Руководитель: А.Ступаков, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Фанским горам в августе 2010 г. 2/2

Продолжение. Начало здесь

15.08.2010. День 11, воскресенье.

Р. Желтая - лед. Желтый(№753)-ледовые занятия – площадка 70 м ниже седловина перевала Седло Ганзы 6 км.

Со стоянки вышли в 4-40 по Московскому. В 5-30 подошли к левобережной морене ледника Желтый – фото 51. Морена пологая, ровная, удобная для перемещения. По этой морене мы поднялись под крутой взлёт морены и спустились влево по ходу на пологую часть ледника в нижней его трети. Ледник здесь открытый спокойный, трещины перешагиваются – фото 52. Слева по ходу увидели подходящие трещины и в 9-00 приступили к ледовым занятиям – фото 53. В 12-00 началось пекло, пообедали и в 13-00 вышли по леднику к перевалу.

Перевал Седло Ганзы 4464. Вариант прохождения: Лед. Желтый – пер. Седло Ганзы – траверс хребта – пер. Гусева Мухина западный – лед. Малая Ганза, соответствует 2Б категории трудности.

Перевал расположен в Восточном Фанском хребтемежду вершиной Большая Ганза на востоке и северным отрогом пика Скалистый на западе.

Соединяет ледник Желтый и ущелье реки Сувтор (на схеме В. Ляпина это река Ганза западная, см. схему 2).

Ориентация седловины: север-юг.

Седловина длинная и широкая, имеется много площадок для палаток.

Северная сторона – фирново-ледовый склон, по которому мы поднялись.

Южная сторона имеет скальный пояс, мы южную сторону в настоящем походе не проходили.

Шли посередине ширины ледника, и попали в зону широких трещин с плохими мостами. Через секунду после прохождения руководителем одной из трещин рухнул мост – фото 54. Организовали перильную страховку с сопровождением. Затем сместились на левую по ходу часть ледника на лавинное поле, здесь трещины хорошо замазаны старыми лавинами со склонов Большой Ганзы – фото 55.

При подходе к перевальному взлёту, слева от него со склона Большой Ганзы сошла небольшая лавина, инициированная видимо небольшим ледовым обвалом – фото 56. 14-00 подошли под перевальный склон. Справа вдоль скал летят камни. Жара (температура в тени 18 градусов , см. график температур), выходить на склон опасно, ждём, когда на него ляжет тень.

15-00 снег в тени начал твердеть, камни стали падать реже. Вышли на взлёт.

Идём связками: Лёша с Александром Алексеевичем, Паша с Гюзелью. Сегодня лидирует Лёша, он организует все точки страховки. Вторая связка идёт по точкам первой и выкручивает буры. Фирновый бергшрунд прошли в самой узкой и низкой части – фото 57. Уже после второй верёвки фирн стал тонким, под ним лёд. Крутим буры. После 6-ой верёвки вышли на чистый лёд 40 градусов -45 градусов , а после 11-ой – на пояс натечного льда, крутизной до 50 градусов . Всего прошли 17 верёвок по 30 метров, то есть около 500 метров, и подошли к осыпному кулуару. Время 19-00, начинает быстро темнеть, сняли кошки, поднимаемся по кулуару. 20-00 остановились на небольшой наклонной осыпной террасе, срыли часть склона и сделали площадку под палатку, мы же строители. Вода справа в ручье. Утром оказалось, что в 40-ти метрах выше была готовая хорошая площадка.

16.08.2010. День 12, понедельник.

Площадка под седловиной – седловина перевала Седло Ганзы – восхождение на вершину Большая Ганза 3,5 км.

Встали довольно поздно в 6-00, так как вчера провозились с площадкой и поздно легли. Вся палатка заполнена солнцем – фото 55, а на улице мороз и ручей замерз, но воду мы набрали вчера.

Под нами ледник, ущелье и река всё носит название Желтое – фото 58. Основное питание ледника это лавины и ледовые обвалы висячих ледников вершины Большая Ганза.

Вышли в 7-30, в 8-00 уже на седловине перевала Седло Ганзы, которая встречает нас цветами – фото 59.Здесь на высоте 4464 метра, ночью на морозе 7 градусов бутоны были покрыты коркой льда. Как только бутоны осветило солнце, лёд растаял, и они распустились нам на радость.

Ставим палатку в западной части седловины под скалами.

В 9-00 выходим на восхождение на г. Большая Ганза.

