Автор: Игорь Паша, Москва

Восхождение на Эльбрус в 1829 году. Архивные материалы.
Часть 5. Свидетель Щербачев.

Примерно год назад я опубликовал на этом сайте четыре части моего архивного исследования в связи с восхождением на Эльбрус в 1829 году в рамках экспедиции Емануеля. Я представил свидетельства двух участников экспедиции, собкора тифлисской газеты Щастливцева и венгерского туриста Беша, а также более поздние пересказы не имевших к экспедиции отношения князя Голицына и военного историка Потто. Потом я взял годичную паузу, рассчитывая обогатиться за это время первоисточниками от главного научного участника (и секретаря) экспедиции академика Купфера и главного участника и непосредственного свидетеля самого Эльбрусского восхождения адъюнкта академии Ленца. Документы по Купферу я собрал, но с «делом Ленца» вышла заминка, потому что выяснилось, что оно глубокими и прочными корнями уходит в библиотеку Тартуского университета и академические архивы Санкт Петербурга.

Господь, к счастью, не злонамерен в своей изощренности. Недавно он подарил мне возможность знакомиться с документами Российского Государственного Военно-исторического архива (РГВИА), который размещается в Лефортовском дворце (Дворце Петра I на Яузе). Там сосредоточены документы о российской армии за период с конца 17 века до 1918 года. Материалы по экспедиции Емануеля собраны в одно пухлое дело под номером 1014, на 49 листах. Увы, оригинал дела до конца этого года не доступен, но можно пользоваться только микрофильмом. Однако и с тем сейчас беда: копирование любых документов временно закрыто по причине сезонного летнего ухода копиистов в отпуск. Так что я пока довольствовался выписками из документов по ходу просмотра пленки на экране.

Наиболее существенные документы общего содержания в Деле № 1014 – это представленная на пяти листах, с программой и сметой экспедиции, «записка генерала Шторка [президент Академии] о предположении Академии наук касательно ученого путешествия в странах Эльбруса» (27 февраля 1829), составленная для Императора на четырех листах «записка генерала князя Ливена об участвовании Академии наук в экспедиции к странам Эльбруса» (22 марта 1829), «Отношение генерала графа Чернышева к Г.Л. графу Паскевичу-Эриванскому, коим уведомляет, что Его Величество соизволил одобрить предположение генерала Емануеля касательно дозволения Академии наук воспользоваться в нынешнем году обозрения ближайших окрестностей Эльбруса и Кинжал-Горы на реке Малке» (24 марта 1829), «Рапорт генерала Емануеля к графу Чернышеву от 25 апреля за № 497, коим доносит, что для экспедиции к Эльбрусу составлен им [отряд] из 650 человек пехоты, 350 линейных козаков и 2-х орудий», а также «Рапорт Г.А. графу Чернышеву генерала Емануеля от 9 декабря за № 1309 с представлением маршрута следования войск наших от укрепления Каменного моста на р. Намалке до горы Эльборуна».

В связи с самим Эльбрусским восхождением максимальную ценность представляют два рапорта, от 26 июня и 19 августа 1829 года, отправленные в Генштаб поручиком дивизионного штаба Щербачевым. Именно их я хотел бы осветить здесь и воспроизвести в полной мере. То что поручик Щербачев – штабной офицер и информатор Генштаба в Санкт Петербурге объясняет характер его рапортов. Принципиальные пункты в них – это подневная хронология передвижений, рельефные особенности переходов, состояние дорог и троп, а также, конечно, главные происшествия в походе. При этом ни слова о погоде, о распорядке лагеря, никаких отвлечений на собственные суждения и впечатления.

Восхождение на Эльбрус – одно из главных событий экспедиции Емануеля, поэтому оно нашло у Щербачева «пропорционально краткое» освещение. Эта краткость вызывает теперь сожаление, но она же говорит о том, что поскольку Щербачев знал, что и в каком объеме доносить своему высокому штабному начальству, то сообщил он именно то, что считал заслуживающим наибольшего внимания. Поэтому крайне важным следует признать его указания о горском восходителе на Эльбрус. Щербачев представил его вольным кабардинцем и назвал по фамилии: Киляр Хаширов. Надо полагать, он так или иначе выяснил это на месте. У других участников или свидетелей восхождения – Емануеля, Купфера, Ленца, Беша – упоминания фамилии нет.

Заранее отмечу смущающе невысокую грамотность «порутчика Щербачева». Я счел корректным и исторически оправданным сохранить все орфографические превратности его рукописного рапорта (в особенности слитное написание многих слов с предлогами): это показательно характеризует Щербачева (если вообще не сам институт штабных офицеров) и даже добавляет доверия к освещенной им конкретике. (Хотя, конечно, забавляют отдельные словесные казусы – например, дважды неудачная попытка Щербачева совладать с орфографией слова «косогор», которая вывела его сначала на «касагор», потом на «косагор».) Уже поэтому не стоит обращать внимание на написание им фамилии Хаширов с маленькой буквы.

