Руководитель: Д.Карпов, Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 1 к.с. по Архызу в июле 2008 г.

ОТЧЕТ

о горном походе 1 к.с. по Западному Кавказу (Архыз),

совершенном с 14 по 25 июля 2008 года по маршруту:

Пос. Архыз - д.р. Архыз – д.р. Псыш – д.р. Белая – пер. Айлюлю (1А 2980м) –д.р. Б. Дукка – д.р. М.Дукка – пер. Дукка малый (1А 2890) – д.р.Б.Лаба – д.р.Бурная – пер. Браконьеров (1А 2890м) – д.р. Амманауз – д.р. Секиртме до ледника Огары (радиально) – д.р. Псыш – пер. Кара-Джаш (1А 2960) – пер. Иркиз (1А 2880) – д.р. Ак-Айры до ледника АК-Айры (радиально) – пер. Софийское седло (н/к 2640м) (радиально) – д.р.София – д.р.Архыз – пос. Архыз.

Продолжительность активной части: 12 дней

Протяженность активной части маршрута: 126 км

Руководитель группы – Карпов Дмитрий Валерьевич

(Санкт-Петербург 8 (911)234-47-18 e-mail: iiirra@mail.ru)

ВВЕДЕНИЕ

Нагорный Игорь Алексеевич

1987

врач

Основной целью пройденного похода было знакомство с новым для нас районом Архыза и получение справок за руководство и участие. Источниками информации при подготовке похода являлись:

1. Книга Н. Д. Бондарева "Архыз. Большая Лаба." (М., Издатель И. В. Балабанов, 2002)

2. Отчеты по горным походам в Архызе за разные годы

3. Рассказы товарищей, побывавших в районе год назад

Справочные сведения о районе очень подробно приведены в книге Н. Д. Бондарева "Архыз. Большая Лаба." (М., Издатель И. В. Балабанов, 2002).

В отчете приведена высота и координаты перевалов, полученные согласно показаниям взятого с собой GPS.

График движения

Участок маршрута

Характер пути

Километраж

Общее ходовое время, часы

Метеоусловия

14.07.08

Невинномысск - пос. Архыз – д.р. Архыз – д.р. Псыш

Автобус. Пешком по дороге.

4ч.

Днем солнечно, ветер. Вечером – проливной дождь, гроза.

15.07.08

д.р. Псыш – д.р.Белая – оз. Белореченское (2700м)

Дорога, крутая тропа на подъем, траверсная тропа.

7ч. 30 мин.

Первая половина дня – дождь. Вечером – пасмурно.

16.07.08

оз. Белореченское – пер. Айлюлю (1А-2980м) – д.р. Б.Дукка

Тропа, снег, морена, переправа, тропа.

8ч. 30 мин.

Солнечно. Днем небольшая облачность.

17.07.08

д.р. Б.Дукка – д.р. М.Дукка (Аркасарские озера)

Тропа. Траверс травянистого склона. Тропа.

9ч. 50 мин.

Утром и днем - солнечно, жарко. Вечером – гроза.

18.07.08

д.р. М.Дукка (Аркасарские озера) – пер. Дукка малый (1А) – д.р.Б. Лаба – д.р. Бурная

Тропа. Снег. Морена. Крутой травяной спуск. Хорошая траверсная тропа.

11ч. 10 мин.

Утром – туман, Днем – проливной дождь.

Вечером – солнечно.

19.07.08

д.р. Бурная – пер. Браконьеров (1А–2890м) – д.р.Амманауз

Тропа, переправа, тропа, снежник, осыпь на подъем, спуск по снегу, траверс по морене, тропа.

9ч. 30 мин.

Солнечно

20.07.08

д.р.Амманауз - д.р.Псыш

Спуск по крутой тропе, сухое русло реки, лесовозная дорога, подвесной мост, тропа.

5ч. 45 мин.

21.07.08

д.р.Псыш до д.р.Секиртме (радиально) - подъем до нижнего озера под пер.Кара-Джаш

Тропа

7ч. 00 мин.

