Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Михаил Хоменюк, Дахаб.
Фото Михаил Хоменюк и Анна Батурина.

Альпинизм на Синае. Строгий Винни Пух

Нитка маршрута

130-летию со дня рождения Алана Александра Милна (18.01.1882 — 31.01.1956) посвящается.
Новый альпинистский маршрут в горах Синая, район Санта Катерина:

Строгий Винни Пух. Гора Фара, юго-западная стена (Jabel Fara, SW face) , 6 питчей, 6а+, А0. Первопрохождение 22 января 2012 года. Михаил Хоменюк и Анна Батурина.

Первый вариант

«Пьяный Винни Пух, дубак, январь…»

народная песня (вместо эпиграфа)

В апреле 2011 года в двойке с Андреем Плисом мы проложили новую линию на гору Фара между маршрутами Пассовер и Пентхаус, и назвали его Винни Пух и Все, Все, Все.

Уже тогда стало понятно, что потенциал линии не исчерпан. И вот, в канун юбилея любимого классика, назрела необходимость маршрут подправить. В результате проделанной работы пешеходные участки были заменены рубиловом, а конечная точка маршрута получилась метров на тридцать выше, чем в первом варианте, и не просто на гребне, а на вершинном плато. Теперь уже трудно сказать, какая верёвка на маршруте ключевая – все забойные, кроме пятой, где можно немного преждевременно расслабиться. Зато станции все удобные.

День выдался необычно холодным для Синайской зимы, к обеду всё небо затянуло тучами и весь день сильно дуло. Как ни странно, в Дахабе в этот день был штиль и очень тепло, а в Катерине дуло так, что дозило на 4.0, а меньше паруса у меня нет. Мы выехали из Дахаба в 6-00 на древнем папелаце бедуина Мосада. Рыдван был настолько старый, а бедуин настолько строгий, что у нас ни разу даже не проверили документы. В 8-00 мы высадились в начале ущелья Wadi El Arbain, в 9-00 начали работать на маршруте, в 16-10 были на вершине, в 17-40 спустились в деревню.

Вот что получилось:

Р1

Подходы: от конца асфальтовой дороги 20 минут по ущелью Wadi El Arbain, миновав оазис с кипарисами до огромного камня на тропе. Далее налево вверх по склону до стены. Ориентир – маршрут Пассовер – камин рассекающий стену сверху донизу. Начало маршрута – 70 метров вправо на том же уровне. Маршрут проходит по системе трещин и каминов справа от большой монолитной стены.

Р2. – «Нора Кролика»

Р1. 45м. 6А. Влево вверх по крутому внутреннему углу с трещиной через небольшое сухое деревце. В верхней части крутизна увеличивается почти до отвеса. Для страховки нужны большие френды. Напряжённое лазание метров 30. Станция после выполаживания на выступе справа.

Р2

Р2. 50м. 6а+. Прямо вверх по расщелине к узкому камину. В верхней части камин сужается до ширины тела и становится глубоким с параллельными гладкими стенками. Сверху заклиненный, но живой камень. Приходится лезть под ним в толще скалы – метра два от внешнего края. Это место мы назвали норой Кролика. Клинится всё, включая каску. На вдохе застреваешь. В таком положение надо лезть метров 5. Страховка большими френдами. Не для пузатых!!! Камнеопасно для второго – верёвкой может сбросить мелкие камушки. После выхода из камина простым лазанием до широкой комфортной полки в основании внутреннего угла-камина.

Р3

Р3. 55м. 6а+, А0. Прямо вверх по внутреннему углу-камину, через небольшое нависание (А0, большие френды!!!) до полки в камине. Из камина вверх направо на наклонную плиту. Станция в правом верхнем углу наклонной плиты на своих точках.

Ключ на Р3

Р4. 55м. 6а. Вверх по трещине в правом углу кулуара, ведущего к вершине. После каверны «дупло Совы» справа покатая полка. Далее вверх по трещине – внутреннему углу тремя каскадами до выполаживания. Пешком метров двадцать до верхнего конца выполаживания. Станция на своих точках.

Выход к станции R3

Р5. 50м. до 5b. Вверх через два небольших камина на наклонную плиту. Огромный камень «гриб» обойти справа. (Отсюда направо пешеходный выход на гребень). Влезть на камень, и уйти влево в кулуар. Станция на полке в кулуаре на своих точках перед началом сложного участка.

P4

Р6. 30м. 6а. Вверх по камину метров 10 напряжённого лазания. Организация страховки требует фантазии. Я положил пару френдов, обезьяний кулак, и большой скальный якорь. Далее вверх огородами до вершины. Станция на выступе.

Расслабуха на P5

Спуск: с вершинной башни на северо-восток дюльфер 30м. Далее вниз по гранитным полям на северо-восток, сначала чуть налево, потом чуть направо. Затем повернуть налево в расщелину. Ориентир – дерево в начале расщелины, и есть несколько туров. Понадобится короткий (7м.) дюльфер. Далее налево вниз до долины, и по долине налево по хорошей тропе.

