Руководитель: М.Алёхин, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2010 г.

ОТЧЕТ

О ГОРНОМ ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ По Приэльбрусью, совершенному в период с 07 июля по 28 июля 2010 года участниками СТК «Шанс» по маршруту:

г. Москва – г. Нальчик - пер. Маршинского (н/к,2830 ) пер. Суарык(1А,3243)-дол. Р. Кыртык - дол.р. Мкяра - пер. Ирик (1Б, 3550)-дол. Р. Ирикчат (1Б, 3667)-снежная долина Джикаугенкез-минеральные источники Джилису-поляна Эммануэля-плато Ирахитсырт-дол. р. Кызылусу-пер. Балкбаши (1А.3689)-пер. Кольцевой (1А,3100), пер. Кюкюртлю юж. (1Б,3700)пер. Хотютау сев.(1Б, 3600)-старый кругозор-Приют одиннадцати (4200)-Западная вершина Эльбруса (5642)

Маршрутная книжка №1/3-203

Сложности:

Вторая

Нитка маршрута (заявленная):

г. Москва – г. Нальчик –Большой Джаурген (н/к 2880) пер. Суарык(1А,3243)-дол. Р. Кыртык - дол.р. Мкяра-пер. Ирик (1Б, 3550)-дол. Р. Ирикчат (1Б, 3667)-снежная долина Джикаугенкез-минеральные источники Джилису-поляна Эммануэля-плато Ирахитсырт-дол. р. Кызылусу-пер. Балкбаши (1А.3689)-пер. Кольцевой (1А,3100), пер. Кюкюртлю сев. (1Б*,4060)-пер. Хотютау сев.(1Б, 3600)-старый кругозор-Приют одиннадцати (4200)-Западная вершина Эльбруса (5642)

Нитка маршрута (реальная)*:

г. Москва – г. Нальчик - пер. Маршинского (н/к 2830) пер. Суарык(1А,3243)-дол. Р. Кыртык - дол.р. Мкяра-пер. Ирик (1Б, 3550)-дол. Р. Ирикчат (1Б, 3667)-снежная долина Джикаугенкез-минеральные источники Джилису-поляна Эммануэля-плато Ирахитсырт-дол. р. Кызылусу-пер. Балкбаши (1А.3689)-пер. Кольцевой (1А,3100), пер. Кюкюртлю юж. (1Б,3700)пер. Хотютау сев.(1Б, 3600)-старый кругозор-Приют одиннадцати (4200)-Западная вершина Эльбруса (5642)

Протяжённость:

С 7 июля по 28 июля 2010 года

Номер маршрута книжки:

1/3-203

*Несоответствия реально пройденного маршрута с заявленным, объясняются следующим:

- В первом случае мы пропустили тропу, ведущую на пер. Большой Джаурген и ушли слишком далеко, чтобы возвращаться. Однако, чтобы следующие группы не совершили наши ошибки, место начала тропы четко обозначено на фото 2, 3, 4 (см. фотоотчет).

- Во втором случае приняв к сведению советы спасателей, а так же рассмотрев, пер. сев. Кюкюртлю в непосредственной близости, пришли к выводу, что наша группа пока не готова для прохождения данного перевала, поэтому было принято решение продолжать путь через пер. юж. Кюкюртлю (1Б,3700)

II Сведения об участниках похода

IIIТехническое описание маршрута

9.07. 10. I день пути

Мост через р. Баксан – левый приток р. Гижгит

Пройденное расстояние 7,5 км.

На 47 км Баксанского шоссе вышли у бетонного моста, по которому перешли р. Баксан. В 13:00 начинаем подъем по серпантину, дорога имеет много развитвлений, но направление одно. Справа внизу остается озеро (см. фото 1) ≈ через 1:20 часа ЧХВ спустились к мосту через р. Гижгит дорога уходит вправо, мы сокращая путь движемся в лоб по травянистому склону. Далеко справа остается кош. Мы вновь выходим на дорогу. Становится очевидно, что мы проскочили тропу, ведущею по хребту вдоль правого берега р. Гижгит к пер. Большой Джаурген(см. фото 2,3,4). Принимаем решение не возвращается, а продолжить путь по дороге в расчете выйти сразу к началу подъема на пер. Суарык. В 16:50 на обочине дороги, над небольшим ручьем, левым притоком р. Гижгит встаем на ночлег.

