Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Ю.Федосеев, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по С.Тянь-Шаню летом 2008 г. Ч.1 из 2.

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА – ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУРИСТОВ МОСКВЫ

КЛУБ АКТИВНОГО ТУРИЗМА И ОТДЫХА

ОТЧЁТ О горном туристском походе 3 категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Заилийский и Кунгей Алатау), совершённом с 26.07.08 по 10.08.08г.

Маршрутная книжка №-1/3-303

Руководитель группы Федосеев Ю.В.

Адрес руководителя – г. Москва, ул. Молостовых, д.11, кор.1, кв. 193

Тел. 8-926-312-76-66

E-mail: Fedoseev_ju@list.ru

Москва 2008 г.

1.Справочные сведения.

1.1 Справочные сведения о маршруте.

Вид туризма: горный

Район: Северный Тянь-Шань (Заилийский и Кунгей Алатау)

Категория сложности: третья

Количество участников: пять

Сроки проведения: 26.07.08-11.08.08

Продолжительность: 17 дней

Протяженность: 116 км

Маршрут: т/б Чимбулак — пер. Б. Талгарский (н/к, 3163) - пер.М.Талгарский (н/к, 3100) — в Комсомол (2Аальп, рад, 4330) — пер. Пионер (1Б, 3870) — пер. Антикайнена (2А, 3950) — р. Л. Талгар — пер. Северцова (2А, 4250) —рад. пер. Ак-Гюль,рад (2А, 4480) – в.Ак-Гюль (2Аальп, 4600) – траверс через вершины Узловая и Бивачная до пер.Суровый (2Аальп) – л.Богатырь – р.Ю.В.Талгар – р.Жангарык – пер.Кугантыр (1А, 3908) – ур. Ак-Суу – Семеновка.

Всего категорийных препятствий: 8

Пройдено категорийных перевалов: 5, из них: 2А — 3, 1Б — 1, 1А — 1, Совершен траверс гребня сложностью: 2А — 1

Совершено восхождений: 2, из них: 2А — 2

Максимальная высота: 4600 м (в. Ак-Гюль)

Максимальная высота ночёвки: 4100 м (л. Северцева)


1.2 Сведения о группе.

N п/п

ФИО

год рожд.

Опыт

место работы, учебы

дом. адрес

1.

Федосеев Юрий Владимирович

1984

4У Ц.Кавказ

2Р Ц.Кавказ

2Б альпинизм

ОАО "Институт пластмасс", инженер

М.,ул Молостовых д.11 к.1 кв.193

2.

Автухов Павел Владимирович

1978

2У Ц.Кавказ

т.ф. Анкор, курьер

М. ул.Затонная 5-1-4

3.

Демидова Евгения Николаевна

1984

4У Ц.Кавказ

2Б альпинизм

ФГУП НИФХИ им. Л.Я.Карпова, научный сотрудник

Курск, ул.Крюкова,

д.16,кв.313

4.

Симанин Илья Михайлович

1976

Альпинизм 2 разряд (3Б)

ЮТН, Старший смены

М, ул. 1-я Вольская 13-2-24

5.

Федосеев Андрей Владимирович

1981

3У Ц.Кавказ

1С, Автослесарь

М. пер.Денисовский д.8/14, кв.2

1.3 График движения.

Дата

Дни

пути

Участки маршрута

Км.

Погода

26.07

1

Алма-Ата - Медео - т.б.Чимбулак - пер.Б.Талагарский (н/к, 3200).

3

днем дождь

27.07

2

Заброска на Солнечную поляну

13(26)

Ясно

28.07

3

Пик Комсомола (по Ю.гребню, 2А, 4330)

3

Ясно

29.07

4

дневка

Утром гроза

30.07

5

Пер. Пионер (1Б, 3870 м)

5

Ясно

31.07

6

пер. Антикайнена (2А, 3950 м)

9

Ясно

01.08

7

дневка на Солнечной поляне

Ясно

02.08

8

Подход к ночевкам под л.Северцова

6

Ясно

03.08

9

Подход под пер. Северцова

4

Вечером снег

04.08

10

пер. Северцова (2А, 4330) – морена л. Богатырь

8

Ясно

05.08

11

рад. пер. Ак-Гюль (2А, 4450) восхождение на пик Ак-Гюль (2Аальп, 4600) траверс через вершины Узловая и Бивачная до пер. Суровый (2Аальп)

8 (14)

Ясно

06.08

12

Спуск по л.Богатырь

9

Ясно

07.08

13

Спуск по р. Ю. В. Талгар

10

Ясно

08.08

14

переправа через р.Жангарык – р.Кугантыр

12

Ясно

09.08

15

пер. Кугантыр (1А, 3908) – р. Ашутор

8

Ясно

10.08

16

р. Ак-Суу – Семеновка – Бостери (машина)

12

Ясно

Итого, активными способами передвижения: 116 км


1.4 Заявленный график

Дата

Дни

пути

Участки маршрута

Км.

26.07

1

Алма-Ата - Медео - т.б.Чимбулак - пер.Б.Талагарский (н/к, 3200).

