Руководитель: А.Арутюнян, г.Дмитров

Отчет о горном походе 1 к.с. по Архызу (З.Кавказ) в июле 2010 г. Часть 2 из 3

Часть 1 <<<<<<<<

3 день (6 июля 2010г.)

Армен: «Какие паршивые фотографии».

Таня: «Чем живее они будут, тем дальше мы пройдем» :)

Третий день похода. Вчера мы здорово прошли 6ч. 25 мин. чистого ходового времени. Но усталости не было. Организм постепенно приноровился к нагрузкам. Идти нам нужно было вниз, к оз. Кяфар, самому большому озеру в Архызе. Подъем как обычно в 6 утра. Температура воздуха +9° С. Ночью был дождь, но к утру, сильный ветер разогнал все облака, лишь только в сторону д.р. Речепста, осталось сгущение облаков. Лучи восходящего солнца осветили вершины северного отрога хребта Абишира-Ахуба, частично покрытые снегом. Мы ночевали в очень живописном месте, с трех сторон горы, мы на берегу красивого озера, на севере обзор закрывался травянистыми гребнями, которые окаймляют с севера плато второй ступени.

Мне не терпится дойти до этих гребней и посмотреть вниз. Вчера, весь обзор вниз, закрывал «ковер» из плотного тумана. Пока готовился завтрак, я взобрался на гребень и действительно, в километре от нас растянулось озеро Кяфар. Спуск на третью ступень, большое и продолговатое изрезанное плато с оз. Кяфар, находился справа по ходу, по зеленым травянистым склонам.

В 8ч. 35 мин. выходим и через 10 минут спускаемся на зеленые луга, под местом ночевки. Еще через 20 минут – доходим до оз. Кяфар (фото 19).

фото 19. Озеро Кяфар.

Озеро Кяфар (2350 м), которое занимает почти все дно травянистой долины (протяженность 800 м, глубина 27 м). Это самое крупное озеро в Карачаево-Черкесии. С южных, юго-западных и восточных склонов, к озеру спускаются многочисленные ручьи. Озеро очень красивое, ярко бирюзового цвета и очень холодное (фото 20).

фото 20. Вид на оз. Кяфар и Северный отрог хребта Абишира-Ахуба.

В 9ч.10мин. встретили группу туристов из турклуба «Вестра» г. Москва, которые также шли горную «единичку». Руководитель группы Политова Г., они шли от перевала Речепста. Мы сфотографировались вместе (фото 21),

фото 21. Встреча с туристами из т/к. «Вестра» г. Москва.

ребята из «Вестры» сказали нам, что буквально недавно, встретили группу Батуева. Из чего мы сделали вывод, что ночевали они у оз. Кяфар, всего в тридцати минутах ходу от нас.

На берегу озера мы устроили большой привал. Нашлись смельчаки, которые решили испробовать на себе, насколько вода в озере холодная.

Из дневника летописца: «Искупались в озере, вода холодная, можно только зайти и выйти, дно каменистое. Справа по ходу на холме стадо коров, которое перемукивается :) с другим стадом, с той стороны озера, а также с Арменом и Таней.»

«Тушенку добыть не удалось, корова убежала» - Таня :)

В 10.40 идем дальше, оставляя озеро слева, проходим два притока к озеру, и далее по тропе, вдоль правого берега реки Вост. Кяфар.

Здесь, возможен и другой путь. Как только заканчивается озеро, можно подыскать подходящее место и перейти на левый берег реки Вост. Кяфар, вытекающей из оз. Кяфар. И двигаясь дальше по левому берегу реки, дойти до слияния рек, Вост. и Зап. Кяфар (Кызылчук). Мы пошли по правому берегу реки, по натоптанной тропе, и поглядывали на реку, в надежде найти место, где можно было бы перейти реку по камням. Но, так как погода стояла хорошая на протяжении большого периода времени, реки в Архызе были полноводными, потоки бурными. Река Вост. Кяфар, делает плавный поворот влево, мы выходили к прижиму реку и взяли выше, чтобы обойти это место. Затем тропа нас снова вывела к реке, перейти ее по камням, было невозможно. Мы пошли дальше вниз, к слиянию рек, в поисках места для брода.

В 11.40 мы вышли к слиянию рек Зап. Кяфар (Кызылчук) и Вост. Кяфар. Место тут равнинное и река тут не такая глубокая и бурная. Находим подходящее место для переправы вброд. Переобуваемся и двумя группами, переходим реку. Вода по колено, очень холодная, течение быстрое, ноги буквально коченеют. Пройдя немного вверх по течению реки Зап. Кяфар делаем перекус (фото 22).

фото 22. Перекус, д. р. Зап. Кяфар.

На севере, примерно в километре от нас, оз. Рыбное. Солнечно, температура +28° С.

В 13 ч. продолжаем двигаться по правому берегу реки Зап. Кяфар. По-прежнему, Костя замыкающий. Я иду направляющим, но часто уступаю это право, наступающей буквально на пятки, Ире. Графика придерживаемся жестко, группа не растягивается, привалы строго по 10 минут. В верховьях долины, видна гора Речепста, левее от него, за перегибом наш следующий перевал. Справа по ходу хребет Чилик, слева – северный отрог хребта Абишира-Ахуба.

Обходим несколько ступеней небольших бараньих лбов и каменистых выступов и подходим к небольшому водопадику. Сверху и снизу водопада снежные мосты через реку. Ниже водопада по снежному мосту переходим на левый берег реки Зап. Кяфар и делаем привал. Я, что-то выдохся. Говорю Ире: «Ира готова, пиши: группа туристов турклуба Абрис-1 в количестве 4-х человек, - Ира с серьезным видом строчит в блокноте, а я продолжаю, с не менее серьезным видом, - загнала руководителя группы. В 14:10 он все еще дышит». Все смеются, и я доволен, стало легче. :)

Выше водопада река поворачивает направо на 90 градусов. Продолжаем двигаться по левому берегу реки. Тропы нет. Попадаются небольшие участки снежника. По правому берегу реки виднеется тропа. Погода хорошая. По небу плывут облака.

Из дневника летописца: «Армен: «Какие паршивые фотографии». Таня: «Чем живее они будут, тем дальше мы пройдем» :)

Почему я так сказал, уже и не помню. )))

В 15 ч. 30 мин. перешли по камням на правый берег реки. И, далее, поднявшись по травянистому склону и преодолев небольшой бугор, вышли к пред перевальному озеру Глубокое. Очень красивое и отличное место для стоянки. Ровные площадки под палатки, вода невдалеке стекает ручьями со склонов Речепсты. Красивейшее озеро под склоном горы Речепста (фото 23).

