Руководитель: А.Пуриков, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Такали летом 2010 г. Часть 2 из 3

Фотоальбом к отчету

Часть 2. Часть 1 здесь

31.07 Ледопад Наукрум Зап. Подход и обработка пер. Золотарева Ю.И. (3А)

Перевал Золотарева Ю.И. 3А

· Высота 4245

· Координаты N 39,143835 E 69,677762

· Находится в Каратегинском отроге к востоку от узловой вершины 4605.

· Соединяет верховья р. Наукрум (ледн. № 65) и ледн. № 246 в д.р. Чапдара (бассейн Каниза)

· Ориентация С-Ю.

· Определяющая сторона - северн., ск-лед.

· Первопрохождение 1991 г., туристы Днепропетровской обл. и Башкирии

· Наше прохождение 01.08.10 в напр. С-Ю

· Снята записка Екатеринбургской (Свердловской) группой из двух человек под руководством Соколовского Д.Г. 16.09.2003

Перевал Дополнительный 1Б ск-сн.

· Высота 4195

· Координаты N 39,140328° E 69,674875°

· Находится в ЮВ отроге Картегинского отрога , к ЮВ от узл. в. 4605

· Соединяет бассейны ледников 246 и 245 на ор. левом борту долины Чапдара.

· Орииентация С-Ю

· Первопрохождение 01.08.10 в напр. С-Ю. Тур не сложили, записку не оставили.

· Описание дается от стоянок у левобережной морены ледника Наукрум Западный.

В целом погода хорошая. Переменная облачность без дождя, вечером солнечно.

Выход 7.50. Утром погода позволяет рассмотреть цирки ледников в верховьях Наукрума (фото 6.1). Языки ледников сильно заморенены, и определить, где они заканчиваются, очень трудно. Выше находятся четыре широких пологих цирка, окруженных суровыми скальными башнями. Ледники в основном закрытые, местами разорваные, но седловины, ведущие отсюда на Оби-Барзанги, смотрятся вполне заманчиво. К сожалению, их определяющая сторона – южная, скально-осыпная, и гораздо менее приятная. Мы видели ее, когда носили заброску в долину Оби-Барзанги, и она нам категорически не понравилась. Начинаем подъем вдоль ручья на язык самого западного ледника (Наукрум Зап.) Идем по слабым тропам, далее по покровной морене, оставляя справа по ходу высокий гребень береговой морены. Судя по карте, где-то здесь проходит тропа на н/к перевал Старый, скотопрогонный путь в долину Ягноба. Простой подъем на тр.-ос. перевал впереди угадывается, однако никакой тропы, ведущей в том направлении мы не увидели. Предполагаем, что перевал Старый в последнее время посещается редко, а основное движение стад происходит через долину Кумбель, куда идет мощная тропа.

Ледник Наукрум Западный спускается в долину двумя рукавами. Слева по ходу от нас остается крутой узкий ледопад, хорошо заметный из долины Наукрума. Это восточный язык Накрума Западного, красивый, но бесполезный. С запада он ограничен крутым скальным бастионом, скрывающим от посторонних глаз более простой и широкий ледопад западной ветви ледника, по которому мы и собираемся подниматься. По покровным моренам, далее по открытому льду вдоль ор. левого борта подходим под ледопад зап. ветви и останавливаемся на военный совет. От лагеря ок. 1,5 х.ч. Ледопад представляет собой три ступени, средней крутизной 50-55° и общей высотой 200м (фото 6.2). В целом он не смотрится сложным или опасным, хотя несколько крупных ледовых глыб, валяющихся в художественном беспорядке, напоминают о возможности обвалов. Путь подъема намечаем наискосок, собираясь обойти первую ступень слева по ходу по относительно простому снежному склону, пройти вторую, наиболее сложную ступень, по центральному ледовому зеркалу, а третью опять обойти, на этот раз справа по ходу, по снежному кулуару. Вяжемся в связки и в 10.20 начинаем подъем. За 15 мин. подходим к подножию ледопада и идем в обход первой ступени по снежному склону крутизной 10-25°. В середине подъема останавливаемся и надеваем кошки, так как под снегом все-таки лед. За 15-20 мин. подходим к бергу у подножия второй ступени, перекрытому слабыми снежными мостами и начинаем вешаться. Повесили полверевки (ок. 20м.) по снежному склону крут. 30-45° до берга, одну веревку через берг и вверх по краю ледового зеркала крутизной до 60° до широкого снежного выполаживания, далее одну веревку по пологому 15-25° снежно-ледовому склону с многочисленными закрытыми трещинами до выхода из второй ступени ледопада. Большинство точек на ледорубах, так как докопаться до льда в местах, удобных для обустройства станций, невозможно. В 13.00 выходим на выполаживание над второй ступенью (фото 6.3). Здесь связываемся и по снежному кулуару крутизной до 35° за 10-15 мин. обходим справа по ходу третью ступень ледопада (фото 6.4). В кулуаре попадаются некрупные камни, долетевшие с соседних скал, так что задерживаться в нем не стоит. По кулуару поднимаемся чуть выше уровня ледопада и траверсом влево по ходу минуем зону трещин у его начала, после чего спускаемся на обширное, слегка разорваное верхнее плато ледника Наукрум Зап.

Плато окружено невысокими, но весьма внушительными скальными стенами. Прямо по ходу видна слабовыраженная седловина пер. Золотарева (3А), слева по ходу простой пер. Крынички (2Б), в справа скальная стена пер. Гастелло (2Б-3А), ведущего в дол. Ягноба (фото 6.5, фото 7.1). В связках пересекаем пологое плато, подходя под пер. Золотарева (менее 0,5 х.ч.) и в 14.00 ставим лагерь на снегу, немного не доходя до лавинного выноса с перевального взлета.

После обеда в 16.00 связка уходит на обработку перевала. Перевальный взлет, подрезанный широким бергшрундом со слабыми мостами, представляет собой снежный склон крутизной 50-55°, выше переходящий в обледеневшие разрушенный скалы. Основная масса снега с перевального взлета сошла солидной лавиной, но две небольшие доски, оставшихся в верхней и западной (правой по ходу) части взлета могут здорово испортить жизнь в случае внезапного схода.

Лидеры вешают одну веревку через берг и по склону, стараясь по возможности не беспокоить висящие доски, и одну веревку по скалам до выхода на гребень чуть западнее (правее по ходу) седловины (фото 6.6). В 19.30, незадолго до темноты, лидеры возвращаются в лагерь.

Итого 5 х.ч. 4,0 км выс. 3600 — 4000.

01.08 Пер. Золотарева (3А) + пер. Дополнительный (1Б)– морены ледн. № 245.

Погода хорошая, холодно и ясно.

