Руководитель: Д.Широков, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2010 г. Часть 2

Часть 1 здесь

День 12, 21.08.2010, м/н – долина р.Вост.Волган

Встали в 8, но вышли с места ночёвки только в 10.40, т.к. для завтрака пришлось топить снег. 35 минут спускались в связках по пологому леднику, смещаясь в правую сторону. Далее развязались, сняли кошки и продолжили спуск по чехлёному леднику (фото 107), перейдя через какое-то время на правую боковую морену (фото 108). Река, вытекающая из-под ледника, очень мутная. Для питья с трудом обнаружили маленький ручеёк, текущий от висячих ледников справа. Забегая вперёд, предупредим, что долины Зап. и Вост. Волганов (иногда их называют Левый и Правый Волган/Волгонд) очень сухие, в отличие от остальных долин района Такали. По этой причине советуем не пренебрегать любым ручейком для пополнения запасов воды. Вода непосредственно в Вост. Волгане – довольно грязная, со взвесью. К тому же тропа по правому берегу проходит довольно далеко от реки.

Фото 106. Вид на плечо вершины Волган и перевал Ти-Шах от подножия ледника Восточный Волган.

Фото 107. Вид на долину р.Волган Вост. с лед. Вост.Волган.

Фото 108. Спуск по правобережным моренам.

Фото 109. Ручей в селевом русле.

Около 13 часов среди камней проявилась отчётливая тропа, далее шли по ней. В 14.30 встали на обед у ручья, протекающего по глубокому руслу, похоже оставшемуся от селя (фото 109). В 15.45 продолжили движение. Через какое-то время тропа вошла в арчовые рощи (деревья встретили впервые за пешую часть похода) (фото 110). К 17.30 вышли из леса на поляну, с которой хорошо виден кишлак Волган. На этом месте и решили встать лагерем, тем более чуть ранее по тропе из-под скалы вытекал родник. Координаты лагеря: N 39°21'30.4" E 69°40'56.6" 2722m.

Фото 110. Вид на долину р.Вост.Волган на юг.

Фото 111. Вид на участок хребта Самарканд из долины р.Вост.Волган.

День 13, 22.08.2010, м/н – кишл. Верх.Волгонд – верховья долины р.Зап.Волган

Подъём в 6.30, выход в 8.30. За 10 минут спустились к мосту, по которому перешли Вост.Волган, выйдя прямо к кишлаку Волган (он же Валиганд или Верхний Волгонд). Сложилось ощущение, что мужчин в ауле не было: видели только женщин и детей. Женщины сгрудились на дальней стороне кишлака и то ли стеснялись, то ли боялись нашей группы. Традиционное таджикское приглашение на чай они прокричали издалека, когда мы уже вышли из кишлака на дорогу вдоль правого берега Зап.Волгана. Дорога идёт в живописном арчовнике и через 10 минут выводит к мосту (фото 112). Перешли по нему на левый берег и сделали привал (время – 9.00).

Фото 112. Мост через р.Зап.Волган.

Фото 113. Вид на долину р.Зап.Волган.

Далее продолжили движение по тропе, которая уводит от берега на верхние террасы (фото 113). Солнечно и очень жарко. Троп много, но все они, так или иначе, ведут наверх. Через какое-то время все тропки приливаются к одной большой тропе, идущей по верхнему склону долины. Эта тропа произвела на нас сильное впечатление: поверхность выровнена, на значительной части замощена камнями, внешний по склону борт укреплен, в паре мест встречаются аккуратно выложенные ступеньки из больших плоских плит. К сожалению, некоторые участки этой тропы уничтожены подмытым склоном. К 11.20 дошли до впадения Среднего Волгана в Зап.Волган (фото 114). В этом месте можно дойти до реки: до и после этого участка тропа идёт довольно далеко от русла.

Фото 114. Вид на слияние р.Средн.Волган и р.Зап.Волган.

Фото 115. Вид на пер.Такали Сев. Из долины р.Зап.Волган.

В 13.00 – 13.10 прошли несколько распадков с ручьями, около одного из которых встали на обед. Отсюда уже виден наш перевал (фото 115). В 14.35 вышли с обеда и примерно к 16 часам дошли до плоской травяной террасы (фото 116). В 16.40 пересекли довольно бурный левый приток реки (фото 117) и к 17.10 вышли к истокам Зап.Волгана. Для дальнейшего подъёма в верхний цирк по морене нужно пересечь множество рукавов левого истока. Переправы не очень приятные, не замочить ноги не получится. В 18.10 встали лагерем в кармане морены рядом с правым истоком Зап.Волгана. Координаты лагеря: N 39°16'47.6" E 69°37'29.4" 3431m.

Фото 116. Долина р.Зап.Волган на север.