Вершина Большая Ганза 5306 м, восхождение по западному гребню 2Б.

Вершина расположена в Восточном Фанском хребте между вершиной Малая Ганза на западе и пиком Линкор на востоке (см. схему 2).

Первое восхождение на вершину совершено по западному гребню А.Мухиным во время альпинистской экспедиции 1937 года. Этот маршрут имеет трудность 2Б и входит в Классификатор альпинистских маршрутов [4].

Трудность восхождения зависит от состояния снежного покрова на западном гребне. Если снегу много и весь гребень покрыт им, то можно идти индивидуально с самостраховкой ледорубом, так как в случае срыва есть возможность зарубиться ледорубом. Трудность в этом случае можно оценить как 2А (см. отчет В. Кодыша [5]). Если на перегибах склона появляется лёд, то в этих местах необходимо организовывать страховку, например перильную. Перед нашим восхождением было два дня жаркой погоды. На западном гребне снег интенсивно таял, на нижней половине гребня обнажился лёд, а на перегибах образовался натёчный лёд. Вероятность срыва сильно возросла, а возможность зарубиться на льду значительно уменьшилась. Поэтому мы приготовились идти связками с попеременной страховкой там, где это необходимо.

От бивака чуть спускаемся на седловину, подходим к западному гребню и начинаем подъём по мелкой осыпи – фото 60. Подходим ко льду, надеваем кошки, связываемся и начинаем работать связками с попеременной страховкой через буры. Сегодня первой идёт связка: Паша и Гюзель, они крутят буры. Мы с Лёшей идём по бурам и вывинчиваем их.

Прошли три взлёта до сброса – фото 61. Взлёт №1 полностью ледовый на перегибе натёчный лёд крутизна до 40 градусов , на взлете №2 встречались участки фирна, на взлёте №3 открытый лёд был только на перегибе и около осыпи. На втором взлёте после 15-ой верёвки по 30 м сбились со счёта, больше не считали. На выполаживаниях по снегу шли одновременно. На всём подъёме были следы предыдущей группы, которая взошла на вершину за день до нас. Однако использовать эти следы на участках №1 – 3 практически было невозможно, так как они были залиты натёчным льдом.

Сброс между участками №3 и №4 прошли по мосту – фото 62, страховались через ледоруб. Участок № 4 – косой траверс влево по фирновому склону. Здесь темп у нас резко упал. Участок №4 приводит на плечо, вначале которого много закрытых трещин. Поэтому, несмотря на то, что полого, пришлось идти с попеременной страховкой через ледоруб и искать новые обходы, так как следы предыдущей группы в некоторых местах провалились.

Вышли на плечо в 14-40, высота примерно 5150 м. Сил совсем нет. Почему градусов Сегодня мы набрали 750 метров, не так уж много. Предыдущая акклиматизация у нас была на Седле Бодхоны 4587м, то есть мы поднялись на 560 метров выше акклиматизации, тоже не очень много. И тут мы вспомнили, что ничего не ели и не пили с 7-30! при такой интенсивной работе! Энергия на нуле. Решили пообедать и отдохнуть. Достали перекус и ещё тёплый чай и пообедо-ужинали с шоколадом.

Снежно фирновый предвершинный взлёт №5 самый длинный и крутой до 45 градусов . Но в нижней части он выполаживается и выходит на плечо, чуть меньше футбольного поля. Поэтому, в случае срыва, на этом склоне можно зарубиться, а если не зарубишься, то вылетишь на плечо и м.б. остановишься.

Мы сняли всё страховочное снаряжение и оставили его на плече. Взяли только ледорубы. В 15-10 сытые и отдохнувшие на кошках вышли на штурм вершины. В конце взлёта имеется небольшой участок жесткого фирна между выходами скал. После этого места выходим на выполаживающийся фирновый купол, и влево вверх подходим к разрушенным скалам, по ним метров 10, не снимая кошек, поднимаемся на верхнюю точку горы к туру – фото 63. Время 16-20. Светлого времени для спуска осталось не более 3-х часов, надо быстрее уходить вниз.

В туре записка «Група туристiв турклубу КПI «Глобус», здiйснюючи похiд 4 к.с. вийшла до туру: Велика Ганза 15 серпня 2010 року». Керiвник групи: Моянська Т.В.

Шоколадка, записка, фотки, виды – фото 64 и 65. Как не спешили, начали спуск только 16-40. На плече надели системы и связались. Шли связками. На опасных участках страховались через буры, второй в связке – с нижней страховкой, Паша выкручивал буры.

