Руководитель: Д.Зеленцов, Москва

ФОТОАЛЬБОМ. ЧАСТЬ 1

ФОТОАЛЬБОМ. ЧАСТЬ 2

Продолжение. Предыдущая часть ЗДЕСЬ

© Из дневника Кости Савенкова: "Утром на юго-западе обнадёживающе заалели пики Центрального Памира. Погода шепчет - ясно и стоит собачий холод. Стоит на минуту остановиться, и ноги в утеплённых пластиковых ботинках начинают подмерзать. А ведь здесь - едва 5300. Что же будет выше?"

Сегодня выходим относительно рано - в 0720, чтобы успеть пройти плато и выйти в верхний цирк ледника ещё, до того, как солнце придёт на гребень пика Дзержинского. Идём в связках по центру ледника. Погода сегодня хорошая (фото 6.27), поэтому холодно и снег за ночь смёрзся - плотный фирн хорошо держит и идти пока легко. За 2 перехода (20 + 25 минут) выходим в верхний цирк ледника к перевальному взлету (фото 6.26). Здесь снег становится уже более рыхлым - весь верхний цирк завален обломками льда и лавинными выносами с окружающих стен. Сам перевальный взлёт выглядит тоже немногим лучше (фото 6.26), поэтому по возможности подниматься надо быстро - солнце уже осветило гребень пика Дзержинского и внизу на наш путь и на место бывшего лагеря пошли ледовые обвалы (фото 6.28). Мы же пока еще идём в тени. За 40 минут, тропя "каруселью" поднимаемся на первую ступень взлета и подходим к бергшрунду.

К счастью, здесь с левых по ходу скал снег уже сошёл, удачно засыпав бергшрунд, поэтому пересекаем его по мосту (лавинный вынос, перила) и начинаем подъем на седловину перевала прямо вверх по ЛПВ, пробивая колею в глубоком рыхлом снегу (местами - по бедро :-( ). Тропить тяжело - уже сказывается высота, поэтому часто меняемся, но все равно продвигаемся довольно медленно. В верхней части взлета крутизна увеличивается до 45o+, и мы провешиваем две веревки перил. Ближе к перегибу склон снова становится положе, поэтому опять переходим на связки (фото 6.29) и к 1155 (2 часа 40 минут работы от бергшрунда) выходим на гребень южного отрога пика Дзержинского - седловину перевала Вали Восточный (фото 6.29, 6.31).

Высота 5800 м - это практически высота пика Инвалидов, максимально бывшая у нас в походе до этого. С перевала открываются великолепные виды и на Центральный Памир (фото 6.31), и на южный гребень пика Дзержинского (фото 6.30, 6.33) и на Пик Ленина (фото 6.32). В северной части седловины есть выходы скал с мульдой (фото 6.33), в которой можно комфортно укрыться от ветра, однако тура не находим, поэтому складываем свой и оставляем записку.

Характер пути

Движение по верхнему плато северо-восточнойветви ледника Вали. Подъем в верхний цирк.

07.20 - 08.15

45 минут

39o19'42.9"с.ш.

72o47'28.3" в.д.

h = 5375 м

Пологий ровный закрытый ледник с большими разломами. Мосты. Связки. ~1200 м

Подъем на первую ступень перевального взлета под большой бергшрунд.

08.25 - 09.05

40 минут

39o19'52.9"с.ш.

72o47'41.1" в.д.

h = 5525 м

Снежный склон протяженностью около 430 м и средней крутизной 20o. Связки.

Подъем на седловину перевала Вали Восточный (2ая ступень перевального взлета).

09.15 - 11.55

2 часа 40 минут

39o20'00.3"с.ш.

72o47'49.4" в.д.

h = 5800 м

Бергшрунд (снежный мост, перила), затем снежный склон (~300 м, ср. крутизна 42o, местами > 45o). Глубина снега 0,5 - 0,7 м. Связки, перила (~100 м).

Всего (18.08.2007):

07.20 - 11.55

4 часа 05 минут

dh = + 520 м

Всего по перевалу

16.08 - 18.08

17 часов 30 минут

dh = + 1560 м

Ледопад западной стороны перевала Вали Восточный является одним из наиболее сложных и опасных препятствий в данном районе и соответствует "твёрдой" 3Б категории трудности. Тем не менее, в случае сильной группы и благоприятных погодных условий он всё-таки может быть пройден относительно быстро и безопасно. На самом деле, наибольшую опасность при прохождении перевала представляет даже не столько сам ледопад (где как-то еще можно выбирать условно безопасный и комфортный путь), сколько верхний цирк северо-восточной ветви ледника Вали, который постоянно пробивается насквозь лавинами и ледовыми обвалами с окружающих склонов. Просто страшно представить, что там твориться после непогоды с обильным снегопадом!

От языка ледника Вали до седловины перевала мы поднимались 2,5 дня: полдня подходов, 1 день целиком по ледопаду и еще день на верхнее плато + перевальный взлет. Возможно, более оптимальный график получится, если заранее подойди как можно ближе к нижней ступени ледопада (примерно там где мы обедали в 1 день), затем за день пройти весь ледопад и ночевать в его центре посреди больших трещин на перегибе ледника (примерно там, где мы обедали во второй день) а на следующий день рано-рано с утра проскочить всё верхнее плато (~2 часа ЧХВ) и подняться на седловину.

Хотя перевал и имеет принципиальное значение (пока это единственный известный путь с верховьев ледника Вали на ледник Дзержинского), тем не менее, целесообразность его сквозного прохождения (т.е. восточная + западная стороны) остается под большим вопросом. Сложность такого маршрута будет 3Б*++, а трудоемкость и опасность существенно выше, чем возможные варианты обхода одной из сторон: либо через перевал Обходной и дальше через перевал Вали Западный на ледник Красина, как первопроходцы или траверсом через вершину пика Дзержинского на перевал Раздельный, как это сделали мы.

В любом случае такой маршрут является "штучным", и мы вряд ли можем дать какие-то рекомендации и советы к его прохождению кому бы то ни было.

