Руководитель: Ю.Федосеев, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по С.Тянь-Шаню летом 2008 г. Ч.2 из 2.

Продолжение. Часть 1 здесь

2.7 Вершина Ак-Гюль.

Местоположение:

Боковой отрог главного хребета Заалийский Алатау.

Категория сложности:

альп

Снежно-ледовый

4600 м

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, веревка.

Август

Выйдя на седловину пер. Ак-Гюль, выходим в направлении вершины. Преодолеваем пару снежных увалов и выходим на широкий снежный гребень, ведущий к вершине. Две первые скальные гряды обходятся слева по ходу, скалы вблизи самой вершины нужно начать обходить справа, в середине гряды, пересечь ее налево-вверх, и выйти на вершину. На протяжении всего подъема склон снежный (местами тропим по колено), до 35o. Перед выходом на последние скалы, если уйти слишком вправо, есть опасность спустить доску (Ф.51).

На вершине тур (Ф.52,53).

Спуск по пути подъема.

2.8 Траверс от перевала Ак-Гюль до перевала Суровый

Местоположение:

Главный хребет Заалийский Алатау.

Категория сложности:

альп

Снежно-осыпной

4400 – 4500 м

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, системы, каски, карабины, веревка.

Август

С седловины пер. Ак-Гюль уходим на север. Идем по гребню в сторону в. Узловая. Гребень широкий. Снега почти нет. Подъём на Узловую пологий, снежный. На вершине выход скал. Отсюда поворачиваем направо и начинаем спуск на пер. Бивачный. Хорошо видно, как с гребня нависают карнизы в сторону ледника Корженевского (Ф.55).

Пер. Бивачный – широкая галечная седловина с туром в центре, организованы места под палатки. От перевала резко набираем высоту и выходим к отрогу пика ГУВВО. К пер. Суровый гребень обрывается крутым снежным склоном. Стык гребней обходим слева и начинаем спускаться вниз на плато (Ф.56).

Пер. Суровый – большое снежной плато. В северной части, чуть ниже перевала есть места под палатки и тур (на скалах).

Возвращение в лагерь обратно через пер. Ак-Гюль.

График движения:

Всего: путь от л. Уральцев до пер. Суровый 4 ч 35мин

путь от пер. Суровы до л. Уральцев 3 ч 00 мин

Выводы и рекомендации

Пер. и в. Ак-Гюль – хорошие и красивые 2А. С вершины открывается великолепный вид на Тянь-Шань. Траверс очень прост, скорее это 1Б, чем 2А. В отчетах обычно этот траверс классифицируют отдельно, хотя вернее было бы давать 2А в связке с перевалом или вершиной.

Мы проходили траверс налегке, время прохождения с рюкзаками может быть больше.

2.9 Спуск по л. Богатырь и р. Юго-Восточный Талгар.

Выход в 9.00. Идём по ровному леднику ближе к левому борту, изредка обходя открытые трещины. В кошках необходимости нет. Обходим вал большой покровной морены прижавшись к левому борту, затем, проходя между крутых участков льда, выходим к языку ледника. Нам нужен правый берег р.Ю-В. Талгар, поэтому забираем вправо от вытекающей из-под ледника реки. Спуск с ледника трудности не представляет. Чтобы выйти на правый берег мутного потока, текущего вдоль края ледника, проходим с рубкой ступеней по короткому участку, где он затекает под лёд. Привал, есть ручеёк с чистой водой, с момента выхода прошло около часа. Невдалеке большое мутное озеро, которое сильно обмелело. За переход проходим вдоль его берега и делаем привал на ровных осыпях, рядом группа из нескольких крохотных очень чистых озёр (Ф.58). Дальше начинается хорошая тропа. Выходим на край морены. Здесь множество площадок (видимо следы геологической разведки – поваленные деревянные и железные треноги, будки, скамейки, много дров) (Ф.60).

Из-за плохого самочувствия участника встаем на ночевку.

Выходим по тропе. На краю моренного плато она пропадает. Идём довольно далеко от реки, проходим заросли невысоких колючек, спускаемся плотной группой по крутому конгломератному склону протяжённостью около 50 м в месте, где он полностью покрыт осыпью.