Здесь следует заметить о первой, исторической заметке об Эльбрусском восхождении, получившей широкую огласку сразу же после ее публикации в Тифлисских ведомостях (см. Части 1 и 4). Ее автором был собкор той газеты А. Щастливцев. Он подписывался как «А. Щ-в» и был впоследствии отождествляем с «порутчиком Щербачевым». Но сопоставления текста рапортов Щербачева и тифлисского сообщения Щастливцева (по стилистике, характеру освещения) должно быть достаточно, чтобы увидеть, что это два разных человека.

Наконец, отмечу, что отдельные слова в тексте неразборчивы – по меньшей мере, в копии микрофильма. Я вынужденно забивал эти места звездочками.

________

РГВИА ВУА фонд 846, дело 1014, лист 36
Вх. № 703, 22 июнь:

РАПОРТ Г.М. ШУБЕРТУ ПОРУЧИКА ЩЕРБАЧЕВА ОТ 26 ИЮЛЯ ЗА №27

2е отд. 22 июля 1829 №703 по 2 отд.
копия
Управляющему Канцелярией
Генерал-Квартирмейстера Главного Штаба Его Императорского Величества
Господину генерал Майору и кавалеру Шуберту

Дивизионного Штаба Порутчика Щербачева

РАПОРТ

Составленный отряд у Каменного моста на Малке, из войск означенных в прилагаемой у сего ведомости, под личным начальством Командующего войсками на Кавказской Линии Г. генерала от кавалерии Емануеля, и имеет выступить сего июня 28-го числа, для обозрения мест около Эльбруса, о чем Вашему Превосходительству донести честь имею, и присовокупляю, что и я отправился с Его Превосходительством вместе.

Подписал порутчик Щербачев

Господину генерал Майору и кавалеру Шуберту

Генерального Штаба Порутчика Щербачева

РАПОРТ

В дополнение рапорта своего к Вашему Превосходительству от 26-го июня за №27 имею честь донести, что господин генерал от кавалерии Емонуель, прибыв 27-го июня месяца (вместе с господами-академиками и горным чиновником) к укреплению Каменного моста на малке, к составленному там отряду, выступил на другой день – утром, с 250 человеками пехоты и конницы, к обозрению окресностей гор Кинжала и Инала, прошед всего 25 верст, расположился нагоре уруда. В сейже день осмотрены были все места на реке уруду, но никаких открытий несделано. – Дорога шла вообще весьма гористая и трудная для повозок.

29 числа. Генерал Емонуель отправился с частью козаков на вершину речек, больших и малых, Кинжала, оставив пехоту и вьюки на реке Кертман, в предположении найти свинцовые руды, приподошве горы Инала, но оной там в сей раз не отыскалось. В вечеру часу в 10-м, прибыл в лагерь нареку Кертман, сделав всего переходу 85 верст, почрезвычайно дурной трапинке, извивающейся покрутизнам горы, даже высоками пооной проходить невозможно.

30-го весь отряд вернулся утром к Каменному мосту на малку иприсоединился к оставшимся там войскам, часу в 3-м пополудни, сделав переход верст 30-ть повесьма трудной дороге.

1-го июля, в 6-ть часов утра, выступило всё войско, в направлении к Эльбрусу, в верх по реке Кичмалке и прошед верст 18, расположилось лагерем на урочище Пшегу**, а авангард (состоящей из роты пехоты и 100 козаков) отправлен далее. – Дорога шла вообще ровным местом и очень хорошая.

2-го числа. Отряд двинулся в 6-ть часов утра, к касаутскому ущелью, куда прибыл в 5-м часу пополудни. – Расположился лагерем приреке Касаут, сделав всего переходу 27 верст: - Дорога шла в начале весьма ровная, досамого спуска в касаутское ущелье, продолжавшегося верст 7-мь, хотя оный по крутости и тесноте своей, не представляет хорошего иудобно прохода вообще для тяжестей, - носпомощью рабочих людей, отряда нашего артиллерии и абоз, спускались без особенного затруднения и остановки.

3-го дневка, а авангард отправлен в перед – с транспортом провианта, на гору Бергамыт.

В сей же день господин генерал откавалерии Емонуель, отправился с 100 ч пехоты иконницы, нагору мушт для отыскания свинцовой руды, которая и была отыскана в верстах 12 от лагеря в самой горе мушт: - проезд к сему месту чрезвычайно труден покрутизне горы Мушт: - при спуске в Касаутское ущелье, был оставлен коммуникационный пост из 40 человек пехоты и козаков, для сообщения с Линией.