22.07.08

пер.Кара-Джаш (1А-2960м) - пер. Иркиз (1А-2880м) - д.р.Ак-Айры

Тропа, снежники, морена, крутая тропа на спуск, снежники, тропа.

7ч. 50 мин.

До обеда солнечно, жарко после – небольшой дождь, пасмурно.

23.07.08

д.р.Ак-Айры – пер. Софийское седло (н/к- 2640м) – д.р. София

Тропа, мост, дорога.

6ч. 30 мин.

24.07.08

д.р. София – д.р.Архыз

Переправа по бревну. Дорога.

3ч.230 мин.

25.07.08

д.р. Архыз – пос.Архыз- Невинномысск

Дорога.

30 мин.

Солнечно, жарко

Подъезд к району. Оформление пропусков.

Из Санкт-Петербурга выехали в субботу в 13.40 поездом №049А Санкт-Петербург – Кисловодск до Невинномысской. Поезд прибыл на Невинномысскую в 5.36 утра. Мы заранее заказали машину (газель) за 4500 рублей + оформление пропусков за 10 рублей в сутки с человека. Сделали это по адресу, указанному на сайте www.dombayinfo.ru. Электронный адрес: bars@dombai.info. Причем, пропуска нам обещали привезти уже в готовом виде на вокзал.

Встретил нас Мерседес. Пропусков не было, но нас стали уверять, что они готовы, и нужно просто подъехать в Черкесск и их забрать. Мы приехали в Черкесск, но там оказалось, что пограничники начнут работать не раньше 9.30 утра и про то, что нам обещали выдать пропуска сразу, никто ничего не знает. Мы прождали в Черкесске до 10.30. Примерно в это время пограничники стали принимать посетителей. Оказалось, что наши пропуска действительно готовы. Мы смогли их забрать около 11.00.

После этого отправились зарегистрироваться в МЧС. МЧС в Черкесске теперь находится на самой окраине, причем у них нет определенного адреса. Водитель слабо представлял, как нам туда попасть и время от времени проводил опрос местных жителей, отсылавших его в противоположные стороны города. До Архыза можно добраться:

1. На Мерседесе. Цена 4500. Зовут Борис. Телефон 8(928)387-54-18

Как вариант, в Архыз можно попасть и на общественном транспорте. Автобус ходит от Черкесска до станции Зеленчукская, и от Зеленчукской до поселка Архыз. Безусловно, это в несколько раз дешевле, но и займет больше времени. Регистрация заняла около 7 минут, и мы наконец-то отправились в направлении Архыза.

Хочется порекомендовать группам, начинающим свой маршрут из Архыза, оформлять пропуска и регистрироваться в МЧС в самом поселке.

Погранзастава в Архызе находится примерно на 2 км выше поселка, на дороге. Пропустить и не заметить невозможно. Функции МЧС берет на себя житель Архыза Хубиев Тохтар Азретович (Тохтар), Его телефон 8-928-398-37-11 Домик – на главной улице в 3-х минутах ходьбы от рынка.

Телеграмму тоже можно отправить из Архыза, но мы ограничились SMS-кой.

В Архызе мы оказались в 14 часов. Водитель высадил нас на берегу реки Архыз сразу за поселком. Там мы приготовили обед, перекидали вес и, испуганные приближающимися тучами и сильным ветром, отправились в дорогу.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

День первый. 14 июля

Невинномысск - пос. Архыз (1445 м) – д.р. Архыз – д.р. Псыш (1633 м)

Время движения: 15.00 - 20.00

Из поселка Архыз группа вышла после обеда в 15 часов. Погода – так себе: ветер гонит на нас огромную тучу. Зато не жарко идти. Идем по широкой грунтовой дороге вдоль реки. Из-за плохой погоды машин мало. Через 15 минут после начала движения – погранзастава.

Смотрят только пропуск, да и то нехотя. Паспорта не требуют. Если бы мы не получили пропуска в Черкесске, то их можно было бы получить прямо тут.