фото 23. Панорама оз. Глубокое

Виден район перевала Кынхара (1А, 2750 м) выводящий к озеру Чилик. А на северо-восток открывается отличная панорама на д.р. Зап. Кяфар, с оз. Рыбное, вдалеке. Перевала Речепста отсюда не видно, он за перегибом бараньих лбов и скал. Высота 2580м.

В 16 ч. ставим лагерь. Настроение у всех отличное.

С 17.00 до 18.00 – проводим практическое занятие, по технике передвижения по снегу, льду. Страховка и самостраховка.

За ужином, девушки меня удивили, они, пока мы шли, как-то умудрились найти и нарвали зеленого лука. А Таня, когда ходила за водой обнаружила череп неизвестного животного с огромными клыками. После ужина, как обычно, песни под гитару. Так прошел еще один день нашего похода.

8:35 – 9.15

14.50 - 15:10

15.25 - 15:40

15.50 - 16:00

Чистое ходовое время: 3 часа 25 минут.

4 день (7 июля 2010г.)

«Турклуб «Му-Му» – всегда свежее молоко!» :)

«Это ель или елка?» :)

Из дневника летописца: «6:00 - Подъем дежурных. Как всегда перед восхождением (Ира имеет в виду подъем на перевал) сварили кашу с молоком, как обычно, я без завтрака. Открыла банку ананасов (сюрприз). Т-15°С, переменная облачность, дует небольшой ветер.»

Да, этот момент я упустил, мы уже все знали, что Ира не ест молоко, и сначала накладывали ей в миску кашу без молока и потом добавляли молоко в общую кастрюлю.

Встаю до шести, встречаю необычайно красивый восход солнца. С юго-востока озеро Глубокое, окаймляет скальный гребень с бараньими лбами, закрывая нам подход к перевалу. Подняться на него можно слева и справа, обходя бараньи лбы. Я решил разведать, по какому пути нам идти. Поднялся на гребень, обходя бараньи лбы слева по ходу. Метров 50 подъема, есть участки свободного лазанья. С рюкзаками подняться здесь было бы проблемно. Прошел еще метров 50-70 и наткнулся на тропу, которая ведет вниз, к озеру, по правому берегу ручья стекающего со склонов Речепсты. От скального гребня видны не сложные подходы под перевал, по травянистым склонам, усыпанным камнями. Мне уже начали кричать, звать на завтрак. Спускался с гребня уже по тропе, совершенно спокойно (фото 24).

фото 24. Озеро Глубокое и наш лагерь со скального гребня.

Итак, путь подъема от ночевки Речепста Нижнее к перевалу Речепста, идет по тропе, которая выводит на скальный гребень, в обход бараньих лбов справа по ходу (фото 25).

фото 25. Путь подъема на скальный гребень, в обход «бараньих лбов» справа по ходу.

Снизу, эта тропа практически не видна. И кажется, что бараньи лбы за перегибом оканчиваются крутыми сбросами, но это не так. За скальным гребнем, идет плавное выполаживание в сторону перевала Речепста, с выходом на покатый травянистый отрог хребта Абишира-Ахуба, разделяющий западный и восточный цирки. Туры в начале тропы были разрушены, мы восстановили их.

В 8.20 выходим из лагеря. Костя замыкающий, я – направляющий. За 20 минут, по извилистой тропе, уклон до 25 градусов, поднимаемся на скальный гребень. В 9 часов мы на юго-западном склоне, широкого изрезанного мореными валами травянистого плато. Крутизна до 15 градусов. На юге открывается вид на широкую седловину перевала Речепста (фото 26).

фото 26. Перевал Речепста.

Слева по ходу, внизу оз. Речепста (усл.). На берегу озера расположились лагерем туристы из Киева (фото 27).

фото 27. Озеро Речепста (усл).

(Как узнали позже из перевальной записки из турклуба «Университет» ( г. Киев). На севере, как на ладони долина реки Зап. Кяфар.

Продолжаем двигаться по травянистому склону в сторону видимого перевала Речепста. Подход под перевальный взлет, широкое травянистое плато с мелкой осыпью и участками снежника, крутизна до 10 градусов (фото 28).

фото 28. Движемся в сторону видимого перевала Речепста.

Перевальный взлет слабо выражен, представляет собой травянисто-осыпной склон, до 100м., крутизной до 15 градусов.

В 9ч.35 минут, мы на перевале Речепста (фото 29).

фото 29. На перевале Речепста.

Пер. Речепста, (1А, 3000м), с севера на юг, соединяет верховья рек Зап. Кяфар и Речепста (Архыз). Седловина перевала очень широкая (200м.), травянисто-осыпная с крутыми сбросами в южную сторону. Перевал расположен в хребте Абишира-Ахуба, в километре восточнее вершины Речепста (3214,8 м). Температура воздуха +10°С, довольно сильный ветер с южной стороны перевала. С перевала открывается отличный вид на долину реки Речепста, а за ним, на юге, хребет Габулу с нашим следующим перевалом - Темир-Кулак (фото 30).

фото 30. Панорама с перевала Речепста на юг.

Подъем на в. Речепста не был запланирован, скорее всего, по причине моей неопытности. После встречи с туристами из турклуба «Вестра», которые оставили на вершине записку, мы решили, что посмотрим по обстановке, подниматься или нет. Обстановка была такая: технически подъем на вершину не сложный, погода благоприятствовала, время позволяло, и четвертое, нужно было куда-то девать излишнюю энергию моей ударной «тройки». Рита пожелала остаться на перевале, возле наших рюкзаков. А мы, вчетвером, в 9.55 начали подъем на вершину. В 10.40, сделав один маленький привал, мы поднялись на вершину Речепста (3214,8м.). Поднимались плотной группой, в касках и с ледорубами, по травянисто-осыпному гребню, крутизной до 15 градусов. Шли до скально-осыпного вершинного гребня (фото 31).

фото 31. Вид на седловину перевала Речепста с вершинного гребня.

И далее по вершинному гребню, с участками выполаживания и подъема по склонам крутизной до 20-25 градусов

На вершине установлен тригопункт, тур заметен. На вершине мы провели 15 минут: сфотографировались (фото 32),

фото 32. Групповое фото на вершине г. Речепста.