4-го в 7 часов пополудни, отряд выступил дальше: - первые шесть верст дорога шла в верх по реке Касаут и довольно хорошая, чистые переезды через реку, немало незатрудняли движение: - от источника угле-кислого (находящегося приподошве горы Бергамыт) начался весьма крутой подъем насию гору, верст 7 продолжавшейся: - наверху присоединился и авангард к главному отряду: - Прошед всего 28 верст, вся колонна расположилась лагерем при урочище сидал-туп.

Для коммуникации оставлен пост из ** человек пехоты и конницы, приофицере, насамом подъеме горы Бергамыт. С места присоединения авангарда дорога пошла уже довольно изрядно *** ихотя встречались подъемы и спуски, но весьма пологие.

5-го, выступив в 6 часов утра, внаправлении к Эльбрусу ипрошед всего 7 верст, отряд расположился часу в 9-м пополуночи лагерем при урочище Бургулдаух – *** дальше уже нельзя было идти, ибо пред-стояло осмотреть лежащие тут две дороги, которая окажется изних удобнее, для чего ибыл командирован артиллерийский офицер.

6-го – Колонна последовала в перед по удобнейшей из дорог ипрошед всего 4 версты, расположилась лагерем при реке Унгешли, часов в 9-ть утра, ибо далее следовать было невозможно попричине крутых подъемов, топких мест ибольших касагоров: - дорога наша шла довольно хорошая и ровная. В сей день горный чиновник нашел вокрестных горах сего ***, набольшом весьма пространстве каменный уголь.

Сего же числа прибыли в лагерь карачаевского народа старшины и правитель Вали-Крым-Шаукал, для личного представления генералу.

7-го Дневка.

8-го Оставив вагенбург приречке Унгешли, г. генерал откавалерии Емонуель, выступив в два часа пополудни с 300 человек егерей и 150 козаками иодним 3-х футовым орудием к подошве Эльбруса, прибыл к оной часу в 9 пополудни ирасположился лагерем при реке Малке, переходу было 14 верст. Напервых 8 верстах, навысоте Тузлук-баши, было оставлено взятое из лагеря орудие с прикрытием 50 человек пехоты и 30 козаков, ибо по причине крутизн гор и узкой тропинки, шедшей по косагорам, дальше оное следовать немогло. Дорога была вообще гористая чрезвычайно, иместами болотистая: - приспуске только к речке Малке открылась небольшая равнина.

9-го Дневка. – сего же числа в 10-м часу утра, отправились гг. академики к вершине Эльбруса идошедши доснегу, расположились близ оного ночлегом.

10-го Дневка. – Господа же академики выступили в 3 часа утра далее, поднявшись гораздо более половины горы (навысоту 12,500) нашлись вынужденными попозднему уже времени, большой усталости и рыхлости снега, обрушавшегося под ногами, возвратится обратно в лагерь. Один только человек из числа вольных кабардинцев взошел насамую вершину Эльбруса, в 11-ть часов утра, употребив всего для ходьбы восемь часов времени (затот подвиг получил сей кабардинец по имени Киляр хаширов положенный приз 100 руб. серебром).

11 в 3 часа пополудни двинулся отряд вобратный путь и поднявшись на высоту Отлу-Кала-баши, расположился наоной часу в 6 вечера лагерем, переход был 7 ½ версты.

12-го в 7 часов утра отряд, выступив к вагенбургу, прибыл туда в 11 часу пополуночи, присоединив на пути иорудие, остававшееся *** ***.

13 двинулось всё войско в 6 часов утра внаправлении к Кубани. Прошед всего верст 18, расположилось в 3-м часу пополудни лагерем наберегу реки Эшкахона, все коммуникационные посты в сей день были сняты: - дорога шла вообще довольно изрядная, в особенности крутых подъемов испусков невстречалось.

14-го выступила калонна в 6 часов утра дальше исделав переходу верст 30, расположилась в 5-м часу пополудни лагерем, приподошве горы *** навершине реки подкумка. Дорога вообще была весьма трудная, вособенности спуск иподъем на гору Эшкаконшика очень круты, впрочем далее было местоположение изрытое ивсе тяжести с большими затруднениями проходили.

15-го утром в 6 часов отряд выступил креке Кумар, прибыв навершину оной часу в 5 пополудни. Расположился лагерем, переход был в 30 верст, вся почти дорога шла изрытым местом по под хребтами гор *** *** [пара неразборчивых предложений с описанием трудностей перехода].