3

27.07

2

Заброска на Солнечную поляну

13(26)

28.07

3

Пик Комсомола (по Ю.гребню, 2А, 4330)

2

29.07

4

Пер. Пионер (1Б, 3870 м)

5

30.07

5

пер. Антикайнена (2А, 3950 м)

7

31.07

6

дневка на Солнечной поляне

01.08

7

Подход до ночевок под л.Северцева

10

02.08

8

пер. Северцова (1Б*, 4330) – морена л.Богатырь

7

03.08

9

пер. Ак-Гюль (2А, 4450) восхождение на пик Ак-Гюль (2Аальп, 4600) траверс через вершины Узловая и Бивачная до пер. Суровый (2Аальп)

6

04.08

10

траверс пика ГУВВО (1Б, 4709) – пер. Близнецы (1Б)

4

05.08

11

л.Корженевского

8

06.08

12

р.Ю.Иссык

10

07.08

13

дневка

08.08

14

р.Новая

12

09.08

15

л. Новый

5

10.08

16

пер. Ишенбулак Центр (2А, 4150)

8

11.08

17

Чона-Ак-Суу

15

12.08

18

пос. Григорьевское

10

И т о г о, активными способами передвижения: 136 км

1.5 Причины расхождений заявленного и пройденного маршрута.

1. Из-за плохого самочувствия одного из участников нам пришлось отказаться от восхождения на пик ГУВВО. Перевал и вершина Ак-Гюль были взяты радиально. Вместо пер. Ишенбулак Центр (2А) был пройден запасной вариант - пер.Кугантыр (1А).

2. Одному из участников было отказано во въезде в Казахстан при прохождении паспортного контроля в аэропорту г.Адма-Ата (см. 1.8. Регистрация на территории Казахстана и Киргизии, п.2).

1.6 Заезды, заброски, отъезд, проживание.

Заезд.

1. На Северный Тянь-Шань можно попасть через Алма-Ату (с севера, из Казахстана) или через Бишкек (с юга, из Кыргызстана).

Ежедневно из Москвы в Алма-Ату и Бишкек прибывает один фирменный поезд. Это дешево, но занимает 4 суток.

Можно лететь самолетом. В Алма-Ату ежедневно летают самолеты нескольких авиакомпаний. Самой дешевой и удобной по времени оказалась AirAstata. Билет в обе стороны стоил 12500 руб (возможно оформление еще более дешевых билетов по молодежному тарифу для участников, возраст которых не превышает 25 лет). Отлет из Москвы в 11.00, прилет в Алма-Ату в 5.00. Обратно 19.05 и 21.55 соответственно.

Обменять в Алма-Ате обратные билеты, купленные в Москве, практически невозможно. Кроме того с вас могут попытаться взять штраф, превышающий стоимость билета. Поэтому желательно очень хорошо обдумать дату отлета во избежание лишних трат.

Нами прорабатывалась возможность улетать из Бишкека, но билеты там продают только за неделю, нам это показалось ненадежным.

2. В горы из Алма-Аты ходит городской транспорт. Но заехать на нем можно только до Медео или ГЭС-1 (оз. Большое Алмаатинское). Далее нужно либо подниматься пешком, либо нанимать транспорт на месте, что очень дорого (из Медео в Чимбулак 5000тенге/чел). При большом грузе, как в нашем случае, это не подходит.

Искать частника в аэропорту также не лучший выход. В Медео заповедник, и проходящий транспорт проверяют на «экологичность». Найти такси, которое согласится туда ехать довольно тяжело.

В настоящее время на территории Казахстана и Киргизии работают туристические фирмы, профессионально занимающиеся обслуживанием спортивных туристских групп. Эти фирмы оказывают услуги по вывозу групп на начальные точки маршрутов (в частности, в точки, на которые нет регулярного транспортного сообщения). Мы пользовались услугами фирмы Silk Road Adventures (E-mail: sra@mail.kz, WWW: www.silkroadadventures.net).

Отъезд

3. Из долины Ак-Суу (Киргизия) мы уезжали на частном транспорте, который искали на месте. Удалось нанять только бортовой УАЗ (проблем не было, заплатили 1400 сом, могли сторговать больше). Довозит до Семеновки, далее можно ехать на маршрутке или нанять частника (стоят на главном перекрестке).

4. В Алма-Ату уезжали автобусом из Бозтери. Ходит ежедневно в 20.00, стоит 2000 тенге.

5. Часть продуктов мы закупали в Алма-Ате. Основная часть магазинов открывается в 10.00. Круглосуточных магазинов мало. Нам понравился SilkWayCity (ул. Толеби, 65), универмаг на нижнем этаже современного торгового комплекса. Цены в среднем ниже московских, ассортимент продуктов вполне приемлемый.

6. Проживание

На Иссык-Куле цены начинаются от 150 сом (частный сектор). Предложение превышает спрос, и найти жилье довольно просто. Наиболее широкий выбор в Чолпон-Ате. Мы жили в гостинице в Бозтери в трехместном номере за 1500 сом/сутки (жили впятером).

В Алма-Ате мы жили в гостинице автовокзала Сайран (на него приезжает автобус с Иссык-Куля). Номер на троих с душем и телевизором стоил 3000 тенге (жили вчетвером).

7. Заброска.

Из-за схода одного из участников в начале маршрута нам пришлось избавляться от части вещей. Камеры хранения т.б. Чимбулак в это время не работали. Директор базы позволил оставить вещи у него (кабинет на первом этаже в гостиничном комплексе, оставляли 1 рюкзак на 4 недели). Трудности возникли только при получении – мы забирали вещи в воскресение, когда на базе никого из администрации не было. Пришлось ждать приезда одного из начальников, который имел право открыть кабинет.

