Руководитель: Т.Большакова, Москва

Отчет о горном походе 1 с эл. 3 к.с. по Тянь-Шаню в 2009 г.

ОТЧЕТ

о походе 1 с элем. 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (Терскей-Алатау)

проведенном с 11 июля по 26 июля 2009 года

Руководитель Большакова Т.Н.

Москва
2009

Справочные сведения о походе

Вид туризма: горный

Район: Терскей-Алатау (Центральный Тянь-Шань)

Категория сложности: первая с элементами третьей

Количество участников: 7

Сроки проведения: 11 июля - 26 июля

Продолжительность: 16 дней

Протяженность: 105,6 км

Нитка маршрута: ФГС (р. Чонг-Кызылсу) – пер. Арчатор (1А, 3930м) – р. Джети-Огюз – пер. Арчалытор Сев. (2А, 4400м) – р. Уюктор – а/л Каракол – пер. Панорамный (1А, 3771м) – в. 30 лет ВЛКСМ (1А, 4090м) – оз. Алакель – пер. Такыртор (1Б, 4040м) – горячие источники Алтын-Арашан – пос. Теплоключенка

Пройдено перевалов и вершин: 5, из них 1А – 3 (из них 1 вершина 1Б альп.), 1Б -1, 2А - 1

Максимальная высота: 4400м (пер. Алчарытор Северный)

Максимальная высота ночевки: 4400м (пер. Арчалытор Северный)

Список группы

Участки маршрута

Км

заезд

ФГС - подход под пер. Арчатор (1А)

6,3

м/н – пер. Арчатор (1А) – р. Джети-Огюз

м/н – подход под лед. перед пер. Арчалытор Сев.

6,5

м/н - подход под перевальный взлет пер Арчалытор Сев.Арчалытор

м/н – пер. Арчалытор Сев. (2А)

м/н – спуск в долину на зеленые площадки

м/н – а/л Каракол

13,7

Дневка

м/н – подход под пер. Панорамный

5,2

м/н – пер Панорамный (1А), рад. восхождение на вершину 30 лет ВЛКСМ (1А) – скальная перемычка на западной оконечности оз. Алакель

4,1

Высота 3930 м

Характер осыпной

Ориентация восток-запад

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау. Соединяет долины рек Джеты-Огуз (р. Асантукум) и р. Чон-Кызылсу (р. Арчатор)

Прохождение 11-13 июля 2009 года из долины р. Чон-Кызылсу. Снята записка коммерческой группы туристов из Великобритании и Германии под руководством Жидкова Анатолия (гид) от 08.04.2009.

Необходимое снаряжение: ледорубы, палки, каски, основная веревка.

Описание даётся от ФГС до слияния рек Джеты-Огуз и Асантукум.

11.07.

Вечером ставим лагерь в километре ниже слияния рек Чон-Кызылсу и Карабаткак (на левом берегу).

12.07.

На следующий день 12 июля выходим в 8.20, переходим по остаткам моста через приток р. Чон-Кызылсу (Фото1) и идем по дороге до ФГС. Здесь переходим на правый берег р. Чон-Кызылсу и продолжаем движение по дороге. Через 1.15 выходим к месту слияния р. Карабаткак и Арчатор. За 30 минут по тропе, идущей по травянистому склону крутизной до 25º, поднимаемся в висячую долину р. Арчатор. Начинается дождь, и в 12.40 мы останавливаемся на обед. В 14.45 продолжаем движение по правому берегу р. Арчатор. (Несколько раз переходим по камням на левый берег и обратно.) В 2 часа по тропе идущей вдоль правого берега реки выходим на травянистые площадки и здесь около реки в 16.55 ставим лагерь. Отсюда хорошо виден путь подъема на перевал Арчатор (Фото 2).

13.07.

Ночью идет снег. Выходим в 8.10. Тропы не видно, поэтому идем, держа направление на перевал, который периодически появляется из-за облаков (Фото 3). За 2 часа подходим под перевальный взлет (мелкая и средняя осыпь крутизной 25º, покрытая свежевыпавшим снегом). Идем по маркированной турами тропе. В 11.20 выходим к туру перевала Арчатор (1А), где встречаемся с группой Маши Чистяковой. Седловина перевала узкая скально-осыпная. Тур находится в центре перевала.