В 16.20 переходим реку Архыз по мосту. Дорога ведет через хвойный лес, через какое-то время резко поворачивая налево вниз к реке Псыш. У реки много лагерей. Выходим на поляну Таулу в 17.00. Поляна представляет собой скопление всевозможных ларьков с хычинами, айраном, носками и другими дарами Кавказа (фото 1). Дары не бесплатны. 1,5 литра айрана – 80 рублей хычин – 50 рублей носки тоже по 50. Есть пиво. Так как большинство участников в походе первый раз – решили не проходить мимо, а дать возможность насладится экзотикой. Поедание хычинов и осмотр ларьков занял минут 50. С другой стороны реки Псыш, за мостом, находится мемориал защитникам Кавказа во время Великой отечественной войны. Можно перейти мост и сходить посмотреть. На имитации карты показаны перевалы, на которых велись бои.

В 17.50 продолжаем движение вверх по реке Псыш. Долина реки симпатичная. Очень живописно выглядит место напротив долины реки София. В пределах 1 км от поляны во все стороны много стоянок, но за счет этого очень мнголюдно.

Далее дорого идет вдоль пастбищ. Много коров, овец, лошадей. Есть даже один белый двугорбый верблюд.

За пастбищами дорога заходит в лес. Леса Архыза рубят, причем довольно активно и именно вдоль этой дороги. Попадаются навстречу лесовозы, тракторы. Вдоль дороги валяются ветки, поваленные деревья со стволами гигантского диаметра. Местные сказали, что идет так называемая «прополка», что лес нужно прореживать, как грядку с морковкой.

Удобная стоянка долго не встречается. По правую руку поднимается склон. По левую – болотистый спуск к реке, заросший лесом. На всех более менее ровных площадках стоят тракторы и местные лесорубы. Полянка у впадения реки Габулу-Чат тоже занята местными отдыхающими. Первую приемлемую для ночевки полянку нашли уже в 20.00, не дойдя до впадения во Псыш реки Белая около 2 км. Только поставили палатки – начался проливной дождь с грозой и не прекращался уже всю ночь. Высота – 1633 м.

День второй. 15 июля

д.р. Псыш (1633 м) – д.р.Белая – цирк перевала Айлюлю (2458 м)

Время движения: 11.00 - 19.40

Обед: 15.30 – 16.45

Вышли утром в 11 часов под вновь начинающимся дождем. Убедились, что чуть-чуть не дошли до видовых стоянок на р. Псыш. Не доходя метров 300 до впадения реки Белая в реку Псыш, на высоте 1636 м вправо уходит набитая тропа. Ее начало маркировано красной меткой. Затем тропа теряется в пересечениях лесовозных дорог и вырубок. Двигаться следует вдоль правого берега р. Белой. Не переходя реку, прошли 300 м вверх по тропе и оставили в густых кустах и поваленных деревьях заброску. На поиск тропы, места заброски, ее формирование и прятанье ушло порядка 2 часов. Путь вверх начали в 13.00.

Минут через 25 по дорогам подходим к водопаду (красивое, видовое место). Отсюда вдоль водопада круто вверх идет маркированная тропа. Иногда по ней приходиться карабкаться. Так продолжается метров 150 вверх. Далее постепенное выполаживание, но в целом вся ступень очень крутая.

При выходе на ступень тропа подходит к реке. У реки есть приятные ровные места для стоянки и обеда. Мы сделали обед, не дойдя до места буквально 5 минут. Высота – 2017 м.

От стоянок, пересекая небольшие ручейки, тропа уходит вновь вверх по склону, постепенно все дальше и дальше удаляясь от реки Белая. При выходе на следующую ступень создается впечатление, что тропа уходит в какую-то другую долину, правее нужной. Это впечатление обманчивое. Просто, она обходит крутую долину и прижимы. Поднявшись по тропе примерно на уровень верха вставшего на пути хребтика, можно увидеть много хороших видовых мест под палатки. До озера решили не идти. В траве текут многочисленные ручейки. Становимся на ночевку. Высота: 2458м.

