Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: А.Пуриков, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Такали летом 2010 г. Часть 1 из 3

Фотоальбом к отчету

ОТЧЕТ


об горном походе 5 категории сложности,
совершенном с 25 июля по 12 августа 2010 г.
группой туристов клуба «Вестра» г. Москвы
по Такали

Руководитель похода

Пуриков Александр Валерьевич

(координаты руководителя - в МКК)

Маршрутная книжка № 1/3-506

Москва, 2010

Справочные сведения о маршруте.

Проводящая организация: СТК «Вестра».
Выпускающая организация: МКК МгцТК.
Вид туризма: горный.
Категория сложности: пятая.
Сроки проведения: с 25.07.2010 по 12.08.2010.
Продолжительность: 19 дней, включая заезды, из них ходовых 15.
Район: горный узел Такали (Гиссарский и Зеравшанский хребты, Каратегинский отрог).
Километраж: 153,5 км.

Пройдено перевалов: 9, из них:

· 3А - 2 (Дальневосточников Ю. + Молодость Сибири, Золотарева)

· 2Б - 2 (Ягноб, Буревестник)

· 2А - 2 (Гориф, Боковой (в кач. вспомогательного))

· 1Б - 2 (Дополнительный (в кач. вспомогательного), Школьный)

· н/к - 1 (Захоб)

Первопрохождений - 1 (Дополнительный)

В режиме первопрохождения - 4 (Гориф 2А, Ягноб 2Б, Школьный 1Б, Буревестник 2Б).

Нитка маршрута заявленная

г. Москва -- г. Душанбе -- пос. Ромит -- р. Каниз -- р. Оби-Барзанги -- р. Каниз -- пер. Союзный (2А, 3880) -- р. Наукрум -- пер. Золотарева (3А, 3660) -- пер. Ягноб (2Б*, 4250) -- пер. Узловой (1Б, 4180) -- пер. Буревестник (2А*, 4240) -- пер. Дальневосточников + пер. Молодость Сибири (3А, 4820) -- р. Правая Такали -- пер. Захоб (н/к) -- р. Сардай-Миена -- пос. Руфигор -- пос. Ромит -- г. Душанбе -- г. Москва

Запасные и аварийные пути

пер. Гориф 2А вместо пер. Союзный 2А
пер. Школьный 1Б вместо пер. Узловой 1Б
Вместо прохождения связки пер. Дальневосточников Ю.+ Молодость Сибири:
прохождение пер. Дальневосточников Ю. со спуском в дол. р. Падаск, выход к р. Зеравшан. или рад. восх. на п. Дальневосточников (Дальний Восток) со спуском по р. Волгонд в д.р. Зеравшан
прохождение пер. Золотарева в связке с пер. Крынички (2Б) (обход ледопада на л. Наукрум З.)
обход пер. Ягноб через пер. Московской Олимпиады + пер. Акбали (2А, 1Б)

Нитка маршрута пройденная

г. Москва -- г. Душанбе -- пос. Ромит -- р. Каниз -- р. Оби-Барзанги -- р. Каниз -- пер. Гориф (2А, 3980) -- р. Наукрум -- пер. Золотарева (3А, 3660) + пер. Дополнительный (1Б, 4195, п/п) -- пер. Ягноб (2Б, 4250) -- пер. Школьный (1Б, 4080) -- пер. Буревестник (2Б, 4340) -- пер.Боковой + пер. Дальневосточников + пер. Молодость Сибири (3А, 4820) -- р. Правая Такали -- пер. Захоб (н/к) -- р. Сардай-Миена -- пос. Руфигор -- пос. Ромит -- г. Душанбе -- г. Москва

Изменения маршрута и их причины

По пер. Гориф и пер. Союзный при подготовке маршрута информация отсутствовала, за исключением плохой фотографии со стороны подъема. В связи с этим они рассматривались как два равноценных варианта. Пройден был перевал, показавшийся при просмотре наиболее удачным. Аналогичная ситуация с перевалам Школьный и Узловой.

Перевал Боковой в заявленную нитку внесен не был, так как рассматривался как не имеющий самостоятельного значения перелаз. Другого пути в верховья ледника Дальневосточников не существует. В пройденной нитке приняли решение его указать, так как он является весьма выраженной седловиной.

Вариант преодоления отрога между цирками ледников № 245 и № 246 рассматривался в качестве основного, однако мы не были уверены, что в отроге обнаружится выраженная седловина. По факту она была названа перевалом Дополнительный 1Б.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что заявленный маршрут был пройден без изменений и без отклонений от графика.

Список группы.

Участник

г.р.

Опыт на начало похода

Должность

Пуриков Александр Валерьевич

1973

6 ГУ, 4ГР

Руководитель

Иванова Ирина Анатольевна

1976

5 с эл 6 ГУ, 4 с эл 5 ГР, 6 ЛУ

Зам. руководителя

Чуканов Юрий Владимирович

1964

5 с эл. 6 ГУ, 5 ГР

Снаряженец

Заякина Ольга Владимирована

1979

5 ГУ, 2 ГР

Демещик Татьяна Владимировна

1973

5 ГУ

Завхоз

Юрков Андрей Юрьевич

1957

5 ГУ

Доктор

Новиков Владимир Константинович

1969

4ГР, 4ГУ

Реммастер

Михайлов Александр Юрьевич

1986

4ГУ

Андрей Юрков сошел с маршрута по сост. здоровья после пер. Ягноб.

Общегеографическая и туристская характеристика района Краткий обзор района

Горным узлом Такали называют район, соединения Гиссарского и Зеравшанского хребтов вместе с их отрогами, в частности, с Каратегинским отрогом. Иногда в узел включают также соответствующий участок Туркестанского хребта. К западу к Такали примыкают Фанские горы, с востока - Матчинский горный узел.Северные отроги Зеравшанского хребта длинные и высокие, южные - намного короче. У Гиссарского хребта южные отроги очень длинные и разветвлённые.В районе возможно проведение походов 2-6 к.с., хотя перевалов категории 3Б пока пройдено очень мало. Значительный спортивный интерес представляют перевалы в центральной части Зеравшанского хребта - в верховьях рек Тавастин, Падаск, Волгонд, массив Тутеклик, а также в основаниях отрогов, разделяющих упомянутые реки. Интерес представляет также район основания Каратегинского отрога. В основном категория 3А-перевалов района определяется сложными ледопадами, расположенными на северной стороне. Южные стороны перевалов чаще всего скальные. В упомянутых технических узлах района, особенно в долине Волгонда, имеется значительное количество скальных стен, сложенных прочными известняками, которые могут представлять интерес для альпинистов.

