Руководитель: П.Ключник, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц.Кавказу летом 2010 г.

1. Сведения о походе

Центральный Кавказ

Определяющие препятствия

1 пер.н/к, 3 пер.1а

Нитка маршрута: пос. Верхний Баксан — ущ. Сылтран — пер. Сылтран (н/к) — ущ. Субаши — пер. Субаши — ущ. Ирик — ущ. Адырсу — ущ. Куллумкол — пер. Панорамный (1б), радиально — ущ. Койавган — пер. Койавган (1а) — пос. Эльбрус.

2. Участники похода

4к.с. участие

оптимизатор

3. Организация

Заезд: поезд Москва — Нальчик, затем маршрутка до посёлка Верхний Баксан.

Примечание: Вариант доехать на маршрутном транспорте оказался дешевле ~ в 2 раза (чем на такси). Маршрутки и автобусы отправляются с междугороднего автовокзала.

Выезд: поймали машину до Тырныауза, оттуда — на маршрутке.

Тренировки: несколько выездов в лес на 1-2 дня.

4. Описание маршрута

1. Перевал Сылтран.

Перевал Сылтран расположен в северо-восточном отроге вершины Мукал. Соединяет долины рек Сылтрансу и Мукал.

День1. Добрались до поселка Верхний Баксан, получили у пограничников заранее заказанные пропуска, в магазине оставили заброску. Подъём в ущелье Сылтран начинается от северной окраины посёлка, тропа появляется в 20 метрах выше магазина. Через 40 минут подъёма, тропа выходит на дорогу. Ещё через 30 минут, дорога разветвляется. Налево идёт новая дорога, старая — прямо идём по старой. Через 20 минут от развилки дорогу перекрывает осыпь, дальше идет тропа. Через 4 часа после начала пути (п.н.п) поднимаемся к первому ручью. Вскоре лес кончается и тропа входит в крутой травянистый овраг, а через 80 метров выводит на перегиб. Примерно в 70 метрах отсюда есть места для палаток. Ставим лагерь. Подъем занял около 5 часов.

День 2. Подъём в 800 часов, долгие сборы, выход в 1100. Сразу после ночёвок, тропа спускается к реке и переходит на левый берег. Простая переправа через реку и дальше подъем по тропе по осыпным увалам. Последний бугор (перед ним - «ночёвки недотянувших») тропа обходит справа. Вскоре, тропа снова выходит к реке. Отсюда уже совсем недалеко до озера. В 1500 выходим к озеру. Красота.

День 3. Сделали радиальный выход в направлении перевала Мукал.

День 4. Подъем на перевал Сылтран от озера (фото 1) идет по простым осыпным склонам. На перевале сняли записку группы города Донецка от 28 июля сего года (руководитель — Стрельченко П.В.). Спуск начинается по средней осыпи. Далее спускаемся по правому берегу ручья с перевала. Реку Мукал перешли недалеко от начала каньона. Там, после ручейка, (тропы дальше не видно) уходим немного вверх на живую морену, и через 150 метров спускаемся к реке. Короткий и крутой спуск к переправе лучше обойти справа. Переправа простая даже во второй половине дня, так как река в этом месте разделяется на рукава (фото 2). После переправы спускаемся по тропе левым берегом реки Мукал. Заночевали в 50 метрах выше того места, где тропа подходит к реке Мкяра, на «болотистом» бугре. Здесь, рядом с небольшой скалой неплохое место для ночевок, однако сильно дует. Мукал грохочет в глубоком каньоне в 30 метрах от лагеря.

2. Перевал Субаши (1Б, 3719м)

День 5. Спустились почти до впадения Мукала в Мкяру. Здесь Мкяра разливается на много маленьких рукавов и переправа через нее сложности не представляет. Вопреки запланированному маршруту, обстоятельства сложились так, что нам надо было спускаться вниз. Спускались по левому берегу реки Кыртык, по дороге. За этот день, мы спустились до Верхнего Баксана и заночевали у первого ручейка, недалеко от реки Зугулла.