Протяженность, км

День 3. 16 июля

д.р.Белая (2458м) – оз. Белореченское (2700м) – перевал Айлюлю (2890) – оз. Семицветное (2470м) – д.р. Б.Дукка (2029м).

Время движения: 10.10 – 20.00

Обед: 14.00 – 15.20

Выход в 10.10. Продолжаем идти по тропе в сторону перевала Айлюлю. Отсюда он уже хорошо виден (фото 2). Тропа хорошая. Время от времени идет по морене, но потерять ее практически невозможно: стоят слоновьи турики. Через 35 минут увидели первое озеро. Оно несколько ниже тропы и частично в снегу. Спускаться не стали. Еще через 10 минут вышли к озеру Белореченскому (2700м). Озеро большое, красивое. Открывается неожиданно. Не могли бороться с искушением и выкупались. Тропа идет к перевалу вдоль озера по морене. Перевальный взлет крутизной 20-25 градусов. По пологому снежнику заходим на перевал Айлюлю (2890м) в 12.15. Седловина широкая осыпная,тур по центру очень явный. Ни с чем не перепутаешь (фото 3, 4, 5). Помимо записки группы из Ростова-на-Дону «сняли» 2 кг леденцов. Оставили своих конфет, правда, несколько меньше.

Координаты перевала Айлюлю согласно нашему GPS:

Высота: 2878м

N 43° 28? 54.0?

E 041° 06? 17.4?

С перевала открывается вид на озера, но они частично в снегу.

Спуск с перевала Айлюлю долгий и идет через большой цирк сначала по снежникам (фото 6), потом по крупной марене с преодолением многочисленных моренных валов.

Судя по ведущим в разные части моренной гряды турикам, существует несколько способов прохождения данного участка. Какую-то «единственно верную» тропу мы не нашли. Для остановки на обед спустились с моренного вала на снежник, чтобы пройти к увиденному ниже маленькому озеру. Обед 14.00-15.20.

В 15.20 выходим. От озерка траверсируем моренный склон, чтобы вновь выйти на отмеченный туриками путь. Через 40 минут тропа выводит к красивым озерам с травянистыми склонами и без снега, очень живописными и удобными для обеда. Видимо, поторопились мы с обедом… Если вы хотите увидеть что-то новое и очень возбуждающее, то проходите на наш сайт, где женщины специально долго не бреют письки и своими волосатыми писями совращают мужчин.

В результате недлинного крутого спуска по рододендронам оказываемся у озера Семицветного. Озеро действительно кажется разноцветным: в одних местах темно синее, в других – голубое, в третьих – зеленое. Очень красиво. Рекомендуем посетить.

От озера тропа идет по правому берегу р.Б.Дукка. Увидев, что с другого берега появилась тропа, ведущая с перевала Дукка, переправляемся на другой берег. Переправа – в брод, через 2 разлившихся рукава. Глубина – порядка 30 см. На всякий случай при пересечении первого рукава подстраховываемся веревкой. Высота – 2320м.

По левому берегу идет слоновья тропа. Идем еще около часа и встаем на ночевку в 20.00 на высоте 2029м. Долина становится относительно пологой. Мест для ночевки много.

Протяженность, км

День 4. 17 июля

д.р. Б.Дукка (2029 м) – д.р. М.Дукка ((Аркасарские озера) 2428м

Выход – 8.00

Обед – 14.00-15.40

Постановка лагеря – 19.30

Вышли со стоянки в 8.00 утра. Погода солнечная. Тропа через час становится шире и превращается в дорогу. Перед слиянием Малой и Большой Дукки стоит сарай, возле которого лают собаки. Переходим Малую Дукку на другую сторону по мосту. Попадаем на широкую дорогу, ведущую вверх по левому берегу Малой Дукки. Через час подходим к кошу. Здесь нам за 100 рублей продали 3-х литровую бутылку свежего айрана и за 300 рублей круг местного сыра (весит около 3-3,5 кг). Все очень вкусное и свежее. Сыр ели два дня. Высота – 1947 м.