Фото 117. Левый приток р.Зап.Волган.

Фото 118. Вид на пер.Буревестник из долины р.Зап.Волган.

Фото 119. Заход к ледникам Боковой и Дальневосточников из долины р.Зап.Волган.

Фото 120. Проход к лед.Боковой и язык лед.Дальневосточников.

День 14, 23.08.2010, м/н – пер.Такали Северный (2А) – ночёвка на террасе

Перевал Такали Северный (2А, 4113м).

Подъём в 4 утра, выход в 6.10. Пасмурно, мелкий дождь. Первые 1,5 часа шли по моренным гребням и немного по чехлёному леднику. К 7.40 дошли до более-менее крутой (20°-30°) части ледника. Здесь надели кошки и связались. В 8.00 начали подъём и к 9.05 (с одним 10-минутным перерывом) подошли под перевальный взлёт (фото 121).

Фото 121. Пер.Такали Сев. Пунктиром показан подъём в связках, сплошными линиями – подъём по перилам.

Фото 122. Долина р.Зап.Волган с ледника Зап.Волган.

Фото 123. Перевальный взлёт пер.Такали Сев. Пунктиром показан подъём в связках, сплошными линиями – подъём по перилам.

Снизу весь склон перевала прорезан бергшрундами, между которыми, однако, есть несколько довольно устойчивых снежных мостов. По одному из них перешли берг и продолжили движение вверх по склону около 30° с одновременной страховкой (фото 123). За 1 час 5 минут (к 10.20) дошли до небольшого выполаживания на скалах справа по ходу, отдыхали 15 минут. Далее за 25 минут подошли уже по более крутому склону (35°-40°) под скальный выступ. Дальше - склон 40°-50°. В 11.10 начали провеску верёвок по снегу. Слева по ходу прямо до седловины идёт скально-осыпной участок, но по нему с пугающим постоянством сходят камни, поэтому пользоваться им мы не рекомендуем. Всего провесили чуть меньше 2х верёвок (50м + 35м). Карниз на седловине не сплошной, есть «дырки», в одну из которых мы и провесили вторую верёвку. Промежуточная станция – на 2х ледорубах, крайняя станция – на петле на скальном выступе. Будьте внимательны: при выходе со снежного склона на скалы могут попадаться участки с пустотами до 2 – 3 метров глубиной! В 13.00 вся группа собралась на седловине (на перевал вылезли чуть выше и восточнее) (фото 125, 126). GPS-координаты перевала: N 39°15'36.4" E 69°37'07.3" 4113m.

Фото 124. Подъём по перилам на пер.Такали Сев.

Фото 125. Седловина пер.Такали Сев.

Фото 126. Место выхода на пер.Такали Сев.

Фото 127. Крайняя верёвка на пер.Такали Сев.

Почти тут же началась гроза с градом, на перевал село облако. От ветра укрылись за скальной стенкой посередине седловины. На перевале есть 2 тура, записок в них не нашли, свою оставили в восточном. В 13.50 начали спуск с перевала по пологому осыпному склону в юго-восточном направлении. Видимость – не больше 100 метров. Шли по GPS-координатам предперевальной ночёвки из отчёта К.Сергина. К 15.15 дошли до искомых ночёвок на травянистом склоне (фото 130). Вода – из слабо сочащегося ручейка в распадке. Координаты лагеря: N 39°15'10.8" E 69°37'25.5" 3741m.

Фото 128. Панорама с седловины пер.Такали Сев. на север.

Фото 129. Панорама с седловины пер.Такали Сев. на юг. Пунктиром обозначен путь спуска в долину р.Лев.Такали.

Фото 130. Путь спуска с пер.Такали Сев.

Выводы и рекомендации по перевалу: перевал Такали Северный соединяет долины р.Волган Западный и р.Такали. Седловина – очень широкая, мест под палатки достаточно. Тем не менее мы не рекомендуем ночёвку на этом перевале, т.к. похоже именно в это понижение в хребте устремляются все ветры со стороны Такали и Ягноба. Техническая сложность соответствует заявленной категории – 2А, определяющая сторона - северная.

Фото 131. На спуске к снежному мосту на р.Лев.Такали.

Фото 132. Поляна у слияния р.Лев.Такали и р.Пр.Такали.

День 15, 24.08.2010, м/н – долина р.Такали – долина р.Ягноб (устье р.Яминсу)

Всё утро шёл дождь, поэтому из палаток вылезали только дежурные для

приготовления завтрака. К 9.00 дождь прекратился. Быстро собрали лагерь и в 10.05 начали спуск к р.Лев.Такали. Шли справа от ручья, втекающего под снежный мост, который проходили по пути к пер.Такали Верх (фото 131). Сначала – спуск по неприятному травянистому склону, далее - по старым моренным гребешкам, на которых обнаружилась тропа. Перед самым снежным мостом тропа перешла на левый берег ручья (фото 133). К 11.35 спустились до снежного моста.