Выход 8.20 – слегка задерживается, так как все заняты рассматриванием и фотографированием открывшегося пейзажа (фото 7.1). С плато прекрасно видны основные вершины Зеравшанского хребта и некоторые перевалы нашего планируемого маршрута (фото 7.2). Наконец, выходим.За 10-15 минут по пологому снежному плато, далее по старому лавинному выносу подходим под берг, где начинаются провешенные вчера веревки. Мосты за ночь смерзлись и форсирование берга проблем не представляет. Первая веревка начинается под бергом (крепление на ледорубах) и выводит на снежно-ледовый склон крутизной 45-50° под скалы (точки на бурах). Вторая веревка идет по разрушенным скалам (или крупной обледеневшей осыпи), крутизной до 60°, далее выходит на неширокую наклонную скально-осыпную полку, выводящую на гребень чуть выше и правее (по ходу) седловины. Крепление веревки за скальный выступ на гребне, по ходу веревки пара промежуточных точек на скальных крючьях. Упомянутая скально-осыпная полка имеет крутизну 25-30°, удобна для передвижения, но на ней следует соблюдать осторожность, так как сброшенные с нее камни могут прийти на промежуточную точку под скалами. Подъем происходит небыстро и координируется с седловины. Подъем всей группы занял 1,5 х.ч. Седловина перевала неширокая, скально-снежная. Возможна ночевка на снегу. Тур на скалах в нижней точке седловины. Сняли записку о прохождении перевала в обратном направлении Екатеринбургской (Свердловской) группой из двух человек под руководством Соколовского Д.Г. 16.09.2003. С перевала хороший вид на север, на центральную часть Зеравшанского хребта (фото 7.3). Вид на запад и восток скрыт суровыми скальными башнями соседних вершин. Вид на юг ограничен мощной треугольной вершиной 4428 в незначительном боковом отроге в. 4605 ограничивающем с юга л. № 246. К западу от нее просматривается несложный (на уровне 1Б) проход в цирк системы ледников № 244-245 (фото 7.4). Этот проход, если он действительно существует, сможет значительно облегчить нам жизнь, так как позволит подойти под перевал Ягноб с наименьшей потерей высоты – без спуска в долину Оби-Барзанги. Видны также верховья ледника № 242 и перевалы, ведущие в долины Ханака и Мал. Барзанги.

В 10.20 начинаем спуск. Спуск на ледн. № 246 представляет собой неширокий снежный кулуар крутизной до 30° и длиной около 150 метров. Весь спуск с седловины не просматривается, поэтому вешаем веревку. Крепление за камень на гребне, замыкающий снимает веревку и спускается пешком. Веревка заканчивается на середине склона, но вешать вторую находим излишним – склон не слишком крут, выкат ровный и хорошо просматривается, спуск в кошках проблем не представляет. Спускаясь прямо вниз, можно попасть в верхний цирк ледника № 246, откуда орографически левым бортом по сн-лед, местами разорваным склонам можно спуститься в долину Оби-Барзанги (Чапдары), потеряв почти 1000 метров высоты. Хотя мы и оставили заброску в долине, спускаться туда со всем грузом считаем нерациональным. Решаем разведать новый проход в цирк ледников № 244-245, который разглядели с седловины и упоминание о котором встречали в уфимском отчете. Спустившись ниже скал правого борта кулуара, начинаем забирать направо и подходим под широкую седловину бокового отрога, уходящего на юго-восток от в. 4605. С седловины вниз в нашу сторону уходят несколько несколько узких крутых кулуаров, осложненных карнизами и для подъема неудобных. Правее (по ходу) просмаривается относительно пологий (до 20°) снежный склон, выводящий на гребень отрога несколько западнее, то есть ближе к в. 4605. По склону поднимаемся на выполаживание, за которым открывается невысокий скальный гребень отрога, и по широкой снежной террасе траверсом влево по ходу спускаемся на широкую снежно-скальную седловину. Спуск с пер. Золотарева и подъем на седловину занял 1 х.ч. С подъема хорошо виден перевал Золотарева (фото 7.5)

Седловина очень широкая, снежная с осыпными и скальными островками, по которым текут слабые ручейки. Возможна ночевка как на снегу, так и на земляных террасах на ступени бараньих лбов у западного борта. Спуск в систему цирков ледников № 244-245 просматривается не полностью, но сомнений не вызывает. Это засыпанные снегом морены давно отступившего ледника. На моренах прямо под нами небольшое озеро (фото 7.6). Решаем назвать перевал Дополнительным, так как самостоятельного значения он не имеет, но может красиво вписываться в связку с перевалами Золотарева, Ягноб и Московской Олимпиады. Категорию трудности оцениваем как 1Б, так как на северной стороне встречаются крутые снежные склоны и закрытый ледник. Складывать тур и писать записку не стали ввиду малозначительности препятствия. Спуск начали в 11.40. Спуск на морены представляет собой снежно-осыпной склон, крутизной 20-25° и длиной около 100 м., ограниченный с запада ступенью бараньих лбов. Спуск возможен как по узкому снежнику преимущественно по центру (кошки!), так и по скально-земляным полкам на бараньих лбах. Выбираем снег, так как на скалах мокровато – туда стекают мелкие ручьи с седловины. Минут за десять спускаемся к озеру (фото 7.7), где снимаем кошки и, обойдя озеро по верхнему берегу, продолжаем спуск по ступенчатым заснеженным моренам, слегка забирая вправо. Снега много, проваливаемся иногда глубже колена. Впереди хорошо видна черная скальная ступень, ограничивающая ледник № 244, а ледник № 245 все еще скрыт где-то за моренами (фото 7.8). Наконец спускаемся ниже последнего скального бастиона южного отрога вершины 4605 и нашим взглядам открывается мощная морена ледника 245. Самого ледника практически не видно. Его покровные, береговые и концевые морены смыкаются в мощный чехол. Под моренами кое-где журчит вода, но докопаться до нее не получается. Наконец, находим небольшую лужу и в 12.20 встаем на обед. Спуск с пер. Дополнительный на морены ледн. № 245 занял около 0,5 х.ч.

Пока обед готовится, отправляем разведку на поиски проточной воды и места для лагеря. Над левым бортом ледника № 245 возвышается округлый бугор с отметкой 4085 м. С него спускается пологий мелкоосыпной гребень с небольшими скальными выходами в верхней части. Ниже гребень выводит на край высокой скально-осыпной ступени, спускающейся на моренные поля левого борта ледн. № 244. На краю ступени обнаруживаются несколько мощных ручьев, не замерзающих даже ночью. Чуть выше на земляных площадках на гребне ставим лагерь. Приходится, правда, провести работы по их выравниванию и осушению, но это значительно приятнее, чем стоять на снегу. От места обеда до лагеря 3-5 мин. хода.

Итого 3-3,5 х.ч. 2,9 км выс 4000-4300-4150-4250-3950

02.08 Якобы дневка. Д.р. Оби-Барзанги (Чапдара), подъем заброски.

Погода хорошая, солнечно, к вечеру переменная облачность. Цель сегодняшнего дня – радиально спустится за заброской, оставленой в долине Оби-Барзанги и вернуться обратно в лагерь. Это не так просто, как кажется – перепад высот между нами и нашей едой – больше 1000 м. Попутно мы планируем искупаться в жидкой воде, позагорать и отдышаться на высоте менее 3000м. Один из участников чувствовал себя не очень хорошо накануне, и для него это весьма актуально.