1.7. Наличие мобильной связи

На Заалийском Алатау прием сотовой связи возможен только в зоне видимости Алма-Аты. В Киргизии прием только на побережье Иссык-Куля.

1.8 Регистрация на территории Казахстана и Киргизии.

1. Во время нашего похода на территории Казахстана и Киргизии действовали следующие правила.

1) Въезд на территорию Казахстана и Киргизии требует от участников похода (россиян) наличия паспорта (общегражданского или заграничного).

2) Пересечение Казахско-Киргизской границы по законодательству этих двух стран, не требует предъявления россиянами каких-либо иных документов кроме личных.

3) Пребывание россиян на территории Казахстана требует регистрации в органах внутренних дел.

До недавнего времени регистрация на территории Казахстана осуществлялась пограничниками при пересечении границы. Сейчас на границе выдается миграционная карта, с которой нужно в течение пяти дней явиться в РОВД по месту пребывания для оформления регистрации. Это можно сделать в течение суток через различные тур. фирмы, но требуются оригиналы паспортов. Отсутствие регистрации при выезде из Казахстана грозит штрафом (около 300$ с человека).

Ситуацию с регистрацией в Киргизии нам выяснить не удалось. При выезде проверяли паспорта только граждан Казахстана и Киргизии. Российские паспорта не стали смотреть вообще.

Наша группа регистрацию не оформляла. В день прилета мы сразу уходили в горы. Маршрут планировался так, чтобы избежать возможной встречи с пограничниками (пер. Озерный, оз. Джассык-Кель). При выезде из Киргизии проблем не возникло. При въезде в Казахстан нам были выданы новые миграционные карты действительные еще 5 суток (старые мы, естественно, не показывали).

2. При въезде в Казахстан, при прохождении паспортного контроля в аэропорту г. Алма-Ата не был пропущен один из участников. Причина – ветхий паспорт. По законодательству республики Казахстан ветхие документы приравниваются к просроченным. Попытки дать взятку, или урегулировать вопрос официальными путями (вплоть до обращения в авиационную прокуратуру) результата не дали. Участник был депортирован в этот же день. за свой счет.

Отметим, что в Москве никаких проблем при регистрации не возникло.

В этот же день из Алма-Аты было депортировано двое граждан Франции.

1.9 Особые территории

На территории Казахстана многие долины являются охранными экологическими зонами, въезд в них требует уплаты «экологического сбора».

В нашем случае это:

1. Правый берег р. Левый Талгар. Работников заповедника мы не встретили, иначе нам грозил бы штраф около 100$.

2. Долина р. Ак-Суу. При выезде из долины стоит КПП Иссык-кульского государственного заповедника (отремонтированное кирпичное здание с забором и шлагбаумом). Размер взимаемой платы постоянно меняется. Мы выезжали на фермерской машине, которую егеря останавливать не стали.


2. Техническое описание маршрута.

В тексте термины «правый» и «левый» употребляются только в орографическом смысле, если это специально не оговаривается.

2.1 Перевалы Большой Талгарский, Малый Талгарский и долина р. Левый Талгар.

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Заалийский Алатау.

2

Индекс перевала: (по перечню)

3.2.30, 3.2.39

3

Категория трудности:

н/к

4

Характер :

Травянисто-осыпной

5

Высота перевала:

3200 м (Б.Талгарский)

3100 м (М.Талгарский)

6

Местоположение:

Мало-Алмаатинский отрог (северный отрог главного хребта)

7

Соединяемые ледники, долины:

р.М.Алмаатинка и р.Сауруксай

8

Ориентация перевальных склонов:

Запад-восток

9

Количество точек страховки:

0

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, палки. После дождя может понадобиться ледоруб.

11

Период времени:

Июль

12

Особые замечания:

Из Алма-Аты до т.б. Чимбулак доезжали на заранее заказанной машине (см. Заезды, стр.6).

От т/б Чимбулак до самого перевала Большой Талгарский идёт тропа. Первую часть маршрута можно проехать на канатной дороге (2 очереди 600 тенге с человека каждая, за груз денег не берут) (Ф.1). Третья очередь "канатки" не работает (ремонт идет уже несколько лет). В конце второй очереди есть кафе (тент с пластиковыми стульями, дают только пиво и соки, еду готовят только зимой). Выгрузившись на второй станции идём вверх. Тропа идет вдоль неработающей третьей очереди канатной дороги (Ф.2). Набита очень хорошо. Через 40 минут выходим на широкую травяную седловину перевала. Здесь находится полуразрушенный железобетонный домик (у третьей станции "канатки").

С перевала одна тропа уходит вниз, к перевалу Малый Талгарский, другая траверсом вправо к л. Богдановича (Ф.3). Уйдя по тропе вправо, за 15 минут выходим к хорошим травянистым стоянкам под л. Богдановича (высота 3200). Вода — в луже-ручье чуть дальше по тропе, там же есть еще места под палатки (заняты). Часто ходят туристы, много мусора.

Следующий день посвящаем заброске продуктов в долину р. Левый Талгар.