Дорога, ведя по живописной долине, постепенно переходит в тропу, ведущую к перевалу. Не смотря на то, что перевал Дукка Малый находится в южном цирке, тропа идет сначала вдоль левого притока Малой Дукки, у самого водопада, падающего из Северного цирка. Тропа очень хорошо набита. При подъеме на ступень отличные стоянки у ручейка. Если пройти вдоль ручья метров 500, откроется первое из Аркасарских озер. Высота - 2389м.

На озере мы устроили обед и купание.

Если интересно, можно перейти на другой берег вытекающего из озера притока Малой Дукки и подняться вверх по крутой тропе на 40-50 метров. Наверху ступени - 2-ое озеро. Тоже большое и выразительное. Над озером хорошо слышно эхо. Высота – 2434 м.

Согласно имеющемуся у нас описанию перевала Дукка Малый и описанию экскурсии по Аркассарским озерам, нам следовало подняться ко второму озеру, обойти озеро справа по моренным валам, подняться на перемычку между северным и южным цирками и перелезть в южный цирк (туда, откуда берет начало правый приток Малой Дукки). ТАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!!! Такой путь очень энергозатратный и опасный. В этом случае группе придется двигаться, используя навыки «легкого лазанья» над скальными сбросами по 40 градусным полкам, заросшим рододендронами и кое-где засыпанными снегом. Но если есть время, посмотреть на 2-ое озеро все-таки стоит (фото 7).

Гораздо более простой и ходимый путь (судя по наличию хорошей тропы) ведет траверсом из северного цирка в южный. Тропа с правого берега левого притока Малой Дукки начинается не доходя озера, сразу, как только ступень выполаживается, а подъемная тропа подходит к реке. По началу, тропка плохо читается. Мы попали на нее не сразу, а где-то после 400-500 метров траверса склона по рододендронам.

Тропа ведет прямиком на ступень южного цирка к очередному большому озеру. Из озера берет начало правый приток Малой Дукки. Над озером видовые пологие места для стоянок. Здесь и встаем. Высота – 2428 м.

Протяженность, км

День 5. 18 июля

Исток правого притока М.Дукки (озеро) 2428м – пер.Дукка Малый (2894м) - д.р. Бурная (2067м)

Выход – 08.05

Обед – 15.00 – 16.15

Постановка лагеря – 20.30

До следующего озера идти 15 минут. Оно уже частично под снегом. Правее озера начинается подъем на следующую ступень – вдоль ручейка по тропе. Затем небольшой некрутой снежник и морена. Со ступени перевал еще не виден. Он значительно правее. Идем по снегу вдоль морены по дну цирка. После поворота перевал все еще не виден. Он за углом направо. Продолжаем траверс по снежнику с правой стороны цирка (фото 8). Снежник довольно крутой, поэтому поднимаемся по морене, не отходя далеко от границы со снегом. Опустился довольно густой туман и верх долины скрыт. Со стороны р. Малая Дукка перевальный взлет представляет собой довольно крутой осыпной кулуар со снежниками и скальными выходами и имеющий в верхней части 5-7 метровый снежный наддув крутизной градусов 70. Подняться с имеющимся у нас снаряжением невозможно. Понять, что это и есть седловина перевала 1А довольно сложно. Согласно имеющемуся у нас отчету, поднялись наверх траверсируя склон по левой стороне цирка выше снежника,

и вышли на хребет. С другой стороны - скальный сброс, чтобы попасть на перевал, нужно пройти по хребту метров 500 налево через вершину горы Разломистая. Что мы и сделали, сверившись с имеющимися картами и отчетами. Хребет широкий, травянистый и движение по нему сложности не представляет. Вершина г. Разломистая помечена. После вершины скальные сбросы со стороны р. Большая Лаба заканчиваются и возможен спуск по некрутому травянисто-осыпному склону (фото 9). Проведенная разведка показала, что в пределах 300 метров после вершины в хребте имеются несколько равнозначных по высоте седловин. Тура мы не нашли, а бегать по хребту в условиях плохой видимости представлялось бессмысленным, тем более что тур возможно был под снегом. Поэтому спуск произвели из ближайшей седловины. Ее координаты:

Высота: 2894м

N 43° 31? 18.1?