написали записку и начали спуск, по пути подъема. Дул сильный порывистый ветер с юга.

В 11.45 мы спустились на перевал, делаем перекус. В 12.20 начинаем спуск с перевала. Идем по тропе, которая берет свое начало с западной части седловины и идет в западном направлении (фото 33).

фото 33. Спуск с перевала Речепста.

Крутизна до 20 градусов, идем плотной группой, самостраховка ледорубом, трекинговыми палками.

Через полчаса тропа затерялась на крутом травянистом склоне, крутизной до 25 градусов. Продолжаем сбрасывать высоту, зигзагами, выбирая оптимальный путь. Тропы нет. Траверсируем склон то на запад, то на восток. В 13.30 доходим до небольшой поляны с красивыми цветочками, у ручья (левый приток Речепсты).

Решили сделать большой привал и сварить суп, спуск по крутому травянистому склону, нас хорошо вымотал.

Из дневника летописца: «Привал у ручья. Спускались траверсом по травянистому склону 30°. Сварили гороховый суп, недолго я его несла… У меня, кажется, начинает обгорать лицо. Рита потеряла зеленую ложку в зеленой траве..».

В 15 ч. продолжаем спуск к реке. Идем по травянистому гребню, между двух левых притоков Речепсты (фото 34).

фото 34. Крутой спуск по травянистому гребню.

Склон пересекают многочисленные скотопрогонные тропы, но они все идут параллельно долине, с запада на восток. Снова идем зигзагами, перепрыгивая с одной тропы на другую, спускаемся к выполаживанию долины. К 16.00 выходим к реке Речепста. Ищем подходящее место и переходим вброд на правый берег реки (фото 35).

фото 35. Переправа вброд через реку Речепста.

Хороших мест для стоянок я не увидел. Но, с учетом того, что происходило потом, я понимаю, что самое оптимальное было, вставать на ночлег именно здесь. На правом берегу практически сразу находим натоптанную тропу, которая идет в восточном направлении, плавно набирая высоту. В м. 500 от нас, видно, как река делает резкий поворот на 45 градусов к югу. Что находится за перегибом, нам не видно. Только видим крутые берега левого берега, поросшие лесом. В 16.40 начинаем двигаться по этой тропе.

Буквально, через несколько минут, от тропы отходит, круто набирая вверх, другая, еле приметная тропа и ведет в верховья реки. И тут, я совершаю свою первую ошибку, мы продолжаем двигаться по нижней тропе. Несмотря на то, что у меня на руках были описания, из отчета МКТ (рук. Петров А.), где они шли в обратном направлении, дошли до каньона, потом возвращались и забирали сильно вверх, чтобы обойти прижим долины. Немалую роль, в том, чтобы пойти нижней тропой, сыграл и фактор времени. Было уже почти 17.00, и по-хорошему, нужно было задумываться о ночлеге. Я ошибочно рассчитывал, что пройдя перегиб, мы сможем найти место для ночлега, на берегу реки. Фото 36.

фото 36. Путь из д. р. Речепста: синим отмечен наш путь, а красным – правильный.

Устойчивая тропа, буквально на глазах «растворялась». Мы шли по свежее примятой траве, возможно, по следам какой-то группы. Чем дальше мы шли, тем круче становился склон, тем выше трава и заросли кустарников. А сразу за перегибом, где склон реки, вместе с рекой поворачивал на юг, начиналась зона леса. Следы, по которым мы шли, окончательно пропали… Мы уже шли как первопроходцы, пробираясь через кусты, деревья, высокую траву. С удивлением обнаруживаем здесь красивые лилии.

Исследуя очередной участок, я вышел к месту, где склон, круто обрывался осыпными сбросами к бушующей и громыхающей, далеко внизу, реке. Оставался только один выход: круто поворачивая вправо по ходу и вверх, выходить из зоны леса на гребень. Мы поднимаемся в лоб: карабкаемся, цепляемся, ползем и к шести часам выходим к границе леса (фото 37).

фото 37. Вышли к границе леса.

Из дневника летописца: « 17:55 Привал. Мы пока еще живы..» :)

Впервые за поход, я вижу усталость на лицах ребят. Но никто не жалуется. Нужно срочно искать место для ночлега. Подходящего места нет. Впереди и внизу, буквально в километре-двух, от нас уже видна дорога. Но, близок локоть – а не укусишь! Туда еще надо спуститься. Обойдя место прижима реки, мы выходим к правому притоку реки Речепста и, траверсируя склон, начинаем спускаться к реке. В 19.20 спускаемся к реке, ужасно много мошкары. Не находим подходящих мест для стоянки. Проходим вдоль правого берега реки еще метров 200 и находим небольшую поляну у одиноко стоящей ели. В 19.30 – разбиваем лагерь (фото 38).

фото 38. Место ночевки у одиноко стоящей ели.

Из дневника летописца: «Перешли ручей и спустились вниз ближе к реке. Встали на стоянку около большой ели на ровной поляне, обложенной камнями. За водой можно ходить только в обвязке, навесив веревку – дюльфером вниз, затем вверх жумаром. Засыпаем с опаской уехать в реку. Много всяких мух и мошки».

Действительно, к реке вел крутой песчаный сброс. Но веревку туда не прокидывали. Я обошелся ледорубом и цеплялся за ветки деревьев. Позже, за ужином, я допытывался у ребят: а чем отличается елка от ели? Это ель или елка? Но все очень устали. Лень было думать))). Так закончился, пожалуй, самый напряженный день похода. Высота примерно 1900м. В этот день, мы набрали в высоте порядка 600 м. и сбросили высоту – на 1300 м.

8.20 – 8.40

17.30 – 17.55

18.00 – 18.10

18.20 – 19.30

Чистое ходовое время: 5 часов 40 минут.

5 день (8 июля 2010г.)