В 11.55 начинаем спуск. С восточной стороны перевала свисает карниз. Пробиваем его и провешиваем веревку для спортивного спуска, закрепив ее на скальном выступе (Фото 4). Под снегом встречаются обледенелые камни Подошедшая группа из ТК «Вестра» сбрасывает веревку после спуска последнего участника. Сами они обходят карнизы слева и спускаются по осыпи. Мы же выходим на снежник и по нему выходим на тропу траверсирующую левый борт долины (Фото 5). Снега много. В некоторых местах мы проваливаемся выше колена.

В 13.00 собираемся на морене в месте ее выполаживания (Фото 6). Спуск по морене до зеленки занимает 40 минут, путь маркирован турами. Далее спускаемся по пологому травянистому склону, по левому берегу ручья. В 14.45 на ровных зеленых площадках у черных скал останавливаемся на обед.

Выходим в 16.25. Идем по тропе по левому берегу р. Асантукум. За 50 минут подходим к началу спуска из нашей висячей долины. Тропа идет по зарослям арчи, переходящим в еловый лес. По ней за 55 минут спускаемся к слиянию р. Джеты-Огуз и Асантукум. Р. Асантукум разливается здесь на несколько рукавов. Первый мы переходим по камням, второй в брод. Отойдя от слияния на 200 метров в 19.05 ставим лагерь.

Путь от места стоянки до слияния р. Чон-Кызылсу и Арчатор. 1 час 5 минут

Подъем под перевальный взлет 4 часа 55 минут

Преодоление перевального взлета 55 минут

Спуск с перевала до травянистых площадок у черных скал 2 часа 20 минут

Спуск в долину р. Джеты-Огуз 2 часа

Всего: 11 часов 15 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Арчатор — это несложная 1А. Для его прохождения требуется применение снежной техники и начальных навыков работы с веревкой. Рекомендуется к прохождению группам, совершающим походы от 1 к.с. Перевал можно планировать в качестве первой 1А.

Перевал Арчалытор

Высота 4400 м

Характер ледово-осыпной

Ориентация восток-запад

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау. Сединяет долины рек Джеты-Огуз (р. Арчалытор) и Каракол.

Прохождение 14-17 июля 2009 года из долины р. Джеты-Огуз.

Необходимое снаряжение: ледорубы, палки, каски, обвязки, основная веревка.

Описание даётся от р. Байтор до а/л Каракол

14.07.

Выходим в 7.45. Переходим вброд р. Байтор метрах в пятидесяти выше ее слияния с р. Джеты-Огуз. Продолжаем движение по левому берегу р. Джеты-Огуз по ходу ищем место для переправы на противоположный берег. Несмотря на дождливую погоду, уровень воды в реке достаточно небольшой. Находим небольшой разлив. Воды чуть выше колена. Переходим индивидуально (Фото 8). В целом переправа не вызывает никаких сложностей.

За 20 минут по хорошей тропе доходим до слияния рек Арчалытор и Айланыш. Здесь важно не пропустить скотопрогонную тропу, уходящую под деревьями круто вверх на склон. Тропа начинается левее заметного скального обнажения и идёт в обход сбросов в верхнюю, уже безлесную долину (1 час от слияния). На пути приходится преодолеть завал, устроенный пастухами (Фото 9).

Висячая долина р. Арчалытор отделена длинным гребнем, который нужно обогнуть справа, чтобы подойти к перевалу Арчалытор Северный (Фото 10). Довольно долгий, но некрутой подъём по курумникам, травянистым склонам, осыпям и моренам выводит на травянистые площадки перед мореной. Здесь можно разбить лагерь. Мы же в 13.00 организуем здесь обед.

Выходим в 14.50. Погода начинает портится, дождь переходит в снег. Поднимаемся по правобережной морене (крупная и средняя осыпь) (Фото 11). Тропа маркированная турами появляется только на подходе к озеру. Непосредственно на берегу озера стоянок нет, но зато есть готовые площадки метрах в 200 чуть не доходя до него. Здесь в 18.30 встаем на ночлег (Фото 12).

