Руководитель: А.Буслаев, Самара

Отчет о путешествии 2 с эл. 3 к.с. по Ц.Кавказу летом 2010 г. Часть 2

Продолжение. Часть 2 здесь

Пер. Башенка (1А*, 3400 ос.-ск.) п/п

Расположен в массиве "Коштан крест", в южном отроге в. 3650 м. Соединяет левые истоки реки Коштансу. Самостоятельного значения не имеет. Логичен в случае связки перевалов Узенбоге и Чайнашки зап.

Седловина узкая, скальная. Воды и мест под палатку нет. Название перевалу даём по характерному останцу южнее седловины. Сложили тур, оставили записку. Спуск на восток проходит по скальному склону с травянистыми полочками (70-80 м, 45-55 град. последние 4-5 м гладкий скальный участок 70 град.) и приводит к началу подъёма на пер. Чайнашки западный. Поиск в обратном направлении затруднён. Прохождение в обратном направлении не логично и трудоёмко. Группе, идущей с тяжёлыми рюкзаками на спуске по нашему варианту обязательно потребуется одна верёвка перил (потому 1А со звездочкой). Этого можно избежать, пройдя от седловины перевала чуть южнее по гребню, спустившись по соседнему более пологому кулуарчику. После спуска поворачиваем налево и начинаем подъём на седловину перевала Чайнашки западный по средней, после мелкой осыпи (100 м, 20-25 град. 150 м, 30 град.).

Вид с перевала Чайнашки зап. на юг

Седловина перевала Чайнашки зап.

Вид с перевала Чайнашки зап. на север

Пер. Чайнашки зап. (2А, 3483 сн.-лд.-ос.) рад. (1А)

Расположен в массиве "Коштан крест" между в. 3650 м. и в. 3583 м. Соединяет долины рек Чайнашки (истоки) и Коштансу (левый исток).

Вид на перевал Чайнашки зап. с юга

Седловина узкая, осыпная. Вода в виде снега. При желании можно расчистить место под палатку. Тур в центре. Снимаем записку москвичей от 2007 года. В ней категория перевала указана как 2А*. Считаем, что это сильное завышение к.т. На наш взгляд на карте В. Ляпина, 2009 года выпуска дана верная к.т. перевала (1Б*). На данный момент перевал имеет сложность ближе к 2А. К седловине с севера прижимается фирновый язык, круто уходящий вниз (60-70 м, 40-45 град.), снизу подрезанный бергшрундом, сужающимся к западу. А сверху имеется небольшой карниз, подрезанный парой трещин. Далее ледник выполаживается до 20 и менее градусов и выходит на "бараньи лбы", предположительно обходимые с запада (~ 1 км от перевальной седловины). На леднике местами просматриваются закрытые и открытые трещины. Дальше за туманом и облаками ничего не просматривается. Видимость уменьшается, со стороны ГКХ надвигается гроза. Быстро спускаемся по долинке метров на 500 (осыпь мелкая и средняя, пара небольших снежников) перекусываем и, переждав небольшой дождик, свернув направо, переваливаем разделяющий отрог в обратном направлении. Здесь он уже не скально-осыпной, а травянистый и крутизна его склона ниже. На всех окружающих склонах пасутся яки, в честь них в соседнем цирке назван перевал (Яков, 1А, 3394 м).

Спуск с отрога хребта

На спуске, уже в плотном тумане пришлось снова потренироваться (кулуарчик 60-70 м, 50-55 град.). Ну, нравятся нам такие кулуарчики! Дождь во время спуска начался с новой силой и перерос в настоящий ливень с громом и молниями. Бегом в тумане с видимостью 50-100 м возвращаемся в лагерь (14:30). Вечером, когда гроза окончилась, руководитель поднялся в северный отрог цирка для разведки подхода к перевалу Каяшкису.

22.07.2010 г. Подъём в 6:00. Ливень. 8:00. Ливень. 12:00. Град. Отсидка. В 17:00, когда осадки закончились, руководитель для разведки сходил на пер. Балкарский северный.

23.07.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:15. Погода утром ясная с небольшими облачками. Подъём на перевал Балкарский северный начинаем сначала по моренным валам с небольшими снежниками (~ 1 км), после по скально-осыпному склону до седловины (ок. 200 м, 30-35 град.).