«Хорошо идет в горах тот, кто идет медленно!» (с)

Подъем как обычно, в шесть утра. Быстро собираемся и в 7.40 уже выходим из лагеря. От места нашей ночевки идти вниз по берегу реки не представляется возможным. Троп нет, труднопроходимые заросли, прижим реки. Вчера, когда мы поднялись на гребень, мы вышли на тропу, которая, видимо, идет от места нашей переправы через Речепсту, через верховья Речепсты, в обход прижимов, вниз к грунтовой дороге. Но, поскольку нам предстояло вставать на ночевку, мы свернули с тропы вниз к реке. Теперь предстояла обратная задача, подняться на эту тропу. Для этого нам нужно было вернуться назад метров 200 и затем по крутому травянистому склону подниматься вверх. Мы с Ритой зигзагами траверсируем склон, потихоньку набирая высоту, придерживаясь правого берега ручья, стекающего к реке. Таня, Костя и Ира, идут прямо в «лоб», по крутому склону. Мы в пределах видимости друг от друга. В 8.30, набрав метров 200 высоты, мы, наконец, выходим на тропу. Группа объединяется. Дальше идти легко, идем по хорошей тропе. Мы практически на макушке гребня. К югу открывается отличная панорама на хребет Габулу (фото 39).

фото 39. Хорошо виден наш следующий перевал – Темир-Кулак.

Слышны мычание коров, и немного погодя, видим уже стадо пасущихся на лугах коров. Тропа плавно переваливает через травянистый гребень на юг и идет вниз.

Еще немного, и встречаем пастухов на лошадях, которые перегоняют стадо коров. Пастухи окончательно подтвердили, по низам, долина реки Речепста непроходима! Тропа, которая нанесена на карту, возможно, раньше и существовала, но с течением времени, она заросла и стала непроходимой. Внизу видна грунтовая дорога, тропа серпантином спускается к ней. В 9ч. 30м. - спускаемся к дороге и делаем привал.

Мы практически пришли к конечной точке нашего первого кольца. В 9.50 по мосту переходим на левый берег реки Речепста и далее идем по дороге вниз (фото 40).

фото 40. Вниз по дороге в д.р. Архыз.

Поглядываем на реку, чтобы не проскочить место слияния рек Речепста и Дукка. Через полчаса, мы доходим до места, где через реку проложен мост из труб (фото 41),

фото 41. Место слияния рек Речепста и Дукка.

видны следы строительства и, как всегда, при строительстве, какой-то хаос. Периодически, реку проезжают вброд КамАЗы, набитые лесом. По моим расчетам, мы вот-вот должны выйти на место слияния рек.

После привала, только мы надели рюкзаки, как слышим голоса, выкрики, это нас догнала группа Батуева. И очень вовремя, у Жени навигатор и он четко показывает, что мы как раз стоим на месте слияния рек. Только немного поднявшись вверх по самому берегу реки, можно увидеть, как река Дукка сливается с рекой Речепста, образуя реку Архыз. В этом месте деревья буквально обросли русла обеих рек. Со стороны дороги, это место, вообще, закрыто лесом. И реки, вырвавшись из леса, растекаются по широкому дну русла реки Архыз, образуя удобное для переправы на машинах место. (Видимо, поработали бульдозеры). Дорожные работы, еще больше усложняют местность для ориентирования.

Группа Батуева напоминала стихийное бедствие, они вихрем спускаются к нам. Женька и Илья с банданами на головах, Мишка, с рюкзаком на голом торсе. Чуть позади: Борис, Николай и Сталина..? О, Боже! Это наша Сталина? Что они сделали с ней, она еле передвигает ноги?? Глаза у ребят горят, они как взмыленные мустанги, топчутся на месте и рвутся в «бой». Эта нечаянная остановка, короткая передышка, необходимость пополнения продовольственных припасов – вызывала у ребят мягкое недоумение! «Нам хлеба не надо – работу давай!» – вспомнился мне лозунг из недалекого прошлого. Однако стоянка была необходима… :)

Мы по трубам переходим реку Архыз и в метрах 50 выше по течению реки, на правом берегу реки Дукка, есть отличные поляны для стоянок. Наша группа разбивает лагерь. У нас по плану – полудневка. Организуем сборную группу и отправляем за заброской на т/б «Романтик».

Группа Батуева имела неосторожность встать на перекус рядом с нами. Мы стираем грязную одежду, Таня помогает Сталине обработать набитые мозоли, Рита пошла искать грибы, «батуевцы» готовят суп, все чем-то заняты… Лесорубы тоже заняты делом, потихонечку вырубают и вывозят лес ((.

Самое интересное началось, когда ребята вернулись с заброской. Ира, едва сбросив с себя рюкзак с нашими продуктами, как горный орел, расправив широко свои «крылья», набросилась на заброску «батуевцев». ))) «Батуевцы», были шокированы и парализованы таким «вероломством» и пока приходили в себя. Ира успела найти и изъять у них лишнюю пачку с макаронами, обменять горький шоколад на молочный, «сникерс» на «натц», и еще успела бы многое…

Судя по тому, какими глазами смотрели «батуевцы» на Иру, я понял, второй «встречи на Эльбе» - уже не будет! ))) В этих взглядах не было агрессии, наоборот, какое-то умиление и сострадание.))) А какие глаза были у Иры? Эх, если бы вы видели! ))) Каждый раз, возвращаясь с очередной «добычей», она меня с восторгом спрашивала: ну что? Ну как? Вы видели? Хороший у вас завхоз? Я только улыбался в ответ и с тревогой за ребят, думал: а ведь впереди у них, еще 7-8 походных дней! Но, гордость за завхоза я, конечно, испытал! ))) Единственное что я мог сделать, я это сделал. Я отдал Сталине свой батончик «Сникерса» - ну, как сказать, как некий символ последней надежды.)))

Я, конечно, тут многое приукрасил, «полудневка», как-никак, но в целом было весело – ведь целых пять дней не видели друг друга! Я предпринял слабую попытку, уговорить Женю остаться с нами на полудневку, но ребята «спешили».. Впрочем, после Ириных атак, это было очень благоразумное решение. :)

Женькина группа ушла, мои ребята немного сникли. Настрой «батуевцев» передался им. Кто-то осторожно произнес: а может и нам, в путь! Но нет, мы и так шли с опережением графика, мы остались отдыхать. «Хорошо идет в горах тот, кто идетмедленно!» После ужина сделали небольшой костер из сухого валежника и пели песни под гитару. Высота 1800 м.

7:40 – 8.30

8.40 - 9:25

9.50 – 10.25

Чистое ходовое время: 2 часа 10 минут.

Связка перевалов 1А: пер. Темир-Кулак (3025м.) – пер. Айюлю (2890м.). Описание дается от ночевок на правом берегу реки Дукка, на поляне, в 50 метрах выше слияния рек Дукка и Речепста до ночевок у озера под пер. Айюлю.

