Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Отто Чхетиани, Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Кунь-Луню и Тибету осенью 2009 г. Ч.4

Фотоальбом к отчету

Продолжение. Часть 3 здесь

11 октября

Утром светит солнце. Всё в снегу. Выпало сантиметров 5.

Выходим в 11:05. На плато перевала Хохлык (4913, 35.968760, 82.410240, 11:35) оказываемся через полчаса. Вышли мы из маленького каньончика, а тут широко и светло от сияющего снега (Фото 162). Красивый вид на восток на скальный массив Шоркультага – красивая гора, интересна для радиалок с Шоркуля при планировании маршрутов на Русский хребет. Северная перевальная долина (4793, 35.979020, 82.425360) проходит через короткий участок каньон (Фото 163). Свежие копытные, заячьи и волчьи следы. По наклонной плоскости спускаемся в долину от источника Кызылчия (4658, 35.996140, 82.449940, 13:05). И в самом деле, есть русла и даже сочится немного солёной воды. Здесь мы задерживаемся. Аня идёт очень медленно. Выхожу навстречу, забираю рюкзак, но и без рюкзака она подходит долго. Ухожу вперёд. Впереди сухой каньон, сложенный красными скалами (Фото 164). Ещё час с небольшим, и раскрывается равнина Шоркуль. Выхожу навстречу и снимаю с Василия анин рюкзак, который как оказалось, он нёс на себе значительную часть этого перехода. Мы останавливаемся у дороги уже на самой равнине (4562, 36.021930, 82.455760, 16:06) (Фото 165). Перед нами понижение. Сейчас сухое, но видно, что летом, здесь стоит вода. На карте – здесь отмечены болота-солончаки. Огромные наклонные плоскости, снежные горы на северо-востоке и бесснежные на северо-западе. Ближние горы Русского хребта не видны, скрытые за предгорьями. Однако главная цепь этого хребта гордой белоснежной лентой возвышается над северным краем долины Шоркуль. Ищем воду. Поблизости всё сухо. Мы проверили все ближайшие распадки. Есть мокрые, как нам кажется, пятна на противоположном борту – туда отправляется Иван. В самом деле, в 3.7 км от лагеря у противоположного борта просачиваются воды, стекающие с Русского хребта, и есть короткие участки ручьёв со слабосоленой водой. Жить можно. Вечером нам сообщают из Китая, что машина за нами может придти уже послезавтра. Хорошо. Значит, дальше идти нет смысла, ставим лагерь, во-вторых, завтра сможем провести разведку подходов к Русскому хребту.

Отмечаем интересную аэродинамику этой местности. Вдоль северного края равнины дует пронизывающий ветер, постоянно закручиваются пыльные вихри. Здесь же на юге относительно спокойно.

За день: 5:01 ходовых часов, 16.5 км.

На подъём: dh= + 78 м

На спуск: dh= 332 м

12 октября

Утро морозное. Сегодня мы сделаем разведки перевальных долин Русского хребта. Я и Сергей исследуют долину, запланированную нами в маршруте, Иван, Павел и Дина – долину к востоку от п.6243, где судя по карте, расположен простой перевал через Русский хребет. В лагере остаются Василий и Аня.

Мы выходим в 09:09 вместе с Василием, он наберёт воды на северном краю равнины и вернётся в лагерь. Сначала опускаемся на дно котловины (Фото 166). Здесь есть сухое русло потока, текущего в более влажное время. У противоположного края – короткий участок открытого ручья, немного зелени (4537, 36.049550, 82.436200, 09:58) (Фото 167). Поодаль стоит группа киангов (Фото 168). Подъём идёт по дресвяной равнине испещрённой множеством больших и малых русел. Идти не слишком удобно. Поверхность мягкая, ноги постоянно чуть проваливаются. Пересекаем дорогу, идущую в западном направлении, а потом натыкаемся на дорогу, идущую прямо в направлении нужной нам долины. Там она кончается в остатках большого лагеря (4762, 36.117690, 82.364740, 12:51). Мусор аккуратно сложен в несколько куч. Есть пустые цистерны. Русло реки внизу сухое. По остатку дороги проходим вверх, но останавливаемся перед обрывом. Возвращаемся вниз вдоль реки и находим спуск через промывы в конгломератном борту (4784, 36.125110, 82.356780, 13:10). В русле реки также обнаруживаем остатки тракторной дороги. Именно эта дорога была видна на спутниковых снимках в Google Earth. Наталкиваемся на зайца. Он пытается замаскироваться под камни (Фото 169). У него не получается и Серёжа вдосталь его «преследует» с видеокамерой. Деться зайке некуда – особо не попрыгаешь по камням, а стенки долины отвесные… Скалы и конгломераты. Вода появляется лишь на высоте 4830 (4834, 36.144230, 82.340050, 14:18)! Предыдущая была на окраине равнине на 4530! Дальше вода не исчезает. Доходим почти до 4900 (4873, 36.151770, 82.331490, 14:55). Долина уже повернула на запад и сузилась (Фото 170). Ручей уже замерз. Остатки дороги на склоне видны и дальше (Фото 171). Самого водораздела не видно. От лагеря мы прошли уже 19 км. Пора возвращаться. Путь обратно очевиден, однако, небо затягивает и уже на равнине начинает идти снег. Видимость падает. Возвращаемся в темноте в 19:20. Через 35 минут возвращается вторая разведгруппа.

Разведка перевала в Русском хребте, ведущего

из долины Шоркуль в верховья реки Тимуяр (текст И.Муйжнека)

Цель разведки: поиск простейшего пути через Русский хребет из центральной части равнины Шоркуль на север, в верховья реки Тимуяр высота 5500 м.