Выход 7.25. От лагеря выходим к ручью и по его левому берегу по крутому (до 30-35°) осыпному склону обходим скальные ступени, подпирающие язык ледника № 245. За 10 ход. минут выходим на пологое моренное поле и продолжаем спуск по моренам и снежникам левым бортом цирка. Скоро в распадках формируется мощный ручей, ниже обрывающийся в долину живописным каскадом водопадиков. Выходим на левый берег ручья и по осыпным, ниже травянистым склонам спускаемся в долину. Здесь, на травянистых выполаживаниях возле ручья (менее 0,5 х.ч. от лагеря) хорошие места для отдыха, лагеря и разложения , но нам надо дальше. Ниже склоны становятся круче (до 30-35°) и неприятней – поросшая травой ненадежная осыпь и размытый конгломерат. Ручей течет в глубокой грязной промоине. Идем левым берегом ручья по осыпным кулуарам и руслам пересохших притоков. Ниже ручей скрывается под мощным и протяженным снежным мостом. Спускаемся на снег крутизной 15-20° и за 5 минут сбрасываем почти 200 м. высоты. Ниже мост исчезает и мы выбираемся на травянисто-осыпные размытые склоны левого берега. Движение замедляется. Склоны изрезаны мелкими моренными гребнями и кулуарами, местами покрыты ненадежной осыпью. К тому же в траве появляется борщевик, и идти приходится осторожно. Хорошо, что осталось уже недолго, и скоро мы спускаемся в широкую и пологую долину Оби-Барзанги на травянисто-осыпные площадки левого берега реки. Спуск от лагеря занял чуть более 1 х.ч. Здесь, возле огромной кучи камней неизвестного происхождения оставляем купальные и обеденные принадлежности и продолжаем спуск за заброской.

Спуск проходит левым берегом реки по травянисто-осыпным полям. Долина, казавшася сверху абсолютно плоской, оказывается изрезана гребнями, впадинами и руслами боковых притоков, что заметно снижает скорость. Временами попадаются слабые тропы, но они скоро теряются. До поворота долины на восток доходим легко, там выходим на очередной снежный мост и ещё несколько минут наслаждаемся жизнью, а за поворотом становится совсем грустно. Со снежного моста выходим опять на левый берег, так как правый практически непроходим. Левый берег – травянистые склоны до 20° с вкраплениями борщевика, изрезанные руслами пересохших и действующих ручьев и заваленные участками средних и крупных осыпей. Передвигаемся крайне медленно. Иногда встречаются хаотично расположенные козлотрассы, следы пастушьих ночевок и охотничьи засидки. Долина явно посещается людьми и мы начинаем беспокоиться о сохранности заброски. Наконец, в 10.10 мы подходим к заметному крупному камню и убеждаемся в её неприкосновенности. Спуск от выхода в долину Оби-Барзанги занял чуть более 1 х.ч. Приняв на борт по 8 кил продуктов, пускаемся в обратный путь. Подъем ор. левым берегом до поляны с кучей камней чуть ниже слияния занял 1,5-2 х.ч. Попутно рассматриваем нижнюю ступень долины ледника № 246, ведущего к перевалу Золотарева (фото 8.1, фото 8.2). Здесь бы мы спускались, если бы не нашли прохода через пер. Дополнительный. Путь просматривается по снежнику ор. левым бортом долины в обход скальной ступени и висячего языка ледника, но, честно говоря, мы рады, что нам не пришлось спускаться здесь с полной выкладкой. Остановившись на поляне, где оставили свои пожитки, устраиваем обед и банно-прачечный комбинат. Занедуживший вчера участник, вроде, акклимался и лезет в речку наравне со всеми. Проведя середину дня в отдыхе и удовольствиях, продолжаем подъем к лагерю по пути спуска. Подъем от поляны до лагеря занял 2,5 х.ч. К 18.00 мы уже в лагере и делим продукты.
Итого 6,5-7 х.ч. 8,9 км выс 3950-2900-3950

03.08 Пер. Ягноб (2Б) — д.р. Ягноб.

Перевал Ягноб 2Б сн-лд-ос.

· Высота 4353

· Координаты N 39,144855° E 69,645793°

· Находится в Гиссарском хребте, к СВ от узловой в. 4637

· Соединяет д.р. Чапдары (бассеин Каниза) и верховья р. Ягноб

· Ориентация ЮВ-СЗ.

· Определяющая сторона - СЗ, сн-лед.

· Сведений о первопрохожд. нет, тур не найден.

· Наше прохождение 03.08.10 в напр. ЮВ-СЗ.

Описание дается от стоянок на левобережных моренах ледника № 245, ниже бугра с отметкой 4085

Погоды нет вообще. Низкая облачность, ветер, снег с дождем. Весь день без прояснений.

Выход 10.35 – до этого сидели, ждали перспективы. Выходим всё равно по дождю. Поднимаемся по заснеженым моренам ор. левого борта ледника № 245, минуя бугор с отметкой 4085 и выходим в верхний цирк. Наконец-то впереди виден небольшой ровный закрытый ледн. № 245, а в его верховьях низкая явная скально-осыпная седловина пер. Ягноб (2Б)(фото 9.1). На подъеме на перевал никаких сложностей не предвидится. Выходим на ледник и идем вдоль его правого (ор.) борта по снежным склонам крутизной 5-10° в направлении седловины. Подойдя поближе, обнаруживаем, что в цирке не одна, как казалось снизу, а две явных седловины. Вторая неожиданно прорабатывается в правом (ор.) борту цирка к юго-востоку от узловой вершины 4637 (фото 9.2). Седловина это достаточно высокая (около 4400), широкая снежно-ледовая. Ведет она в верховья реки Мал. Барзанги параллельно перевалу Московкой Олимпиады. С северо-восточной стороны представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 20-25°, подрезанный несколькими бергшрундами, с противоположной стороны, если верить спутниковому снимку и данным SRTM, встретится осыпной склон умеренной крутизны и немеряной протяженности, в средней части осложненный разрушеной скальной ступенью. Седловина эта на доступных нам схемах не обозначена, сведений о ее прохождению не имеем. Минуем безымянную пока седловину и по снежному склону крутизой до 15° со следами небольшой недавней лавины подходим под пер. Ягноб. Перевальный взлет – короткий (менее 50м) крутой (до 30-35°) скально-осыпной склон, выводящий на глубокую, но узкую осыпную седловину с несколькими живописными скальными жандармами. В центре седловины разрушеный тур, но записки, к сожалению, нет.

За скально-осыпным гребнем, на пару метров ниже него, обнаруживается широкая снежная полка, на которой возможна относительно уютная и безветренная ночевка. Подъем от лагеря до перевала занял 2 х.ч., на перевале мы в 13.00. Разглядывать панораму при такой погоде не хочется (да и не видно ни фига). Из окружающих объектов заслуживают внимания скальные стены вершины, находящейся к востоку от нас, скальные же стены северного отрога в. 4637, находящиеся прямо перед нами и прорезающий их узкий скально-осыпной кулуар, осложненный карнизом, выводящий к непростой седловине Акбаши (2Б*), ведущей в д.р. Мал. Барзанги (фото 9.3).

