Руководитель: А.Вереникин, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2010 г. 3/3

Продолжение. Часть 2 здесь

7.10. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Большинство препятствий нашего маршрута составляли снежно-ледовые перевалы. При движении по закрытым ледникам возможно падение в трещины. При выходе на закрытый ледник группой всегда применялась одновременная страховка. Не стоит пренебрегать этой прописной истиной.

При спуске с перевала Столетия, в самом конце лабиринта из моренных валов, прямо перед выходом к заброшенной шахте, один участник обрушил камнепад, спускаясь по ЛПД. По счастливому стечению обстоятельств он не пострадал. Остальные тоже, т.к. все спускались поодиночке. Оставшаяся часть группы обошла правее ПХД, прижимаясь к правому борту долины. При передвижении по конгломератным и осыпным склонам необходима концентрация, повышенное внимание. Возможно, одной из причин происшествия стало то, что спуск был в конце напряжённого ходового дня.

При обходе первого ледопада пер. Мориса Тереза справа съезжало много материала, несмотря на раннее время. Надо выходить максимально рано, либо вообще воздержаться от обхода и пройти ледопад (хотя не факт, что это будет безопаснее).

Броды в походе были безопасными при соблюдении обычных правил. Один раз бродили по трое, остальное время поодиночке. А вот переправа по тросу через р. Карасу вызывала опасения. Хоть тросы и используются, но обязательно нужно натягивать свои перила и организовывать командную страховку с обоих берегов. Верхний трос (стальная проволока диаметром около 5 мм) вызывает особенные опасения.

Каньон р. Дыхсу требует большой концентрации при прохождении. Во-первых, в «долбенях» легко оступиться, подвернуть ногу или получить другую травму. Во-вторых, в некоторых местах есть шанс срыва в очень бурную реку. В одном месте пришлось проходить прижим прямо над порогом 5..6 к.с. с узким сливом, без шансов сразу выбраться на берег. Ночевать в каньоне тоже приятного мало, палатки ставить негде.

При прохождении перевала Дыхниауш, подойдя к скалам, мы решили обойти правее в связках и не вешать пару верёвок по скалам. В итоге пожалели об этом, т.к. склон оказался очень неприятным и времени мы не выиграли. Мелкая осыпь, перемежающаяся снегом и сильно разрушенными скалами не доставила большого удовольствия. Пожалуй, лучше провесить пару верёвок по скалам.

Причиной травмы участницы стал, по-видимому, очень напряженный день: мы за ходовой день прошли перевал 2Б, 20 км расстояния, набрали почти 1 км и сбросили 2 км по высоте. При наличии времени не нужно так напрягаться. Но, к сожалению, ограничения отпуском играют свою роль :(

На спуске с пер. Шаурту был неприятный инцидент со страховкой на снежном склоне: при нагрузке вырвало ледоруб, несмотря на то, что на нём стоял участник. Это произошло из-за того, что вокруг было натоптано много следов, а снег перед тем как воткнуть ледоруб, не примяли.

Есть небезосновательное мнение, что стоит очень аккуратно контактировать с местным населением. Конечно, всем известно знаменитое кавказское гостеприимство, но, к сожалению, в любой семье не без урода. Случаи бывают разные. Не помешает придерживаться нескольких правил: скромное поведение, закрытые ноги, свободная (не обтягивающая) одежда, не ходить поодиночке, не отпускать девушек без сопровождения мужчин.

7.11. Итоги, выводы, рекомендации.

Маршрут получился довольно напряженный, интересный, насыщенный. Препятствия вполне соответствовали заявленной категории. Всем участникам было интересно, мы многому научились как за период подготовки, так и за сам поход.

Темп получился несколько неровный из-за смазанной акклиматизации на старте похода. Причиной этого стал более поздний старт в первый день из-за долгих подъездов и две подряд ночёвки на высотах около 4000, вторая их которых случилась из-за плохой погоды. А во второй части маршрута почти все полуднёвки были из-за плохой погоды.

Принцип разработки маршрута с максимумом вариаций на все случаи жизни себя полностью оправдал. Несмотря на то, что мы довольно много «порезали», считать его перезакладом не стоит, т.к. при идеальных условиях и отличной подготовке его вполне можно осилить за две недели. А во-вторых, в горах могут возникать различные ситуации и возможность иметь некоторую свободу при оперативном планировании уже на месте очень полезно.