Район освоен в туристическом отношении достаточно слабо. Он интенсивно исследовался 20-30 лет назад Уфимскими туристами, однако собранные ими данные в настоящее время малодоступны. Мы использовали для подготовки отчет Константина Сергина 2007 г. и ряд Уфимских отчетов, имеющихся в библиотеке ТССР.

В долинах развито скотоводство, в силу чего имеется большое количество хороших троп. В южных притоках Зеравшана в районе кошей через реки имеется и поддерживается большое количество мостов, в долине Ягноба мостов нет, так как имеется большое количество снежных мостов, активно используемых местным населением. Переправа через крупные реки без моста может представлять значительную трудность. Грунтовые автомобильные дороги имеются в долине Зеравшана, в долине Сардай-Миена до поселка Руфигор, в долине Каниза до слияния рек Чапдара и Капди, с небольшим продолжением в дол. Чапдары. Автомобильной дороги в верховьях Ягноба нет. Дорога из пос. Руфигор в долину Ягноба, показанная на топокартах, была заброшена уже в конце 80-х годов. Верховья долины Ягноба, как и долина Наукрума, снабжаются караванами из пос. Руфигор.

Местные жители дружелюбны и приветливы, однако вряд ли стоит рассчитывать на серьезную помощь от них в случае необходимости эвакуации в связи с полным отсутствием транспортной инфраструктуры.

Считается, что наилучшим временем для походов по району является период с середины июля по середину сентября, когда здесь устанавливается сухая теплая погода, с редкими дождями во второй половине дня. Однако, в нашем случае, погода была дождливой и достаточно холодной - без осадков или почти без осадков обошлись всего пять дней похода.

Политическая и экономическая обстановка.

Ещё несколько лет назад устойчивая ассоциация «Таджикистан – война – наркотики» отбивала всякое желание планировать походы, начинающиеся в Душанбе. Сейчас, в связи с обострением обстановки в Киргизии, Таджикистан становится чуть ли не единственной возможностью попасть на Памир и Памир-Алай.

Спешим сообщить, гражданская война в республике закончилась более 10 лет назад. Сейчас политический строй устойчив, президентский дворец отделан золотом, милиция возле него откормлена. Сегодня это нормальное среднеазиатское государство, не процветающее, но и не совсем нищее. Промышленности почти нет, но животноводство и сельское хозяйство не дают стране помереть с голоду. Здесь ремонтируют дороги, строят дома и мосты, в городах доступен Интернет и мобильная связь. В столице почти все говорят по-русски и с удовольствием общаются. Появление на улице девушек в шортах никого не шокирует. Есть нормальные гостиницы, кафешки, магазины. Можно купить любые продукты, в том числе колбасу, сыр, сухое молоко и супы, гречку, разнообразные сладости. Встречаются неплохие аптеки. Цены в супермаркетах не сильно отличаются от московских, на рынке в разы дешевле. Все расчеты ведутся в местной валюте «сомони», курс 146 сомони за 1000 рублей. Копейки называются дирамами. Рубли и доллары в городе меняют на каждом углу, евро меняют, но смотрят недоверчиво. Время отличается от московского на +1 час.

Оформление документов

Заезд и выезд в район осуществлялись через Душанбе.

Для посещения Таджикистана гражданам России достаточно обычного общегражданского паспорта (проверено), хотя пользоваться загранпаспортом удобнее (и меньше шансов получить в паспорт лишний штампик, делающий его недействительным). При въезде на границе в загранпаспорт ставится отметка о въезде, такая же отметка ставится в заполняемую на границе миграционную карту. После въезда в течение трех дней необходимо оформить регистрацию. К сожалению, сделать это заранее невозможно, так как для оформления необходим документ с отметкой о въезде. ОВИР-ы, оформляющие регистрацию, не работают в субботу и воскресенье. По этой причине, невыгоден заезд в Душанбе в выходные дни. Мы осознали этот факт, уже купив билеты, но до заявки маршрута, поэтому смогли найти и реализовать удовлетворительное решение, уменьшающее потери времени. Мы, прилетев в город в субботу утром , за субботу закупили и упаковали недостающие продукты, после чего разделились: основная часть группы с заместителем руководителя поехали в горы заносить заброску, а руководитель и один участник остались оформлять регистрацию. У всех участников, уезжающих в горы, с собой были два паспорта (заграничный и общегражданский), чтобы не оставаться совсем без документов. Без регистрации в этот момент можно было обойтись, так как не истекли три дня, отведенные на ее оформление. Для подтверждения даты своего приезда рекомендуется сохранять авиабилеты. Оформление осуществлялось через посредничество фирмы Middle Asia tourism & venture club (http://www.matvc.net). Заняло это чуть больше суток, и во вторник (25.07.2010) утром оставшиеся участники стартовали в горы. Фирма зарекомендовала себя наилучшим образом - все происходило вовремя, организационных проблем не возникало. Оформления погранпропусков и пропусков в Горно-Бадахшанскую область (требуемых при посещении Памира) для похода в Такали не требуется.

Заезды и выезды

Заезд в район осуществлялся не по стандартному пути - через Хаджент и долину Зеравшан, а через Душанбе, пос. Рамит и долину Каниз, что позволило нам попасть в малопосещаемые южные долины Каратегинского отрога. Насколько нам известно, по этому пути мы заехали первыми. Этот путь является значительно более коротким, чем общепринятый. В идеальных условиях дорога от Душанбе до Рамита занимает около 2 часов, от Рамита до верховий Каниза - менее 4 часов. В нашем случае потребовалось около 12 часов из-за поломок, ремонтов и ожиданий. Традиционный путь через Зеравшан занимает в идеальных условиях 12-14 часов.

Транспорт, на котором происходил заезд, был заказан через ту же фирму. Это оказалось неоправданным - между фирмой и водителями имеется еще один посредник, который оказался малоответственным. Кроме того, такой вариант дорог - заезд одной группы обошелся примерно в 300$. По этой причине на обратный путь мы самостоятельно договорились с водителем «буханки», что обошлось нам почти втрое дешевле.

