Руководитель: В.Ломакин, Москва

Высота 3500 м

Характер осыпной

Ориентация север – юг

Прохождение: 5 августа 2010 года со стороны озера Сылтранкёль в сторону реки Баксан.

Описание даётся: от озера Сылтранкёль до реки Баксан.

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки.

Утром 5 августа отказываемся от прохождения перевала Нейтрино (1Б*), заявленного в маршрутке как основной вариант. От лагеря он выглядит как неприятная ледовая 2А, решаем не испытывать судьбу на этот раз.

В 12:00 начинаем подъём на перевал Зурбаган. Подъём протяжённый, состоит из мелкой и средней осыпи. Локальная крутизна до 45 градусов, в целом подъём не слишком крутой, хотя и изматывающий. Чередуем движение траверсом и «в лоб», периодически выходя на остатки снежников. В более снежное время года подъём на перевал наверняка физически значительно проще. Верхний снежник обходим двумя группами с разных сторон, правильная седловина находится слева по ходу от снежника. К 15:20 группа собирается на перевале.

В 16:30 начинаем спуск в сторону реки Баксан. Прямо под нами долина реки Кезген, правее гребень, за ним долина реки Кубасанты. Из описаний мы знаем, что долины обеих рек непроходимы, проходу мешают прижимы и водопады. Эта информация подтверждается и по мере нашего спуска. Таким образом, единственно возможный путь вниз – по разделяющему гребню этих двух рек. Существует два варианта выхода на него: траверс непосредственно с седловины перевала Зурбаган либо путь вверх по гребню до седловины перевала Нейтрино. Мы выбираем первый, так как не хотим набирать лишние десятки метров.

На спуске с седловины 150 метров приятной средней осыпи. Далее траверс по направлению к гребню достаточно жёсткий, осыпь перемежается участками травы, которая к тому же намокла под начавшимся дождём. Склон прорезан небольшими скальными гребешками, на которые приходится либо взбираться, либо искать обход сверху или снизу.

Держим практически прямой путь по направлению к единственному широкому выполаживанию на гребне, единственному месту, где можно устроить комфортабельную ночёвку. Изредка попадаются звериные тропы, ближе к выполаживанию выходим на неразличимую издалека человеческую тропу. Продолжив спуск под то усиливающимся, то ослабевающим дождём, группа собирается на месте лагеря в 19:30. Тратим много времени на поиск воды, в итоге находим её в получасе ходьбы от лагеря по направлению к реке Кезген. На «поляне» пасётся множество коров и один проявляющий к нам интерес овцебык, ночью приходится вылезать из палатки, чтобы отогнать его от лагеря.

6 августа выходим из лагеря в 10:10, продолжаем спуск строго по гребню, разделяющему долины рек. На спуске есть место, где может потребоваться гимнастическая страховка, некоторые люди спускаются отдельно от своих рюкзаков. В конце спуска забираем правее по ходу и спускаемся к чьим-то огородам. Переходим ручей по небольшому мостику и к 13:41 делаем привал у реки Баксан. Инициативная группа отправляется в посёлок Нейтрино закупать мороженное. Далее совершаем 40-минутный марш-бросок по Баксанскому шоссе к памятникам первовосходителям на Эльбрус. Попутно отправляем одного из участников в посёлок Верхний Баксан за заброской. Миновав площадку с памятниками, сразу сворачиваем направо на грунтовку. Далее пересекаем небольшое поле и становимся на стоянку за дальними кустами. Из описаний известно, что местные негативно относятся к туристам, ставящим палатки в этих местах. Судя по всему, на поле растят траву под покос, что подтверждается тем, что оно искусственно запружено водой, пройти, не замочив ноги в ботинках, проблематично. Ночью не зажигаем фонари, соблюдаем светомаскировку. После полуночи такси привозит на площадку с памятниками двух участников, прилетевших ко второму кольцу. Они же подвозят нам коробку с заброской, которую Борис первоначально забыл подвезти в Верхний Баксан.

Расчёт ходового времени:

· Подъём на перевал: 3 часа.

· Спуск до ночёвок на гребне: 1 час 50 мин.

· Спуск к реке Баксан: 2 часа 50 мин.

Всего 7 часов 40 мин.