Вышли на разведку из нашего базового лагеря у дороги в южной части равнины Шоркуль в 9-30 час. в составе: Павел, Дина и Иван. Идем быстрым темпом в северном направлении на явное широкое понижение в гребне Русского хребта. Первый переход проходим по очень ровной песчано-гравийной поверхности, по-видимому, это дно бывшего здесь некогда, но высохшего озера. Через 4 км вышли к устью ручья, впадающего в мелкое солоноватое озеро (отсветы водной глади озера и ручья видны еще от базового лагеря). Высота здесь метров на 50 ниже, чем при старте, далее она плавно повышалась.

Погода стояла ясная, было довольно тепло (+5-10).

Дальнейший путь по равнине Шоркуль был осложнен песчаными наносами на поверхности земли. Эти наносы неглубокие, сантиметров 5-10, но чтобы по ним не тропить, приходилось идти змейкой, вдоль высохших потоков, где поверхность твердая.

Итак, еще через 12 км (по прямой) равнина закончилась и к 13 час. мы, наконец, достигли долины реки, текущей в юго-восточном направлении с южных склонов Русского хребта. Вдоль правого берега этой реки тянется автоколея, оставленная, по-видимому, местными изыскателями. Назовем это место долиной Старателей. Здесь у нас обед, Н=4850.

Вода в реке чистая, местами покрыта коркой льда. Долина Старателей глубокая, узкая и продувается северными ветрами с ледников Русского хребта. Чем дальше мы шли в верховья долины, тем быстрее вступали во владения зимы. Небо сразу затянуло темными облаками. Не прошли мы и километра от места обеда, как пошел снег, задул леденящий ветер, температура стала явно ниже нуля. Долина на глазах покрылась снегом, а вода оказалась постепенно в ледяном панцире. Тем не менее, здесь нам попался по пути большой серый заяц.

Перед тем, как река в долине Старателей ушла в каньон, автоколея закончилась внушительных размеров ямой, которую местные изыскатели вырыли, по всей вероятности, в поисках полезных искомаемых.. Далее мы не встречали следов деятельности человека.

После обеда мы прошли вверх по долине около 5 км в течение 1,5 часа. Русло стало более живописным, с резкими изгибами, скальными прижимами и воротами. Каменные борта долины то близко подступали друг к другу, то расходились. Плавный набор высоты и ледяной панцирь реки помогали преодолевать прижимы, несмотря на метель и сильный северный ветер. В 15-25 на высоте 5000 м мы все же повернули назад: пора возвращаться. До перевала Тимуяр оставалось пройти еще 3,5-4 км. И характер местности, и геокарта говорили нам о том, что это было бы вполне возможно.

Обратный путь не вызвал значительных затруднений за исключением темноты и усталости. Вернулись в лагерь в 20-50.

Выводы из разведки: подъем на пер.Тимуяр в Русском хребте со стороны равнины Шоркуль вполне вероятен. Для его прохождения рекомендуем ночевку в долине Старателей. Категория сложности перевала на пройденном нами участке – 1А, а в целом 1Б-2А.

За день: Разведка-1 10:11 ходовых часов, 48.0 км,

Разведка-2 11:20 ходовых часов, 51.6 км,

На подъём: dh= + 380/438 (второй группой) м

На спуск: dh= 380/438 м

13 октября.

Все собрались. Остались только палатки и спальники с ковриками. Положим сверху. День солнечный. Прохаживаемся вперёд по дороге, поднимаемся на склон над лагерем. Прислушиваемся. Машин нет! Может не доехали?

14 октября

Встал рано. Солнечно и тихо. Весь день в ожидании. Далеко от лагеря не отойти. Во время прогулки по холмам вдоль южного края долины Шоркуль Иван встретил лису. Потом долго бегом, как он говорит, возвращался на равнину, боясь пропустить авто. Напряжение нарастает. Мимо нашего лагеря проехать невозможно: все на виду (Фото 172). Лишь под вечер, после спутниковой связи узнаём, что машину кружили вокруг озера Шоркуль нас там не нашли и вернулись обратно, а Саша попал в полицию на допрос. Зачем же мы передавали координаты и сообщали, что стоим на дороге? Будет организован повторный выезд машин и они должны быть завтра!

15 октября

С утра я ухожу по дороге на восток в 10:17. Пересекаю крупную долину притока из-под Шоркультага (4575, 36.109260, 82.561120, 10:49). Она вся сухая (Фото 176, 177). Бродит одинокий и любопытный кианг. После, дохожу до сухого русла (4570, 36.118190, 82.605090, 13:31), которое уже течёт в Шоркуль и, увидев темное пятно озера, до которого по прямой ещё 10 км, поворачиваю. От лагеря прошёл 9 км. После чая мы с Василием уходим в короткую разведку на запад области. Первоначально идём по террасам над южным краем котловины к ее окончанию. Здесь мы осматриваем склоны хребта, перевал через который рассматривался в плане маршрута, как сокращающий. На него можно было пройти прямо с водораздела Хохлыка. Из увиденного стало ясно, что приемлемого перевального спуска нет. Крутые конломератно-осыпные распадки. Генерализация имеющейся «двушки» скрывает эти особенности рельефа. Зато обнаруживаем несколько солёных озёр с множеством мелких птиц типа куличков (4530, 36.005470, 82.412620). Вода горько солёная. Возвращаемся обратно. Настроение не очень. Паша решает также сходить по дороге вперёд навстречу машинам. Возвращается он уже в сумерках. Мы беспокоились, поскольку стал идти снег. Он прошел дальше меня еще на 4-5 км. Никого не встретил. Завтра выходим в сторону рудника. Ноги у Ани вроде уже зажили и пришли в норму. Вечером по спутниковой связи нам передают через Олю, что машина вот-вот нас заберёт.