К осыпи подошли в сумерках в 19-10. Пока снимали системы и кошки, почти совсем стемнело, но на небе полная луна и все ориентиры хорошо видны. По осыпи пошли с зажженными налобниками. К палатке подошли около 20-00.

Итак, на восхождение мы затратил 11 часов. Чистое время на подъём – 6-50, на спуск – 3-10. Не ожидали, что так много придётся работать!

Заключение по восхождению на г. Большая Ганза, 5306 по З гребню.

Перепад высот от седловины перевала Седло Ганзы до вершины составляет 842метра. Крутизна снежных, фирновых и ледовых склонов до 45 градусов .

В период нашего восхождения после нескольких дней жаркой погоды обнажились ледовые склоны, а на перегибах образовались участки с натёчным льдом. Мы работали связками, прошли с попеременной страховкой около 25 верёвок по 30 метров, завернули на подъёме более 20 буров и организовали 5 точек страховки через ледоруб.

По нашему мнению, трудность восхождения составила 2Б.

17.08.2010. День 13, вторник

Седловина пер. Седло Ганзы – траверс хребта – седловина пер. Гусева-Мухина зап. – лед. М Ганза – седловина пер. ВАА нижний 7 км

Встали в 6-30, вышли в 8-00. Путь траверса показан на фото 66. До пер Кальгаспорный траверс сложности не представляет. На седловине пер. Кальгаспорный надели кошки и связались, время 9-50. На фирновые поля Малой Ганзы вышли в связках одновременно. На перевале Гусева-Мухина западный перекусили с тёплым чаем 11-30.

Путь спуска с седловины пер. Гусева-Мухина показан на фото 67. На спуске с этого перевала шли на кошках индивидуально с самостраховкой ледорубом по центру перевального склона, крутизна 30 градусов -35 градусов . В нижней трети перевального склона имеются разломы. Здесь мы повесил перила 50 м вправо, вышли на выполаживающуюся часть ледника и повернули налево. Далее двигались по центру ледника, затем по правой его части и поднялись на правобережную морену в том месте, где начинается тропа подъёма на седловины перевала ВАА. Обед.

Заключение по траверсу хребта: Лед. Желтый - пер. Седло Ганзы(4464) - пер. Гусева-Мухина западный(4641) – лед. М Ганза.

Траверс, включает: подъём по фирново-ледовому склону перевала Седло Ганзы – 2Б к.т., траверс хребта с прохождением осыпей, открытого и закрытого ледников на высоте более 4500 – 1Б к.т., спуск по снежно-ледовому склону перевала Гусева-Мухина западный – 2А. Траверс проходится в течение двух дней и является самостоятельным препятствием суммарной категории 2Б.

После обеда мы встали на тропу, которая то траверсом, то серпантинами осыпных склонов через промежуточные седловины вывела нас на седловину пер. ВАА нижний. Время 18-00, через час стемнеет, падаем. Минут 10 обсуждали, как и где на абсолютно ровной широкой песчаной седловине лучше поставить палатку!

Перевал ВАА (Всероссийская Академия архитектуры) 2А, 4266.

Перевал имеет как минимум три последовательно расположенных седловины, одна из которых находится в Восточном Фанском хребте (ВФХ) между пиками Гратулета и Чинар. Остальные седловины расположены на южных ребрах, веером отходящих от ВФХ. Через седловины пер. ВАА можно кратчайшим путём попасть с ледника М Ганза к Мутным озёрам.

Ориентация седловины в ВФХ: ЮВ-СЗ.

Все юго-восточные склоны седловин осыпные, северо-западные склоны – снежно-фирновые.

Основную сложность представляет северо-западный склон седловины через южное ребро. Эта седловина названа на схеме В. Ляпина как ВАА нижний (см. пер. №6 на схеме 2, J-42-29-б). Крутизна этого фирнового склона составляет 35 градусов , длина 100 м.

18.08.2010. День 14, среда

Седло пер. ВАА нижний (2А, 4266) – пер. ВАА (4123) – озеро Мутное 4км.