Сразу после спуска чистый ручеёк. Идём вдоль разливов реки по камням, разливы кончаются, идём берегом по траве, тропа (хорошо видна тропа на левом берегу р. Ю-В.Талгар) (Ф.59). Вскоре путь преграждают крутые конгломератные прижимы (Ф.61), уходим по травянистому склону круто вверх. Река далеко внизу. Отсюда просматривается вся долина р. Ю.-В.Талгар вниз до самого впадения в р. Жангарык. Впереди просматривается каньон с крутыми конгломератными склонами.

Проходим до старого заросшего русла (внизу у реки чистый ручей). Обед.

Проведённая разведка показала, что каньон не проходим – скальные прижимы. По тропе по засохшему руслу выходим на верх каньона (Ф.63). По верху через заросли колючек идет хорошая тропа, движемся по ней. Слева примыкает долина р. Южный Иссык (вытекает из л. Корженевского). После слияния р. Ю. Иссык с р. Ю-В. Талгар река называется Чилик и в месте слияния широко разливается, р. Жангарык перед впадением в нее р. Чилик также имеет разливы.

Спускаемся к месту впадения р. Чилик в р. Жангарык и встаем на ночевку. Площадки ровные, травяные, вода мутная из реки (Ф.62).

График движения

Путь от л. Уральцев до языка л. Богатырь. 2 ч 10 мин

Путь вдоль озера 40 мин

Путь до стоянок в конце моренного плато («геологическая разведка»). 30 мин

Путь до сухого русла 2 ч 00 мин

Путь до слияния р. Чилик и р. Жангарык. 2 ч 00 мин

Всего: 7 ч 20 мин

Выводы и рекомендации

Из-за плохого самочувствия участника время прохождения этого участка больше, чем в описаниях других групп. За один день несложно дойти от ночевок на морене л. Уральцев до слияния р. Чилик и р. Жангарык.

2.10 Перевал Кугантыр

Район, хребет:

С.Тянь-Шань, Кунгей Алатау

Индекс перевала: (по перечню)

4.3.7

Категория трудности:

Ледово-осыпной

3908 м

в осевой части хр. Кунгей Алатау восточнее в. Кенсай

Соединяемые ледники, долины:

р. Кугантор (р. Жангарык, л. Кугантор) – р. Ашуу-Тер(р. Ю. Кугантор)

Ориентация перевальных склонов:

Север-юг

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, каски, кошки, ледорубы.

Особые замечания:

При подъёме с севера сложно найти перевал в условиях плохой видимости.

Описание от переправы через р. Жангарык до пос. Семеновка.

Выход в 4.00. От места ночевки подходим к р. Жангарык.

В этом месте река делится на множество рукавов. Трудность представляют 4: глубиной до 0,4м, шириной до 5 м, переправа стенкой. Переправа заняла 25 мин (Ф.65).

Вдоль берега идет тропа. Движемся по ней (прижим обходится сверху).

Узнать ущелье р. Кугантор можно по следующим признакам:

- ниже впадения р. Сев. Кугантора р. Жангарык почти сразу же разливается на множество рукавов в обширной галечной пойме и так впадает в р. Чилик.

- вода Жангарыка мутная, а р. Кугантора, вытекающего из небольшого каньона, чистая и прозрачная. В каньоне (на правом берегу) есть места под палатки, кострище. Здесь иногда водники оставляют суда перед сплавом, уходя на горную часть маршрута (Ф.64, 66).

От р. Жангарык к перевалу ведут две тропы по обоим берегам р. Кугантор (река переходится по камням без труда). Начинаем подъем по тропе, по правому берегу р. Кугантор (Ф.67). Постепенно склон выполаживается, тропа поворачивает на юг, становятся видны ледники в верховье ущелья. Через 2 ч выходим к морене л. Кугантор. Встаем на ночевку в 12.00, не доходя до морены на границе травяного покрова. Множество мест под палатки, чистая вода (Ф.68).