16 октября

Солнечное морозное, как всегда утро. По спутниковой связи Серёжа узнаёт, что русский интернет пестрит сообщениями о «ПРОПАВШИХ РОССИЙСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКАХ»… Уже в Москве мы узнали, что «гасили» журналистский угар в Москве Н.М.Рязанский, А.Э.Ярошевский, Р.З.Деянов, С.И.Костин. Собираемся и в 10:17 выходим. Идём по дороге на восток. Любуемся Русским хребтом (Фото 174, 175). За нашей спиной над долиной Керии открываются северные скальные склоны, увенчанные шапкой ледника (Фото 173). Эта уединённая гора 6096 (6204), нависающая над долиной Аксу и прекрасно, видимая с Губайлыка. Идётся быстро. Дождавшись утра в Москве, делаем успокаивающие звонки родственникам. Аня разгружена и также неплохо идёт. Уже на северных склонах Шоркуля, куда дорога переходит через 9 км, нас ожидает неприятный сюрприз – свежие следы машины, которая развернулась обратно! Рядом стрелка на снегу, сделанная Пашей! Все в минусе! Ладно, всё равно идём дальше. Погода постепенно портится. Небо затягивается. Вечереет. Пора становиться. Все пересечённые нами русла сухие. Паша замечает, что ему были видны мокрые пятна ниже. Останавливаемся, начинаем ставить лагерь (4523, 36.122130, 82.620310, 17:03) (Фото 178), и расходимся в разведки: Ваня – вверх по руслу к горам, Паша наискосок на юг туда, где он видел пятна, я прямо на юго-восток вниз, где мне тоже показалось нечто, указывающее на воду. Действительно в 1.5 км на поверхность выходит чуть солоноватый ручей (4497, 36.113960, 82.633750, 17:25). Берега топкие, но воду можно набрать. Вокруг тибетские растения-подушки. Возвращаюсь обратно, сообщаю ребятам и, набрав пустых бутылок в Динин водоносный рюкзачок, иду черпать. Вода начинает замерзать, но я успеваю заполнить все ёмкости. Обратно в темноте ориентируюсь по навигатору. Паша тоже вернулся с водой, но туда ходить дальше. Иван потратил более двух часов, но так и не дошел до воды.

За день: 7:25 ходовых часов, 29.6 км.

На подъём: dh= + 100 м

На спуск: dh= 136 м

17 октября

Утром собираемся, завтракаем остатками продуктов и выходим в 09:09. По-прежнему пересекаем многочисленные сухие русла. Несмотря на то, что приблизились к озеру, выходов воды не наблюдаем (Фото 179). Уже лучше начинает проглядывать восточный край равнины с 2-мя перевалами. Василий углядывает движущееся облако пыли. Потом оно исчезает. Через час становится ясным, что это не видение. В самом деле – машина! В первой машине, выехавшей нам навстречу, был директор рудника Кан-Булак. Место встречи - (4503, 36.140170, 82.693630, 12:03). Потом подъехали 2 машины с Сашей и уйгурами и машина с полицией.

За день: 2:54 ходовых часов, 9.5 км.

На подъём: dh= + 0 м

На спуск: dh= 23 м

8.6 «Мы вас спасаем…» – непростой путь домой. – 4 дня

оз.Шор-Куль – р.Сарык-Туз – г.Ния – г.Хотан – г.Урумчи – г.Новосибирск – г.Москва

17 октября

Утром собираемся, завтракаем остатками продуктов и выходим в 09:09. По-прежнему пересекаем многочисленные сухие русла. Несмотря на то, что приблизились к озеру, выходов воды не наблюдаем (Фото 179). Уже лучше начинает проглядывать восточный край равнины с 2-мя перевалами. Василий углядывает движущееся облако пыли. Потом оно исчезает. Через час становится ясным, что это не видение. В самом деле – машина! В первой машине, выехавшей нам навстречу, был директор рудника Кан-Булак. Место встречи - (4503, 36.140170, 82.693630, 12:03). Потом подъехали 2 машины с Сашей и уйгурами и машина с полицией (Фото 180). Масштабы шумихи, поднятой по «нашему поиску» оказались значительно больше, чем мы предполагали. В машинах стоят ящики с водой, баллоны с кислородом, мощная аптечка… И всё дело лишь в том, что Саша не воспользовался переданными ему координатами, а западную оконечность равнины Шоркуль счёл западным берегом озера…. Мы угощаемся дыней и выезжаем. Подъём на перевал, на котором мы планировали заночевать сегодня вечером прошёл быстро, а вот местность за перевалом оказалась совсем зимней. Снег, замёрзшие реки, промозгло. Сейчас больше, чем при заезде мы понимаем, сколь тяжела эта дорога. Останавливаемся мы в посёлке Ялик (3809, 36.508960, 83.453660) в 20 км ниже рудника. В большом зимнем доме с толстыми стенами собралось много людей – это и врач, и медсестра из больницы в Ние, направленные на всякий случай нам навстречу. Полицейские, люди с рудника, наши водители и Саша. Готовится баран, едим лепёшки, чай. Пьём китайскую водку, говорятся дружественные слова. Хозяин дома – таджик. Сюда приходят осенью и проводят всю зиму. Тут же и пасутся овцы. На руднике работает 400 рабочих – добыча золота 200 кг в год. Рабочий сезон с мая-июня по ноябрь. Золото в виде песка. Видимо добывают что-то ещё, но мы этим не интересовались. Хорошо известно, что здесь моют золото уже сотни лет. Эти рудники описаны в трудах экспедиции Певцова. Саша говорит, что сегодня далее мы не поедем (Оставалось 60 км до шлагбаума и 150 км до Нии.), как планировалось, а завтра в 12 дня прилетит вертолёт и отвезёт нас в Хотан. Теперь нас будут «спасать» военные!