Спуск на север с перевала полностью не просматривается. Очевидно, что это весьма крутой снежно-ледовый склон с бергшрундом в нижней части, выводящий на закрытый ледник Ягноб Западный. Судя по спутниковым снимкам, в нижней части ледника должен быть суровый ледопад, но с седловины его не видно. Погода продолжает лютовать, идет снегодождь, с левых (ор.) склонов северного цирка постоянно и подолгу сыпятся лавины. Их шум не дает расслабиться, да и оставаться здесь дольше как-то не хочется. В 14.00 начинаем спуск с левой по ходу стороны седловины, так как склон там кажется чуть положе, однако, не прижимаясь к лавиноопасному левому борту. Вешаем две веревки по снежно-ледовому склону крутизной 60° почти до широкого берга (фото 9.4). Верхняя веревка крепится на ледорубах, замыкающий снимает ее и спускается на три такта. Вторая веревка крепится на ледобурах, сдергивается через проушину. Третья веревка вешается на ледорубах, переходит через глубокий широкий берг с нависающим верхним краем и выводит на снежные склоны крутизной до 20° со следами многочисленных мощных лавин в верховьях ледника. Для удобства сдергивания замыкающий делит веревку на две части. Верхняя (выше берга) сдергивается с использованием ледорубного креста,нижнюю часть замыкающий спускается с нижней страховкой. Спуск на ледник заканчивается в 16.20.

На леднике вяжемся в связки и продолжаем спуск по пологому (5-15°), местами разорваному закрытому леднику. Перевал сразу пропадает из вида в облаках, сделать приличной фотографии не удается (фото 9.5). Ниже выясняется, что ледопад на Ягнобе Западном все-таки существует, но легко обходится справа по ходу. Конечно, приходится побродить в зоне трещин, но спуск это серьезно не замедляет. Справа остается мощный ледопад ледника Ягноб Восточный, ведущий к перевалу Гастелло 2Б (фото 9.6). Ледопад ужасен, но при подъёме обходится несколько севернее, по несложным снежно-осыпным склонам (фото 9.7). За 0,5 х.ч. спускаемся на покровные морены ледника, развязываемся и продолжаем спуск, придерживаясь левого борта. Спуск проходит сначала по покровным, далее по пологим концевым моренам, далее по снежным мостам в широком русле ручья до пологих мелкоосыпных площадок на правом берегу ручья, где обнаруживается слабая тропа, видимо, ведущая на скотопрогонный перевал Старый в долину Наукрума (Зиерата). Здесь, под непрекращающимся дождем ставим лагерь. От выхода на морены ровно 1 переход - 40 ход. минут.

Итого 5,5 х.ч. 7,8 км выс. 3950-4300-3500.

P.S. Днем, на подходе к перевалу занедуживший участник опять почувствовал себя плохо. Через перевал мы его перетащили, но вечером на военном совете решаем завтра, после выхода в населенную долину, списать его вниз по караванной тропе, идущей вдоль р. Ягноб через н/к пер. Захоб в поселок Руфигор.

04.08 Д.р. Ягноб. Полудневка-отсидка.

Погоды нет. Низкая облачность. Дождь. Сегодня мы расходимся с Доктором. Ни мы, ни он так и не поняли, что происходит в его организме, но, во избежание дальнейших осложнений, решили отправить его вниз, по караванной тропе вдоль Ягноба. Тропа эта хорошо заметна на левом берегу реки, по ней периодически ходят ишачки, снабжая многочисленные коши этой и соседних долин. Доктор уверенно сказал, что сопровождение ему не нужно, дойдет сам, не маленький. Получив в пользование кусок карты и палку колбасы, он был готов в путь. Но сначала мы все вместе двигаемся правым берегом Ягноба до слияния с крупным правым притоком р. Кумбель, по которому мы будем подниматься к своему следующему перевалу.

Выход 9.00. Движемся по слабым тропам и террасам правого берега достаточно высоко над рекой (фото 10.1). Встречаются следы охотничьих или пастушьих стоянок, мусор, посуда. В ложбине припаркована стреноженная лошадь, но хозяина не видно. Чуть больше 1 х.ч. потребовалось для спуска к слиянию Ягноба и его правого притока. Видны несколько кошей как на правом, так и на левом берегу ниже слияния, но людей не видно. По левому берегу Ягноба хорошо видна кандовая караванная тропа. По правому берегу ниже слияния также идут многочисленные тропы, но они местного значения – ниже правый берег подрезан высоким скальным прижимом. Останавливаемся на травяных террасах высоко над слиянием. Здесь мы расстаемся с Доктором. Два человека спускаются с ним по реке по длинному мокрому травянистому склону и наблюдают за переправой. Доктор переходит реку вброд без проблем, глубина чуть выше колена. Когда он начинает движение вниз по тропе, мы машем ему на прощание, разворачиваемся и уходим вверх по долине Кумбеля.

В разрывах облаков проглядывает наш следующий перевал – Школьный 1Б (фото 10.2). Это широкая ясно выраженая осыпная седловина в правом борту д. Кумбель. К ней ведет длинный осыпной кулуар, местами перекрытый мощными снежниками. Перевал смотрится, как и должна смотреться 1Б – несложно и в меру мерзко. Жаль только, погода не радует. По пологим травянистым террасам двигаемся вверх левым берегом Кумбеля и за первым же поворотом обнаруживаем кош. Ни собаки, ни люди не обращают а нас никакого внимания, пока мы не подходим совсем близко – дождь загнал всех в укрытия. Здороваемся с пастухами. Вылезать из палатки им не хочется, но отпустить без разговора вежливость не позволяет. Из беседы узнаем, что перевал в долину лев. Такали им известен, но пользуются им редко, ибо незачем. Вверх по долине идет тропа, ведущая через пер. Кумбель в долину Наукрума (Зиерата). Это основная магистраль района. По ней караваны снабжают коши продуктами и товарами из пос. Руфигор. Других средств коммуникации тут нет. Выше на ор. правом берегу Кумбеля стоит еще один кош и совсем недавно оттуда в пос. Руфигор ушел караван. У Доктора есть шанс догнать его и двигаться вместе.

Тем временем дождь не прекращается. Подойдя к небольшому ручью с относительно чистой водой, левому ор. притоку Кумбеля, решаем встать здесь на ночевку, а подъем на пер. начать завтра утром. Ставим лагерь на левом берегу Кумбеля прямо напротив кулуара, ведущего на перевал, на пологих травянистых площадках. От привала над слиянием Кумбеля и Ягноба менее 0,5 х.ч. Наш лагерь просматривается из двух кошей, мимо него постоянно ходят, но на огонек зашла только одна собака, да и та отказалась с нами обедать.

Итого 1,5 х.ч. 5,2 км высота 3500-3400

05.08 Пер. Школьный 1Б – д.р. лев. Такали – подход под пер. Буревестник.

Перевал Школьный 1Б* (по усл. прох. 1Б) сн-ос.

· Высота 4080

· Координаты N 39,218921° E 69,660784°

· Находится в зап. отроге Гиссарского хребта, между в. 4319 и 4246

· Соединяет дол. р. Кумбель и р. Прав. Такали (правые притоки р. Ягноб)

· Ориентация С-Ю.

· Опред. сторона С, снежная.

· Первопрохождение ??? известен местным жителям

· Наше прохождение 05.08.10 в напр Ю-С.

· Тур нашли, но без записки

Описание дается от стоянок на левом берегу р. Кумбель напротив кулуара, ведущего к перевалу.