Путь подъёма на перевал Балкарский сев. со стороны дол. Коштансу

Путь спуска с перевала в дол. Думала

Круговая панорама с перевала Балкарский сев.

Пер. Балкарский северный (1Б, 3500 ск.-ос.)

Расположен в массиве "Коштан крест" между в. 3527 м. и в. 3691 м. Как и пер. Балкарский, соединяет долины рек Думала (истоки) и Коштансу.

Седловина перевала узкая, скальная. Воды нет. Есть одно место под палатку. Тур разрушен, в нём была только ржавая банка. Но рядом лежала 1 копеечная монета 1947 года! Это нам понравилось даже больше записки :-) Погода начинает портиться, надвигается облачность. Вид с перевала похож на вид с пер. Балкарский, но всё же отличается. Спуск осуществляем вначале по разрушенным скалам (20 м, 35-40 град.), далее по средней осыпи (100-130 м, 25-35 град.), потом по скально-осыпному кулуару (50 м, 45 град., на данном участке можно провесить перильную верёвку), после по средне и мелко осыпному склону до морен (80-100 м, до 30 град.). Спуск с этого перевала приводит нас к месту, откуда мы начинали подъём на пер. Балкарский. В долину Думала спускаемся по пути подъёма, немного его разнообразив в целях поиска дополнительных мест стоянок и воды. Кроме нашей стоянки мы так ничего и не нашли. Источников воды тоже больше не обнаружили (только снег). Спустившись до правобережной морены лед. Уллуауз, решили до заброски пойти не по карману, а по гребню морены, для обзорности. Виды с гребня на ледник и окрестности просто восхитительные! По гребню доходим до конца морены и, спустившись под неё устанавливаем лагерь возле ручья, стекающего с правого борта долины (16:20). Сходили за заброской, полюбовались яками. Снова дождь.

24.07.2010 г. Подъём в 6:00, выход в 8:10. Погода утром ясная с небольшими облачками. Поднимаемся вдоль потока Думала до места выхода его с конечной морены, где поток широко разливается и имеет наименьшую глубину и скорость течения и переходим его. Далее поднимаемся на гребень левобережной морены и доходим по ней до ручья, вытекающего из-под морен цирка пер. 9 мая. Спускаемся к ручью и вдоль него начинаем подъём по крутому травянистому склону скального кулуара (слева по ходу от ручья, 200 м, 30-40 град).

Река думала в районе конечной морены ледника Уллуауз

Вид с левобережной морены ледника Уллуауз на дол. Думала

Вид с левобережной морены ледника Уллуауз в сторону его верховьев

Потом переходим на другой берег ручья, в месте, где склон немного выполаживается и обходим скальный выступ с камнеопасными кулуарчиками справа по х. д. по травянисто-осыпному склону (150 м, 25-35 град.). После снова переходим ручей и по травянистому склону (100 м, 30 град.), выше по крупногабаритной морене (50 м, 25 град.) выходим на выполаживающийся участок (крупногабаритная морена, 0,5-0,7 км). За ней возвышается вал конечной морены небольшого ледника (170-200 м, 25-30 град.), под которой справа по х. д. есть ручьи и места для стоянок. Мы влезаем на конечную морену и долго ищем место для лагеря. Находим единственную приемлемую подмытую площадку, восстанавливаем её и ставимся (16:40). Вовремя. Сразу же начинается гроза.

25.07.2010 г. Подъём в 6:00, выход в 8:25. Погода утром облачная. По фирновому языку поднимаемся до "бараньих лбов" (0,3 км), обходим их справа по х. д. (слева возможен камнепад) по осыпи и выходим на пологий заснеженный ледник. Идём по центру, после вдоль правого (ор.), а можно и вдоль левого склона. Подходим к осыпному перевальному взлёту (~ 1,2 км от места ночёвки) и серпантином поднимаемся на седловину (~ 150 м, 30 град.).

Путь подъёма на пер. 9 мая из дол. Думала

Подъём на перевал 9 мая

Пер. 9 мая (1Б, 3713 сн.-ос.)

Расположен в массиве "Коштан крест" между в. 3942 м. и в. 3886 м. Соединяет долины рек Думала (истоки) и Укюсу (истоки), ледники Уллуауз и Укю.

