Руководитель: А.Горчаков, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиро-Алаю летом 2008 г. Часть 2

Продолжение. Начало здесь

День 16

26.07.08

Пер Седло Ганзы (2Б, 4480)

(Расположен: в северо-западном гребне вершины Большая Ганза. Скально - ледовый)

м/н – спуск с пер Седло Ганзы – долина р. Сувтор (3920м) – морена под пер Сурх (4080м)

Ходовое время – 6:07 час.

Из них 2:30 - от м/н до бараньих лбов,

2:40 - спуск по верёвкам через бараньи лбы.

Километраж –3 км.

Перепад высот +160/-560 м.

Планы восхождения на Большую Ганзу потонули в низкой облачности, настойчиво затягивающей вершину. В 8:15 начинаем спуск в долину реки Сувтор.

Верхняя часть спуска представляет собой некрутой склон из мелкой осыпи. Движение технической сложности не представляет, но местами является малоприятным из-за выпавшего ночью снега. Через 2,5 часа доходим до первой ступени скальных сбросов. Небольшой (30 м), но довольно крутой участок с сильно заглаженными скалами, покрытыми снегом, кажется довольно опасным. Вешаем первую перильную веревку. Последний спускается свободным лазаньем.

Скальные сбросы перегораживают все ущелье и представляют собой крутые (до 70°) заглаженные скалы высотой около 100 м. Ближе к правому борту ущелья течет небольшая речка, спуск возможен как слева, так и справа от речки. Выбираем спуск вдоль левого берега. На широкой площадке над основными «бараньими лбами» ищем описанный в отчетах шлямбур, но, не обнаружив его, делаем станцию, на большом камне.

Третью веревку закрепляем на крючьях рядом со старым. Ввиду не высокой надёжности первой точки, делаем ещё одну в 10 метрах ниже. При спуске по этой веревке следует сначала спускаться вертикально вниз, а потом уходить маятником влево к следующей станции, чтобы не сбросить случайно камни на стоящих на станции людей.

Четвертую веревку закрепили на шлямбуре. Она проходит по наиболее крутому участку «бараньих лбов» и завершает спуск на мелкой осыпи. Отсюда в ожидании последних спускающихся поднялись свободным лазаньем в небольшую пещерку с интересными натёками (слева от «лбов»).

Прохождение веревок координировалось снизу по рациям, без них через перегиб склона и с «шумной» речкой по соседству докричаться наверх невозможно. Все три веревки на «бараньих лбах» сдергивали с оставлением сложенного в 3-4 раза репшнура.

Придерживаясь левого борта долины, в 14:10 достигаем выполаживания. Солнце радует своим теплом, но сгущающиеся облака не вселяют оптимизма, поэтому продолжаем путь в сторону перевала Сурх. Под ногами мелкая и средняя осыпь, набор высоты небольшой. Пройдя еще два перехода, обнаруживаем на левобережной морене оборудованные стоянки. Вода в небольшом ледниковом ручейке.

В 15.45 ставим лагерь, традиционно начинается снег.

День 17

27.07.08

Пер Сурх (1Б, 4380) , пер Линкор (1Б,4380)

(Расположен: в западном отроге массива Большой Ганзы, соединяет долины рек Сувтор и Серима. Снежно-осыпной)

м/н – пер. Сурх (1Б, 4380) – пер. Линкор (1Б, 4380) - р. Ганза – р. Норват – р. Искандеркуль – оз. Искандеркуль

Ходовое время – 10:13часа.

Километраж – 20 км.

Перепад высот +300/-2180 м.

7.35 - выход. Ясно и солнечно. Ледник на подходах к перевалу пологий, в верхней части закрытый, без трещин. Подъем на седловину перевала осыпной, осыпь мелкая и средняя. Согласно предыдущим отчетам движение по этой осыпи доставляло немало хлопот командам при подъеме на перевал. Но нам помог выпавший ночью снег. Осыпь смерзлась и движение по ней не составило особого труда. В 9:00 поднялись на перевал Сурх. Седловина перевала узкая, скально-осыпная. В обе стороны открываются завораживающие пейзажи: на северо-запад хорошо видны вершины Чимтарга и Энергия, а на юго-восток озеро Искандеркуль.