Выходим в 8.00. Идем на юг. Тропа теряется при выходе на морену. Изредка встречаются туры. Пер. Кугантор расположен в восточном углу цирка, в том месте, где от основного хребта отходит небольшой контрфорс. Поднимаемся на перевал с левой (по ходу) стороны контрфорса. Выходим на пологую часть ледника. Одеваем кошки. Через 500 м крутизна увеличилась до 30-35º, лед натечный. Поворачиваем на юго-восток. Поднявшись по фирновому отрогу (100 м, 25º), траверсом выходим на перевал. Последние 10 м – осыпной склон 15-20º (Ф.69, 70).

Перевал имеет две седловины. Западная (на которую вышли мы) – скально-осыпная, на ней стоит памятник (Ф.72), много битого стекла. Тур пустой. Восточная – также скально-осыпная. Расположена между двумя скальными башнями. Обходить башню следует с юга. В центре седловины тур с запиской.

Спуск с перевала (с любой седловины) по хорошей тропе по осыпному склону 30º, 20 мин (Ф.71). Здесь (и в 20 мин. ниже) есть чистая вода. Далее тропа идет по правому берегу р. Ашуу-Тер. Начинаются выпасы, зона леса. Через 2 ч выходим к р. Ак-Суу. Встаем на ночевку.

Время 17.00.

Далее тропа идет левым берегом р. Ак-Суу, через р. Ю. Кугантор и следующего за ним левого притока р. Ак-Суу (переправа по камням). Для обходов прижимов тропа перебродит на правый берег АкСуу, а через 1 км возвращается на левый (Ф.73).

В 40 мин ходьбы от устья Ашуу-Тер находится молочная ферма (МТФ), и ниже еще одна. От фермы начинается дорога. Здесь можно нанять машину (бортовой УАЗ, на другую рассчитывать не стоит). В 6 км от второй фермы расположена т/б "Кырчин". От т/б до пос. Семеновка 17 км. При выезде из ущелья находится КПП Иссык-кульского заповедника (поскольку мы были на фермерской машине, нас не остановили).

От Семеновки в любую точку Иссык-Куля можно уехать либо на маршрутном такси, либо на частном транспорте (стоянка на перекрестке).

График движения:

От м.н. до МТФ (фермы) 1 ч 10 мин

Всего: 9 ч

Выводы и рекомендации

Судя по всему, нам повезло с переправой через Жангарык. По описаниям В.Н.Вулкова она требует перильной страховки и занимает несколько часов (известны смертельные случаи).

Перевал сильно растаял, без кошек его уже не пройдешь. Видимо поэтому через него перестали гонять скот. Хотя сложность перевала соответствует 1А, туристами он посещается нечасто (мы сняли записку от 2006 г.), хотя позволяет осуществить быстрые выходы на Иссык-Куль.

3.Выводы и рекомендации

3.1 Выводы

С небольшими изменениями пройден горный маршрут 3 категории сложности. Уровень подготовки группы соответствовал уровню сложности препятствий. Планирование было вполне адекватным условиям района. Погодные условия были достаточно благоприятными – на непогоду ушло 2 резервных дня. Материальное обеспечение соответствовало задачам похода. Финансовые затраты соответствовали зарезервированным средствам.

Из-за большого линейного участка маршрут оказался довольно трудным физически. Но активное акклиматизационное кольцо позволило его пройти даже «лишившись» одного участника.

3.2 Рекомендации

Район красивый, с очень простыми подъездами. Очень приятно окончание на Иссык-Куле (Ф.74). Единственное разочарование – однообразность перевалов. Имеет смысл включать больше вершин, это разнообразит маршрут.

Следует быть осторожнее при питании в киргизских кафе. Обстановка там антисанитарная и один из наших участников долго страдал животом даже после возвращения в Москву.

Интересной оказалась прогулка по Наскальной галерее Чолпон-Аты. Она расположена на северной окраине поселка. Это музей под открытым небом. В нем собраны петроглифы возрастом II тыс.лет до н.э. Вход бесплатный (Ф.75, 76, 77).

В Алма-Ате нам не удалось посетить банный комплекс «Арасан» - он был на ремонте. Но нам очень рекомендовали это сделать. Он расположен на углу ул. Д.Кунаева и Айтеке би. Недалеко от него расположен знаменитый деревянный собор, описанный Ю.Домбровским в «Хранителе древностей» (Ф.78).