Седловина перевала узкая, скально-осыпная. Воды нет, но немного ниже есть снег. Южнее, чуть выше по гребню есть несколько оборудованных площадок. Тур на скале севернее. Со всех сторон надвигаются тучи. Спуск осуществляем сначала по мелкоосыпному подвижному склону, уходя влево по ходу (50 м, 35-40 град.). После переходим на ледовый склон, покрытый тонким слоем снега (кошки!), обходя участок обнажившейся скалы, и спускаемся на пологую открытую часть ледника Укю (ок. 150 м, 30 град.). Берги в нашем случае были почти полностью закрыты снегом и просматривались лишь в виде узких (менее 0,5 м) трещин. При спуске надо быть очень внимательным и мобильным, так как с обеих сторон кулуара (особенно с северной) периодически сыпет. Собравшись внизу, направляемся по открытому пологому языку ледника к ледопаду для ледовых занятий (1 км). Слышим и видим по пути ледовые обвалы с ледника Укю верхний.

Путь подъёма на перевал 9 мая со стороны дол. Думала

Путь спуска с перевала 9 мая на ледник Укю

Вид на ледник Укю с перевала 9 мая

На ледопаде занимались около 2 часов. Когда мы уже собирали снарягу после занятий, с ледника Укю верхний произошёл такой мощный ледовый обвал, какого я ещё никогда до этого не видел! Весь путь подхода к перевалу Укю, начиная от верхнего плато ледника в данный момент весьма опасен (верхнее плато почти полностью простреливается осколками ледовых обвалов и камнепадами с левого (ор.) склона цирка). Перекусив, мы начали спуск по языку ледника (ок. 2 км), потом вдоль правого истока р. Укюсу по моренным валам до места слияния его с основным (центральным) истоком. Перейдя несколько рукавов центрального истока, мы вышли на множество отличных песчаных площадок (2 км), где и поставили лагерь (16:30). Снова дождь, небольшая гроза.

Путь спуска с ледника Укю

26.07.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:30. Погода ясная. На сегодня наша задача, разведать возможность прохождения из дол. Укюсу в дол. Черека Безенгийского через пер. Обходной (1А) + пер. Осыпной (1А). Подъём на пер. Обходной начинаем по старой морене, далее по крупной крутой осыпи (150 м, 30-35 град.). После попадаем в небольшую висячую долинку, заполненную мореной. Замыкается эта долинка валом морены, высотой метров 150. Это, как оказалось и есть пер. Обходной. Пройдя справа по х. д. долинку, поднимаемся на морену (ок. 150 м, 30 град.).

Вид с перевала Обходной на юго-запад

Пер. Обходной (1А, 3458 ос.) рад.

Расположен в массиве "Коштан крест" между в. 3735 м. и в. 3463 м. Соединяет долину Укюсу (истоки) с ледником №440 (с первым крупным левым притоком).

1А?! Если ходить на него радиально (как мы), то да. А вот если идти через него дальше, то куда?! Вниз ледник обрывается крутым открытым языком с множеством разломов и трещин, по которому без перерыва сходят отдельные камни и целые осыпи с левого (ор.) борта долины. Спуск требует обязательного наличия кошек, а возможно и провески перил на протяжении многих метров, если удастся выжить под камнями... Если идти через этот перевал на другие перевалы этой долины (Бетала Калмыкова юж. и сев., 2А-2Б Гидан, 2Б Московского КТ, 2А Янгель, 2А), то надо выходить на пологую часть ледника с трещинами и разломами... О втором 1А, пер. Осыпном, возможно кто-то из новичков в "единичке" и может пролезть участок в 50-70 м. по крутому гладкому скальному кулуару (может когда-то там и была осыпь?) без верёвки и "железа" в лёгких трекинговых ботинках с тяжёлым рюкзаком (именно так должен проходиться 1А), но у нас такого желания, почему-то не возникло :-) Тем более, что информации о спуске в дол. Черека Безенгийского через этот перевал у нас небыло. Наверное, многое изменилось в этих местах с тех пор, когда присваивались эти к. т... Паша сходил на разведку перевального взлёта пер. Янгель до середины открытой части ледника. Я в это время нашёл тур на скальном ребре, севернее морены. В записке москвичей двухлетней давности сообщалось, что они как раз посещали этот перевал с целью составления обновлённого путеводителя по району Безенгов. К. т. перевала указали как 1А-1Б. На наш взгляд, оба перевала (Осыпной и Обходной) должны указываться с к. т. минимум 1А*, чтобы народ был готов к "сюрпризам".