Выход в 8.00. От места ночёвки возвращаемся на перевал и спускаемся по травянистым террасам в направлении перевала Малый Талгарский. Идем по четко выраженной тропе. За 25 минут доходим до чистого озера. Рядом с ним есть место для стоянки. Продолжаем спуск (Ф.4,5). Тропа выбирается на правый борт долины и практически без потери высоты доходит до самого перевала Малый Талгарский — на нем располагаются характерные скальные останцы (Ф.6). Сам перевал - понижение в отроге. Перевального взлёта как такового не имеет, это просто примечательная точка на пути в долину р. Л.Талгар. После перевала тропа выходит на левый борт долины р. Л. Талгар и идёт его траверсом с небольшим плавным сбросом высоты (Ф.7). Через 500-600 м она разворачивается вниз и начинает круто сбрасывать высоту, выписывая серпантин по лесу. Самый неприятный участок находится ближе к концу спуска — это кулуар с ручьём, по правому борту которого приходится идти по глине и мокрым камням (до 30°). Спуск очень трудоемок.

Выходим на стоянки "Алая Роза" на берегу р. Л. Талгар (высота 2200м). Несколько стоянок находится непосредственно в конце спуска, несколько — чуть дальше по тропе, (мест очень много). Вода в ручье.

Продолжаем движение по тропе и через 30 мин. выходим к остаткам селя, в который и закапываем заброску. В тот же день возвращаемся назад на ночёвки под л. Богдановича.

Остаток пути по долине р. Левый Талгар до Солнечной поляны осуществляем позже, спустившись за заброской после первого участка маршрута. Идём вверх по долине р. Левый Талгар. С селя нужно уйти влево в лес, где идет хорошо набитая тропа. Она идёт по лесу, сильно не отдаляясь от берега реки и периодически пересекая её притоки (ручьи). По пути встречаются стоянки (кострища с бревнами-«сидушками»). Через 35 мин. доходим до мостика через достаточно крупный приток (рядом хорошая стоянка).

Через 30 мин. выходим к большому селю, перегородившему реку. Он образовал плотину. Выше неё — мутное озеро. Путь по селю, в том числе переход по камням через прорезающий его ручей, маркирован турами (Ф.42). После селя тропа достаточно круто взбирается на борт долины, обходя прижим, а затем спускается обратно, выводя на Солнечную поляну (Ф.41). Здесь долина реки выполаживается, Левый Талгар разливается на множество рукавов. Долина ровная, места под палатки найти не сложно. Прямо у тропы чистый ручей.

График движения:

Подъём на канатной дороге (2 очереди) 50 мин

Путь по тропе от 2 станции "канатки" до пер. Б. Талгарский 50 мин

От пер. Б. Талгарский до места стоянки на траве ниже л. Богдановича 15 мин

Спуск от места стоянки до озера 30/50 мин

Путь от озера до пер. М. Талгарский 30/50 мин

Спуск по тропе до р. Л. Талгар ("Алая роза") 40/60 мин

Подъём по тропе вдоль р. Л. Талгар до мостика 40/30 мин

Путь от мостика до большого селя с озером 40/30 мин

Путь от озера до Солнечной поляны 30/20 мин

Всего: от стоянки под л. Богдановича до Солнечной поляны (путь с заброской) 3 ч 30 мин

от Солнечной поляны до стоянки под л. Богдановича (путь налегке) 4 ч 00 мин

Выводы и рекомендации

В первые дни похода (без акклиматизации) заброска в долину р. Л. Талгар довольно трудоемка (особенно возвращение). При наличии времени имеет смысл отводить на нее два дня. Если позволяет маршрут, в первый день лучше ночевать не на перевале, а уходить ниже. Там чище, меньше народу и акклиматизация будет легче.

С пер. Большой Талгарский ночью открывается великолепный вид на Алма-Ату (Ф.8).


2.2 Пик Комсомол — восхождение по южному гребню

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Заалийский Алатау.

2

Индекс перевала: (по перечню)

-

3

Категория трудности:

альп

4

Характер :

Скальный

5

Высота перевала (м):

4376

6

Местоположение:

С.часть Мало-Алмаатинского отрога

7

Соединяемые ледники, долины:

-

8

Ориентация перевальных склонов:

-

9

Количество точек страховки:

13

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, веревка, расходные петли, скальные крючья.

11

Период времени:

Июль

12

Особые замечания:

Спуск по пути подъема.

Выход в 6.00. Из-за обилия туристов мы не решаемся оставить лагерь без присмотра и переносим его выше, на боковую морену л. Богдановича. Путь подъёма на л. Богдановича идёт по левобережной морене с выходом на ледник в его средней части. Прямо от лагеря по траве в сторону ледника идёт хорошо набитая тропа. Дойдя до моренных холмов, она теряется, но её направление читается по периодически встречающимся турам (Ф.9). Выйдя на морену, проходим вперед и в ее кармане ставим лагерь.

Движемся дальше. Обойдя нунатак справа по ходу движения (Ф.10), ещё немного проходим по гребню морены (здесь есть места по палатки). Выходим на ледник, одеваем кошки. Ледник ровный, открытый.

Прямо перед нами — перевалы Пионер (1Б), Учитель (1Б) и пик Пионер (Ф.16). Путь подъёма на п. Комсомол начинается с пер. Комсомол (2А, подъём с неопределяющей стороны), который пока скрыт за поворотом.

Пересекаем ледник, и слева (по ходу) в обход трещин выходим на первую ступень ледника (склон до 25º). Появляется снег, связываемся (2 связки 2+3). Поднявшись на плато, поворачиваем на юго-восток. Продолжаем движение по леднику, держа направление вдоль пер. Учитель, в обход западного отрога пика Комсомол. Поднимаемся на вторую ступень (снег, до 20º). Становится виден наш перевал (Ф.11). Седловина с этой стороны представляет собой снежно-осыпной взлёт протяженностью около 200м и крутизной до 30º. Подъём по фирну сложности не представляет. За 30 минут выходим на пологое председловинное плато и перевал.