За день: 2:54 ходовых часов, 9.5 км.

На подъём: dh= + 0 м

На спуск: dh= 23 м

18 октября

Утро морозное. На траве иней. Можно оглядеться. Вниз уходит травяной склон к Сарык-Тузу. Видны конгломератные отвесы противоположного берега. На хребте напротив нас лежит снег. Серёжа отправился помогать подобрать место для вертолётной площадки. Я с Сашей провожу расчёт за дополнительные расходы. Нам приходится оплатить все выезды машин наверх. Действительно, вскоре после 12.00 раздаётся гудение и снизу с долины появляется вертолёт (Фото 181, 182). На лугу собирается многочисленная толпа. Мы надеваем рюкзаки и идём вниз к машине (Фото 183). Здесь корреспонденты телевидения. За нами прилетел начальник Хотанского гарнизона в ранге полковника – немного плотный китаец. Говорит о Российско-Китайской дружбе и об их готовности помочь русским «попавшим в беду» и что все рады, что всё благополучно разрешилось. Нас снимают. На борт захватывают и Сашу как переводчика с русского. Летим над каньоном Сарык-Туза. В месте прорыва Толан-Ходжи вертолёт пересекает Куньлунь и разворачивается курсом прямо на Нию. Под нами начинается пустыня. Нас снимают на видео. Полковник (Фото 184) расспрашивает Ивана и меня. Фотографируем виды через стекло. Приземляемся на площадке в Ние. Серёжа быстро отмечает, что это, по всей видимости, территория стрельбища, на которой в срочном порядке краской разметили посадочную площадку. Нас встречает целая делегация местной администрации. Просят сказать слова благодарности. Произносим. Не жалко. Вещи нам предлагают оставить в вертолёте. Я кидаю просто на рюкзаки свою поларовку со спутниковой трубкой и навигатором в карманах. Рядом положил фотоаппарат. Саша нам сообщает, что нас по плану «спасения» везут в больницу для медицинского осмотра. После обед и летим в Хотан. Нас, в самом деле, привозят в больницу. Новое чистое здание. Персонал – уйгуры. Зачем-то просят отдать электронные устройства, ну ладно, кто-то отдаёт фотоаппараты. Просят у Серёжи видеокамеру - он говорит, что камеру не отдаст, тогда просят карту памяти – он ее вынимает и отдаёт (камера пишет всё на диск)! Обращаем внимание, что те, кто вертятся вокруг нас – уйгуры в штатском и с манерами сотрудника спецслужб, известным нам ещё с советских времён. Видимо, школы или учебники были одинаковые. На флюорографию предлагают переодеться в больничные пижамы – временно. Как раз тогда и исчезает навигатор Ивана, лежащий у него в кармане рубашки. Ещё ожидание – обрабатывают анины ноги – простым обмазыванием потертостей йодом. Процедура болезненная! Жалеем девушку! Также измеряют давление и пульс – все здоровы! Машина отвозит нас в гостиницу. Здесь мы обедаем и долго ещё сидим за столом, ожидаю дальнейшего вылета. К Саше подходит начальник местной полиции и резко говорит с ним – ругает. Часа через 2 нас вызывают в небольшую вытянутую комнату для совещаний на первом этаже. Здесь обнаруживаем все наши рюкзаки. А на столе выложены, фотоаппараты, фотоплёнки, навигаторы, карманная метеостанция, папка с картами и записной книжкой, дубликаты карт Ивана и Сергея, жидкостной компас, фотоэкспонометр и иные мелочи… Присутствующих много – у всех серьёзные лица. Как нам объясняют, мы не имели права пользоваться навигаторами. По их мнению, мы могли заниматься незаконными изысканиями, они это проверят, а фотоаппараты забирают для ознакомления – нет ли там свидетельств наших незаконных действий. Попытки отстоять свои права наталкиваются на стену. Нас успокаивают – технику мы вам вернём в Хотане или Урумчи перед вашим вылетом. Я обнаруживаю, что моя куртка так и лежит на рюкзаках, а находившиеся в её карманах спутниковый телефон и навигатор не тронуты. Видимо, осматривали только рюкзаки. Наши вещи складывают в коробку и уносят – они поедут в Хотан на машине. Нас теперь поторапливают – пора лететь! Полёт к Хотану проходит на малой высоте – домашний скот и птицы разбегаются и разлетаются при его приближении. Опять идёт пустыня – песчаные гряды, огромные дюны, иногда остатки поселений. Пересекаем долину Юрункаша и садимся в Хотане. Здесь также встречают журналисты, слова благодарности и нас отвозят в просторный уйгурский отель. Он полупустой и полутёмный. При оформлении выясняется, что 2 года назад здесь останавливалась группа Черника. Ужинаем в пустом зале ресторана. Есть люди ещё за соседним столиком. Я поселился в номере вместе с Сашей. Нам надо заниматься билетами. Все наши сроки сместились. Благодаря Ярошевскому и Никонорову удалось перенести вылет из Урумчи авиакомпанией «S7», а хотанский рейс ещё надо менять. Вылет завтра. К сожалению, оказывается, что замена состоит фактически в повторной оплате тарифа. В агентстве China Southern нас ждут. Приезжаем туда на такси уже в 9 вечера и начинается долгое перебивание новых билетов. Вдруг, здесь появляется один полицейский и двое в гражданском: мужчина и девушка (тоже полицейские), все – ханьцы. Они ищут Сашу. Прерывают оформление билетов. Требуют вернуться в гостиницу – у них вопросы. Возвращаемся в номер. У меня спрашивают несколько вопросов и говорят, что я свободен. С Сашей беседуют долго, потом требуют наши паспорта – мы мужским составом едем вместе в полицию – уже 11 вечера. Там с нами беседуют и забирают паспорта на ночь, уверив, что вернут утром и помогут оформить билеты. В гостиницу нас отвозят.