Погода нормальная. Переменная облачность, но почти без осадков. Ветренно. Когда облака расступаются, подъем на перевал прекрасно виден прямо напротив лагеря (фото 11.1). Это длинный крутой травянисто-осыпной, выше скально-осыпной кулуар с мощным ручьем, на большом протяжении перекрытый мощными снежниками (фото 11.2). Седловины перевала не видно – она всегда в облаках. Остается только гадать, какими окажутся последние метры и где находится нижняя точка.

Выход 7.30. От лагеря по крутому короткому склону спускаемся к реке Кумбель и переходим ее по лавинному выносу на правый берег. Подъем по кулуару также начинаем по плотному снегу крутизной 15-25?. Выше кулуар сужается, снег размыт водой, на ручье водопады. Часть группы выходит на ор. правый берег ручья на травянисто-осыпные склоны крутизной 20-25?, часть продолжает движение вдоль ручья по подвижной осыпи, иногда по камням в русле. Выигрыша во времени ни один из маневров не дал, выбор пути – дело личных предпочтений. Выше в кулуаре опять снег крутизной 20-25?, и все возвращаются в кулуар.

К концу второго перехода (1,5 х.ч. от начала подъема) подходим к очередному сужению и верхней границе снега. Выше в кулуаре только подвижная мелкая осыпь крутизной до 30?, поросшая редкой травкой. Передвижение становится медленным. Двигаемся ор. правым бортом кулуара, так как слева склон круче, из тумана торчат какие-то мокрые скалы. Седловины по прежнему не видно, двигаемся по генеральному азимуту. Лидеру приходится топтать следы в мелкой подвижной осыпи, петлять по участкам козлотрасс и относительно надежным разрушенным скальным выходам. Наконец, склон выполаживается и мы оказываемся на очень широкой снежно-осыпной седловине (3 тяжелых ходовых часа от начала подъема)(фото 11.3). Со стороны подъема мы ее так нормально и не увидели.

На перевале мы в 11.15. Седловина перевала очень широкая, осыпная, с северной стороны осложнена мощным снежником с карнизами. На седловине возможна ночевка, но воды нет, только снег. Разрушенный тур обнаружили почти случайно, очень далеко на западном борту седловины, у начала подъема на в. 4246. Возможно, расположение тура объясняется тем, что с запада возможно обойти карнизы и спуститься, как и положено на 1Б, ногами по снежному склону крутизной 30-35?. Мы выбрали другой вариант спуска, так как набирать лишние сто метров было неохота. Группам в «двойке» рекомендуем дважды подумать, прежде чем повторять наш маневр. Сбегав радиально к туру и положив записку, в 12.00 начинаем спуск. Северный склон седловины – снежный, средней крутизной 30-35?, в верхней части на коротком участке до 90? с солидным карнизом, причем по всей ширине седловины. Карниз прерывается только в одном месте, в центре, где вниз уходит скально-осыпной выход крутизной 45-60?, высотой менее 30 м. Разрушенные сыпучие мокрые скалы по структуре напоминают халву. По узким чуть заснеженным полкам можно спускаться ногами с самостраховкой ледорубом, кое-где с гимнастической страховкой. Спускаемся плотной группой, траверсируя по полкам, стараясь не сыпать друг на друга (фото 11.4). В нижней части уходим вправо, на снежный склон крутизной 45, ниже до 30?.

Далее спускаемся по небольшому наклонному цирку, пересекая следы крупных лавин с правого борта. На карте здесь нарисован ледник, но, скорее, это мощный постоянный снежник – лавины кое-где содрали его до осыпи. Спускаемся по снежному склону крут 15-25?, далее уходим чуть левее и продолжаем спуск по мощной наледи в русле ручья до впадения его в р. Такали Лев. Здесь останавливаемся на обед на наклонных травянистых площадках на стрелке рек (чуть более 1 х.ч. от перевала).

Погода постепенно налаживается, открываются борта долин, иногда видны и вершины. Осматриваем суровые скальные башни, пока есть возможность (фото 11.7). Мы стоим прямо над слиянием трех истоков, дающих начало реке Лев. Такали. Каждый из истоков, как и речку ниже слияния, легко перейти по снежным мостам. Из долины левого истока мы только что спустились. Центральный, наиболее сильный поток приходит из-под ледника № 538, в верховьях которого находятся простые перевалы Дар и Культамас в бассейн Наукрума. Верховья долин отсюда не просматриваются. Зато прекрасно виден находящийся напротив кулуар левого истока реки, полого поднимающийся к понижению гребня между в. 4237 и 4235. Здесь мог бы быть несложный и логичный перевал на р. Колыча (бассейн Наукрума). То, что перевала ещё нет – досадное недоразумение. Но нас больше всего интересует находящийся ниже, но хорошо просматривающийся отсюда цирк ледников № 536 и № 537 под склонами пиков Игла и Такали. Там находится наш следующий перевал – Буревестник, ведущий в долину Волгонда Зап. Хорошо видны пути подъема в цирк, юго-восточные склоны перевала с характерной черной скалой, подпирающей висячий ледник № 536, иногда показывается широкая седловина, но визитные карточки района – пики Игла и Такали так и остаются скрыты туманом.

После обеда продолжаем спуск. Перейдя левый исток по снежному мосту, двигаемся левым берегом р. Лев Такали по травянистым склонам. Возможно также движение по правому берегу, но он конгломератно-осыпной, местами размытый, и восторга не вызывает. Ниже левый берег приобретает такой же характер, появляются сыпучие скальные выходы, которые необходимо обходить верхом. Зато правый берег становится ровнее, покрывается редкой жесткой травкой. Переходим реку по небольшому снежному мосту и продолжаем спуск правым берегом. Вскоре выходим на огромный, местами заморененный снежник, перекрывающий долину, а с него на пологие травянистые склоны правого берега и широкие поля висячей долины на стрелке рек Лев. Такали и Яхсу (ее правый приток). Чуть менее 1 х.ч. от места обеда. Места здесь очень уютные: теплые травянистые площадки с россыпью крупных камней в окружении скальных стен, чистые ручьи с правого борта. Когда-то здесь стоял кош, видны вытоптанные овцами ночные площадки, многочисленные тропы в разные направлениях, но сейчас ни людей, ни животных нет. Очень хочется остаться тут на ночь, но мы понимаем, что необходимо подойти поближе под перевал. Начинаем подъем левым берегом Яхсу по тропам по трав-ос. склону крутизной 10-15?. Река Яхсу течет в глубоком узком каньоне, но кое-где переправится всё-таки можно, во второй половине дня только по снежным мостам, а в начале дня, наверное, и по камням. Выше левый берег реки представляет собой крутой, до 25-30? травянисто-осыпной склон моренного происхождения, правый – чуть более пологий (около 20?) старый крупноглыбовый завал. По обоим берегам есть хорошие тропы, хотя со стороны их и не видно.Часть группы пошла по левому берегу, а часть переправилась в месте перегиба склона и пошла по правому. Путь по левому берегу оказался чуть короче, хотя и тяжелее физически. На выходе в цирк приходится все-таки переправляться на правый берег, где есть ровные травянистые площадки, так как правый берег завален крупной осыпью. Переправа по камням проблем не представляет.