Заезд, как и выезд, происходили на двух машинах - одна обычная машина до конца более-менее приличной дороги , выше - на более проходимой. До пос. Ромит идет асфальтовая дорога, до пос. Сорбо - приличная (проходимая на легковой машине) грунтовая.

Следует отметить, что все машины находятся в отвратительном техническом состоянии - ни одна поездка не обошлась без серьезных поломок.

Предполагалось, что первая машина довезет основную группу до поселка Сорбо, где они пересядут на ГАЗ-66. Реально машина развалилась (двигатель вывалился по причине распада креплений) не доезжая до Ромита. До Сорбо группа добралась на случайно пойманной машине. Обещанного ГАЗ-66 не оказалось в природе. После долгого поиска все же удалось найти «козел», в который забились вшестером с рюкзаками, однако из-за плохой договоренности водитель взял недостаточно бензина, чтобы доехать до нужной точки. Пришлось пожертвовать свое топливо, рассчитывая, что вторая группа возместит недостачу.

Вторая группа добиралась с аналогичными приключениями, но была уже морально подготовлена. Первая машина, по традиции, развалилась по дороге к Ромиту (на этот раз отделилось колесо вместе с полуосью). Водитель оперативно вызвал на замену машину, которая довезла нас до Сорбо. В качестве машины повышенной проходимости была использована «буханка», быстро собранная в Сорбо из двух по нашему заказу. Она довезла нас до места. Водитель настолько понравился нам, что мы взяли его телефон и договорились с ним о том, что он повезет нас обратно. Мы рассчитывали на то, что если машина доедет до Руфигора, то и обратно она как-нибудь спустится.

Так и получилось, хотя по дороге вверх в двигателе пробило прокладку, в результате чего охлаждающая вода стала попадать в масло в заметном количестве. Всю обратную дорогу мы собирали масло и отработку по кишлакам, но доехали без явных проблем до райцентра, где пересели на маршрутное такси. Машины, обитающие в горах, как правило, не могут доехать до Душанбе по причине отсутствия техталона.

Меры безопасности на маршруте (связь, страховка)

Связь осуществлялась по спутниковому телефону системы Thuraya, который в районе нашего путешествия обеспечивал устойчивый прием. Связь производилась путем отправки СМС в заранее установленное время в координационный центр клуба «Вестра». Специально подготовленные люди принимали наши СМСки, выкладывали их на всеобщее обозрение, и были готовы в любой момент оказать помощь, начиная от сообщения прогноза погоды и вплоть до связи с ассистантской компанией и координации действий спасателей. К счастью, нам это не понадобилось. В группе имелись также LPD-радиостанции для обеспечения связи на разведках, во время технической работы и т.д.

В целях обеспечения безопасности наша группа оформила страховку в страховой компании «РОСНО» на 30 000$ на каждого участника. При оформлении учитывались "занятия экстремальными видами спорта" и возможность эвакуации вертолетом.

Организация и проведение похода Цели и задачи похода.

Вообще-то, мы собирались на Западный Кокшаал-Тау. Уже были куплены билеты в Бишкек, но киргизская революция всё изменила. Конечно, наше внимание сразу привлек Таджикистан. Опрос участников показал, что мёрзнуть на Большом Памире мы не хотим, исхоженные вдоль и поперек Фанские горы тоже не привлекали. Тогда мы посмотрели на карту и увидели Такали. До этого момента мы даже не знали, что точка, где сходятся Гисарский и Зеравшанский хребты, находится вне Матчинского узла. Отсутствие свежих материалов по району только добавило интереса. Лет двадцать назад район плотно копали Уфимцы, но с тех пор информация частично устарела, частично была утрачена, частично труднодоступна, так как отчеты существуют только в бумажном виде в Уфимской библиотеке. По некоторым перевалам мы знали только название и примерную сложность, не будучи уверены даже в точном местонахождении седловины. Три года назад в район ходила группа Константина Сергина из ТК МГУ. Их отчет доступен в интернете. Сделанные ими фотографии утвердили нас в решении - мы едем в Такали.

Нашей целью было пройти короткий технически насыщенный маршрут в новом для себя районе. Вопреки сложившимся традициям, в этом году нам было нужно пройти именно «пятерку». К нашему спетому междусобойчику присоединились двое участников из г. Десногорска, чьей основной целью было получение справок за поход 5 к.с. В самом Десногорске не нашлось руководителей, способных провести поход 5 к.с. Теперь появились. Кроме того, нас давно интересовал вопрос - можно ли пройти полноценную пятерку «с листочка» в Азии за 14-15 ходовых дней. Оказалось, можно.

Сжатые сроки объяснялись возможностями руководителя - больше 3-х недель отпуска ему не давали. Несмотря на жесткий лимит времени, мы ставили себе целью посетить как можно больше долин, так как нас всегда привлекал исследовательский, а не спортивный характер мероприятий. Среди основных задач похода мы видели уточнение местоположения старых и поиск новых седловин и перевалов, уточнение картографических материалов, как можно более качественную и полную фотосъемку маршрута. К сожалению погода не дала разгуляться фотографам. У нас хорошо получались художественные кадры из серии «Вершины в облаках», но чистые обзорные панорамы хребтов удавались редко. Постараемся возместить этот недостаток подробными описаниями.

Кроме того, задачей похода было отработать тактику заездов и оформления документов с минимальной потерей времени и денег. В Таджикистане ещё плохо развита индустрия «коммерческого» оформления, и много драгоценного времени теряется на досадные недоразумения. Надеемся, что наши наработки помогут будущим группам заезжать быстрее и надежнее, а подготовленный нами отчет послужит популяризации этого своеобразного, незаслуженно забытого района.

Сжатые сроки заставили нас решить еще одну задачу – заезд в район через южные долины, что существенно быстрее и удобнее традиционного способа попадания в район – через Зеравшан.

План-график маршрута

День

Дата

Участок иаршрута

км

х.ч.

Высоты

1

26.07

Долина Оби-Барзанги (Чапдара). Организация заброски.