«Варварская» рубка леса в д.р. Темир-Кулак

– самое жуткое впечатление от похода!

Куда смотрят экологи?!

6 день (9 июля 2010г.)

Как-как Ира, называется это созвездие, Кассиопея?(с):)

Шестой день похода. Привычный подъем в шесть утра, в 8.00 выходим из лагеря. Идем вверх, по грунтовой дороге, по правому берегу реки Дукка. Минут через десять, по мосту через реку, переходим на левый берег реки. В 8.30 – подходим к месту слияния рек: Большая Дукка и Темир-Кулак (фото 42).

фото 42. Место слияния рек Большая Дукка и Темир-Кулак.

Реку здесь не перейти, потоки бурные, течение быстрое. Чуть выше по течение, мост из огромных труб, по мосту дорога переходит на правый берег реки Б. Дукка. Здесь много строительной техники. Над рекой проходят огромные трубы, видимо, для транспортировки воды из верховьев Дукки, вниз в долину. Ведь именно в верховьях реки Дукки берут воду для известной воды – «Архыз». Здесь, на этой площадке, дороги разделяются. Одна, лесовозная идет по левому берегу реки Темир-Кулак, другая – идет вверх. По правому берегу реки Большая Дукка. Мы идем по лесовозной дороге по левому берегу реки Темир-Кулак и к 9.30, дорога нас выводит к броду через реку.

Каких-либо намеков на тропу, по левому берегу реки, поблизости не наблюдается. Все разворочено бульдозерами и тракторами. С этого места и до места нашей ночевки, мы двигались, придерживаясь русла реки и ориентируясь на перевал Темир-Кулак, который иногда показывался на горизонте. Мы шли по правому берегу реки Темир-Кулак и я не знаю, можно ли пройти к перевалу по левому берегу реки. Лесоразработчики очень постарались, чтобы превратить долину реки Темир-Кулак, в хаос: из поваленных деревьев, кучи мусора, растекающихся масляных луж, раскуроченных дорог.

Единственный совет, который могу дать, это двигаясь по правому берегу реки, по лесовозным дорогам, все время брать выше и левее. К перевалу постараться выйти из верховьев леса, потому что внизу, у реки, есть трудно проходимые участки.

Мы попробовали организовать переправу по бревнам, благо их много и повсюду. Но для нас с Костей, это была трудная задача. Те бревна, которые мы осиливали, их просто сносило течением, настолько оно было быстрое и сильное. Слишком был большой риск, поскользнуться на бревнах и упасть в реку. Гораздо надежнее было перейти вброд. Мы переобуваемся и двумя группами переходим на правый берег реки (фото 43).

фото 43. Переправа вброд реки Темир-Кулак.

Идем по лесовозной дороге вверх (фото 44).

фото 44. Идем по лесовозной дороге вверх.

Я не перестаю возмущаться варварской рубкой леса. Огромные деревья оставлены тут, гнить, может по диаметру не подошли, или в машину не поместились. Везде канистры валяются от масел, какие-то запчасти от тракторов… Короче, ужас! Куда смотрят экологи? (Фото 45).

фото 45. Следы варварской рубки леса в д.р. Темир-Кулак.

В начале, шли по одной дороге, вскоре она зашла в тупик. Поднялись чуть выше, и вышли на другую дорогу. Но, в начале двенадцатого, и эта дорога закончилась. Вышли на небольшую поляну и сделали перекус.

Вот с этой зеленой поляны, видимо, следует брать выше, подальше от реки и выходить к притокам реки Темир-Кулак. Мы пошли по еле приметной тропе вдоль реки, тропа (а точнее будет сказать, некая примятость травы), то пропадала, то появлялась. Прошли три очень сложных ходовых отрезка, прежде чем выйти к границе леса. Мы, то приближались вплотную к реке, то брали верх, чтобы обойти осыпные сбросы к реке. Прошли мимо снежного моста.

Лес начал редеть, стали появляться березки. В 14.00 вышли на склон заросший рододендронами. Какой это ужас, пробираться по рододендронам! Ногу поставить некуда, повсюду скользкие коренья рододендронов. Мы цеплялись за них руками и буквально, вскарабкались наверх. Наверху, вновь обнаружили еле заметную тропу.

В 14.45 мы вышли к правым притокам реки. Лес остался позади.

Идем по ложбинке, между двух травянистых гребней, вдоль многочисленных ручьев, стекающих в реку Темир-Кулак. Прямо перед нами на юге, закрывая горизонт, стоит стеной перевал Темир-Кулак (фото 46).

фото 46. Виден наш следующий перевал – Темир-Кулак.

Прошли еще три ходовых отрезка, ищем место для ночевки, но подходящих мест нет. В 16.30 – переходим на левый берег реки Темир-Кулак. Даже находясь так высоко, в верховьях реки, перейти реку проблемно. Настолько река была полноводной. Рита и я перешли реку вброд, я перенес также рюкзаки Тани, Кости и Иры. А ребята перепрыгнули через реку, с одного большого камня, на другой. Долго ищем место для палаток, в конце концом, разбиваем лагерь на травянистом гребне, на левом берегу, в 50 м от реки Темир-Кулак. В 200 м. от нас к западу, на зеленой терассе, возвышающейся над плато, расположились два маленьких красивых озера (фото 47).

фото 47. Травянистое плато с двумя красивыми озерами.

После ужина Рита приготовила вкусный грибной суп, нашла несколько грибов, пока шли в низовьях реки. Потом песни под гитару. Потом, я заразил ребят идеей, посмотреть на звездное небо. Долго любовались звездами.. «Как-как Ира, называется это созвездие, Кассиопея?» - никак не мог я запомнить название созвездия.. :) Легли спать в начале двенадцатого…

Весь день была отличная погода: солнце, белоснежные облака. Высота примерно 2600м.

8.00 - 8.30

15.20 - 15.40

15.55 - 16.15

16.25 - 16.40

Чистое ходовое время: 5 часов 5 минут.

7 день (10 июля 2010г.)

«Ребята, давайте жить дружно!» :)

Встали на полчаса позже, в 6.30. Практически безоблачное синее небо. Перевала Темир-Кулак не видно с места нашей стоянки, он скрывается за перегибом бараньих лбов.

Собираем лагерь и в 8.55 выходим из лагеря. Я направляющий, Костя – замыкающий.

