Руководитель: А.Котов, Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 4 к.с. по Алтаю в 2005 г.

Петроградский клуб туристов

О Т Ч Е Т

о горном спортивном походе четвертой категории сложности

по Центральному Алтаю (Катунский хребет) , совершенном

К.Х.-Катуньский Хребет

Д.р.-долина реки

Берг-бергшрунд

Стороны рек , долин и ледников указываются орографически либо с пометкой (по ходу).

Электронная версия отчета хранится у руководителя

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация :

Организатор путешествия – Петроградский клуб туристов , г. С-Петербург , пр.Каменноостровский , д.42 , ком. 406

Заключение по заявочным документам дала МКК при Петроградском клубе туристов .

Шифр : 171-16-124 0000

Номер маршрутной книжки – 12/05 .

Район : Горный Алтай-Катунский хребет

Климат в августе , показался мягким . Было не очень жарко и не очень холодно . Наиболее благоприятная , для походов , погода приходится на август-сентябрь.

Общие справочные сведения о маршруте :

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода , км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Горный

Четвертая

01.08-19.08

Подробная нитка маршрута : Пос.Тюнгур- д.р.Кучерла- оз.Кучерлинское-д.р.Йолдо-Айры-оз.Дарашколь-пер.Джалама Цен.(1А,2900)-д.р.Йолда Сев.-д.р.Нижн.Кураган-д.р. Айгары-пер.Айгары (2Б,2800)-д.р. Йолда Юж.-пер.Тринадцати (1Б,3000)-д.р.Кони-Айры-оз.Кучерлинское-ручей Озерный-оз.Зеленое-пер.Рериха (2Б,3600)-лед.Аккемский-Томские ночевки-пер.Делоне (2Б,3400)-лед.Менсу-вер Белуха Вост.(2Б,4506)-обратно тем же путем до Томских ночевок-ледАккемский-оз.Аккемское-д.р.Аккем-пер.Кузуяк (Н/к,1840)-пос.Тюнгур .

Всего пройдено пешком 187 км , 7 перевалов , 1 вершина . К зачету 169 км , 5 перевалов и 1 вершина-радиально .

Список пройденных перевалов

Кавказ 3-у

Завхоз , видео

Общая смысловая идея похода :

Активный отдых. Поддержание спортивной формы. Ознакомление с районом.

Транспорт

СПб – Москва- поезд

Москва–г.Бийск-поезд

Г.Бийск – тур/база в Тюнгуре -микроавтобус от фирмы ООО "БийскАлтайТур"

Заезд и выезд в район маршрута

E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
bialtur@mail.biysk.ru

ICQ# 28152418
Тел: (3854)23-31-11, 32-42-22, 32-00-21

Эта фирма обеспечила нашей группе заезд и выезд с маршрута . На вокзале в Бийске нас встретили представители фирмы . Мы оплатили полностью дорогу до Тюнгура и сделали 50 % предоплаты за машину обратно . Из Бийска нас везли на Газели с прицепом (фото №1) . В салоне был домашний кинотеатр . По дороге , завезли в ПСС Горноалтайска копию своего маршрута . В Усть-Кане погран-пост . Пограничники переписали в журнал паспортные данные , выдали пропуска и отправили за печатью на заставу . Все оформление заняло около часа . В Тюнгур приехали ночью , нас сразу разместили на территории базы от этой же фирмы : места под палатки , вода , кухня , кострище с дровами , туалет . Есть баня-60 р с человека . Здесь же с вечера договорились о лошадях . На одну грузовую лошадь разрешено грузить не более 60 кг , на лошадь сопровождающего до 30 кг. С весами конечно никто не стоит . Но если у вас груз объемный (например провизия) в переметные сумы конюха он вполне может и не вместиться .Нас выручили дорожные – клетчатые сумки , но они ненадежны , в дороге рвутся . Советую прихватить пару прочных холщовых мешков . За подвоз лошадьми от Тюнгура до базы на Кучерлинском озере оплачивается три дня (включая обратный путь) по 550 р. за лошадь . Лошадь коневода оплачивается . База Кучерлинского озера находится в низовье левого берега . Добрались сюда за полтора дня . Здесь все дорого , за заброску просят 100 р. в день . Коневод подождал пока мы не проверили наличие всего груза !

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА

Тюнгур -д.р.Кучерла , Кони-Айры , Йолдо-Айры

01.08.05. От базы сначала по грунтовой дороге ведущей в пос. Кучерла . Дорога переваливает окончание хребта разделяющего реки Катунь и Кучерла .Подъем незначительный . Путь лучше срезать по конной тропе сойдя с дороги вправо . Троп может быть несколько , они черного цвета со следами копыт . Все ведут в поселок Кучерла . Мы , не заходя в сам поселок , верхней дорогой уходим вверх по Кучерле и вскоре выйдя за последние дома подходим к мосту на правый берег (фото №2). Это второй от устья мост . Дорога по левому берегу продолжается и дальше до третьего моста сразу за урочищем Елань . По ней можно проехать на машине . Мы же проходим урочище пешком . В середине солнечного дня это довольно тяжело . Организм только начал акклиматизацию , есть риск солнечного удара . Урочище – это большое поле под покос . Ставить палатки здесь нельзя , да и не хочется . За урочищем можно спуститься к реке . Дойдя до воды сразу купаемся . И так в конце почти каждого перехода . Один участник двигается вместе с коневодом , чтобы помогать ему следить за грузом . Они нас обогнали и дальше мы общаемся по рации . Лошади заночевали у новой избушки примерно на середине всего пути . Мы же их не догнали и заночевали на стоянке напротив большого камня с петроглифами .

Пос.Тюнгур-камень с петроглифами

Тропа , дорога

Солнце

02.08.05. От камня с петроглифами до избушки примерно час ходу . Избушка стоит на поляне , тропа от нее сворачивает налево к склону и вскоре выходит к развилке : налево на склон – к перевалу Каратюрек , прямо – дальше вверх по Кучерле . Через речку Текелюшка переход по мосту . При подходе к Кучерлинскому озеру конная тропа переваливает через сопку , но можно пройти и берегом . Здесь тропа хуже , зато подъем положе и можно полюбоваться нижним озером . Кучерлинское озеро (фото №3) с ним соединяет короткая протока . Через протоку перекинут деревянный мост .По нему мы перешли на левый берег и пройдя немного вверх по течению оказались на базе . Здесь оставили заброску , сговорившись на 70 р.за сутки . Сначала с нас просили заплатить по 100 р . На базе есть лодка с мотором , катерок , водный велосипед . Хотели забросить груз вверх по озеру , но бензина на поездку не нашлось.