ОХВ 3:50

ЧХВ 2:30

Набор высоты: 250м

Координаты стоянки: СШ 43,401’ ЗД 42,161’

10.07.10. II день пути

Левый приток р. Гижгит – Кош на левом притоке р. Джаурген

Пройденное расстояние 12,5 км.

Вышли в 8:30. Весь день идем по грунтовой дороге до сырзавода характерный признак которого, труба от котельной, виден из далека (см. фото 5,6). Оставляем сыр завод слева и спускаемся по заброшенной дороге ≈ 40 мин. До коша на берегу притока р. Джаурген.

ЧХВ 3:20

Макс. высота: 2100м

Координаты стоянки: СШ 43 ,401’ ЗД 42 ,161’

11.07.10. III день пути

Кош на левом притоке р. Джаурген – пер. Маршинского (н/к 2830)

Пройденное расстояние 13 км.

От места стоянки по заброшенной дороге поднимаемся круто вверх ≈ 2,5 часа до коша. Оставляем кош слева и по дороге переходящей в скотопрогонную, следуя схеме, нарисованной нам пастухом, продолжаем движение, то набирая, то теряя высоту (общее направление движения – запад. Тропа начинает забирать влево, иногда теряясь на альпике (см. фото 7,8,9,10,11,12,13)).

Через ≈ 1:20 часа выходим на седловину, где тропа теряется, но дальше просматривается при подъеме справа (см. фото 14). Идем туда постепенно набирая высоту по мелкой каменной осыпе. Еще через 30 мин. Выходим на обширное каменистое плато (см. фото 15,16), по которому ≈ 300м идем на запад, до небольшого озерца (лужи). В этом месте берет начало небольшой ручеек. Здесь на каменистых полянках встаем на ночлег.

ОХВ 10:00

ЧХВ 4:20

Макс. высота: 2830м

Координаты стоянки: СШ 43,785’ ЗД 42,919’

12.07.10. IV день пути

Пер. Маршинского (н/к 2830) – верховья р. Суарык

Пройденное расстояние 8 км.

Движемся по плохо читаемой тропе, огибая слева безымянную гору, постепенно набирая высоту. Выходим на травянистый гребень и продолжаем движение по скотопрогонной тропе. Чуть дальше открывается вид на дорогу, ведущую из п. Тырнауз в Шаукол, и вид на пер. Суарык (см. фото 16). Следуя по тропе начинаем спуск траверсом. Ориентиром служит кош, стоящий чуть выше р. Джуарген. Тропа на спуске постоянно теряется, мы держим направление к месту брода через реку (могила). Перешли реку вброд и поднялись на дорогу. С этого места начинается тропа к пер. Суарык (см. фото 17), круто уходя на травянистый гребень, не поднимаясь до вершины гребня продолжаем путь траверсом склона (см. фото 18). Тропа почти везде хорошо набита. Слева внизу д.р. Суарык. Тропа постепенно теряет высоту спускаясь к одному из рукавов р. Суарык. Перепрыгиваем по камням и резко набираем высоту на гребень, разделяющий долину на два русла. Попадаем в сильный туман (облока) и на гребне встаем на ночлег.

ЧХВ 3:30

Макс. высота: 2700м

Координаты стоянки: СШ 43,937’ ЗД 42,369’

13.07.10. V день пути

Верховья р. Суарык – пер. Суарык (1А, 3227) – р. Кыртык

Пройденное расстояние 12 км.