6.4. ТРАВЕРС ВЕРШИН ДЗЕРЖИНСКОГО - ЛЕНИНА

6.4.1. Пик ДЗЕРЖИНСКОГО (по южному гребню)

Юноше,
   обдумывающему
      житье,
решающему-
   сделать бы жизнь с кого,
     скажу

Высота: 6720 м

Характер: снежно-ледовый

Маршрут: по южному гребню

Расположенв центральной части Заалайского хребта между пиками Ленина (7134 м) и Красина (6000 м). С его склонов стекают ледники Дзержинского (на юго-восток), Вали (на юго-запад), Красина (на запад) и Коман (на север). Известно два "классических" маршрута на пик Дзержинского: первых восходителей (4Б, Е.Белецкий, И.Фёдоров, 1936) по восточному гребню и юго-восточному склону с верхнего плато ледника Дзержинского* и маршрут по "С ребру" (реально, как раз по северному гребню) с перевала Дзержинского (5А, И.Степанов, 1979, пройденный при траверсе вершин Дзержинского-Ленина). Последний маршрут неоднократно использовался горными туристами в спортивных походах в этом районе для восхождения на пик Дзержинского (первый - Н.Степанов, 1980 [4]), одно из последних описаний с фотографиями см., например, в нашем отчете о походе 2003 года [5].

* К сожалениию, в "Классификаторе маршрутов на горные вершины" (издание 4ое, ФАР, Москва, 2008) этот маршрут ошибочно указан как по "северному гребню" (см. с. 101), хотя в описании восхождения самим Евгением Белецким (см., например, здесь http://www.skitalets.ru/books/pik_lenina/15) явно указывается на восточный гребень и склоны (ну, или если уж быть совсем точными, то на северо-восточный гребень и восточные склоны пика Дзержинского - см. топокарту).

Координаты: 39o20'47.1" с.ш., 72o47'12.9" в.д.

Восхождение: 18-19 августа 2007 года с перевала Вали Восточный по южному гребню. Первопрохождение нового маршрута. Тура и записки на вершине не обнаружено (снежный надув), делать свой также не стали.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледобуры.

В 2003 году, в походе по Северо-Восточному Памиру, мы уже планировали пройти траверс Заалайского хребта от пика Дзержинского до перевала Раздельный и далее с восхождением на пик Ленина. Однако, в тот раз из-за неблагоприятных погодных условий и проблем со здоровьем нам не удалось его осуществить и мы совершили только радиальное восхождение на пик Дзержинского по северному гребню с перевала Дзержинского (маршрут Степанова, 2Б к.т. по туристской классификации) [5].

На этот раз, в нашем маршруте был опять запланирован подобный траверс :-) , но теперь подъём на пик Дзержинского планировалось осуществить по новому пути с юга, с седловины перевала Вали Восточный, по никем еще не пройденному южному гребню.

Поскольку непосредственно сразу за седловиной перевала Вали Восточной в южном гребне пика Дзержинского находится скальный жандарм (фото 6.33), лезть на который "в лоб" явно нет никакого смысла, решаем попытаться обойти его справа по ходу, по восточным склонам пика Дзержинского. Пообедав на перевале, начинаем разведку пути, выпустив вначале одну связку налегке (фото 7.01). Она траверсирует крутой лавиноопасный снежный склон (до 40o), затем, немного приспустившись вниз, пересекает неприятный лоток-кулуар под скалами гребня (повсюду - трещины и обломки льда с ледовых отколов, висящих непосредственно над ним, рядом со скалами) и, наконец, выходит на противоположный борт желоба. Здесь уже безопасно - это просто широкий снежный склон (30-35o), над которым ничего не висит, и основную трудность представляет глубокая - выше колена - тропежка (фото 7.02): сейчас уже вторая половина дня хорошей погоды, и склон восточной экспозиции основательно раскис даже на такой высоте.

Возвращаем разведку и потихоньку, по одной связке с наблюдателем, все перебираемся на противоположный борт кулуара и протрапливаем путь к пологой мульде под большим ледовым отколом на склоне, где и ставим лагерь (фото 7.03). Время 1550, расстояние от седловины перевала около 300 м и набор высоты 150 м. Пока четверо вытаптывают площадки и ставят палатки, одна связка уходит вверх на обработку дальнейшего маршрута для выхода на южный гребень пика Дзержинского. Прямо над лагерем вздымается ледово-фирновая стенка (фото 7.05), пролезть которую, конечно, можно, но на такой высоте это как-то не вдохновляюще... Поэтому обходим ее справа, где две трети пути можно пройти ногами по более пологим и коротким полкам и лобикам (40-45o) и только в самой верхней части приходится всё-таки пролезть около 15 м до 60o. Провешиваем 2 веревки перил на завтра и довольные возвращаемся в лагерь, любуясь великолепными видами на окрестности :-) (фото 7.04, 7.06).

Итак - сегодня первая ночевка на высоте почти 6000 м.

Характер пути

Траверс восточных склонов пика Дзержинского от седловины перевала Вали Восточный к мульде под разломом

14.00 - 15.50

39o20'09.2"с.ш.

72o47'52.8" в.д.

h = 5950 м

Снежный склон до 40o, затем широкий кулуар с трещинами и обломками льда (обвалы сверху!!!), затем опять склон 30-35o.

Всего (18.08.2007):

14.00 - 15.50

dh = + 150 м

Как ни странно, эта ночь показалась еще не очень холодной :-) , поэтому собираемся относительно быстро и в 820 уже выходим. По провешенным с вечера двум верёвкам перил преодолеваем крутой ледовый участок (фото 7.07) и оказываемся на гребне в большой мульде, заваленной снегом (фото 7.08). Отсюда открывается замечательный вид на маршрут восхождения на пик Ленина от вершины Раздельная (фото 7.09), но чтобы попасть туда нам еще предстоит подняться по гребню пика Дзержинского и пройти траверс хребта, а это - ещё ой как много!.. Барахтаясь почти по пояс в снегу, пересекаем мульду к основанию снежно-ледового ребра южного гребня пика Дзержинского (100 м, 25 минут!) и начинаем подъем по нему. Крутизна ребра возрастает от 30o в нижней части до 45o в районе бергшрунда (фото 7.08), где на небольшом участке (50-70 м) даже открывается лёд. Это - второй ключевой участок маршрута, расположенный на высоте около 6300 м, как нам и казалось снизу, при просматривании его с ледника Вали. Провешиваем полторы веревки перил по льду и через бергшрунд дальше склон опять довольно быстро покрывается снегом и выполаживается до 25o, поэтому идём по нему просто ногами, тропя "каруселью" глубокую траншею в рыхлом и сыпучем снегу.

