Клуб Робинзонада, Москва

Отчет о горных походах 1-2 к.с. по З.Кавказу в августе 2010 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Пер.Джаловчат (Джалаучат) (1Б,лд,3041)

Расположен в Тебердинском хребте к югу от в.Сулахат(3409м) к северу от в.Сунахет(3650м), юго-западнее пика Квадратного(3205м) .

Соединяет ледник Двуязычный и долины рек Алибек (р.Теберда) и Джаловчат (р.Аксаут).

Ориентация: юго-восток – северо-запад.

Имеет одноимённое название с долиной реки Джаловчат.

Сведений о первопрохождении не найдено.

Перевал пройден насквозь группой Елисеевой Е.А. в рамках похода 2 к.с. туристических сборов КП Робинзонада с северо-запада на юго-восток на запад 26 августа 2010г. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

Снята записка группы туристов из Москвы «All Exclusive Team» от 18 августа 2010г.

Описание дается от слияния главных притоков р.Аксаут до посёлка Домбай.

1.Подъём от слияние главных притоков р.Аксаут до конечной морены ледн.Джаловчат. С места слияния главных притоков р.Аксаут группа начала подъём по правому берегу притока р.Джаловчат. Здесь много дорог, которые переходят в узкие тропы, ведущие во все направления. Чтобы выбрать нужную тропу была организована группа разведки. В месте, где р.Джаловчат выходит на галечные поля р.Аксаут по правому борту долины вверх поднимается старая заброшенная дорога к бывшему руднику(N43°20,940 E41°28,648), не доходя до шахты 300 м направо по ходу движения есть тропа(N43°20,848 E41°28,613). Тропа сложная, заросшая криволесьем, проходит над каньоном р.Джаловчат и выводит к роднику (N43°20,522 E41°29,205). Есть другой вариант подъёма, если тропу не удалось найти. Выйдя на эту же дорогу к шахте, через 200м вправо будет уходить тропа, упирающаяся в навесной мост, восстановленный внедорожным клубом над р.Джаловчат. Мост был здесь с Советских времён, но видимо река разрушила его ранее. Мост переходит на другую сторону р.Джаловчат, но в сторону ледн.Джаловчатского скорее всего прохода нет(отвесные скалы). Тропа есть на правом берегу! Она поднимается вверх по течению реки и петляя по криволесью над каньоном, так же выводит к роднику. Тропа промаркирована турами на всем протяжении, но нужно быть очень внимательными, так как там редко ходят группы, и тропка постепенно начинает зарастать. От родника хороший спуск по травянисто-осыпным склонам на дно р.Джаловчат(2400м), где есть хорошие места под палатки (N43°20,093 E41°29,485). Река в этом месте не представляет сложности для брода (ширина 10м, глубина 0,5м, дно каменистое, течение умеренное). Далее продолжаем движение к ручью, вытекающему из ледн.Джаловчат, траверсируя отрог гребня древней морены по осыпям и бараньим лбам (движение в касках, в некоторых местах плотной группой). Спустившись с гребня, встаём на ночевку в 200м от оконечности ледн.Джаловчаского на правом берегу (N43°20,063 E41°29,065). Время, затраченное на преодоление этого участка – 4 часа.

2.Подъём к пер.Джаловчат от конечной морены ледн.Джаловчат (северо-западная сторона). Подъём к ледн.Джаловчат по правобережной морене. У самой оконечности ледника группа одела кошки (люди с опытом на этом отрезке могут и без них). Выход на ледник не представляет трудности. Лёд гладкий без шероховатостей, без трещин, уклон при подъёме 10°, далее 5°. Внимание на леднике присутствуют ледниковые мельницы! Для захода на пер.Джаловчат необходимо подняться по одноимённому леднику на высоту 2400м (N43°18,865 E41°29,357), перейти на конгломерат и осыпь ледн.Сунахет в месте, где спускается ручей. Подъём в долину ледн.Сунахет слева по ходу от ручья. Путь выбираем логично среди конгломератных склонов, моренных отложений и выходов бараньих лбов. Сразу после подъёма пересекаем ручей и по левому орографическому склону встаём на обед (N43°18,772 E41°29,637). В целях учёбы на выходах бараньев лбов проводим скальную тренировку. Пока мы были заняты, наш лагерь со всех сторон окружили туры, их появление добавило много положительных эмоций участникам. По окончанию тренировки группа продолжила движение вверх выше пояса бараньих лбов и вышла на ледник (N43°18,615 E41°29,744). Ледник закрытый, присутствуют несколько участков с трещинами, которые обходятся и лавируются. Ледник имеет две ступени, угол наклона до 10°. Группа поднималась по леднику в кошках! Ночевка была организована в 50м от перевала Джаловчат, в небольшом отдалении от скал в безопасной зоне (со скал иногда падают камни). Чистое ходовое время 5 часов 20 минут.

