Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Александр Софрыгин, Казахстан

Зимний Хан

Предисловие

Хан Тенгри – «повелитель духов» – священная гора тюрков, Высшая точка Казахстана. Гора необъятной красоты.. многие сильнейшие альпинисты мира рассказывали о необычной красоте «Хана».

Да это все лирика. Первые слухи, про “Зимний Хан” появились давно, еще осенью, когда мы бороздили просторы Индии в поисках Бхагирати. Многие и сейчас осуждают, придумывают разные домыслы: “Почему наша команда молчит? Почему до последнего времени не чего не ясно? Никто не чего не пишет, какие-то шпионские игры.” Основная причина сдерживания информации, как обычно бывает в таких случаях – в том, что банально до последнего времени ( за 2 дня то отъезда) не было денег на вертолет. Да и начальство не слишком любит общаться. Нам было строго сказано:”не п….ть!”. Как говорится, «кто платит тот и танцует» вот мы и молчали. Радует, что у нас все получилось .. Что мы сходили и выполнили поставленную задачу, сделали недвусмысленный подарок государству. Тем самым сохранили родную секцию в ЦСКА, которая уже была в списках сокращенных. И главное, как спортсмены и просто хорошие люди, показали, что мы не только умеем говорить, но и делать, и остались честны перед самими собой.

Состав:
Рудаков Александр
Щукин Олег
Фокин Дмитрий

Экспедиция началась 7 января. Получили накануне снаряжение. О, это одно из самых интересное занятий! Поужинали в «Каганате» и в 23 30 мы тронулись. Ехали комфортно, на двух «бусиках», со скорость примерно 100 км/час. В Бишкеке наша группа разделилась. Вместе с базовым лагерем часть вылетела из Бишкека на вертолете, остальные поехали в Каракол. Второй рейс полетит уже от туда.

фото Sofrygin A.
08.01.11
Примерно в 14:00 уже вся экспедиция собралась в базовом лагере «Северный Иныльчек». База встретила нас холодом в -33 градуса. Солнце в базу приходило строго в отведенное время, в 12:15. Всего минут на 40 и во второй половине дня почти на 2 часа. Первая ночь показалась вечностью. Базовые палатки большие и прогреть их горелками не возможно. Палатки рассчитывались на 2 человек, но мы забивались в них по трое, дабы попытаться согреться. Половину следующего дня мы потратили на переноску грузов с «вертолетки» , а вторую половину на подготовку к выходу. Вечера в базе самое прекрасное время препровождения!! Те кто бывал в Международных базовых лагерях на постсоветском пространстве понимают, о чем я говорю….

10.01 акклиматизационный выход.

Sofrygin A.

Габбасов Ильдар

Пивцов Василий

Хонин Дмитрий

Жумаев Максут

Ильинский Ервант Тихонович

Путь в 1л . фото Софрыгин А.

Вышли 9 человек. Наша пятерка: Пивцов Василий, Жумаев Максут, Софрыгин Саня, Габбасов Ильдар и Хонин Дима. И четверка под руководством Муравьева Дмитрия Витальевича: Рудаков Александр, Щукин Олег, и Фокин Дмитрий. Шли достаточно бодро, на леднике снега не много, но вот при выходе на гору, много переметов, в нижней части склона образовались снежные доски. Страшно! Доски не толстые, примерно 30см, под ними перемерший снег, в случае отрыва, не засыплет с головой .. но может порядком потрепать. Прижались левее, здесь не плохой проход, между досками, выше середины уже видны серые выходы льда, и можно вздохнуть спокойно. В первый лагерь пришли в 16:00. Его не узнать, весь в снегу. Тройка Василий, Дима Х. и я двинулись проработать повыше, просмотреть маршрут и проверить состояние перил выше, дабы правильно рассчитать свои силы и снаряжение на завтра, а ребята начали ставить палатки. На горе мы жили в комфортных палатках Red Fox Ceve 4 ( в простонародий «полубочка»). Вечер плавно перешел в ночь, а ночь в утро. Ночи на горе холодные, даже очень, особенно в тот период, когда организм еще не акклиматизирован. На утро гречка с «казы» – очень питательно, и самое главное, что вкусно. Утро ясное погода, как говорится – звенит, звенит и мороз, ноги замерзают сразу при выходе из палатки. На лицах защитные маски, без них работать не возможно.