© Из дневника Кости Савенкова: "На другом краю мульды начиналось нужное нам ребро пика Дзержинского. Барахтаясь в снегу, прорыли траншею до начала ребра и начали подъём. Крутизна склона не позволяет использовать снегоступы. Глубина снега постепенно уменьшается, но тропёжка с рюкзаками на такой высоте всё равно отнимает много сил. Ступени начинают держать к третьему-четвёртому идущему, нас всего шестеро.

Примерно за час, тропя "каруселью", дошли до бергшрунда, пересекающего ребро. 60 метров перил - выше берга лёд. Постепенно снега снова становится больше. Продолжается карусель. Час, другой, третий... Четвёртый."

На самом деле, весь подъём по снежно-ледовой нижней части южного ребра пика Дзержинского от места выхода на гребень (после мульды) до резко выполаживающегося (и становящегося частично осыпным) плеча на высоте около 6470 м занял у нас 5 часов общего ходового времени - с 1000 до 1500 часов. При этом, поскольку мы практически постоянно тропили, то общих привалов на этом участке маршрута не делали, а отдыхали индивидуально, при смене лидера. Кроме того, выше бергшрунда (от ~6300 м) мы вышли на открытую часть гребня, и начался сильный западный ветер, дальше не стихавший ни на мгновение весь день. Стоило чуть приостановиться, как он выхолаживал и продувал всё насквозь, поэтому единственным спасением в этой ситуации было всё время двигаться: пусть медленно, плавно, тяжело дыша, но постоянно и непрерывно. Что мы, собственно, и делали. Длина пути по нижней части гребня 720 м, набор высоты 360 м, а средняя крутизна 26,5o.

В1500 выходим на выполаживание ребра (фото 7.10). Отсюда уже хорошо видны пологие купола вершины и предвершины и обширное плато между ними (фото 7.11). Дальше вверх гребень становится несколько круче, уходя к западной предвершине пика Дзержинского, а на нашем уровне пологая (15-20o) полка идёт на север, в направлении северо-восточного ребра пика, которое находится в Заалайском хребте. Видимо, это та самая полка, по которой поднимался Е.Белецкий (см. [6]).

Здесь оставляем рюкзаки и налегке делаем разведку восточных склонов пика Дзержинского, пройдя траверсом по полке минут 15. Находим (точнее, видим вдали :-) ) условно удобное место для ночёвки в мульде, до которой идти ещё ~20 минут по пологим (15-20o) снежным полям восточного склона. Решаем, оставив рюкзаки на плече (6470 м), сходить сейчас радиально на вершину, а затем продолжить траверс по полке.

В 1525 начинаем восхождение на вершину пика Дзержинского. По снежно-осыпному гребню поднимаемся на западную предвершину (высота ~6670 м, 440 м от рюкзаков), и от неё идём на запад по пологому осыпному плато в направлении характерного снежно-ледового купола вершины еще около 370 м. По дороге просматриваем верхнюю часть пути по северо-восточному гребню прямо от предвершины: в принципе, там тоже всё проходимо, но на самом гребне имеются большие трещины и отколы (см. фото 7.19, 7.20), которые всё равно придется обходить с правой или с левой стороны (т.е. по восточным или северным склонам). К 1600-1620 все поднимаемся на высшую точку (6720 м по GPS, фото 7.12). Это большой снежный надув, видимо на осыпном основании купола. Но никаких выходов скал (или иных предметов) поблизости не видно - если что здесь когда и было, то всё это уже давно и основательно засыпано снегом. Поскольку время уже позднее, а погода начинает как-то подозрительно хмуриться, быстро поздравляем друг друга с вершиной, осматриваемся и начинаем спускаться вниз (фото 7.13).

К 1710 спускаемся к рюкзакам, минут 10 отдыхаем и по разведанному пути начинаем траверсировать восточные склоны пика Дзержинского к его северо-восточному гребню. Полка идет практически не меняя высоты, и метров через 400 подходим к зоне больших разломов, за которой, почти на самом гребне, находится присмотренная нами мульда (фото 7.14). Конечно, особо удобным и приветливым это место не назовешь, но всё же здесь относительно ровно, почти не дует и ничего не валится а от возможных лавин со склонов пика Дзержинского это место защищено сетью широких продольных разломов*. Поэтому, учитывая наше текущее состояние (несколько удолбавшиеся за день тяжелой тропежки на пронизывающем ветру и высотах более 6000 м) и окружающую обстановку (время 1800, высота 6500 м, погода "шепчет"), решаем, что лучшего места все равно не найти, провешиваем веревку перил по снежным мостам через крупные трещины и, пройдя еще метров 100, ставим лагерь прямо под ледовыми отколами.

А это уже первая (и, к счастью, единственная!) ночевка на высоте 6500 м. :-)

* Надо заметить, что следов лавин по склону не наблюдается нигде - поэтому, скорее всего, здесь их обычно и не бывает

Характер пути

Подъем по перилам в мульду на гребне через нижнюю ступень ледовых сбросов.

08.20 - 09.00

40 минут

39o20'11.3"с.ш.

72o47'51.7" в.д.

h = 5990 м

Ледовые сбросы средней крутизной 45o. Верхняя часть - 15 м до 60o. Перила (2 х 50 м).

Пересечение мульды к началу крутой части ребра южного гребня пика Дзержинского.

09.25 - 09.50

39o20'11.1"с.ш.

72o47'47.6" в.д.

h = 6060 м

Плоская пологая мульда заполненная глубоким (до 1 м) рыхлым снегом. Траншея.

Подъем по нижней снежно-ледовой части гребня до выполаживания (плеча 6470 м)

10.00 - 15.00

5 часов 00 минут

39o20'33.0"с.ш.