3.Перевальная седловина расположена юго-западнее пика Квадратного(3205м). Узнаётся однозначно, представляет собой основное понижение в гребне. Перевальный взлёт не выражен. Седловина скально-ледовая. Тур сложен посередине на скале (N43°18,185 E41°30,715). С перевала на восток открывается завораживающий вид на д.р.Алибек и Домбай, на запад вид на массив Аксаут.

4.Спуск с перевала до оконечности ледн.Двуязычный. При спуске с перевала группа двигалась 100м по осыпи вдоль скал. Далее спуск по закрытому леднику, испещрённому трещинами с углом наклона до 10°. Движение в связках, и в кошках. Все трещины, на нашем пути, или обходились или переступались. При спуске с ледника не стоит забирать сильно вправо по ходу движения, там ледопад. Движение вначале по левому краю, далее плавный переход на середину ледника. Так как ледн.Двуязычный довольно круто обрывается на бараньи лбы у своего основания, то было принято решение сойти с ледника раньше (N43°18,074 E41°31,763).Спуск с ледника занял у группы 2 часа 30 минут.

5.Спуск в д.р.Алибек до альплагеря Алибек (юго-восточная сторона). Перейдя с ледника на бараньи лбы, стала просматриваться тропа, в сложных местах промаркированная турами. Но тропа часто теряется. Наша группа потеряла тропу в неудачном месте, прямо перед небольшим водопадом на бараньих лбах. В месте нашего брода скорость водяному потоку придавал небольшой склон, много пены, глубина до 1 метра. Как мы поняли в дальнейшем, тропа шла немного выше по бараньим лбам. Найдя тропу снова, группа продолжила путь по направлению к оз.Турье по гребню древней морены. Сойдя с бараньих лбов, тропа стала хорошо видна на протяжении всего спуска. От оз.Турье проложен промаркированный туристический маршрут для отдыхающих, следуя ему, тропа переходит на левый берег р.Алибек по металлической лестнице над р.Алибек и далее петляет по редколесью с постепенной потерей высоты. Группа встала на ночлег, не дойдя до альплагеря Алибек 1,5 км, на краю сенокоса, без воды (воду брали выше по тропе из ручья)! Спуск занял 2 часа 30 минут. С утра спуск был продолжен по грунтовой дороге в гостеприимный Домбай, по дороге группы зашли на кладбище, почтить память погибшим альпинистам. От м/н до пос.Домбай спуск занял 1час 30 минут.

Фото 11.01 Мост в каньоне через р.Джаловчат

Фото 11.12 Путь спуска по ледн.Двуязычный

Фото 11.13 Путь спуска по ледн.Двуязычный

Пер.Джугутурлючат (Учебный) (1Б,лд-ос,3400)

Расположен в Тебердинском хребте к северу от в.Хаджибейбаши(3733м), юго-восточнее от в.Малая Марка(3746м).

Соединяет долины рек Азгек (р.Теберда) и Марка (р.Аксаут).

Ориентация: запад – восток.

Сведений о первопрохождении не найдено.

Перевал пройден группой Шостака А.В. в рамках похода 2 к.с. туристических сборов КП Робинзонада с востока на запад 17 августа 2010г. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

Снята записка группы туристов из г.Санкт-Петербурга от 15 августа 2010г. под руководством Лантрата И.И.

Описание дается от оконечности ледника Азгек до д.р.Марка.