Встали в 4-30, вышли в 5-50. Подошли к северо-западному склону перевала ВАА нижний, и обнаружили на нём крутой до 35 градусов и жесткий фирн, так как ночью был мороз. Склон собирается в желоб и уходит влево за перегиб, так что есть куда лететь при срыве. Пришлось надевать кошки и, так как ещё не все окончательно проснулись, бросили одну нитку перил 50 метров вниз и вправо. Здесь склон поположе и мы пошли с самостраховкой ледорубом. В 7-00 поднялись на основную седловину ВАА фото 69. Отсюда открылся замечательный вид на Главный Фанский хребет и главную вершину Фанских гор Чимтаргу.

По плану, записанному в маршрутной книжке, с седловины перевала ВАА у нас заявлено восхождение на пик Гратулета (см. заявочную книжку).

Вместе с тем, наша группа является отделением Московской школы специализированного уровня. Шесть дней тому назад в районе перевала Седло Бодхоны мы должны были встретиться с группой школы под руководством Миши Кузина. Графики наших групп были построены так, что вероятность встречи составляла 99%. Но, не смотря на это, мы не встретились! Не судьба!

Кроме того, в нашей группе спутниковый телефон даже на вершинах не может найти спутники (предполагаю, не хочет железка несчастная, а весит полкило). Так что никто ничего о нас не знает вот уже восемь дней. Руководитель школы Наталья Лещенко видимо сильно беспокоится. Да и мы ни о ком ничего не знаем, может быть, помощь наша кому-нибудь нужна градусов Необходима дополнительная встреча с группой Натальи Лещенко для обмена информацией о состояниях участников. Поэтому наша группа вместо восхождения на пик Гратулета вышла с перевала ВАА в направлении Мутных озер – фото 70.

По фирну 30 градусов шли с самостраховкой ледорубом, затем вышли на тропу левобережной морены. В 8-30 увидели людей слева, до них 200 метров. Подошли, оказалось, что это как раз группа Натальи Лещенко, которую мы так стремились встретить. Эта группа шла на перевал Казнок. После короткого обмена информацией и согласования дальнейших планов, мы побежали вниз к Мутным озёрам.

Спустившись к Мутным озёрам, мы встретились с членами нашей группы: Аней, Стёпой и Машей, которые вручили нам арбуз в качестве приза за прохождение технической части маршрута – фото 71.

Полуднёвка! Еды навалом! Зубы почистили. Купаемся в озере, загораем! Проявилась яма желудка, перешли на одноразовое питание: с утра до вечера.

Состоялась тёплая встреча с командой «ветеранов» туризма: Карнаухов Н.В. – 59 лет, Панов С.Н. – 56 лет, Стригин В.И. – 55 лет, молодёжь, мне бы их годы, и только Ширяев Р.Е. – 64 года мне ровесник. Фото 72 на память.

19.08.2010. День 15, четверг.

Озеро Мутное – седловина перевала Чимтарга (1Б, 4746) 7,5 км

Со стоянки на Мутных озёрах вышли в 5-40 фото 73. Решили обойти Большое Мутное озеро с запада. Когда мы подошли к переправе между Большим и Малым озёрами, то оказалось, что камни переправы залиты водой, уровень которой поднялся в озёрах на 0,5 метра после вчерашней жары и таяния ледников. Пришлось обходить и Малое озеро.

Перевал Чимтарга 1Б, 4746.

Перевал расположен в Главном Фанском хребте между вершиной Чимтарга на севере и пиком Энергия на юге.

Ориентация седловины: В-З.

Перевальные склоны покрыты живой осыпью, на которых проложена тропа, на восточном склоне имеется участок разрушенных скал. Подход к восточному склону идёт по открытому леднику, крутизной до 20 градусов .

Перевальная седловина длинная и широкая с площадками под палатки, тур в середине.

С восточной стороны имеется две террасы на разной высоте с площадками под палатки и водой.

Категория 1Б складывается из совокупности прохождения живых мелких осыпей, разрушенных скал и открытого ледника.

Пройдя поле обломочного материала, мы поднялись на правобережную морену и по ней вышли на пологую фирновую часть ледника в нижней его части – фото 74. Фирн шершавый, держит без кошек. Далее по фирну, затем по левым грядам поверхностной морены (фото 75) подошли к взлёту разрушенных скал левого борта ущелья. Здесь имеются площадки под палатки и чистый ручей. Время 10-15 (астрономическое 12-15), температура в тени 7 градусов , а на солнце пекло. Обед с горячим чаем и отдых до 12-30. Разделись и позагорали минут 15, больше сгоришь.