В малоснежный период, аналогичный нашему, не рекомендуем перевал группам, совершающим походы 1 к.с., в особенности как первую 1А. Вероятно, в более снежное время года прохождение склона со стороны озера Сылтранкёль существенно упрощается. В наших условиях перевал засчитан МКК как соответствующий 1Б категории сложности.

Более чем километровый спуск на сторону Баксанского ущелья не просто преодолеть в один день с подъёмом на перевал. Это обусловлено тем, что долины рек Кезген и Кубасанты непроходимы из-за каньонов, а гребень достаточно крут, и на сложных участках отсутствует тропа.

Фото 3.1. Путь подъёма на перевал Зурбаган.

Фото 3.2. Вид на перевал Нейтрино от озера Сылтранкёль.

Фото 3.3. Подъём на перевал Зурбаган.

Фото 3.4. Седловина перевала Нейтрино с подъёма на перевал Зурбаган.

Фото 3.5. Подъём на седловину перевала Зурбаган.

Фото 3.6. Вид на Баксанскую долину с седловины перевала Зурбаган.

Фото 3.7. Группа на перевале Зурбаган.

Фото 3.8. Траверс к хребту, разделяющему долины рек Кубасанты и Кезген.

Фото 3.9. Путь к выполаживанию на разделяющем хребте.

Фото 3.10. Ночёвка на разделяющем хребте в середине спуска в Баксанскую долину.

Фото 3.11. Скалистый участок спуска по гребню.

Фото 3.12. Гребень разделяющего хребта.

Фото 3.13. Спуск в посёлок Нейтрино.

6.4. Перевал Джаловчат

Категория трудности 1Б – 2А

Высота 3550 м

Характер ледовый

Ориентация северо-запад – юго-восток

Прохождение: 7-9 августа 2010 года со стороны реки Баксан в сторону реки Адырсу.

Описание даётся: от реки Баксан до ручья, текущего с перевала Адылсу.

Необходимое снаряжение: верёвка основная, ледобуры, петли, карабины, обвязки, каски, кошки, ледорубы.

7 августа выходим из лагеря у устья реки Курмычи в 11:10. Тропа в долину Курмычи начинается сразу от лагеря и круто забирает вверх по орографически правому берегу. За 15 минут ЧХВ поднимаемся до зоны леса. Входим в лес и по хорошей тропе проходим ещё 4 ходки по 15-20 минут. За каждую из них набираем в среднем по 100 метров высоты. Выходим из леса и через 45 минут ЧХВ устраиваемся на обед на берегу реки Курмычи. Напротив нас в десятках метров выше по течению реки находится холм с заброшенным кошем.

По имеющемуся у нас описанию, правильная тропа к перевалу идёт по орографически левому берегу долины, поэтому, пока готовится обед, занимаемся поисками переправы. Прямо рядом с местом привала через бурный поток переброшено два тонких ствола, перейти по которым едва ли представляется возможным. Находим на нашем берегу несколько поваленных деревьев, которые, судя по всему, принёс весенний паводок, и с помощью верёвки укладываем их рядом. Получившийся мост укрепляем камнями, вешаем верёвочные перила.

После переправы тропа сразу же теряется. На покинутом нами берегу виднеются площадки, вполне возможно, что правильная дорога осталась там. Решаем идти по имеющемуся описанию и за 25 минут пересекаем плоскую висячую долину. Идти неудобно, повсюду под высокой травой большие камни неправильной формы. Становится понятно, почему в этой долине не пасут скот и вообще почему сюда редко заходят люди. На одном из привалов вокруг нас бегает непуганая ласка.

Не менее чем на полчаса группа застревает в зарослях малины: она такая крупная, что оторваться не представляется возможным. Через полторы ходки начинаем искать место для ночёвки. Найти его не так-то просто из-за валунов, скрытых под травой. Все площадки, кажущиеся ровными, на деле оказываются непригодными. В небольшом распадке находим не растаявший снежник и решаем, что проще и комфортней будет устроиться на нём, не смотря на то, что мы посреди зелёной долины. В 20:00 становимся на ночёвку.

8 августа выходим из лагеря в 8:17. Продолжаем движение по орографически левому берегу вверх по долине. Под ногами высокая трава, скрывающая камни, идти неудобно, тропы нет. Через 1 час ЧХВ легко пересекаем реку по разливам, движемся по направлению к центральной морене и «перелазу». Через 25 минут ЧХВ обходим центральную морену справа по ходу, далее пересекаем снежник и подходим под «перелаз».