1. Подъем по ледн.Азгек до перевального взлёта.Под ледн.Азгек, у языка образован котлован, вытянутый на север v-образной лощиной, с востока – скалой, с юга – языком ледника, с запада – осыпным склоном морены. На западном склоне этой лощины, на высоте 3150 м есть осыпная полка, на полке можно выложить места под 2-3 палатки, воду брали с языка ледника. В 10 мин ходьбы на север по лощине имеются более удобные места для ночевок (песчаные островки среди крупной пологой осыпи). После ночевки на осыпной полке склона морены, под ледником, группа начала движение по левому осыпному борту долины к оконечности ледника Азгек. Что бы не терять высоту, выходить на лёд лучше по моренной гряде у левого края языка. Крутизна льда меняется от 200 в начале подъема до 50 под перевальным взлетом. Трещин во льду нет, верхняя часть ледника закрыта тонким слоем снега. Идти следует ближе к левому краю ледника, но не слишком близко к склону (камнеопасно!). Время на преодоление участка 40 минут.

2.Перевальный взлёт (восточная сторона) представляет собой рыжую подвижную осыпь, имеющую форму полосы на фоне скального гребня, обрамляющего ледн.Азгек с запада, средняя крутизна 350 и высота 110м. Склон при любом прикосновении съезжает, и из песка часто вылетают камни. Перед перевалом бергшрунг, который переходится по снежному мосту. В дождливую погоду перевал сильно камнеопасен. Регулярно сыпет с левой по ходу движения скалы, а сама осыпь сходит целыми каменными лавинками. Подниматься в этом случае нужно прижимаясь к правым по ходу скалам в связках, используя монолитные выступы для осуществления движения (внимание: скалы сильно разрушены). На заключающем участке склон выполаживается и осыпь становится более устойчивой, здесь, забирая налево, нужно выйти на седловину. Бергшрунг переходим с групповой страховкой и далее движемся по осыпи к скальной гряде справа. По гребню скальной гряды наверх провесили 2 верёвки перилл. Скальная гряда не сложная и можно воспользоваться попеременной страховкой, но в виду повышенной камнеопасности наша группа навесила перилла. Время на преодоление участка 3 часа 30 минут.

3.Перевальная седловина. Седловина перевала широкая(30м), пологая, осыпная. Есть места под 2-3 палатки, воды нет. С перевала на восток видны хребты Тогузкёль и Хатипара с одноименными вершинами. Красивой стеной открывается отрог Тебердинского хребта на запад. На севере видна седловина пер.Кичи-Марка. Тур расположен по центру седловины.

4.Спуск в цирк с пер.Джугутурлючат (западная сторона). Спуск с перевала сложен средней и крупной осыпью крутизной до 300 и высотой 50м. Двигаться необходимо плотной группой избирая устойчивые участки осыпей. Время спуска составило 10 минут.

5.Спуск из цирка перевала в д.р.Марка представляет собой движение по висячей долине притока реки с последующим резким спуском по тропе, лежащей на травянистых склонах. Спуск из-под перевала проходит по не крутой корытообразной лощине, которая через 500м обрывается травянисто-осыпным склоном 250-300. Слева виден скальный пояс пер.Хаджибей Северный, с которого этот приток обрывается небольшим водопадом. Спускаемся, траверсируя правый склон долины, так как на дне долины лежат большие камни, передвижение по которым весьма затруднительно, их следует обходить выше по склону. Постепенно на дне долины появляются поросшие травой поляны, здесь траверс не целесообразен и мы выходим на ровную, широкую травянистую площадку. Видны следы стоянок. Рядом из-под камней течет ручей. От стоянок набита тропа, маркированная турами (от перевала до стоянок около часа). Продолжаем спуск по тропе, которая спускается по правому борту долины. Тропа иногда теряется в осыпях и разветвляется, и в месте где долина обрывается вниз – тропа уходит траверсом вправо без потери высоты, минует скальные сбросы и серпантином по крутому25-300 спускается в долину Марки. На высоте 2750 м склон увеличивает крутизну до 200-250 и выходит в д.р.Марка, на противоположном берегу справа виден кош.

Внимание! Для групп, направляющихся дальше в верховья р.Марка этот путь кажется нерациональным, но это не так! Спуск к р.Марка траверсом по левому по ходу борту долины сложен и опасен, быстрее, а главное легче следовать по тропе до р.Марка, а дальше по хорошей тропе подняться вверх по её течению!

Фото 12.1 Панорама верховья главного притока р.Азгек на ледн.Азгек

Фото 12.2 Вид с ледн.Азгек на пер.Джугутурлючат

Фото 12.3 Перевальный взлёт пер.Джугутурлючат

Фото 12.4 Вид с пер.Джугутурлючат на д.р.Азгек

Фото 12.5 путь спуска с пер.Джугутурлючат в д.р.Марка

Пер.Наша Марка(н/к,тр-ос,3137)

Расположен в Тебердинском хребте к северо-востоку от в.Малая Марка(3746 м).