Идем в переменной облачности, при просветлении седловина перевала хорошо просматривается (см. фото 19,20). Тропы, как таковой, хорошо набитой нет. Из множества троп пытаемся выбрать оптимальную. С места стоянки подъем на перевал занял 2:30 часа ОХВ (всего 5 часов). На перевале небольшой тур из камней. Сняли записку, оставили свою. Вода есть везде вплоть до перевала. На перевале места для палаток нет (см. фото 21).

Спускаемся в д.р. Кыртык (см. фото 22) по описанию Алексеева (см. «Эльбрус и его отроги»), однако при подъеме на террасу ушли далеко вверх по непонятной тропе, потеряв ≈ 1 час ОХВ. Спуск с перевала занял 5 часов (у Алексеева 1,5-2 часа) (см. фото 23,24,25).

В д.р. Кыртык у коша встали на дорогу, ведущую из п. Верхний Баксан в д.р. Субаши (см. фото 26). ≈ через 2 км на втором ручье на краю обрыва (единственное место для палаток) встали на ночлег.

ОХВ 10:00

ЧХВ 5:00

Макс. высота: 3227м

Координаты стоянки: СШ 43,387’ ЗД 42,687’

14.07.10. VI день пути

р. Кыртык – среднее течение р. Мкяра

Пройденное расстояние 11,5 км.

Продолжаем движение по дороге (см. фото 27). От коша с мостиком через р. Кыртык идем по тропе до р. Уллуесенчи. Далее вновь встаем на дорогу и идем вдоль берега р. Кыртык. Проходим второй мостик, далее от коша перевалив небольшой холм по тропе, спускаемся к третьему мосту, по нему выходим в д.р. Мкяра на ее левый берег (см. фото 28,29). Начинаем подъем в ее верховье (см. фото 30). Несколько раз бродим левобережные притоки и по нижней тропе набираем высоту. Проходим пару очень не приятных прижимов. Погода портится. Перед большим каменным обвалом находим место для палаток. Встаем на ночлег.

ЧХВ 4:00

Макс. высота: 2844м

Координаты стоянки: СШ 43,854’ ЗД 42,063’

15.07.10. VII день пути

Среднее течение р. Мкяра – начало ледника Зап. Мкяра

Пройденное расстояние 3 км.

С утра плохая погода, выжидаем. В надежде, что разгуляется, собираем лагерь, выходим на маршрут в условиях сильной облачности. Обходим каменный обвал по травянистому склону. По небольшому куруму спускаемся в д.р. Мкяра (см. фото 31). Бродим несколько ее рукавов. Подходим к высоте 3178м (по Ляпину). Из двух возможных вариантов продолжения пути: обходить высоту справа по осыпному кулуару или слева по куруму, выбираем второй. Выходим на каменистое плато, где есть место для ночлега (см.Ляпина). Погода ухудшается, но мы решаем подняться еще выше, под ледник. Выходим на каменистый гребень, примыкающий к леднику (см. фото 32). Дальше идти не представляется возможным. Видимость 50-70м. Начинается дождь. Не без труда находим место для палаток на каменном гребне. Разбиваем лагерь.

ОХВ 2:30

ЧХВ 1:30

Макс. высота: 3226м

Координаты стоянки: СШ 43,289’ ЗД 42,837’

16.07.10 VIII день пути

Начало ледника Зап. Мкяра – пер.Ирик – плато перед пер.Ирикчат

Пройденное расстояние 8 км.

Вышли в 6:30. Ясно. Безветренно. Перевальный взлет хорошо просматривается. Что бы не тратить время связались сразу. На ледник вышли в 7:00. Идем по открытому леднику, обходя трещины, постоянно забирая вправо к краю ледника (см. фото 33,34,35). Где-то к середине ледник закрывается. Идем более аккуратно, прощупывая трещины. ≈ через 1:30 часа ходьбы на ледовом выходе в центре ледника передохнули. Затем снова берем круто вправо, заходя на траверс (см. фото 36). Перевальный взлет берем траверсом и без труда выходим на перевал – довольно узкий, продолговатый. Под скалой турик. Сняли записку, оставили свою (мы вторые в этом сезоне на перевале) (см. фото 37).

