Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Руководитель: Д.Зеленцов, Москва
Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру в 2007 г. Часть 1
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ И ТУРКЛУБ МГУ им. М.В.ЛОМОНОСОВА
ОТЧЕТ
о походе 6 к.с. на Северо-Восточном Памире (Заалайский хребет), проведенном с 29 июля по 22 августа 2007 года
Руководитель: Зеленцов Д.Ю. e-mail: DZelentsov@gmail.com сайт: http://www.geolink-group.com/tourclub/
Москва 2007
Источник: http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2007dz6/
1. Справочные сведения
Вид туризма: горный
Район: Заалайский хребет (Северо-Восточный Памир)
Категория сложности: шестая
Количество участников: 6
Сроки проведения: 29 июля - 22 августа
Продолжительность: 25 дней
Протяженность: 150 км
Набор высоты: 13300 м
Ходовое время: 150 часов
Нитка маршрута:
Ош - пос. Кара-Суу - река Коман-Суу - пер. Кунгыр (н/к, 3540 м) - река Катта-Бешик - пер. Цурюпы (3А-, 5310 м) - лед. Цурюпы - лед. Кузгун - пер. Конституции (2Б, 5525 м) - лед. Чакманташ - пер. Плечо Пика Инвалидов (3А++, 5500 м, п/п) - восхождение на пик Инвалидов по В гребню (2Б-, 5875 м, рад., п/п) - лед. Кузгун - пер. М.Мещерякова (3Б, 5750 м, п/п) - лед. Горлова - пер. Терриконный (1Б, 4600 м) - лед. Вали -ледопад СВ ветви ледника Вали + седловина пер. Вали Восточный (3Б+, 5800 м, п/п) - восхождение на пик Дзержинского по Ю гребню (6720 м, п/п) + траверс Заалайского хребта до пер. Раздельный (3А+, 6090 м) - восхождение на пик Ленина (3А, 7134 м, рад.) - лед. Ленина - пер. Путешественников (1А, 4130 м) - МАЦ "Ачик-Таш" - пос. Кашка-Суу - Ош.
Пройдено всего перевалов и вершин: 11 (все препятствияпройдены в линейной части маршрута)
ЛП к зачету с учетом "связок": 10, из них: перевалов - 6 вершин - 3 траверсов - 1
Распределение по категорийности:
1А - 1 1Б - 1 2Б - 2 (1 радиально, 1 п/п) 3А - 4 (1 радиально, 2 п/п) 3Б - 2 (2 п/п)
Максимальная высота: 7134 м (пик Ленина)
Максимальная высота ночевки: 6500 м (плечо пика Дзержинского)
2. Список участников
3. Характеристика района путешествия
Конечно, поход на Памире - это мечта любой спортивной туристической группы, реальная проверка её физических кондиций, тактической зрелости и спортивного мастерства, а также возможность приобщиться к настоящим высоким горам. А Северо-Восточный Памир (Заалайский хребет) в настоящий момент является, пожалуй, наиболее легкодоступным и простым в организационном плане районом Памира для проведения спортивных походов.
