Руководитель: А.Еремин, Новосибирск

Отчет о горном походе 3 к.с. по Кашгару в августе 2010 г.

Отчет о горном туристском походе 3 категории сложности, проведенном в Кашгарских горах в период 9 августа по 21 августа 2010 года

Руководитель Еремин Антон Валентинович (a.eremin@s7.ru)

Участники

Якубов Леонид

Кошман Константин

Маршрутная книжка 08-25-10 г. Новосибирск

Маршрут: Кашгар- озеро Каракуль- река Кенгшиберсу- река Игебельсу- пер. Сугетдаван (4835,1А) - р.Сугетсу- пер. Игебельсу Восточный (4996, 1Б, п.п.)- река Игебельсу- пер. Евгения Савинова (5214, 1Б, п.п)- река Турбулунсу- цепочка озер- пер. Озерный (5147, 1Б-2А, п.п)- озеро Янгикель- пер. Янгидаван (4827,1А) - плато Чичиклык - пер. Вост. Кокмуйнак (4590,н.к.) - кишлак Шинди.

Рис. 1. Маршрут похода. Отмечены ночевки

Идея

Идея похода в Кашгарские горы родилась еще в 2009 году благодаря Андрею Лебедеву. Тогда же вместе с ним был разработан маршрут, который по разным причинам в сезоне 2009 года реализовать не удалось. Основная причина известна, это события в Урумчи, введение особого положения во всем Синцзяне. И хотя через месяц ситуация вроде бы успокоилась, мы побоялись ехать. В этом году, после включения телефонной связи и интернета в округе стало понятно, что можно. Мы понимали, что чем меньше мы будем контактировать с людьми, тем лучше, поэтому решили сфокусироваться на безлюдном районе к востоку от Музтаг Аты. Опять же основная ветка маршрута с тремя не пройденными перевалами была предложена Андреем.

Из возможных вариантов туроператоров мы выбрали неправильного, некоего Конга. Он долго обещал нам сделать разрешение, но буквально за месяц заявил, что разрешение на прохождение долины Кешиберсу сделать невозможно и все там ходят просто так, договариваясь на месте. Подобный эксперимент мы уже ставили в 2008 году путешествуя в приграничном районе на Заалайском хребете и повторять это не хотелось. Опять же с помощью Андрея мы быстро переориентировались на Ташера, и, надо отдать ему должное, он все сделал как надо.

Начало

По району существует большое количество описаний, поэтому в дальнейшем я буду останавливаться на существенных новых моментах, связанных с отражением ситуации на 2010 год и описанием пройденных перевалов.

Итак, добираемся до места Новосибирск- Урумчи, S7 и далее короткое ожидание и часовой перелет CZ до Кашгара. Конечно, поражают аэропорты, из Кашгара рейсы только в Урумчи, около 6-7 в день, однако аэропорт с гейтами и размером не меньше Новосибирского Толмачево. Кашгарское время отличается от официального Пекинского на 2 часа, оно более удобно и соответствует географическому положению, поэтому будем жить по нему. С утра 9 августа посещаем базар и на автобусе выдвигаемся из города. По пути на автозаправке заливаем в бутылки бензин, для этого используем большие пятилитровые чайники, посредством которых производится заправка мопедов. Шоссе идет через пригороды, сегодня воскресенье, базарный день и навстречу огромным потоком, запряженные в тележки трусят ослики. Повозок очень много, они выезжают на середину дороги, а автобус не снижая скорости протискивается между попутными и встречными тележками. Обедаем за 80 юаней на всю группу, и продолжаем путь. После мы наблюдали оригинальный способ борьбы с превышением скорости движения. Для автотранспорта фиксируется минимальное время преодоления примерно 100 км участка шоссе. Оно составляет 3 часа, если приедешь раньше на контрольный пункт – плати штраф. В результате автобус просто отстаивается около придорожного магазинчика, а затем столь же стремительно мчится к контрольному пункту. Дорога красива. Производит впечатление и сила реки Гез, и стены Конгура и, конечно же, серебристые горы-дюны за разливами Гез дарьи.

Рис. 2. Необычные горы.

На базе Каракуль установлены стационарные юрты, где 10-12 человек могут комфортно разместиться. Это конечно удобно, особенно учитывая сильный дождь, который встретил нас по приезду.