Роуминг в Синьцзяне претерпел большие изменения. Наши телефоны показывают регистрацию в сети, но позвонить мы можем только в Китай и только вне Синьцзяня. Например, в Шанхай или Пекин. Нам позвонить нельзя! Зато Iridium, не контролируемый здесь, работает! Позже в Москве мы узнали, что группа Андрея Королёва из Перми, путешествующая на востоке Куньлуня использовала спутниковую связь системы Globalstar. За весь длительный период пребывания в Китае им удалось позвонить в Россию 2-3 раза лишь тогда, когда случайно попадали в зону действия Новосибирской станции сопряжения!

19 октября

Я собираю вещи. Утром после завтрака приезжают полицейские и отвозят нас Сашей в агентство, где мы долго оформляем билеты. Возвращаемся в гостиницу. Тут ждёт целая делегация – нас с Сашей приглашают в комнату заседаний в другом крыле гостиницы. Напротив нас 10 человек – уйгуры и ханьцы. Слева стоит коробка с нашими вещами. На штативе – видеокамера. Спрашивают меня. Зачем мы сюда приехали, кем работаем – персонально по членам группы. Что видели, сколько раз в Китае. Повторили слова о том, что навигаторы мы должны были «зарегистрировать». Сказали, что местные власти Нии не имели права давать нам разрешение на проезд в горы. Почему у нас бизнес- визы а не туристские и много еще других вопросов. Затем мне дали опись имущества и бумагу, в которой было написано, что у нас всё изымается на 7 дней и всё будет возвращено, может кое-что ещё вернут перед вылетом из Урумчи. Помимо подписи – дают штемпельную подушечку с красной краской и просят поставить отпечаток указательного пальца с правой руки рядом с каждой из моих подписей. Потом меня просят покинуть помещение – у них вопросы к Саше. До вылета менее 2-х часов – а нам надо ещё рассчитаться с гостиницей. Ребята нервничают, поскольку не смогли найти меня в гостинице. Выносим все вещи, и я иду извлекать Сашу. Объясняю, что нам пора ехать. С неохотой, Сашу отпускают, но видимо, надеются ещё увидеть. Отлавливаем 3 такси и едем в аэропорт. Прощаемся с Сашей. Он мрачен: в утренней урумчийской газете опубликован материал, в котором его обвиняют, что он чуть ли не своими руками направляет русские группы в страшные Куньлуньские горы на погибель, преследуя свои только узкокорыстные цели. Он говорит также, что взял билет на автобус и постарается уехать тихо из Хотана. Рейс заполнен. Атмосфера прозрачная и мы видим в окно массивы Победы и Военных Топографов и всё восточное окончание Тянь-Шаня – хребет Халык-Тау. В Урумчи даже не холодно – 10-15 градусов тепла. Аэропорт также охраняется, но, похоже, обстановка чуть разрядилась. В основном наблюдаем ханьцев. Уйгуров очень мало. Заселяемся в гостиницу рядом со зданием международного аэропорта. По сравнению с 2005 годом, номера стали уютнее и чище. Быстро засыпаем.

20 октября

Утром мы планируем закупаться китайскими продуктовыми сувенирами – чаем и местной водкой в супермаркете. Саша нам написал на бумаге иероглифами адреса банка и магазина в китайском квартале. На такси подъезжаем к банкомату. Пока мы раздумываем, сколько будем снимать с моей карты – она проглатывается устройством. Банк уже открыт, и служащие быстро освобождают нашу карту. Ближайший полицейский объясняет, что к магазину мы можем пройти пешком. Так оно и есть. Предварительно навестив фармацевтическую лавку, мы углубляемся в китайский квартал от одной из больших улиц и находим этот магазин. Я набираю несколько килограммов чая и китайской водки. Добавляю красное сухое вино с названием Ния (!) и бренди, опробованный нами ещё три года назад по Сашиному совету. Ждём Пашу, но он затерялся в дебрях магазина. В результате его рюкзак с фармацией, купленной ребятами остаётся в камере хранения. Мы возвращаемся в гостиницу. Здесь нас ожидает Чу, жена Саши (Фото 185), и фотограф. Чу работает в одной из государственных газет и решила взять у нас интервью. Одна из целей публикации – снять с Саши обвинения в злонамеренности. Через 40 минут возвращается и Павел – рюкзак он не взял! Василий и Иван бросаются обратно. Время ещё есть. Возвращение ребят затягивается, и мы перебираемся в здание международного терминала. К нам подходят местные ребята и спрашивают по-русски – мы ли те, про которых пишут в газетах? Мы – они пожимают руки. Уже идёт регистрация. Начальник филиала Сибири – пожилой невысокий мужчина разговаривает с нами резко – предлагает немедленно регистрироваться. Мы объясняем, что у нас два человека чуть задерживаются, он ругается – Вы нам создаёте проблемы. Позже выяснилось, что, несмотря на отмену нашего вылета в субботу – информация об этом до Урумчи вовремя не дошла, и они нас ждали. Наконец появляются и ребята – они без забытых вещей. Поймали частое такси с водителем уйгуром, а тот повёз их в дальний уйгурский квартал, несмотря на указанный адрес, долго не хотел разворачиваться, уверяя, что вот-вот приедем. Искать нужный магазин было уже поздно. При расчете этот наглый «таксист» заломил еще и десятерную цену! Другая неприятность – в списке на новые билеты – отсутствует Василий. Приходится оперативно покупать ему билет до Новосибирска. Тут, как мы поняли позже, уже другая ошибка – в одну базу вбили, в другую нет…

Наконец, мы пересекаем границу (ок.15 час). Летим!