Фото 133. Путь спуска от м/н в долину р.Лев.Такали.

После привала начали спуск по правому берегу р.Лев.Такали. За 15 минут спустились к месту слияния Лев. и Пр. Такали. Реку Пр.Такали пересекли на небольшом разливе. На этом берегу – довольно большой кош. Далее спускались по тропе по правому берегу Такали. К 14.00 дошли до слияния Такали с Ягнобом, где сделали обед. В этот момент начался дождь, который быстро перешёл в град размером с горошину. Тент растягивать было бесполезно, т.к. ветер был почти ураганный. Миски наполнялись градинами буквально за пару минут. Кое-как пообедав, в 14.45 продолжили путь по хорошей тропе вниз по правому берегу Ягноба. Туман, видимость – до 200 метров. К 17.25 дошли до впадения в Ягноб р.Яминсу, вытекающего из-под пер. Студеный (3А). Здесь, на небольшой плоской террасе поставили лагерь. С обеда дождь практически не прекращался. За ужином поняли, что решение сэкономить полдня на участке Такали Верх. - Сентябрьский было абсолютно правильным. С учётом плохой погоды второй день подряд мы, скорее всего, ещё сидели бы под пер. Такали Сев. Координаты лагеря: N 39°13'15.2" E 69°30'49.6" 2925m.

День 16, 25.08.2010, м/н – долина р.Ягноб - устье р.Равосанг

Поднялись в 7.00, до 10 сушили вещи и палатки, благо погода позволяла (выглянуло солнце). Выяснилась неприятная вещь: вчерашнюю непогоду не пережил аккумулятор основного фотоаппарата (у второго фотоаппарата аккумуляторы кончились ещё в долине Зап. Волгана). Таким образом, на оставшиеся 2 дня похода мы остались без фототехники. В 10.15 вышли из лагеря, переправу через Яминсу осуществили чуть выше слияния с Ягнобом. Далее шли по тропе вдоль берега Ягноба. К 11.40 дошли до устья р.Голируд, перебрались через него по большим камням. В этом месте Ягноб резко поворачивает на юго-запад. В 14.00 перешли р.Унзуд, здесь же сделали обед. Отсюда видно дорогу на пер.Руфигар на противоположном берегу Ягноба. В 15.00 вышли и продолжили спуск по тропе, которая периодически уходит от реки вверх по склону. В 17.35 вышли к устью р.Равосанг, перебродили её чуть выше слияния и встали на ночлег на площадках рядом с рекой. Координаты лагеря: N 39°12'35.8" E 69°20'34.3" 2720m.

День 17, 26.08.2010, м/н – разв.Новабад – пер.Руфигар (н/к) – кишл.Руфигар

Подъём в 6, выход – в 8. Есть несколько тропок, решили пойти по более натоптанной - она идёт довольно далеко от берега Ягноба (верхом). К 9.30 дошли до моста через Ягноб. GPS-координаты: N 39°11'24.1" E 69°18'07.9" 2654m. После моста по левому берегу Ягноба идёт дорога, когда-то бывшая автомобильной. Продолжили путь по ней вверх по ущелью р.Ягноб. Дорога в принципе в неплохом состоянии, но в некоторых местах размыта рекой – приходится обходить по прибрежным камням или даже по воде. В 12.35 подошли к началу подъёма на перевал. В 14.40 были на седловине пер.Руфигар (н/к). Координаты перевала Руфигар: N 39°11'17.3" E 69°25'55.7" 3387m. С перевала позвонили по спутниковому телефону и подтвердили машину на завтрашний день. Далее – спуск по серпантину дороги в долину р.Сардай-Миена. В 18.05 дошли до кишл. Руфигар. На ночёвку встали в 18.30 чуть выше кишлака в рощице у р.Чарбидара. Координаты лагеря: N 39°08'41.8" E 69°25'44.1" 2159m.

День 18, 27.08.2010, кишл.Руфигар – г.Душанбе

На следующий день к 10 утра подошли к Руфигару, где нас уже ждала машина с водителем Сероджем, который нас и завозил в район. Доехав до Душанбе, заселились в гостиницу «Пойтахт». Номер стоил 50$ за ночь, что конечно было намного дороже, чем в «Авиаторе», но позволило нормально помыться после похода.

Следующий день (28.08) посвятили отдыху, прогулкам по Душанбе и экскурсии в историко-краеведческий музей, расположенный прямо напротив гостиницы. К вечеру перебрались в «Авиатор», где уже в 9 легли спать, а в 3 ночи проснулись, собрались и пешком дошли до аэропорта, откуда утренним рейсом улетели в Москву.