День 6. Поймали машину до верхнего коша (недалеко от впадения Мукала в Мкяру). От коша в верховья Субаши можно подниматься и по левому и по правому берегам. Для выхода на хорошую правобережную тропу необходимо около коша перейти по мосту через Субаши и забирая влево подняться на большой заросший травой бугор на стрелке рек Мкяра и Субаши. Мы поднимались по тропе по левому берегу. Примерно через 3 км от коша тропа выходит на дорогу, серпантином уходящую вверх к штольне. Немного пройдя по дороге, сходим с неё и продолжаем движение по слабо выраженной тропинке по пологим, местами подтопленным лугам. Дальше тропа траверсирует крутой склон, и выходит к реке. Проходим несложный прижим и за ним выходим к переправе на правый берег. Здесь Субаши широко разливается и переправиться достаточно просто. Во второй половине дня и при большой воде переправа может оказаться значительно сложнее.

После переправы, река начинает поворачивать налево, тропа поднимается круче и выходит к ночёвкам на берег ручья. Обедаем. Чистой воды здесь нет. После обеда, от ночёвок поднимаемся по крутому, заросшему травой конгломератному склону. Чёткой тропы на подъеме не видно, но в верхней его части тропа появляется и сильно упрощает жизнь тем кто не любит подобные склоны. После подъёма выходим на перегиб к удобной переправе: два валуна смыкаются над ручьем и образуют мост. Дальше тропа выходит на старый моренный гребень, справа от которого находится большая зелёная поляна. Перед нами несколько троп: одна идёт наверх по гребню, вторая — прямо вниз на поляну, а третья — траверсирует склон и тоже выходит на край поляны. Идём по третьей. Поляна заканчивается старым моренным валом. Поднимаемся на него, и дальше идём правым берегом ручья по снежникам и по морене. Вскоре, появляется песчаное «озеро», здесь переходим ручей, после него следует небольшой подъём, и мы выходим к ночёвкам. Есть ровное место для палатки среди ручейков, видны следы бурной водоотводной деятельности. Место очень хорошее. Здесь ставим лагерь.

День 7. Ранний подъём не удался. Вышли в 7:30. Без завтрака, обходим слева вдоль ручья большой моренный бугор (фото 3), там завтракаем. Впереди виден подъём на перевал Субаши (фото 4). Подъем проходит через небольшой скальный пояс, с левой по ходу стороны которого стекает ручей. Мы поднимаемся ближе к правой по ходу стороне скального пояса и уходим вправо прямо под скалой (фото 5). Отсюда открывается простой подъём на скалу по осыпи. Поднимаемся и выходим к высохшему руслу ручья. Слева от русла можно подниматься по пологим «бараньим лбам», а справа — по осыпи (максимальная крутизна до 40 градусов). Подъём по осыпи более простой, но и более утомительный. Поднимаемся осыпи и выходим на перегиб. За перегибом выходим к пологому снежнику. По снежнику поднимаемся на перевал.

На перевал вышли в 1200. Погода начинает портиться, начинаем спуск. Прямо с перевала спуск слишком крутой, поэтому проходим около 10 метров влево по ходу по направлению к вершине и спускаемся от туда (фото 6). Сыпуха на спуске не очень приятная, правее вроде становится лучше, но справа внизу выходы скал. Крутизна склона в верхней части примерно 40-45 градусов. Спускаемся в касках, плотной группой, постепенно уходя влево, на снежник. На первом снежнике склон немного выполаживается, образуя неширокую ступень, потом крутизна снова возрастает до 40 градусов. Спускаемся от снежника к снежнику. Из последнего снежника вытекает несколько ручейков, они сливаются в один через 100 метров (вода чистая). Идём вдоль ручья, поворачивая налево. Дальше, ручей сбегает вниз по крутой живой осыпи и нам приходится подняться на моренный гребешок (5 метров) и спускаться по длинному (около 100 метров) и крутому (вначале около 45 градусов, потом — положе) конгломератному склону без тропы. Прямо под конгломератным склоном видна хорошая тропа с перевала Ирикчат, а немного правее видны места для ночёвок. Возможно было бы проще спускаться правее и выходить выше на тропу с перевала Ирикчат. После прохождения конгломерата начинается дождь. Ставим лагерь.

День 8. Спускаемся до ночёвок на границе леса. Там, говорят, бывают лесники. Полуднёвка.

3. Перевал Панорамный.

День 9. За этот день мы спустились в посёлок Эльбрус, доехали до Верхнего Баксана, взяли там заброску и пошли вверх по ущелью Адырсу (по дороге). Подъёмник почти сразу после входа в ущелье обходим по лестнице. Затем ловим машину до ущелья Куллумкол. Подъём в ущелье начинается от разрушенного альплагеря «Джайлык». По тропе и камням выходим к реке, к полуразрушенному мосту через Куллумкол. Переходим Куллумкол. Начинает темнеть, поэтому ставим лагерь в 50 метрах слева по ходу от тропы около большого камня, вода рядом в ручье.