72o47'34.5" в.д.

h = 6470 м

Снежно-ледовый гребень 30-45o (~250 м) - бергшрунд (60 м перил) далее еще ~500 м 25-30o по снегу. Глубокая тропежка "каруселью".

Разведка полки в направлении северо-западного гребня

15.00 - 15.25

25 минут

Пологая 15-20o снежно-ледовая полка. Трещины - связки!

Радиальное восхождение на вершину пика Дзержинского с плеча 6470 м.

15.25 - 16.20

55 минут

39o20'47.1"с.ш.

72o47'12.9" в.д.

h = 6720 м

Пологий и широкий снежно осыпной гребень. Затем широкое плато и вершинный купол.

Спуск с вершины к рюкзакам на плече 6470 м.

16.20 - 17.10

50 минут

39o20'33.0"с.ш.

72o47'34.5" в.д.

h = 6470 м

По пути подъема

Траверс восточных склонов пика Дзержинского к его северо-западному гребню.

17.20 - 18.20

39o20'48.9"с.ш.

72o47'37.7" в.д.

h = 6510 м

Пологая 15-20o снежно-ледовая полка. Затем крупные разломы со снежными мостами. Перила.

Всего (19.08.2007):

08.20 - 18.20

9 часов 15 минут

dh = + 800 м

Всего от перевала Вост.Вали

18.08 - 19.08

11 часов 05 минут

dh = + 950 м

Пройден новый маршрут на одну из высочайших вершин Заалайского хребта - пик Дзержинского (6720 м) по южному гребню с перевала Вали Восточный. Маршрут логичный, красивый, безопасный, очень зрелищный и, на наш взгляд, на данный момент является наиболее технически сложным и физически тяжелым маршрутом из всех, пройденных на эту вершину. В целом, с учётом высоты, удаленности и трудоёмкости маршрут можно классифицировать как 3А+ к.т., что хорошо качественно согласуется с классификацией других подобных маршрутов в данном районе (ср. пик Дзержинского по северному ребру - 2Б, пик Ленина по западному гребню - 3А).

При предварительной обработке участка выхода на гребень (как это сделали мы), а лучше даже и второго ключевого участка до бергшрунда, маршрут, видимо, может быть пройден радиально с перевала В.Вали и обратно налегке за один ходовой день - однако целесообразность такого восхождения весьма сомнительна. Лучше использовать этот маршрут для траверса с седловины перевала Вали Восточный через пик Дзержинского на перевалы в главном Заалайском хребте (Раздельный, Коман, Дзержинского), так как, несмотря на всю свою трудоемкость, этот путь будет значительно проще и безопаснее непосредственного спуска с перевала В.Вали на любую из его сторон.

6.4.2. Траверс ЗААЛАЙСКОГО хребта от пика ДЗЕРЖИНСКОГО до перевала РАЗДЕЛЬНЫЙ

Категория трудности: 2Б - 2Б+

Характер: сн-лд

Ориентация: юго-запад - северо-восток

Расположенв основном гребне Заалайского хребта, отходящем от пика Дзержинского на северо-восток и идущем к вершине Раздельная (~6100 м).

Прохождение: 20 августа 2007 года, от ночевки в мульде на северо-восточном гребне пика Дзержинского (на высоте ~6500 м) до седловины перевала Раздельный.

Эта ночь оказалась значительно холоднее предыдущей, а может быть так сказывалась высота, но утренние сборы вышли на редкость неторопливыми :-) . Несмотря на стандартный подъем в 0600, вышли только в 0855. Было очень интересно почувствовать себя в шкуре насекомого или рептилии - как оказалось, пока солнце не вышло и хоть как-то нас не согрело, делать что-то осмысленное не было никакой возможности. Хорошо хоть, что это был склон восточной экспозиции, поэтому солнце пришло туда довольно рано, да и день выдался ясный :-) .

Прямо от лагеря в связках начинаем спуск вниз, практически по ЛПВ (фото 7.15). Снег здесь тоже очень глубокий - практически всегда выше колена, а то и по пояс, но вниз это не так мешает, даже скорее наоборот... Первый своим весом продавливает траншею вниз, а остальные уже весело барахтаются в ней. Пройдя таким образом за 50 минут около 450 метров, и перепрыгнув в конце через основательный бергшрунд (см. фото 7.16), выходим на относительно пологую неширокую полочку, опоясывающую почти весь склон и выводящую на гребень Заалайского хребта (фото 7.17, 7.18).

Отходим к её дальнему от склона краю и, уже не боясь подрезать склон, поворачиваем налево и с небольшим набором высоты идём к гребню. Здесь глубина снега сказывается уже более существенно, а крутизна склона пока не даёт возможность надеть снегоступы, поэтому следующий участок в 360 метров идём уже целый час, пока, наконец, не выходим на широкий и ровный в этом месте гребень Заалайского хребта. Тут уже можно спокойно сесть и надеть снегоступы. А заодно и осмотреться - виды здесь, что ни говори, впечатляют (фото 7.19, 7.20, 7.21, 7.22)!

Следующие два перехода по 30 минут спокойно идем по гребню, и, пройдя за это время около 1300 м, подходим к месту, где гребень перед вершиной Раздельная обрывается довольно крутым и широким "провалом" к верхнему плато ледника Дзержинского (см. фото 7.22, 7.23). Проведя короткую и быструю разведку, ещё раз убеждаемся, что смысла штурмовать это препятствие "в лоб" нет никакого поэтому поворачиваем направо п.х.д. и по снежно-фирновому склону с большими, но основательно засыпанными разломами за 1 час 10 минут спускаемся на верхнее плато ледника Дзержинского (фото 7.23, 7.24). Протяженность это участка 580 м, крутизна участка спуска 30-35o. Ещё полчаса идём по плато забирая немного вправо-вверх (и оставляя небольшой ледопадик слева п.х.д) и в 1410 останавливаемся на обед в самом центре верхнего цирка ледника Дзержинского - прямо под перевалом Раздельный (фото 7.25). Отсюда становится видным практически весь путь нашего траверса - см. фото 7.23 - впечатляет! Особенно круто смотрится участок сегодняшнего утреннего спуска от лагеря (фото 7.24): если не знать, что мы там прошли ногами, то можно подумать, что это - стена.