На вершине

Использованное снаряжение: верёвка твин 8мм 2Х60м., комплект (10 штук) френдов Vertical, +№7,8,9,10 продублированы, комплект (10 штук) закладок Vento, один большой скальный якорь, один обезьяний кулак из верёвки 10мм, 4 коротких и 13 длинных оттяжек, 4 станционные петли, репшнур 6м для вытягивания рюкзака.

Джентельменский набор

Общее впечатление: жесткач. Альтернатива Пассоверу, но более разнообразное лазание.

Поздравляем Анну Батурину с приобщением к Синайскому альпинизму! Зачётная «открывашка»:))

Анна Батурина

Аня тоже чирканула пару строк по этому поводу:

Миша уже описал наше восхождение на гору Фара, и любители этого дела могу узнать технические подробности по маршруту и снаряге.
Я же добавлю некоторые ненужные детали, комментарии к статье и просто отсебятину, которая к альпинизму имеет косвенное отношение и будет интересна лишь узкому кругу людей, а в частности нашим бабушкам-дедушкам.

Чтобы сразу всех запутать начну с конца Мишиными словами: "Общее впечатление: жесткач."

Жесткач!

Во-первых, было очень холодно. Во-вторых, было очень сильно холодно. В-третьих, дул холодный ветер. В-четвертых, наша трещина, по которой спрямляли маршрут "Винни Пух и все-все-все" большую часть дня покрыта мраком, т.е. находится в тени.
Миша, как серфер в одном из своих воплощений, выразил меру холода в квадратных метрах паруса:
"в Катерине дуло так, что дозило на 4.0, а меньше паруса у меня нет".

На первой веревке мне показалось, что я вижу на стене подтеки льда. Но, т.к. на третьей веревке мне показалось, что с соседней стены по-русски прокричали "Выдай", подтеки льда все же маловероятны.

На старте. Очень сильно холодно

Кстати о "показалось": на подходе Миша долго показывал барельеф то ли Винни Пуха, то ли Ленина на стене. Так долго, что таки да, я его увидела.. Только не поняла, кого именно, но это и не важно. Этот кто-то явно не добро смотрел в западном направлении.

В общем, хватит о погоде, перейдем к более серьезным вещам.
Возьмем, например, обезьяньий кулак.

Наконец-то я поняла, почему это узел так называется - вынуть его можно было только протолкнув кулаком, хотя далеко и не обезьяньим, вглубь трещины. Помимо этой, с позволения сказать, точки страховки, из забавных и не используемых ранее мной штуковин были якоря, которые хорошо шли сразу за кулаком. Кулак же шел в случаях, когда заканчивались все френды №10, а затем и №9 :)

На третьей веревке Миша использовал весь свой джентльменский набор и заложил 14 (или 13, уже не помню) точек. К станции я вылезла как новогодняя елка с ну очень тяжелыми игрушками. Благо на всяких навесаниях и каминах была возможность вытягивать рюкзак, а лезть 6а+ без рюкзака и с рюкзаком, как оказалось, две большие разницы :)

Арсенал

Маршрут получился прямой, хоть отвесом проверяй :)
Но есть и нюансы, которые Миша выразил как "верёвкой может сбросить мелкие камушки" и прятаться с этой прямой линии некуда. Не буду уточнять куда и сколько раз летели "мелкие камушки", но буква "Р" в слове "Petzl" на моей каске пострадала в том числе.

Пятерочка получилась, приятная, за исключением погоды, пары шкуродеров и летающих камней, логичная и в меру короткая. Название "Отмороженный Винни Пух" было отвергнуто, и в ход пошла домашняя заготовка "Строгий Винни Пух".

Спуск начался с дюльфера по очень симпатичной стене в постоянных попытках дозвониться нашему водителю. Я опаздывала забрать Федора из садика, а Мише не нравились повисшие над Сан-Катрин свинцовые тучи, и мы оба попытались занервничать.
Но пазл, который начал складываться задолго до восхождения, оказался проще чем предполагалось. Мосад уже пару часов нас поджидал и забрал четко в месте выхода на дорогу, а Катя позвонила и сказала, что заберет Федю из садика.
Так что 40-летний Пежо 504 мог ехать в своем темпе, рассекая фарами пустынное шоссе под звуки заунывной арабской песни и странного грохота над правым заднем колесом :)

Ёлка

ПС о пазле

"Открывашка" состоялась благодаря:

1. Кате - у нее я с Федей ночевала накануне, в пять утра тихо уехала, а Федор остался досыпать, был проснут, умыт, накормлен, отвезен в садик на мотоцыкле.
2. Федору - остался в садике до семи вечера, вел себя прекрасно, играл с Мухаммедом и мисс Лэйлой, разжился новыми джинсами и курточкой.
3. снова Кате - забрала Федю из сада и вручила его в мирном расположении духа мне.
4. Мишиным клиентам, которые наконец-то разъехались и дали ему возможность лезть куда хочется, а не куда они могут.
5. Египетской неделе, в которой очень удачно воскресенье - рабочий рабочий день, т.е. Федя может идти в садик и украинской неделе, где воскресенье - выходной и мне не надо работать.
6. Ане, которая дала паспорт с визой и который у нас даже не проверили!
Анна Батурина

Застрявший камушек над «Норой Кролика»