Соединяет долины рек Малая Марка (р.Марка) и Марка (р.Аксаут).

Ориентация: юго-восток - северо-запад.

Имеет одноимённое название с долиной реки и вершиной Марка.

Первопрохождение перевала совершено группой под руководством Кузнецова Владимира из г.Ростов-на-Дону 9 июля (предположительно 2010г.), ими же присвоено название перевала – Наша Марка. Из карт Западного Кавказа под редакцией Голубева М. этот перевал значится как Сосновый (1А,3280). По итогам прохождения оцениваем категорию трудности перевала как некатегорийного.

Перевал пройден группами Елисеевой Е.А., Моркунцовой М.В.(19 августа 2010г. с юго-востока на северо-запад), Овчинниковой М.А.(22 августа 2010г. с севера-запада на юго-восток) в рамках туристических сборов КП Робинзонада.

Описание дается от озера 2733м в д.р.Малая Марка до среднего течения д.р.Марка., на основании прохождения группами Елисеевой Е.А., Моркунцовой М.В.

Так как д.р.Бадук и д.р.Хаджибей – на период похождения маршрута являлись закрытыми для посещения туристов в связи со статусом «зоны покоя» Тебердинского заповедника, руководителями групп было принято решение пройти в д.р.Марка через пер.Наша Марка и пер.Тогузкёль.

Перед прохождением перевала Наша Марка, во время днёвки на озере 2733м, были проведены разведочные выходы: 1-ый в сторону озера 3069м, откуда виден перевал Кичи Марка Нижний (1А?,3354). Визуально стало понятно, что перевал не соответствует 1А категории трудности (заявленной в классификаторе под редакцией Ляпирна В.) из-за выходов скал. 2-ой разведочный выход был непосредственно на перевал Наша Марка. Разведка дала положительный результат, поэтому нами было принято решение о прохождении этого перевала. При отрицательном результате разведки обоих выходов группы оставляли за собой возможность спустить вниз по д.р.Малая Марка до её слияния с главным притоком р.Марка, а затем начать подъём вверх по вышеупомянутой долине (с потерей запасного дня).

1. Подход под пер.Наша Марка от озера 2733м. С места днёвки начинаем движение под перевал, траверсируя долинус постепенным набором высоты в северо-западном направлении. Пологий подъем крутизной 10-15°. Поднимаемся, чередуя участки крупной осыпи и травянистые луга в течение 20 минут.

2. Перевальный взлет (юго-восточная сторона) представляет собой подъёмпо широкому травянистому ребру, которое выводит на гребень близ седловины. Ребро средней крутизны до 30°, без тропы.Время подъёма 1 час 20 минут.

3. Перевальная седловина представлена в виде длинного неширокого, покатого в обе стороны гребня, покрытого землей и мелкой осыпью (N43°27,117 E41°35,611 3137м). С седловины на северо-запад открывается вид на долину реки Марка, на юго-восток открывается круговая панорама на долину реки Малая Марка, пер.Тогузкёль, пер.Муху. Тур сложен восточнее по гребню от перевальной седловины. Места под палатки отсутствуют, воды нет ни в каком состоянии.

4. Спуск с перевала. Цирк перевала состоит из мелкой осыпи крутизной около 20°. Группа спускалась с перевала, траверсирую правый по ходу склон, со значительной потерей высоты в направлении озера 2845м.Спуск вполне логичен и безопасен. На озере есть много места для ночевок (N43°27,315 E41°34,927). Сброс высоты составил 300м и занял у группы 30 минут.

5. Траверс склона вершины 3506м до д.р.Марка. Спуск в д.р.Марка от озера 2845м можно производить вдоль ручья из озера, но так какдалее наш маршрут лежал вверх по течению р.Марка, то было принято решение сократить путь, траверсируя склон вершины 3506м, выйдя в д.р.Марка на 500м выше коша пастухов. Движение вначале траверса лежит по травянисто-осыпным террасам, далее по травянисто-лесистым склонам крутизной до 30°, с теряющимися тропами животных. Путь группы выбирали исходя из особенности рельефа. В мокрую погоду делать такой траверс не рекомендуем. Сброс высоты составил 610м и занял у группы 2 часа.