9,2

6

2450 – 2900 – 2450

2

27.07

Ожидание

0,0

0

2450

3

28.07

Р. Оби-Барзанги (Чапдара) – ур. Бугинек – д.р. Капди

9,4

4,5

2400 – 3200

4

29.07

Д.р. Капди – пер. Гориф 2А – д.р. Дашти-Зиерат

8,0

6-6,5

3200 – 4000 – 3000

5

30.07

Д.р. Дашт-Зиерат – д.р. Наукрум (Зиерат)

15,4

5,5-6

3000 – 2800 – 3600

6

31.07

Ледопад Наукрум Зап. Подход и обработка пер. Золотарева Ю.И.(3А)

4,0

5

3600 – 4000

7

1.08

Пер. Золотарева (3А) + пер. Дополнительный – морены ледн. № 245

2,9

3-3,5

4000 – 4300 – 4150 – 4250 – 3950

8

2.08

Якобы дневка. Д.р. Оби-Барзанги (Чапдара), подъем заброски

8,9

6,5-7

3950 – 2900 – 3950

9

3.08

Пер. Ягноб (2Б) — д.р. Ягноб

7,8

5,5

3950 – 4300 – 3500

10

4.08

Д.р. Ягноб. Полудневка-отсидка

5,2

1,5

3500 – 3400

11

5.08

Пер. Школьный 1Б – д.р. лев. Такали – подход под пер. Буревестник

8,9

5,5

3400 – 4100 – 3600 – 3650

12

6.08

Пер. Буревестник 2А* (по условиям прохождения 2Б) – д.р. Волгонд Западный

7,5

6,5

3650 – 4340 – 3450

13

7.08

Дол. р. Волгонд З. -- ледн. № 387 – пер. Боковой 2А – верховья ледн. Дальневосточников (№ 388)

4,0

5

3450 – 4300 – 4400

14

8.08

Пер. Дальневосточников Южный (3А) – траверс на пер. Молодость Сибири (3А)

2,3

5

4400 – 4920 – 4830

15

9.08

Спуск с пер. Молодость Сибири (3А)

2,8

12,5

4830 – 3800

16

10.08

Долина реки Прав. Такали

9,2

5

3800 – 3100

17

11.08

Д.р. Ягноб, пер. Захоб (н/к) - д.р. Сардай-Миена

20,7

6

3100 – 3000 – 3200 – 2200

18

12.08

Спуск в Руфигор, отъезд в Душанбе

1,8

0,5

2200 – 2150

Итого

128,0

Итого с коэфф. 1,2

153,6

Высотный график маршрута

Дополнительная информация

Понятие право/лево дается орографически, если не указано обратное.

Время движения дается чистое ходовое, если не указано обратное.

Длина веревки равна 50 м.

Продолжительность переходов равна 45-50 мин.

Все координаты даются в СК WGS84.

На иллюстрациях путь прохождения, требующий организации перильной или попеременной страховки, обозначен красным цветом, проходимые ногами (в том числе в связках) места – синим цветом.

К электронной версии отчета прилагается файл с треком и вешками. Координаты вешек в виде таблицы не даем, так как не верим в существование маньяков, вбивающих их в прибор вручную.

В большинство фотографий в электронной версии отчета встроены геотэги с координатами точки съемки. Используйте умеющие работать с тэгами программы (например, GeoSetter), чтобы увидеть на карте точки съемки.

Сводный список препятствий

Перевал Гориф 2А сн-ск.
Высота 3970
Координаты N 39,142603° E 69,808941°
Находится в Каратегинском отроге к ЮЗ от в. Гориф (4312)
Соединяет д.р. Канди (бассейн Каниза) и д.р. Дашт-Зиерат (бассейн Наукрума)
Ориентация склонов С-Ю.
Определяющая сторона - северная, скальная.
Сведений о первопрохождении нет, тур не найден.
Наше прохождение 29.07.10 в напр. Ю-С

Перевал Золотарева Ю.И. 3А
Высота 4245
Координаты N 39,143835 E 69,677762
Находится в Каратегинском отроге к востоку от узловой вершины 4605.
Соединяет верховья р. Наукрум (ледн. № 65) и ледн. № 246 в д.р. Чапдара (бассейн Каниза)
Ориентация С-Ю.
Определяющая сторона - северн., ск-лед.
Первопрохождение 1991 г., туристы Днепропетровской обл. и Башкирии
Наше прохождение 01.08.10 в напр. С-Ю
Снята записка Екатеринбургской (Свердловской) группой из двух человек под руководством Соколовского Д.Г. 16.09.2003

Перевал Дополнительный 1Б ск-сн.
Высота 4195
Координаты N 39,140328° E 69,674875°
Находится в ЮВ отроге Картегинского отрога , к ЮВ от узл. в. 4605
Соединяет бассейны ледников 246 и 245 на ор. левом борту долины Чапдара.
Орииентация С-Ю
Первопрохождение 01.08.10 в напр. С-Ю. Тур не сложили, записку не оставили.

Перевал Ягноб 2Б сн-лд-ос.
Высота 4353
Координаты N 39,144855° E 69,645793°
Находится в Гиссарском хребте, к СВ от узловой в. 4637
Соединяет д.р. Чапдары (бассеин Каниза) и верховья р. Ягноб
Ориентация ЮВ-СЗ.
Определяющая сторона - СЗ, сн-лед.
Сведений о первопрохождении нет, тур не найден.
Наше прохождение 03.08.10 в напр. ЮВ-СЗ.

Перевал Школьный 1Б* (по усл. прох. 1Б) сн-ос.
Высота 4080
Координаты N 39,218921° E 69,660784°
Находится в зап. отроге Гиссарского хребта, между в. 4319 и 4246
Соединяет дол. р. Кумбель и р. Прав. Такали (правые притоки р. Ягноб)
Ориентация С-Ю.
Опред. сторона С, снежная.
Первопрохождение вероятно, местные жители известен местным жителям.
Наше прохождение 05.08.10 в напр Ю-С.
Тур нашли, но без записки

Перевал Буревестник 2А* (по усл. прох. 2Б) сн-ск-ос.
Высота 4340
Координаты N 39,275725° E 69,645262°
Находится в Зеравшанском хребете к югу от пика Игла.
Соединяет д.р. Прав. Такали и верховья р. Волгонд Зап.
Ориентация З-В
Опред. сторона З, сн-ск.
Сведений о первопрохождении нет.
Наше прох. 06.08.10 в напр. В-З.
Сняли записку туристов Криворожского клуба от 20.09.1991 г. рук. Клименко, поход 4 к.с.