«Перелаз» представляет собой осыпной кулуар с подобием тропы, выводящий к подъёму на ступень ледника Курмычи выше крутых нижних ледовых сбросов. Кулуар камнеопасен, за 25 минут преодолеваем его, двигаясь плотной группой. Далее движемся по орографически левому борту долины, по крутой осыпи. Через 20 минут ЧХВ выходим на открытый зачехлённый ледник, надеваем кошки и обвязки. Траверсируем плоский ледник на сто метров влево по ходу. Ледник не крутой, в пределах 10-15 градусов, но многие участники в первый раз надели кошки в горах, а ниже лёд очень крут и изорван. Так что начинаем провешивать перила для подстраховки. В 14:20 провешиваем первую верёвку, далее делаем небольшой переход по чехлу ледника без страховки, далее ещё три верёвки и выход на широкую плоскую ступень. Во время подъёма позади нас происходит небольшой ледовый обвал, несколько крупных камней пересекают наши следы. Так как жарко греет солнце, важно скорее отойти от края ледника, в дальнейшем ещё несколько раз наблюдаем похожие обвалы. Сам ледник зачехлён не сильно и не камнеопасен.

В 17 часов понимаем, что сегодня мы уже не успеваем подняться на следующую относительно крутую ступень, поэтому начинаем искать место для ночёвки. Из описаний знаем, что группы ночевали здесь на снегу прямо на середине ледника, но сейчас не видим на всём леднике ни одного снежника. Пересекаем ступень и выходим на орографически правую морену под скалы. Есть плоские места прямо под скалой, но ночевать неуютно, непонятно, может ли оттуда что-то прилететь. Возвращаемся на край морены у ледника и здесь в течение трёх часов строим места под три палатки. За это время руководитель с опытным участником группы в связке-двойке поднимаются на ступень ледника, намечая дорогу на завтра. Верхняя часть подъёма сильно изорвана, снежные мосты не внушают никакого доверия, долго ищем место, где можно перебраться через цепочку широких трещин.

9 августа во время завтрака двое участников провешивают первые три верёвки. В 9:20 группа выходит из лагеря, подходит под начало подъёма, и в 9:50 начинается движение по перилам. Провешиваем 9 верёвок по открытому льду. Крутизна склона от 25 до 45 градусов, в верхней части ледник рваный. Пользуемся проложенным вчера маршрутом, чтобы обходить трещины. В среднем группа из 12 человек проходит 1 верёвку за полчаса. При движении по последней верёвке приходится перешагнуть одну широкую трещину. В 14:00 группа выбирается в цирк перевалов Джаловчат (слева по ходу) и Курмычи (справа по ходу). Далее перед нами плоский открытый ледник, изрезанный трещинами, пересекаем его без связок и перил. Устраиваемся на обед, не доходя нескольких сотен метров до седловины нашего перевала. Во время обеда двое участников и руководитель провешивают две с половиной верёвки на седловину перевала. Седловина снежная с локальными выходами льда, в середине подъём рассечён широким бергшрундом, что и обуславливает необходимость перил.

В 17:35 выходим с обеда, первые люди поднимаются на седловину в 18:15. Седловина узкая скальная, мест для ночёвок здесь нет. В 19:00 выходим на спуск, начинаем его от правого по ходу тура на седловине. Спуск осыпной, с небольшими выходами скал, попадаются звериные тропинки, умеренно камнеопасно. Спускаемся двумя группами по 6 человек с промежутком в 30-40 минут. Держим направление к озеру внизу долины, из описаний известно, что рядом с ним нас ждут удобные ночёвки. В нижней части спуска выходим на снежник и далее по морене сбегаем к озеру. Встаём лагерем в 20:30 орографически правее озера на берегу ручья, текущего из-под перевала Адылсу.

Расчёт ходового времени:

· Подъём по долине Курмычи до конца зоны леса: 1 час 40 мин.

· Подъём до холма в центре долины и переправы: 30 мин.

· Переход до ночёвок в долине: 1 час.

· Подход под «перелаз»: 1 час 45 мин.

· Подъём на перелаз, выход к открытому льду: 45 мин.

· 3 тренировочные верёвки по некрутому льду, пересечение ледника к ночёвкам: 3 часа.