P.S: Вплоть до самого ледника есть места для палаток с водой. Подъем занял 2:30 часа. Спускаемся очень круто по сыпухе траверсом до снежника.

Координаты пер. Ирик СШ 43,943’ ЗД 42,732’ высота 3755м.

По снежнику уходим влево на каменистую террасу, где есть места для палаток (воды, кроме снега не обнаружили) (см. фото 38,39). Далее практически без тропы по среднему куруму спускаемся вниз (см. фото 40), затем через небольшой отрезок сыпухи, выходим на травянистый склон (см. фото 41). На всем протяжении пути пересекли несколько ручейков. Тропа кое-где хорошо читается, но на траве теряется. От конца среднего курума практически весь спуск идем траверсируя склон влево и лишь в конце падаем круто вниз по козьим тропам в д.р. Ирикчат. Берем курс к пер. Ирикчат по хорошо читаемой тропе, маркированной туриками. Небольшой тягун выводит на обширное травянистое плато, на котором в разных местах стоят палатки. Пересекаем плато (все время вдоль левого берега р. Ирикчат орографически). Подходим к крупнокаменному подъему. Свободным лазанием, ориентируясь по турикам поднимаемся на травянистую террасу. Здесь много места для палаток, но за водой приходится спускаться назад вниз к ручью ~ 150 м. Разбиваем лагерь.Спуск с перевала в долину занял ~ 4 ч.

Подъем к месту лагеря 1 ч.20 мин.

ОХВ 8 ч. 30 мин.

17.07.10. IX день пути

Плато (терасса) перед пер. Ирикчат – Низовье р. Бирджлису.

Пройденное расстояние ~ 16 км

От места стоянки по тропе, маркированной туриками, начинаем плавно набирать высоту (см. фото 42). Где-то через 1 ч. подходим к снежнику. В этом месте тропа разветвляется влево, уходя на открытый ледник, ведущий к Ачкерьяколскому лавовому потоку. Наша тропа начинает забирать чуть вправо, становясь все круче. В месте окончания снежника тропа по каменной сыпухе очень крутым серпантином уходит резко вверх на перевал (см. фото 43,44) (по сыпухе 25-30 мин. до перевала) (см. фото 45). На перевале есть место для палаток. Воды нет, снег (см. фото 46). Связались. Начинаем спуск. Спускаемся серпантином, траверсируя закрытый ледник. Стараемся держаться его правого края (см. фото 47). Где-то в середине спуска в центре ледника хорошо просматривается обширная трещина (см. фото 48), несколько трещин на нашем пути читаются по темной продольной полоске, проходящей по небольшой ложбинке.

Приблизительно через 40 мин. выходим на ледник Джикаугенкез. Он открыт от снега, несмотря на позднее время переходим его без труда, не проваливаясь, лишь перепрыгивая огромное кол-во ручьев. В общей сложности через 3 ч. после начала спуска с перевала вышли не материк. Ориентир – конец рыже – красной гряды (см. фото 49). Сняв страховку, переваливаем через гряду и находим тропку и продолжаем спуск вдоль правого берега р. Бирджилису. Идем по кромке берега, хотя более читаемая тропа идет выше, но мы по предыдущему опыту знаем, что она выматывает. По пути есть много ночевок без чистой воды и лишь одна, наиболее отдаленная, обозначенная надписями из камней, с чистой водой. Продолжаем спуск до места окончания тропы 1.5 ч. Далее, если идти на источники Джилису, нужно уходить вправо по обширному плато, но мы в соответствии с картой Ляпина идем прямо по направлению к поляне Эммануэля (см. фото 50). Тропы нет. Река остается чуть слева в коньене. Через некоторое время начинается спуск с плато. Подойдя к небольшой вершине пирамидальной формы, некое подобие тропы уходит резко влево вниз к реке, но визуально с высоты воможности перебродить реку нет. Мы обходим вершину справа, траверсируя склон и постепенно спускаясь к реке. На берегу окончательно убедились, что перебродить реку невозможно. Спустившись чуть вниз по течению, на берегу ручья впадающего в р. Бирджилису разбиваем лагерь.