Спуск с перевала непосредственно к озеру Искандеркуль возможен по долине реки Серима, но это требует прохождения каньона и повышает трудность перевала Сурх до 2Б. У нас было запланировано прохождение перевала Линкор в связке с перевалом Сурх, что позволяло избежать спуска по каньону. При прохождении этой связки перевалов мы поначалу старались минимизировать сброс высоты. Для этого с седловины перевала Сурх пытались уйти косым траверсом влево-вниз к окончанию скального отрога вершины 5039, замыкающей долину. Траверс этот проходит по весьма неприятному крутому конгломератному склону. Конгломерат очень жесткий и обледеневший, большая вероятность случайного срыва. Испытав несколько неприятных моментов, решаем более не рисковать, сбрасываем высоту и спускаемся к снежнику в перевальном цирке. По краю снежника подходим к подножию склона, ведущего к перевалу Линкор. Поднимаемся на гребень по живой средней осыпи. Сам перевал Линкор находится в следующем гребне и представляет собой ближайшее к стене вершины 5039 выполаживание гребня. Между двумя гребнями имеется осыпной кулуар. Траверсом пересекаем кулуар и спускаемся на седловину перевала.

Седловина перевала Линкор скально-осыпная, широкая и пологая. В южной части седловины находятся скальные выходы похожие на трубы корабля, что и объясняет название перевала. Общее время, затраченное нами с момента выхода с места ночевок, составило около 4 часов.

Один из логичных путей спуска ведет через седловину перевала Игоря Бандривского, который на 100 м ниже перевала Линкор. С него и спускаемся в долину реки Ганза по короткому осыпному склону из сланцевой плитки

Весь верхний цирк перевалов Линкор, Игоря Бандривского и Красноключенский заполнен древними моренными валами. Спускаемся ближе к правому борту долины.. Когда моренные валы закончились, пересекаем ручей напротив перевала Динозаврик. Дальнейший спуск проходит вдоль ручья. Вся нижняя часть висячей долины представляет собой как бы осыпную воронку, которая заканчивается узким каньоном, в который уходит ручей, ставший уже достаточно полноводным и превратившийся в реку Ганза. В верховьях реки Ганза тропа проходит по правому берегу выше скальных сбросов, но у сбросов переходит на левый берег и, пересекая долину подходит к ним. Спускаемся через скальные сбросы на заросшие травой осыпные склоны. К реке подходим уже вблизи кишлака, расположенного у слияния рек Ганза и Тоде. В кишлаке нас встретили женщины и дети в большом количестве, угостили лепешками и айраном. Сфотографировались, пообщались и двинулись вниз по хорошей тропе. До скальных ворот она проходит вдоль реки (после слияния называется рекой Норват), затем идет высоко над водой. Быстрый сброс высоты происходит только перед кишлаком Норват. Спуск до кишлака Норват с перевала занял около шести часов вместе с перекусом и привалами. Кишлак Норват большой и вполне современный. В нем есть магазин, в котором можно купить продукты. После переговоров с местными жителями удалось найти машину, на которой рюкзаки с одним из участников отправились на турбазу Варзоб. Остальные же налегке двинулись следом. Через реку Искандердарья (чуть выше кишлака по течению) имеется хороший мост. Дорога правым берегом Искандердарьи представляет собой серпантин с довольно крутым набором высоты. Через 1 км после моста из небольшого каньона вытекает чистый ручей, в котором набрали воды. Петли серпантина местами можно срезать по хорошо заметным тропам. К Варзобу подошли уже в сумерках. Перейдя реку по мосту, прошли по дороге мимо метеостанции и в 20.42 вошли через ворота на территорию турбазы Варзоб. Без труда нашли наши рюкзаки и заботливого завхоза, который уже забрал заброску, договорился о размещении нас в домике и об ужине в кафе.