· Подход под крутую часть ледника: 30 мин.

· 9 верёвок по наклонному льду, обход разломов в верхней части: 4 часа 10 мин.

· Пересечение цирка и 2 верёвки на седловину перевала: 1 час 20 мин.

· Спуск к ночёвкам неподалёку от озера: 1 час 30 мин.

Всего 16 часов 10 мин.

Категория сложности перевала балансирует между 1Б и 2А. В ключевой части подъёма крутизна льда на протяжении 100 метров достигает 45 градусов. Перевал засчитан МКК как соответствующий 2А в наших условиях.

Для участников, не имеющих большого опыта ледовых препятствий, прохождение без перил недопустимо. При наличии снега, нижняя часть подъёма становится значительно проще, также становится легче найти место для ночёвки на леднике в случае необходимости. Ледник Курмычи стремительно тает, мы предположили, что со временем его крутизна увеличивается. Падение на леднике без страховки может иметь тяжёлые последствия, т.к. нижняя ступень представляет собой ледопад, замусоренный обломками скал.

Фото 4.1. Вид на долину Курмычи после подъёма на первую ступень.

Фото 4.2. Строительство переправы на реке Курмычи.

Фото 4.3. Вид на нижнюю ступень долины Курмычи с холма рядом с кошем. Прямо под холмом находится переправа.

Фото 4.4. Ночёвка на снежнике в долине Курмычи.

Фото 4.5. Подход к нижней ступени ледопада Курмычи.

Фото 4.6. Вид на «перелаз» из долины Курмычи на ледник Курмы.

Фото 4.7. Подъём на «перелаз».

Фото 4.8. Вид на вторую ступень ледника Курмы с «перелаза».

Фото 4.9. Подъём по перилам на пологой части ледника.

Фото 4.10. Ночёвка на правой морене ледника Курмы.

Фото 4.11. Вид на путь подхода к первой перильной верёвке по пологому леднику.

Фото 4.12. Движение группы по перилам на второй ступени ледника Курмы.

Фото 4.13. Прохождение трещины в верхней части второй ступени ледника.

Фото 4.14. Цирк перевала Джаловчат.

Фото 4.15. Группа на перевале Джаловчат.

Фото 4.16. Начало спуска с седловины перевала Джаловчат.

Фото 4.17. Вид на спуск с перевала Джаловчат.

6.5. Перевал Адылсу

Высота 3700 м

Характер снежно-ледовый

Ориентация северо-восток – юго-запад

Прохождение: 10 августа 2010 года со стороны реки Адырсу.

Описание даётся: от начала подъёма на ледник Адылсу до седловины перевала.

Необходимое снаряжение: верёвка основная, ледобуры, каски, кошки, обвязки, ледорубы.

10 августа выходим из лагеря в 9:35. Движемся по орографически левому берегу ручья Адылсу по осыпной тропе. Через 15 минут ЧХВ выходим на снежник, вскоре снова сменяющийся осыпью. Далее идём вдоль орографически левого борта ледника по морене. В 11:00 между ледником и мореной начинают встречаться широкие трещины. Опасаясь быть отрезанными, решаем связаться и выйти на закрытый ледник. Надеваем кошки, так как видны и выходы открытого льда. В течение 45 минут идём ближе к орографически левому борту ледника. Кажется, что все трещины видны, но всё же встречаем несколько закрытых. Впереди идущий участник несколько раз подолгу прощупывает трещину под снегом и ищет перелаз. Глубоко никто не проваливается. Подходим под перевальный взлёт.

Перевальный взлёт рассечён широким бергшрундом, согласно описаниям, группы обычно перебираются через него по перилам или в связках. На наш взгляд, снега сейчас мало, и трещина слишком широка, решаем поискать пути на скалах справа по ходу. Подойдя под скалы, убеждаемся в том, что и этот путь неподходящий – кулуары между скалами узкие, осыпь живая. Траверсируем к снежно-ледовому перевальному взлёту, решаем взойти на него в лоб по ледовому участку крутизной 50-60 градусов правее бергшрунда. Провешиваем две параллельных перильных верёвки, крепление на ледобурах за перегибом, площадки под ледобуры выкапываем в полуметровом снегу. В 14:20 группа собирается на перевале.