Встать лагерем можно на большой поляне в низовьях озера , на правом берегу , при входе в лес есть еще пара стоянок , они обычно заняты . Больше стоянок в низовьях озера нет. Дрова здесь придется искать на склоне .

Камень с петроглифами-р.Текелюшка

3,5

Тропа в лесу

Р.Текелюшка-низовья оз.Кучерлинское

Тропа в лесу

Солнце

03. 08. 05. Тропой правого берега , за 2 перехода по 45 мин. доходим до ручья Озерный . Тропа идет все время у самой воды . Ручей впадает в озеро тремя рукавами , переход по бревнам . Между рукавами ручья есть площадки для палаток , можно найти сушины для костра . От ручья до верховий озера один переход . Выше большого озера , есть маленькое , за ним река делает изгиб вправо , а тропа проходит через хорошие стоянки в хвойном лесу , на высоком месте . После стоянок тропа уходит вдоль правого склона , в обход заболоченной поймы по берегам озера Орокаль . Обойдя озеро тропа вскоре подходит к переправе через р. Кони-Айры . Основное русло проходит у правого берега . Здесь перекинуты бревна . Место находится напротив впадения с противоположного склона реки Йолдо-Айры . Переходим основное русло по бревнам , остальные вброд . Глубина там по щиколотку . Подъем по правому берегу р.Йолдо-Айры . Тропа идет в лесу , террасами , в начале довольно круто . Затем выполаживается , появляются места пригодные для организации лагеря . Не дойдя один переход до оз.Дорошколь встали на ночь .

Низовья оз.Кучерлинское-д.р.Йолдо-Айры (верховья)

Тропа , курумник , переправа

Пасмурно , дождь

Перевал Джалама Ц. (1А, 2900) находится в северном отроге Катуньского хр. Пройден со стороны оз.Дорошколь в д.р.Йолда Сев.

04.08.05. От стоянки на правом берегу р.Йолдо-Айры за одну ходку доходим до водопада предваряющего оз.Дорошколь . Чтобы попасть к озеру переходим вброд речку , с правого склона , напротив водопада . Если не очень страшно промочить обувь можно перескочить по камням прямо по ходу тропы . Дальше , для тех кому нужно подняться выше озера , есть два пути . Первый - подняться по левому берегу , только что перейденного ручья , на верхнюю террасу и обойти озеро выше скал и бараньих лбов правого склона долины , затрудняющих проход по низу . Второй , которым воспользовалась наша группа ,- обходить тропой вдоль воды . Первое препятствие-скальный прижим .В этом месте по скальной полке провешена общественная веревка . Веревка трется об острый угол в верхней части , и сильно потерта . Поэтому первому лучше пролезть без рюкзака с дополнительной страховкой . Остальным по своим перилам . Второе препятствие- нагромождение больших каменных плит уходящее в воду . Пройти его по верху или насквозь с рюкзаками , тем более в дождь нам не удалось и вам не советую . По воде тоже никак - глубоко . Проход есть . Искать его лучше сначала налегке . Тропа подводит к камням уходящим в воду , а в воде , или слегка под водой , выступают камни , по которым можно перебраться на легко проходимый участок осыпи . Дальше подъем в направлении тура - к месту где по берегу , над скалой уходящей отвесно в воду , видна тропа . Но чтобы попасть на нее с осыпи , приходится пролезать по полочке под нависающим валуном . Причем для рук есть хорошие зацепы , а вот ноги упираются в отвесную стенку . Здесь первый прошел лазаньем остальные по перилам . Далее по тропе . Выше озера разлив реки на несколько рукавов . До места , где она делает поворот и начинает подниматься на бараньи , лбы ее можно легко перебродить . Дальше , в поисках тропы по левому берегу реки , продрались через кустарник вверх по склону до осыпи . Встали лагерем недалеко от реки в зарослях кустарника . Здесь оказалась травяная площадка .

Примечания

Д.р.Йолдо-Айры(ниже оз.Дорошколь)-д.р.Йолдо-Айры (выше оз.Дорошколь)

Прижимы , осыпи , брод

Пасмурно , дождь

Перила , при прохожден. прижима на оз.Дорошколь

05.08.05. С верхней террасы река срывается водопадами по бараньим лбам . Прохода вдоль воды нет . Надо идти вдоль скал по осыпи . Есть участок гладких наклонных плит , где идется на трении . В дождь это место пройти вероятно значительно сложнее . Выход на верхнюю террасу занимает минут 30. Дальше пересекаем плоский луг с ручьями в направлении перевала Джалама Ц ,1А (фото №4). Один переход до бараньих лбов . Обходим их слева по ходу и выйдя к валу конечной морены поднимаемся на нее ,немного ближе к левому борту долины . Отсюда проход по морене к входу в перевальный цирк . Вход находится в центре , он пологий , но значительно ниже нас . Мы прошли , что-бы не терять высоту траверсом ,через правый (по ходу) склон , окаймляющий цирк . И похоже ничего не выиграли , так как траверс конгломератного склона оказался довольно сложным . Оказавшись внутри увидели две седловины , разделенные скальным гребнем . Правая (по ходу) имеет меньший цирк и в основном осыпная . Наша левая(по ходу) . На нее ведет основной ледник . Подъем в кошках по снежнику 30-35 гр. Обязательно каски-с седловины на ледник иногда выкатываются камешки . В верхней части переход на осыпь под скальным гребнем справа (по ходу) . Далее простое лазание до седловины . Седловина осыпная широкая (фото №5 и №5а). В найденной записке перевал оценивается как 1Б . Мы согласны с этим . Спуск по средней осыпи , ближе к правому склону , с выходом на моренный вал (фото №6). По нему до озера на правой террасе долины одна ходка . Озеро довольно теплое . От озера плавный спуск с террасы правого склона к реке , до пробки из курумника , перегораживающей всю долину . Не пытайтесь обойти ее по верху . Во первых , упретесь в глубокий овраг , прорезающий правый склон . Во вторых , курумник очень длинный и проход понизу. Сначала река уходит под камни , кое- где можно заметить турики . Они обозначают скорее места кратчайшего пути чем наличие тропы . Ближе к левому склону есть участок с тропой , затем опять по камням .Так пару –тройку переходов . Наконец когда курумник пройден начинается лес с тропой по правому берегу реки . И сразу хорошие стоянки . Здесь мы заночевали .