После обеда, в 1630 начинаем подъём на перевал. За три ходки по 25 минут подходим к бергшрунду, подрезающему перевальный взлёт (см. фото 7.25) - это примерно 1 км от места обеда. К счастью, местами он так основательно забит снегом, что никакой технической работы не требуется. Поэтому снимаем снегоступы и по снежному склону крутизной до 25o выходим на перевальную седловину, левее по ходу её нижней точки. Пройдя еще метров 70 вправо по гребню, в 1845 становимся лагерем в первом же удобном месте, рядом с чьими-то полузасыпанными снегом палатками.

Итак, сложный и тяжелый автономный маршрут закончен - мы успешно прошли всё, что планировали и вышли к людям: хотя сейчас на седловине почти никого нет, но вот битая торная тропа, по которой за полдня можно запросто спуститься в лагерь 4400 м, где есть уже практически все блага цивилизации... Да, маршрут закончен, но остается последний финальный рывок, долгожданный бонус, "изюминка" всего мероприятия - восхождение на пик Ленина. Для всех из нас это первый семитысячник, и хотя ни у кого ещё нет опыта восхождений на такую высоту, но какой-то внутренний голос говорит, что после пройденного траверса всё уже будет хорошо, и завтра мы все взойдем на вершину, несмотря ни на какую погоду и прочие возможные обстоятельства. :-) Поэтому, быстро поставив лагерь и поужинав, спокойно засыпаем - завтра ранний выход!

© Из дневника Кости Савенкова: "Отдохнув, взялись за последний участок "безлюдной" части нашего похода. Обогнув отроги Раздельной, по пологому ледничку подошли под южный склон перевала Раздельный. Подъём на перевал отнял больше сил, чем мы ожидали: пришлось снять снегоступы и выходить на седловину по непрочному насту. Вытаскивание ноги, провалившейся ниже колена в снег на такой высоте изматывает ещё как.

Однако вылезли в конце-концов, в районе семи вечера. Море радости, обустройство лагеря, не до фотоаппарата. С вечера собрали вещи для восхождения на пик Ленина, все мысли - о погоде. Пустит ли? Проходящий мимо местный инструктор рассказывает, что погода в этом году плохая, из-за этого они сворачиваются раньше - клиенты при таком ветре плохо доходят до пика."

Характер пути

Спуск по восточному склону пика Дзержинского.

08.55 - 09.45

50 минут

39o20'52.9"с.ш.

72o47'55.7" в.д.

h = 6195 м

Снежный склон крутизной 35o протяженностью 450 м. Глубокий снег, местами трещины.

Выход на гребень Заалайского хребта.

10.00 - 11.00

39o21'04.7"с.ш.

72o47'57.5" в.д.

h = 6180 м

Наклонная относительно пологая полка с глубоким снегом. Трещины, связки, траншея.

Путь по гребню Заалайского хребта до "провала" перед вершиной Раздельная.

11.15 - 12.20

55 минут

39o21'26.4"с.ш.

72o48'45.3" в.д.

h = 6040 м

Пологий и широкий снежно-фирновый гребень ~1300 м. Связки, снегоступы.

Спуск на верхнее плато ледника Дзержинского.

12.30 - 13.40

1 час 10 минут

39o21'17.6"с.ш.

72o49'06.9" в.д.

h = 5795 м

Снежно-фирновый склон с забитыми крупными разломами. крутизной 30-35o. Связки.

Подъём на перевал Раздельный.

13.45 - 18.45

2 часа 10 минут

39o21'34.7"с.ш.

72o50'17.5" в.д.

h = 6100 м

Пологий закрытый ледник. Связки, снегоступы. Взлёт: ~150 м, крутизной до 25o.

Всего (20.08.2007):

08.55 - 18.45

6 часов 05 минут

dh = + 340 м

Всего от перевала Вост.Вали

18.08 - 20.08

17 часов 10 минут

dh = + 1290 м

Этот участок траверса гребня главного Заалайского хребта в автономном туристском походе, наверное, пройден впервые (по крайней мере, сообщения о таких предыдущих случаях документально не подтверждены). При спуске с вершины пика Дзержинского и при дальнейшем пути по гребню, мы, скорее всего, полностью повторили маршрут первопроходцев - поскольку (ну, скажем, с точностью до десятка метров вправо-влево) это наиболее логичный (а точнее - единственно логичный!) маршрут на этом пути.

Технически (а при спуске - и физически :-) ) маршрут несложен, но требует четкой тактической проработки оптимального пути движения, не очень очевидного сверху. При движении в обратную сторону, подъём, разумеется, будет физически значительно тяжелее, но зато весь путь хорошо виден заранее. Основную опасность может представлять сход снежных лавин со склонов пика Дзержинского, хотя, если не подрезать этот склон самим, то следов самопроизвольного схода лавин на этом участке мы не заметили, даже при самом пристальном всматривании.

Маршрут может быть рекомендован для прохождения сильной группе, совершающей поход 6 к.с. в этом районе.

6.4.3. Пик ЛЕНИНА (по юго-западному гребню)

Ты спросишь меня почему иногда я молчу,
Почему не смеюсь и не улыбаюсь?
Или же наоборот я мрачно шучу
И так же мрачно и ужасно кривляюсь...

Просто я живу на улице Ленина -
И меня зарубает время от вре-ме-ни!

(Ф.Чистяков, группа "Ноль")

Категория трудности: 3А--

Высота: 7134 м

Характер: снежно-ледовый

Маршрут: по юго-западному гребню с перевала Раздельный

Расположенв центральной части Заалайского хребта в верховьях одноименного ледника

Координаты: 39o20'48.9" с.ш., 72o52'47.4" в.д. (высота по данным GPS - 7115 м).

Восхождение: 21 августа 2007 года с перевала Раздельный по юго-западному гребню (классика).

Необходимое снаряжение: ледорубы или лыжные палки, кошки.