1день. (9 августа)

Утром, с часовым опозданием подошли погонщики. Идем с караваном из трех верблюдов. В рюкзаках практически личные вещи, на верблюдов навешиваем мешки, и каждый из них несет не так много, не более 80 кг. Тропа переваливает через небольшую холмистую гряду и выходит на настоящую дорогу, идущую вдоль левого берега Кеншиберсу. Через пару километров мы перешли по подвесному мосту на правый берег реки, и наблюдали потом эту дорогу по левому берегу на всем протяжении до начала прижимов верховьях, недалеко от слияния. Верблюды не могут прейти по мосту, поэтому их разгрузили, сняли седла и заставили переправиться на другой берег. Кеншиберсу в этом месте неширокая, но глубокая река с течением, я ожидал, что погонщики будут переправляться верхом, но они загнали животных в реку и , буквально, градом камней после пятиминутного топтания на середине реки заставили их перейти реку.

Около моста заобедали, подъехали двое киргизов на мопеде, один с важным видом произнес “паспорт”. Был проигнорирован, паспорт видел police, поэтому до свидания. Мужик потоптался, достал из кармана сложенные корочки красного цвета. В ответ мы, не отдавая в руки, показали пермит с не менее красной печатью. Больше вопросов не было. Надо отметить, что за исключением регистрации в полицейском участке на озере, это был единственный случай, когда разрешение понадобилось (паспорта, также еще смотрели в Гезе).

Далее тропа идет вдоль берега, местами в обход заболоченных участков. В двух местах попались юрты. Расположились на зеленой лужайке, на берегу одной из проток. Верблюды мирно паслись рядом с лужайкой, а потом, видимо в отместку переправились на остров между протоками. Ребята погонщики поругались-поругались, но пришлось младшему переправляться, вернулся абсолютно мокрый, зубы стучат, отогревали и сушили практически на примусе.

2 день. 10 августа

Недалеко от слияния рек Игебельсу и Турбулунсу, мы вышли с тропы на дорогу. Причем, она подошла не с берега, а спустилась немного сверху. Пройдя немного мы увидели ответвление к реке, и врытые в землю два низких домика- склада, скорее всего склады взрывчатки, используемой для строительства дороги, на которую мы так неожиданно выскочили. Широкая бульдозерная дорога уверенно стала набирать высоту в сторону каньона Игебельсу. Ниже слияния, около дороги, стоит большой дом, машина. Навстречу попадаются рабочие, однако говорят только на своем языке, спросить ничего невозможно. Продолжаем движение с караваном вперед, нас догоняет джип, и сидящие в нем 4 китайца начинают оживленно жестикулировать и что-то заяснять. По английски ни слова. Только с помощью с утра приставшего к нашему каравану местного, удается как то понять ситуацию. Итак, дорога кончается через 100 метров и они проводят взрывные работы. Тропа на Игебельсу поднимается от дороги где то здесь, но туда нельзя, потому что взрывают. Правда, завтра будет можно. Это конечно, напрягает. Особенно зная расплывчатый характер слова завтра. Но делать нечего, ребята настроены очень решительно.. Поэтому перед тем как отправится с караваном вниз к реке, быстро с Володей находим начало тропы и немного по ней поднимаемся. Сомнений нет, это она.

Спускаемся вниз к реке, далеко от дороги, однако опять подъезжают эти же ребята и отгоняют нас еще дальше. Ставим лагерь и прощаемся с погонщиками. Местный предлагает нам назавтра помощь в переноске груза. Договариваемся, что он с товарищами придет в 7 утра. Вечером делаем небольшую прогулку по Турбулунсу. Прямо перед мостом через Игебельсу ( который в очень хорошем состоянии, как и сама тропа) попадаются 3 конных киргиза- аксакала. Лица непроницаемо важные, одеты очень нарядно, шапки от дождя закрыты полиэтиленом.

Рис. 3. Дорожное строительство. Подъем по тропе проходит чуть левее левого обреза снимка.

3 день. 11 августа

Приходит наш старый знакомый и с ним еще 2 человека. Мы отдаем им часть нашего груза, Володя помогает с помощью подручных средств сформировать подобие заплечных мешков, и мы выступаем. Никто нас не останавливает, мы выходим на тропу и скоро оказываемся выше скал и, соответственно, места проведения дорожных работ. На дорожных работах занято всего с десяток людей, экскаватор и бульдозер. Как быстро они будут продвигаться, и самое главное куда, нам не известно. Наиболее разумным предположением является Чат, по крайней мере его упоминание всегда приводило к оживлению среди “собеседников”. Где то в 11-30 мы уже на ручье, стекающем из под пика Тересаздаван следуем дальше и через 3 ходки доходим до следующего ручья. Отлично, поскольку мы предполагали сегодня ходить челноком, то мы уже достигли точки, где планировали ночевать. Поэтому ставим лагерь на зеленой полянке, и после обеда делаем часовой переход вверх, оставляя заброску.