Фото 13.01 Вид на д.р.Малая Марка с пер.Тогузкёль

Фото 13.13 Вид из д.р.Малая Марка на пер.Кичи-Марка Нижний

Фото 13.14 Вид из д.р.Малая Марка на перевал

Пер.Отрог(1Б,лд,3180)

Расположен в Тебердинском хребте в ветке отходящей на северо-запад от в.Большая Марка(3758м).

Самостоятельного значения не имеет. Соединяет верховье главных притоков р.Марка.

Ориентация: восток-запад.

Сведения о первопрохождение перевала получены от руководителя похода 4 к.с. Сечко С., совершенного в 2006г.

Перевал пройден насквозь группой Елисеевой Е.А.(20 августа 2010г. с востока на запад) и группой Шостака А.В.(18 августа 2010г. с запада на восток) по маршруту похода 2 к.с. туристических сборов КП Робинзонада. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

Тура не обнаружили, собрали свой, положили записку.

Описание дается от слияния двух главных притоков р.Марка(2500м) до верховья главного левого притока р.Марка, на основании прохождения группой Елисеевой Е.А.

1.Подъём от места слияния 2-х главных притоков до озера 2785м в верховьях правого главного притока р.Марка. Тропы в д.р.Марка присутствуют по обоим берегам. Места перехода вброд в верхнем течении р.Марка, там где русло реки разделяется на рукава и по мосткам у коша ниже по течению. Группа поднималась вверх по д.р.Марка по правому берегу долины. Тропа присутствует на протяжении всего подъема, но на некоторых участках пропадает и путается с тропами животных. В 100м после слияния главных притоков тропа переходит на левую сторону главного правого притока и движется, вверх чередуя травянисто-осыпные взлёты с заболоченными террасами. Вокруг пасётся множество лошадей и быков. Через 1 час 20 минут группа поднялась на озеро 2785м, откуда хорошо просматривался пер.Бадук, но пер.Отрог еще не виден, из-за моренных нагромождений. На озере есть места под палатки (N43°23,683 E41°34,479).

2. Подъём на пер.Отрог (с восточной стороны). Нет ярко выраженной границы между подходом и подъёмом на пер.Отрог. От озера 2785м группа начала подъём по гребню морены к оконечности ледника. Подъём по морене прост. Под самым ледником есть плато с небольшим озером моренного происхождения, имеются места под палатки, но вода очень мутная. Озеро обходим справа по направлению движения. На границе осыпи и льда надеваем кошки и обвязки (ледник достаточно пологий, хорошо подходит для обучения ходьбе в кошках!). Выходим на ледник, который плавно приводит к седловине пер.Отрог. В первой половине пути ледник открытый, во второй – закрытый с мелкими трещинами до 0,5м. Уклон не превышает 15°. Время, затраченное группой на подъём 1 час 20 минут.

3. Перевальная седловина состоит из 2-х ледовых седловин с грядой разрушенных скал. С перевала открывается вид на пер.Уллу-Марка и в.Большая Марка. Тур сложили на обеих седловинах. Ночёвка на перевале возможна. Есть вода в твёрдом, а днём и в жидком состоянии, но место очень сильно продувается ветром (N43°22,809 E41°33,490).

4.Спуск с перевала к оконечности ледника, замыкающего долину главного левого притока р.Марка (западная сторона). Спуск первые 150м идёт по закрытому леднику, далее ледник открытый, присутствуют узкие трещины до 1м. По правой стороне ледника много разломов, поэтому группа двигалась по средней и левой его части, потратив на спуск 40 минут. Уклон 15-20°. Ледник завершается мореной сложенной из осыпи разного размера с вытекающим из-под неё ручьём.

5. Спуск в верховье главного левого притока р.Марка под пер.Арючат. По гребню морены спустились на галечно-песчаные отмели, вначале группа двигалась вдоль правого берега ручья с постепенной потерей высоты, далее перешла на левый. На отмели река разливается на множество ручьёв. Есть хорошие места под палатки, но ветряно. Спуск занял у группы 20 минут.