ОХВ 12 ч.

18.07.10. X день пути

Низовье р. Бирджилису – Ист. Джилису – Поляна Эмануэля.

Пройденное расстояние ~ 7 км.

Переходим ручеек, поднимаемся на гребень, спускающийся непосредственно к т.б. Джилису (см. фото 52). Идем по хорошо читаемой тропе сначало траверсом левого склона гребня, а затем по его хребту. Тропа выводит непосредственно к административным зданиям базы. Забираем заброску и затем от источников, перейдя по мосту через р. Малка, выходим на дорогу, которая уходит круто вверх. Через 40 мин. выходим к кошу. Сходим с дороги и по тропе, по маленькому подвесному мосту через р. Малка выходим на поляну Эммануэля и через 1 км. подходим к штабу ПСС (см. фото 53). Начался проливной дождь. Разбиваем лагерь.

ОХВ 3 ч.

19.07.10. XI день пути

Поляна Эмануэля – Верховье р. Кызылсу

Пройденное расстояние 8 км.

От поляны Эмануэля поднимаемся по заброшенной дороге крутым серпантином, затем долго набираем высоту по затяжному подъему. Несколько раз пытались сократить путь, уходя с дороги, но это оказалось неразумным (см. фото 54). Где-то в середине плато дорога уходит вправо, через некоторое время переходя в тропу. Начинается спуск. Через 3 ч. выходим к р. Кызылсу. Тропа ведет на противоположный берег, но перебродить реку невозможно. Идем правым берегом вверх по течению. Иногда просматривается плохо читаемая тропа. Подходим к леднику. Здесь очищены места для палаток. До перевала по навигатору 3.7 км по прямой. Проливной дождь. Разбиваем лагерь.

ОХВ 4 ч. 20 мин

Ночевка (с.ш. - 43° 24, 821’ з.д -. 42° 25,900’)

Высота ночевки 3025

20.07.10. XII день пути

Верховье р. Кызылсу – пер. Балкбаши (1А, 3689) - кош у Нарзановых источников

Пройденное расстояние 6 км.

Вышли в 8.00. По малой воде не без труда перебродили реку в надежде выйти на основную тропу. Тропы нет. Пытаемся идти траверсом склона (см. фото 55). Сильная сыпуха. Идти тяжело. Выходим на ледник и большой участок идем по нему. Далее снова выходим на склон, с большим трудом траверсируя его, рискуя попасть под падающие сверху камни (см. фото 56). Затем по крутому снежнику поднимаемся на полку (небольшое плато). Есть место для палаток, источников воды не увидели. Здесь выходим на хорошо набитую тропу, видимо идущую с места нашей предполагаемой переправы где-то по верху склона. Осмотрелись назад, поняли, что в нашей ситуации было более разумным идти вверх по леднику до места, где река уходит под лед , а затем перейти на материки по небольшому участку мелкого курума выйти на тропу. Далее подъем на перевал по тропе не представляет сложности (см. фото 57,58). Сняли записку, оставили свою. ОХВ подъема 3.5 ч (см. фото 59). Спуск по хорошо читаемой тропе к источникам Джилису занял 2 ч. 50 мин (см. фото 60,61). Проливной дождь, град. Разбиваем лагерь на берегу р. Битюктюбе, чуть в стороне от Нарзановых источников под кошем. С тропы по которой спускались хорошо просматривается седловина перевала Кольцевой.

ОХВ 6 ч. 20 мин.

Ночевка (с.ш. 43° 24,201’ з.д. 42° 21,192)

Высота ночевки 2636

21.07.10. XIII день пути

Кош у нарзановых источников – Перевал Кольцевой – ледник Кюкюртлю

Пройденное расстояние 8 км.

