Автор: Е.Гринченко, Краснодар

Материалы по Архызу. Часть 2

РЕЧЕПСТА

30 июля 2009г.

Описание дается от места ночевки со стороны озера Рыбное.

Задача - перевал Речепста.

Этот перевал – самая низкая седловина в хребте Абишира-Ахуба

В километре ниже обозреваем вытянувшееся вдоль долины гладь озера Рыбное (фото 1). Начинаем подъём. Впереди в верховье долины видна чёткая пирамида горы Речепста (3215 м) с выразительными выходами скал. Седловина левее и есть наш перевал. Необходимо преодолеть несколько ступеней невысоких бараньих лбов (фото 2) на левом берегу расположен водопад Здесь река делает большую петлю с поворотом на 90 градусов. Правый борт долины – северный отрог хребта Абишира-Ахуба, разделяющий Вост. и Зап. Кяфары , левый – хребет Чилик. Видна долина, прорезанная в хребте и через перевал Кынхара (1А 2750 м) выводящая к озеру Чилик.

Подъем вдоль правого орографического берега реки (фото 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,17).

После подъема открывается красивейшее озеро под склоном горы Речепста, условно названное Речепста Нижнее (фото 13).Слева (по правому орографическому берегу реки) – путь к перевалу Речепста. Справа – район перевала Кынхара.

Оставив озеро справа, следует подняться по травянистому, переходящему в каменный склону После подъема - выход на плато. Плато, в свою очередь, плавными ступенями выводит к перевальному туру. Направление движения - в сторону логичного набора высоты. От гребня, по которому поднимались к полям - слегка вправо. (фото 14, 15, 16,17,18,19,20). Выход на верхнюю ступень перевала Речепста с озерами и видом на район перевала Семнадцати (фото 21,22,23,24). На седловину перевала подъём по травянистому склону крутизной до 10 градусов (фото 25).

Перевал Речепста (1А 3000 м) (фото 26).

В долину реки Речепста ведет травянистый склон крутизной 20-25С перевала спуск по тропе, идущей вправо на запад, плавно сбрасывающей высоту (фото 27). Через 300м тропа теряется на крутом травянистом склоне. Дальнейшее движение следует продолжать к слабовыраженному отрогу хребта, и зигзагами, выбирая оптимальный путь спускаться к выполаживанию долины (фото 28,28,30). Затем по скотопрогонным тропам сбрасывая высоту, траверсировать склон вниз (вверх по течению) в западном направлении к тому месту, где тропа на правом берегу подходит близко к реке. Переходим на правый берег.

На противоположной стороне реки есть хорошая тропа, идущая вдоль реки Речепста в отдалении от нее с подъемом на холм (фото 33,34). Следуя по тропе, нужно миновать кош, понаблюдать за пасущимися конями и овцами. Тропа идет вдоль реки, периодически разветвляясь. Не следует выбирать те ответвления, которые спускаются к реке. Следует идти по самой мощной, нахоженной тропе. Эта тропа выводит на холм, поросший деревьями (фото 35). Это первые встреченные деревья за несколько последних дней. Тропа спускается с холма и ведет к автомобильной дороге, идущей вдоль реки Речепста.