После отдыха встали на тропу, проложенную на разрушенных скалах левого борта ущелья. Тропа здесь серпантинами быстро набирает высоту и приводит на осыпи левого борта ущелья в верхней его части. Под осыпями расположена ещё одна терраса, на которой есть площадки для палаток. Отсюда тропа траверсом осыпных склонов плавно подводит к седловине перевала. На стоянках под седловиной в 17-30. Здесь много площадок для палаток и не дует. Из под снежной стенки, которая выросла зимой с перевальной седловины, днём течёт ручей. Падаем.

20.08.2010. День 16, пятница.

Стоянка на перевале Чимтарга – восхождение на пик Энергия (2Б альп, 5120) – р. Правый Зиндон. 7 км.

Вышли на восхождение в 7-16 – фото 76.

Пик Энергия, 5120.

Пик расположен в Главном Фанском хребте между вершиной Чимтарга на севере и перевалом Жигули на юге (см. схему 1)

Восхождение по СЗ снежно-ледовому склону имеет трудность 2Б и входит в Классификатор альпинистских маршрутов [4].

По осыпному гребню подошли к фирновому склону, надели кошки и связались верёвками по 30 м. Работаем связками: Гюзель с Пашей, Маша с Лёшей, Аня с командиром. Стёпа остался наблюдателем на седловине.

Склон представляет собой тонкий жесткий слой фирна на льду. Первые три верёвки прошли Гюзель с Пашей – фото 77, затем вперёд вышли Маша с Лёшей, они и поднялись первыми на вершину. Первая связка крутила буры, остальные шли по готовым бурам (первый в каждой связке шёл с нижней страховкой). Первые 4-е верёвки крутизна не очень большая всего 35 градусов , затем на 5…7-ой верёвках она увеличилась до 45 градусов . На 8-ой верёвке между выступающими скалами открылся натёчный лёд. Всего прошли 9 верёвок и вошли в осыпной кулуар между скалой слева и ледовой стенкой справа по ходу. 10-ый бур завернули в эту ледовую стенку – фото 78. Кулуар выводит на верхнюю точку пика в идее скалы с туром. Маша первая взошла на вершину в 10-52 – фото 79. В туре записка ветеранов туризма: Карнаухов Н.В., Панов С.Н., Стригин В.И. и Ширяев Р.Е. Они поднялись на вершину 17 августа 2010 г в 14-00.

На пике перекус и тихий час – фото 80. Виды потрясающие. Главная вершина Фанских гор Чимтарга впечатляет – фото 81.

Спуск начали в 12-00. Шли связками по оставленным на подъёме бурам, второй с нижней страховкой, буры выкручивал Паша, у него ледовый молоток. Паша нашёл чужой оставленный бур без уха и вырубил его. В штурмовой лагерь все пришли в 14:00. Обед и быстрые сборы. От наших стоянок приподнялись на перевал Чимтарга и от тура начали спуск в 16-00 – фото 82. Путь подъёма, место лагеря и путь спуска с перевала Чимтарга показаны на фото 81.

Непосредственно с седловины начинается тропа и идёт траверсом мелких живых осыпей правого склона ущелья Правый Зиндон – фото 83. Тропа плавно иногда серпантинами спускается на дно ущелья и далее идёт по правому берегу реки.

В 19-30 в сумерках мы подошли к месту впадения в реку Правый Зиндон ручья, стекающего из под перевала Мирали (см. схему 1).

21.08.2010. День 17, суббота.

Ущелье Правый Зиндон – оз. Бол Алло – оз. Мал Алло (оз. Сарыкуль) 12 км.

Подъём 5-00, вышли 6 30. Из ущелья реки Правый Зиндон открылся хороший вид на вершины Чимтарга и Энергия – фото 84. Сделали 2 ходки через два завала, река ушла под завалы.

8-25 пришли к озеру Большое Алло. На этом озере запланирована встреча всех групп Московской школы специализированного уровня, в которую и мы тоже входим. Группа Миши Кузина уже здесь, а группа Натальи Лещенко на подходе.

Озеро Большое Алло является одним из красивейших озёр Фанских гор – фото 85. Оно расположено на высоте 3147 метров.

Загорания, зубы почистили, обед. Начинается жара, купания (фото 86-88), Маша голову помыла – фото 87.

14 00 выход вниз по ущелью Зиндон. Из озера Большое Алло река не вытекает. Вода фильтруется через завалы. По завалам проложена тропа – фото 90. После завалов и зелёной террасы, тропа спускается в сухой каньон – фото 91, ниже которого из мощного родника появляется река. Через 300 метров нас встретило большое стадо любопытных овец и коз, которые спустились в узкое ущелье на водопой с альпийских склонов.