День 18

28.07.08

Днёвка на оз Искандеркуль

Погода порадовала солнышком, а работники турбазы хорошим питанием и всё ещё работающим душем.

Инфраструктура и материальное оснащение со времён союза так и не претерпело изменений и ремонта.. Но цены вполне соответствуют содержанию. И в этом привлекательность базы не искушённому комфортом путнику.

А заброска ожидавшая нас на этот раз сохранилась в целостности!

День 19

29.07.08

По реке Каракуль

м/н – р Сарытаг – р. Каракуль (у впадения ручья Крыктанур, «кош под камнем») (2800м)

Ходовое время – 11:00 часа.

Километраж – 25 км.

Перепад высот + 600 м.

Погода на удивление солнечная, на небе ни облачка.

В 6:30 покинули турбазу и выдвинулись по дороге, проложенной по северному берегу озера Искандеркуль. В месте впадения в озеро реки Каракуль находится дача президента Таджикистана. Сооружение вполне современное (вплоть до вертолетной площадки), но за пределами территории дачи какая-либо полезная для туристов инфраструктура типа магазинов отсутствует.

Минуем Сарытаг и, пройдя ещё пять километров, неправильно соорентируемые местными, переходим на левый берег р Каракуль, через некоторое время понимаем ошибку и возвращаемся обратно на правый. Правобережная тропа идет довольно высоко над рекой. Местами у воды имеются небольшие пологие лужайки, к которым от основной тропы отходят малозаметные тропки.

В 16.00 дошли до оборудованного родника, остановились на обед. Тропа вновь забирается на обрывистый берег. Только через три перехода, где впадает в реку Каракуль его правый приток – река Крыктанур, долина опять становится широкой и пологой. Тут уже около 20:00 и располагаемся лагерем неподалёку от коша.

День 20

30.07.08

оз. Каракуль – р. Аксай - к пер Аксу Верхний

м/н – оз. Каракуль(3017м) – р. Аксай (поворот к пер Аксу Верхний) (3080м)

Ходовое время – 6:00 часа.

Километраж – 12 км.

Перепад высот + 280 м.

9:00 – выход. На лугах тропа теряется. Два небольших правых притока Каракуля перепрыгиваем по камням. За час доходим до сужения долины, где осыпь со скал правого борта образует прижим. Пересекаем осыпь по хорошо заметной тропе и переходим на левый берег Каракуля по мосту, построенному на огромных камнях в русле реки. Долина реки выше моста опять становится широкой, но все чаще среди травы проглядывают древние морены. Два небольших левых притока Каракуля перепрыгиваем по камням. Вскоре показывается завал из крупной осыпи, за которым расположено озеро Каракуль. На завал поднимаемся по тропе недалеко от реки. Озеро Каракуль небольшое и смотрится достаточно скромно. Река Каракуль выше озера разливается на множество рукавов, вдали видна «развилка» основной долины на долины рек Аксу и Ахбашер . На заливных лугах пасутся стада, на левом берегу реки есть кош.

Моста через реку Каракуль в районе впадения реки Аксу нет. Однако переправа через Каракуль не представляет проблем даже во второй половине дня, так как река на галечных полях разделена на небольшие протоки. Путем сложных маневров нам удалось найти траекторию, позволяющую перебродить не выше колена, все протоки в местах наибольшего их разлива. Переправу мы провели чуть выше впадения реки Аксу, чтобы после переправы сразу оказаться на ее левом берегу. Пройдя по р Аксу до поворота на пер Аксу, встали в 20:00 лагерем на нешироком лугу, рядом с речкой.