Собираемся на песчано-травяной площадке, поросшей желтыми цветами, на правом берегу реки, здесь же ставим лагерь. Чуть меньше 1 х.ч. от начала подъема. Место очень живописное и уютное, со всех сторон закрытое от ветра бараньими лбами и моренными гребнями, с кристально чистой водой, в окружении прекрасных вершин. Да и погоду нам к вечеру дали. Весь вечер прошел в стирке, сушке и фотосессиях.

P.S. Вечером мы получили SMSку от Доктора. Он благополучно добрался до Руфигора, приехал в Душанбе и собирается в Москву.

Итого 5,5 х.ч. 8,9 км выс 3400-4100-3600-3650.

06.08 Пер. Буревестник 2А* (по условиям прохождения 2Б) – д.р. Волгонд Западный.

Перевал Буревестник 2А* (по усл. прох. 2Б) сн-ск-ос.

· Высота 4340

· Координаты N 39,275725° E 69,645262°

· Находится в Зеравшанском хребете к югу от пика Игла.

· Соединяет д.р. Прав. Такали и верховья р. Волгонд Зап.

· Ориентация З-В

· Опред. сторона З, сн-ск.

· Сведений о первопрохождении нет.

· Наше прох. 06.08.10 в напр. В-З.

· Сняли записку туристов Криворожского клуба от 20.09.1991 г. рук. Клименко, поход 4 к.с.

Описание дается от стоянок в верховьях р. Яхсу Погода утром и вечером удовлетворительная, в середине дня облачность, видимость менее 100 м., ветер, периодически снегодождь.

Выход 7.15. Начинаем подъем по пологому цирку в направлении висячего языка ледника № 536 по осыпным, выше снежно-осыпным склонам крутизной 5-10?. Чуть более чем за 1 х.ч. подходим к языку и подпирающей его характерной остроконечной черной скале, и начинаем подъем, обходя ее с северо-востока, по крутому (до 35?) снежному кулуару(фото 12.2,фото 12.3). За 0,5 х.ч. обходим скалу и выходим в широкий короткий снежный цирк на границе ледников № 536 и № 537 под перевальным взлетом. К сожалению, видимость упала почти до нуля, мы не видим не только окружающие нас вершины, но и своих лидеров. Останавливаемся, пытаясь по имеющимся фотографиям и вчерашним воспоминаниям понять, где именно мы находимся и куда идти дальше. Седловина перевала очень широкая, предположительно, центр ее находится прямо над нами, а где находится наиболее удобный путь спуска – вообще не известно. Вдруг сзади раздаются хорошо слышимые голоса. То ли нас морочат местные духи, то ли в жутком тумане какие-то пастухи гонят стадо через находящиеся напротив перевалы – Сентябрьский 1Б или Седло Такали 2А.

Решаем поднимать примерно в центр по снежному склону крутизной до 30-35?, лавируя между скально-осыпными выходами, с трудом различимыми в тумане. Сначала забираем чуть правее (по ходу), выходя на ступень, подпирающую ледник № 537, далее чуть левее (по ходу), уже по склонам перевального взлета. В глубоком снегу лидеры топчут удобные следы. В верхней части взлета опять забираем вправо (по ходу) и выходим на снежно-осыпной гребень возле характерного скального жандарма(фото 12.4). У его подножия видим разрушенный тур и прямо на осыпи – записку без всякой упаковки. Просто удивительно, что она цела и даже почти читаема. Записка туристов Криворожского клуба от 20.09.1991 г. рук. Клименко, перевал они прошли в походе 4 к.с. в противоположном направлении. Седловина перевала очень широкая, снежно-осыпная, с несколькими разрушенными, но высокими жандармами. На северо-запад уходит крутой скально-снежный склон – система замусореных снежных кулуаров, разделенных сыпучими скалами. Спуск прямо вниз смотрится проходимо, но крайне неприятно(фото 12.6). Здесь необходимо повесить веревку по скалам, а ниже долго маячить в узком, простреливаемом снежном кулуаре без каких-либо укрытий. В нижней части кулуара читается сужение и скальная ступень возможно, там потребуется еще одна веревка. Решаем пройтись по гребню в поисках других вариантов спуска, заодно подождать просветов в облаках. Отправляем разведку по гребню на юго-запад, так как путь на северо-восток осложнен жандармом, а скалы на спусковой стороне кажутся выше и страшнее. Кроме того, там видны несколько ручьев, обрывающихся водопадами. Вдоль них регулярно летят камни. Нет, спуск на северо-восточной стороне седловины невозможен. Гребень, уходящий от тура на юго-восток покатый, мелкоосыпной, с мощным снежником, надувами и карнизами на спусковую сторону. Передвигаться по гребню легко, возможна ночевка, но жидкой воды нет (фото 12.5). Скоро разведка возвращается и докладывает, что путь спуска найден . Пишем записку, складываем тур на прежнем месте и перемещаемся вслед за разведчиками метров на двести к юго-западу до следующего скального жандарма, преграждающего путь по гребню.

За жандармом гребень поднимается высоким снежным куполом, с которого на север, на ледник № 383 уходит длинный и широкий снежный кулуар крутизной до 35-40? с карнизом в верхней части. Часть карниза недавно обвалилось, в кулуаре лежит небольшая лавина. Кулуар просматривается полностью и мы планируем спускаться по нему, надеясь, что сошедшая лавина стабилизировала склон, а непогода еще не успела существенно повлиять на количество и плотность снега. Внизу кулуар подрезан бергшрундом, но мы будем решать проблемы по мере их поступления.

Спуск начинаем в 11.40. Для спуска в кулуар решаем повесить вревку влево-вниз по сыпучим ступенчатым скалам от подножия жандарма. Проблема только в том, что закрепить веревку не за что – скалы жандарма крошаться руками, крючья и закладки тут бесполезны, выступов для петли нет. Единственный выступ, который нам нравится, находится метов на 5-7 ниже и на 20 м. левее, на скальной полке. Лидер спускается туда без рюкзака пешком, проверяет выступ на прочность и признает его удовлетворительным. Для остальной группы вешаем вспомогательную веревку, закрепив ее на очень ненадежном камне на гребне и постоянно контролируя. Менее 10 м. потребовалось для выхода на полку. Далее движение траверсом влево по наклонной скально-осыпной полке шириной 1,5-2 м. Самостраховка ледорубом, местами гимнастическая страховка. Возле заметного скального выступа, на котором мы делаем станцию, удобная и безопасная площадка на 4-5 человек, но всемером тут никак не поместиться (фото 12.7). Часть группы остается на гребне и подходит по мере освобождения места, что, конечно, не ускоряет спуск. Со скального выступа вешаем веревку влево-вниз в короткий крутой (до 55-60?) сыпучий скальный кулуар с последующим выходом на широкий снежно-ледовый склон крутизной до 35? со скально-осыпными островками (фото 12.8). По нему вешаем еще одну веревку (крепление на ледорубе), стараясь забирать левее, чтобы не попасть ни под камни, спущенные со скал, ни под остатки карниза в верхней части снежного кулуара. Левый его борт – крутой снежный, центральная часть прочищена до льда лавинами и стекающими ручьями, правый борт – снег, лежащий на бараньих лбах и осыпи. Мокрый глубокий снег держит хорошо, тут можно спускаться ногами. Спускаемся по снежному склону крутизной 30-35?, лавируя между скальными островками. Кошки, самостраховка ледорубом. Стараемся держать дистанцию, чтобы не перегружать склон, и не тормозить, чтобы не попасть под камни, спускаемые работающими на скалах. Ниже кулуар сужается. Его сжимают скальные башни, оставляя «горлышко» шириной 5-7 метров (на коротком участке). Ниже скалы опять расходятся, предоставляя защиту от камней и возможных лавин, но для прохождения самой узкой части приходится выйти на центр кулуара и спуститься в глубокий снежно-ледовый желоб, возможно промоину, идущую вдоль всего кулуара. Это очень неприятный момент, требующий осторожности и аккуратности. Зато, выбравшись оттуда, чувствуешь себя белым человеком. Ниже «горлышка» на левом борту кулуара находится уютная и безопасная осыпная седловинка между скальными башнями, на которой можно собраться всей группой и даже, при необходимости, заночевать. Лидер выходит на седловинку в 13.00 и сразу же отправляется на разведку, для чего приходится залезть на скальную башенку на западном борту седловинки. Отсюда хорошо видно, что берг, подрезающий склон и кулуар, можно обойти далеко справа, под скалами северного борта цирка, во всех остальных местах он труднопроходим.