Выводы, рекомендации.

Как итог, пройден красивый поход 3 к.с. по редко посещаемому району Памиро-Алая. Собран обширный фотографический материал по долинам, данные по которым в туристических библиотеках и Интернете отсутствуют, либо очень скудны и датируются 80-ми годами прошлого века. Так, проведена подробная фотосъёмка долины р.Сангдара, верховьев р.Покрут, р.Кальтакуль, р.Ягноб. Сделано первопрохождение нового перевала, названного нами Кальтакуль Южный, техническая сложность 2А. Особо стоит отметить гостеприимство и доброжелательность местных жителей и пастухов. Практически каждый стремился угостить нас чаем, лепёшками или мясом. Кстати, при расчёте времени прохождения по долинам, ориентируясь на приведенные в нашем отчёте цифры, следует учитывать, что зачастую много времени уходило на разговоры с пастухами. При этом останавливаться у каждого пастуха совсем необязательно, можно вежливо поблагодарить и двигаться по маршруту дальше. Также при расчёте времени стоит учитывать фактор акклиматизации. Например, на втором кольце участок через перевал Захоб был пройден практически в 1,5 раза быстрее, чем в первый раз.

В принципе район пригоден для проведения горных походов любых категорий сложности: от 1 до 6, но наиболее логичным видится планирование маршрутов 3 – 5 к.с. Наличие простых перевалов в Гиссарском (н/к – Захоб, Руфигар) и Зеравшанском хребтах (1А – Раст, Голируд Центральный) облегчает задачу разноса забросок по району. Безусловно стоит ещё раз отметить транспортную доступность района Такали с юга. По азиатским меркам 4,5 часа пути на машине – это очень мало. При планировании похода советуем продумать заранее варианты переправы через р. Ягноб и её притоки, в частности р. Малая Барзанги.

Информации о районе в Интернете и библиотеке МГЦТК очень мало, но тем не менее она есть. Так, мы советуем ознакомиться со следующими отчётами: №5321, №5337, № 5393, №6314, №6717, №6812 (номера даны по картотеке МГЦТК). Нитки данных маршрутов можно посмотреть на сайте www.tlib.ru. Некоторые из отчётов выложены в сети, в частности отчёт К.Сергина (№6314, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3249), прочтение которого и было побудительным мотивом нашей поездки в район Такали. Активное освоение данного района было в 80-90е гг. осуществлено уфимским спортклубом «Гастелло», и в частности Киселёвым В.А. Нитки его маршрутов и описания многих перевалов района можно посмотреть здесь: http://lib.ru/ALPINISM/. Также при подготовке просматривалась следующая литература: Н.В.Пагануцци «Южные склоны Гиссара», Л.Максимов «Горный узел Такали» (альм. «Ветер странствий», вып. 14, 1979, с.125-129), С.Бабурченков ««Белые пятна» Такали» (альм. «Ветер странствий», вып. 22, 1987, с.128-131). Карты по району можно найти на сайте http://pamir-alay-map.narod.ru/index.html. Также советуем воспользоваться программой GoogleEarth, тем более, что летом 2010 район Такали был выложен в довольно высоком разрешении. Дополнительную информацию по долинам можно получить и из отчётов о водных и велосипедных маршрутах, проведённых в районе Гиссарского и Зеравшанского хребтов.

О замеченных неточностях просьба сообщать руководителю похода по электронной почте: haba-haba02@inbox.ru

Приложение.

Таблица перевалов района Такали, обозначенных на фотографиях отчёта.

Название перевала

2.1.38

3.1.1

84, 85, 86, 94, 100

1) - в районе Такали расположено 2 перевала с названием Школьный. Один – в хребте Самарканд (1.2.30), другой – в хребте Кумбель (2.4.2).

2) - пер.Снежного барса - одна из седловин между пер.Неожиданный и п.4510,3 точное местоположение перевальной седловины не обозначено.

3) - на «ташкентской» карте района Покрут I и Волнистый – два названия одного перевала, обозначенного на месте пер. Покрут II по классификатору «Высокогорные перевалы».

4) - на «ташкентской» карте района Панорамный и Пастуший – два названия одного перевала, обозначенного на месте пер.Панорамный по классификатору «Высокогорные перевалы».

5) - перевалом Узловой называют 2 рядом расположенных седловины на стыке Гиссарского хребта и его западного отрога Кумбель. Седловина в Гиссарском хребте (2.1.33) ведёт из долины р.Лев.Такали в долину р.Наукрум. Седловина в отроге Кумбель (2.4.3) ведёт из долины р.Лев.Такали в долину р.Кумбель.

6) - перевал Гульбас отсутствует в классификаторе «Высокогорные перевалы».