День 21

31.07.08

Пер. Аксу Верхний с востока (определяющая сторона: ледопад 2Б) (радиально)

м/н - под концевой мореной на зелёных стоянках(3340м) – пер Аксу Верхний (радиально)

Ходовое время – 6 часов (с возвратом на зелёные стоянки под мореной).

Километраж – 5 км.

Перепад высот + 880 м

- 620 м.

Прекрасный солнечный день. 8:40 – выход. К перевалу Аксу Верхний ведет долина первого левого притока реки Аксу. Поднявшись по слабо выраженной тропе вдоль речки до «развилки», образованной двумя ее истоками, повернули налево по ходу и вышли на зелёную лужайку. (50 мин от м/н). На подъёме участница почувствовала себя плохо вплоть до полной остановки. С подозрением на отравление решили выждать день. А сегодняшний можно использовать для ледовой тренировки, и четверо активистов отправились на пер Аксу Верхний радиально.

За 20 мин добрались до языка ледника. Нижняя его часть достаточно крутая и сильно замусорена камнями. В принципе, в провале между левым бортом ледника и стенами вершины 4192, вероятно, имеется проход наверх по моренам. Однако к этому месту вела такая мешанина моренных валов с «живыми» камнями, что мы решили не делать крюк и подниматься на верхнее плато ледника по срединной морене. Морена оказалась довольно «тощей», камни плохо держались на крутом (до 25°) льду. В верхней части ледника начались открытые трещины, которые не были засыпаны камнями морены. Чтобы их обойти, пришлось уйти влево по ходу и все-таки надеть кошки.

После окончания подъема мы вышли на пологое верхнее плато ледника. Справа по ходу была видна левая ветвь ледника, ведущая к перевалу Аксу. А прямо открылся вид на ледопад правой ветви. Решили подниматься (как и наши предшественники) по центру ледопада.

Средняя крутизна ледопада составила 40-45° при наличии локальных более крутых участков.

Подъём от лагеря занял 4:00 часа, спуск – 2 часа. Преодоление непосредственно ледопада на подъём – 2:50, на спуск 1 час.

К 19 часам вернулись в лагерь.

День 22

1.08.08

пер. Аксу(1Б, 4070)

м/н – пер. Аксу(1Б, 4070) – р. Сарымат – урез воды (3080м)

Ходовое время – 9 часов.

Из них 4:20 подъём на перевал с м/н

2:40 - спуск до первой воды

Километраж – 6,6 км.

Перепад высот + 730 м.

- 990 м

Чудный солнечный день. 8:40 – покидаем лагерь. За 2:40 подошли под ледопад и повернули направо к пер Аксу. (из-за потерянного на внеплановую днёвку, времени на Аксу Верхний уже не было). Без труда преодолев серию моренных валов, выходим на ледник в обширном цирке перевала Аксу. Небольшой взлёт по мелкой сыпухе и в 15:00 мы на перевале. По записке выясняется, что мы первые посетители за 15 лет! Спуск – слегка прикрытый ледник без трещин, череда моренных валов, продолжительный конгломератный склон. В 18:20 – спускаемся к первой воде. Но ниже она скоро пропадает в камнях. Основное русло и русла притоков сухие. И лишь к 19:30 правый приток, наконец, оживляет долину. Спустя ещё 20 мин встаём лагерем у огромного камня, перепрыгнув речку на левый берег.

День 23

2.08.08

пер. Тавасанг (н/к,3300)

м/н – р. Сарымат (2640м) - пер. Тавасанг (н/к,3300) - исток р Мошсой (первая вода на спуске) (3100м)

Ходовое время –5:40 часа.

Километраж – 9,4 км.

Перепад высот + 660 м.

- 640 м

Замечательный солнечный день. В 11:00 – покидаем лагерь. За полперехода спускаемся в долину р Сарымат, где встречаем уже уверенную тропу , и по ней за 1:50 добираемся до небольшого кишлака. Отойдя ещё 15 мин и повернув на подъём к пер Тавасанг, встаём на обед на приятной площадке. Рядом чистый ручеёк.