За один переход пересекаем два травянистых гребня, обходя многочисленные кусты с рододендронами. Крутизна примерно 15°. Пересекли снежник (фото 48)

фото 48. Пересекли снежник.

вышли к истокам реки Темир-кулак. Виден цирк перевала. Еще за два перехода выходим к цирку перевала Темир-Кулак.

Шли по линии падения воды, лавируя и выбирая оптимальный путь, между крупными мореными выносами и крутыми травянистыми склонами (фото 49, 50)

фото 49. Идем по направлению видимого перевала Темир-Кулак.

фото 50. Выходим к цирку перевала Темир-Кулак.

Цирк перевала обширное плато, покрытое снегом, с выглядывающими из под снежника осыпными мореными валами. Хорошо виден сам перевал. Северный склон перевала на 75% покрыт снегом.

По крупной и средней осыпи подходим под перевальный взлет, время почти 11 ч. Перевальный взлет снежно-осыпной, протяжённостью до 200 м, крутизной до 20-25 градусов. Хорошо виден путь подъема на перевал. Справа по ходу, в западной части перевала , крутизна больше, до 30-35 градусов, с выходами скальных пород. А слева по ходу, на востоке, идет выполаживание перевального взлета. Видна тропежка, которая с восточной части перевала диагональю идет к середине перевального взлета, к снежнику. Принимаем решение идти по снежнику до тропы и далее, траверсируя осыпной склон влево по ходу и вверх, выйти на перевал.

В 11.05 начинаем подъем на перевал (фото 51).

фото 51. Начинаем подъем на перевал.

Идем плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом и трекинговыми палками (фото 52).

фото 52. Идем плотной группой.

Иду первым, вырубая ступени, снег плотный, фирновый. Вторые, третьи номера дорабатывают ступени. В начале перевального взлета крутизна небольшая, до 15 градусов. Но постепенно крутизна увеличивается до 20-25 градусов.

Когда я дошел до того места, где нужно уходить влево по сыпухе, я поменял решение. Сыпуха мне не понравилась. Тропежка была очень слабая, видно, не так часто здесь ходят! При срыве можно «улететь» вниз метров на 100. Надежнее было продолжать движение по снежнику. Ступени формировались хорошие, и ребята получали хороший навык. Возможно, при спуске с перевала, путь по сыпухе предпочтительней.

Я устал, вырубая ступени, половина пути уже позади. И, чувствую, задерживаю группу. Ребята уже достаточно приноровились к подъему. Пускаю вперед Иру, сам иду замыкающим. Направляющие меняются, то Ира, то Костя, то Таня – темп группы заметно вырос. А замыкающим идти по «ступеням» - одно удовольствие!

Некоторые, особо крутые участки подъема проходим на «три такта» (фото 53).

фото 53. Особо крутые участки проходим на «три такта».

В 12.10 мы на перевале Темир-Кулак (фото 54).

фото 54. Группа на перевале Темир-Кулак.

Пер. Темир-Кулак (1А, 3025м.), сн.-ос., с севера на юг, соединяет водоразделы рек Темир-Кулак и Б. Дукка. Седловина перевала скально-осыпная с расширением в западной части. Находится в хребте Габулу, к востоку от в. Темир-Кулак (3186,4м.), воды нет. Тур находится в восточной скальной части перевала.

На перевале мы провели ровно час. Написали перевальную записку, съели перевальную шоколадку. Сфотографировались с клубным флагом. С помощью моей лупы, Костя выжег на куске деревяшки, которую тащил с низовьев реки – «Турклуб Абрис», и оставили ее на перевале. С перевала на юг, открывается красивый вид на гору Пшиш (3790м.) – самую высокую вершину Архыза (фото 55).

фото 55. Вид с перевала на г. Пшиш.

И виднеется кусочек перевальной седловины нашего следующего перевала Айюлю (фото 56).

фото 56. Видна седловина следующего перевала Айюлю.

Чуть правее и далеко внизу, виднеется обширное плато, практически покрытое снегом, с кусочком заснеженного озера. Это верховья реки Б. Дукка (фото 57).

фото 57. Вид на верховья реки Б. Дукка

А на севере открывается вид на долину реки Темир-Кулак, с хребтом Абишира-Ахуба, на горизонте (фото 58).

фото 58. Вид на д. р. Темир-Кулак.

В 13.10 – начинаем спуск с перевала (фото 59).

фото 59. Спуск с перевала Темир-Кулак.

Спуск с перевала осыпной протяжённостью до 200 м, крутизной до 15 градусов. Внизу, в вдалеке виднеется озеро. А слева по ходу широкая седловина пер. Айюлю, с этой стороны н/к. Начинаем спуск плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом. Вначале в западном направление, оставляя крутые мелкие осыпи слева, затем траверсируем склон на восток, в сторону видимого пер. Айюлю. Переходим пару снежников и на небольшой полянке, рядом протекают ручьи, останавливаемся на перекус.

С моей «ударной» тройкой начинает что-то происходить, но пока не пойму что. Впервые за поход, они отстают, мы с Ритой поджидаем их, и затем, с неохотой соглашаются на перекус. Но, время уже 13.50!

За мой небольшой опыт в горном туризме, я заметил такую особенность. В походах различной категории трудности, большей частью после 5-7 дней похода, возникают такие ситуации, когда решение руководителя о перекусе, или о ночлеге, вызывают недовольство одного или нескольких участников похода. (Сам бывал в роли «недовольных» :)). Хотя с течением времени понимаешь, что решение было правильным! Видимо, это связано с психологическими процессами, которые происходят в организме человека. (Адаптация к условиям похода, микроклимат в группе, психологические особенности личностей в группе). Банальная усталость, плохое самочувствие – могут послужить причинами такого «недовольства».

После перекуса, мы за несколько минут, без энтузиазма, поднимаемся на перевал Айюлю, с этой стороны н/к. Пер. Айюлю, (1А, 2890м.), сн.-ос, с северо-запада на юго-восток, соединяет водоразделы рек Б. Дукка и Белая. Находится в м. 500 от перевала Темир-Кулак, в перемычке, соединяющим хребет Габулу с хр. Аркасара. Седловина перевала широкая. Вода в 100м. перевальный взлет снежный, не выражен и возвышается над плато на 30-40 м. На запад открывается вид на хребет Аркасара, а внизу широченное плато с заснеженными озерами. На востоке открывается красивый вид на цирк перевала Айюлю, с озером Айюлю (усл.). Горизонт закрывают заснеженные вершины Софийского хребта (фото 60).