Перевал – широкая снежно-осыпная седловина. В центре тур. В северной части седловины имеется несколько мест под палатки, оборудованных ветрозащитными стенками (Ф.12).

От седловины подход к непосредственному началу маршрута идёт по южному гребню пика по живой осыпи (500 м.) (Ф.13). Встречаются туры. Через 40 мин. подходим под начало маршрута (Ф.14), маркированное вешкой (высота 4200м). От неё до первой станции 50м по осыпи.

Всего на подъём нами было провешено 3 верёвки (в описании основной части маршрута понятия "право" и "лево" по умолчанию даются по ходу движения):

1. Первая станция – петля на скальном выступе (рядом есть крюк). От неё налево вверх уходит косая щель. Поднимаемся по ней. Есть уже забитые крючья (в том числе новые). Маршрут пробит часто, свои крючья не используем. Далее движемся несколько метров вверх по разрушенным скалам с выходом на полку (полка широкая, достаточная для сбора группы). Станция на двух крючьях. 50м.

2. Уходим по полке траверсом влево (4 м). Становится виден осыпной кулуар. Спускаемся в него. Кулуар засыпан снегом, но движение вдоль скал безопасно. На входе и выходе из кулуара забиты крючья. Веревки хватает, чтобы пройти кулуар и выбраться по стенке (промежуточный крюк) на его противоположный борт. Станция на скальном выступе.50м.

3. Ключевой участок. Подъём вверх по простым скалам (по альпинистской классификации ближе к 3) до большой гладкой плиты (полка). Станция – петля на скальном выступе. 50 м.

Далее выход на гребень по простым скалам. Иногда встречаются крючья. На этом участке обычно вешают перила, но мы не стали - одновременное движение в связках безопасно, есть множество выступов, чтобы заложить веревку.

Дальнейшее движение по гребню на северо-восток (около 150 м) до вершины сложности не представляет и проходит по осыпи и сильно разрушенным скалам – элементы свободного лазанья. Хорошо читается тропа (иногда встречаются крючья).

Высшая точка находится на стыке юго-западного и северо-западных гребней. Имеется тур, памятная табличка (Ф.15).

Спуск с вершины проходит по пути подъёма. Вначале одновременное движение в связках. Вместо верёвок 2 и 3 вешаем одну верёвку вертикально вниз по отвесу (50м) – ее хватает до левого (орографического) борта кулуара. Нижняя станция на крючьях. Верёвки сдергиваем с оставлением расходных петель.

От перевала за 1 час спускаемся до лагеря. Время 21.30. На следующий день с утра гроза – делаем дневку.

График движения:

Подъём по левобережной морене л. Богдановича до ночевок на боковой морене 1 ч 10 мин

Путь от места ночевки до выхода на ледник. 50 мин

Путь по л. Богдановича до начала взлёта пер. Комсомол 1ч 30 мин

Преодоление перевального взлёта 20 мин

Путь по плато до седловины перевала 20 мин

Подход по осыпному гребню под начало маршрута 40 мин

Прохождение основной части маршрута (грязное время) 2 ч 20 мин

Траверс гребня до вершины 20 мин

Траверс обратно 20 мин

Спуск до начала маршрута (грязное время) 1 ч 40 мин

Спуск от начала маршрута до лагеря 1 ч 10 мин

Всего: 10 ч 40 мин

Выводы и рекомендации

Восхождение на п. Комсомола по южному гребню – это красивый скальный маршрут. Вершина очень популярна, и полностью пробита крючьями. Но иногда встречаются старые крючья, нужно быть осторожным. В предыдущие годы в середине июля проводилась ежегодная Альпиниада, и все крючья обновлялись. В 2008 из-за смены управления ЦСКА Казахстана альпиниада не проводилась и будет ли в дальнейшем проводиться ежегодная "чистка" маршрута – неизвестно.

Хорошая индивидуальная техника участников позволила провесить только 3 веревки, а не 4-5 как обычно. Это позволило выиграть время.

Из-за длительных подходов восхождение было довольно трудоемким (мы шли на 3 день похода без акклиматизации), но оставило много положительных эмоций.


2.3 Перевал Пионер

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Заалийский Алатау.

2

Индекс перевала: (по перечню)

3.2.28

3

Категория трудности:

4

Характер :

снежно-ледово-осыпной

5

Высота перевала:

3870

6

Местоположение:

С. часть Мало-Алмаатинского отрога

7

Соединяемые ледники, долины:

л. Богдановича с ущельем р. Малая Алмаатинка.

8

Ориентация перевальных склонов:

север-юг

9

Количество точек страховки:

3

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, ледобуры, веревка

11

Период времени:

Июль

12

Особые замечания:

Выход в 8.00. Перевал виден с места ночевки. Идем до конца морены. В самом конце морены – стоянка (2 площадки, выкопан колодец) (Ф.16). Выходим на пологий ледник. Снега нет вообще.

За 15 мин. подходим под перевал (Ф.17).

Под перевальным взлётом надеваем кошки и каски.

Перевальный взлет ледовый, иногда попадаются участки старого слежавшегося снега, (около 100 м, 20–25°). Поднимаемся по центру – справа камнеопасно (большинство камней падает в берг, но часть перелетает), слева сыпет вдоль скал.