3.1. Физико-географическая характеристика
Памирское нагорье или собственно Памир, располагается на востоке Памиро-Алайской горной системы, к югу от Алайской долины. На карте Памир имеет характерную форму четырехугольника, несколько скошенного на запад. Северную границу Памира проводят вдоль северного подножья Заалайского хребта (по реке Кызылсу, последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш [4]), южную - по рекам Пяндж и Вахандарья, затем по левому истоку Ташкургана. На востоке к Памиру относится Сарыкольский хребет и Кашгарские горы (В Кашгарских горах поднимаются самые высокие вершины Памирского нагорья - Конгур (7719 м) и Музтагата (7546 м)), на западе границу проводят по долине Пянджа, затем севернее основного изгиба реки. В пределах бывшего СССР на Памире поднимаются три вершины-семитысячники: пик Коммунизма (7495 м), пик Ленина (7134 м), пик Корженевской (7105 м) и много вершин выше 6000 м. [1] Поднимающийся на севере Памира над Алайской долиной гигантской стеной сильно оледенелый гребень Заалайского хребта (высшая точка - пик Ленина - 7134 м находится в центральной части) значительно превышает протягивающийся севернее Алайский хребет и другие хребты Гиссаро-Алайской системы. Этот хребет по средней высоте является высочайшим хребтом входящей в СССР части Памира. Его средняя высота 5500 м. Заалайский хребет тянется с запада на восток, от слияния рек Муксу и Кызылсу до пика Отчайло (5820 м) на границе с Китаем. Северный склон Заалайского хребта заходит на территорию Киргизии, южный - на территорию Таджикистана. В восточной части Заалайского хребта через выемку перевала Кызыларт проложена автомобильная дорога, ведущая внутрь Восточного Памира и далее на запад к Хорогу (тракт Ош-Хорог). Огромная высота и монолитность хребта обусловливают мощное современное оледенение. Вдоль всей осевой части хребта по обоим его склонам тянется полоса фирновых полей, питающих крупные ледники, прерывающаяся лишь в районах перевалов Терсагар и Кызыларт. Эти перевалы делят хребет на три части: западную, центральную и восточную, отличающиеся друг от друга по характеру рельефа и оледенения. Наиболее значительно оледенение центральной части хребта, где от массива пика Ленина во все стороны стекают крупнейшие ледники Заалайского хребта.
Памир имеет сложное геологическое строение. Разнообразные горные породы, от докембрийских до неогеновых собраны в сложные складки и образуют ряд широких дуг, обращенных вершинами на север. Горообразовательные процессы, сопровождающиеся крупными разрывами и надвигами, продолжаются и в настоящее время. Результатом является высокая сейсмичность территории (до 7-9 баллов). Северный Памир - крупный антиклинорий из осадочно-метаморфических и терригенно-вулканогенных пород с герцинскими интрузиями гранитоидов. Заалайский хребет сложен мезокайнозойскими толщами. На его северном склоне и у подножья довольно широко распространены гипс и карст. Не покрытые льдом и снегом хребты необыкновенно многоцветны: представлены все оценки красного, желтого, зеленого, выделяются белые и темные полосы и складки. В климатическом отношении Памиро-Алай не однороден, хотя он весь находится в субтропическом поясе. Климатические контрасты обусловлены громадным размахом высот, вызывающим высокую климатическую зональность, и резкими различиями в распределении влаги, связанными с направлением влагоносных воздушных течений и орографическими барьерами. Северный склон Заалайского хребта, поднимающийся над Алайской долиной, получает больше осадков, чем южный, за счет влажных воздушных масс, проникающих сюда по долине реки Сурхоб-Кызылсу. Максимум осадков весенний, зимне-весенний, весенне-летний. Засуха в горах начинается во второй половине лета [1] "От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина" [4] .