4. Приложения

4.1. Материальное обеспечение

Снаряжение, раскладка, аптечка не были оригинальными, поэтому мы приводим данные по материальному обеспечению выборочно.

Для приготовления пищи мы уже несколько лет используем мультитопливные горелки PrimusMultifuelв сочетании с экраном из титановой фольги. Бензин закупали на месте. В течение похода горелки пришлось чистить два раза. Готовим в алюминиевых кастрюлях.

В целях экономии веса полностью отказались от тушенки и использовали сублимированное мясо и рыбу. В целях экономии времени утренних сборов, при приготовлении завтрака использовали быстро разваривающиеся хлопья.

Очень рекомендуем сухой изотонический напиток, он прекрасно утоляет жажду, в отличии от горной деминерализованной воды. На чел/день 10-15 г. Подобные продукты продаются в магазинах спортивного питания. Покупать следует задолго до выезда.

Перечень личного специального снаряжения

Наименование

Кол-во

Страховочная система с блокировкой и самостраховкой

Каска с самостраховкой

Лопата лавинная

4.2. Фотоматериалы

В отчете использованы фотоматериалы И.Симанина и Ю.Федосеева

Ф.1. Подъемник т. б. Чимбулак.

Ф.2. Дорога вдоль третьей (неработающей) очереди подъемника.

Ф.3. Пер. Б. Талгарский со стороны стоянок под л. Богдановича.

Ф.4. Пер. М. Талгарский, вид с пер. Б. Талгарский.

Ф.5. Пер. М. Талгарский.

Ф.6. На пер. М. Талгарский.

Ф.7. Вид на долину р. Л. Талгар (в сторону Солнечной поляны) с пер. М. Талгарский.

Ф.8. Вид на ночную Алма-Ату с пер. Б. Талгарский.

Ф.9. Место выхода на морену л. Богдановича.

Ф.10. Нунатак л. Богдановича, на заднем плане пер. Пионер.

Ф.11. Пер. Комсомол, слева – в. Комсомол.

Ф.12. Седловина пер. Комсомол.

Ф.13. Пик Комсомол, подъем по осыпи к началу маршрута.

Ф.14. Начало маршрута.

Ф.15. Табличка на вершине пика Комсомол.

Ф.16. Пер. Пионер.

Ф.17. Пер. Пионер.

Ф.18. Бергршрунд.

Ф.19. Место обхода бергшрунда.

Ф.20. Седловина пер. Пионер (левый кулуар).

Ф.21. На седловине пер. Пионер.

Ф.22. Седловина пер. Пионер (место под одну палатку).

Ф.23. Вид с пер. Пионер в сторону ночевок Альпенград.

Ф.24. Спуск с пер. Пионер и ночевки Альпенград, вид с берега озера (синие таблички указывают уровень воды в озере в разные годы).

Ф.25. Пер. Антикайнена (вид с ночевок Альпенград).

Ф.26. Путь подъема от ночевок Альпенград

Ф. 27. Выход на ледник.

Ф. 28. Путь выхода на ледник.

Ф.29. Пер. Антикайнена, путь подъема. 1. Подъем в ледовую мульду; 2. Прохождение ледового гребня; 3. Преодоление ледового моста; 4. Прохождение зоны разломов; 5. Выход на пологий ледник; 6. Выход на седловину.

Ф.30. Пер. Антикайнена (фото Дмитрия Щеняева, сделано с пер. Учитель ).

Ф.31. Подъем в первую ледовую мульду.

Ф.32. Спуск дюльфером в ледовый кулуар и выход на гребень.

Ф.33. Снежно-ледовый мост через трещину

Ф. 34. Преодоление ледовых завалов.

Ф.35. Выход на ровный ледник после ледовой полке.

Ф.36. На леднике.

Ф.37. Седловина пер. Антикайнена.

.38. Озеро на седловине пер. Антикайнена.

Ф.39. Спуск с пер. Антикайнена.

Ф.40. Спуск с пер. Антикайнена (треугольником обозначен ручей).