Перевал Боковой 2А
Высота 4417
Координаты N 39,280314° E 69,596887°
Находится в З. отроге Зеравшанского хр., разделяющ. Бассейны ледн. 387 и 388, к зап. от в .5145.
Соединяет цирки ледн. 387 и 388, левых истоков р. Волгонд Зап. Самостоятельного знач. не имеет, используется в связке с пер. Дальневосточников Ю. и другими перевалами, ведущими из ледн. 388 (Дальневосточников).
Ориентация ЮВ-СЗ.
Первопрохождение: предположительно, куйбышевцы под рук. Лазарева В.П. 1982г.
Название предложено новосибирцами, рук. Кочнев В.А. 1985 г.
Наше прохожд. 07.08.10 в напр. ЮВ-СЗ.
Тур не найден.

Перевал Дальневосточников Ю. 3А ск-лед.
Высота 4946
Координаты N 39,280872° E 69,580169°
Находится в сев. отроге Зеравшанского хр. к сев. от узловой вершины Дальний Восток.
Соединяет верховья р. Волгонд Зап. и Падаск Вост. (бассейн Зеравшана). В связке с пер. Молодость Сибири позволяет попасть на р. Прав. Такали (бассейн Ягноба)
Ориентация З-В.
Первопрохождение: новосибирцы, рук. Кочнев В.А. 1985 г.
Наш подъем с Зап. стороны в связке с пер. Молодость Сибири.
Снята записка группы туристов МГУ под руководством Константина Сергина 06.08.2007 г.

Перевал Молодость Сибири 3А лд.
Высота 4839
Координаты N 39,279355° E 69,576332°
Находится в Зеравшанеском хребте.к зап. от узловой в. Дальний Восток.
Соединяет верховья рек Прав Такали (басс. Ягноба) и Падаск Вост. (басс. Зеравшана)
Ориентация С-Ю.
Первопрохожд ???
Наш спуск на Ю. 09.08.20 (прохожд. в связке с пер. Дальневосточников Ю.)
Снята записка группы туристов МГУ под руководством Константина Сергина 06.08.2007 г.

Перевал Захоб н/к
Высота 3226
Координаты N 39,173411° E 69,520447°
Находится в Гиссарском хребте.
Соединяет реку Ягноб и верховья р. Сардай-Миена
Ориентация С-Ю.

Дневник похода и техн. описания

26.07 Долина Оби-Барзанги (Чапдара). Организация заброски

Погода хорошая. Солнечно. Ветренно. Выход 8.00.

Одного человека оставляем в лагере у моста, ибо дорога проезжая и народу вокруг немало. От слияния Оби-Барзанги(Чапдары) и Каниза уходим вверх по автомобильной дороге левым (ор.) берегом Оби-Барзанги. Долина широкая, пологая, травянистая. Чуть более 0,5 х.ч. занимает путь до слияния двух мощных ручьев, дающих начало Оби-Барзанги. Продолжаем движение по дороге вдоль ор. левого ручья. Чуть выше слияния, на правом берегу ручья, кош, возле него мост и старые гидротехнические сооружения - заслонки у начала системы арыков, снабжающих водой долину (чуть менее 1х.ч. от лагеря). Автомобильная дорога здесь заканчивается. Выше долина сужается, травянистые склоны становятся круче, появляются скалы и осыпи. Местные жители рекомендуют перейти на правый берег, но, в поисках приключений мы продолжаем подъем по слабым козьим тропам, а иногда и без тропы по левому берегу, так как он представляется более пологим и ровным. В высоких травянистых зарослях нас поджидает неожиданная неприятность. Среди невинных таволги и конского щавеля прячется страшный борщевик, или юрган, или их ближайший родственник. Почти вся группа в большей или меньшей степени вляпалась в него различными частями тела (многие ходили в шортах и футболках). Волдыри образовались на 2-3 день, а прошли только к концу похода. Темные следы от ожогов сохранились еще на несколько месяцев. Следующим за нами группам рекомендуем: носить в низовьях одежду с длинным рукавом, длинные брюки, придерживаться традиционных троп и стараться избегать зонтичных растений с характерным сильным запахом.

Быстро устав от травянизма, выходим на многочисленные мощные и протяженные снежные мосты в русле реки, а после на ор. левый борт долины. Здесь, напротив небольшого левого притока, в 14.00 садимся обедать. От коша возле моста чуть менее 3 х.ч. Долина здесь глубокая, с крутыми бортами. Левый ор. борт – высокая разрушеная скальная стена без явных седловин. Однако, судя по карте, где-то здесь находятся перевалы, ведущие в долину Наукрума на лед. Файзи и Гориф Зап. При поверхностном взгляде их южная сторона кажется весьма неприятной.

На месте обеда оставляем одного человека, и менее чем за 0,5 х.ч. по травянисто-осыпным склонам вдоль реки доходим до большого камня, под которым прикапываем заброску. Отсюда хорошо виден язык висячего ледника, ведущего к пер. Золотарева (3А) и снежный язык вдоль его ор. левого борта, откуда мы, может быть, будем спускаться.

Обратный путь начинаем с места заброски в 16.00. Он проходит по снежным мостам, затем по правому берегу реки, где появляются козлиные тропы, которые постепенно переходят в довольно отчетливую человеческую тропу, выводящую к кошу у слияния двух ручьев. Как и говорили местные жители, этот путь оказывается комфортнее.

Далее спускаемся по автомобильной дороге левым берегом в лагерь у моста. Возвращение занимает меньше 2 х.ч. В 19.00 мы возле палаток.

Итого: 6 х.ч. 9,2 км выс 2450 – 2850 – 2450.

27.07 Лагерь на слиянии Каниза и Оби-Барзанги (Чапдары) Разложение.

Погода хорошая. Солнечно. Ветрено. Весь день загораем и курим бамбук в ожидании приезда двух человек, задержавшихся в Душанбе для оформления документов. Они появляются в 21.30, уже в глубокой темноте. Завтра выходим на маршрут.

Итого: 0 км

28.07 Р. Оби-Барзанги (Чапдара) – ур. Бугинек – д.р. Капди

Днем погода хорошая, вечером небольшой дождь. Выход 8.30.