Верховья реки Йолдо-Айры-перевальный цирк

3 км

Осыпные и травяные склоны

Солнечно ,

Подъем из цирка на седловину пер.Джалома Ц. 1А , 2900 .

200 м

1 час

Снежный склон до 35 гр., осыпь до 35 гр.

Каски , кошки , камнеопасно

Седловина-озеро на террасе правого склона

2 км

Осыпной склон до 30 гр.

Озеро-стоянка в лесной зоне

7 км

5 ч.

Травяной склон , курумник

Солнечно , пасмурно

Д.р. Йолдо Сев., Нижний Кураган , Айгары , пер.Айгары (2Б , 2800) пройден из д.р. Айгары в д.р.Йолдо Юж.

06.08.05. От стоянки на границе леса и курумника по правому берегу реки Йолдо С. идет хорошая тропа . Перед впадением реки Йолдо С. в реку Ниж. Кураган тропа круто сбегает вниз и подходит к воде . Здесь несложный брод на левый берег Йолдо С. Далее вверх правым берегом Ниж.Курагана . Тропа идет по болотистым полянкам и лесу . Через один переход от брода тропа упирается в каменный завал .Это начало большого Курумника . Обход по камням вдоль самой воды с применением простейшего лазания . Здесь два красивых озера . Сразу за озером полянка в лесу – неплохое место для стоянки . Мы здесь пообедали . Дальше по краю воды . В русле много камней , скачем по ним . За переход доходим до р.Айгары (фото №7). Ее русло забито камнями , а немного выше по склону водопад . Поднимаемся по камням в русле , вдоль левого склона . Водопад пролезается в правой (по ходу) части , так же по камням в русле . Далее , по руслу , небольшой отрезок до второго водопада . Здесь обход по лесу левого берега реки . Водопады нам понравились . Выше водопадов движение по кустам и высокой траве со слабыми признаками тропы . Вскоре начинается цепочка из трех озер . Обходим их , в основном , не по берегу ,а выше . Нам так показалось удобнее . У третьего озера уходим в карман , образованный старым моренным валом на левом склоне долины . Там встаем лагерем .

Примечания

Стоянка на границе леса по правому берегу р.Йолда Сев.- брод недалеко от слияния с рН.Кураган

Солнечно

Брод по колено , проходится в тапочках с опорой на палки

рЙолда С.-устье р.Айгары

Кусты , каменное русло реки

Дождь

Два водопада

07.08.05. От стоянки , из кармана левого склона , поднимаемся вверх - на вал конечной морены . Третье снизу озеро остается глубоко внизу долины , а мы , не сбрасывая высоту , траверсируем левый склон . Выбравшись на моренный вал , оказываемся на краю осыпной воронки , размером со стадион , сотворенной ледником спускающимся справа (по ходу). Траверсируем левый склон , пересекая язык ледника в кошках (камнеопасно). За «стадионом» левый склон долины представляет 30 градусную крупную осыпь . Впереди долину преграждает ригель с водопадами . Стараясь не сбрасывать высоту подходим под водопады и находим проход наверх ригеля , между водопадом со склона и водопадами с бараньих лбов - образованными рекой (фото №8). Выше ригеля открывается вид на ледник. Слева на травяной террасе правого склона небольшое озеро , под перевалом Семерых 1Б , отсюда по описанию можно по правому склону спуститься к третьему озеру . Но мы спуска с террасы к реке не увидели . По левому же берегу , сразу выше третьего озера , будет прижим от осыпи образованной «стадионом» . Поэтому наш траверс левого склона долины , при подъеме от третьего озера вполне приемлем . Скальный хребет окаймляет правую (орографически) сторону ледника в виде довольно крутого «забора» , в нем имеется узкая седловина с подъемом по осыпному кулуару до 40 гр. Видимо это перевал Щель (2А,2800) , заявленный нами . Но уверенности в том ,что это Щель , не было. Да и не хотелось туда лезть . Поэтому пошли запасной вариант -перевал Айгары (2Б,2800) .Ледник выводит на перевал , который находится в его левом верхнем (по ходу) углу(фото №9) . Подъем по леднику – по дуге , придерживаясь левой (орографически )стороны , правая имеет ледяной лоб. Есть трещины . В верхней части ледник закрыт снегом , здесь движение связками . Перевальный взлет имеет крутизну снежника до 30 гр. и осыпной склон , длинной 40 м и крутизной до 30 гр. Подъем простой . Седловина узкая, осыпная (фото №10). Тур в скалах слева (по ходу) .Спуск по скальным полкам с траверсом от седловины влево . Провесили 4 веревки перил до осыпи (фото №11). Осыпь 30 гр. , с нее выход на снежник до 30 гр. , по нему примерно 100 м до выполаживания на леднике . Ледник открытый . Спустились по правому краю ледника до осыпей . Они заканчиваются валом конечной морены . Спустились с нее в правый карман к ручью . Далее левым берегом ручья небольшой переход до травяных площадок , за которыми начинается резкий спуск в долину реки Йолда Юж. Здесь встали лагерем.

3-е снизу озеро - нижний край ледника под пер.Айгары

3 часа

Средняя и крупная осыпь до 35 гр.

Пасмурно , дождь

По сырым камням крупной осыпи движение в касках

Ледник-седловина перевала Айгары 2Б , 2800

2 часа

Открытый и закрытый с трещинами ледник до 30 гр

Пасмурно , дождь

По закрытому леднику движение в связках

Седловина-ледник

0,5

4 часа

Скалы до 90 гр., осыпь 30гр, снежник 30 гр.

