Горы мира > Западная Европа >

Автор: Владимир Белоусов, г. Москва

Европа, Италия, Арко и big wall

Автопортрет
Зачем мне все это? Что потянуло меня лезть на Monte Brento via Vertigine?

Именно эти вопросы начали крутиться у меня в голове, когда схлынуло впечатление от первых нависающих веревок. Перегиб за перегибом, карниз за карнизом. Болты, болты, болты... и товарищи в костюмах летучей мыши. Им - то хорошо! Они раз, и уже внизу пиво пьют в кемпинге.

Отвечаю себе мягко: «Ну, хотел попробовать длинный маршрут, с протяженными навесами. Пожалуйста – пробуй. На этом с собой договариваюсь».

Монте Бренто, вид с дороги
Болты. Болты друг от друга на расстоянии не более полутора метров. Основной инструментарий – лесенки и комплект оттяжек: альпинизм - не альпинизм, скалолазание - не скалолазание. Напоминает виа-фератту. По сути. Но…

Не хочу убеждать, что это просто. Это не просто. Это рискованно. Есть куча «если…». В случае ЧП сложно сойти с маршрута. Есть риск вырвать болт с корнем, после чего без спецсредств дальше по маршруту не продвинешься. Есть риск напороться на отсутствующие болты, точнее на дырки вместо них. Если собрать все «если» и попытаться на каждое из них взять по болту с левой резьбой, то барахла получится много.

Денис Сушко
Нам сопутствовала удача. Над всеми большими промежутками висели какие-либо сявки. Но кое-где приходилось подлезать и делать это в кроссовках, потому как лениво надевать было тапки. Да и потом 3 метра лазания на 40 метров ИТО – сомнительное удовольствие.

Поскольку технические препятствия на маршруте практически отсутствуют, то лучше подумать о тактике и стратегии. Подумать, на чем можно сэкономить, а чего взять по-больше. У нас было мало оттяжек. В полтора-два раза меньше, чем требовалось. Приходилось иногда разбирать оттяжки на карабины. Экономить желательно, наверно, на всяких принадлежностях бивака и больше шмоток (в соответствии со временем года) надевать сразу на себя.

Монте Бренто, нижняя часть
Низ маршрута. Почти зеркальное отражение верха. Положительные плиты с тремя вертикальными поясами. Лазание по нашему, по крымскому – до V. С точки зрения человека в кроссовках и с жумаром в руке – вроде ничего особенного.

Погода. Несколько дней стояла устойчивая. Устойчиво облачно. Накрапывало. Случалось солнышко. Резких перемен не предвиделось. Дискомфорт доставила только на первой ночевке, когда ночью периодически будила нас накрапывающим дождиком и заставляла нас поглубже вжиматься в грот.

С утра капало. Плюс к этому видимость практически полностью отсутствовала. Примерное направление знали, поэтому потихоньку двигались и когда стали сереть сумерки, вышли к станции у основания нависаний. В воздухе водяная взвесь.

В дальнейшем осадки нам в принципе помешать не могли (разве что потоп), и видимость тоже – от болта до болта по любому видно.

Монте Бренто, верхняя часть с ниткой маршрута
Цирк. Вторая ночевка. Бухта веревки вместо сидушки, каска пристегнута во что-то сверху, чтоб не уставала шея. Короткий сон, прерываемый попытками напарника устроиться комфортнее, укутав ноги в рюкзачок. Луна. Звезды. «Может полезем?»

Спуск. Вот о чем нужно было подумать более серьезно. Все внимание отнимал сам маршрут, и спуск на его фоне казался чем-то незначительным.

Оказавшись на яйле в полной темноте и в полюбившемся уже нам тумане, мы поняли (во всяком случае, я начал догадываться), что нам грозит еще одна ночевочка. Ничего страшного в принципе. Организмы уже пахали на втором дыхании.

Хэппи енд. Спасатели. Пока шли к машине, гадали, кто бы мог их вызвать и во сколько нам это встанет. Страховки-то у нас не было. Ну, в общем, есть счастье на этом свете… Вызывали свои. Спасали бесплатно. А очутиться в Арко, в пиццерии – это было чудесным СПАСЕНИЕМ!!!

PS:
Однозначно: получил удовольствие и замумукался основательно.