В Толмачёво очень приятно, культурно. Быстро разбираются с Василием, формируют и ему билет. Ничего мы не доплачиваем. В кафе-баре на втором этаже пьём виски и отмечаем возвращение на Родину. Ждать недолго и вечером (ок.21 час) мы уже в Москве, где нас встречают знакомые и родные лица.

9. Итоги. Выводы и рекомендации

Группой в режиме первопрохождения пройден интересный напряженный спортивный горный маршрут VI к/с по Куньлуню и Тибетскому нагорью.

Протяженность маршрута составила 540 км за 32 ходовых дня.

Средняя высота ночевок составила 5234 м!.

16 дней группа жила и двигалась на высотах выше 5000 м,

15 дней – на высотах выше 4000 м.

По долинным и купольным ледникам группа прошла более 70 км, из них 37 км лежало на высотах выше 6000 м, а в снегоступах нами пройдено 27 км.

Суммарный перепад высот составил 18623 м.

Совершенно первовосхождение на это одну из высочайших вершин этой грандиозной горной системы – Чонг Музтаг Восточный – 6976 м.

Это был четвёртый наш маршрут в этой горной системе. В 2003,2005, 2006, 2009 гг. пройдено 47 новых перевала (н/к-3Б), 10 каньонов. Общая протяжённость маршрутов составила около 1800 км, а вместе с автомобильной дорогой по Сарыктузу – более 2000 км!.

Туристское путешествие по Куньлуню и Тибетскому нагорью определяют новизна, насыщенность и разнообразие препятствий, полная автономность.

Фактическое начало маршрута состоялось на северных склонах Куньлуня в селении Карасай. 225-километровый тяжёлый заезд отсюда в верховья Керии, где начиналась наша активная часть, несомненно, может рассматриваться как отдельное яркое и запоминающееся мероприятие.

Главной целью экспедиции было исследование малоизвестных и труднодоступных гор в бассейне верховий реки Керии и самого удаленного хребта Западного Куньлуня – Устюнтаг (Чонг-Музтаг) и осуществление восхождения на его высшую точку – вершину Восточный Чонг-Музтаг, обнаруженную нами ранее «на кончике пера». Этот горный узел несёт на себе значительное оледенение, а по высотам – три вершины в нём превышают 6900 м – уступает лишь узлу Аксайчин (7162). После Чонг-Музтага цепь Куньлуня понижается, оледенение практически исчезает. Следующий значимый и высокий горный узел Куньлуня Улуг-Музтаг расположен в 500 км к востоку.

Несмотря на тяжесть всех сложившихся обстоятельств, и неожиданностей на маршруте мы, тем не менее, справились с главными намеченными задачами! В результате, помимо прохождения множества долин, не посещаемых прежде исследователями, экспедиции удалось решить и важные стратегические и спортивные задачи, поставленные в заявленном маршруте.

В соответствии с заявленным и согласованным планом путешествия мы прошли 13 перевалов высотой до 6610 м к северу, югу и востоку от верховий реки Керия и совершили первовосхождение на вершину Восточный Чонг-Музтаг 6976 м. Отметим, что оно стало первым значимым отечественным восхождением в Куньлуне!

Большая часть перевалов была пройдена впервые. Ряд долин, по всей видимости, также был пройден человеком впервые. Найти безопасные и доступные проходы в них было непросто. Многие долины от высот ~ 5000 м приобретали каньонный характер и становились непреодолимым препятствием. Попасть в их верховья можно было лишь сверху через сложные и высокие перевалы в ледниковой зоне. Это относилось и к самому сердцу района – обширному снежно-ледовому узлу вершин Чонг-Музтаг, где мы были, без сомнения, первыми людьми, увидевшими и сфотографировавшими его первозданные красоты! В поисках безопасных и путей нам приходилось делать многочисленные разведывательные радиальные выходы.

В ледниковой зоне движение было невозможно без использования снегоступов. Поверх летнего наста уже лежал толстый слой осеннего снега, приходилось искать проходы в зонах трещин. Также на склонах гор лежали уже сформировавшиеся снежные ветровые доски, представляющие особую опасность в связи с высокой вероятностью схода лавин, что требовало от нас особого внимания и аккуратности при движении.

Наше путешествие проходило на фоне постоянно отрицательных температур, опускающихся ниже минус 20 градусов (oС), и устойчивых ветров – от фоновых 5 м/с до штормовых, превышающих 30 м/с.

За месяц мы осуществили практически всё задуманное. К сожалению, в основном из-за потерь времени, вызванных необходимостью искать переходы через Главный хребет Устюнтага западнее намеченных долин, оказавшихся непреодолимыми каньонами, нам пришлось отказаться от намеченного завершения маршрута выходом к северным посёлкам новым высоким перевальным путём. Мы полагаем, что эта красивая спортивная задача – совмещения в одном маршруте высоких перевалов и вершин Передового и Главного хребтов Куньлуня – вполне разрешима при планировании и построении маршрутов на схожих с нами принципах.

Группа проходила маршрут осенью – в сентябре-октябре. Это лучшее время для экспедиций на Тибетское нагорье и в Куньлуне. Прекращаются дожди. Подсыхает почва, стоит ясная, «звенящая» погода. Правда, появляются проблемы с питьевой водой. Ее иной раз можно не встретить на протяжении тридцатикилометровой ходки!

Реки зачастую промерзают до дна. На ледовых куполах встречаются уже обширные участки зимнего бутылочного льда. Значительные проблемы с питьевой водой встречаются и на пустынных высокогорных равнинах Шоркуль и Губайлык.