По скалам провешено-4 веревки перил , крепление на выступах

Ледник-стоянка на траве

3км

Открытый ледник 25 гр. , осыпь 30 гр

Пасмурно , туман

Д.р.Йолда Юж. , перевал Тринадцати (1Б,3000 ) , пройден из долины реки Йолдо Юж. в долину реки Кони-Айры .

08.08.05. Утром туман , дождь . Принимаю решение изменить маршрут . Вместо заявленного перевала 100 летУМПО -2Б пройти Немыцкого Зап.-1А. Обосновано погодой, отставанием от графика и количеством продуктов .

Почти напротив нашего ручья , немного выше с левого склона д.р.Йолда Юж стекает ручей . Видимо по нему подъем к перевалу Немыцкого Зап. Спуск с террасы , на которой мы ночевали , по травянисто-осыпному склону до 30 гр. (фото №12), затем поиск брода . Проходим вниз по правому берегу р.Йолда Юж. почти до места впадения в нее нашей речки ,от которой мы несколько удалились на спуске , так как она уходила в каньон . Трава по грудь . Выше слияния речек есть островок ,разбивающий поток . Здесь устроили переправу . Первые двое прошли стенкой . Для остальных страховка маятником . В целом брод не очень сложный , но страховка в дождливую погоду нужна . По левой стороне д.р.Йолда Юж , в траве идет тропа .Движемся по ней вниз до первой долины с ручьем по левому склону . Доходим до нее за один короткий переход . Подъем по правому берегу ручья . Есть слабая тропа , она сразу начинает взбираться на крутой до 45 гр. травяной склон . Через 40 мин. подъема склон выполаживается и мы выходим в верхнюю долину . Дальше по правому берегу ручья с плавным набором высоты поднимаемся выше водопада . Здесь ровная площадка , дальше за моренным валом виден хребет перевального цирка . Встаем здесь лагерем .

Терраса в верховьях д.р.Йолда Юж-верховья речки из под перевала Тринадцати

5км

6 ч.

Переправа , травяной склон до 45 гр.

Пасмурно , дождь .

На переправе страховка маятником

09.08.05 От лагеря поднимаемся на моренный вал ограждающий перевальный цирк . Подъем вдоль ручья по средней осыпи 35 гр. Выходим на травяные площадки , есть озерцо . Отсюда хорошо виден перевал (фото № 13) – выраженное понижение в хребте с осыпной седловиной . От озера подъем сначала на травяной холм , затем по осыпи крупной и средней . Крутизна осыпи на перевальном взлете до 40 гр. Седловина вопреки ожиданиям оказалась скальной и узкой (фото №14). Есть тур с палкой , но без записки . Спуск –почти отвесные скалы . Камнеопасно ! Веревки-50 м в принципе хватило до ледника . Но здесь тонкий слой снега на льду 40 гр. Пониже забитая снегом трещина . Так что пришлось повесить еще веревку чтобы уверенно сойти на пологий ледник (фото №15) . Оценили перевал как 1Б-2А . Далее спуск по пологому леднику сначала закрытому , потом открытому (фото №16). Видели интересное явление – борозды на леднике от воды как на пашне и колодец – дыра посередине ледника . С ледника сошли на правый берег вытекающего из него ручья и пошли по невысокому моренному гребню .Только что шел дождь и камни на морене имели очень красивый , в основном зеленый оттенок . Перед тем как начинается резкий сброс высоты в долину реки Кони-Айры переходим на левый берег по камням . Здесь есть турик . Встретили московских альпинистов . С их слов наша цветная карта и хребтовка этот район отражают неверно . Прошли мы перевал Тринадцати 1Б , 3000. Посоветовали спускаться левым берегом и пообещали легкую переправу через Кони-Айры . Уйдя немного влево от речки слезли с бараньего лба на осыпь . Дальше спуск вдоль воды левым берегом (фото №17). Местами приходится пролезать прижимы , но наметки тропы позволяют достаточно легко ориентироваться . Внизу долины ручей поворачивает влево и сливается с Кони-Айры несколько ниже . Мы спустились под вечер и перенесли переправу на утро . По левому берегу есть тропа и неплохое место под стоянку среди кедровника . Здесь мы и встали на ночь , рядом с местом слияния двух речек .

Стоянка под перевалом Тринадцати (1Б,3000)-седловина перевала

2 км

3 ч.

Осыпь до 40 гр.

Пасмурно , дождь

Путаница в картах , читай выводы и рекомендации

Седловина-ледник Немыцкого

100 м

3ч.

Скалы до 90 гр.

Пасмурно , дождь

2 веревки по 50 м , крепление за выступы , вторая веревка возможна на буре , камнеопасно

Ледник + морена

1,5 ч

Пологий , открытый ледник , морена , переход речки по камням

Начало спуска в долину-д.р.Кони-Айры

2,5км

2 ч

Спуск по осыпи и скалам , тропа по кустам

Пасмурно

10.08.05.Идет дождь . Возвращаемся немного назад . Здесь наша речка , с ледника Немыцкого , течет по ровному , широкому руслу и брод не представляет сложности . После брода сразу идем через кусты к потоку Кони-Айры . Здесь также явное место брода , даже вешка стоит . Русло ровное и широкое . Но из-за постоянных дождей вода течет мощным потоком . Здесь была организована навесная переправа (фото №18) и вскоре все собрались на правом берегу Кони-Айры . Неожиданно вышло солнце , что позволило просушить вещи , заодно и пообедали . После обеда разделились . Трое пошли вперед , чтобы вовремя дойти до заброски , а трое следом . Связь поддерживали по рации . Тропа идет по лесу правого берега . Она хорошо набита и от обильных дождей превратилась в ручей , местами довольно глубокий . Через 15 минут дошли до места где река делает скачок в узком каменном каньоне , обрушиваясь вниз метров с сорока . Из-за облака брызг водопад трудно сфотографировать . Далее попался прижим из здоровенных камней . Пролезли его по кромке воды , затем пересекли довольно большую осыпь и через пару часов после брода подошли к реке Мюшту-Айры . Тропа подводит к мосткам из бревен . Речка здесь имеет несколько русел и соответственно несколько мостиков . Все они довольно опасные , так как уровень воды повторюсь был довольно высок . После р.Мюшту-Айры довольно быстро дошли до места брода через р.Кони-Айры , где мы переправлялись по бревнам , когда шли к озеру Дарашколь . [ Половину бревен здесь снесло . И переправы можно сказать не было . По информации наших друзей , переправлявшихся примерно в это же время с левого берега Кони-Айры , им удалось перейти выше метров на пятьсот -в месте разлива . Кстати спускались они сюда по тропе левого берега Кони-Айры . И в тоже время немного позже , когда установилась сухая погода брод через Кони-Айры перестал представлять проблему ]. Сразу за этим местом проходим мимо оз. Орокаль и встаем на хороших стоянках ниже озера . Здесь высокое место , грибы , дрова.