Снеговая линия в горах Памиро-Алая повышается в направлении с запада-северо-запада на восток-юго-восток. Высота фирновой линии на северном склоне Заалайского хребта увеличивается с запада на восток от 4200 до 4500 м, на южном склоне она значительно выше - от 4500 до 5400 м. Оледенение Памира грандиозно, особенно в северной и северо-западной частях. На Памире известно около 7100 ледников, из которых свыше 700 длиной более 2 км, а 10 ледников превышают 20 км. На Заалайском хребте 550 ледников общей площадью 1329,3 км2. Центральный участок Заалайского хребта наиболее высокий и монолитный. Его длина 92 км, средняя высота около 6000 м, высшая точка - пик Ленина. Здесь сосредоточено 60% всей площади оледенения хребта - 334 ледника, площадью 803,7 км2. Характер оледенения определяют крупные дендритовые сложные долинные и котловинные ледники. Ледники северного склона формируются в крутостенных цирках осевой зоны хребта и сползают вниз в зону более пологого рельефа. Это главным образом крупные котловинные и долинные ледники с короткими и широкими языками. Наиболее крупные: ледник Корженевского, ледник Ленина. Как и на северном, на южном склоне, большая часть площади приходится на ледники долин. Наиболее крупные ледники южного склона: Кузгун, Большой Саукдара, Октябрьский и Уйсу. [2]
Оледенение Памиро-Алая находится практически в стационарном состоянии (примерно половина ледников отступает и половина наступает). В ледниковые эпохи плейстоцена оледенение сильнее всего развивалось в районах, которые и сейчас в наибольшей степени покрыты ледниками, т.е. на Северо-Западном Памире и на Заалайском хребте. В Алайской долине вдоль подножия Заалайского хребта были распространены ледники подножия. Здесь и сейчас лежат оставшиеся от них длинные моренные гряды мертвого льда: обширных ледовых участков, оторвавшихся от основного языка - свидетелей отступания ледников они покрыты мощным слоем моренного чехла, так что порой трудно поверить, что в их основании лед (пока не начинаются разломы). Подобные "оторвавшиеся" участки языков ледника мы наблюдали на в долинах рек Кунгыр, Минжар, Кузгун, Чахманташ. С другой стороны, на отдельных ледниках наблюдаются явное наступление, увеличение площади ледника, например, на ледниках Красина и Вали.
Реки Памиро-Алая относятся главным образом к бассейну Амударьи. Из них кроме самой Амударьи, в верхнем течении носящей название Пяндж, самая крупная - Кызыл-Суу - Сурхоб - Вахш. Начинающиеся в высокогорье крупные реки имеют ледниково-снеговое питание. В практическом применении это означает резкие колебания уровня воды в зависимости от времени суток: отсутствующий с утра ручеек к середине дня на глазах может превратиться в ревущий поток. С этим также связаны возникающие проблемы с питьевой водой: в ранние утренние часы воды может совсем не быть, а после освещения склона солнцем, поток начинает идти с грязью и становится самых причудливых цветов: от кофейного до кроваво-красного. Для питья же такая вода совершенно непригодна.
Растительность в целом соответствует высотным ландшафтным зонам. На основной фон высотной зональности растительного покрова накладывается резкое влияние экспозиции склонов и общее значительное увеличение континентальности климата с запада на восток. Пустынная растительность долин переходит на склонах в разреженную полупустынную, нагорно-ксерофитную и горно-степную. В высокогорье развиты горные луга и лугостепи с господством кобрезии, но чаще - разреженная растительность скал и осыпей. [3]
Список литературы
1.Гвоздецкий Н.А., Михайлов Н.И. "Физическая география СССР", М., "Высшая школа", 1987. 2.Долгушин Л.Д., Осипова Г.Б. "Ледники", М., "Мысль", 1989 3.Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. "Горы", М., "Мысль", 1987 4. "Высокогорные перевалы",М., "Прест", 2001 3.2. Транспортные возможности
Обычно летом из Москвы в Бишкек ходят 2 поезда - один неудобный, другой дорогой... :-) Самолеты летают как в Бишкек так и в Ош (Аэрофлот, Киргизстан, Итек-Эйр) - стоимость ~$600 туда-обратно, но бывают и акции по дешевой распродаже, особенно если начать суетиться заранее. Есть также местные авиарейсы Бишкек - Ош (6-8 раз в день, стоимость около $50 - также можно купить заранее из Москвы). При наличии большого количества груза можно ехать из Бишкека в Ош и наземным транспортом, но это довольно долго и неэффективно.
Из Оша с Алайской долиной (вплоть до Дараут-Кургана) есть рейсовое сообщение, везде можно проехать на обычном транспорте. Чтобы заехать в МАЛ или в верховья Коман-Су (по Алайской долине) необходим уже спецтранспорт повышенной проходимости - обычно турфирмы предлагают в аренду "вахтовки" на базе а/м ГАЗ-66 или ЗиЛ-131.