Фото 14.01 Главный правый приток р.Марка

Фото 14.11 Спуск по леднику с пер.Отрог

Фото 14.12 Путь спуска от пер.Отрог

Фото 14.13 Панорама с пер.Арючат на ледник пер.Отрог

Пер.Тогузкёль(Тогуз-Кёль-Баши) (1А,тр-ос,3240) + в.Тогузкёльбаши(1А,ос,3297) = 1А

Пер.Тогузкёль

Расположен в Азгекской ветви Тебердинского хребта к юго-западу от в.Тогузкёльбаши(3297 м) и к северу-востоку от в.Малая Марка(3746 м).

Соединяет долины рек Азгек (р.Теберда) и Малая Марка (р.Аксаут). Соединяет левый приток р.Азгек с верховьем д.р.Малая Марка.

Ориентация: северо-запад – юго-восток.

Имеет одноимённое название с вершиной Тогузкёль.

Сведений о первопрохождении не найдено.

Перевал соответствует заявленной категории трудности.

Снята записка группы туристов из Санкт-Петербурга под руководством Лантрата И.И. от 14 августа 2010г.

В.Тогузкёльбаши

1. Расположена в Азгекской ветви Тебердинского хребта к северу-востоку от в.Малая Марка(3746 м).

2. Вершина со всех сторон осыпная, гребни просты и легкодоступны. Самый логичный подъём с пер.Тогузкёль.

3. Вершина достигнута в радиальном выходе с пер.Тогузкёль.

4. Подъем до вершины безопасный, открываются красивые виды на долины рек Азгек и Малая Марка.

5. В туре записку не обнаружили, положили свою.

Связка препятствий пройдена группами Елисеевой Е.А., Моркунцовой М.В.(17 августа 2010г.с юго-востока на северо-запад), Овчинниковой М.А.(23 августа 2010г. с севера-запада на юго-восток) в рамках туристических сборов КП Робинзонада

Для удобства изложения, описание дается от места слияния главных притоков р.Азгек до озера 2733м., на основании прохождения группой Елисеевой Е.А., Моркунцовой М.В.

Так как д.р.Бадук и д.р.Хаджибей – на период похождения маршрута являлись закрытыми для посещения туристов в связи со статусом «зоны покоя» Тебердинского заповедника, руководителями групп было принято решение пройти пер.Наша Марка и пер.Тогузкёль после тщательной разведки обоих группой 2 к.с. под руководством Елисеевой Е.А. (самый простой путь для сохранения красоты и спортивных характеристик маршрута).

1.Подход под пер.Тогузкёль с места слияния главных притоков р.Азгек. представляет собой долину, сложенную травянистыми террасами. Некоторые участки покрыты осыпью разного размера. Группа поднималась по склону вдоль левого берега левого притока р.Азгек на запад. Тропа отсутствует. Подход под перевал занял 1 час 50 минут.

2.Перевальный взлет (юго-восточная сторона). Группа поднималась на перевал по неярко выраженному травянистому ребру крутизной до 30°, идущему к перевалу. Тропа отсутствует. На последнем участке осыпь, подняться можно двумя способами: по простому скально-осыпному гребню через вершинку, протяженностью 150м или напрямую на перевал, траверсируя осыпной склон под выходами скал. Подъём на перевал занял у группы 1 час 20 минут.

3.Перевальная седловина представлена в виде длинного неширокого, покатого в обе стороны гребня, покрытого землей и мелкой осыпью (N43°26,236 E41°37,553 3240м). С седловины на северо-запад открывается вид на долину реки Малая Марка, на юго-восток на долину Азгек. Тур сложен по центру седловины. Места под палатки отсутствуют, воды нет ни в каком состоянии.

4.Подъем на в.Тогузкёльбаши по широкому осыпному гребню, не представляет сложности и опасности (N43°26,312 E41°37,618 3297м). Уклон до 20°.

5.Спуск с перевала в верховье долины Малая Марка (северо-западная сторона) по подвижной мелкой осыпи, протяженностью около 300м, крутизной до 30°. Спускаемся плотной группой серпантином (каски обязательно!). Далее склон выполаживается и становится ровным. Здесь, на высоте 3070м возможно место для ночлега, проточной воды нет, имеются лужи в моренных углублениях. Спуск с перевала занял 30 минут.

6.Спуск к озеру 2733м среди моренных валов по осыпи различного размера. На большинстве участков осыпь подвижна. Движемся по осыпи в направлении озера в верховье долины. Озеро обходим слева по ходу движения. Чуть выше устья ручья, впадающего в озеро, переходим его вброд. Ручей имеет несколько рукавов, шириной 10-15м, глубиной около 30см, течение умеренное. Организуем стоянку на левом берегу озера на высоте 2760м (N43°26,646 E41°36,359). Воду для питья используем из ближайшего ручья. ЧХВ 2 часа.