От лагеря у моста на левом берегу Оби-Барзанги по слабой тропе прямо вверх по короткому травяному склону выходим на террасу правого берега р. Каниз. Подъем на основную террасу занимает 10-15 мин. Можно подняться также по дороге, далее уходящей в дол. Чапдара, но это даст лишний крюк. На плоской широкой террасе пасутся лошади и коровы, видны арыки с бетонными (!) берегами, какие-то гидротехнические сооружения и остатки бетонных же строений. Тропа теряется в зарослях конского щавеля. Без тропы по горизонтальной террасе за 15-20 мин подходим к ур. Бугинек – следующему правому притоку р. Каниз. Река течет в узкой долине с высокими берегами, ниже в глубоком сае. Это мощный поток, перейти который в середине дня затруднительно. Здесь опять формируется тропа, видимо, лошадиная, которая переходит на ор. левый берег Бугинека и уходит вверх по долине весьма высоко над рекой. Как говорят местные жители, в долине находятся теплые целебные источники, но нам их обнаружить не удалось. Выше Бугинека на правом берегу Каниза следов человека замечено не было на левом, крутом и высоком, паслось стадо овец, сопровождаемое пешим пастухом. Как они туда попали, осталось для нас загадкой, ибо Каниз в этих местах для человека и овец непроходим.

Мы же уходим вверх по ор. правому берегу Бугинека по тропе, когда-то натоптанной, а теперь порядком разрушенной. Через несколько минут тропа теряется в травянисто-конгломератных промоинах. Спускаемся к реке и переходим на левый берег по снежному мосту – остатку лавинного выноса (фото 3.1). Этот мост можно рекомендовать всем, кто хочет перейти Бугинек без помощи лошадей. По травянистому склону левого берега поднимаемся на тропу, и по ней подходим к повороту долины (чуть больше получаса от входа в долину). Здесь встречаем местных охотников. По-русски они практически не говорят, но нам удается все же выяснить, что эту реку они называют Капди, а Бугинеком называется только место у входа в долину. Продолжаем подъем по реке ор. левым берегом, выше выходим на мощный снежник, лежащий в русле реки и перекрывающий ее практически на всем протяжении. Эти снежники, – остатки выносов зимних лавин, срывающихся с высоких крутых склонов и накапливающихся год за годом в узких долинах, – очень характерны для данного района. Они настолько постоянны, что многие из них нанесены на топокарты и традиционно используются местными жителями в качестве мостов. Они достаточно надежны даже для переправы стад, снег в них плотный, не раскисает даже к вечеру, в нижнем слое формируется глетчерный лед.

По ступенчатому снежнику в русле реки поднимаемся мимо красивых водопадов как с правого, так и с левого берегов, набирая высоту быстро и легко (фото 3.2). На травянистой поляне левого берега, чуть ниже крупного слияния ручьев, устраиваем обед (3 х.ч. от входа в долину), далее продолжаем подъем по снежнику. Впереди хорошо видны верховья реки Капди, г. Гориф и перевалы в ее окрестностях (фото 3.3). Нас более всего интересуют две кажущиеся невысокими седловины, находящиеся к западу от Горифа. Сначала мы приняли их за перевалы Союзный и Гориф, но после поняли, что пер. Союзный из русла ручья не виден, а обе видимые седловины относятся к пер. Гориф (фото 3.4). Для завтрашнего подъема мы наметили наиболее низкую и простую из них, западную. Решаем сегодня подойти максимально близко и встать у перевального взлета. По снежнику крутизной 20-25° обходим скальный ригель и выходим на пологую верхнюю ступень долины (от обеда чуть больше 1.5 х.ч.). Здесь снежники отступают, журчат многочисленные ручьи, зеленеет травка. На травянисто-осыпных площадках у начала подъема на пер. Гориф в 16.10 ставим лагерь. В 16.30 начинается дождь, длящийся, с некоторыми перерывами, до середины следующего дня.

Итого: 4,5 х.ч. 9,4 км Выс. 2400-3200.

29.07 Д.р. Капди – пер. Гориф 2А – д.р. Дашти-Зиерат

Перевал Гориф 2А сн-ск.

· Высота 3970

· Координаты N 39,142603° E 69,808941°

· Находится в Каратегинском отроге к ЮЗ от в. Гориф (4312)

· Соединяет д.р. Канди (бассейн Каниза) и д.р. Дашт-Зиерат (бассейн Наукрума)

· Ориентация склонов С-Ю.

· Определяющая сторона - северная, скальная.

· Сведений о первопрохождении нет, тур не найден.

· Наше прохождение 29.07.10 в напр. Ю-С

Описание дается от стоянок под перевалом в верховьях д.р. Капди.

С утра дождь, к обеду некоторое прояснение, вечером опять дождь, гроза.

Утром сидим в палатках, пережидая особо яростный заряд. Выход в 7.40. Дождь прекратился только на время нашего выхода, дальше зарядил снова, не сильно, но противно. Подъем начинаем вдоль русла ручья по крутому (до 25-30°) травянистому склону в направлении пер. Гориф. Он кажется совсем близким, и нам не верится, что до седловины придётся набирать еще 800 м. Чуть менее чем за 1 х.ч. поднимаемся до выполаживания склона. Здесь трава заканчивается, далее лежит пологий (до 15°) снежник с участками осыпей. Видимость оставляет желать лучшего, но мы еще успеваем разглядеть верхние цирки долины Капди (фото 4.1). Хорошо виден несложный перевал Сангикар 1А, в связке с перевалом Даштихирсон 1А выводящий в долину р. Даштихирсон. К югу от него просматривается простая, но высокая сн-ос. седловина, ведущая, очевидно, обратно в Каниз. Сведений о ее прохождении мы не имеем. Седловина может быть использована для построения акклиматизационных колец через Капди и Каниз или в несложных походах для выхода в верховья Каниза. Между Сангикаром и Горифом угадывается два цирка и несколько седловин. Одна из них – пер. Ветренный 2А, но отсюда он не виден, так как закрыт отрогом. Другие седловины при желании идентифицируются, но непонятно, имеют ли они самостоятельное значение.