фото 60. Вид с перевала Айюлю на Софийский хребет.

При желании, на перевале можно организовать ночлег.

На перевале мы провели буквально десять минут. В 14.40 начинаем спуск с перевала. На спуск: перевальный взлет снежно-осыпной, протяженность до 100 м., крутизной 15-20 градусов. Внизу озеро Айюлю. За 30 минут спускаемся зигзагами к озеру, оставляя его слева по ходу, плотной группой, в касках, с ледорубами. Отличные места для ночевок! (Фото 61).

фото 61. Вид на перевал Айюлю с востока.

Принимаю решение ставить лагерь, и снова возникают небольшие прения: «А может, пойдем дальше вниз! Ведь еще рано ставить лагерь?» Но я твердо стою на своем и спокойно говорю ребятам: «Если бы, я был уверен, что пройдя еще пару часов, мы выйдем на такие же ночевки, то, мы бы пошли вниз. Но я в этом не уверен. Разве вы забыли, куда нас «занесло» после Речепсты?» И, вообще, подытожил я: «Давайте жить дружно!» Таня согласилась за всех, «Да, давайте жить дружно!» :)

Время 15.20, погода отличная. Начинаем ставить палатки на зеленых лужайках окаймленных камнями. Высота примерно 2750м. Однако, настроение мое уже утеряно безвозвратно. Впервые за поход, а расстроен, расстроен непониманием… ведь как- никак, два перевала пройдено и такая красота вокруг!? То ли эйфория захлестнула ребят, то ли дух «батуевцев» им передался! :) А ведь в походе, скорость – не самое главное, и может даже, не второстепенное и не третьестепенное! Я назначаю время ужина и заваливаюсь в палатку спать. А ребята пошли на «разведку».

Из дневника летописца: «Т. к. время еще раннее, а до ужина 3 часа, то пошли с Таней разведать, что там впереди.

Если выйти на левый холм, то там начинается тропа, помеченная турами. Она так и спускается вдоль реки через луга и далее выполаживается и доходит до еще одного зеленого холма, который загораживает дальнейший вид на долину реки.

16:45 вернулись в лагерь. По дороге насобирала букет цветов и сплела венок, который правда развалился, т. к. был довольно неплохой ветер. Сходили за водой на озеро и собрались готовить ужин…»

А за ужином, Рита разрядила обстановку. Она предложила каждому немного рассказать о себе, о своих увлечениях. Мы так и поступили. :)

Так завершился еще один день нашего похода.

8.55 - 9.20

13.10 - 13.40

14.20 - 14.30

14.40 - 15:00

Чистое ходовое время: 3 час 25 минут.

8 день (11 июля 2010г.)

«Я нашла рай на земле. Здесь сам воздух соткан

из запахов лилий, а земля усыпана цветами...» (Ира)

11 июля, 8 день похода – один из красивейших дней похода! Дежурные встают в 5.30, остальные в шесть. Походная жизнь снова входит в свое привычное русло. В 7.50 выходим из лагеря.

Впервые за поход, я иду замыкающим, а направляющего, не назначаю. Впервые за поход, мы вышли на настоящую туристскую тропу, как положено с турами! И что интересно. Направляющие менялись, то Таня, то Ира, то Костя, то Рита – но кто бы ни шел впереди, он, (направляющий) не отрывался от группы! Направляющие останавливались, оборачивались назад, поджидали группу, сами, без моих указаний. Внутри себя я радовался, ведь то, что многим не удается сделать за годы, мне удалось – за 8 походных дней! Цельности группы, компактности при ходьбе, я придаю очень большое значение. Потому что горный туризм, это коллективный вид спорта, здесь важно почувствовать локоть товарища, что ты не один, что в нужный момент к тебе придут на помощь!

От места ночевки идем влево по ходу и, пройдя участок с крупными мореными камнями, выходим на тропу (Фото 62).

фото 62. Впервые на туристской тропе!

Тропа идет по левому берегу левого притока реки Белая, траверсируя крутой травянистый склон. Спуск в долину реки Белая проходит по ступеням, каждая из которых представляет собой изрезанное травянистое плато, усыпанное мореными выбросами.

Из дневника летописца: «Спускались по пологим лугам, пересекали ручьи.. Я нашла рай на земле. Здесь сам воздух соткан из запахов лилий, а земля усыпана цветами…» (фото Фото 63).

фото 63. Я нашла рай на земле! (с)

И действительно, зелень лесов и альпийских лугов, в сочетании с белоснежными вершинами и журчащими горными ручьями, создавали необыкновенную картину. Красота вокруг очаровывает! В 9.15 – мы заходим в зону леса. Огромные пихтовые деревья! Хорошо набитая тропа петляя, «уносит» нас вниз к реке. В 9.50 – вышли на поляну, куда стекаются многочисленные ручьи. Слева по ходу, тропу пересекает бурный приток. Оставили рюкзаки на поляне и сходили по притоку метров 200. Приток поворачивает на 90 градусов к западу и выводит к водопаду. Видимо, это приток, который вытекает с озера Белореченское.

В 10.30 вернулись к рюкзакам.

Тропа серпантином спускается к долине реки Белая. Крутизна до 30-35 градусов, не завидую тем, кому идти по тропе вверх. Погода отличная, температура воздуха 27° С. Внизу уже виднеется долина реки Псыш.

К 12.00 спускаемся на небольшую поляну в лесу, куда сходятся многочисленные тропы. Много отдыхающих, дети. Мы вернулись в «цивилизацию», к людям. :) Недалеко от этого места, в метрах 100 выше по течению, находится один из мощных водопадов в Архызе (Фото 64).

фото 64. Один из мощных водопадов Архыза, на реке Белой.

Мы оставляем рюкзаки и идем смотреть на водопад. Водопад действительно красивый, это место «паломничества» многочисленных отдыхающих с турбаз Архыза. Рядом с водопадом пристроился фотограф, с профессиональной камерой и фотографирует всех желающих. Желающие могут сфотографироваться в свадебном наряде (свадебное платье и костюм имеются у фотографа) на фоне водопада. Но мы обошлись без свадебного наряда, налюбовались водопадом и пошли обратно на полянку.