Фото 15.01 Путь подъёма из д.р.Азгек к пер.Тогузкёль

Фото 15.09 Путь спуска с пер.Тогузкёль в д.р.Малая Марка

Фото 15.10 Вид на место ночлега на оз.2733 в д.р.Малая Марка

Пер.Хатипара(1А,тр-ос,2830)

Расположен в Тебердинском хребте к югу-западу от в.Большая Хатипара(3150м), к северо-востоку от в.Азгекбаши(3320м).

Соединяет долины рек Азгек(р.Теберда) и Большая Хатипара(р.Теберда). Соединяет верховье главного правого притока р.Большая Хатипара со средним течением р.Азгек.

Ориентация: северо-запад – юго-восток.

Имеет одноимённое название с долиной реки и вершиной Хатипара.

Сведений о первопрохождении не найдено.

Перевал пройден группой Шостака А.В. в рамках похода 2 к.с. туристических сборов КП Робинзонада с востока на запад 16 августа 2010г. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

Сняты «не внятные» записки: одна от бригады из г.Пятигорска от 29 июня 2010г. под руководством Чунловского А.Л., вторая от бродяги Заура Ш. от 10 октября 2009г. из г.Черкесска, причём в его понимании это пер.Мирный.

Описание дается от пос.Теберда до слияния двух главных притоков р.Азгек.

1.Подъём по д.р.Большая Хатипара от пос.Теберда. От посёлка Теберда двигаемся по грунтовой дороге по левому берегу реки вверх по течению. До кордона на р.Большая Хатипара от посёлка - час ходьбы. Далее путь по тропе, начинающейся сразу за кордоном вверх по склону. Тропа дважды пересекает русло и идет вверх по левому берегу р.Большая Хатипара до слияния двух её притоков. Затем переходит через левый приток, и подъем продолжается по хребту между ручьями, далее тропа выходит из леса на лавинный вынос шириной 500м состоящий из крупных и средних сосен. Время пути до лесоповала - 3 часа по лесу, уклон - 5-15°. Время по лесоповалу - 1час. Далее тропа идет по гребню сквозь кусты березы (30 минут) и выводит в луговую зону. Перед последним небольшим языком леса на гребне есть место для ночевки с водой, где можно поставит несколько палаток.

2.Подъём от м/н под перевальный взлёт. Дальнейший путь подъёма пролегает по правому (по ходу движения) склону без явной тропы, пересекая два ручья, а затем по моренной гряде до перевального взлета. Стоянки с водой есть вплоть до перевального взлета. Чистое ходовое время 2часа 30 минут.

3.Перевальный взлёт (юго-восточная сторона) представляет собой травянистый склон, протяженностью 300м, угол наклона до 30°, по которому до седловины траверсом поднимается тропинка. Левее по ходу движения, выше бараньих лбов, есть озеро, до перевала его не видно. Время в пути 30 минут.

4.Перевальная седловина широкая травянистая, есть места под палатки, но нет воды, в плохую погоду может быть ветрено. С перевала открывается вид на пер.Джугутурлючат и д.р.Азгек.

5. Спуск с перевала до слияния главных притоков р.Азгек вдоль линии падения воды по травянистому склону, в первой половине с уклоном 30-35°, далее склон выполаживается. Спустившись с перевала, выходим к слиянию главных притоков р.Азгек. Есть много мест под палатки. В этом месте легко перейти р.Азгек вброд, если выбрать удачное место. Спуск занял у групп 40 минут.

Фото 16.1 Д.р.Б.Хатипара

Фото 16.2 Оз.2712 в верховье правого притока р.Б.Хатипара

Фото 16.3 Группа на пер.Хатипара

Фото 16.4 Вид с пер.Хатипара на верховье р.Азгек

Фото 16.5 Путь спуска с пер.Хатипара в д.р.Азгек

Фото 16.6 Вид из д.р.Азгек на пер.Хатипара

Фото 16.7 Панорама правого главного притока р.Азгек

Пер.Хутый(1А,ос,3060)

Расположен в Тебердинском хребте к северу от в.Семёнов-Баши(3602 м).