Концепцию «light&fast» рекомендуем ко всеобщему употреблению! Смысл концепции состоит в том, что если что-то можно не брать, то это брать не нужно, а если есть где сэкономить вес, то это нужно делать обязательно! При выборе вещи всегда необходимо ориентироваться на относительный вес, а не на абсолютный. Т.е., например, если один компас весит 100 г, а второй 50 г, то нужно думать не: «Да ладно, он всего на 50 г тяжелее, не утянет!» – а так – «Да он же тяжелее в ДВА (!!!) раза!» Т.е. если вы сэкономите на всех вещах, которые берёте с собой также как и на компасе, то вес вашего снаряжения уменьшится в два раза. И к этому Ходить с рюкзаком весом 10 кг в разы приятней, чем с рюкзаком весом 30 кг. От простого быстрого шага по тропам получаешь кайф, не говоря уже про прохождение технических препятствий. Лёгкие рюкзаки позволяют серьёзно изменить тактику при прохождении препятствий. Намного чаще можно двигаться в связках, а не вешать перила. Это и быстрее, и приятнее. Запас по весу также позволил нам иметь с собой такие приятные вещи, как настольные игры, ситечки для чая, портативные колонки, ящик крымского портвейна в аутентичной упаковке и прочие маленькие радости туриста.

Ну и нельзя не отметить восхитительную атмосферу, которая была в команде все эти полгода, за что всем участникам хочется сказать огромное спасибо!

7.12. Список использованной литературы.

1. [http://tlib.ru/] Проект по оцифровке отчётов МГЦТК.

2. [http://caucatalog.narod.ru/] Каталог перевалов Кавказа Михаила Голубева. Фотографии перевалов. Отчёты о походах. Карты

3. [http://tourism.bmstu.ru/index.php?option=content&task=view&Itemid=27&id=469] Отчёт о горном походе 4 к.с. Безенги – Приэльбрусье. 2005. Рук. Ганаховский С.А.

III. Приложения

1. Картографический материал.

Карты вместе с файлами привязки находятся в электронном приложении, на диске. При подготовке и проведении маршрута использовались:

1. Туристская карта «Центральный Кавказ. Верхняя Балкария. Безенги. Приэльбрусье». Комитет геодезии и картографии СССР, Москва, 1991. Масштаб 1:100000.

2. Топографические карты Генштаба СССР. Масштаб от 1:500000 до 1:50000.

3. Карты М. Голубева на основе карт Генштаба СССР. Масштаб 1:100000.

4. Хребтовки В. Ляпина. Масштаб 1:50000. В связи с сохранением авторских прав эти хребтовки не предоставляются.

2. Путевые точки и трек похода.

Путевые точки и трек похода, записанные с помощью прибора Garmin GPSMAP 60CSx находятся в электронном приложении к отчёту.

3. Адреса и контакты МЧС.

Поскольку до начала похода двое участников проводили акклиматизационные выходы в долине р. Адыл-Су (а/л «Джан-Туган»), команда была зарегистрирована в ПСО «Шхельда». Постоянного телефона нет, группам, выходящим на маршрут, даются личные номера телефонов спасателей, находящихся в это время в ПСО.

• Игорь Череско - начальник ПСО Шхельда: 8-928-369-27-81
  • Коляс Александр 8-928-717-40-36
  • Беденин 8-928-939-46-41.

4. Раскладка.

Поскольку у нас появилась возможность организовать не одну, а три заброски (кош в долине р. Карасу, а/л «Безенги», т/б «Башиль») мы не стали сильно ограничивать себя в весе продуктов. В целом раскладка особо не отличалась от аналогичных для данного района и категории похода (см. приложение). Тем не менее, примерно на 8ой ходовой день участники один за одним почувствовали, что у них открылась «яма». По всей видимости, это связано с напряженностью первой части похода.

Раскладка состояла из коллективной и индивидуальной части, в которую вошло сладкое, переходное питание, сухари, сахар и личные ништяки. В среднем вес раскладки (с учетом примерного веса индивидуальной части) составил 660 гр. на человека в день.

Были успешно опробованы новшества, которыми хочется поделиться:

1. В качестве гарнира использовались новые продукты – чечевица и кускус. Чечевица вызвала большое одобрение у участников. Стоит брать красную чечевицу, время ее варки составляет 10-15 минут. Кускус – восточное блюдо, в основе которого крупа из твердой пшеницы. Варить кускус не требуется, достаточно залить кипятком и оставить на несколько минут. Его вкусовые свойства оценили не все.
  2. Помимо привычных сухих супов фирмы «Русский продукт» в этот раз мы самостоятельно изготовили сухие суповые смеси из сушеных овощей, сушеного мяса, вермишели и приправ. Получилось очень вкусно!
  3. Для вечерних каш помимо сухого мяса использовали также пиммекан. Очень понравилось.