E 041° 02? 31.3?

Сквозь поднимающийся время от времени туман виден травянистый склон на спуск (фото 10). Далеко внизу – широкая тропа, ведущая вдоль реки Большая Лаба. Спуск занял 2,5 часа. Траверсировать склон влево нет смысла. Легче спускаться прямо вниз на тропу.

Обед у ручья, в месте подхода тропы с перевала Дукка к тропе вдоль Большой Лабы. Высота – 2187м.

После обеда продолжаем движение по тропе. Перед кошем тропа превращается во множество тропинок. Нужно держаться более верхних тропинок, чтобы не свалиться по тропе в зону леса! «Правильная тропа» - очень широкая, хорошо набитая. В конце 4-километрового траверса оказываемся над долиной р. Бурная. Короткий крутой спуск заканчивается у коша (2067 м). Отсюда тропа идет к перевалам Дорбун и Браконьеров.

С начала траверса до спуска к реке Бурная стоянок нет. Первое пологое место, где можно поставить лагерь – у бывшего коша. Встаем на ночевку на полянке у самой реки. С места ночевки видны подъемы на перевал Браконьеров (левый приток р.Бурная) и перевалы Дорбун и Дурицкого (правый приток р.Бурная).

Протяженность, км

День 6. 19 июля

д.р. Бурная (2067 м) - пер. Браконьеров (1А–2890м) – озеро выше д.р.Амманауз (2513м)

Выход – 8.10

Обед – нет

Постановка лагеря – 17.40

Продолжаем движение по широкой тропе вдоль правого берега реки Бурная. Через 30 минут подходим к широкому разливу, на котором происходит слияние левого и правого притоков реки Бурная. Высота – 2219м. Переходим оба рукава на левый берег. Воды в самом глубоком месте – ниже колена. Течение – спокойное. По левому берегу левого притока – тропа. Тропа поднимается вдоль водопада на ступень. На ступени – трава, переходящая в морену и снежники. Есть места для стоянки.

Двигаться надо по дну долины под перевальный взлет, не переходя на другую сторону ручья. С права открывается красивый вид на л. Воронцева- Вельяминова. На карте указано две седловины перевала Браконьеров. Подниматься нужно в левую (по ходу). Подъем – по снежнику, с постепенным выходом на морену. По морене идет тропа. Подъем на правую седловину визуально значительно сложнее (перильная страховка, кошки) – фото 11.

Седловина широкая. Вид на юг очень красивый. Пшиш с ледниками, Амманауз (фото 12, 13).

Координаты перевала Браконьеров:

Высота: 2895м

N 43° 26? 10.6?

E 041° 06? 41.4?

Спуск - по отмеченной туриками тропе траверсом. Проходит вдоль левого склона через отрог под перевал Дурицкого.

Тропа сначала идет по морене, затем выходит на травянистый склон (фото 14). Спуск по кулуару к реке Аманауз напрямую – не рекомендуется. Проделать такое – довольно сложно. Долина висячая.

От первого до второго озера – 1,5 часа ходу. Тропа очень видовая. Становимся на ночевку у второго озера. Высота – 2513м.

Протяженность, км

День 7. 20 июля

озеро выше д.р.Амманауз (2513м)– д.р.Аманауз – д.р.Псыш (1700м)

Полудневка, поход за заброской

Выход – 9.15

Постановка лагеря – 15.00

От озера вниз идет хорошо набитая, но довольно крутая тропа до самого слияния рек Амманауз и Псыш. Перед самым слиянием нужно отойти чуть в сторону на высокий берег Псыша. Двигаемся вниз по левому берегу р. Псыш. Тропа идет метров 300 по высокому берегу, а затем сваливается вниз к Псышу и идет по камушкам. Палатки можно ставить прямо на берегу реки. Минут через 30 тропа уходит от берега в лес. Постепенно превращается в лесовозную, а зетем в обычную лесную дорогу. У коша – навесной мост (фото 15). От слияния р. Амманауза и Псыша 2 км. Переходим через мост на другую сторону и поднимаемся по тропе вверх по долине реки Псыш. Через 20 минут встаем на стоянку, уйдя с дороги в небольшой лесок на берегу реки. Неплохое место для полудневки – много дров и можно помыться. Высота – 1700 м. После обеда три человека сходили за заброской.