Нам удалось продвинуться в деле спортивно-туристского и географического исследования района. По результатам экспедиции район представляется перспективным, сложным и интересным как для туристов-горников, так и альпинистов-высотников. Здесь имеются огромные возможности первопрохождений для сильной спортивной группы, не боящейся полной автономности.

В качестве других районов Куньлуня, представляющих интерес для спортивных горных путешествий, мы бы указали запад системы – высокие горы (до 6800) и большие ледники в междуречье Юрункаша и Каракаша. Сюда входят горы Карангутаг и район Северного Аксайчина, выдвинутого к Юрункашу. Видимо, маршруты здесь следует начинать из верхнего течения Каракаша (Зимой 1890 года Б.Л.Громбчевский прошёд здесь простой перевал Русский на Юрункаш , но, вследствие тяжёлых условий вынужден был вернуться). Перспективным районом по-прежнему остаётся передовой хребет к югу от селения Пулу, где в зоне относительной доступности находятся массивы 6457(6540) и 6507(6565). Особый интерес представляет также и район Русского хребта, пересечение которого мы планировали на выходе и легко доступный с юга автомобильным транспортом. Здесь надо учитывать, что значительная часть северных долин течёт в каньонах, что требует тщательной предварительной разработки.

Сформулируем наши выводы и рекомендации по пунктам:

1. Кунь-Лунь – один из немногих оставшихся на Земле районов, где на огромных просторах можно совершать маршруты-первопрохождения любой степени сложности в горных, пеших или водных походах. Маршруты низких категорий сложности возможны только в северных отрогах Кунь-Луня недалеко от населенных пунктов. В остальных случаях это будут походы в условиях почти полной автономности.

2. Надо закладывать время для проведения разведок. Не исключено, что, запланированная на картах и по спутниковым снимкам на «Большой земле» долина окажется непроходимой. Соответственно, следует готовить несколько запасных вариантов.

3. Заезд к массиву Чонг-Музтаг на автотранспорте через кишлак Карасу и рудник Канн-Булак выдвигает к участникам повышенные требования по акклиматизации. Заезды с высоко лежащей трассы Синьцзян - Западный Тибет можно рассматривать лишь как гипотетические. Нужна обязательная предварительная высотная подготовка. Сам заезд должен быть как минимум двухдневным, с ночевкой, например, на реке Правой (Вост.) Керии (4350).

4. Тяжелая нагрузка на организм от высоты, которая не опускается ниже 4500 м, чувствуется весь поход, каждый день, даже если этот день 10-й или 20-й. В такие места можно брать людей только с опытом длительных высотных путешествий.

5. Если есть возможность сделать заброску на равнину Шоркуль или урочище Актассай, то поход лучше начинать из кишлаков Люши или Аччан с высоты около 3000 м, делать акклиматизационное кольцо в сев. отрогах Русского хребта, переваливать в Шоркуль и далее совершать марш-бросок по дороге до массива Чонг-Музтаг. Завершить маршрут можно в селении Пулу. Длина нитки составит не менее 400 км.

6. «На халяву» русским группам через гида Сашу к хребту Устюнтаг теперь уже вряд ли можно прорваться в ближайшие несколько лет. Скорее всего, потребуются долгие предварительные переговоры со славящимися непредсказуемостью в появлении новых поборов на ходу «официальными» структурами типа Синьцзян Маунтениринг Ассошиашен, «покупка» дорогого «пермита» (Из этого не следует, что мы не покупали пермитов. Все необходимые поборы властям нами были уплачены. Механизм формирования цен на такие пермиты в вышеупомянутых компаниях не имеет разумных объяснений. Разумные цены существуют лишь в районах массового посещения, таких как, например окрестности Музтагаты. Только после нескольких лет взаимодействия с Сашей мне и Андрею Лебедеву удалось добиться от него по меньшей мере формального расклада по статьям в наших выплатах.) и содействие сотрудников наших дипломатических органов.

7. Нужна идеальная подготовка всех членов группы без исключения. И в физическом плане, и в снаряжении, и в питании. Особо надо обратить внимание на качество палаток, горелок, топлива, одежды и обуви, аптечки.

8. Особый спортивной и исследовательской интерес представляет перевал в юго-западном отроге в.6820. На него ведет ледопад, спускающийся практически до самой долины Левой (Зап.) Керии. Этот перевал (категория сложности 3Б) позволяет:

- создать плацдарм для штурма нехоженой в.6820

- обойти каньоны, преграждающие путь к водоразделу Устюнтага из долины Керии.

9. Восточная половина двуглавой главной вершины Чонг-Музтага еще не пройдена. Вполне возможно, это самая высокая точка района. Наиболее пологий подъем туда с юга, со стороны непроходимой из-за каньона долины Центрального Чонг-Музтага, наиболее короткий – с севера по пути японцев. Достижение этой вершины – достойная цель для отдельной экспедиции в этот район.

Стоимость всех расходов 2009 года в долларовом эквиваленте составила примерно 3316 долларов на участника. Если бы машины приехали вовремя, то расходы на человека вряд ли были более 2200 долларов на человека. Столь высокая цена обусловлена сложным и длинным заездом. Входили во внутрикитайские расходы и оплата «присмотра» за нами представителей Спорткомитета Синьцзяна. Для справки сообщаем, что экспедиции подобного плана, которые предлагают организовать фирмы, специализированные на азиатских путешествиях, стоят не менее 5000 долларов США на человека, причём дорога и оформление виз сюда не включается. Цифры приводятся по памяти, поскольку, все наши записи были безвозвратно изъяты в Китае.