Продолжаем подъем в направлении пер. Гориф и Союзный по некрутому снежному склону. Видимость портится окончательно, идем, как ёжики в тумане, ориентируясь по GPS. В итоге выходим на скально-земляной контрфорс, разделяющий пути подъема на пер. Гориф и на пер. Союзный. От выхода на снежник это заняло чуть больше получаса. В район пер. Союзный ведет (как мы с трудом разглядели в редких просветах) относительно узкий, крутой ск-ос. кулуар с участком разрушенных скал в верхней части, к Горифу – широкий пологий (10-15°) снежный склон. Послепоходные исследования показали, что перевал Союзный, возможно, вообще находится существенно дальше на юго-запад от вершины 4052, чем мы считали (и чем показано на Ташкентской схеме). Северо-западный склон гребня на этом участке представляет собой систему крутых и высоких скально-осыпных кулуаров к юго-западу же гребень опускается и появляются снежные языки. Но это теория, а на наше решение повлияло то, что перевал Гориф казался очень близким, совсем невысоким и таким простым! Решили забирать вправо по ходу и выходить на седловину Горифа, так как в условиях ограниченной видимости шариться по простым, но мокрым скалам никому не хотелось. Однако, пологие склоны Горифа сыграли с нами злую шутку. Перевал, казавшийся таким близки из-за отсутствия ориентиров, на самом деле оказался весьма высоким, далеко расположенным и, кроме того, реальная седловина оказалась скрыта, а то, что снизу казалось седловиной, было всего лишь перегибом склона. Но мы этого пока не знаем, и, под усиливающимся дождем, с мыслью о скорой шоколадке начинаем подъем на перевал. Склон действительно не сложный, снежный, крутизной до 15-20°, в верхней части расположено несколько глубоких снежных мульд. Гребень хребта скально-осыпной, в гребне несколько широких снежных седловин, ведущих в одном и том же направлении. Выбираем среднюю, самую очевидную и широкую, и по пологому снежному плато выходим на перевал Гориф (фото 4.2). От привала на контрфорсе чуть более 1,5 х.ч., хотя мы были уверены, что пройдем это расстояние за полчаса. Седловина перевала очень широкая, снежная, с карнизом на северную сторону, в центре небольшой осыпной островок, правый и левый борта скально-осыпные.Тур не найден. Возможна ночевка как на снегу, так и на осыпи. Движение по гребню проблем не представляет. За несколько минут можно выйти как на северо-восточную (правую по ходу), так и на западную (левую по ходу) параллельные седловины. Они чуть выше и уже центральной. На западной седловине видны следы искусственно выложенных площадок под палатки. Спуск с обеих седловин возможен, но неприятен – это 3-4 веревки крутого снега с карнизами в верхней части и бергршрундами в нижней. В целом все три седловины соответствуют 2А к.т., но спуск с центральной седловины представляется более логичным. Центральная седловина обрывается на север почти вертикальной скальной стеной высотой чуть менее одной веревки, в верхней части осложнённой снежным карнизом. Ниже начинается снежный склон, подрезанный широким бергшрундом, выводящий на закрытый пологий ледник. Путь спуска просматривается как вдоль правого, так и вдоль левого борта, где карниз почти отсутствует и можно закрепить веревку на разрушенных скалах.

Складываем тур на левом по ходу (западном) борту седловины и оттуда же в 12.40 начинаем спуск. Первую веревку вешаем в неширокий ступенчатый скальный кулуар с участками мелкой осыпи, длиной 25-30 м., крутизной 10-70° (фото 4.3). Станция на петле на большом камне на седловине, замыкающий для упрощения сдергивания перевешивает петлю на небольшой скальный выход непосредственно над кулуаром. Вторую веревку закрепляем на двух ледорубах и вешаем ее по снежному склону крутизной 25-30 градусов. Средняя часть ее ложится на бергшрунд, который преодолеваем по ледовому отколу влево-вниз и оказываемся на пологом, закрытом, слегка разорванном леднике. Спуск замыкающего без рюкзака с нижней страховкой. Спуск всей группы занял около часа. Из цирка хорошо видны все упомянутые седловины перевала, параллельные нашей (и похоже, мы выбрали лучший вариант!), приятно выглядящий взлет пер. Авиаторов 2Б, ведущий через сев. отрог в. Гориф в долину следующего правого притока Наукрума, а также несложная (по крайней мере, с западной стороны) седловина в северном отроге в. 4058, разделяющем цирки ледников № 50 и № 51 (фото 4.4). Дальнейший путь в связках по правому борту ледника крутизной 5-25° до выхода на травянисто-осыпные склоны возле небольшого мутного озерка (менее 0,5 х.ч. от выхода на пологую часть ледника). У озерка в 14.30 останавливаемся на обед. С места обеда хорошо виден основной цирк долины Дашт-Зиерат, ровный открытый язык спускающегося оттуда ледника № 51 (Гориф Центральный?) и несколько относительно несложных седловин в его верховьях (фото 4.5). Одна из них – пер. Союзный, остальные – параллельные ему, возможно нехоженые, перевалы на Капди. Проводим разведку спуска в долину р. Дашт-Зиерат, которая хорошо видна внизу. Спуск возможен тремя путями: влево-вниз по моренным и осыпным склонам к языку основного ледника долины (к сожалению, путь просматривается не полностью), прямо вниз сначала по травянистым, потом по конгломератным склонам долины (просматривается, но энтузиазма не вызывает), и вниз-вправо по травяным склонам выше конгломератных промоин траверсом правого борта долины. Этот путь также просматривается не полностью, но выглядит перспективно. К тому же, отправившаяся в эту сторону разведка принесла безрадостную информацию о том, что широкая плоская долина реки ниже стиснута скально-конгломератными прижимами и на коротком участке превращается в узкий и опасный, возможно непроходимый каньон. Двигаясь траверсом правого борта, можно обойти его сверху, но при движении вдоль реки приключения гарантированы (фото 4.6). Решаем спускаться траверсом правого борта, и после обеда в 16.30 уходим вправо вниз по травянисто-осыпному склону крутизной до 20-25°, обходим верхом крутые конгломератные промоины, далее выходим на слабовыраженный гребень древней морены и по нему продолжаем спуск весьма высоко над рекой. Прижимы и несущийся между ними мутный поток выглядят сверху весьма солидно. Похоже, узость можно обойти и по левому берегу, но мы тихо радуемся, что нам удалось миновать ее без дополнительной потери высоты (фото 4.7). Скоро в кармане морены появляется старая, но вполне читаемая тропа (менее 0,5 х.ч. от места обеда). Дальнейший спуск по крутой каменистой тропе правым берегом реки до выхода на пологие травянистые террасы, где тропа теряется (от начала тропы 1 х.ч.). Продолжаем спуск по пологим склонам, заросшим высокой травой, пересеченным глубокими руслами незначительных правых притоков до выхода на низкий, плоский, каменистый берег реки, где и ставим лагерь в 18.20 (около 0.5 х.ч. от выхода на травяные террасы). Через несколько минут начинается дождь, гроза.