В 16:40 решаем пройти перевал сегодня и за 2:40 достигаем его. Через 20 мин спуска встречаем первую воду. Тут же, в 20:00 становимся лагерем.

День 24

3.08.08

озёра Маргузорские

м/н – киштак Тиоглы – оз. Маргузор – оз. Хурдак – оз. Нофин – оз. Гушор – оз. Соя – оз. Нежигон

Ходовое время – 2:30 часа.

Километраж – 23 км.

Перепад высот - 1460 м.

Превосходный солнечный день. В 9:00 – покидаем лагерь. За час по тропе спускаемся к Кишлаку Тиоглы. Спустя 1:50 мин преодолев большой серпантин обходим озеро Маргузор и на нижнем его конце совершаем продолжительные купания. 10 мин ходу и озеро Хурдак остаётся позади. На озере Нофин (+ 1:00 спуска) встаём на обед, купаемся. Удачная попутка забирает рюкзаки вниз. А мы налегке мимо оз Гушор и оз Соя за 1:10 спускаемся к оз Нежигон, где и встречаемся с рюкзаками и их сопровождающим. Ставим последний в этом походе горный лагерь..

День 25

4.08.08

Выезд.

Рано утром в строго обозначенное время (около 7:00) прибыла машина Артуча и доставила нас до границы, где через некоторое время заранее заказанный микроавтобус отвёз на базу Артуч-Самаркандский.

Итоги. Впечатления. Рекомендации.

Топливо и его транспорт

*- Благодаря успешному письму-прошению в авиакомпанию об увеличения лимита багажа до 35 кг в поезд был сброшен только бензин и около 100 кг заброски.

*- Бензин-«Калоша» отлично себя показал – хорошие горюче-весовые свойства, совершенное отсутствие нагара, удобный транзит (на этапе подготовки в Москве бензин был расфасован в бутылки из-под минералки и обёрнут в родную оболочку этой самой минералки). В такой упаковке его можно ставить прямо под стол в поезде. Никаких вопросов у таможенников это не вызывает. Но на всякий случай одну бутылку стоит оставить в упаковке настоящей :). Минус метода – необходимость наличия в группе добровольцев на поезд.

Транспорт, регистрация, налоги

Вверены а/л Артуч и проведены в целом ответственно и качественно. Удобен и выгоден вариант машин Артуча, если группа больше 7 человек (нет пока такого жёсткого лимита ограничения числа пассажиров как в Вертикали - 7чел). Не возникает возмущения и «непонимания» при организации сложных (т е множественных ) забросок.

Наверное, глобально суть разница фирм в ориентации на разных клиентов. Вертикаль – альпинисты, Артуч – туристы. Особенно приятно порадовало у Артуча дружеское отношение, внимание и уважение наших интересов.

А вот отсутствие квитанций об оплате налогов – общая проблема и Вертикали и Артуча, хотя все вопросы с лесниками можно решить методом авторитетов, бумажек с печатями, а в некоторых случаях и пренебрежением их требований. Всякий раз вопрос решался оставлением телефона Артуча и упоминанием имени одного из управляющих его. Но на будущее стоит этот вопрос уточнить и просить хоть какой-то аналог квитанции у фирм оформляющих вас.

Есть некоторая сложность в контактах с Артучём из Москвы, но эта проблема наверняка должна решиться в скором времени.

По району в целом.

В этот сезон в горах было необычайно мало снега. Оттого все ранее снежные перевалы уже в июле стали ледовыми, и их сложность несколько увеличилась. Повысилась камнеопасность. Отчёты последнего года для середины лета существенно противоречили реальности, что необходимо учитывать на будущее, принимая во внимание реальную климатическую обстановку. Однако, нестабильность погоды, ещё как-то способствовала поддержанию ожидаемого рельефа.