4 день. 12 августа

Продвигаемся по широкой долине Игебельсу, подхватив по пути заброску. Долина не населена, только около поворота на Сугетдаван встречаем двух пастухов с большим стадом овец. Местность вдоль русла реки заболоченна, находим сухие площадки неподалеку от поворота на Сугетдаван. Ставим лагерь и вчетвером, без труда перейдя два рукава Игебельсу, поднимаем заброску выше по течению реки, текущей из под ледника, в верховьях которой находится наш перевал, который мы пойдем после завершения кольца. Высота заброски 4500.

5 день. 13 августа

С утра дружно начинаем подъем на перевал, тропа уходит на правый ( по ходу подъема ) склон, фактически подъем осуществляется не по руслу ручья, а по склону. По мере продвижения вверх тропа становится все более выраженной, а на наиболее крутой части склона из камней выложена ограда для скота. Сам перевал, как это и было видно в Google, представляет длинную каменистую долину между двумя снежными склонами. На спуске с перевала замечаем небольшую воронку-озерцо, на ней и обедаем. После обеда спускаемся к травянистым террасам левого берега реки Сугетсу. Здесь уже сталкиваемся с особенностью хождения по таким террасам: следуя горизонтальным козьим тропам и не сбрасывая высоту, оказываемся существенно выше реки на крутом травянистом склоне, приходится даже на пару сотен метров возвращаться. Около 1630 достигаем ровных площадок на первом уровне террасы, но, слишком высоко от реки и еще далеко до слияния рек. Понимаю, однако, что до слияния мы не успеваем, поэтому планирую, что ночевать будем чуть выше, в том месте, где на советской карте обозначен брод на противоположную сторону реки, перед каньоном. Надо отметить, что не смотря на наличие каньона, каких то беспокойств прохождение этого места не вызывало. Оказалось напрасно. Итак, в очередной раз оказавшись выше уровня реки на маленьких тропках, мы найдя сухое русло ручья, аккуратно спустились к реке и обнаружили, что склоны подходят вплотную к руслу, дно завалено округлым галечником, и не в намеченном месте, не поблизости площадки не найти. Светового времени остается около двух часов. Я бегом просматриваю тропу, которая действительно, как и показано на советских картах начинает круто подниматься в обход каньона по противоположному берегу. Возвращаюсь, предлагаю рассмотреть вариант возврата назад для ночевки. Коротко обсудив, тем не менее, решаем продвигаться вперед, все таки мы же на тропе! Перепрыгнув по камням реку начинаем подъем, и через 20 минут переваливаем через отрожек в нужную нам долину. Но мы оказываемся выше дна долины метров на 300, на травянистой террасе, скорее даже склоне, крутизна которого явно увеличивается по ходу вниз и никаких признаков тропы. К этому времени мы уже сильно растянулись, поэтому не дожидаясь подхода отстающих, начинаю искать тропу в соответствии с направлением показанным на карте, то есть на высоте переваривания отрожка вверх по долине. тропу я все таки нашел, однако идти по ней затруднительно. Фактически в текущем состоянии это протоптанная козами узкая дорожка, шириной местами в одну ступню, траверсирующая крутой травянистый склон точно над скалами. Высота склона повторяю не меньше 250 метров. Любой оступ и последующее падение, вероятные при прохождении с рюкзаком, уставшими и в спешке, приведут к непоправимым последствиям. Тем не менее я ее прошел всю до начала спуска по саю, который был так же нехорош. Решение одно: непроход, надо возвращаться и пытаться организовать ночевку в более менее безопасном месте на Сугетсу.