В 12.40 переходим реку Белая по бревну и попадаем в д.р. Псыш. Идем по грунтовой дороге по левому берегу реки Псыш вверх по течению. И к 13.00 выходим к пограничникам. Пограничники доброжелательны. Узнаю у них, что группа Батуева уже прошла этот пост. Спросил насчет переправы через Псыш. Они подтвердили, что можно перейти на правый берег по навесному мосту, но сказали, что он в плачевном состоянии. Также они мне сказали, что до моста можно дойти по тропе, но в одном месте, эту тропу смыло мощным селевым сбросом и, что, это место можно обойти, взяв выше и снова потом выйдя на тропу.

Вот это «взять выше и обойти осыпной лавинный сброс» сыграло со мной плохую шутку. Я не представлял себе, насколько мощным мог быть этот селевой сброс.

Мы прошли пограничный пост и сделали перекус на хороших полянах, есть отличные места для ночевок, чистая вода.

В 14.20 тронулись в путь. Мы идем по древней Наурской тропе, которая доходит до верховьев реки Псыш и ведет к перевалу Наур, что находится в Главном Кавказском хребте.

Тропа идет вдоль реки по левому берегу и упирается в мощный селевой сброс (фото 65).

фото 65. Мощный селевой сброс снес все на своем пути.

Рита шла впереди и она даже спросила меня, может вниз спуститься к реке и там пройти? Но я, доверившись погранцам, совершил свою вторую ошибку за поход.

Мы пошли вверх, по селевому сбросу, в надежде, обойти это место сверху. В итоге мы потеряли больше часа времени, мы были от навесного моста в 15 минутах ходу. Мы шли вверх по камням, но выхода их этого селевого оврага не было, поток был настолько сильным, что разворотил на своем пути все и вся. Деревья были повалены и погнуты, как соломки. Наконец, когда я понял свою ошибку, мы повернули, обратно, к реке. Спустившись, по небольшому обрывчику к самой реке, мы увидели следы. Тропа проходила по самому берегу реки Псыш (местами и по воде) и дальше снова выводила на грунтовую дорогу. Через 15 минут, мы у навесного моста (фото 66).

фото 66. Навесной мост через реку Псыш.

Время 16.15.

Сказать, что навесной мост находится в аварийном состоянии, значит, ничего не сказать! Мощные сели основательно «подмяли» опоры моста. Только каким-то чудом, его не снесло.

Мост переходим по одному (фото 67).

фото 67. Мост переходим по одному.

Ира жутко нервничает, когда видит, как я снимаю ее на фотоаппарат.. Да и есть от чего, мост держится «на честном слове»! :) Дощечки под ногами ходуном ходят. Единственная надежда на два троса, которые как перила натянуты по всей длине моста. Но они находятся на уровне колен, и держаться за них неудобно. Широкое русло реки в этом месте разделяется на два рукава, обходя небольшой островок, на котором стоит промежуточная опора моста. В особо плохом состоянии находится вторая часть моста (фото 68),

фото 68. Мост находится в плачевном состоянии.

в самой низкой точке, мост нависает над рекой всего в каких-то пол метрах от воды. Представляю, что тут творится во время ливневых дождей. Сложно даже подумать, и кому придет в голову починить этот несчастный мост? Оно, кому-то вообще надо?! Кроме нас, «бедных» туристов»!

В 16.45 – мы на правом берегу реки Псыш. Чуть выше этого места по течению реки в Псыш впадает река Аманауз.

Из дневника летописца: «…Все благополучно перешли на ту сторону, идем дальше по тропе мимо одного старого домика, одного поновее и покрепче. Привал на поляне возле второго домика..

Армен читает описания, пытается понять куда идти. По карте нам надо перейти два притока и идти по правому берегу второго, но до него от моста километра два. Едим мои сухарики из первого круга. Пошли искать тропу.17:00 – 17.20 - Идем по дороге вдоль р. Псыш. Движение группы сильно тормозится, все собирают землянику. Скинули рюкзаки, нашли земляничную поляну. Все «пасутся» в кустах. Ходовой день на грани срыва.)))»

От места слияния рек Аманауз и Псыш, на перевал Баш-Джол, ведет третий правый приток Псыша. Но узнать, есть ли там тропа или нет, нам не довелось..? Только мы прошли зеленые поляны возле домиков и прошли метров 100 вверх по правому берегу реки Псыш, как вновь, натолкнулись на «следы» лесоразработчиков. И снова следы «варварской» рубки леса! Тропа то появляется, то исчезает. Какие-то непонятно куда ведущие дороги. Поваленные деревья. Ручьи, которые стекаются к реке с правого берега идут не по своим руслам, а растекаются по лесовозным дорогам. И как тут разобраться в притоках??

Время к шести, нужно искать место для ночевки. Присматриваюсь к берегу, но подходящих мест нет. Возможно, стоило ставить лагерь на поляне возле домика, как только перешли мост. Но, хотелось пройти подальше.

Пройдя два ходовых отрезка от навесного моста мы, в 17.45, ставим лагерь на правом берегу реки Псыш. Это пойма реки, лавка деревянная стоит, везде разбросаны запчасти от тракторов, огромный двигатель и куча прочего мусора – видимо, это была стоянка лесоразработчиков. Мы, практически на полуострове, с одной стороны протекает Псыш, а с другой ручей, параллельно реке. Находим ровненькие площадки под палатки, на песочке. Подтаскиваем с Костей огромные деревянные чурки и сооружаем, что-то, наподобие стола и стульев.

В 18.30 ужинаем за «столом», сидя на «стульях»! Чай завариваем из чебреца. Настроение у всех приподнятое. Позже, Рита сварила очередной грибной суп. Добавляем в суп сухарики, гренки и получается очень вкусно! Таня вспомнила, что она инженер и попыталась, было отремонтировать двигатель, но мы ее отговорили, не тащить, же его (двигатель) потом на перевал! :)

После ужина Костя и Ира пошли на «разведку», искать тропу и посмотреть, что там впереди. Вернулись и рассказали, что «хаос» впереди продолжается, что все раскурочено, что тропу нашли, но она, то есть, то обрывается, везде какие-то завалы.. Одним словом, ничего утешительного.. Но, зато нашли красивый красный чайник в белый горошек. Решили, потащим на перевал и сделаем там «натюрморт»! Как вы уже, наверно, поняли, тащить чайник - Косте! :) Высота примерно 1900м.

7.50 - 8.25

16.35 - 16.45

17.00 - 17.20

17.30 - 17.45

Чистое ходовое время: 4 часа 30 минут.