По препятствиям

Пер Алаудин (н/к, 3770м) – прекрасный вариант для разогрева!

Пер Казнок Зап. (2А, 4060м) Слабая 2А. Проходить сыпуху нашего спуска на подъём никому б не пожелали! - измотает совершенно!

Пер Зиндон (2Б, 4260м) Вероятно, неплох для малых групп при выходе на лед перевального взлёта не позже 8 часов. Но ввиду камнеопасности на продолжительном скальном участке группам более 8 человек стоит посоветовать воспользоваться альтернативным проходом. Зиндоном перевал назван не случайно!:) Будьте готовы к разбирающимся скалам, к прострелам сотворённого вами же камнепада всех трёх верёвок подъема в узкой скальной части, к сложности создания промежуточных точек лидером.

Пер Мирали (2А*, 5060м) Как в 2006 году, реальная оценка сложности - 2А. Красивый. Не считая 1 верёвки по скалам первого пояса на спуск, полностью снежно ледовый. На спуске к Мутным озёрам следует быть бдительным к вероятным камням со склона Чимтарги.

Пер Яшмовый Ц (2Б, 4300) Интересная техничная альтернатива пер ВАА (из долины р Чапдары на ледник Малой Ганзы). Удивительно, что он не использовался ранее группами в непростых походах. В снежные годы категория сложности может понижаться до 2А.

Пер Гусева-Мухина Зап (2А, 4660м) Основная трудность – серия трещин. Но у нас она была соединена надёжными мостами. Не сложный, малотехничный, приятный.

Пер Седло Ганзы (2Б, 4480м) Стоять можно на перевале. В том числе удобно базовым лагерем перед восхождением на Б Ганзу. Отличные панорамы с окрестных хребтиков (в сторону пер Гусева-Мухина З и В), преодолеваемых пешком как по широкой дорожке. Красивые и технически интересные Бараньи лбы спуска/подъёма к/от р Сувтор. Особенно приятны в сухую тёплую погоду!

Пер Сурх (1Б, 4380м) логичен в связке с пер Линкор (1Б,4420м), что бы не спускаться каньоном 2Б по р Серима (по описанию А Джулия не представляющем технического интереса).

Осыпная сущность в совокупности с конгломератом – доставит сомнительное удовольствие путнику. Но, похоже, он того стоит, если вы желаете спуститься к р Норват. (альтернативный путь с другой стороны Б Ганзы к р Норват идёт через пер Зинах – ещё более неприятную и продолжительную мелкую сыпуху)

Пер Аксу Верхний (ледопад 2Б, 4220) Очень интересный и достойный внимания ледопад! Соответствует категории 2Б. Хотя на наш взгляд он несколько упростился с 2006 года.

Пер Тавасанг (н/к,3300). Прекрасная тропа, на которой уверенно чувствует себя не только горный турист, но и самый неопытный ослик. J Наш путь (по треку) вероятно не оптимальный, но интересный посещением коша в долине р Сарымат. После коша следует немного подняться по склону распадка вдоль ручейка до тропы, приходящей траверсом слева по ходу.

Про культурно-познавательное

Будучи в Фанах непременно стоит посетить такие замечательные города, как Самарканд и Бухара. Достаточно по 1 дню на каждый. Общественный транспорт не особенно удобен, потому если вы группа и желаете попасть в Бухару, то проще договориться о найме. Финишировав в Самарканде мы это делали через Артуч самаркандский (цены те же, что и у частников). Но обязательно нужно заранее оговорить с водителем свою программу и маршрут, что б не было недопонимания.

Район красив, прост попаданием, в регионе с интереснейшей историей и культурой!

Трек маршрута : http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nxqvrbavydytgssl

Самая подробная и актуальная карта: http://slazav.mccme.ru/maps/fany/index.htm

Точки *.wpt и прочую дополнительную информацию можно получить по e-mail.