Отчёт группы, имеющиеся фото, уцелевшие от изъятия в КНР, видеоматериал (14 часов съёмки) позволяет получить достаточное представление об этом уникальном районе и наметить новые маршруты.

Сергеем Зайко готовится фильм «Последние загадки Куньлуня». Готовится выступление участников команды в Московском Доме Учёных и Русском Географическом Обществе. Материалы по итогам путешествия готовятся к публикации (ежегодник «American Alpine Journal», «Природа», Материалы гляциологических исследований). Фотографии похода размещены в интернете:

http://anabar.ru/forumz/anafo.py?messid=1391 (фотографии Василия Иванова — http://devphoto.ru/galle/0010_kl09/ (здесь больше пейзажей) и Дины Терентьевой — http://devphoto.ru/galle/0011_dina/ (здесь больше людей)).

Мы выражаем глубокую благодарность всем, оказывавшим содействие в подготовке и реализации нашей экспедиции: Николаю Рязанскому (ФСТ ОТМ), Алексею Ярошевскому (компания Астрэвел, Москва, ФСТ ОТМ), Вадиму Ляпину, Борису Малахову, Ольге Крушельницкой, Петру Русанову, нашему многолетнему гиду и другу Саше из Урумчи (Zhang Hong) (КНР) и его другу из Шанхая Виктору (Victor Jiang), Оксане Рототаевой и Геннадию Носенко (Институт географии РАН, Москва) за консультации и предоставлении космических снимков и иным многим неназванным здесь нашим друзьям и товарищам, помощь которых была весьма желанной и полезной.

10. Литература.

1. ГорыН.А.Гвоздецкий, Ю.Н.Голубчиков М.Мысль 1987

2. Ледники Л.Д.Долгушин, Г.Б.Осипова М.Мысль 1989

3. Богданович К.И. Северо-западный Тибет, Куэнь-Лунь и Кашгария, «Изв. Геогр. Общ.», т. XXVII, 1892, стр. 480—504 Подробный геологический очерк района.

5. Куньлунь-Тарим Под ред. Э.Мурзаева Москва 1961 Сборник статей советских и китайских учёных. В частности есть отдельные материалы по растительности, геологии и гидрографии Куньлуня.

6. М.В.Певцов Путешествие по Восточному Туркестану, Кунь-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889-1890 годах. С.-Петербург, 1895 Множество географических и этнографических сведений, не утративших актуальности.

7. В.И. Роборовский и П.К. Козлов Экскурсии в сторону от путей Тибетской экспедиции. Спб. Изд. Импер.Русск. Геогр.Общества. 1896. 128 с., 6 карт. Описание маршрутов в экспедиции Певцова в сторону Восточной Керии и Русского хребта

8. H. H. P. Deasy A Journey to Northern Tibet and Aksai Chin, The Geographical Journal, Vol. 13, No. 2. (Feb., 1899), pp. 155-159. Краткое описание маршрута от с.Карасай через Шоркуль и по Верхней Керие в Западный Тибет

9. Н.М.Пржевальский От Кяхты на истоки Желтой реки (1883-1885). М.Географгиз 1958. Множество географических и этнографических сведений, не утративших актуальности.

10. В.М.Синицын Центральная Азия М.Географгиз 1959 Подробное географическое описание всего района – Тянь-Шаня, Куньлуня, Бэйшаня, Наньшаня и Тибета. Описания Куньлуня страдают неполнотой и неточностью в части оледенения.

11. G.B.Schaller Wildlife of the Tibetan Steppe Chicago University Press1998 Подробное описание животного мира Тибетского нагорья и частично Куньлуня.

12. G.B.Schaller, K.Aili, C.Xinbin, L.Yanlin MigratoryandcalvingbehaviorofTibetanantelopepopulationActa Theriologica Sinica,2006,26 (2):105 – 113 Статья, рассказывающая о миграциях тибетских антилоп в родильный период к урочищу Шор-Куль у подножья Русского Хребта.

13. О.Чхетиани ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ о пешем туристском путешествии VI-ой категории сложности по Куньлуню и Западному Тибету в сентябре–октябре 2005 года, Москва 2006 http://tlib.ru/zip/02/97/029744.zip

14. О.Чхетиани ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ о пешем туристском путешествии VI-ой категории сложности по Куньлуню и Западному Тибету в сентябре–октябре 2006 года, Москва 2007 http://tlib.ru/zip/02/97/029747.zip

15. Shigeru Kodama QONG MUZTAGRECONNAISSANCE & FIRST ASCENT www.jac.or.jp/english/jan/vol1/QONG.pdf Отчет о первовосхождении на западную вершину Главного Чонг-Музтага в 2000 г.

16. R.Ridgeway 2004. The big open. National Geographic Society,Washington 2004 Книга о путешествии четырёх известных американских альпинистов с велотележками по западу Чангтанга от тибетцев района Ару-Цо к Шор-Кулю – родильному дому антилоп-чиру.

17. Топографические карты Генштаба СССР (Издания 80-х годов), доступны на http://poehali.org/maps

масштаба 1:200 000 J-44-33, J-44-34, J-44-35, J-44-36, I-44-04, I-44-05,

масштаба 1:500 000 J-44-В, J-44-Г, I-44-А, I-44-Б,

масштаба 1:1 000 000 J-44, I-44

18. В.Г.Ляпин: Орографические схемы Куньлуня масштаба 1:100000 I-44-009, I-44-021, Москва 2009

19. LANDSAT-овская мозаика на район: ftp://ftp.glcf.umiacs.umd.edu/glcf/Mosaic_Landsat/N-44/N-44-35.ETM-EarthSat-MrSID/

20. SRTM-данные: http://srtm.csi.cgiar.org/SRT-ZIP/SRTM_Data_GeoTiff/srtm_53_05.zip


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100