Для упаковки продуктов использовали не скотч, а пищевую пленку. Это заметно уменьшило вес упаковки и скорость паковки продуктов. Также упаковывали вместе все ингредиенты необходимые для приготовления каждой едки утренней (хлопья, сахар, сливки, соль) и вечерней (крупа, сушеное мясо, приправы) каши. При таком способе упаковки значительно упрощается труд дежурного по приготовлению пищи. Поскольку для вечерних каш мы использовали приправы, содержащие соль (различные «Вегетты» и т.п.), то взятая с собой на всякий случай соль не пригодилась. Также почти полностью вернулись домой отдельно взятые специи.

Для питья брали «Регидрон», «Магний Плюс» и изотоник.

5. Список личного снаряжения.

Вес всего личного снаряжения составил 12..15 кг на участника (это если сложить в кучу всё, включая всю обувь, трусы и т.д.). Подробнее постараюсь осветить этот вопрос в специальной статье.

6. Список общественного снаряжения.

Что

Вес

Кол.

Примечания

Спим

палатка 1

Black Diamond Vista

Очень лёгкая, с отличной обитаемостью, ветроустойчива. Вчетвером очень комфортно, можно влезть впятером. Немного маловаты тамбуры, похладная, ткань легко рвётся при очистке лопатой от снега.

палатка 2

2,5

Alexika Elbrus 2

Тяжелая и с жутким конденсатом

спальник 2ка

Самошив

Самошив из парашютной ткани и холлофайбера. Получились тесноваты, 1 погонного метра ткани оказалось мало. Нужно где-то 1,25 м закладывать в следующий раз.

тент групповой

Tramp 3х3 м

Тяжелый, можно в два раза легче найти.

Едим

Пластиковый

Ситечки для чая

0,02

Быстро мнутся при неправильной транспортировке

рукавицы

1,5

флаг

колонки

Для прослушивания произведений эстрады в ассортименте

карты

Скальное

Молоток

Camp

Второй молоток был на ледорубе одного из участников

крючья скальные

В ассортименте

Пригодились третий год подряд всего один раз. Можно не брать.

Закладки стоппера

комплект, Camp

Ледовое

ледобуры

0,018

"Ирбис", Урал-Альп, Petzl

Ирбиса хоть и лёгкие, но "Урал-альпы" и "Пецеля" с ручками намного удобнее крутить.

барабан на бур сброс с лентой

Самодельный

Для повышения надёжности сдёргивания и удобства наматывания ленты.

Снежное

якорь снежный1

Самодельный

он же подставки под горелки

лопата снежная1

Fiskars

Очень выручила пару раз

ИТОГО

28,51

Всего получилось порядка 30 кг общественного снаряжения на 6 человек. Это по 6 кг на человека, т.к. девушка общественное снаряжение не носила вообще (за исключением камеры), зато все поровну носили продукты. Эти 30 кг вполне ещё можно сократить процентов на 20.

7. Подробный хронометраж.

вышли

сели

ЧХВ

тупка

прошли

высота

перепад

1 день. 09.07.10

1481,00

4,9

563,00

0,00

2 день. 10.07.10

7:40

10,7

1650,00

-616,00

3 день. 11.07.10

9:20

6,9

933,00

-593,00

4 день. 12.07.10

6:55

7,1

541,00

-1017,00

5 день. 13.07.10

7:40

4,6

1038,00

-105,00

6 день. 14.07.10

7:35

2,1

455,00

-262,00

7 день. 15.07.10

6:40

19,9

363,00

-2724,00

8 день. 16.07.08

12:00

5,1

373,00

-34,00

9 день. 17.07.08

2030,00

8,8

790,00

-16,00

10 день. 18.07.08

10:10

3,7

472,00

0,00

11 день. 19.07.08

6:10

19,7

772,00

-1892,00

12 день. 20.07.08

14:30

7,4

1127,00

0,00

13 день. 21.07.08

9:00

2,3

838,00

0,00

14 день. 22.07.08

16:30

3:20

149,00

-202,00

15 день. 23.07.08