Брод через Кони-Айры-р.Мюшту-Айры

5 км

2 ч.

Брод с навесной переправой , тропа

Пасмурно, в обед солнце

Время на переправу не учитывается

Р.Мюшту-Айры-стоянка ниже оз.Орокаль

1,5 ч.

Переход по бревнам рукавов р.Мюшту-Айры , тропа

Пасмурно

11.08.05. От оз.Орокаль до ручья Озерный добежали за 2 часа . Между руслами ручья нашли стоянку на камнях , поставили палатку , освободили рюкзаки и ушли вниз , правым берегом Кучерлинского озера – на базу за заброской . На базе оплатили хранение заброски по 70 руб/сутки . Перекусили в юрте , которая служит общественной столовой . Рация опрометчиво не спрятанная в полиэтиленовый мешок отсырела и испортилась . Стала работать все время на передачу . Обратно на ручей вернулись за два перехода . Здесь уже ждала вторая половина группы.

Оз.Орокаль-руч.Озерный

2 ч

Морось

Руч. Озерный-база Кучерлинская-р.Озерный

10 км

4 ч

Мелкий дождь

Время проведенное на базе не учитывается

Долина ручья Озерный-ледник Западный-пер.Рериха(2Б,3600)-лед.Рериха

12.08.05.Подъем начали по левому берегу ручья Озерный . Тропа петляет по поросшему мхом склону , обходя обрушившиеся участки берега . Часто приходится пролезать под деревьями и карабкаться на склон до 45 гр. Наконец , минут через сорок утомительного подъема тропа по левому берегу , исчезает вовсе . И , видимо продолжается по правому , но мы идем дальше уже в русле ручья , т.к. вода практически скрылась под камнями. Через 30 минут склон резко выполаживается , начинается приятная тропа по лесу . Проходим лесную зону за одну ходку и начинаем подъем по средне-крупной осыпи . Справа (по ходу) , в каньоне течет довольно мошный поток ручья Озерный . Хотя в лесу он был полностью спрятан под камнями . Осыпь крутизной до 45 гр. Через одну ходку по осыпи выходим к озеру Зеленое (фото №19). У озера устраиваем обед . Озеро окружено невысокими скалами и моренными берегами . По скалам левого берега выходим на высокую морену , обходим по ней озеро . Дальше , пересекая , моренные валы , ближе к центру , движемся вверх в направлении ледника Западный . У подножия ледника есть ровные песчанные площадки (фото №20). Разбиваем на них лагерь .

Устье ручья Озерный-оз.Зеленое

3ч.

Крутой лесной склон , средняя осыпь до 45 гр.

Туман , пасмурно

Оз.Зеленое-подножье ледника Западный

4 ч.

Моренные валы из крупной и средней осыпи

Пасмурно , легкий снег

13.08.05. Выход на ледник с морены правого склона . Движение в кошках . Далее пологая часть ледника проходится по центру . Затем обход ступени ледника по правой стороне . Ориентиром к перевалу служит пик Рериха и пирамидальная скала торчащая из склона перед пиком(фото №21) . Сходим с ледника и начинаем подъем слева (по ходу) от пирамидальной скалы по средней и крупной осыпи до 40 гр(фото №21а). С середины подъема осыпь становится мелкой появляются наметки тропы . Крутизна склона возрастает до 45 гр. Выходим под скалы . Отсюда траверс вправо (по ходу)-вверх , под скалами в нешироком осыпном кулуаре , выше пирамидальной скалы . Идет снежок . Подъем выводит к глубокому кулуару идущему поперек от ледника к перевалу . В нижней части он представляет крутые скальные сбросы и становится понятно ,что наш путь как раз их обходит . Вверх же подъем идет по мелкой , заснеженной осыпи в скальном кулуаре 40-45 гр. (фото №22) Кулуар образован скальным склоном слева (по ходу) и отдельной скалой справа (по ходу) .В конце кулуара виден острый скальный флажок в гребне . Перевал правее его . Чтобы войти в кулуар приспускаемся с траверсом левого (по ходу) склона . Этот отрезок проходим в связках . Далее начинается подъем в кулуаре с преодоления скальной пробки лазанием , осложненным начавшимся снегопадом . Первый без рюкзака выходит на длину веревки и крепит ее на скальном выступе , подстраховывая закладкой . Надо заметить , что повесить веревку просто за скальный выступ на всем подъеме было проблематично , за отсутствием выступов с нужным уклоном . Поэтому очень пригодились закладки . Можно было и крючья бить , но обошлись все-таки . Далее проход до следующей пробки . Выше нее точка крепления второй перильной веревки . За ней одна веревка перил до перевала . Камнеопасно , желательно первому ставить промежуточные точки страховки и идти без рюкзака . Перевальная седловина имеет место под несколько палаток .Закрыта от ветра со стороны ледника Западный скалами (фото №23). Здесь и заночевали . Тур в скалах .

Примечания

Подножье ледника Западный-начало подъема по осыпи к пер.Рериха

1,5 ч.

Осыпь до 35 гр., открытый ледник до 35 гр.

Камнеопасно

Ледник Западный-седловина перевала

7 ч.