Итого: 6-6,5 х.ч. 8,0 км выс. 3200-4000-3000

30.07 Д.р. Дашт-Зиерат – д.р. Наукрум (Зиерат)

Погода неустойчивая: мерзкая морось сменяется солнечными моментами, а те, в свою очередь, грозовыми ливнями и шквальным ветром. Ни окончательно вымокнуть, ни полностью высохнуть мы за весь день так и не сумели. Выход 7.30.

Утром в лагерь приходит пастух из ближайшего коша. По-русски почти не говорит. С большим трудом узнаем у него название реки – Дашт-Зиерат и способ переправы через нее – на ишаках, моста нет. Под моросящим дождиком спускаемся вдоль русла реки по каменистым полям до коша на террасах правого берега (0,5 х.ч. от лагеря). Указанное пастухом место переправы прямо напротив коша нам не понравилось, и мы, пройдя вдоль реки еще ок. 5 мин, перешли на левый берег на разливе. Дно ровное, глубина по середину бедра. Смелые переходят по одному, умные – стенкой. В этом месте переправа проблем не вызывает. Ниже река уходит в глубокое узкое русло и переправа представляется непростой. На левом берегу обнаруживается старая тропа. Она идет сначала вдоль реки, далее выводит на террасы левого берега Дашт-Зиерат, где благополучно теряется в высокой траве. На террасах следы ночевок, кострища, ясно, что люди тут бывают часто. Напротив, на высоком правом берегу Дашт-Зиерата виден еще один кош. Над нами, на бугре на слиянии Дашт-Зиерата и Наукрума, виден старый, до сих пор почитаемый мазар (фото 5.1). Выходим к мазару в надежде обнаружить тропу (0,5 х.ч. от переправы). Отсюда хороший вид на слияние рек в глубоком каньоне. Более далекие объекты, к сожалению, теряются в облачности (фото 5.2).

Хорошая тропа вверх по Наукруму действительно обнаруживается чуть выше мазара. Она идет правым берегом Наукрума весьма высоко над рекой и хорошо заметна (фото 5.3). Правый берег реки -- крутой конгломератно-осыпной склон, без тропы труднопроходим. Выходим на тропу, и, миновав несколко незначительных правых притоков, за 1 х.ч. от мазара подходим к мощному слиянию Наукрума и его правого притока Файзи. Уходящая налево по ходу долина Файзи широкая и красивая, в разрывах облаков видны высокие скалы и суровые ледники (фото 5.4). Подробностей, к сожалению, не разглядеть. Бродим Файзи без проблем. Дно ровное, глубина около колена. По левому берегу Файзи идет тропа к кошу, находящемуся высоко на склоне. Проходим метров двести по тропе, далее сворачиваем вправо по ходу и по многочисленным козлотрассам поднимаемся на высокую ступень правого берега Наукрума. Здесь опять появляется хорошая тропа. Мощные тропы идут и левым берегом Наукрума, мимо двух кошей. Вообще, долина весьма населённая. Люди с левого берега кричат нам и зовут в гости (перейти реку можно по снежным мостам), но мы проходим мимо. Продолжаем подъем по широким травянистым террасам правого берега Наукрума, приближаясь к крупноблочным завалам, преграждающим долину, возможно, очень старым моренам. Здесь мы начинаем искать место для обеда. Неожиданно из-за осыпного бугра на нас с лаем бросаются несколько собак местной немелкой породы, которых пастухи держат для защиты стад от медведей. За бугром обнаруживается кош (1,5 х.ч. от переправы). Пастухи отгоняют собак и приглашают нас пообедать. Что удивительно, пустив нас в палатку и предоставив воду для готовки, они отказались посидеть с нами и выпить чаю, хотя предлагали мы настойчиво. Из разговора выяснилось, что пришли они из кишлака Матча (долина Зеравшана), ходят оттуда со стадом за четыре дня через ущелье Тавастин, остаются на выпасе около месяца. Долину Наукрум они называют «Зиорат» или «Зиерат», хотя и название «Наукрум» тоже знают.

Пообедав и пересидев в палатке шквальный заряд непогоды, продолжаем подъем правым берегом Наукрума по трав-ос. грядам, старым моренам и белоснежным цветочным полянкам (фото 5.5). Впереди уже видны два характерных ледопада на языках ледника Наукрум Западный, по одному из которых мы собираемся подниматься к перевалу Золотарева (фото 5.6). Выше коша однозначная тропа дробится на много мелких козлотрасс, петляющих по буграм. Каждый пробирается своим путем. Примерно через 1 х.ч. от обеда проходим еще один кош, на этот раз пустой. Выше тропы опять собираются в одну. Через 0,5 х.ч. от второго коша подходим к месту, где тропа переходит на левый берег Наукрума. Брод здесь несложный – 2 русла с ровным дном, глубиной менее колена даже во второй половине дня. Однако, дело к вечеру, погода портится и лезть в холодную мокрую воду совсем не хочется. Выше река дробится на много относительно мелких ручьев, хаотично текущих по осыпным и моренным склонам, то пропадая в осыпи, то сливаясь в полноводные потоки. Решаем подниматься дальше по правому берегу и переходить по отдельности каждый из небольших ручьев, образующих Наукрум. За 10-15 мин. поднимаемся до относительно крупного правого притока, текущего в глубоком конгломератном русле и перепрыгиваем его по камням. Проходим еще 5 минут и по камням же перепрыгиваем один за другим три ручья, дающих начало Наукруму. Оказавшись на левом (ор.) берегу, продолжаем подъем по слабой тропе к подножию высокой травянистой левобережной морены ледника Наукрум Западный (фото 5.7). У подножия морены ставим лагерь на уютных мелкоосыпных площадках возле ручья. Время 17.00. От привала возле брода на левый берег чуть больше 0.5 х.ч.

P.S. Сегодня день рождения нашего командира. В меню икра и шампанское.

Итого: 5,5 — 6 х.ч. 15,4 км выс. 3000 – 2800 – 3600.

Часть 2 >>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100