Отсюда открывается вид на осыпную седловину перевала Рижан (1Б) и на начало пути подъема на перевал Арчалытор Северный (2А).

15.07.

Выходим в 8.40. От стоянок за 25 минут доходим до ледника. Он обрывается в озеро, по которому плавают айсберги. Выходить на ледник лучше справа по ходу, с левого берега речки (Фото 13). Со склонов слева по ходу идут камнепады.

Перед выходом на ледник надеваем обвязки и связываемся, так как там могут быть трещины. Движение по леднику затруднено большим количеством свежевыпавшего снега. В 14.50 подходим к ледовому лбу, покрытому глубоким снегом. Начинаем движение прямо вверх (слева со скал может сыпать). Выпускаем вперед лидера, который без рюкзака провешивает полторы веревки, организуя станции на ледорубах. В 17.30 выходим на пологую площадку, где и ставим лагерь. Высота около 4000 метров.

16.07.

Погода не позволяет выйти рано. Идти на перевал в отсутствии видимости представляется неразумным. В итоге выходим в 10.45. Движемся в связках в направлении перевала (Фото 14). Справа по ходу видны многочисленные разломы. За 1.30 минут подходим под перевальный взлет. Провешиваем две веревки вверх. Станции организуем на ледорубах (Фото 15). В 16.25 группа собирается на перевале.

Погода окончательно портится. Принимаем решение ночевать на перевале. Вырываем площадку, защищенную с трех сторон снежными стенами, с четвертой натягиваем тент.

Тур искать не стали, так как с перевала свисают неприятные карнизы.

Замечание: на фотографиях перевала Арчалытор Северный с западной стороны в имеющихся у нас отчетах он изображен ровно в том месте, куда мы вылезли. Однако в тех же отчетах на фотографиях перевала с восточной стороны седловина указана несколько южнее. Именно там находится тур.

17.07.

Погода налаживается и в 7.00 начинаем спуск с перевала. От скалы, прямо вниз, провешиваем 50 метров перил. Станции организуем на ледорубах. Последний идет с нижней страховкой. Затем склон немного выполаживается, и мы спускаемся к небольшому скальному каньону индивидуально, страхуясь ледорубом. Здесь мы снова провешиваем 50 метров перил. Последний уходит с нижней страховкой. В принципе, в другую погоду можно пройти и левее, но сейчас там видны лавинные следы, справа же свисают огромные карнизы (Фото 16).

В 12.10 выходим на закрытый ледник, текущий на восток. После обеда, в 13.45 продолжаем движение по леднику, предварительно связавшись. Идем на восток к «узким воротам», откуда ледник спускается по рантклюфту на осыпной склон, а с него - на моренный вал, местами засыпанный снегом. Ниже уже начинается тропа, которая серпантином выводит немного вправо, в уютный, заросший травой моренный карман с чистым ручьём. Это отличное место для стоянки. Здесь в 18.10 мы ставим лагерь.

Выходим в 11.20. Идем по набитой тропе, маркированной турами. По ней в 13.00 выходим под язык ледника Онтор. Продолжаем движение по тропе, по левому берегу реки, вытекающей из-под ледника Онтор (Фото 17). В 15.55, преодолев разлив, встаем на обед перед моренным валом. В 16.30 продолжаем движение по тропе, которая огибает моренный вал справа, а затем входит в заросли арчи. По ней в 19.15 подходим к р. Телеты, через которую переправляемся по мосту. Через 35 минут мы в а/л Каракол.

Путь от р. Байтор до слияния рек Арчалытор и Айланыш 55 минут

Путь по долине до а/л Каракол 5 часов 25 минут

Всего: 32 часа 40 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Арчалытор является интересной 2А. С него открываются красивые виды на вершину Джигит и пик Каракольский. Рекомендуется к прохождению в походах 3 к.с. и выше.

19.07. Дневка.

По состоянию здоровья Евгений Кочерга отказался участвовать в продолжении похода и решил дождаться нас в Караколе. Ему удалось туда уехать на попутной машине.