Ф.41. Солнечная поляна.

Ф.42. Сель.

Ф.43. Переправа через р. Л. Талгар.

Ф.44. Подъем по долине р. Улькун-Мыжилки.

Ф.45. Подъем по л. Северцова.

Ф.46. Пер. Северцова.

Ф.47. Место ночевки на л. Северцова, начинаем вешать перила от второго бергшрунда.

Ф.48. Спуск с пер. Северцова

Ф.49. Ледник Богатырь.

Ф.50. Подъем на пер. Ак-Гюль.

Ф.51. Пик Ак-Гюль (вид с пер. Ак-Гюль).

Ф.52. Вид на л. Корженевского с в. Ак-Гюль.

Ф.53. На в. Ак-Гюль.

Ф.54. Путь подъема на пер. Ак-Гюль.

Ф.55. Траверс от пер. Ак-Гюль до пер. Суровый.

Ф.56. Участок траверса (вид с в. Узловая).

Ф.57. Ледник Уральцев и ледник Богатырь (вид с пер. Ак-Гюль).

Ф.58. Спуск с л. Богатырь (обход срединной морены).

Ф.59. Долина реки Ю.В. Талгар, разливы после озера (вид в сорону л. Богатырь).

Ф.60. Стоянки за озером.

Ф.61. Скальные прижимы.

Ф.62. Ночевка перед переправой.

Ф.63. Впадение р. Ю.В. Талгар в р. Ю. Иссык.

Ф.64. Осмотр места переправы.

Ф. 65. Место переправы.

Ф.66. Место впадения р. Кугантыр в р. Жангарык.

Ф.67. Подъем вдоль р. Кугантыр.

Ф.68. Ночевка перед пер. Кугантыр.

Ф.69. Пер. Кугантыр.

Ф.70. Перевальный взлет.

Ф.71. Спуск с пер. Кугантыр.

Ф.72. Памятник на западной седловине.

Ф.73. Спуск вдоль р. Ашутор.

Ф.74. Озеро Иссык-Куль.

Ф.75. Иссык-Кульский государственный историко-культурный музей-заповедник.

Ф.76. Группа на фоне петроглифа «Охота на козлов со снежными барсами».

Ф.77. Схема музея.

Ф.78. Вознесенский собор

Ф.79. Алма-Ата (вид из номера).

4.3. Картографический материал.

Схема 1. Схема района проведения похода (М 1:100000).

Схема 2. Река Жангарык – пер. Кугантыр (1А,3908) – ущ. Ак-Суу (М 1:100000).

5. Список литературы:

1. Вуколов В.Н., По Северному Тянь-Шаню: Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау. Учебное пособие. – изд. 2-ое, исп. и доп. Алматы, 2006.

2. Вуколов В.Н., По Северному Тянь-Шаню: Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау. "Библиотечка самодеятельного туриста", М., Профиздат, 1991.

3. http://bb.ct.kz/ - Казахстанский форум «Центр тяжести». В разделе «Горный туризм, альпинизм и скалолазанье» можно получить свежую информацию о районе от альпинистов Алма-Аты.

4. www.tourism.ru – библиотека отчетов по туризму.

5. http://mountain.ru/ - отчеты о районе. Форум, где можно получить ответы на интересующие вопросы.

6. http://tlib.ru/ - библиотека отчетов МГТЦК.

+++++

Замечательные фотографии! Снова хочу на Северный Тянь-Шань!

Небольшое уточнение_Альпинград

Отличный отчет, подробный и богато иллюстрированный. Одно небольшое, но важное уточнение к фотографиям 23 - 26. На этих фото изображены окрестности так называемого озера № 6 под ледником Маншук Маметовой. Рядом с ним находятся ночевки "у озера" или "пионерские". Как раз они и отмечены стрелкой на фото 24. С этих ночевок ходят на Пионер, Учитель, Маншук, 28 героев панфиловцев, Карлытау и Комсомол. Ночевки "Альпинград" находятся ниже минутах в 20 ходьбы. С них ходят на Амангельды, Йошкар-Олу и Абая. P.S. Купание в озере на перевале Антикайнена - это круто !