18-00 мы подошли к оз. Малое Алло – фото 92, на схеме Ляпина это озеро имеет название Сарыкуль. Падаем.

22.08.2010. День 18, воскресенье

Оз. Малое Алло – р. Амшут – р. Арчамайдан – аул Зимтут 19 км

5-30 выход. Озеро Малое Алло расположено на краю висячей ступени ущелья. За озером начинается крутой спуск. Сначала тропа идёт только по правому берегу, затем она разветвляется на несколько троп. Мы пошли по левой. Переправились через ручей – фото 93 и подошли к картофельному полю, которое прилепилось к склону на искусственной террасе на высоте 2350 м! На поле работала женщина, она пригласила нас к себе в гости в летовку на чай – фото 94. В летовке живёт одна семья. Пасут коров мясной породы мать и дети. Отец и старший сын на заработках в Москве. Мы угостили детей шоколадом.

Хозяйка коша показала нам тропу, по которой мы подошли к переправе. Рядом с переправой на р. Амшут мы с удивлением обнаружили самодельную гидроэлектро станцию, которая используется для освещения коша – фото 95.

Спуск по тропе вдоль р. Амшут привёл нас к реке Кштут (Арчамайдан), на левой стороне которой имеется дорога для колёсного транспорта. Здесь началось пекло. Прошли аул Газза, расположенный на берегу реки Кштут в лощине Кантар – фото 96. Над аулом вершина 2338. В ауле есть школа, больница, почта.

В 13-00 мы подошли к аулу Зимтут, где нас уже ожидал транспорт – вахтовка базы Артуч.

Далее мы доехали до Педжикента, где для нас был заказан обед в современной чойхоне. Затем, доехав до границы и прошли пограничный и таможенный контроль на пограничном переходе Джартеп.

На узбекской стороне нас ждал автобус, который довёз нас до Самарканда. 19-00 база Артуч в Самарканде.

9. ИТОГИ ПОХОДА

1. Совершён логичный поход 4-ой категории сложности, включающий весь набор горных препятствий: перевалы, траверс хребта и восхождения на вершины.

2. Плавный набор высоты (см. график высоты на стр. 12) способствовал хорошей акклиматизации, и постепенное нарастание сложности разных по характеру (осыпи, скалы, лёд) препятствий позволили группе подойти в хорошей форме к основному препятствию маршрута – вершине Большая Ганза (2Б альп., 5306) и совершить восхождение на эту вершину.

3. Правильная организация высотного графика и соблюдение принципа постепенного нарастания сложностей позволили группе пройти запланированный маршрут в запланированные сроки (за исключением восхождения на г. Гратулета, см. раздел 6).

4. Настоящая группа являлась отделением школы специализированного уровня ФСТОТМ. Группа полностью выполнили программу учебных мероприятий в УТП по технике преодоления препятствий, проведены: скальные и ледовые занятия, переправы через водные преграды, передвижения по живым осыпям.

10. РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В озёрах расположенных ниже 2800 метров, вода относительно хорошо прогревается солнцем. В таких озёрах живут микроорганизмы, которые могут вызывать у людей серьёзное расстройство желудка. Поэтому сырую воду из таких озер и рек ниже озер пить не рекомендуется (см. раздел Озёра).

11. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

При подготовке и проведении похода, а также при написании настоящего отчёта выполнен анализ современного представления расположения хребтов Фанских гор.

Я считаю, что Главным Фанским хребтом является меридиональный хребет, соединяющий Зеравшанский и Гиссарский хребты (см. схему на рис. 1). Это можно обосновать тем, что названный хребет представляет собой водораздел между бассейнами рек Фандарья на востоке и Кштут (Арчамайдан) на западе.

Главный Фанский хребет – начинается на севере от узловой горы 4053 м(см. рис. 1), расположенной в Зеравшанском хребте, и заканчивается на юге у узловой горы 4601 м, расположенной в Гиссарском хребте.

12. КТО ЧТО ПРОШЁЛ

ФИО

Нитка маршрута

Протяж, км

Продол, дн

К/С

Ступаков А.А.