Соединяет долины рек Хутый (р.Теберда) и Кти-Теберда (р.Аксаут). Соединяет правый исток р.Хутый с верховьем д.р.Кти-Теберда.

Ориентация: запад – восток.

Имеет одноимённое название с долиной реки и вершиной Хутый.

Сведений о первопрохождении не найдено.

Перевал пройден группой Шостака А.В. в рамках похода 2 к.с. туристических сборов КП Робинзонада с востока на запад 21 августа 2010г. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

Снята записка Макаровой С.Н. из г.Майкопа от 4 августа 2010г.

Описание дается от слияния главных притоков р.Хутый до устья р.Кти-Теберда.

1.Подъем по древней левобережной морене ледника в цирке в.Семенов-Баши от слияния главных притоков р.Хутый. Длинная левобережная морена ледника спускается к самому слиянию ручьев, но выходить на нее следует выше поросли кустарника. Миновать этот участок можно по руслу главного притока вытекающего с ледника. Бывшее ложе ледника, более пологое, чем окружающие склоны, тоже поросло кустарником. На западе видна скальная вершина с черным пятном (ниша в скалах). Пер.Хутый находится левее этой вершины. Перевальная точка не видна, она заслонена травянистым, с выходами скал склоном, к которому прилегает левобережная морена. Тропа к перевалу поднимается по гребню морены. Примерно на уровне ледника, на высоте 2620 м, справа к морене примыкает лощина со снежником в нижней части. Здесь, прямо на гребне морены есть место для ночлега, для одной - двух палаток. Также можно разместиться на снежнике, выходящем из лощины (камнеопасно!). Путь до лощины занял 1 час 25 минут.

2.Подъем в цирк перевала Хутый, подход под перевал. Лощина забита сыпухой разного размера с преобладанием крупных глыб в верхней части. На правом (по ходу) борту лощины находится тропа. Переходим в лощину и продолжаем подъем до входа в каменистый цирк (Каски!). На западе, в скалах, обрамляющих цирк, отчетливо видны 2 щели, разделенные упомянутой вершиной с черной меткой. Перевалом является левый расщеп. Путь к перевалу лежит по дну цирка выстланного широким снежником, уклон которого меняется от 5° до 10°. Время подъема с морены до перевального взлета 45 минут.

3.Перевальный взлёт (восточная сторона). Перевальный взлет начинается с высоты 2810 м и представляет собой осыпной склон высотой 250м, крутизной 30-35°, с множеством троп. В нижней части склон сложен крупной и средней осыпью, поэтому тропа теряется. В средней части тропы пересекают по центру песчанно – мелкоосыпной участок с порослями травы. К верхней части объединяясь в одну, забирающую направо по ходу к скальным выходам, тропа выводит на перевал (3060 м). Осыпь местами живая – необходимы каски и движение плотной группой! Время на преодоление перевального взлета 45 минут.

4.Перевальная седловина. Седловина перевала узкая (5 м) крутая осыпная. С седловины на восток открывается вид долины р.Хутый, на западе виднеются вершины хребта Мысты-Баши. Тур сложен на большой глыбе по центру.

5.Спуск с перевала (западная сторона). Спуск с перевала представляет собой 150 метровый средне и крупноосыпной склон. В верхней части угол наклона достигает 30°(50 м по протяженности). В этом месте осыпь очень подвижна (каски, плотная группа!), а далее склон выполаживается до10°-15°. Слева по ходу расположена протяженная гряда бараньих лбов. Для групп, которые далее направляются через перевалы, ведущие в долину р. Алибечка, не следует траверсировать склон отсюда, а рекомендуется спуститься ниже бараньих лбов до осыпей. Над последней ступенью бараньих лбов, около ручья, имеются удобные места для бивака. Высота ночлега 2810 м.

6. Спуск по д.р.Кти-Теберда в д.р.Аксаут. От места ночлега начинаем спуск по д.р.Кти-Теберда, держась левого борта долины. Пересекаем осыпи и травянистые лужайки. Через 1 переход выходим на слабую тропу, идущую по левому берегу реки. Тропа идёт по левому борту долины до начала леса. Здесь тропа переходит на правый борт по мостку, сделанному пастухами. В д.р.Аксаут тропа выводит на хорошую грунтовую дорогу, идущую за 500м до впадения р.Кти-Теберды в р.Аксаут. Спуск группы в д.р.Аксаут занял 3 часа 50 минут.