От места ночевки спустились чуть вниз и по мостику перешли на левый берег р. Битюктюбе (см. фото 62). Начинаем подъем по левому берегу р. Чайт –Чесу, хотя многие начинают подъем по правому, но затем переходят на левый. Резко набираем высоту. Идем где по козьим тропам, где наугад. В какой-то момент начинает читаться человеческая тропа. В месте слияния ее с тропой, идущей с правого берега она становится реальной. Выходим на обширное травянистое плато, переходящее в каменную осыпь. Вновь начинаем резкий набор высоты. Через 3 ч. выходим на довольно большое перевальное плато. У небольшого озера в палатках пережидаем дождь, туман, ветер (2 ч.)

Продолжаем движение по плато. У начала спуска перевальный тур. Сняли, оставили (см. фото 63,64,65). На спуске тропа плохо читается сначала на куруме, затем на мелкой сыпухе (см. фото 66). Идем по следам предыдущей группы. После курума переходим на левый борт кулуара и траверсом по сыпухе резко теряем высоту. Спускаемся в долину р. Уллухурзук. От огромного валуна по обрывкам троп подходим к берегу реки, где есть довольно неплохие площадки для палаток и вдоль берега течет небольшой ручеек. Разбиваем лагерь в надежде перебродить реку сутра (см. фото 67). Спуск занял ~ 2 ч.

ОХВ 5 ч.

Ночевка (с.ш. 43° 21,158 з.д. 42° 21,037’)

Высота ночевки 2800

22.07.10. XIV день пути

Непогода, вынужденная дневка.

23.07.10. XV день пути

Ледник Кюкюртлю – перевал Ю. Кюкюртлю – пер. Акбаши - пер ЭКТ – Стоянки под перевалом ЭКТ

Пройденное расстояние ~ 7 км.

Вышли в 7 утра. Река практически не уменьшилась (теплая ночь). Не без труда перебродили реку. Траверсом вправо поднимаемся на гребень по камням, валунам, осыпи. Продолжаем движение по тропе, ведущей по гребню влево вверх. В какой-то момент, увидев тропу на противоположном берегу левого рукава р. Уллухурзук оставляем нашу тропу, спускаемся к реке и перебраживаем ее по камням. Затем поднимаемся резко в лоб по склону и выходим на тропу. По тропе набираем высоту и через 2 ч. от места ночевки выходим на каменистое плато с оборудованным местом для палаток. Есть вода. Далее берем влево, держа курс на предперевальную осыпную полку. По куруму набираем высоту. В некоторых местах читается тропа. Выйдя на полку продолжаем движение по ней. Проходим еще два места оборудованных под 2-3 палатки, вода есть. Далее по среднему – крупному куруму выходим на широкий снежник, начинается перевальный взлет (см. фото 68). Идем вверх серпантином ~ через 30 мин. выходим со снежника на крутую ползущую осыпь. Свободным лазаньем поднимаемся вверх на хребетик, и по нему еще ~ 20 мин. карабкаемся до перевального тура. ОХВ на перевал 4 ч (см. фото 69). Начинаем спуск, сначало резко вниз по колуару и тропе, а затем траверсом без тропы идем курсом на пер. Акбаши (см. фото 70), не теряя высоты, проходим 2 снежных языка, затем по «битой черепице» выходим на перевал (см. фото 71). С перевала спускаемся в цирк с местами, оборудованными для палаток. Вода есть. Далее по каменной осыпи и куруму поднимаемся на осыпную полку, ниже слева от седловины перевала далее траверсом выходим на снежный перевальный взлет и так-же траверсом поднимаемся на седловину (см. фото 72,73). Подъем на перевал занял 1 ч. Перевального тура нет (см. фото 74). С перевала хорошо видны седловины пер. сев. и юж. Хотютао (см. фото 75). Через 15 мин. спуска выходим на площадку, оборудованную для палаток, с трудом внизу по тропе нашли небольшой ручеек. Проливной дождь. Разбиваем лагерь.

ОХВ 8 ч.