С этим решением карабкаюсь назад, светового времени остается не более часа. Однако, за время отсутствия, Володя проводит разведку спуска по склону прямо вниз, обнаруживает подобие тропы и, увидев мое возвращение и взмах рукой, что возвращаемся, решает вместе с народом начать спуск. Через некоторое время догоняю группу застопорившуюся на склоне. Тропа опять же козья, и так как они мы не умеем. Володя впереди, за ним три девушки, мужики сзади, в таком порядке пытаемся корячиться между скалок. Все, встали, надо доставать веревку и уже явно начинает уменьшаться освещенность. Просто какая то классика, про которую неоднократно читал. Я выше Володи и оценить оставшуюся часть спуска даже не могу. Оно вроде и осталось не так много, уже хорошо видно юрты и стоянку внизу. Развязка наступила неожиданно, наблюдавшие за нами снизу киргизы, насмотревшись как мы зависаем, всей семей под руководством аксакала пошли нас снимать. Они легко передвигались по рельефу, подошли, сняли рюкзаки с девушек и как то дальше уже за ними мы пошли поувереннее. Все, спустились. Быстро ставим лагерь рядом с юртами и уже темно. Вечером проводим разбор полетов, впервые выступаю с критикой. Обращаю внимание, что фактически мы сами заложили эту проблему своим поведением, она случилась не в последние два часа. Вовремя собраться, выйти, сконцентрироваться на том чтобы не отстать от группы- абсолютно простые вещи, тем не менее они явно мешали нам и, к сожалению, в дальнейшем.

Рис. 4. Зависли… Спуск в Сугетсу.

Что в итоге? В итоге не понятно, как обходить этот каньон, и в том состоянии как сейчас находится тропа, я бы не рекомендовал прохождение. Соответственно, и сам перевал становится менее доступным.

Некоторые наблюдения о жизни пастухов. Видимых отличий от скажем, Кичик- Алая нет, за исключением наличия на крыше юрт солнечных батарей, и аккумулятора внутри. Вечером сходил в юрту в гости, внутри очень чисто, светит лампочка, топится буржуйка кизяком и какими-то корнями.

6 день. 14 августа

С утра поблагодарили семейство, подарили фонарик, потом торжественно сфотографировались. Причем они привели пару лучших овец и детвора уселась на них верхом. Пока собираем лагерь, быстро поднимаюсь нашим орографическим левым берегом, осматриваю по какому берегу идти. Очевидно, что надо переходить на противоположный берег, на нем чуть поверху идет плоская терраса. Еще раз осматриваю склоны, по которым мы спускались. Неожиданно сай, который пересекаю, начинает простреливаться камнями, скорее всего наверху ходит скот. Киргизы решили нас сопроводить и даже выделяют нам ослика, мы не отказываемся. Погода плохая, моросит, а позже, наверху, начинается туман, так что ориентируемся по GPS. Надо отметить, что привязка к советским картам оказалась очень удачной, то есть данные GPS выводятся не в градусах и минутах, а в метрах, которые в точности соответствует нанесенным на карту. Я использую подобную привязку второй раз, и нахожу ее крайне удобной в применении. соответствующие настройки для навигатора можно найти в интернете. Долина разветвляется, направо по ходу уходит широкая долина на перевал также идущий в долину Иныбельсу, только ниже. Интересно, что это перевал известен киргизам под именем Аксай. Им также известен перевал идущий в долину Меркесу, возможно этот перевал они даже ходили. После разветвления наша долина становится заболоченной, и ее пересекает гряда курумника. Преодолеть ее ослики не могут и, расплатившись, мы прощаемся с нашими помощниками. Спасибо ребята, без вас намеченный план нам вряд ли удалось бы реализовать. Вступаем в зону курумника, однако он лежит не сплошным ковром, поэтому ищем проходы. Особенно неприятны светлые, покрытые лишайником курумы, намокшие, они становятся скользкими. Постепенно камней становится все больше, уже ледник полностью покрыт обломочным материалом и мы постепенно втягиваемся в правый ( по ходу ) ранклюфт. Находим плоскую каменную полянку и ставим лагерь. Высота 4775 метров. Координаты N38 14’43” E 075 28’ 14” .

Рис. 5. Найти площадку иногда можно, но кругом все те же камни.

Вечером празднуем день рождение Лени, но перед этим мы с Володей делаем разведку по ранклюфту вверх, скорее даже он делает это в одиночку, поскольку поскользнувшись на этих курумах я падаю, бьюсь коленом и следующий час провожу прикладывая холод и наблюдая как Володя пробирается среди двухэтажных булыганов. Туман, противоположного склона не видно, но оттуда постоянно ухает камнепадами. Противоположный склон мы так и не увидели, на следующий день стояла такая же туманная погода, и направление мы также выбирали по навигатору. Ледник произвел впечатление нагромождением камней, как то даже напоминало карьер, а льда мы практически до высоты 4800 так и не видели. Такого количества "каменных рек" я не встречал ни в одном походе, просто не с чем сравнить.