Восхождение на пик Ленина, несомненно, является "изюминкой" любого похода в этом районе, и наш маршрут, разумеется, не являлся исключением. Пик Ленина это, пожалуй, наиболее "освоенный" семитысячник бывшего Советского Союза, на его вершину проложено множество маршрутов, включая прыжки на парашюте с неба. Все эти маршруты и история освоения района неоднократно описаны в специальной и популярной литературе, поэтому здесь мы не будем на этом останавливаться, и дадим лишь краткий график нашего подъёма на вершину и художественное описание. Собственно, наш маршрут как автономный туристский поход закончился ещё накануне на перевале Раздельный, а дальше осталась уже "плановая альпиниада" по "злачным местам". :-)

© Из дневника Кости Савенкова: "Ночью на высоте холодно, собираемся выходить в семь. Я, как дежурный, встаю раньше. Небо в звездах, это отлично. Но порывы ветра временами просто страшнейшие. Долго раскладываю карманное питание - ветром его постоянно перемешивает. По ходу дела достраиваю стенку. Завтракаем по палаткам.

То и дело вспоминаю о забытых мелочах, но в конце-концов собираюсь. Набираю кучу еды - карманное питание, шоколадка, сухой паек. Рассчитываю на долгую и упорную борьбу с высотой. После некоторых колебаний беру с собой свою зеркалку. Плюс полтора килограмма, но без неё как-то грустно.

Выхожу в 7:10. Подъём по тропе, протоптанной в мелкой осыпи. На тропе сохранился несдутый снег, она виляет по тёмной, почти чёрной осыпи красивым серпантином (фото 8.1). Стараюсь идти по 20 минут, затем пару минут стою, отдыхаю. Высота чувствуется только по нагрузке на организм - если иду слишком быстро, кончаются силы и начинает темнеть в глазах. Примерно на 6200 - площадка с палаткой, где полным ходом идут сборы. Там же обгоняю группу японских, что ли, туристов-альпинистов .Кое-где на тропе встречаются вешки-флажки (фото 8.2). Отсюда виден весь наш путь от перевала Вали через пик Дзержинского до перевала Раздельный (фото 8.3).

В 8:10 выхожу на обширное осыпное плато на 6400 (фото 8.4). Пятиминутный отдых. В южной части плато - довольно большой лагерь, много палаток. Пересекаю плато (фото 8.5). Рядом с тропой валяется большой кислородный баллон. Интересно, кто додумался идти сюда с кислородом? Начинается подъём на снежно-ледовый "нож" - довольно крутой гребень, ведущий на следующее плато 6800 м. Подхожу под крутую часть "ножа", ещё пять минут стою, отдыхаю. 9:10, высота 6700.

Продолжаю подъём, обгоняю двух альпинистов. Тропа становится снежной. Длинный виток серпантина срезаю через снежную стенку на передних зубьях. Чувствую себя великолепно, верхнюю часть стенки бегу. Выхожу на плато, резко темнеет в глазах, останавливаюсь и отдыхаю. Всё же на такой высоте бегать не стоит. Особенно по стенкам. 6800 м. Пару минут прихожу в себя, иду дальше по тропе. Теперь вокруг не тёмная осыпь, а нечто, похожее на мраморную крошку. Симпатично. Напоминает о Хан-Тенгри (фото 8.6).

Спускаюсь в "чашку" посередине плато (фото 8.7), затем поднимаюсь на холмистое предвершинное плато. Длинный виток тропы срезаю по заснеженной осыпи. Выхожу на плато. 10:25, высота 6950. Ещё пять минут отдыха. Далеко внизу - ледник Ленина больше угадывается, чем видится базовый лагерь II рядом с озером. Высота огромная. Пик Дзержинского уже ощутимо ниже. Плато представляет собой множество небольших холмов, через которые идёт тропа (фото 8.8). Каждый следующий холм может оказаться вершиной. Понемногу начинаю уставать, постоянное движение требует всё больше усилий. Наконец, вижу развевающийся на ветру флаг и понимаю: вот она! Время 10:50, высота по альтиметру 7134. Как хорошо, что сейчас вершиной считается более близкая и высокая вершина, а не дальняя более низкая!

На вершине нахожусь примерно полчаса, дожидаясь товарищей и фотографируя окрестности. Ураганный ветер, очень холодно. Периодически приходится менять аккумуляторы, фотоаппарат даёт осечки. Несколько раз приходится вручную опускать зеркало через меню. Делать это в перчатках невозможно, периодически снимаю их. Пальцы немеют, кончики постепенно приобретают землисто-тёмный оттенок. Чувствую, что ещё чуть-чуть и я доиграюсь со своей фототехникой. Пора валить.

Ещё пара групповых фотографий (фото 8.9), и вниз. 11:20. Спускаемся неторопливо, на 6400 делаем привал, на котором пытаемся съесть хотя бы часть пайка. Общаемся со всеми встречными-поперечными, идущими наверх. В основном - иностранцы. Народ еле переставляет ноги, акклиматизация явно недостаточная, очень их жалко. На спуске с плато 6400 в лагерь видим сверху поднимающуюся на перевал Раздельный группу Саши Зотова. Вместе в 13:20 оказываемся на перевале, близ лагеря.

Весь остаток дня наслаждаемся ощущением покорителей семитысячника. Строю цивилизованный WC со стенкой из снежных кирпичей. Под вечер погода портится, идёт снег (фото 8.10). Солнце то выглядывает, то скрывается в облаках. Но это уже не важно. Все технические трудности позади, осталось спуститься завтра ну Луковую поляну, и - домой."

Характер пути

По заснеженной тропе в осыпи первого взлёта подъём до плато на 6400 м.

07.10 - 08.10

39o21'15.8"с.ш.

72o50'36.9" в.д.

h = 6370 м

Тропа на осыпи кое-где отмаркированная флажками. Средняя крутизна 20o (750 м).

Пересечение плато на 6400 м и подход под снежно-ледовый "нож", ведущий на плато 6800 м.

08.10 - 09.10

39o21'04.4"с.ш.

72o51'36.9" в.д.

h = 6730 м

Тропа на осыпи, затем по снегу. Пологое широкое плато, некрутые взлеты.

Подъём по "ножу" и далее на плато 6800 м, пересечение его и подъём до вершинного плато.

09.10 - 10.25

1 час 15 минут

39o20'53.7"с.ш.