16-го в 9-ть часов утром двинулось войско вперед, изделав всего 7 верст переходу, расположилось лагерем накубани, приустье реки Эманокуа. В сей день был осматриваем в горах каменный уголь. Дорога шла в низ пореке Камар, довольно хорошо обработанная, по Кубани уже совершенно ровная.

17-го вся колонна выступила в 6-ть часов утра в низ покубани изделав переход верст в 30, расположилась близ горы Угкуль лагерем, в 3-м часу пополудни – дорога шла вообще очень хорошая ировная, один только тесный проход приподошве горы очкор, может, несколько затруднять движение, но *** обработать ныне весьма хорошо, так что все тяжести беспрепятственно проходили.

18-го весь отряд выступил пополуночи в 6-ть часов ивзял направление с кубани к кисловодску. Подъем на Учгуль Гору был несколько затруднителен, в протчем хотя ишла дорога большего гористая, ноособенно больших крутизн невстечалось, тяжести проходили без всякого затруднения. Зделав всего 12 верст переходу, расположился отряд лагерем в 11-м часу пополуночи при реке тархач.

19-го в 5 часов пополуночи войско двинулось дальше, пологие подъемы испуски *** *** [невнятное окончание предложения]. Прибыв в 10м часу пополудни к укреплению алхандукову, расположилось лагерем, зделав переходу 23 версты.

20-го. Вся колонна, вступив в 5 часов утра, прибыла накислые минеральные воды в 4-м часу пополудни, где расположилась лагерем, переход был 23 версты. – Дорога шла вообще очень ровная, один только подъем от укрепления Алхандуковского ито на весьма пологую гору.

21-го Весь отряд прибыл к Горячеводску откуда и был распущен посвоим местам. –

Порутчик Щербачев

________

ПРИМЕЧАНИЕ.

В 1935 году журнал «Вестник Академии наук СССР» в разделе «Из прошлого Академии наук» номера 7-8 опубликовал статью К. Сивкова «Кавказская экспедиция Академии наук в 1829 г.» Автор основывался целиком на материалах Военно-исторического архива и цитировал некоторые из документов дела №1014. Обращает внимание приведенный им фрагмент рапорта Щербачева о восхождении на Эльбрус. У Сивкова читаем:

В ночь на 10-е, в 3 часа, они двинулись дальше, но «поднявшись гораздо более половины горы (на высоту 12.500), нашлись вынужденными по позднему уже времени, большой усталости и рыхлости снега, обрушивавшегося под ногами, возвратиться обратно в лагерь. Один только человек из числа вольных кабардинцев взошел в 11 часов утра на самую вершину Эльбруса, на которой водрузил палку с ним имевшуюся и, обложив ее камнем, спустился обратно, показав (добавляет автор рапорта) первый возможность быть на высочайшей из гор в Европе, почитавшейся доныне неприступной». Это был кабардинец Киляр Хаширов, получивший за это установленный приз в 100 руб. серебром. Принесенные им с вершины Эльбруса (?) 2 камушка генерал Эмануэль предупредительно переслал в Академию Наук.

Сравнивая этот текст с приведенной выше расшифровкой рапорта Щербачева, мы видим, что Сивков: а) выправил орфографические ошибки оригинала, б) был нестрог в цитировании, и – главное – с) вставил выделенные курсивом слова о водруженной на вершине палке, которых в оригинале НЕТ. Это важно. Как я отмечал, Щербачёву следует доверять в конкретике. Он разузнал фамилию восходителя и сообщил в Генштаб, что тот кабардинец. Но о водруженной на вершине палке и о доказанной возможности быть на высочайшей из гор он не сообщал.

Обращает на себя внимание у Сивкова не только этот мисфит с палкой, но и его явное сомнение в том, что свои вещдоки-камушки Хаширов принес именно с вершины Эльбруса. В этом усомнился человек, без всяких предвзятостей перекопавший в военном архиве всё экспедиционное дело и, кстати, завершивший свою статью словами: «На этом заканчиваются наши сведения об экспедиции 1829 г. и ее результатах. О ее научных достижениях генерал Эмануэль в своей работе не говорит ничего, а отчетов акад. Купфера и его спутников в деле не имеется».

Утренний вид на Эльбрус с пика Вулея. Фото И. Паша.

Уходящий к морю конус утренней тени Эльбруса.
Вид с западной вершины. Фото И. Паша.

Вечерний вид на Эльбрус с затененной им вершины Адырсу

Ссылки:

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвёртая

это важно

Спасибо за возможность через ваши публикации познакомиться с малодоступными архивными материалами по эльбрусской экспедиции 1829 года. Очень важно, что вы пытаетесь воспроизводить их с максимальной точностью. Это важно для тех, кто интересуется вопросом, но не имеет возможности работать с архивами. Отдельное спасибо за фотографии.