Осыпь до 45 гр., скальные пробки в кулуаре

Метель , сильный ветер

Камнеопасно . Связки , перила-3 веревки, крепление за выступы и на закладки

14.08.05. Погода великолепная – горы плывут над облаками , которые вопреки опасениям растворяются без следа . На спуск ледово-фирновый склон 45 гр. (фото №24) Сдергивание перил : первую веревку с петли продетой в ледовую проушину . Дальше пять веревок на самовыкучивающихся бурах и две последние с нижней страховкой . Обогнули справа одну небольшую трещину и прыгнули через один небольшой берг . После восьми веревок перил склон позволил завершить спуск связками . Ледник Рериха открытый , пологий упирается в моренный вал . Обходим его справа , снимаем кошки , дальше по средней осыпи . Спуск на Аккемский ледник по крутому до 40 гр. конгломератному склону , занимает около получаса . Пройдя немного по камням , покрывающим ледник , по левой его стороне переходим на лед не одевая кошек . В месте , где ледник поворачивает на восток , он сильно изломан . Выйдя на ровный участок двинулись к моренному валу слева (по ходу) . С морены увидели полосу ледника за которой возвышается еще одна высокая морена . Это Томские стоянки . Здесь встали лагерем .

Перевал Рериха-ледник Рериха

600 м

5 ч.

Ледово-фирновый склон до 45 гр. Забитый снегом бергшрунд

Солнечно

Крепление перил на ледобурах Всего восемь веревок

Ледник Рериха-ледник Аккемский

3 км

1,5 ч

Открытый ледник до 15 гр., средняя осыпь до 20 гр, конгломерат до40 гр.

Ледник Аккемский-Томские стоянки

7 км

4 ч.

Открытый ледник , короткий участок ледопада на повороте

Солнце, звезды

Поворот ледника обычно проходят по морене правого склона , но толковой тропы там нет

Томские стоянки-ледник Арбуз-пер.Делоне (2Б,3400)-ледник Менсу-вершина Белуха В. (2Б , 4506)-ледник Менсу-пер.Делоне-ледник Арбуз-Томские стоянки

15..08.05. От Томских стоянок выход на ледник Арбуз слева (по ходу) . Ледник открытый , без трещин , уклон небольшой . Тропа приводит к бергшрунду под перевалом Делоне (фото №25). Подъем по перилам начинается от бергшрунда . До верху провешено всего шесть веревок . По ним вверх и вниз постоянно движутся группы с совершенно разной технической подготовкой . Так как у нас не было на подъем подобных склонов решили пройтись самостоятельно . Первый шел с нижней страховкой и двумя ледовыми молотками , рюкзак на себе , так как его вес уже не обременял. Подъем проходит все время по ледово-фирновому склону , крутизной до 45 гр. и не осложнен никакими дополнительными рисками . Седловина широкая (фото №26), снежная , с нее спуск на ледник Менсу через бергшрунд по снежному мосту , для подстраховки повесили одну веревку перил на ледобуре (фото №27) . Нам ее отцепили добрые люди , которых там очень много . Спустившись за бергшрунд сразу сняли обвязки и пошли вниз по леднику Менсу(фото №28) . В довольно глубоком снегу набита торная тропа . Ледник имеет перегиб(фото №29) , тропа здесь проходит по ледово-фирновому склону крутизной до 40 гр. и ниже имеются трещины , поэтому была повешена веревка на ледорубе , на спуске мы за нее просто придерживались . Тут же двое альпинистов съехали без страховки . Дойдя до середины нижнего плато ледника решили не подниматься по жаре на перевал ББС и разбили лагерь рядом с тропой .

Примечания

Томские стоянки-бергшрунд под перевальным взлетом Делоне

Открытый ледник

Без кошек

Бергшрунд-седловина перевала Делоне (2Б,3400)

300 м

4 ч.

Ледово-фирновый склон до 45 гр.

Перила крепить на ледобурах-6 веревок

Спуск по леднику Менсу под перевальный взлет перевалаББС

1,5 км

1ч.

Тропа по закрытому леднику , 1 веревка на ледово-фирновом склоне до 40 гр.

Прошли не связываясь

16.08.05. Выход в 04.40 , на небе ещё звёзды . За час поднимаемся на перевал ББС по тропе на снежном склоне до 35 гр. Здесь глубоко в снегу вырыты площадки под палатки и почти все они заняты . Хорошо , что не полезли сюда по жаре с полным грузом . Мы свой лагерь оставили внизу и идем налегке . За стоянками начинается траверс пологого склона . Идем по набитой , замерзшей тропе , в паре мест перехлестнутой лавинами (фото №30). Кстати за несколько дней до нас шел снегопад и восходителям приходилось тропить по колено в снегу . Траверс завершается подъемом к перевалу ТКТ (возможно я ошибаюсь) по 35 гр. склону метров сто . Дальше тропа поворачивает направо и идет , активно набирая высоту , к гребню ведущему на перевал Белухинский (фото №31). По гребню сначала снежник до 45 гр., затем движение среди скальных выступов , уклон до 50 гр., местами под ногами лед (фото №32). На скалах висят петли , оставленные видимо МЧС. У нас было две веревки и мы прошли гребень двумя связками . Но желательно вешать перила . Прямо перед нами шла группа альпинистов провешивая перила снизу доверху . Для этой цели они договорились с другой группой альпинистов . Их группа перила вешала , а другая на спуске снимала . Всего на гребне они провесили порядка шести веревок . Наша группа , за исключением двух первых участников , пользовалась этими перилами , дабы не подвергать себя лишнему риску . Подъем по гребню заканчивается широкой седловиной перевала Белухинский . Здесь мы оставили рюкзаки с лишней одеждой . Дальше короткий горизонтальный переход под снежный склон до 50 гр. (фото №33)Имеется узкий , забитый снегом бергшрунд .Здесь две веревки перил на ледобурах . Дальше пологий выход на вершину Белуха Восточная -4506 м. (фото №34,35,36) Весь подъем от ледника Менсу до вершины занял 7 часов общего времени . На спуске пользовались все теми же перилами . Задерживали идущие вверх . Среди них кстати была шестилетняя девочка с мамой . От подножия гребня до лагеря на леднике Менсу спуск практически бегом , убрав все снаряжение в рюкзак . В лагере были к 16 часам .Устроили снежные ванны .

Ледник Менсу-перевал ББС

Снежный склон до 35 гр.

Звезды , легкий минус

Палатки с лишним снаряжением оставили на леднике Менсу

Пер.ББС-пер.ТКТ

Ясно

Гребень-перевал Белухинский

2 ч.