7 день. 15 августа

Плутаем по каменному царству подходим ближе к правому (орографически) борту, пока не оказываемся перед снежным пологим склоном, вытянувшимся в нужном нам направлении. Здесь мы в большей степени полагаемся на направление, поскольку части рельефа мелки для карты и не позволяют определить правильную траекторию движения. Наконец в тумане показывается осыпной склон, а затем в просвете и седловина с характерной справа башенкой, хорошо видной на фотографиях сделанных со стороны Игебельсу. Подъем на перевал несложный, занимает 25- 30 минут. Координаты перевала N 38 14’59” E 075 27’33” высота 4996 метров. На перевал вышли в непогоду, началась метель.

Рис. 6. Перевал Игебельсу Восточный ( Многодетных матерей) со стороны долины Сугетсу.

Спуск с перевала практически отсутствует, сразу выходим на ледник, трещин не видно, но идем в связках. Видимость минимальная, и следуя плавному понижению ледника, в какой то момент я совершаю ошибку и, плавно забирая вправо по ходу движения, перехожу на плато ведущее в северную камеру ледника, спускающуюся обратно в долину Сугетсу. Ошибку удалось распознать только спустившись метров на 150 вниз, сил подняться обратно уже не было и, отыграв обратно метров 100, и найдя сносную горизонтальную площадку, мы остановливаемся на ночлег.

8-ой день. 16 августа

С утра туман рассеивается, в связках поднимаемся обратно на ледник Игебельсу и вдоль небольшой каменной гряды спускаемся уже в нужном направлении. Ледник вскоре переходит в открытый, спуск с него происходит по правому борту, недоходя до окончания ледника. Обедаем прямо на разливе реки, выше ответвления на Сугетдаван. Сушимся скорее на ветру, чем на солнце. Народ предпочитается нежиться в пуховках. После обеда переходим на противоположный берег и по ручью поднимаемся в направлении заброски. Как всегда чуть не хватает времени для спокойного поиска площадок для ночевки. Обнаруживаем их на травянистых террасах правого берега реки текущей из под нашего следующего перевала. Рядом небольшой ручеек выбивается из под камушек. Высота 4490. координаты N38 18’09” E 075 24’04” Пока ставится лагерь, втроем , вместе с Вадимом и Володей переправляемся на другой берег за заброской, переходим стенкой, вода бурная, но невысокая.

9-ый день. 17 августа

За пару переходов, двигаясь по террасам, достигаем начала ледника. Здесь же, по хорошей солнечной и безветренной погоде, находим небольшие углубления и принимаем ванны в чистом ручье, вытекающем из под ледника. После этого начинаем подъем по левому (орографически) борту ледника. Обедаем на последних моренных выходах на высоте 4940, набрав 450 метров со стоянки.

Рис. 7. Вид с на безымянную долину ведущую на перевал Савинова. Подход к перевалу находится за поворотом ледника.

Дальше начинается нудная тропежка по мокрому снегу. Надо отметить, что, несмотря на значительные высоты и частую непогоду, отрицательных температур практически не было. Даже ночью, на высотах 5000 метров, снег едва схватывался, днем наст отсутствовал и местами под снегом, на поверхности льда образовывались болота. Цвет снега при этом был местами грязно-желтым, местами с фиолетовым оттенком. Так, проваливаясь, кто чаще, кто реже (особенно досталось Косте), к вечеру и к налетевшему туману, мы вышли на горизонтальное плато перед плавным перевальным взлетом, где и заночевали на 5160.

Рис. 8. Верхняя часть ледника, выводящая на перевал Савинова. Стрелкой обозначен район перевала.

Рис. 9. Ночевка перед перевальным плато

10 день, 18 августа

Перевал Евгения Савинова N 38*15’49” E075*23’08” Высота 5214. Перевал представляет из себя пологое снежное плато. Выраженной седловины нет, тур был сложен из камней, найденных на небольшом обнажении. С перевала можно сделать несложные восхождения на соседние вершины, однако у нас уже не было времени, и, сложив тур, мы стали спускаться в связках в долину Турбулуна. Спуск по пологому закрытому леднику в связках. Трещин не наблюдается. Сошли с ледника на правые морены немного недоходя до его крутого окончания и спустились к его подножию по также правому карману. В общем спуск не представляет сложности при условии своевременного схода с ледника.