Подходим под бергшрундт (Ф.18) (кошки, самостраховка ледорубом, в связках необходимости нет). Надежных снежных мостов нет, обходим слева (по ходу) по границе осыпи (сама осыпь – следы камнепадов! переходить рано утром и быстро!) (Ф.19). Выше первого бергшрунда (20 м) есть второй. Связываемся и переходим по снежному мосту.

Далее – ледовый склон крутизной около 30° – 100м (провешиваем перила).

Пройдя его, оказываемся у основания пологого (15°–20°) ледового кулуара, правый борт которого в верхней части переходит в осыпь (начинает вытаивать). В левом борту кулуара также имеются втаявшие в лёд камни. С одновременным движением по кулуару выходим на перевал (Ф.20).

Седловина перевала осыпная, имеется тур, место под палатку (Ф.21,22).

Время 13.30. Обедаем.

Спуск проходит по тропе по мелкой "живой" осыпи протяженностью около 200 м, движение плотной группой, идем в касках (Ф.24). Тропа выводит на правобережную морену ледника, на которой имеются хорошие места для ночевки – стоянки "Альпенград". Относительно чистая вода – в ручье между ледником и боковой мореной (ходить неудобно – далеко, живой курумник), в озере вода мутная (Ф.25). Встаем на ночлег в 15.40.

График движения:

Путь от м.н. на левобережной морене л. Богдановича до выхода на ледник 30 мин

Путь по л. Богдановича до начала перевального взлёта 10 мин

Преодоление перевального взлёта 1 ч 30 мин

Спуск с перевала до ночёвок «Альпенград» 30 мин

Всего: 2 ч 40 мин

Выводы и рекомендации

Перевал камнеопасен, проходить его следует как можно раньше. Причем сыпет и самая верхняя часть, близкая к пути подъема.

В 2008 г на перевале снега не было вообще. Наличие хороших кошек может сильно сократить время и увеличить комфортность прохождения.

2.4 Перевал Антикайнена

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Заалийский Алатау.

2

Индекс перевала: (по перечню)

3.2.24

3

Категория трудности:

4

Характер :

Снежно-ледово-осыпной

5

Высота перевала:

3950 м

6

Местоположение:

в боковом отроге хребта Заилийский Алатау, между вершинами Маншук Маметовой и Антикайнена

7

Соединяемые ледники, долины:

ледник Маншук Маметовой (река Малая Алмаатинка) и ледник Восточный Орджоникидзе (река Левый Талгар).

8

Ориентация перевальных склонов:

Запад-восток

9

Количество точек страховки:

20

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, ледобуры, веревка.

11

Период времени:

Июль

12

Особые замечания:

Пер. Антикайнена хорошо виден с ночевок «Альпенград».

Выход в 5.10.

Выходим на восток по тропе по правой боковой морене л. М.Маметовой (Ф.26). Подойдя под язык ледника (15 мин), одеваем кошки и, провесив перила (4 м), выходим на ледник (Ф.27). Ледник ровный, открытый, без трещин. С небольшим набором высоты за 20 мин подходим под перевальный взлет (обычно группы проходят выше по морене и спускаются на ледник ближе к перевальному взлету но чем идти в темноте по морене и проделывать неприятный спуск, легче провесить перила) (Ф.28).

Далее маршрут можно разделить на 6 логичных участков (Ф.29,30):

1. Подъем в ледовую мульду. Пористый лед, движение зигзагом (Ф.31). Крутизна постепенно увеличивается от 10 до 25º. Последние 100 м провешиваем перила (иначе срыв может привести к падению в трещину). Край мульды довольно пологий, здесь можно снять рюкзаки.

2. Выход на ледовый гребень и его прохождение. Верхняя часть мульды представляет собой ледовый желоб. Обходим по низу - 4 м вниз (дюльфер) и выход на гребень (Ф.32). Движемся в сторону седловины – 150 м по ледовому гребню вверх (перила, лед 20-30º). Доходим до ледовых разломов.

3. Преодоление ледового моста. Уйдя траверсом по гребню разлома влево (5 м), переходим по ледовому мосту и входим в зону разломов (всего 50 м, траверс) (Ф.33).

4. Прохождение зоны разломов (Ф.34). Пройдя по мосту, подходим под ледовую стенку (15 м) и уходим траверсом влево, насколько это позволяет ледовая полка (20 м). Отсюда видны скалы слева, но опасности камнепада нет.

5. Предыдущей веревки хватает, чтобы выйти на пологую часть ледника (2 м, 45º, лед). Здесь большой привал (Ф.35, 36).

6. Выход на седловину. 300м, 15-25º, фирн. Движение в связках, страховка через ледоруб. Подъем трудности не позволяет, но в более снежные годы склон может быть лавиноопасен, следует двигаться вдоль скал.

Перевал 10.30.

Седловина ледово-осыпная, тур в центре. В южной части перевала есть небольшое озеро (Ф.37, 38).

На восток с перевала свисает снежный карниз (Ф.39), он обходится справа по скалам. Дальнейший спуск проходит по средней живой осыпи крутизной до 30º – движение плотной группой. Выходим на морену с ручьем. Продолжаем движение по морене. Иногда встречается тропа. За 30 мин спускаемся до конечной морены. Она представляет собой огромное холмистое плато, образованное многочисленными моренными валами. Ещё через 40 минут плавного спуска выходим к нижнему краю этого плато. Слева от нас – травянистый кулуар, левее и ниже видим крутой травянистый склон, замыкающий висячую долину, в которую ведёт спуск с пер. М. Маметовой. В кулуаре течет ручей (найти его сложно, он выходит из камней на очень коротком участке, нужно искать не на границе травы и камней, а чуть ниже на болотистой поляне) (Ф.40).