Следует отметить еще одну опасность, которую представляет желоб. Одна из участниц, миновав горлышко, поскользнулась на облипшей кошке, попала в желоб и заскользила головой вниз. Тяжелый рюкзак и глубокий желоб помешали перевороту. Кончено, она смогла развернуться и зарубиться, но проехав более 100 м. и не доехав до берга менее 10, обеспечив несколько неприятных минут для себя и группы. Кроме того, ей пришлось самостоятельно подниматься обратно, чтобы иметь возможность забрать вправо и обойти берг. Быстрый спуск себя не оправдал.

Траверсируем склон почти на всю ширину, обходим берг у правого края, под скалами северного борта по широкому, замусореному камнями мосту и спускаемся в цирк ледника № 383. Замыкающий участник спускается на ледник в 14.30. Снизу прекрасно виден кулуар, выходящий на гребень к перевальному туру. Мы не стали спускаться по нему, и правильно сделали. Он гораздо уже и грязнее, чем тот, который мы выбрали там больше скал, а значит, больше камнеопасность а главное, в нижней части он подрезан невысокой скальной ступенью, по которой течет ручей. Пешком пройти ее невозможно, закрепить веревку может оказаться проблематично, и процесс это не ускорит. Обходить берг всё равно придётся.

На пологом участке ледника собираемся, выдыхаем и оглядываемся (фото 12.10). Несмотря на плохую погоду, пейзажи впечатляют. Прямо перед нами вертикальной стеной стоит левый борт долины Волгонд Западный, висят ледопады, зажатые в скальных стенах (см. фото 12.14). И нам предстоит туда подниматься!? Пытаемся убедить себя, что стена ляжет, что вертикальных осыпей не бывает, но верится с трудом. Справа от нас, по северному борту цирка, поднимаются суровые скальные стены пика Игла, украшенные цепочками водопадов. Возникает ощущение, что мы несколько ошиблись в навигации, взяли восточнее и попали, скажем, в Каравшин. Только слева от нас, на юго-западных склонах цирка взгляд можно отдохнуть. Там видны обычные горы, снежно-ледовые склоны, покатые гребни, сглаженные купола вершин. Вдруг, прямо на наших глазах, с левого борта срывается солидная мокрая лавина, прочищая склон до ледовой подложки. Хватит, отдохнули. Пора валить из этого сектора. Тем более, что мы знаем – расслабляться рано.

Ледник № 383 – висячий, его язык обрывается в долину Западного Волгонда небольшим, но непроходимым ледопадом, подпертым скальной ступенью (суммарной высотой несколько более 100м). Пусть спуска с ледника нам пока неизвестен. Отправляем разведку правым бортом ледника, в надежде найти проход по моренам или скальным полкам. Разведке удается спустится с ледника на скально-осыпные полки правого борта, но путь спуска с них пока остается непонятным. По следам разведки спускаемся по закрытому леднику на боковые морены, далее по снежнику в ранклюфте выходим на узкую (не более 1 м.) скальную полку (фото 12.11), идущую в обход скальной башни и выводящую на наклонные травянисто-осыпные террасы выше ступени бараньих лбов, на одном уровне с языком ледника. Здесь мы в 15.00. На ступенях есть слабые козлотрассы, теряющиеся в сложных скалах справа по ходу. Со ступени существует два пути спуска – быстрый и безопасный. Быстрый спуск происходит по широким осыпным полкам крутизной до 20-25? вдоль языка ледника и выводит в центральный кулуар, куда регулярно (примерно раз в минуту) сыпятся камни, упавшие с ледника или вымытые ручьем из-под него. Обычно сыпятся мелкие камни, они не долетают до предполагаемого пути спуска, тормозятся на осыпном склоне и отклоняются рельефом влево. Но что мешает леднику скинуть что-нибудь покрупнее? Второй путь относительно безопасен - бросить веревку прямо вниз со ступени бараньих лбов по вертикальным, местами нависающим скалам. Но это не так-то просто. Как и на гребне, здесь не за что зацепиться – всё или подвижное, или зализанное. Структура скал не позволяет вбить крюк. Организовать надежную точку при отсутствии шлямбура мы не можем, а пользоваться ненадежной не желаем. Поэтому останавливаемся на первом варианте – быстром. Спускаемся всей группой влево-вниз по осыпному склону крутизной до 25? вдоль ступени бараньих лбов до нижнего скального островка, ещё вполне безопасного. Здесь выставляем наблюдателя и ещё раз просматриваем путь спуска. Это мелкоосыпной склон крутизной 20-25?. Осыпь лежит на зализанных скалах, местами обледеневших. Длина опасного участка – менее 50 метров, ниже можно уйти вправо под защиту скал. По сигналу наблюдателя по одному бегом обходим бараньи лбы как можно ближе к скалам, далее уходим вправо за них и оказываемся на старых травянистых моренах крутизной 25?. Пробег одного участника занимает примерно 20 секунд, спуск всей группы потребовал около 6 минут. (фото 12.12)

Дальнейший спуск по травянисто-осыпным моренным склонам правым бортом кулуара с грязным ручьем, вытекающим из-под ледника(фото 12.14). К 16.00 спускаемся на осыпные площадки у слияния ручьев истоков р. Волгонд Западный. Ручьи мутные, поэтому место для лагеря будем искать не здесь. Пересекаем долину по хаотическому нагромождению морен, подходя под характерный разорваный висячий язык ледника Дальневосточников (№ 388). На моренах пасется стадо коров, все относительно ровные площадки отмечены следами их пребывания. По дороге встречается весьма бурный поток, вытекающий из-под ледника Волгонд Западный (№ 385) – центральный исток р. Волгонд Западный. Перейти его не замочив ног во второй половине дня сложно. Приходится переходить ручей на двести метров выше, по крупному снежнику. Далее без особых проблем минуем еще несколько моренных валов и встаем лагерем на зеленых площадках у начала подъема к ледн. № 387, с хорошим видом вперед, на висячий язык ледника Дальневосточников и назад, на пик Игла.

