Автор: Андрей Гипич, Харьков

Оштен в кавказкой Адыгее

Миллионы лет назад Адыгея была дном моря, а морской остров коралловым рифом. Поэтому сейчас бывшее морское дно - Фишт-Оштеновский горный массив с вершинами Фишт, Оштен и Пшехо-Су называют «коралловый остров», «остров сокровищ» и «остров драгоценных кораллов». Этот поднятый на высоту морской риф из песчаника весь пронизан коралловыми ветвями. Гора Оштен (2804 м) - вторая по высоте вершина хребта после своего «старшего братца» Фишта (2867 м).

Дикие склоны Оштена (в переводе с адыгейского, «вечный снег» или «вечная зима») круглый год покрыты белыми шапками действительно «вечных снегов». Его горные пики в ясный день хорошо видны из поселка Майкопа. У местных жителей существует четкая примета, которая никогда их не подводит: если вершины Оштена хорошо видны, вскоре будет дождь.

У туристов, путешествующих по Адыгее, есть своя примета: если облачко или тучка зацепились за вершину Оштена, из нее неминуемо прольется дождь. Однако, в отличие от Карпат, где дождь обычно затяжной и многодневный, на Кавказе осадки кратковременны, хоть и часты. Как правило, дождь проливается над Лагонакским нагорьем в полдень, но вскоре небо опять ясное и солнце высушивает мокрую траву и землю. Но подъем на Оштен всегда лучше совершать в первой половине дня, до непогоды.

Хоть взойти на Оштен можно со всех четырех сторон света, удобные туристические тропы на вершину идут с южной и северной стороны горы. Удобнее всего подниматься со стороны Лагонакского плато. На подъеме трудно заблудиться даже в густом тумане, ведь тропы четко промаркированы. Частенько на южных склонах Оштена можно встретить грациозных кавказких серн.

С широкой и плоской вершины Оштена, которая одновременно может принять около 100 человек, открываются неописуемо прекрасные виды на седые стены Фишта и Пшехо-Су, на плато Колорадо, Зуб Фишта, его Большой и Малый ледники. С северной стороны Оштена взгляду открываются альпийские луга плато Лагонаки, скальные гребни нескольких горных хребтов и каньоны рек Курджипс и Цице.

Оштен Фишт

Заново прошел воспоминанием Отлично

Посёлок Майкоп

Посёлок Майкоп - это видимо столица Адыгеи - город Майкоп. Тропа хорошо промаркирована на знаменитой тридцатке у Оштена. На самоу же вершину с севера идёт тропа, а с юга- с перевала Фишт-Оштен только наверху турики. Не советовал бы очутиться в тумане на Оштене. Можно и не выйти. Ошибка в названии - кавказСкой.

время подъема

"Но подъем на Оштен всегда лучше совершать в первой половине дня, до непогоды. " Это все-таки больше подходит к Фишту. Погода на Оштене утром, как правило, лучше, чем вечером. Но дождевые тучи находят в середине дня. Вечер более спокойный, чем обед.