Перевал Панорамный

Высота 3771 м

Характер осыпной

Ориентация северо-восток - юго-запад

Расположен в северном отроге хр. Терскей-Алатау, к югу от оз. Алакель, между в. 4090.5 м 30 лет ВЛКСМ и в. 4004,4м.

Прохождение 20-21 июля 2009 года со стороны долины ручья - последнего правого притока р. Кельтор, на север, к оз. Алакель. Снята записка группы туристов турклуба «Вестра» под руководством Сальниковой Марины от 20.07.2009.

Необходимое снаряжение: палки, каски.

Описание дается от а/л Каракол до оз. Алакель

20.07.

В 8.55 выходим из а/л Каракол. В 9.30 по мостам переправляемся на правый берег р. Кельтор чуть выше ее слияния с р. Онтор. Тропа идет мимо коша, а затем круто уходит в лес. Выйдя из леса, идем, плавно набирая высоту правым склоном долины р. Кельтор, довольно высоко над рекой. Под нами с обоих берегов прижимы. В 10.35 подходим к ручью. Продолжаем движение вдоль русла ручья переходя с одного берега на другой (Фото 18). В 14.20 выходим на выполаживание перед перевалом Панорамный и здесь ставим лагерь (Фото 19). Воду берем в ручье.

Выход в 8.00. За 30 минут подходим под перевальный взлет (Фото 20). Поднимаемся по конусу сыпухи, выходящей между двух скалок, крутизной до 25° (Фото 21). Поднимаемся по левой и правой скальной гряде по разрушенным скалам или рядом с ними по сыпухе мелкой и средней величины (Фото 22). Движемся плотной группой. В 10.30 мы на перевале.

Перевал представляет собой широкое седло. Здесь можно разбить лагерь. С перевала открывается прекрасный вид на озеро Алакель (Фото 23) и на хребет Терскей-Алатау.

После восхождения на пик 30 лет ВЛКСМ в 17.05 мы начинаем спуск с перевала (Фото 26). Тропа идет по осыпному склону, перерезаемому снежниками. Не доходя до озера, тропа траверсом уходит налево (Фото 27). По ней мы за 45 минут доходим до скальной перемычки на западной оконечности оз. Алакель, и здесь в 18.15 ставим лагерь.

Путь от а/л Каракол до ручья 1 час 25 минут

Подъем под перевальный взлет 3 часа 5 минут

Преодоление перевального взлета 50 минут

Спуск с перевала до озера 15 минут

Траверс вдоль озера до скальной перемычки 45 минут

Всего: 6 часов 20 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Панорамный — это несложная и технически неинтересная 1А. Однако с него открывается прекрасны вид на оз. Алакель. Перевал может быть рекомендован к прохождению в походах любой сложности.

Вершина 30 лет ВЛКСМ по вост. гребню с пер Панорамный

Категория трудности 1А (1Б Альп.)

Высота 4090 м

Характер скально-осыпной

Расположена в северном отроге хр. Терскей-Алатау, к юго-западу от оз. Алакель. Последняя во второстепенном отроге.

Прохождение 21 июля 2009 года со стороны пер. Панорамный. Снята записка группы туристов турклуба «Вестра» под руководством Сальниковой Марины от 20.07.2009.

Необходимое снаряжение: каски.

Оставляем на перевале рюкзаки и в 11.05 выдвигаемся в сторону вершины 30 лет ВЛКСМ (Фото 24).

Поднимаемся по ребру, идущему с перевала, все идется ногами, камнеопасно! Выше встречаются участки простейшего лазания, особенно при обходе жандармов. Крутизна гребня не превышает 20°. Обходим их слева по ходу.

На выполаживании появляется снег (Фото 25). По следам, оставленным туристами ТК «Вестра» подходим к триангуляционному знаку и снимаем их записку. На вершине мы в 12.45. На севере видна долина оз. Иссык-Куль и можно разглядеть даже восточный его залив.

В 13-00 начинаем спуск с вершины. Спускаемся по пути подъема. В 15.30 мы снова на перевале.

Всего на подъем было затрачено 1 час 40 минут, на спуск 1 час 15 минут.

