружным коллективом.

Я пел песню и внимательно смотрел на Сяву. Ему было очень радостно и приятно. А еще немного неудобно и как-то неловко. Сява стоял и слушал песню, держа в одной руке термо-стакан, а в другой – саблю-бутылку. И в этот момент он выглядел очень лиричным персонажем, которому безумно приятно такое внимание, но всем своим видом он как бы говорил: «Да ну что вы… Не стоило… Мне так приятно». Мы своей песней задели его, как оказалось тонкую душевную организацию, и даже растрогали. Приятный момент, как ни крути!

Ну а потом народ выпил за здоровье именинника шмурдяка из сабли и закусил «макаронами по-флотски». А еще Сяве вручили нарядную вязанку воздушных шариков. К чаю раздали шоколад.

Командование нашей группы не слишком торопится выдвигаться на маршрут: в 11.00 лагерь еще не собран. Через час все-таки решили, что стоит сделать финальный переход в нашем походе. Идти не слишком много: нужно добраться до Большого каньона, искупаться в Ванне Молодости и поставить лагерь где-то подальше от лесников. Через 20 минут после выхода со стоянки были на водопаде Серебряные струи. Двигались по маркированной красным цветом тропе. На водопаде сделали привал, который затянулся где-то на 50 минут. Сперва все увлеклись фотками на фоне водопада, на водопаде и внутри водопада. Потом Юля купила всем по стаканчику горного чая, который варил рядом с водопадом местный житель. Торговец чаем сделал очень атмосферный бизнес: чай варится в самоваре на дровах, можно продигустировать напиток и тут же приобрести пакетик с чаем за относительно скромные 20 грн. Пока ты стоишь и выбираешь, чайных дел мастер рассказывает секреты заваривания настоящего горного чая. Основной из них заключается в том, что чай нужно не заливать кипятком, а проваривать, тогда травы отдадут все вкусное и целебное. По его словам, маленькую горстку чая можно варить 3-4 дня, и напиток будет становиться только лучше. Я прикупил целых три пакеты разных чаев. Признаю, поддался его удачному маркетингу, но я ничуть не жалею.

За столом напротив, торговали местным вином. Его брали не так активно, как чай, но те, кто рискнул отведать местного шмурдячка, очень быстро добрел и веселел.

В 12.30 двинулись дальше. Держимся маркированной тропы, которая выведет нас к Большому каньону. Уже на водопаде было много людей (начиная от организованных групп школьников, заканчивая компаниями пенсионеров), которые приехали сюда на выходные просто погулять. Чем ближе мы были к каньону, тем больше людей встречали на своем пути. Ощущение, что мы находимся на оживленном европейском курорте, пусть и в горах, устойчиво вгрызлось в сознание. Перед входом в каньон наткнулись на еще одного продавца чая. Зависли у него на час: народ попивал чаек с вареньком, покупал варенье из кизила и васильков. Я тоже утяжелил свой рюкзак одной полулитровой баночкой (все варенье по 30 грн.). Купить такой деликатес можно только здесь – это факт.

Еще через час всей группой прибыли к карстовому источнику Пания. На верхней от источника поляне бросили рюкзаки, переоделись в купальные костюмы и «побежали» к Ванне Молодости, которая в 500 метрах от нас. Купание получилось отменное. Вода температурой в 8 градусов обжигала, но холодно не было. После Ванны чувствовал себя бодрым и готовым на большой переход. Правда, водные процедуры нашей группы затянулось. Возле рюкзаков были только в 17.30. Там нас уже ждал перекус. Быстро его закинули в желудки, и – под рюкзаки. Через час стемнеет, а нам еще нужно поставить лагерь. А для этого нужно найти место под него. Вообще, переходом сегодняшний день назвать сложно. На протяжении всего пути народ, бывало, выпивал. Но этому, же есть объяснение, правда? У Сявы – выходной!

Движемся по правому склону каньона перпендикулярно тропе, которая идет на Ванну Молодости. Через несколько минут выходим на верхнюю тропу Большого Каньона. Идем по ней все время, никуда не сворачивая. Через час разбили лагерь на огромной поляне в лесу среди деревьев. На этой стоянке можно одновременно разместить не одну такую группу, как у нас. Место под лагерь сухое, вода – в русле каньона несколькими метрами ниже нашего лагеря. Дров много.