Рис. 10. В ясную походу нахождение кармана для спуска с ледника не представляет проблемы.

Перевал был назван нами в честь Евгения Савинова, нашего хорошего товарища и друга, профессора Новосибирского Государственного Университета, с которым многие из нас ходили в походы турсекции НГУ. К сожалению, его уже нет в живых.

Выход по руслу ручья, никаких узостей и каньонов не оказалось и к обеду мы оказались у выхода в широкую долину Турбулуна. Заночевали на нижнем озере.

11 день, 19 августа.

Перевал Озерный (первопрохождение, категория 1Б в нашем случае, возможно повышение до 2А при наличии льда)) высота 5147, координаты N 38 09’47” E 075 20’13”. Так же как и перевал Бешкельдаван соединяет долины рек Турбулунсу и Янбулаксу (озеро Янгикель). Очень красивый перевал, у северного взлета которого расположено большое замершее озеро. При чем это озеро по сути не является ледниковым, а заключено в скальную чашу, с подземным стоком. Озеро не обозначено на китайской карте ( и тем более на советской), в Гугле высокое разрешение этой местности появилось уже после нашего похода. Предположение о том, что там может быть озеро, было, но только на уровне догадки. С южный стороны долгий, но удобный набор высоты по фирново-снежному полю, фактически от уровня четвертого, крайнего озера. Подьем в кошках, две связки.

После седловины начинаются длинные поперечные трещины, которые легко преодолеваются. Крутизна склона начинает резко увеличиваться и мы уходим вправо, на склон прилегающий к правому скальному борту. Там нет льда, и фирн позволяет аккуратно спуститься без навешивания перилл. В нижней части ледника сходим с него на снежный склон и по нему завершаем спуск. Собираемся у озера, развязываемся и фотографируемся на фоне перевала.

Рис. 11. Ледник южного склона перевала Озерный

Рис. 12. Вид со спуска на озеро.

Рис. 13. На спуске с пер. Озерный.

Рис. 14. Северный склон перевала Озерный, далее путь пролегает по берегу озера.

Только к вечеру мы спустились к озеру Янгикель. Перед нами оказались бесконечные каменные пространства (рис. 13.). На самом деле путь оказался не таким уж и сложным, местами камни буквально выстилали ровную поверхность, местами приходилось прыгать по камням. Скорость передвижения оказалась разной и мы сильно растянулись, собравшись уже перед спуском к озеру.

Рис. 15. Каменные моря и реки.

12 день, 20 августа

Ночью выпал снег, проснулись кругом белым-бело. К утру уже разъяснилось, быстро потеплело и, обойдя озера, мы по тропе поднялись на перевал Янгидаван. Плато Чичиклык произвело на нас впечатление своим пространствами, речкой с чистейшей водой и песчаными ( местами) берегами. Плато оказалось покинутым. Только под перевалом Восточный Кокмуйнак мы стретили двух пастухов, перегонявших скот. То же самое оказалось и в кишлаке Шинди, в который мы вышли к вечеру следующего дня ( 13 день, 21 августа). Кишлак не тронут, не разрушен, как будто жители в одночасье покинули его. Возможно это связано с событиями 2009 года. Так что встретили мы только семью, живущую в обособленном домике выше кишлака, несколько работников, да таджика вместе со светлоголовым мальчиком на покосе в 10 км от кишлака.

В течении этих двух дней мы шли по тропе, а в конце по дороге. Из особенностей необходимо отметить, что после перевала Восточный Кокмуйнак путь проходит по верхним безводным террасам. И ночевали мы, спустившись с перевала, на берегу сухого русла. Мы знали об этом и пронесли через перевал 20-литровый запас воды. Еще нас сильно удивили камни, самой причудливой и разнообразной формы, опять же километров в десяти от кишлака, на первых покосах. Зверюшки, инопланетяне и просто скульптурные композиции. И еще по дороге было много гранатов, минералов. Дорога буквально была усыпана полудрагоценными камнями.

Внизу нас уже ждал автобус с заказанными арбузами. Но доехали мы только то базы Кара-Куль. Прошедший накануне сель снес дорогу в одиннадцати местах выше Геза. За ночь дорогу восстановили, и на самолет мы успели.