Переход во второй лагерь составляет примерно километр. Этот переход забирает множество сил, мы очень сильно наделись на то что там остались перила. И нам отчасти повезло, перила были, но они были спрятаны под 10-15 см фирна. Первому приходилось прикладывать недюжинные усилия, чтобы их выдернуть. Можно было бы и не тратить силы, мы и так постоянно шли в «связке», но как говорится- «береженого бог бережет». При экстренном спуске больного, либо заболевшего, лучше перил не придумаешь. И мы долго и тщательно, как в добрые давние времена, по старой привычке, правили перила. Каждый из нас не раз побывал на этом маршруте, и все здесь работали обработчиками, гидами-спасателями кто у Валиева К. Ш., кто у Хайбулина Р. Р.

Хонин Д. Габбасов И. путь в л2 фото Софрыгин А.

Чуть выше скального пояса, по радиосвязи, мы узнали что группа Муравьева, по стечению нескольких обстоятельств, вынуждена была развернутся. Наша группа в гордом одиночестве продолжила путь. Во втором лагере нас встретил сильный ветер, такой холодный .. – что при его порывах я просто ложился на снег притворялся «маленькой черепашкой». В палатке сидели долго не раздеваясь … пили чай.. ели шоколад. Лишь через час начали отогреваться и на лицах появились улыбки. На следующий день у нас программа свободная, можно выспаться, но максимум нужно сходить на плечо Чапаева.. ради акклиматизации. Как и предполагалось, с утра сильный ветер. Вышли в 12:00, на купол вылезли в 16:15, оставили небольшой груз и вернулись обратно в теплую (относительно улицы) палатку. Там и компот, и чай и суп из тушенки с сухарями. В два часа ночи Макс почувствовал себя неважно, общим решением начали спуск, дабы не началось никаких осложнений и быстро собравшись, выдвинулись вниз. В 6:30 были в базе. База как всегда встретила нас с распростертыми объятьями, там потеплело, стало -25.

В базе провели 3 полных дня, в обществе хороших, честных, веселых людей время проходит не заметно. Мы готовились к штурму. Подготовка к штурму у каждого альпиниста это ритуал, кто то перебирает «снарягу», бреется , .. заканчивается все общим «собранием» у кого ни будь в кемпе … “за удачу!” :) и спать. На утро все встали уже снаряженные, с блеском в глазах. Рюкзаки собраны, наставления получены.

Пивцов Василий фото Софрыгин А.

1 скальный пояс по пути в 3 лагерь

фото Sofrygin A. Хан Тенги.

16.01.11. -мы пошли входить в историю…. как сказал Дима Фокин главное –не влипнуть в историю. На штурм вышло 4 человека Василий Пивцов, Габбасав Ильдар, Хонин Дмитрий и я. В то время уже во втором лагере находилась группа Муравьева Д.В., в составе двух человек самого Дмитрия и Олега Щукина. Фокина болезнь настигла еще в базе, а вот Саня Рудаков вышел, но при переходе во второй лагерь почувствовал что и его захватил непонятный вирус, гулявший у нас по базе, и приняв решение ушел в базу в день нашего выхода. Нашу четверку .. такой расклад несколько пугал, ведь нет ни какой уверенности, что кто то из нас тоже не заболел, и вирус пока не прошел инкубационный период, проснется он, например во время штурма, что может привести к непоправимым последствиям. И вот с чувством страха, и с чувством долга, теперь кроме нас четверых ни кто не сможет даже попробовать, мы в 12:00 выдвинулись на встречу холодной .. но все таки мечте!