Протяженность, км

День 8. 21 июля

(1700 м) д.р.Псыш до д.р.Секиртме (радиально – 1805 м) – первое озеро под пер. Кара-Джаш (2554м)

Выход – 8.20

Радиальный выход – 9.30 – 13.30

Обед – 14.00 - 15.40

Постановка лагеря – 18.40

Утром собрали лагерь и отправились вдоль реки Псыш. До первого ручья, от которого начинается подъемная тропа на перевал Кара-Джаш, около 30 минут ходу. Дорого – лесовозная. Кругом следы свежих вырубок.

У подъема оставили в лагере 2 дежурных и отправились дальше по тропе вдоль р. Псыш. Тропинка - видовая. Открывается красивый вид на г. Псыш (фото 16). Есть отличные оборудованные места для ночевки в зоне леса.

После обеда начинаем подъем под перевал Кара-Джаш. Тропа – очень хорошая. Идет серпантином и в теньке. Подниматься – одно удовольствие. Единственный минус – практически до самого озера негде набрать воды, так как к водопаду не подойти.

Обходя водопад слева, тропа выводит к озеру. У него встаем на ночевку (фото 17). Высота – 2554 м.

Протяженность, км

959 (в т.ч. 105м – радиально)

105 (радиально)

День 9. 22 июля

Озеро под перевалом Кара-Джаш (2554м) - пер.Кара-Джаш (1А-2960м) – Софийские озера (2840м) - пер. Иркиз (1А-2880м) - д.р.Ак-Айры (2450м) – водопады Ак-Айры (радиально)

Выход – 8.10

Обед – 12.30 – 14.30

Постановка лагеря – 16.30

Радиальный выход – 17.00 – 18.30

Тропа идет как с правой, так и с левой стороны озера. Идем по левой стороне. Поднявшись на ступень продолжаем движение, обходя боковой хребтик с левой( по ходу) стороны по пологому снежнику. Подъем на перевал – пологий, помечен туриками. Снег чередуется с мореной. Поднялись на перевал в 12.00 (фото 18, 19).

С Кара-Джаша в сторону перевал Иркиз ведет тропа. Спусковой кулуар с Кара-Джаша довольно крутой, с возможностью посыпать камни друг на друга.

Через полчаса уже обедаем на Софийских озерах. Место и погода отличные. Высота – 2840м.

На перевал Иркиз ведет тропа с левой стороны озер (фото 20). Перевальный взлет – крутой снежник. Необходимо бить ступени и первым использовать ледорубы. В самом верху снег довольно жесткий (фото 21, 22).

С перевала Иркиз ведет крутая тропа с сыплющимися камнями.

Так как у нас запланирован радиальный выход к леднику Ак-Айры, ставим лагерь в долине реки Ак-Айры напротив ледника в 16.30. Высота – 2450м.

В 17.00 начинаем радиальный выход. При подходе к водопаду началась гроза, поэтому пришлось вернуться в лагерь. Кроме того, переходить водопад необходимо по хлипкому снежному мосту, что делать опасно.

Протяженность, км

556 (в том числе 110м радиально)

660 (в том числе 110м радиально)

День 10. 23 июля

д.р.Ак-Айры (2450м) – д.р. София (1980м) - пер. Софийское седло радиально (н/к- 2640м)

Выход – 8.00

Постановка лагеря – 11.00

Обед – 13.00 – 14.00

Радиальный выход на пер.Софийское седло – 14.00 – 17.30

С утра начинаем с пуск в д.р. София. По левому берегу р. Ак-Айрыю Вниз ведут несколько троп. Лучше держаться левой тропы, ведущей подальше от водопада, так как правая – крутая, узкая и временами идет в опасной близости от воды.