Погода постепенно портится, решаем не выходить на траверс хребта Адылсу сразу, т.к. на хребте спрятаться будет негде. Устраиваем обед, начинает накрапывать дождик, натягиваем тент. Через полтора часа дождь усиливается, становится понятно, что прекратится он нескоро, выходить же на скалы под дождём считаем небезопасным. На седловине есть место под 1 палатку, устраиваем здесь кухню, а места под палатки выкладываем на снегу из камней. Вода есть в небольшой мульде в 50 метрах от лагеря.

Расчёт ходового времени:

· Подъём по тропе и по осыпи до выхода на лёд: 35 мин.

· Подъём под перевальный взлёт по закрытому леднику: 1 час.

· 1 верёвка по льду на седловину перевала: 30 мин.

Всего 2 часа 5 мин.

Перевал представляет собой несложную 1Б. Рекомендуем для групп, совершающих походы 2 к.с., в том числе как первую 1Б. Для прохождения перевала требуется владение связочной техникой. В более снежный период подъём на седловину также можно совершить в связках, без провешивания перил.

Фото 5.1. Вид подъём к языку ледника Адылсу.

Фото 5.2. Путь по леднику Адылсу.

Фото 5.3. Перевальный взлёт перевала Адылсу.

Фото 5.4. Маршрут по леднику Адылсу. Вид сверху.

Фото 5.5. Открытый бергшрунд на взлёте перевала Адылсу.

Фото 5.6. Перила на ледовой части взлёта перевала Адылсу.

Фото 5.7. Группа на перевале Адылсу.

Фото 5.8. Стоянка на седловине перевала Адылсу.

6.6. Хребет Адылсу

Высота 3700 – 3950 м

Характер скально-осыпной

Ориентация юго-восток – северо-запад

Прохождение: 11-12 августа 2010 года со стороны перевала Адылсу в сторону перевала

ВЦСПС.

Описание даётся: от перевала Адылсу до а/л Джантуган.

Необходимое снаряжение: трек. палки, каски.

11 августа выходим из лагеря в 8:37. Начинаем подъём на вершину Узловая, движемся медленно, часто применяя гимнастическую страховку. Сразу же надеваем обвязки, но за весь день они нам так ни разу и не понадобились. Стараемся идти по гребню, но быстро теряем подобие тропы и в дальнейшем идём, выбирая наиболее удобный путь то траверсом склона без набора высоты, то прижимаясь ближе к гребню. Устраиваем разведку в поисках тропы, но если она и существует, то найти её нам не удаётся, только локальные отрезки. В некоторых местах удобные участки гребня маркированы турами. В результате огибаем вершину слева по ходу и выходим на гребень, идущий от вершины Узловой к перевалу Курмычи. Здесь в 12:15 оставляем рюкзаки и к 12:30 радиально поднимаемся на вершину Узловая. Обозреваем окрестности в течение 20 минут, затем спускаемся к рюкзакам.

К перевалу Курмычи ведёт широкий плоский гребень, сбегаем по нему к 13:10. Много места для ночёвок, вода чуть ниже в виде снежника. Далее продолжаем движение по гребню. Вначале он такой же широкий, далее заостряется. Скалы разрушенные, камнеопасные, чередуем движение плотной группой с движением двумя-тремя группами параллельными путями. Через 1 час ЧХВ взбираемся на возвышение в гребне и кто глиссером, кто на попе скатываемся на другую сторону по снежнику. После нашего катания в снежнике обнажилась небольшая трещина, следует спускаться аккуратно, чтобы туда не попала нога или рука. Далее движемся вниз по снежнику к небольшому озерку, обходим его слева по ходу по краю осыпи и снега. Возвращаемся на скалы, здесь они некрутые и несложные. По подобию тропы взбираемся на вершину Курмычи к 16:30.

Проведя на ней 15 минут, начинаем спуск к перевалу ВЦСПС, который хорошо просматривается с вершины. Ввиду близости альплагеря, этот маршрут хорошо нахожен, но, тем не менее, удобной тропы по всей длине спуска нет, только отдельные участки. В некоторых местах требуется гимнастическая страховка, менее уверенные в себе участники спускаются без рюкзаков. Во время спуска начинается мелкий дождь, скалы становятся мокрыми, что дополнительно замедляет движение. У одной из участниц верхней группы во время преодоления небольшой скальной полки улетает рюкзак, нижняя группа ловит его и оставляет на тропе дожидаться подхода хозяйки. Первая шестёрка участников оказывается на перевале к 18:30. Более медленная вторая группа подходит к 19:00. Здесь наскоро съедаем сухой обед – последнюю нашу еду перед заброской, которая ждёт нас в альплагере.