После акклиматизации идти значительно веселей, да и общественного не так много, кило по пять. Решив экономить силы мы решили идти по лагерям, С1 – С2 – С3 и штурм. До первого лагеря шли два с половиной часа, и в 15 00 уже сидели в палатке и готовили ужин. Вечер как всегда пролетел не заметно. Мы много «дискутировали» решали проблемы не только мирового масштаба, но и проблемы в нутрии команды )) Утро как всегда, за последнюю неделю, холодное, на сбор уходит три часа, с начало борьба с конденсатом, который везде на спальниках, в ботинках, все время уходит на прогрев внешних ботинок, а завтрак мы готовим с вечера, вода в термосах, ее надо лишь подогреть. Выходим рано, на первой связи в 10 00 мы уже прошли скальный пояс. Тактика перехода к ночи, подразумевает .. по раньше подъем, выход, раньше ложимся. Солнца на северной стороне горы зимой не бывает ни секунды, но зато весь западный гребень, с десяти утра, и до захода освещен солнцем, нам это видно, и в глубине души мы все наделись, что оно нас согреет. Уже в 1-ом лагере мы решили на штурм выходить рано, т.к. ночью гора немного затихает, и как нам казалось тогда, поймать пик холода уже разогретыми и проснувшимися, а он наступает в первые часы пред рассветом и в часы рассвета. Обедали уже во втором лагере. Взяв с собой две больших горелки и «джетбоил», 16 баллонов газа и в палатке стало достаточно комфортно.

"

Перемычка" 5850м.

"Перемычка" 5850м.

пещера "Перемычка" 5850м.

В 3-й лагерь мы вышли в 8 40. У меня появилась проблема, весь вечер и ночь у меня болел живот, не так сильно он болел как больше вселил в меня и команду тревогу что для меня может все закончится, но я рискнул, уж так сильно меня тянула на верх, «сел» на диету и пошел. На подъеме в районе первого скального пояса был слабый порывистый ветер, это были отголоски того что нас ждало с южной стороны, сильно замерзли ноги. Всю дорогу в третий лагерь, каждый по очереди всматривался в огромный «флаг», огромный снежный флаг, который устремлялся на северо-восток, вслушивался в гул гребня. На горе дул сильный юго-западный ветер. На «перемычке» попытались найти пещеру, но измотанные ветром и холодом, решили поставить палатку, и огородить ее стенкой. У нас была пила и поэтому построить стенку не представляло большой трудности.
Строительство закончили примерно в пять вечера, предварительно назначив выход на утро следующего дня. Но выйти на штурм нам не удалось, всю ночь по палатки бил сильный ветер, а в момент когда он затихал .. четко слышался гул, по всей видимости на гребне было совсем не спокойно, температура в палатке резко снизилась, пришлось одеть маски. Заснуть было тяжело, мы спали в пуховых комбинезонах и в спальных мешках, «Big Wall Team» thinsulate, и промерзли насквозь, мне дважды приходилось вставать ночью, чтобы растереть ноги. Измотав нас за ночь морозами и ветрами, мы приняли решение найти все таки пещеру, или выкопать свою. Еще одной такой ночи мы не выдержим, а если выдержим, то врятли пойдем на штурм. Удача нам улыбнулась и мы нашли старую пещеру, ту самую в строительстве которой в 2004г я принимал участия, ту в которой я первый раз вообще узнал, что такое Хан Тенгри, было очень приятно окунутся в воспоминания. В пещере достаточно удобно, не слышно ветра, постоянная температура, можно встать в полный рост. Выход назначили на 3 00 ночи.