3.3. Политическая и социальная ситуация
В отличие от соседних Таджикистана и Узбекистана, после распада СССР в Киргизии никогда не было крупных вооруженных конфликтов (перманентные "цветочные" революции - не в счёт). Кроме того, из всех среднеазиатских республик, Киргизия всегда оставалась наиболее лояльной России страной.
После отмены обязательной регистрации пребывания в Киргизии сроком до 90 дней для граждан России и необходимости оплачивать пермиты на треккинг и восхождения эта республика стала поистине настоящей Меккой для самодеятельного спортивного туризма. Единственное, что надо помнить, это что район пика Ленина является приграничной областью, поэтому для совершения путешествий там необходимо оформить так называемые пропуска в погранзону. Это легко делается любой турфирмой заранее по вашим паспортным данным и стоит около 10 у.е. - только на всякий случай лучше проверить, чтобы паспортные данные в пропуске были вписаны правильно. :-). Впрочем, в этом походе нигде в Алайской долине каких-то следов пограничного контроля мы не встречали.
Местные жители и милиция в Бишкеке и Оше относятся к российским туристам весьма спокойно - то есть, они конечно не прочь на вас нажиться, но стараются все же делать это законными способами. Прямого милицейского произвола и "разводок", как это было в конце 90-х годов, уже давно нет, хотя все равно лучше не терять бдительности и всегда иметь официальную "крышу" от турфирмы, куда можно сразу же звонить в случае любых конфликтов с официальными властями. Население кишлаков в горах также вполне приветливо и доброжелательно, но в любой момент готово спереть все что плохо лежит - конечно, не по злобе, а, исключительно, в силу действительно большой бедности и традиционного менталитета. Поэтому, если будете проходить через кишлаки - захватите детишкам в подарок конфеты - они будут рады. :-)
3.4. Туристские возможности
Район Северо-Восточного Памира (Заалайский хребет) является отличным полигоном для проведения походов 5-6 к.с.: причем как "учебно-тренировочных" - для ознакомления с особенностью высотных походов вообще и данным районом в частности, так и спортивных, ставящих себе целью максимальные достижения в технике и новизне маршрута. В принципе, по северным отрогам возможно построение маршрутов даже и 3-4 к.с., но вряд ли это будет сильно интересно и целесообразно.
Хотя большинство принципиальных перевалов здесь так или иначе уже пройдено, тем не менее, район остается благодатным местом для как для первопрохождений и исследований новых долин, ледников и перевальных путей, так и для восхождений на безымянные вершины высотой более 5000 м, коих здесь превеликое множество.
Особенность района такова, что на север основной хребет обрывается крутой, практически нерасчлененной стеной, а с юга имеет многочисленные мощные отроги, как раз и представляющие основной интерес для спортивных походов. Причем все южные долины практически безлюдны, а выход с этой стороны хребта в цивилизацию будет довольно протяженным и проблематичным - поэтому такую автономность маршрутов следует учитывать при планировании походов. Кроме того, следует еще иметь в иду, что вообще-то, это уже территория Таджикистана.
Погода летом здесь в целом благоприятна, хотя случаются отдельные периоды непогоды на 2-3 дня причем количество выпавших осадков за это время (до 50 см!) может существенно увеличивать текущую лавинную опасность (в целом, в этом районе не очень высокую). А вот опасность ледовых обвалов с гребней, к сожалению, напротив, очень высока для верхних цирков практически всех ледников.
Район характеризуется обильным оледенением, причем в отличие от многих других горных районов бывшего СССР, ледники здесь не находятся в состоянии регрессии, а, напротив, активно живут и движутся. И хотя не очень понятно, является ли это общим ростом или периодической пульсацией, тем не менее характер пути движения по отдельным ледникам, описанный 15-20 лет назад, сейчас может значительно измениться, и это тоже следует учитывать при подготовке маршрута.