г. Самарканд – а\б Артуч – пер. Чукурак (1А, 3171) – пер.Джонат (1А, 3808) – восх. пик Алаудин (2А альп., 4134) – пер. Седло Бодхны(2Б, 4587) – восх. Б. Ганза (2Б альп., 5306) – траверс хребта: пер. Седло Ганзы(2Б, 4464) до пер. Гусева-Мухина западный – ледник М. Ганза – пер. ВАА(2А, 4266) – пер.Чимтарга(1Б,4746) – пик Энергия(2Б альп.,5120) – р. Пр. Зиндон – оз. Б Алло – аул Зимтут – г. Самарканд

в зачет 135, всего 150

Комаров П.Ф

Воеводин А.А.

Муталапова Г.А.

Третьякова А.Г.

а\б Артуч – пер. Чукурак (1А, 3171) – пер.Джонат (1А, 3808) – восх. пик Алаудин (2А альп., 4134) – пер. Чимтарга(1Б,4746) – пик Энергия(2Б альп.,5120) – р. Пр. Зиндон – оз. Б Алло – аул Зимтут – г. Самарканд

1А+1А+2А+2Б+1Б

3 с эл 4

Журенкова М.А

а\б Артуч – пер. Чукурак (1А, 3171) – пер.Джонат (1А, 3808) – пер. Чимтарга(1Б,4746) – пик Энергия(2Б альп.,5120) – р. Пр. Зиндон – оз. Б Алло – аул Зимтут – г. Самарканд

1А+1А+2Б+1Б

2 с эл 4

Новиков С.Я.

а\б Артуч – пер. Чукурак (1А, 3171) – пер.Джонат (1А, 3808) – пер. Чимтарга(1Б,4746) –р. Пр. Зиндон – оз. Б Алло – аул Зимтут – г. Самарканд

1А+1А+1Б

1 с эл 2

13. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пагануцци Н.В. Фанские горы и Ягноб. «Физкультура и спорт», М., 1968.

2. Схемы взаимного расположения вершин и перевалов Средней Азии. Гисаго-Алай (Фанские горы): лист J-42-29-a озеро Алло, лист J-42-29-б гора Бодхона, лист J-42-29-в перевал Дукдон, лист J-42-29-г озеро Искандеркуль. Географическая основа. ВТУ ГШ МО СССР 1970

Составление схем, составление и подборка справочной информации В.Г. Ляпин 2008.

3. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, кавказа,Памира Памиро-Алая, Тянь-Шаня. ТССР, Издательство «Прест», г. Москва 2001.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ маршрутов на горные вершины. Издание третье. Издатель И.В. Балабанов, М., 2001.

5. Кодыш В.Э. Отчет о походе 5 к/с по Фанским горам №6399, библиотека МГЦТК, 2006 г.

14. ФОТОАЛЬБОМ

Фото 1. Группа в лагере Артуч в начале маршрута перед выходом на Куликалонскую котловину.

Слева направо: Муталапова Гюзель, Воеводин Алексей, Третьякова Анна, Журенкова Мария, Комаров Павел, Ступаков Александр Алексеевич – руководитель и Новиков Степан.

Фото 2. На взлетной полосе аэропорта города Самрканда. Гюзель, Александр Алексеевич, Паша, Аня и Леша. Сзади наш самолёт.

Фото 3. Таджикистан, г. Педжикент. Наши машины у здания, где администрация базы Артуч оформила нам регистрацию на пребывание на территории Таджикистана.

Фото 4. База Артуч в Фанских горах.

Фото 5. Летняя стоянка пастухов – летовка или кош, рядом с озером Белое в ущелье Чукурак.

Фото 6. Вид на перевал Чукурак (1А) с запада, с вала над озером Белое.

Фото 7. Вид на г. Уреч с перевала Чукурак. Аня

Фото 8. Путь спуска с пер. Чукурак на восток. Гюзль, Александр Алексеевич, Паша, Степан, Аня и Маша.

Фото 9. Леша лезет с нижней страховкой и организацией промежуточных точек по маршруту №4, а Паша его страхует.

Фото 10. Леша лезет с нижней страховкой и организацией промежуточных точек по маршруту №4, а Паша его страхует.

Фото 11. Паша лезет, а Леша его страхует в висе.

Фото 12. Аня на маршруте №6.

Фото 15. Стена Мирали Мария Главного Фанского хребта. По стене проложено 12 альпинистских маршрутов 5-ой категории трудности.

Фото 16. Наш путь подъёма на перевал Джонат 1А с запада.

Фото 45. Тропа, обводящая верхними альпийскими лугами хребет пика Собор.