Перед впадением реки Ак-Айры в реку София стоит мост – вход в цивилизацию. Здесь – пиво, айран и баня. Цены дешевле, чем на основной поляне, а другой бани здесь просто нет. Покупаем айран, договариваемся насчет вечерней бани, заказываем шашлык и после обеда отправляемся на Софийское седло.

За мостом на берегу р. София много больших красивых тенистых полян для постановки лагеря.

На Софийское седло ведет дорога по правому берегу р. София мимо Софийской поляны, с множеством ларьков и кафешек. Место очень видовое, но народу много. Сюда привозят туристов на автобусах. Дорога превращается в тропу, которая переходит на левый берег р. София и идет до самого перевала. От места стоянки на перевал поднялись за 2 часа 20 минут (фото 23, 24, 25).

470 (радиально)

660 (в том числе 470 радиально)

День 11. 24 июля

д.р. София (1980м) – д.р.Архыз (1455м)

Выход – 10.00

Постановка лагеря – 14.20

Переходим реку София по бревну чуть ниже места впадения реки Ак-Айры. Выходим на дорогу. Пограничная застава находится чуть выше поляны Таулу. Просят паспорта и пропуска.

На поляну Таулу приходим к 12 часам. Покупаем сувениры, едим хычины. В 13.10 стартуем в сторону поселка Архыз. Погода жаркая, машины проезжают по дороге довольно часто, так что прогулка не самая приятная.

Через 200 метров после основной погранзаставы поворачиваем направо в лесок. Здесь у слияния р. Кизгич и р. Архыз много дров и мест для стоянок.

После обеда идем в поселок отмечаться в МЧС и договариваться насчет транспорта.

Заказали газель на 10 утра к телефонной вышке.

Протяженность, км

День 12. 25 июля

д.р. Архыз – пос.Архыз- Невинномысская

Выход – 9.30

Отъезд газели – 11.20

Приезд на вокзал в Невиномысскую – 14.00

Доехали до вокзала без проблем. Все продукты в поезд можно купить в магазинчиках на вокзальной площади. На другой стороне площади – отличная кафешка. Выглядит несколько страшновато, зато еда вкусная и дешевая.

ФОТОГРАФИИ

Фото 1. Поляна Таулу.

Фото 2. Вид на перевал Айлюлю из долины р.Белая

Фото 3. Перевал Айлюлю. Вид на д.р. Б.Дукка

Фото 4. Перевал Айлюлю. Вид на д.р. Белая

Фото 5. Перевал Айлюлю. Вид на д.р. Б.Дукка

Фото 6. Начало спуска с перевала Айлюлю

Фото 7. Второе Аркассарское озеро. На заднем плане (слева) – перемычке, через которую предлагается перелезть. ТАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!!!

Фото 8. Подход к перевалу Дукка Малый. Траверс по снежнику с левой стороны цирка.

Фото 9. На перевале Дукка Малый

Фото 10. Спуск с перевала Дукка Малый в долину реки Б.Лаба

Фото 11. Вид на перевал Браконьеров (самая нижняя левая точка) от истока левого притока реки Бурная

Фото 12. Перевал Браконьеров. Вид на д.р. Амманауз.

Фото 13. Перевал Браконьеров. Вид на д.р. Бурная

Фото 14. Траверсная спусковая тропа с перевала Браконьеров к отрогу под перевал Дурицкого

Фото 15. Мост через р. Псыш

Фото 16. Д. р. Псыш у впадения реки Секиртме (радиально)

Фото 17. Первое озеро при подъеме на перевал Кара-Джаш. Вид на г.Псыш

Фото 18. Перевал Кара-Джаш. Вид на д.р.Псыш

Фото 19. Перевал Кара-Джаш. Вид на д.р. София

Фото 20. Перевальный взлет на Иркиз (справа). Вид на г.София

Фото 21. Перевал Иркиз.

Фото 22. Перевал Иркиз. Вид на Софийские озера.