Важно не перепутать спусковую тропу с перевала ВЦСПС: вблизи седловины троп много, правильная – слева по ходу движения. Если тропа неожиданно закончилась и началась осыпь – значит, вы идёте по неправильному маршруту. Настоящая тропа очень удобная и набитая на всём пути, перепутать её невозможно. К 21:00 группа спускается на широкую зелёную террасу менее чем за полпути до альплагеря. Несмотря на то, что еды у нас больше нет, решаем остановиться здесь – день был напряжённый, а спуск предстоит длинный по крутой тропе и при свете фонариков. В дополнение на террасе не оказывается воды, стоящие здесь лагерем альпинисты ходят за ней на несколько сотен метров вверх к снежнику. Видно, что по террасе периодически текут ручьи, но сейчас ни одного нет. Допиваем воду, принесённую сверху, и скорее укладываемся спать. Уставшие за длинный день, быстро засыпаем.

12 августа выходим из лагеря в 9:50. За две с половиной ходки по 50 минут по классической тропе «смерть коленям» спускаемся до основания долины. В пути объедаемся малиной, заросли которой, начиная с определённой высоты, постоянно сопровождают тропу. В 11:30 входим в альплагерь.

Расчёт ходового времени:

· Подход под вершину Узловая (с учётом разведок): 3 часа 40 мин.

· Подъём на вершину Узловая с гребня: 20 мин.

· Переход до перевала Курмычи: 20 мин.

· Подъём на вершину Курмычи: 1 час 30 мин.

· Спуск на перевал ВЦСПС: 2 часа.

· Спуск до ночёвок на зелёной террасе: 30 мин.

· Спуск в а/л Джантуган: 2 часа.

Всего 10 часов 20 мин.

Хребет Адылсу — интересное нестандартное препятствие для групп, совершающих походы 2 к.с. Для прохождения гребня, как правило, не требуются верёвки, зато можно почувствовать все прелести скалолазания по простым скалам под рюкзаком. Рекомендуем включать это препятствие в маршруты второй категории сложности.

Фото 6.1. Вид на гребень — путь подъёма на вершину Узловая.

Фото 6.2. Разрушенные скалы на гребне вершины Узловая.

Фото 6.3. Группа на вершине горы Узловая.

Фото 6.4. Путь спуска с вершины Узловая.

Фото 6.5. Группа на перевале Курмычи.

Фото 6.6. Вид сверху на путь подъёма на перевал Курмычи из цирка Джаловчат – Курмычи.

Фото 6.7. Движение по гребню хребта Адылсу в сторону вершины Курмычи.

Фото 6.8. Подъём на локальное возвышение в гребне перед выходом к вершине Курмычи.

Фото 6.9. Спуск глиссером по снежнику с возвышения в гребне.

Фото 6.10. Путь спуска с возвышения в гребне к маленькому ледниковому озеру.

Фото 6.11. Завершающий участок подъёма на вершину Курмычи.

Фото 6.12. Группа на вершине горы Курмычи.

Фото 6.13. Начало спуска с вершины Курмычи к перевалу ВЦСПС.

Фото 6.14. Вид в профиль на участок гребня на спуске с вершины Курмычи на перевал ВЦСПС.

Фото 6.15. Движение без тропы по разрушенным скалам на спуске к перевалу ВЦСПС.

Фото 6.16. Вид на гребень вершины Курмычи с перевала ВЦСПС.

Фото 6.17. Сухие ночёвки на зелёной террасе на спуске с перевала ВЦСПС.

Фото 6.18. Спуск в альплагерь Джантуган по крутой тропе.

6.7. Вершина Большой Когутай

Высота 3800 м

Характер скально-ледовый

Восхождение: 14 августа 2010 года со стороны реки Когутайки.

Описание даётся: от поляны нарзанов и обратно.

Необходимое снаряжение: верёвка основная, обвязки, петли, ледорубы, кошки, каски.