День 10. От ночевок поднимаемся под перевал Панорамный. Перевал Панорамный хорошо виден с тропы как характерное понижение в гребне правой по ходу стороны ущелья. Во второй половине дня в Куллумколе много воды, поэтому тщательно выбираем место для переправы. Прямо напротив перевала Панорамный река широко разливается. Здесь переправляемся на левый берег. Затем поднимаемся на осыпной гребень. С него хорошо виден ледник Юном и верховья реки Куллумкол. Справа по ходу видно начало подъёма на перевал Панорамный. Прямо под гребнем находится небольшое голубое озеро, чуть дальше — мутное озеро побольше. Останавливаемся на берегу дальнего озера. Воду берем из ручья на противоположном берегу озера.

День 11. Выходим в 700, без рюкзаков. Поднимаемся на моренный гребень. С гребня начинается подъём на перевал Панорамный по скально-осыпному кулуару. Между гребнем и склоном ущелья находится глубокий «карман». С гребня хорошо видна осыпная перемычка, по которой выходим к началу подъёма на перевал не теряя высоты (фото 7). Поднимаемся по всё более крутой осыпи. «Поворот» проходим по правой части кулуара, после чего выходим на крутой (30-40 градусов) снежник. После снежника — сыпуха и сильно разрушенные скалы крутизной до 45 градусов (местами приходиться лезть). На перевал вышли в 1000. На перевале сняли записку группы туристов турклуба «Планета» г. Ростов-на-Дону под руководством Е. Таранцевой от 19 июля 2010 г. С перевала спускаемся по снежникам с верхней страховкой, а ниже уходим на мелкую осыпь. Спуск до лагеря занимает всего 30 минут. Собрали лагерь и продолжаем спускаться до разрушенного альплагеря Джайлык, а от него поднимаемся в альплагерь «Уллутау». Около альплагеря переходим по мосту реку Адырсу, и поднимаемся к первым ночёвкам на реке Койавган. Тропа идёт по левому берегу реки.

3. Перевал Койавган

День 12. Почти от самых ночёвок начинается моренный гребень, после которого траверсируем осыпной склон и выходим на открытый ледник (фото 8). Вскоре ледник становится закрытым. Связываемся и подходим к длинному перевальному взлёту перевала Койавган. Впереди видна тропа на перевал, самого перевала не видно, зато хорошо виден снежный карниз на ложном перевале. В нижней части, тропа идёт по крутой (45 градусов) затвердевшей как конгломерат сыпухе. После подъёма на неё, сворачиваем налево к скалам и там отдыхаем. Отсюда склон немного выполаживается, а осыпь становится проще. После изнурительного подъёма, тропа выходит на «рыжую» осыпь, а затем на седловину перевала. На перевале берём записку группы туристов турклуба СамГУ «Сварог» (Самара), рук. А. Позднякова.

С перевала спускаемся по тропе, по осыпи и снежникам к ночёвкам. Ночёвки — среди больших камней, рядом начинается чистый ручеёк.

День 13. От ночевок спускаемся по тропе, по камням. Вскоре тропа выходит на древнюю боковую морену в ущелье Адылсу. Спуск в Адылсу — это длинный конгломерат, после прохождения которого нужно подняться и переправиться на левый берег реки Адылсу. Переправляемся и выходим на тропу. По тропе спускаемся в альплагерь Джантуган, ставим палатку в лесу.

День 14. Спускаемся к посёлку Эльбрус. Выходим из посёлка, обедаем, ловим машину до Тырныауза. От Тырныауза до Нальчика доезжаем на маршрутке.

Фото 1. Перевал Сылтран, вид в сторону озера.

Фото 2. Переправа через Мукал. Вдали виден перевал Сылтран.

Фото 3. Перевал Субаши (вид из верховьев Субаши). Самый правый снежник перешли в правой части.

Фото 4. Подъём на перевал Субаши.

Фото 5. Обходим слева самую правую скалу, там проход.

Фото 6. Вид с плеча Чаткары на седло перевала Субаши. Видна площадка на которую мы вышли и край снежника, примыкающего к ней.

Фото 7. Начало подъёма на перевал Панорамный (со стороны р. Куллумкол).

Фото 8. Тропа на перевал Койавган перед выходом на ледник.

Фото 9. Подъём на перевал Койавган. Вид с края ледника (со стороны Адырсу).