…. 20.01.11. встали в 24:00 спалось хорошо, неспешно оделись, поели. На улице светло, полнолуние, ветер не сильный ..- можно работать. Перед выходом связь . . Шеф пожелал удачи .. поинтересовавшись когда нужна связь .. Василий ответил – ..все равно нам ни кто не поможет… давайте первую в 8:00 .. мы вышли на перемычку, «связались» веревкой и двинули на вершину. Холод был неописуемый, мерзло все, через каждые 15 -20 минут приходилось останавливаться и «махать ногами и руками». Перил нет, а там где есть их страшно брать, добавилось немного технической работы. До 6400 шли пять часов, здесь решили собраться и попить, в данный момент это достаточно тяжело, приходится снимать пуховые варежки. Выше видно, что ветер, напившись чаю двинулись. Буквально через 100 метров набора высоты, нас встретил достаточно сильный ветер, он значительно замедлил движение. Двигаться можно было только в «три такта» на четвереньках, так мы добрались до 6800 здесь начало кулуара и там можно спрятаться от «прямого попадания ветра» .. но Дима не выдержал этих издевательств и развернулся. Мы продолжили подъем, мне даже не закрадывалась мысль повернуть, после таких издевательств и мучений вниз .. я строго сказал себе: – нет! Достаточно сложный участок, скала перед выходом в кулуар, и там нас ждала скрытая замаскированная засада, подойдя к перилам, Вася шел первым, выбрав одну из самых хороших веревок, он придерживаясь полез, я за ним. Подойдя к «станции» Ильдар взявшись за соседнюю перильную веревку, нагрузил ее полным весом, рывком двинув «жумар» вверх….дзин и станция с нашими перилами летит в низ.. я вцепился в скалу всем чем мог .. закрыл глаза думаю, все, пи…!!…Тяжелые ноги, сердце в нижней части.. вроде остался на месте. Вася вцепившись в скалу покрепче меня, умудрился поймать рукой веревку, на которой был Ильдар…

Вася .. -Ильдар возьми ее на память
-Черт… спаслись, добавил я и мы пошли чуть быстрее, видимо работает адреналин.

Вылезли на гребень в 13:30 место открывается, крыша, спрятаться не куда. Встав на четвереньки, мы поползли на вершину. Вид у меня и Ильдара был не для слабонервных. Пацаны выпустили меня вперед, Вася встал замыкающим. В 14:20 мы все трое стояли на вершине. Отработав с флагами, со словами «уходим» мы начали спуск. Я оторвался от парней, у меня посекло глаза, и я старался быстрее уйти от ветра. Дожидаясь ребят на контрольных точках и видя визуальную связь, мы спускались метр за метром, бежать не хотелось, силы были на исходе. В пещеру спустились в темноте, темнело примерно в шесть вечера и только там я узнал, что Ильдар на вершине держа флаги, сняв пуховые варежки, в поларовых перчатках обморозил себе пальцы, за две минуты. Уже в пещере мы подсчитывали ранения, все по мелочам поморозили пальцы на ногах, на рука, носы, кончики ушей, обожженные холодом легкие, у Ильдара же положение очень серьезное. Но при всех этих неприятностях на лицах у нас были улыбки … – МЫ Сделали Это повторяли мы, раз за разом. Обморожения на руках, могло бы добавить нам проблем, ведь гора техническая и между третьим и первым лагерем серьезная техническая работа, но не добавило, потому что мы команда, настоящая, и нас осталось шесть относительно здоровых рук и заменить две больные дружеские руки не проблема ))

С пещеры вышли в в десять утра, на встречу во второй лагерь шел Дмитрий Витальевич Муравьев. В первом лагере нас ждала группа с чаем Рудаков Саня, Щукин Олег, и Фокин Дима., а в базе водка и пельмени, поэтому мы ни где не задерживались. В 18:10 мы были в базе живые и довольные. Осталось положится на профессионализм летчиков и водителей которые повезут нас домой!!!

фото Sofrygin A.

Вершина Хан Тенгри

руки Габбасова Ильдара после штурма

Саня - молодец !!!

Мало что хорошо сходил, так еще хорошо написал и нафотографировал !!!

К звёздам

Поздравляю с успешным восхождением. Илдар (Караганда), берегу твой и Батеева Алексея (Алма-Ата) автографы с августа 2009 года. Пальцы маж только облепиховым маслом. Молодцы.

Зимний Хан

Крррасавцы!

ЦСКА - ЧЕМПИОН!!!

Кремни хлопци!!! Не уронили флага САВО! С Горой!!!