В целом, на наш взгляд, наиболее благоприятные сроки проведения походов в этом районе сейчас приходятся на период с 20 июля по 20 августа - раньше еще довольно много снегу, а позже уже начинается зима. Работа МАЛа под пиком Ленина тоже в основном сворачивается к 20-м числам августа, хотя, в отличие, скажем, от района пика Хан-Тенгри на Иныльчеке, отдельные фирмы продолжают водить клиентов практически аж до середины сентября.
4. График маршрута заявленныйКатегорийности и высоты препятствий приведены по справочным данным. Нумерация перевалов - по хребтовке Вадима Ляпина на соответствующем листе карты. Оценка времени взята из литературных источников.
Итого: 125 (150) км, 7134 м, 6600 м, 13600 м, 159 ч
5. График маршрута пройденныйВысоты приведены по данным GPSа, а категорийность по реальному состоянию препятствий на момент прохождения (для радиальных - пройденной стороны).
Итого: 1А(1), 1Б(1), 2Б(2), 3А(4), 3Б(2), 125 (150) км, 7134 м, 6500 м, 13300 м, 150:00 ч 6. Техническое описание
Основная идея похода была пройти сложный, технически насыщенный спортивный маршрут 6 к.с. по южным отрогам центральной части Заалайского хребта, совершив ряд первопрохождений принципиальных седловин и ледопадов, подняться на пик Дзержинского (6718 м) по новому маршруту с юга и, в финале, пройти траверс Заалайского хребта от пика Дзержинского до пика Ленина (7134 м). Соответственно логически маршрут состоял из акклиматизационного участка (переход на южную сторону Заалайского хребта через перевал Цурюпы и заброска на ледник Кузгун), "разгонного" технического кольца в районе пика Инвалидов (перевалы Конституции и Плечо пика Инвалидов) с восхождением на вершину пика Инвалидов по новому маршруту по СВ гребню и основной линейной части - пересечения южных отрогов Заалайского хребта (перевалы Мещерякова, Терриконный, и Вали Восточный) с выходом на южный гребень пика Дзержинского, подъема по нему на вершину и траверса Заалайского хребта до пика Ленина. Первоначально траверс планировалось продолжить и дальше, до перевала Крыленко, однако выпускающая МКК отклонила этот вариант, посчитав нецелесообразным и небезопасным включать такое длинное и тяжелое препятствие в конце маршрута, поэтому было предложено осуществлять спуск по классическому маршруту через вершину Раздельная.
Пройденный маршрут полностью совпадает с заявленным, расхождения в намеченном и реальном графиках движения по ходу маршрута не превышают 1го дня. В результате, в конце маршрута даже остался неиспользованным один день запаса, который первоначально планировался для продолжения траверса на перевал Крыленко - возможно, мы смогли бы успеть его пройти. Погода в течение всего похода была достаточно благоприятной, реально был только один день полной отсидки (15.08), который совпал с запланированной дневкой и поэтому практически не повлиял на график прохождения маршрута. Благодаря этому, в конце первой технической части маршрута (первого кольца) была возможность делать частые полудневки (5, 7, 8 и 9.08), что позволило успешно завершить акклиматизацию и полноценно отдохнуть и восстановиться перед началом основной линейной части похода. На второй части маршрута были равномерно использованы неизрасходованные дни запаса для "разряжения" наиболее напряженных участков (дни 12 - 17), что позволило избежать особо "ударных" рабочих нагрузок и, в результате, максимальный рабочий день нигде не превышал 10 часов (11.08), при средней продолжительности в 7 часов. Использование полудневок на второй части маршрута было нецелесообразно, так как мы практически все время находились на снегу на высоте большей 5000 м, и это не дало бы полноценного отдыха. В самой же низкой точке маршрута, перед заключительной, наиболее высотной его частью, была запланирована и проведена полная дневка.