Спуск с моренного плато проходит слева по травянистому кулуару. Начинается тропа (Ф.40).

Тропа спускается в долину, поворачивает на лево и выходит на Солнечную поляну (Ф.41).

Ночлег 20.00. Дневка

График движения:

Поход под перевальный взлёт 35 мин

Преодоление перевального взлёта ("грязное время") 4 ч 30 мин

Спуск с перевального взлёта 50 мин

Спуск до маренного плато 2 ч 10 мин

Спуск по тропе до Солнечной поляны 1 ч 40 мин

Всего: 9 ч 55 мин

Выводы и рекомендации

Перевал Антикайнена является серьёзным ледовым препятствием, требующим не только хорошей технической подготовки группы, но и серьезной тактической подготовки руководителя. Даже верное прохождение сложнее «средней» 2А, а при ошибочном выборе пути сложность возрастает в разы.

На момент прохождения сложность перевала была ближе к 2Б категории трудности. Хотя в условиях большего количества снега перевал намного проще.

С другой стороны, в наших условиях перевал был безопасен: снега было слишком мало для возникновения лавин, камнепады шли вдали от пути движения, лёд позволял организовывать надёжные точки страховки. Местные альпинисты дают оперативную информацию о количестве снега в данный сезон, и есть возможность заранее быть готовым к предстоящим трудностям и иметь необходимое снаряжение и свежие описания и фотографии, как это было в нашем случае. В итоге, от прохождения перевала группа получила массу удовольствия и полезный опыт работы на ледовом рельефе. Перевал оказался интересным и запоминающимся.

По-нашему мнению, перевал не следует ходить в походах 3 к.с., если у руководителя нет опыта прохождения перевалов 2Б.

2.5 Перевал Северцова.

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, основной хребет Заалийский Алатау.

2

Индекс перевала: (по перечню)

1.51

3

Категория сложности:

4

Характер :

Снежно-ледовый

5

Высота перевала:

4250 м

6

Местоположение:

между вершинами МЮД и Стальского

7

Соединяемые ледники, долины:

ледник Северцева (р. Л.Талгар) и ледник Богатырь (р. Ю.В. Талгар).

8

Ориентация перевальных склонов:

Запад-восток

9

Количество точек страховки:

7

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, ледобуры, веревка.

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

Выход в 6.00.

Путь к пер. Северцова со стороны р. Л. Талгар идёт по ущелью р. Улькун-Мыжилки.

После днёвки на Солнечной поляне переправляемся на левый берег р. Л. Талгар. Здесь река делится на множество рукавов. Трудности представляют только два. Оба шириной около 5 м, глубиной до 0.4 м. Переправа стенкой (Ф.43).

Начинаем подъем вверх по долине р. Улькун-Мыжилки. Движемся по тропе (лес, кусты). В нижней части русло р. Улькун-Мыжилки широкое и каменистое, недалеко от р. Л. Талгар имеются площадки под палатки (при сильном дожде может затопить). Подъём по долине вначале проходит прямо по руслу.

Переправа через р. Улькун-Мыжилги представляет определенную трудность, поэтому движемся правым берегом. Пройдя 30 мин вдоль русла реки, выходим к большому моренному валу. Движение вдоль воды далее невозможно (прижимы). Подъём на вал проходит по границе осыпи. Осыпь живая (камни!) (Ф.44). За 30 мин взбираемся наверх. Здесь долина выполаживается, появляется невысокая трава, видна тропа (здесь есть чистый ручей). Впереди видны снежные вершины (л. Северцова скрыт за поворотом). Тропа спускается к реке (плато). Р. Улькун-Мыжилги имеет несколько истоков, которые на этом плато сливаются. Чтобы найти путь на л. Серевцова, следует двигаться по орографически самому правому руслу. Немного пройдя вверх по долине, выходим к заросшему травой моренному валу, прорезанному сухим руслом. Вдоль русла видны следы движения людей. Поднимаемся по руслу на вал и выходим на травянистое моренное плато. Есть места под палатки, вода в ручье внизу (мутная). Немного пройдя вверх по плато, выходим на правый берег ручья, стекающего с л. Северцова. Тропа на обоих берегах. Чуть поднявшись вдоль русла, останавливаемся на обед.

Пообедав, продолжаем подъём вдоль ручья и выходим на обширное плато, где ручей разливается на множество рукавов. Переправа по камням сложности не представляет. Впереди уже видны в. МЮД и пер. МЮД (1Б). Следующий моренный вал прорезан несколькими руслами. Подниматься можно в любом месте. Мы поднимаемся по правому берегу одного из ручьев. Через 20 минут движения берег становится обрывистым, дальше двигаться вдоль воды нельзя, и приходится выбираться по подвижному конгломератному склону наверх. Дальнейшее движение вдоль ручья до стоянок сложности не представляет: за 40 мин подходим под язык л. Северцова. Множество мест под палатки, имеются многочисленные каменистые площадки, многие из которых оборудованы стенками. Чистая вода в ручье. Ночевка 19.00.