Лена изъявила желание самостоятельно поставить нашу палатку. Пользуясь моими инструкциями, она быстро «построила домик», после чего в палатку загрузили кариматы и спальники. Это наша последняя стоянка в походе и сегодня последняя ночевка. Поэтому я буду спать просто в лесу.

Борщ, который приготовили на ужин, очень быстро был всеми съеден, а чай выпит. Народ как-то очень стремительно разбрелся по палаткам и позасыпал. Некоторые (Леха и Юля) отрубились, как только поставили палатки. Я и сам ощутил какую-то сонливость. Не думаю, что она вызвана общей усталостью от похода. Усталости совсем нет. Наверное, так действует горный чай, который мы по 2-3 раза пили во время сегодняшнего перехода. После ужина возле костра осталась небольшая группка. Сначала пели песни, потом включили «Радио Узунджа». В эфире звучали любимые хиты нашего похода, рекламные ролики (а как вы прикажите выживать сегодняшним СМИ?) и песни, посвященные целым палаткам. Радио еще работало, когда я уже спал. Ночевал на свежем воздухе под кронами исполинских деревьев. На завтрашнее утро запланирован марш-бросок в верховья каньона и на плато. Желающие должны успеть смотаться налегке туда и обратно до завтрака. Завожу будильник на 6.00.

26 сентября. Марш-бросок

Проснулся только со второго раза в 6.30. Еще полчаса назад в лесу царила глухая темнота, а сейчас уже довольно светло. Оделся, зашнуровал ботинки, и я готов к утреннему марш-броску. Желающих забраться на плато раненько утром собралось 16 человек. По сравнению с нашей многочисленной командой (35 туристов), утренних смельчаков можно назвать маленькой группкой. Но по большому счету – это нормальная полноценная походная команда.

Из лагеря вышли в 6.45. Движемся в обратном направлении. Через пять минут доходим до ориентира – Голубого озера. От озера вверх по правому склону каньона уходит уверенная тропа, она должна вывести нас наверх. Идем по тропе. Временами встречаются крутые участки на подъеме, но нашей небольшой командой движемся очень резво. Через 45 минут поднялись на плато и вышли на просторную смотровую площадку. Сверху открывается потрясающий вид: весь Большой каньон у нас на ладони. Удивительно, что лес еще не успел стать золотым и багровым, деверья в большинстве своем стоят в летних убранствах. Утреннее солнце с какой-то мудрой неторопливостью нас согревает, а природа, где редко ступает нога человека, как будто нам рада. Такие вот чувства вызвал утренний подъем к «вершине» каньона.

Со смотровой площадки виден грот в скале, к которому вдоль обрыва тянется тропинка. Сходили в грот-пещеру, порелаксировали и вернулись на смотровую площадку. Здесь выбрали удобное место на траве, «выпали» на него и утроили перекус-полузавтрак. Для этого с собой были взяты: курага, колбаса, сыр, хлеб и шмурдяк. Если честно, то курагу, колбасу, сыр и хлеб взяли в качестве за куски к шмурдячку.

В 9.20 отправились в обратный путь. На спуск затратили практически столько же времени, сколько на подъем. У Голубого озера были в 10.00. Вода по ощущениям не больше 8 градусов, решили искупаться. После утренней прогулки, купание в горном водоеме – то, что нужно. Искупались и как новенькие вернулись в лагерь.

Скоро был завтрак, последний в этом походе. Затем собрали лагерь, спалили весь мусор, разбросали угли по кострищу. В 12.00 начали спускаться в направлении выхода из каньона. В 13.00 нас ждал транспорт в селе Соколиное. Где-то в 13.30 вся группа уже сидела на мягких сиденьях маршруток. Чуть больше получаса на колесах и нас уже выгрузили на вокзале в Севастополе. В это немножко сложно поверить: еще два часа назад мы были в горах вот они палатки, вот трещит костер, недалеко река а сейчас нас погрузили в цивилизацию.

Поход окончен. Он получился очень хорошим. Мы прошли пусть несложный, но безумно красивый маршрут. Предваряющее сам поход море, создало впечатление, что у нас было как бы два отпуска. Нам повезло с погодой. Теперь об этом можно сказать громко, не боясь накликать дождь в горах. Команда подобралась отличная. Да, все люди разные, но каждый привнес что-то свое, отчего человеческая картина нашей группы получилась многообразной.

Спасибо всем! И знаете, у гор есть удивительно приятное свойство: к ним всегда можно вернуться До скорых встреч в горах, «Вертикаль»!

отлично!

Спасибо за отличный рассказ!