Вообще, график движения изначально строился с достаточно равномерным распределением нагрузки (особенно на линейной части), чтобы избежать особо напряженных рабочих дней (по 12 и более часов), так как восстановление организма на больших высотах проходит медленно и не полностью. К счастью, характер препятствий в основном позволял это делать. Выходы не делались особо ранними - от 6.30 в начале маршрута до 8.00 - 8.30 ближе к его окончанию (в среднем в 7.00 - 7.30). Это было связано с тем, что в середине августа световой день начинался уже ощутимо позже, а также тем, что на высоте ранние выходы просто физически невозможны - пока не выйдет солнышко, там настолько плохо и холодно, что собираться быстрее реально не получается :-).
Поскольку данный район относительно давно не посещался туристами, категорийность и характер препятствий у некоторых перевалов изменились. Большинство же препятствий пройдено в данном маршруте впервые, поэтому их предполагаемые категорийности были весьма оценочны. По возможности, все это отражено в отчете, и в пройденном план-графике маршрута указаны реальные категорийности всех препятствий (разумеется, по нашей оценке) на момент их прохождения. Кроме того, на маршруте были произведены измерения координат и высот всех перевалов, вершин и разных других полезных опорных и узловых точек с помощью GPS-приемника (общие результаты см. в таблице 8.2). Уточненные высоты перевалов приведены в пройденном графике маршрута, а также в описаниях каждого перевала.
Отчет представляет собой техническое описание пройденных препятствий, включающее также описание незначительных участков прогонов между ними. Также для каждого препятствия приведена подробная таблица - график движения, включающая абсолютное и относительное время прохождения отдельных участков, и характер преодолеваемого рельефа. Для удобства использования и легкости чтения, отчет структурирован как по пройденным препятствиям, так и по дням пути.
Все веревки у нас - стандартные "полтинники", что следует учитывать в тех местах, где расстояние или время приводится в них. К сожалению, всегда трудно вспомнить, где при провешивании оставался запас, а где всё было впритык - но это неизбежные накладки жанра.
Переходы обычно составляли 20 минут ходового времени для первого участника и 25-30 для последнего.
Понятия "право" и "лево", там, где это не оговорено особо или не ясно из контекста, следует понимать в орографическом смысле. Аббревиатуры: ЛПВ - линия падения воды ЧХВ - чистое ходовое время, п.х.д. - по ходу движения.
Все высоты в тексте приведены по данным спутниковой навигации (GPS) с точностью до 10 м. Время везде приводится местное киргизское - т.е. московское плюс 2 часа.
Знаками ► и ◄ в тексте выделены выводы, комментарии и замечания по прохождению отдельных участков маршрута или всего препятствия в целом. 6.1. ЗАБРОСКА ЧЕРЕЗ ЗААЛАЙСКИЙ ХРЕБЕТ
6.1.1. Подходы по АЛАЙСКОЙ долине
28.07
Накануне мы все завершили свои "школьные" маршруты и с утра стали выбираться в Бишкек. Встречаемся уже в офисе "Достука" и быстро начинаем разбираться с заброской продуктов и снаряжения, оставленной здесь еще при заезде школы. Часть ненужных вещей отправляем обратно в Москву с улетающими ребятами, остальные загружаем в заказанный микроавтобус и едем в аэропорт "Манас", где в 1620 у нас самолет в Ош. Самолет оказывается "допотопным" турбовинтовым Ан-24-2 (хотя в каком-то смысле и это прогресс - в 2003 году мы летели на Ил-18 :-) ), тем не менее, вылетел и приземлился он точно по расписанию и в 1715 мы уже в Оше.
(c) Из дневника Кости Савенкова: "Никогда не летал на винтовых самолётах, поэтому ощущения были необычными и сильными. Этому способствовала жара 35+ в салоне, вибрация и гул от винтов, а также один из этих винтов, вращающийся аккурат возле моего иллюминатора. Некий лючок на двигателе, запертый на суррогат английской булавки из ржавой проволоки, также вносил свой вклад в моё радостное возбуждение от предстоящего полёта."