Ночевка ( с.ш. 43° 19,041’ з.д. 42° 21,886’)

Высота ночевки 3360

24.07.10. XVI день пути

Стоянки под пер. ЭКТ – р.Улукам – стоянки под пер. Хотютау юж.

Пройденное расстояние ~ 5 км.

Вышли на маршрут в 7 утра. Продолжаем спуск по правому берегу правого притока р. Уллукам по хорошо читающейся тропе, не доходя водопада, переходим на левый берег, резко набирая высоту по травянистому склону с целью обойти прижимы, обозначенные у А.Алексеева (см. фото 76). Затем по козьим тропам спускаемся к реке, переходим ее без труда и начинаем подъем к пер. Хотютау. Через некоторое время кое-где начинают читаться тропы, постепенно сливаясь в одну. Стараемся обходить снежники слева по кромке. Через 3 ч. ОХВ вышли на стоянки под перевалом. Погода портится, разбили лагерь (см. фото 77,78,79).

ОХВ 4:30 ч.

Координаты ночевки

Высота ночевки

25.07.10. XVII день пути

Стоянка под пер. Хотютау юж. – станция Кругозор – Приют 11

Пройденное расстояние ~ 7.5 км.

Продолжаем подъем на перевал, тропа хорошо читается, идет по осыпи и небольшому куруму. При подходе к вертикальному взлету, подъем становится более крутым, тропа выходит на крупный курум и теряется на нем через 30 мин подъема с элементами свободного лазанья выходим на перевал (см. фото 81). Сняли записку группы Б.П. Лещенко, которая была здесь накануне. На всякий случай связались и после небольшого спуска вышли на плато Хотютау (см. фото 80). Выбирая наиболее оптимальный путь и следуя рекомендациям предыдущих групп, делаем большой крюк вправо в сторону перевала Эхо войны, затем обходя и перепрыгивая небольшие ручейки, идем в сторону огромных ледяных разломов по направлению к оз. Эльбрусское, которое хорошо просматривалось с пер. Хотютау. Через 2 часа вышли на материк и по тропе, обозначенной туриками, продолжаем движение через озеро к станции Кругозор.

На станции Кругозор делаем вынужденную остановку, т.к. отправляем часть группы за заброской на поляну Азау. Затем по канатной дороге поднимаемся до приюта Бочки, а оттуда на ратраке до Приюта 11 (3 000 руб.) (см. фото 82).

26.07.10. XVIII день пути

Приют 11 – Зап. Вершина Эльбруса (5642) – Приют 11

Пройденное расстояние ~ 7 км.

Опасаясь упустить погоду, принимаем решение без адаптационного выхода к скалам Пастухова, сразу подняться на вершину.

Вышли на тропу в 3 часа ночи, на вершине были в 9:45 (см. фото 83). Спуск к приюту занял 4 часа.

27.07.10. XIX день пути

Спустились в Баксанскую долину. Отдыхаем.

IV Выводы и рекомендации по походу и другие сведенья

Маршрут соответствовал опыту нашей группы, благодаря слаженным действиям всех ее участников и в целом благоприятным погодным условиям в график движения были внесены лишь небольшие изменения. Динамичная и довольно продолжительная адаптационная часть маршрута позволила группе совершить стопроцентное восхождение на Эльбрус.

Основные финансовые затраты на маршруте пришлись на трансфер и заброску продуктов (заброска на ист. Джилису 8 000 руб.). Рекомендуем водителя – гида : Борис Непеев 8-928-951-62-38 (можно сослаться на знакомство с руководителем данной группы).

Местное население практически везде гостеприимное, лишь пастухи на кошах относительно замкнуты. Остерегайтесь собак.

Либо в Азау, либо на Приюте 11 ребята крупного телосложения требуют непонятный пропуск в заповедную зону, где он оформляется, мы не знаем. Взамен пропуска они требуют деньги, нам удалось договориться благодаря гиду, а другие выкладывают приличные суммы (от 1000 до 2000 с человека).