13 августа в 12:35 выходим с поляны нарзанов вверх по долине реки Когутайка. Тропа начинается прямо от левого (если смотреть с моста на поляну) кафе и, проходя мимо его забора, уходит в лес. Через несколько сотен метров выходим на разливы ручья. По описаниям, здесь необходимо переправиться, но по нашему орографически левому берегу тоже уходит вверх натоптанная тропа. Делаем разведку, убеждаемся, что этот путь тупиковый и выше упирается в скальные сбросы. Попутно ищем место для брода, перепрыгиваем один за другим множество ручейков и, наконец, перебираемся на нужный берег. Здесь тоже идёт натоптанная дорожка, начинаем подъём по ней и углубляемся в лес.

По крутой тропе (до 30-40 градусов) за три ходки по 15 минут преодолеваем нижнюю ступень долины и выходим в безлесную зону. Здесь в высокой траве тропа вскоре теряется. Выходим к ручью и переправляемся через него в первом более-менее удобном месте. Дальше правильная тропа продолжается по орографически левому берегу. Через 1 час ЧХВ взбираемся по крутой тропе среди скал к вершине водопада и выходим в висячую долину. Встаём лагерем на удобной оборудованной площадке ещё через 10 минут.

14 августа выходим из лагеря в 8:00, за час, не торопясь, подходим к основанию ледника, надеваем кошки. В течение 50 минут движемся по пологому льду по направлению к перевалу Владимира Коршунова. Ледник полностью открыт, встречающиеся трещины легко обходятся или перешагиваются. Выходим на осыпной гребень и снимаем кошки, дальнейший подъём проходит по осыпному кулуару. Крутизна до 30 градусов, камнеопасность средняя, движемся плотной группой. На седловину перевала поднимаемся к 11:25, начинаем движение по гребню по направлению к вершине.

По имеющемуся у нас описанию, на пути к вершине предстоит преодолеть две «зазубрины» в гребне, обычно при подъёме с каждой из них провешивается по короткому (10-20 метров) участку перил на дюльфер. Мы же на подходе к первой «зазубрине» провешиваем необязательную верёвку на гребне, приняв локальное выполаживание за «зуб». Далее уходим на снежник справа по ходу и продолжаем движение по скальным полкам, не поднимаясь на вершину гребня. Таким образом, мы минуем и верхний «зуб» и в 14:00 поднимаемся на вершину горы Большой Когутай.

В 14:40 начинаем спуск по гребню, первые метры по хорошо читающейся тропе. Верхний «зуб» преодолеваем лазаньем с гимнастической страховкой. Высота «зуба» не более 5-6 метров, скала наклонная, со множеством удобных зацепок и полочек. Не доходя до нижней «зазубрины», спускаемся на левую по ходу сторону гребня, стремясь выйти на снежник, по которому мы обходили её на подъёме. Двигаемся по скальным полкам, вскоре упираемся в крутой труднопроходимый участок, внизу виднеются наши следы на снежнике. Провешиваем 40 метров перил, крепление за петлю на скальном выступе, верёвку за собой сдёргиваем. Дальнейший спуск продолжается по пути подъёма. В 18:40 спускаемся с перевала Владимира Коршунова к леднику, начинает накрапывать дождь. В 19:40 входим в лагерь.

15 августа спускаемся к поляне Нарзанов по пути подъёма за 2 часа 40 минут, с учётом привалов.

Расчёт ходового времени:

· Подход к переправе через Когутайку: 15 мин.

· Подъём по лесной тропе, подход к переправе в висячей долине: 50 мин.

· Подъём по тропе на водопады: 50 мин.

· Переход к подножию ледника: 1 час 10 мин.

· Подъём на перевал Владимира Коршунова: 1 час 30 мин.

· Подъём на вершину по гребню: 2 часа 30 мин.

· Спуск на перевал Владимира Коршунова (с учётом технической работы): 2 часа 30 мин.

· Спуск с перевала Владимира Коршунова на ледник: 40 мин.

· Спуск в лагерь: 40 мин.

Всего 10 часов 55 мин.

Вершина Большой Когутай — интересное техничное скальное препятствие, рекомендуем включать его в завершающие этапы походов 2 к.с. На восхождении требуется применять широкий спектр навыков: движение по открытому и, возможно, закрытому льду, осыпям, скалам, использование перил, скалолазание с гимнастической страховкой.

Фото 7.1. Вид на водопады с места выхода из леса после подъёма на ступень долины.

Фото 7.2. Переправа по камням через ручей Когутайка.