Фото 51. Ущелье реки Желтой. Выйти на среднюю часть ледника можно по правобережной морене.

Фото 52. Ледник Желтый в средней части открытый пологий, трещины перешагиваются.

Фото 53. Ледовые занятия. Гюзель вылезает из трещины.

Фото 54. Шли посередине ширины ледника, и попали в зону широких трещин с плохими снежными мостами. Левая часть моста только что рухнула.

Фото 55. Путь по ущелью и леднику реки Желтая.

Фото 56. Взлёт перевала Седло Ганзы с севера. Слева сошла лавина, справа вдоль скал летят камни. Жара. Ждём, когда на склон ляжет тень от скал.

Фото 57. Перевал Седло Ганзы. Бергшрунд прошли в самой узкой и низкой части, лидирует Лёша.

Фото 58. Вид из осыпного кулуара на ледник ущелья Желтый.

Фото 59. Седловина перевала Седло Ганзы встречает нас цветами, высота 4464 м.

Фото 60. Нижняя часть западного гребня вершины Большая Ганза.

Фото 61. Путь нашего восхождения на вершину Большая Ганза, 2Б альп, 5306. Паша и Гюзель! Снято из района перевала Кальгаспорный.

Фото 62. Сброс между участками 3 и 4 прошли по мосту.

Фото 63. Руководитель у тура на вершине Большая Ганза, 5306, 2Б.

Фото 64. Мы выше облаков на Большой Ганзе. Только Чимтарга прорезает облака и выше нас. Александр Алексеевич, Паша и Гюзель.

Фото 65. Закат за Чимтаргу 5489 м самую высокую вершину Фанских гор. Лёша на Большой Ганзе 5306 м.

Фото 66. Траверс Восточного Фанского хребта от седловины пер. Седло Ганзы до седловины пер Гусева-Мухина западный. Снято со склонов Большой Ганзы.

Фото 67. Путь спуска с седловины пер. Гусева-Мухина западный на ледник Малая Ганза.

Фото 68. Путь с ледника М Ганза на седловины перевала ВАА.

Фото 69. Вид на Главный Фанский хребет и главную вершину Фанских гор Чимтаргу с седловины перевала ВАА. Леша, Паша и Александр Алексеевич.

Фото 70. Путь спуска с перевала ВАА.

Фото 73. Путь выхода от стоянок на Мутных озёрах на ледник Энергия.

Фото 74. Путь по леднику Энергия к перевалу Чимтарга.

Фото 75. Путь к перевалу Чимтарга в верхней части ледника, по осыпям.

Фото 76. Группа перед восхождением на пик Энергия. Гюзель, Паша, Аня, Александр Алексеевич, Маша и Лёша

Фото 77. Работа связки Гюзель и Паша на фирновом склоне пика Энергия. Паша идёт с нижней страховкой, Гюзель его страхует верёвкой через бур.

Фото 78. Десятый бур завернули в ледовую стенку осыпного кулуара, который выводит на верхнюю точку пика Энергия.

Фото 79. Маша первой взошла на пик Энергия, высота 5120.

Фото 80. Тихий час в стратосфере на пике Энергия, 5120.

Фото 81. Главная вершина Фанских гор Чимтарга с пика Энергия.

Фото 82. Группа у тура перевала Чимтарга – 1Б,4746. Гюзель, Стёпа, Александр Алексеевич, Маша, Паша, Лёша, Аня. Ветренно. Холодно.

Фото 83. Ущелье Правого Зиндона. Со стен Чимтарги струятся водопады

Фото 84. ГорыЧимтарга и Энергия из ущелья Правого Зиндона ранним утром 21.08.2010.

Фото 85. Озеро Большое Алло. Снято при выходе из ущелья Правого Зиндона.

Фото 86. Руководитель у оз. Алло. Вода необыкновенная

Фото 87. Купание и загорание на оз. Алло.

Фото 88. Гюзель ныряет в оз. Алло.

Фото 89. Маша помыла голову.

Фото 90. Тропа со стоянок у озера Большое Алло идёт через завалы.

Фото 91. После завалов и зелёной террасы, тропа спускается в сухой каньон.

Фото 92. Стоянки на озере Малое Алло (Сарыкуль), 2407 м.

Фото 93. Переправа через ручей по камням.

Фото 96. Аул Газза в лощине Кантар. Над аулом вершина 2338. В ауле есть школа, больница, почта.