Выводы и рекомендации

Вершина 30 лет ВЛКСМ является прекрасной «смотровой площадкой». Отсюда открываются живописный вид на оз. Иссык-Куль. Вершина может быть рекомендована к прохождению в походах любой сложности.

Перевал Такыртор

Высота 4040 м

Характер снежно-осыпной

Ориентация восток-запад

Расположен в северном отроге Главного хребта и соединяет долину озера Алакель и долину реки Такыртор.

Прохождение 22-24 июля 2009 года от оз. Алакель. Снята записка группы туристов ТК «Муми-Тролль» от 23.07.2009.

Необходимое снаряжение: ледорубы, палки, каски.

Описание даётся от западной оконечности оз. Алакель до горячих источников Алтын-Арашан.

22.07.

Выходим в 9.10 и сразу переправляемся вброд на правый берег озера Алакель (Фото 28). Можно попробовать перепрыгивать по камням, но вброд надежней. К тому же воды не выше колена.

Тропа к перевалу Такыртор ведет вдоль северного берега озера. По тропе за полчаса поднимаемся на выходы скал (пройти без набора высоты нельзя, скалы круто уходят прямо в воду), оттуда хорошо виден ледник Такыртор. Затем 15 минут идем по тропе высоко над озером. Основная тропа забирает выше, на пер. Алакель Северный. Мы же продолжаем траверсировать склон по крупной осыпи, не спускаясь к воде и вскоре снова выходим на тропу.

Перед крутой осыпью, уходящей в воду, поднимаемся на склон, чтобы обойти верхом обрывающиеся в воду скалы. Таким же образом, по маркированной турами тропе, обходим и второй скальный выступ (Фото 29). В 12.45 мы у восточной оконечности озера Алакель. Пользуемся возможностью искупаться. Затем за 20 минут, обходя справа по ходу поросшие травой "бараньи лбы", выходим «на последнее место перед ледником, где еще можно вставать лагерем - ровные каменистые площадки рядом с речкой, слегка поросшие травой». Спешить нам некуда, и мы ставим здесь лагерь.

23.07.

Выход в 6.45.

За 20 минут подходим к языку ледника и поднимаемся на него по правой морене. Ледник крутизной 5-10 градусов, благодаря мелкому мусору на поверхности ледника, удается обойтись без кошек. Ледник Такыртор закрытый (Фото 30). На этот раз снег держит хорошо и мы не проваливаемся. На леднике есть несколько мульд, первые две мы оставляем слева по ходу, а затем проходим между оставшимися. В 8.45 мы под перевальным взлетом. Солнце еще не успевает растопить снег и мы за 25 минут выходим на перевал по ступеням, сделанным несколько дней назад (Фото 31).

Седловина перевала узкая, скально-осыпная, палатки разместить сложно, но возможно. На запад открывается вид на ледник Такыртор, на восток - на узкую осыпную долинку, отгороженную от ледника Экичат Северный сильно разрушенным скальным хребтом .

В 10.05 начинаем спуск с перевала (Фото 32). На восток с седловины свисает большой снежный карниз, который мы обходим слева (с севера). Восточный перевальный взлет представляет собой сильно разрушенный скально-осыпной склон. Идем плотной группой по правой части склона (Фото 33). Верхняя часть склона представляет собой сеть осыпных кулуаров со скальными выходами между ними, нижняя - среднюю живую осыпь. За 30 минут мы спускаемся с перевала на снежник, окруженный со всех сторон моренными валами (Фото 34). Еще через 10 минут выходим к ровным скальным выходам. Здесь течет ручей и есть места под палатки.

Продолжаем движение по центру долины (переходя с одного на другой берег осыпного желоба, в котором под камнями течет ручей) до травянистой висячей долины. Явной тропы нет, но местами попадаются туры. На выполаживании на травянистом склоне в 12.00 встаем на обед (Фото 35).