Снежно-ледовый склон до 45гр., скалы ,лед до 50 гр.

Движение в связках и по провешенным перилам 6 веревок на бурах и петлях

Перевал Белухинский-вершина Белуха В.

1ч.

Снежно-ледовый склон до 50 гр.

2 веревки на ледобурах

Вершина Белуха В.-ледник Менсу

3 ч.

Снежно-ледовый склон до 50гр.

Солнце

По пути подъема и провешенным перилам

17.08.05. С ледника Менсу до перевала Делоне 1,5 ч. Перегиб ледника и подъем на перевал прошли без применения перил . С седловины спускаемся по перилам МЧС , навстречу уже идет коммерческая группа . Спуск замедляется . Прямо на перилах у нашей группы были куплены два жюмара . Перильные веревки сильно натянуты . Вообще на спуске по провешенным перилам , которыми пользуется большое количество людей , желательно использовать в качестве тормозного устройства «карабинный тормоз» , а не восьмерку . От берга , под перевальным взлетом , до Томских стоянок- 20 минут . Забираем заброску , оставленную в железном домике , обедаем . С Томских стоянок уходим вниз по языку ледника между правым склоном и моренным гребнем . Кошки упрятали в рюкзаки и напрасно , у поворота на север ледник сильно покат . Переходим сначала на моренный гребень идущий по леднику , затем с него на правый осыпной склон . Местами попадаются турики , но они скорее обозначают общее направление , тропы на склоне нет . За зоной разломов , на леднике , переходим со склона на моренный гребень . Здесь из камней сложены пирамидки . Гребень скоро вливается в ровную морену правого склона , по ней идти полегче , но тропы все равно нет до конца ледника . В конце ледника появляется четкая тропа , морена вскоре заканчивается , начинаются кустики ручейки и симпатичные разливы . Доходим до пойменных лугов выше Аккемского озера . На левый берег Аккема навешен мост . Отсюда движение по разбитой лошадьми , грязной тропе . Долина реки широкая и мокрая . Это фактически верховья Аккемского озера .По берегам полно народу . Встаем на ночевку у речки с мостом , по левому берегу , в верховьях озера Аккем . Аккемское озеро мелкое и довольно грязное на вид . На левом берегу озера , в низовьях , находятся метеорологи и МЧС . Здесь находится журнал , для выходящих на маршрут групп , дублирующий журнал ПСС Горноалтайска . Мы отметились о успешном окончании маршрута , но как выяснилось позже эта информация до ПСС Горноалтайска не дошла , и те по прошествии контрольного срока звонили почему то в Питер , хотя наверняка имеют постоянную связь с Аккемом . Так что не забывайте звонить , по окончании маршрута в ПСС Горноалтайска , тем более , что люди беспокоятся .

Томские стоянки-верховья оз.Аккем

10 км

5 ч

Открытый ледник , морена , тропа

солнце

18.08.05. Спуск по левому берегу р.Аккем . По лесу идет набитая тропа , правда в дождливую погоду она превращается в грязевую ванну . Примерно напротив горы Езим –отметка 2402 по правому берегу , основная тропа уходит резко вверх по лесному склону . Вдоль воды продолжает идти менее выраженная тропа , идти по ней не надо . Основная тропа довольно долго набирает высоту по лесу , пересекает пару речек с неплохими стоянками и выходит на поля . Здесь есть пара стоянок под березами , место называется «у трех берез» . Дальше пара километров по дороге через поле , до развилки : налево к перевалу Кузуяк , направо к чайной , туда зазывает рекламный щит , только до нее метров 500 , а не пятьдесят как указано на шите . Чтобы в нее попасть надо спуститься к реке и перейти ее по широкому деревянному мосту . В чайной готовят на заказ , но немного выпечки они держат на готове . Есть пиво , чай , сметана , мед . Очень вкусны пирожки с капустой , похуже местные лепешки . Все по приемлемым ценам . Мы здорово устали , к тому же был шанс что из Тюнгура заедет трактор , который занимается подвозом туристов . Заночевали напротив чайной , на левом берегу Аккема .Здесь неплохие стоянки .

Примечания

Верховья оз.Аккем-чайная у поворота к перевалу Кузуяк

30 км

12 ч.

Солнце

Один участник с больной ногой

19.08.05. Трактор не заехал и рано утром мы отправились в Тюнгур по дороге ведущей через перевал Кузуяк . Дорога сильно подразбита тракторами , местами спрямляется тропой . Подъем на гребень довольно утомителен , хотя и проходит в лесу и занимает от 2 до 4 часов . Спуск по дороге , приличная нагрузка на колени и ступни , до полей в долине р.Катунь , занимает 1 час . Переход через поля и лес до р.Кучерла в поселок Кучерла – 1 час . От моста через р.Кучерла до базы в Тюнгуре около часа .

Примечания

Чайная на р.Аккем-база в Тюнгуре на р.Катунь

17 км

6 ч

Дождик , солнце

В Тюнгуре нас ждала , заказанная раньше Газель . Выехали , как договаривались в 15 часов по местному , успели перекусить и искупаться в прозрачно-голубой и теплой воде Катуни .Проезжая пост пограничников прошли проверку по списку и сдали выданный ими пропуск . В Бийск прибыли в три ночи , часть наших повезли в Барнаул к самолету , а мы пошли спать до 6 часов на автовокзал , куда нас пустила охрана за 50 руб. с человека .

Дополнительная информация :

Фирма : Перед заездом мы связались по электронной почте с фирмой ООО "БийскАлтайТур" (БиАлТур)
E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
bialtur@mail.biysk.ru

ICQ# 28152418
Тел: (3854)23-31-11, 32-42-22, 32-00-21

Фирма обеспечила комфортный заезд до Тюнгура , разместила на ночь на своей базе , дала проводника с лошадьми и вывезла группу из Тюнгура в оговоренный срок . За все это ей большое спасибо !

Пограничники : Что бы не терять свое время имейте список группы с паспортными данными и сроками пребывания в погранзоне . Пропуск оформляйте на одного человека-руководителя+то количество человек , которое вместе сним будет выезжать обратно .