Несмотря на уже почти вечернее время, здесь оказывается еще жарче, чем в Бишкеке: +28 в тени. Заказанный КамАЗ-вахтовка уже ждёт нас в аэропорту (фото 0.1), но, поскольку нам нужно дождаться еще ребят из группы Саши Зотова (прилетевших из Москвы и, поэтому, долго проходящих международный контроль), мы еще часик блаженно тупим в скверике возле рынка на приаэропортовой площади и только в 1810 трогаемся в путь. По дороге еще конечно ужинаем в "мантовке", поэтому реально из Оша выезжаем около 2030. Ну да оно и к лучшему: в это время уже начинаются сумерки, и становится ощутимо прохладнее, а ездить в раскаленной вахтовке на солнцепеке и по жаре - удовольствие явно ниже среднего. Уже в полной темноте проезжаем первый перевал и в 045 останавливаемся на ночлег возле очередной придорожной "мантовки" под перевалом Талдык.
29.07
С утра быстро завтракаем в "мантовке" и в 730 выезжаем (фото 0.2). Почти сразу начинается "серпантин" подъема на перевал. Даже тех, кто едет здесь уже не в первый раз, эта дорога впечатляет и завораживает: временами сердце так и ёкает, когда посмотришь вниз. Что ни говори, а ехать здесь лучше в светлое время :-) - даже подумать страшно как оно тут ночью... В 850 благополучно поднимаемся на перевал, Здесь уже виден кусочек Заалайского хребта, выглядывающий из-за ближних отрогов (фото 0.3). Путь вниз гораздо более "гуманен", часа через полтора спускаемся в Алайскую долину (фото 0.4), где величественная панорама Заалайского хребта предстает перед нами уже во всей красе (фото 0.5а, фото 0.5б). Хорошо видны пики Ленина, Дзержинского и предстоящий путь нашего траверса между ними (фото 0.6), а также пик Цурюпы и подъёмное ребро на одноименный перевал (фото 0.7) - наше первое препятствие на маршруте. Наша цель на сегодня - всеми правдами и неправдами добраться под основание этого ребра.
В 1050 проезжаем посёлок Кашка-Су, переправляемся по мосту через реку Кызыл-Суу (фото 0.8) и по грунтовой дороге едем к горам, пересекая Алайскую долину в направлении истоков рек Ат-Джылга и Коман-Суу (под языком ледника Коман). Километров через 20 у нижнего кишлака на реке Ат-Джылга (фото 0.9) приличная дорога кончается (высота 3180 м). В принципе, можно было бы проехать еще километров 7 до верхнего коша (или хотя бы 4 до брода), но водитель сказал, что у него машина не "Урал", что он не знает дороги, боится застрять и т.д., и т.п. - короче, здесь выгружаемся, прощаемся с водителем и остаемся одни в окружении гор и местных жителей.
Последнее нам, впрочем, на руку - пока женская половина кишлака рассматривает и ощупывает Ольгу, обсуждая за кого ее лучше всего будет выдать замуж, мужская часть подходит к делу более прагматично и предлагает нам договориться о транспорте, обладающим подходящей проходимостью для местных дорог. Конечно, мы думаем то же самое, поэтому после получаса неспешной торговли, мы сговариваемся, что берем 2ух ослов по 500 сомов и 2ух лошадей по 1000 сомов, которые довезут наш груз до верховьев реки Катта-Бешик, через перевал Кунгыр. Затем следует еще более неспешная процедура отлова требуемых животных и еще более неспешное их навьючивание, пока, наконец, дождавшись самого солнцепека, в 1305 мы стартуем караваном по грунтовой дороге в сторону верхнего коша под перевалом Кунгыр.