После обеда выходим в 14.25. Идем вдоль ручья и скоро подходим водопаду. Переходим по камням через правый приток р. Такыртор. Отсюда начинается плохо заметная тропа. По ней в 14.55 подходим к теплым минеральным источникам (небольшое ответвление от основной тропы влево по ходу). Затем тропа уходит на довольно крутой склон и идет по нему серпантином, оставляя слева еще один водопад (Фото 36). Ниже водопада надо переправляемся на левый берег р. Такыртор. Место переправы маркировано туром.

Продолжаем движении по тропе, которая проходит через заросли арчи. По ней в 16.25 выходим к слиянию рек Чон-Узень и Таштектор. И здесь на полянке ставим лагерь.

24.07.

Выходим в 9.15. По обеим сторонам долины реки Алтын-Арашан идут хорошо набитые тропы. (По правому берегу тропа начинается от слияния рек Чон-Узень и Таштектор) (Фото 37). Мы идем по левому берегу и в 13.05 оказываемся на горячих источниках Алтын-Арашан. Здесь в леске мы ставим лагерь. Воду берем в роднике. Вечером купаемся в источниках, заплатив по 100 сом с человека.

Путь от западной до восточной оконечности оз. Алакель 2 часа 35 минут

Подъем под перевальный взлет 2 часа

Преодоление перевального взлета 25 минут

Спуск в долину до слиния рек Чон-Узень и Таштектор 3 часа 20 минут

Спуск в Алтын-Арашан 3 часа

Всего: 8 часов 55 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Такыртор представляет собой классическую 1Б, которую можно рекомендовать как для походов 2 к.с., так и для акклиматизации в походах более высоких категорий сложности. Прохождение перевала позволяет посетить озеро Алакель, самое крупное и красивое высокогорное озеро в районе.

25.07.

Спускаемся в Теплоключенку.

Схема маршрута

Красным треугольником отмечены места стоянок.

Фотоальбом

Фото 1. Переправа через приток р. Чон-Кызылсу

Фото 2. Путь подъема на пер. Арчатор (1А) с запада

Фото 3. Перевал Арчатор утром 13.07.09.

Фото 4. Спуск по перилам спортивным способом.

Фото 5. Путь спуска с пер. Арчатор (1А) на восток (вид с перевала).

Фото 6. Вид на спуск с пер. Арчатор (1А) с морены.

Фото 7. Переправа через р. Асунтукум.

Фото 8. Переправа через Джеты-Огуз.

Фото 9. Преодоление завала на тропе.

Фото 10. Долина р. Арчалытор.

Фото 11. Подъем по морене.

Фото 12. Озеро перед пер. Арчалытор Северный.

Фото 13. Путь подъема на пер. Арчалытор Северный (2А)

Фото 14. Седловина пер. Арчалытор Сев. (2А)

Фото 15. Выход на пер. Арчалытор Северный (2А). На заднем плане пер. Рижан (1Б). Вид с перевала Арчалытор Северный.

Фото 16. Перевал Арчалытор Северный с востока. Путь спуска.

Фото 17. Долина р. Онтор.

Фото 18. Подъем вдоль русла ручья.

Фото 19. Путь подъема на пер. Панорамный (1А) с северо-востока.

Фото 20. Пер. Панорамный (1А)

Фото 21. Путь подъема между скал.

Фото 22. Путь подъема от места стоянки.

Фото 23. Озеро Алакель. Вид с пер. Панорамный (1А).

Фото 24. Начало подъема на вершину 30 лет ВЛКСМ.

Фото 25. Выход на вершину 30 лет ВЛКСМ.

Фото 26. Спуск с пер. Панорамный на юго-запад.

Фото 27. Путь траверса вдоль озера Алакель до скальной перемычки.

Фото 28. Брод около скальной перемычки. Озеро Алакель.

Фото 29. Путь обхода скальных выходов.

Фото 30. Пер. Такыртор (1Б) с запада.

Фото 31. Пер. Такыртор с запада. Подъем по перевальному взлету.

Фото 32. Начало спуска с пер. Такыртор (1Б) на восток.

Фото 33. Путь спуска с перевала Такыртор.

Фото 34. Путь спуска с пер. Такыртор на восток.

Фото 35. перевал Такыртор (1Б)

Фото 36. Водопад на р. Такыртор.

Фото 37. Долина р. Алтын-Арашан.