Алтайская республиканская ПСС : 659700 г.Горно-Алтайск ,ул.Алтайская , 26/1,кв.2 , т: (38822) 3-17-97 2-91-41 .

Железная дорога : Москва , Казанский вокзал – при входе на перонстоял кордон и у всех несущих большие авоськи требовал багажный билет . Разрешенный максимальный вес на одного человека по билету 50 кг. Из них 36 кг – бесплатно , остальное оплачивается в зависимости от растояния . Сама процедура взвешивания стоит 50 руб. На руки выдается багажный билет с указанием кол-ва багажных мест . Вобщем можно взвесить меньше , а пронести больше , главное соблюсти кол-во сумок . Чтобы уложиться в 50 кг./на человека пришлось слегка помухлевать , вся процедура обошлась почти в 500 руб. с группы . Пока взвешивались чуть не опоздали на поезд , а контроль с перона уже ушел .

Поезд проходит небольшой участок по территории Казахстана . Ждали пограничников , опасаясь за бензин , но их не было .

Кстати при проезде станции Петропавловск-в Казахстане , советуем забежать на рынок , он рядом со станцией .

Билеты брали в Питере до Бийска через Москву и из Бийска до Новосибирска . От Новосибирска в Питере ничего подобрать не удалось , в кассах просто нет полной информации по тамошним поездам , в Москве то же самое . Решили брать билеты в Новосибирске и не пожалели . Получили места из брони , на поезд отходящий через несколько часов до Омска , а там пересели на фирменный поезд до Питера (через Москву). Дорога получилась интереснее .

Лошади : По долинам Кучерлы и Аккема налажено конное сообщение . Мы наняли , для подвоза груза конюха на лошади + 1 грузовую лошадь . Они доставили груз до базы на Кучерлинском оз. Дальше конной тропы нет . На одну грузовую лошадь разрешено грузить не более 60 кг , на лошадь сопровождающего до 30 кг. С весами конечно никто не стоит . Но если у вас груз объемный (например провизия) в переметные сумы конюха он вполне может и не вместиться .Нас выручили дорожные – клетчатые сумки , но они ненадежны , в дороге рвутся . Советую прихватить пару прочных холщовых мешков . За подвоз лошадьми от Тюнгура до базы на Кучерлинском озере оплачивается три дня (включая обратный путь) по 550 р./день за лошадь . Лошадь сопровождающего оплачивается . База находится в низовье озера на левом берегу . С Аккемского оз. до Тюнгура можно спуститься на лошадях за полтора дня . Говорят очень запоминающаяся поездка .

Продукты в поезд : Хорошо идут и можно брать на весь путь сало , чеснок ,овощи , яблоки , печенье и майонез .

На маршруте витаминами почти не питались – спасибо жимолости и грибам .

Снаряжение : накидки-пончо фирмы Салева и аналогичные фирмы Хоббит в постоянно дождливую погоду себя зарекомендовали плохо , т.к. работать с веревками в них неудобно и главное они изнутри постоянно мокрые , причем эта вода похоже не конденсат , а снаружи . Появилось желание обзавестись легой и абсолютно не промокаемой курткой

Скальные крючья не пригодились – обошлись закладками .

Очень пригодились рации . По долине они обеспечивают связь до пяти км.

Затраты :

Поезд-4130 р.

Машина-2000 р.

Лошади-500 р.

Раскладка+аптечка +заброска-2341 р.

Итого на 1 человека- примерно 9000 руб. неизбежных затрат .

ИТОГИ ПОХОДА , ВЫВОДЫ И РЕКОМЕДАЦИИ

Поход пройден успешно всеми участниками группы . Цели похода выполнены . Понравился проход кольца по долинам рек Йолдо Сев., Нижний Кураган , Айгара , Йолдо Южн. Здесь мы не встретили ни одной группы , что являет резкий контраст с долинами рек Кучерла и Аккем . Группа посетила наиболее известные и красивые места района : озера Кучерлинское, Аккемское , Дорошколь . И в заключении подъем на главную вершину сибири- Белуху .

Маршрут был изменен . Вместо заявленного в основном варианте перевала Щель-2А,2800 пройден заявленный запасной Айгары 2Б,2800 . Замена вызвана тем , что так и не удалось найти описания перевала Щель . Выход же на перевал Айгары достаточно просто определяется с помощью карты и компаса .

Вместо перевала 100 лет УМПО 2Б,3050 пройден перевал Тринадцати 1Б , 3000 обозначенный на цветной километровке Катунской подковы как Немыцкий Западный 1А , 2950 под № 66 . Здесь в картах допущены ошибки . На цветной километровке верно показано расположение ледников Немыцкого и Йолда совпадая с топографической картой , а названия перевалов навраны . Немыцкий Зап. на ней указан на месте перевала Тринадцати . На Уфимской схеме –хребтовке за 1986 г. перевалы в хребте указаны верно , но неправильно показан отрог Соляйкина грива . На месте разобраться во всем этом не удалось поэтому прошли как прошли . Причиной же изменения маршрута стало отставание от графика на сутки , ограниченное кол-во продуктов , плохая погода и риск застрять под перевалом 2Б , тем более , что описания перевала 100 лет УМПО имелись очень скудные , а задача первого кольца с прохождением перевала Айгары была уже выполнена .

Для всех кто еще не был на Алтае могу сказать : Обязательно побывайте ! На Алтае особенный микроклимат , мы не страдали от горняжки , у нас не загнивали ссадины и даже довольно серьезные порезы . Не было ощущения нехватки витаминов и общего истощения организма к концу похода . Мягкий климат , великолепная природа . В долинах Кучерлы и Аккема очень много туристов и , что примечательно все они здороваются , даже встречаясь с вами по нескольку раз на дню . Туристический сервис цивилизован и хорошо налажен . При условии хорошей погоды и опытном руководстве , подняться на вершину Белуха сможет чуть ли не каждый желающий . Но чтобы насладиться Алтаем вовсе не нужно штурмовать снежные вершины . С простейшим снаряжением можно пройти незабываемый маршрут , просто гуляя среди неповторимых уголков природы .

ФОТОАЛЬБОМ и КАРТЫ

(в конце подписи указан номер фото по тексту)