Через 1 час 10 минут, пройдя примерно 4 км по автомобильной колее (фото 0.11) и перевалив невысокую гряду холмов (фото 0.10), разделяющую долины рек Ат-Джылга и Коман-Суу, спускаемся к мосту через реку Коман-Суу, расположенному чуть выше места ее слияния с рекой Кунгыр-Суу(фото 0.13). Наш караван переходит его вполне комфортно, но вот проезд по нему на машине выглядит несколько проблематичным. Хотя, возможно, для такой машины как "Урал" этот мост и не особо нужен - рядом просто есть брод. Еще метров через 300 подходим к другому истоку Коман-Суу - реке Кунгыр-Суу. Здесь моста уже нет, поэтому разуваемся и переходим ее вброд, попутно придерживая и подталкивая нашу вьючную скотину. К счастью, воды здесь немого (глубина сантиметров 30) и течение не очень сильное, поэтому никаких проблем это не вызывает.
После брода автомобильная дорога продолжает идти куда-то на северо-запад, взбираясь на очередную гряду холмов, мы же поворачиваем налево и по набитой конной тропе движемся к верхнему кишлаку под перевалом Кунгыр. Еще через час пути (около 3 км), пройдя кош, в 1510 приваливаемся перед началом подъема на перевал. Через 15 минут продолжаем движение караваном по тропе, ведущей на перевал (фото 0.14). В этот момент на одном из ослов рвется сумка с нашей поклажей, поэтому, пока эту неисправность устраняют, группа несколько растягивается и на седловине перевала Кунгыр (н/к, 3540 м) оказываемся только к 1600.
Седловина перевала - это огромное ровное травянистое плато, на котором пасется скот и идет множество тропинок. Основная тропа уходит на юго-восток, мы же пересекаем плато почти на юг, держа направление на основание ребра, ведущего к нашему перевалу (фото 0.12). У дальнего края плато (2 км от начала подъема) в 1625 делаем привал. Здесь погонщики начинают говорить что животные устали, время позднее, идем уже много, ну и вообще... Короче, обычный восточный базар :-). Впрочем, поскольку мы так и предполагали и были к этому готовы, то опять начинаем неспешно торговаться и, в конце концов, сумма в 1000 сомов на всех положительно решает исход дела.
В 1700 выходим с привала и, найдя подходящую тропинку, спускаемся в долину реки Катта-Бешик. Переправляемся через нее по камням (фото 0.15) и продолжаем путь наверх по тропе по левому берегу реки, огибая зеленый холм, которым заканчивается наше ребро. Минут через 30 пути от переправы (2,4 км пути от плато) доходим до родника и встаем лагерем рядом с ним на зеленой лужайке (несколько правда заболоченной). Время - 1750, высота 3640 м. Родник оказывается очень кстати, так как вода в самой Катта-Бешик ярко-красного цвета и на вид для питья совершенно непригодна. Рассчитываемся с погонщиками и остаемся уже окончательно и совершенно одни - теперь целые 3 недели мы будем идти в полном автономе, ближайшие люди встретятся уже только на перевале Раздельный.
Пока все идет по плану - программу на сегодняшний день мы полностью выполнили, а завтра нам предстоит заброска части продуктов и снаряжения как можно выше на ребро пика Цурюпы (фото 1.1). Поскольку перетащить через Заалайский хребет все наше барахло на 25 дней похода за один раз совершенно нереально (высота по карте перевала Цурюпы - 5250 м), то будем пока челночить. Заодно и акклиматизацию хорошую получим - все же высоты, пройденные в предыдущих походах на Киргизском хребте, явно не адекватны здешним масштабам :-(.
(с) Из дневника Кости Савенкова: "Заброска прошла почти без приключений. Всё что было, было в рамках памирских стандартов. Так, погонщики выпили всю нашу воду, по недосмотру притороченную к рюкзакам снаружи. Где-то на второй трети пути они начали говорить, что сильно устали, качать головой и сетовать, что, дескать, они-то подумали, что дальше мы не хотим ехать. Пришлось раскошелиться. Уже на подъезде к месту нашего будущего базового лагеря мальчик, помогавший одному из погонщиков управляться с лошадью, ловко расстегнул среднее отделение моего рюкзака, вытащил оттуда штурмовую куртку, и быстро спрятал под придорожный камень. К счастью, Катя заметила этот маневр, и куртка была спасена."
|
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|