72o52'21.3" в.д.

h = 6960 м

Снежно-фирновый гребень-"нож" ~100 м до 40o. Далее опять тропа в снегу по плато.

Пересечение холмистого вершинного плато до вершины пика Ленина.

10.25 - 10.50

39o20'48.9"с.ш.

72o52'47.4" в.д.

h = 7115 м

Перемороженная осыпь под снегом.

Спуск по пути подъема с одним привалом.

11.20 - 13.20

07.10 - 13.20

5 часов 40 минут

dh = ± 1045 м

Следует сразу заметить, что приведенный график движения соответствует наиболее сильным участникам, наиболее слабые затратили на восхождение чуть больше 7ми часов, что, по замечанию местного гида, в принципе, тоже есть не очень плохой результат :-) .

Категорирование этого восхождения как 3А, разумеется, является весьма условным и лишь отражает тот факт, что его прохождение возможно в походе минимум 5 к.с., что, на наш взгляд, является абсолютно правильным. Непосредственно технической сложности там нет почти никакой, но высота, погода и необходимость выбора правильных тактических решений делают этот маршрут полностью соответствующим уровню групп, совершающих поход 5 к.с. (см. фото 7.22, 8.11).

При хорошей погоде, необходимом высотном опыте и достаточной текущей акклиматизации участников этот маршрут может быть рекомендован для прохождения всем группам, совершающим походы 5 к.с. в данном районе если же хотя бы одного фактора не то что нет, а даже просто имеется в недостаточном количестве, то тогда об этом лучше даже и не думать :-) .

6.4.4. Перевал ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Категория трудности: 1А

Высота: 4145 м

Характер: осыпной

Ориентация: северо-запад - юго-восток

Расположенв северном отроге Заалайского хребта, отходящим от вершины Раздельная и разделяющим ледник Ленина и верховья реки Ачик-Суу. Используется для обхода непроходимой нижней части ледника Ленина.

Координаты: 39o26'13.9" с.ш., 72o54'00.4" в.д.

Прохождение: 22 августа 2007 года при спуске с перевала Раздельный в МАЛ "Ачик-Таш".

В принципе, день запаса у нас ещё есть, поэтому можно особо и не торопиться, но, похоже, высокогорная зона всем уже порядком поднадоела и настрой на сегодня весьма решительный: невзирая на 20 км пути и более 2500 м сброса высоты, мы хотим прямо сегодня спуститься в МАЛ "Ачик-Таш", где будет травка, пиво, душ и прочие невинные блага цивилизации.

Тем не менее, выходим не особо рано - в 0820 ( а холодно!), понимаемся на купол вершины Раздельная (25 минут, см. фото 8.1) и по хорошо набитой тропе начинаем спускаться вниз по ребру её северного отрога (фото 8.12, 8.13). Пройдя 1200 м и сбросив 430 м высоты (средняя крутизна 20o, 25 минут) доходим до места начала спуска с ребра на ледник к лагерю III (5400 м). Еще за одну ходку (25 минут) спускаемся в лагерь (длина 850 м, сброс 350, средняя крутизна 21o), пробегаем через него (очень уж там непрезентабельный вид и запах - отвыкли мы от цивилизации, что ли?) и делаем привал посредине "сковородки" (фото 8.13). Время уже около 10 часов и солнце припекает вовсю, поэтому справедливость названия ощущается всем телом. Сидим здесь довольно долго, около получаса, снимая с себя все что можно, и наконец, оставив обвязки практически на голое тело, связываемся, и финальным усилием за 2 часа пробегаем взлет ледника (внимание! - есть трещины) и выходим на его открытую часть возле лагеря II (4500 м).

Поднимаемся на морену в лагерь, проходим его по тропе вниз (здесь Митя таки не выдержал, сбегал и купил пару лепешек - всё, разврат начался! :-) ), ниже тропу теряем, после чего пересекаем открытый неровный ледник и находим тропу уже за ним. Здесь садимся обедать (1300 - 1450) и снова бежим по тропе вниз. По дороге пересекаем речку из бокового ущелья и любуемся на окружающие пейзажи (фото 8.14, 8.15, 8.16) :-) . Ледопады - это, конечно, мрачно, но ходить по таким моренам это вообще что-то из области патологии... Всякий раз удивляюсь пешеходникам, путешественникам и первопроходцам! :-) Ну и альпинистам тоже - как можно ходить этот перевал туда-сюда несколько раз!?

© Из дневника Кости Савенкова: "На перевале догоняем жизнерадостного альпиниста, который рассказывает, что он приехал сюда соло, потому что никто из друзей не собрался в эти высокие и холодные края. Спрашиваем: откуда?, ответ -- из Сочи. Ох, как мы понимаем этих друзей! :-)"

За 4 ходки по 30 минут доходим до седловины перевала Путешественников. По конной тропе серпантином спускаемся с перевала (25 минут, см. фото 8.17), дальше тропа идёт уже по симпатичной долине с травкой (фото 8.18), поэтому ноги летят сами! Примерно за час спускаемся до Луковой поляны (фото 8.19), но сейчас (в тот год) она объявлена экологически чистой территорией и пустует, поэтому надо сделать последнее усилие и пройти ещё немного вниз - в МАЛ "Ачик-Таш". За полчаса проходим через галечные поля на правом берегу ручья и в 1930 доходим до лагеря фирмы "Достук-Треккинг" (фото 8.20).

© Из дневника Кости Савенкова: "Выходим на Луковую поляну, которая сейчас находится на экологическом карантине: её так истоптали, что лука уже днём с огнём не сыщешь. С твёрдой решимостью приобщиться к цивилизации и вкусить её блага пересекаем это унылое место и устремляемся к новому месту базового лагеря. Темы обсуждений последних 15 и последующих 30 минут: баня и шашлык. Выясняется, что лагерь "Достука" -- самый дальний. Когда мы до него дошли, то были уже согласны на душ и лепёшки."

Последний взгляд назад (фото 8.21, 8.22, 8.23)... Все - маршрут закончен! :-) :-) :-)

Характер пути

Подъем с перевала на вершину Раздельная.

08.20 - 08.45

39o21'48.8"с.ш.