Общее впечатление от перевала: в гробу мы видели такие 2А!. Может, технически перевал и не сложен (для группы в пятерке, по крайней мере), но он объективно опасен. Работать здесь нужно быстро и сосредоточенно, часто не позволяя себе ни минуты на отдых, ни лишнего движения, ни шага, так как камни могут засыпать находящихся внизу. Ни один из перевалов на маршруте не потребовал от нас такого эмоционального напряжения, ни один не заставил так часто и отчаянно рисковать. Мы стремились к максимальной скорости прохождения участков, отказываясь от веревок, что в результате привело к срыву участницы, но зависать надолго в камне- и лавиноопасных местах было бы еще опаснее. Наша тактика себя оправдала и позволила спуститься до травы за некоторое разумное время. В случае навески веревок везде, где они были бы желательны, такой роскоши нам бы не досталось.

Перевал вполне заслуживает категории 2Б, причем мы не видим возможных изменений, которые бы привели к понижению категории. При меньшем количестве снега он станет технически сложнее, при большем – повысится лавинная опасность. Ходить перевал в обратную сторону, с запада на восток, вообще нецелесообразно. Мы бы не хотели набирать 800 м. по крутым ненадежным склонам, постоянно ожидая прилетевшего сверху камня. Наше мнение таково: группу в «тройке» сюда пускать категорически нельзя, остальные сами могут решать, нужно ли им это весьма извращенное удовольствие.

Итого: 6,5 ч.х.в. 7,5 км. выс. 3650-4340-3500.

07.08 Дол. р. Волгонд З. -- ледн. № 387 – пер. Боковой 2А – верховья ледн. Дальневосточников (№ 388).

Перевал Боковой 2А

· Высота 4417

· Координаты N 39,280314° E 69,596887°

· Находится в З. отроге Зеравшанского хр., разделяющ. Бассейны ледн. 387 и 388, к зап. от в .5145.

· Соединяет цирки ледн. 387 и 388, левых истоков р. Волгонд Зап. Самостоятельного знач. не имеет, используется в связке с пер. *Дальневосточников Ю. и другими перевалами, ведущими из ледн. 388 (Дальневосточников).

· Ориентация ЮВ-СЗ.

· Первопрохождение: предположительно, куйбышевцы под рук. Лазарева В.П. 1982г.
Название предложено новосибирцами, рук. Кочнев В.А. 1985 г.

· Наше прохождение 07.08.10 в напр. ЮВ-СЗ.

· Тур не найден.

Описание дается от сточнок на левом берегу р. Волгонд Западный, чуть выше места впадения притока из ледника Дальневосточников (№ 388).

Погода удовлетворительная. Переменная облачность, иногда даже солнце проглядывает.

Выход 7.50 – напряжение вчерашнего дня сказывается и раннего взлета не получилось. Кроме того, мы никуда не спешим. Задача на сегодня – подняться в верховья ледника Дальневосточников и подойти под одноименный перевал. Утром показывают грандиозный вид пика Игла в облаках (фото 13.1) и склоны долины Волгонд.Так как висячий язык ледника Дальневосточников непроходим, в верховья попадают через перевал в небольшом боковом отроге, разделяющем цирки ледников №388 (Дальневосточников) и № 387. Технически перевал несложен, самостоятельного значения не имеет, интересен только в связке с многочисленными перевалами, ведущими из верховий ледника № 388. Начинаем подъем по травянисто-осыпным моренным склонам крутизной до 30?, забирая левее (по ходу) ледника Дальневосточников. Сначала двигаемся по гребню, выше уходим в карман морены. Здесь лежит узкий снежник крутизной до 25?, идти по нему проще, чем по сыпучим моренным склонам. На правом берегу снежника скальные ступени с красивыми водопадами, впереди высокий, острый как игла скальный останец (фото 13.2). Миновав водопады, уходим вправо по ходу на мелкоосыпные морены и по слабовыраженному гребню, выше по склону вдоль ручья, подходим под ровный заморененный язык ледника № 387 (от лагеря около 2 х.ч.). Дальнейший подъем по ровному закрытому леднику крутизной до 20?, придерживаясь ор. правого борта в обход двух ледовых проплешин по центру (путь подъема см. фото 12.14). Подъем не крут, но утомителен в своем однообразии. За 1,5 х.ч. от языка подходим к подножию перевального взлета и решаем пообедать, найдя относительно пологое место на старом лавинном выносе. С правого борта стекают многочисленные ручьи, но подниматься к ним высоко и страшно. После долгих поисков, находим водокап в ранклюфте под скалами левого борта. По капелькам набираем полный кан воды... и переворачиваем его при попытке вынуть из трещины. Приходится все-таки топить снег.

После обеда по снежному склону 20-25? подходим под перевальный взлет, обходим небольшой, хорошо заметный берг и начинаем подъем по снежному склону крутизной до 35? с небольшими скально-осыпными островками. Выход на седловину осложнен надувом с небольшим карнизом в верхней части. Обходим его слева по ходу по снежному взлету крутизной до 60? и длиной менее 10 м и оказываемся на широком снежном гребне заметно выше и левее нижней точки седловины. Чуть ниже нас, на нашем борту седловины -- небольшой разрушенный скальный выход. От обеда до перевала менее 1 х.ч.

Останавливаемся на скально-осыпном островке, не спускаясь на нижнюю точку седловины. Там всё завалено снегом, и очевидно, что искать тур бесполезно. С перевала хороший вид назад, на пер. Буревестник и ледн. № 383, и вперед, на внушительную скальную стену пика Бухара. К сожалению, низкие облака мешают наслаждаться пейзажем. В 15.45 начинаем спуск на ледник Дальневосточников.

С перевала вниз, на северо-запад, уходит снежный склон крутизной до 45? и длиной до двух веревок, в нижней части осложненный бергшрундом. Спуститься туда не сложно, но очень не хочется терять высоту, чтобы тут же набирать ее снова, подходя под перевал Дальневосточников Ю. Решаем минимизировать потерю высоты, уйдя с перевала траверсом левого по ходу склона узловой вершины по слабовыраженному разорванному ледовому ребру. Возвращаемся на левый борт седловины и траверсом по глубокому снегу в связках выходим на широкую площадку на гребне ребра. По имеющимся описаниям, спуск с этой площадки не сложен и логичен. Но мы не хотим спускаться. Продолжаем движение траверсом влево с минимальной потерей высоты по снежно-ледовому, местами разорванному склону крутизной до 15-20?. Пересекаем несколько лавинных выносов, обходим неглубокие забитые бергшрунды и, как по проспекту, выходим в цирк ледника Дальневосточников к подножию пары одноименных перевалов. От начала спуска чуть боле 0,5 х.ч. Здесь ставим лагерь на широком снежном выполаживании. Жидкой воды нет. От лагеря прекрасно видна основная часть нашего завтрашнего подъема, но сама седловина перевала скрыта за перегибом. Видны также взлеты перевалов Дальневосточников Северный, ЛИЕ, угадывается седловина пер. Б. Пастернака (фото 13.3).

Итого: 5 х.ч. 4 км выс. 3450-4300-4400.