На следующий день начинаем подъём на л. Северцова. Выход в 8.00. В самом начале языка надеваем кошки (лед, 15°). Можно обойти этот участок слева по ходу по осыпи. Ледник в нижней части открытый, есть трещины, многочисленные мульды обходятся без особого труда. В связках необходимости нет. Идём, придерживаясь направления правее по ходу характерного отрога в. МЮД, разделяющего ледник на две камеры (Ф.45).

Подходим под перевальный взлет. Погода портится, видимости нет. Решаем переждать. Отходим от склонов, которые в случае снегопада могут стать лавиноопасными, и ставим палатки (снега нет, растягиваем на ледобурах, стенки делать не из чего). Ночевка.

Выход в 8.00.

Взлет пер. Северцова представляет собой склон протяженностью около 300 м и крутизной 30–35º (Ф.46). В наш год снега очень мало, поэтому большая часть склона ледовая, и для его прохождения требуются кошки и перильная страховка.

Два бергшрунда делят склон на три примерно равные части. Первый берг обходим справа по мосту (одновременное движение в связках, 20-25°, лёд). Второй берг обходим слева (снежный мост засыпан камнями, но еще не сыпет, движемся быстро). Отсюда вверх до седловины провешиваем 150 м перил (3 верёвки), лёд, фирн, до 35º (Ф.47).

Перевал 11.00.

Седловина перевала представляет собой снежное плато. Тур расположен в южной части хребта на скальном выходе. В кулуаре небольшое озеро. Чтобы обойти карниз, свисающий с перевала на восток, следует уйти вправо в небольшой кулуар, длиной около 50 м, дальнейший спуск по снегу крутизной около 20º. Движение по закрытому леднику в связках. Много трещин. Обычно движение по леднику требует тропежки и серьезных усилий, в нашем случае снег хорошо слежался, движемся почти не проваливаясь (Ф.48). За 20 мин спускаемся до ровной части л. Богатырь. Ледник становится открытым. Видны следы от палаток (ночевка на леднике). Справа от нас уже виден отрог, разделяющий л. Шуйца и л. Голова (камеры л. Богатырь) (Ф.49). Продолжаем спуск, придерживаясь левого борта ледника. Встаем на ночевку на боковой морене в месте слияния ледников Богатырь и Уральцев. На границе морены есть чистый ручей.

График движения:

Путь от места переправы через р. Л. Талгар до устья р. Улькун-Мыжилки 20 мин

Подъём вдоль р. Улькун-Мыжилки до выхода на верх осыпного вала 1 ч 30 мин

Подъём по ущелью до большой моренной котловины (разливы ручья) 2 ч 40 мин

Подъём вдоль ручья, стекающего с л. Северцова до места ночёвки по его языком 2 ч 40 мин

Путь от р. Л. Талгар до стоянок под л.Северцова 7 ч 10 мин

Подъём по л. Северцова до перевального взлёта 3 ч 30 мин

Преодоление перевального взлёта 2 ч 10 мин

Спуск с перевала до л. Богатырь 20 мин

Путь по л. Богатырь до л. Уральцев 1 ч. 00 мин.

Всего: 14 ч. 00 мин.

Выводы и рекомендации

Изначально перевал заявлялся как 1Б*. Информация была взята из отчетов. После возвращения в Москву мы уточнили категорию по современным классификаторам. Сейчас перевалу дают 2А. Также оценивается перевал и в книге В.Н.Вуколова «По Северному Тянь-Шаню» (издание 2006 г, издание 1991 г. оценивает как 1Б).

В наших условиях перевал Северцева – это очень простая 2А. В более снежный год это скорее хорошая 1Б.

Наличие хороших палаток позволило нам при плохой видимости не сбрасывать высоту, а заночевать на леднике. С плохим снаряжением мы не рекомендуем этого делать, поскольку снежные стенки построить нет возможности, а ветра могут быть сильные. При более позднем прохождении перевал может стать камнеопасным.

2.6 Перевал Ак-Гюль.

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Заалийский Алатау.

2

Индекс перевала: (по перечню)

2.2.6

3

Категория сложности:

4

Характер :

Снежно-ледовый

5

Высота перевала:

4480 м

6

Местоположение:

Боковой отрог главного хребета Заалийский Алатау.

7

Соединяемые ледники, долины:

л. Корженевского и л. Богатырь.

8

Ориентация перевальных склонов:

ЮЗ-СВ

9

Количество точек страховки:

0

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, ледобуры, веревка.

11

Период времени:

Август

Выход в 6.00.

Левый край л. Уральцев сильно изломан. Поэтому возвращаемся чуть назад по л. Богатырь и по осыпи выходим на правый борт л. Уральцев. Ледник закрытый, движемся в связках, обходя слева зону разломов. Много трещин, иногда проваливаемся. За два часа подходим под пер. Ак-гюль (Ф.57).

Перевальный взлет – это снежный склон, в верхней части переходящий в широкий треугольный кулуар. Кулуар выводит на плечо вершины Ак-Гюль. В нижней части склона – бергшрунд.

Обходим берг справа (снега мало, приходиться перелезать). Далее подъем по снежному склону обходя справа обнажения льда (150 м, до 35º, рубка ступеней, переменная страховка). В конце – подъем по осыпи (15 м, 20º) (Ф.50, 54).

Перевал – широкая снежная седловина с туром в центре. Есть места под палатки.

Часть 2 >>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100