72o50'02.9" в.д.

h = 6120 м

Снег на осыпи. Тропа.

Спуск по северному ребру вершины Раздельная.

08.55 - 09.20

39o22'20.5"с.ш.

72o50'31.7" в.д.

h = 5690 м

Снег на осыпи. Тропа.

Спуск с ребра вершины Раздельная на верхнее плато ледника Ленина ("сковородку").

09.30 - 09.55

39o22'11.0"с.ш.

72o51'05.1" в.д.

h = 5350 м

Снег на осыпи. Затем ледник Тропа. Начинают попадаться трещины.

Спуск с верхнего плато ледника Ленина по крутому участку в обход ледопада.

10.30 - 12.20

39o23'52.1"с.ш.

72o51'51.7" в.д.

h = 4475 м

Закрытый ледник. Тропа. Трещины, связки.

Выход на морену к лагерю II (4500 м) и далее ниже него до начала хорошей тропы.

12.45 - 13.00

15 минут

39o24'17.2"с.ш.

72o52'03.9" в.д.

h = 4407 м

Открытый ледник, морена на леднике, местами топа по морене.

Путь по морене до седловины перевала Путешественников.

14.50 - 17.25

1 час 55 минут

39o26'13.9"с.ш.

72o54'00.4" в.д.

h = 4144 м

Тропа по морене.

Спуск с перевала Путешественников по долине реки в МАЛ "Ачик-Таш".

17.35 - 19.30

1 час 45 минут

39o29'07.0"с.ш.

72o55'04.8" в.д.

h = 3600 м

Конская тропа. Сначала по осыпи, потом по траве.

Всего (22.08.2007):

08.20 - 19.30

7 часов 00 минут

dh = - 2580 м

7. Итоги, выводы, рекомендации

q Пройден технически сложный спортивный маршрут 6 к.с. на Северо-Восточном Памире (Заалайский хребет).

q Пройденный маршрут полностью соответствует заявленному, отклонения в графике движения также были минимальными.

q Перед походом все участники прошли 10-14 дневные походы 2 к.с. на Киргизском хребте, что обеспечило хорошую начальную акклиматизацию, позволившую довольно "резво стартовать" :-) и быстро перенести большую заброску через относительно технически несложный, но высокий перевал Цурюпы.

q За 23 ходовых дня пройдено 11 препятствий, т.е. в среднем проходилось 1 препятствие в 2 дня. Таким образом, доказано, что при наличии достаточной предварительной акклиматизации, даже на Памире возможно проведение длительных походов высоких категорий с относительно большим набором препятствий. При этом, хотя все определяющие препятствия проходились в линейной части маршрута, маршрут не являлся экстремальным: "на пределе" - поскольку в силу специфики района у группы всегда должен был быть (и был!) определенный "запас прочности" на случай непредвиденных обстоятельств.

q Совершено первопрохождение перевала Плечо пика Инвалидов (3А+ - 3Б к.т.) и проложен новый маршрут на вершину пика Инвалидов по северо-восточному гребню (2Б к.т.).

q Совершено первопрохождение принципиального перевала М.Мещерякова (3Б+ к.т.) в южном отроге Заалайского хребта, позволяющего связать ледники Кузгун и Вали без необходимости длительного обхода разветвленных южных отрогов по долинам рек Кузгун-теке и Саук-сай.

q Впервые пройден ледопад перевала Вали Восточный, чем доказана возможность сквозного прохождения этого перевала. Вместе с перевалом М.Мещерякова это закрывает вопрос о принципиальном наличии проходимых перевалов во всех южных отрогах Заалайского хребта на участке от Памирского тракта до перевала Терсагар и Алтын-дары.

q Проложен новый маршрут на пик Дзержинского (6718 м) - по южному гребню с перевала Вали Восточный. Маршрут соответствует примерно 3А - 3А+ к.т. по туристской классификации.

q По-видимому, впервые в автономном туристском походе пройден траверс главного Заалайского хребта от пика Дзержинского до перевала Раздельный . Маршрут соответствует примерно 2Б - 2Б+ к.т.

q Совершено восхождение на "семитысячник" - пик Ленина (7134 м) по классическому маршруту с перевала Раздельный.

q Район очень красивый и интересный в спортивном отношении и имеет достаточно удобную инфраструктуру. По-прежнему существует возможность многочисленных первопрохождений перевальных путей, в том числе и в новые, совершенно нехоженые боковые долины.

q Походы в данном районе можно обильно "украсить" восхождениями на вершины - имеется много непройденных вершин высотой более 5000 м, восхождения на которые можно использовать как акклиматизационные или тренировочные, так и просто "для души". Также можно активно включать в маршруты походов протяженные участки траверсов - как главного хребта, так и боковых отрогов.

q К сожалению, неприятной особенностью района является то, что основные интересные препятствия находятся в южных отрогах, для попадания к которым необходимо преодолеть высокие перевалы через главный хребет, причем затащив также и все продукты и снаряжение :-( (либо использовать вертолет!). Это следует учитывать при планировании маршрута похода.

q В отличие от многих других горных районов, на Северо-Восточном Памире не наблюдается уменьшения снежного покрова и систематического отступления ледников - разные ледники могут находиться в разных фазах (в том числе и роста!). Поэтому при планировании тактики и путей их прохождения надо ориентироваться на самые свежие материалы и всегда быть готовым к неожиданностям.

8. Приложения

8.1. Литература

1. Соколенко В.А. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1981 год. Библиотека МГЦТК, отчет № 4145. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32918&page=1

2. Потребич А.А. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1989 год. Библиотека МГЦТК, отчет № 5233. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=35266&page=1

3. Полевскис Ю.В. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1988 год. Библиотека МГЦТК, отчет № 5065. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=35107&page=1

4. Степанов Н. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1980 год. Библиотека МГЦТК, отчет № 3783. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32386&page=1

5. Зеленцов Д.Ю. Отчет о походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 2003 год. Библиотека МГЦТК, отчет № 5989. http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2003dz5/

6. Белецкий Е. Пик Ленина. Изд. 2ое, дополненное. Москва, издательство "Мысль", 1970. http://www.skitalets.ru/books/pik_lenina/15