Фото 7.3. Вид на перевал Владимира Коршунова и вершину Большой Когутай от основания ледника.

Фото 7.4. Вид на гребень вершины Большой Когутай с седловины перевала Владимира Коршунова.

Фото 7.5. Движение траверсом по скальным полкам.

Фото 7.6. Дюльфер по пологому снежнику на гребне перед выходом к нижнему «зубу».

Фото 7.7. Траверс снежника под нижним «зубом» в гребне вершины Большой Когутай.

Фото 7.8. Вид на путь по гребню с вершины горы Большой Когутай.

Фото 7.9. Группа на вершине горы Большой Когутай.

Фото 7.10. Прохождение верхнего «зуба» лазаньем при спуске с горы.

Фото 7.11. Дюльфер по склону горы не доходя нижнего «зуба» в гребне.

Фото 7.12. Траверс снежника в районе нижнего «зуба» после дюльфера на спуске с горы. Пунктиром указан примерный путь в начале спуска.

Фото 7.13. Крупный план нижнего «зуба» в гребне горы Большой Когутай. Виден снежник, удобный для траверса склона под «зубом».

6.8. Гора Эльбрус (скалы Пастухова)

Высота 5000 м

Характер снежно-ледовый

Восхождение: 16 августа 2010 года радиально со стороны «Приюта 11».

Описание даётся: от Азау и обратно.

Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, тёплая одежда: пуховые куртки, варежки, бахилы.

Совершив марш-бросок до Азау, 15 августа около 18 часов заезжаем на верхнюю очередь канатной дороги («креселку»). В 18:30 надеваем кошки и начинаем подъём по пологому леднику по направлению к Приюту 11. Движемся по широкой тропе, накатанной ратраками, на всём протяжении маршрута снег неглубокий или его нет вовсе. В 20:30 встаём лагерем на удобных площадках ниже вагончиков спасателей. Учитывая напряжённый график сегодня, на следующий день решаем встать попозже и предпринять акклиматизационный выход.

Выходим из лагеря несколькими группами около 7 утра. Видимость временами ухудшается до 10 метров, поддерживаем связь по рации. Достаточно тепло, пуховки и варежки иногда надеваем на привалах. В 9:40 проходим скалы Пастухова, видимость не улучшается. Чем выше, тем больше снега на горе, снежные надувы и участки чистого льда отсутствуют. В 11:20 7 человек из группы поднимаются на высоту 5000м по GPS. Начинается слабая метель, решаем, что продолжать подъём нет никакого смысла, и поворачиваем вниз. К 13 часам все участники собираются в лагере.

На следующий день планируем подъём в 1 час ночи. Около 22 часов начинается сильный снегопад, поднявшись, констатируем 20 сантиметров свежего снега и отсутствие видимости. Решаем отказаться от нового подъёма, отчасти правильность решения подтверждается разыгравшейся в 11 утра мокрой метелью. Собрав палатки, дожидаемся её окончания, чтобы начать спуск к «Бочкам». В 12:30 начинаем спуск на «креселке».

Техническая часть маршрута окончена.

Фото 8.1. Подход к Приюту 11. Гора Эльбрус в облаке.

Фото 8.2. Лагерь на скалах ниже вагончиков спасателей.

Фото 8.3. Подъём по склону Эльбруса в районе скал Пастухова.

Фото 8.4. Ориентирование по вешкам при попадании в облако.

Фото 8.5. Участники группы на высоте 5000 метров на склоне горы Эльбрус.

Фото 8.6. Мокрая метель утром при сборе лагеря.

Фото 8.7. Спуск с Приюта 11. Гора Эльбрус в облаке.

7. Список использованных источников

1. Каталог перевалов http://www.westra.ru/passes/

2. Каталог фотографий гор и других объектов Кавказа http://caucatalog.narod.ru/

3. Отчёты, доступные в сети Интернет:

http://tlib.ru/doc.aspx?id=33532&page=1 — Расторгуев М., 2006.

http://tlib.ru/doc.aspx?id=29751&page=1 — Лещенко Н., 2 к.с., 2006.

http://tlib.ru/doc.aspx?id=28770&page=1 — Куракин А., 3 с эл. 4 к.с., 2006.

http://tlib.ru/doc.aspx?id=32399&page=1 — Фомичев О., 4 к.с., 2000.