Перевал Обходной со стороны дол. Укю

Спуск в долину Укюсу осуществили по пути подъёма. По тропе левого берега спустились до места впадения Укюсу в Думалу (~ 7-7,5 км от места ночёвки).

Перевал Обходной

Вид на перевал Осыпной со стороны дол. Укюсу

Вид на дол. Укю

Вид на дол. Думала с места ночёвки

Переправиться через бурный поток Укюсу на лошадях нам помогли чабаны из коша, за что им большое спасибо. Они напоили нас айраном, уговаривали остановиться на ночлег у них, но мы отказались, типа "мы туристы и должны ночевать только в палатке". Встали на краю обширной поляны, у сужения долины, сразу за мостом через р. Думала. Вечером дождь, гроза.

27.07.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:20. Погода ясная. По тропе спускаемся из долины р. Думала в долину Черека Безенгийского (1 час 20 мин). По грунтовой дороге доходим до а/л "Безенги" (15:10). По дороге несколько раз останавливались для поедания малины.

Пейзажи, открывающиеся с дороги к а/л "Безенги"

Ставимся на территории а/л (100 руб./чел. в сутки). Посещаем душ. Забираем заброску (хранение 20 руб./сутки). Устраиваем себе праздник: салат из свежих овощей, хычины, чебуреки, бананы, лимонады, джем, сгущёнка и т.д. и т.п... Здесь есть связь, оператор "Мегафон". Вечером кратковременная гроза.

28.07.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:40. Погода ясная. По грунтовке спускаемся до реки, переходим её по мосту и начинаем подъём по крутому травянистому склону к перевалу Столбовой-2. Вначале по центру, между двух скальных кулуаров с ручьями (400 м, 30 град.), после траверсом влево на скальный контрфорс (200 м, 30-35, местами 40 град.). Собравшись на скальном выступе, просматриваем дальнейший путь.

Вид на долину Черека Безенгийского по пути подъёма к пер. Столбовой-2

Вид на долину Мижирги по пути подъёма к пер. Столбовой-2

По описаниям народ здесь ходит в основном на спуск и разными путями, но самый простой и безопасный путь считается тот, по которому мы и пошли (вначале по центру травянистого склона (400-500 м), после траверс налево, прохождение скально-травянистого кулуара и переход в долинку ручья Жигинджи, вдоль левого берега (ор.) которого осуществляется подъём к ночёвкам под пер. Столбовой-2). Именно этот скально-травянистый кулуарчик мне и не понравился ещё вчера, когда просматривал путь к перевалу из альплагеря (при срыве очень далеко падать). В этот момент из-за Коргашильского (на некоторых картах КАргашильский) хребта начали наползать тёмные грозовые тучи. Мне идея с прохождением этого участка в грозу совсем разонравилась (прохождение этого участка по мокрой траве без страховки слишком опасно, а страховку организовывать желания не возникло), и было принято решение спускаться и идти запасным вариантом менее техничным, но гораздо более зрелищным и протяжённым. Спустились почти тем же путём, чуть севернее. Женю оставили с рюкзаками у дороги, поедать ягоду, а я и Паша пошли в а/л, узнать на счёт машины до погранзаставы или пос. Безенги. Свободных машин на сегодня в а/л не нашлось, потому вернувшись к Жене, мы одели рюкзаки и потопали к погранзаставе пешком. По дороге снова объелись малины и земляники. Встали на ночлег в 5 км ниже а/л "Безенги" у чистого ручья, недалеко от дороги (18:50). Это был самый печальный и бесполезный день нашего похода, сил потратили много и всё зря... Позже к нам подошёл инспектор заповедника, который увидел нас с дороги, проезжая мимо. Мы объяснили ему ситуацию, и он разрешил нам здесь переночевать. Ну, нравятся мне балкарцы! Мы ему даже пропуск в заповедник не показали, а попробуй у нас где-нибудь в Жигулёвском заповеднике встать и попасться инспектору!? Потому мы так и любим Кавказ.

29.07.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 8:20. Погода ясная. Самые быстрые сборы за весь поход. Вот что значит попутный транспорт! Попутный автобус на дороге мы увидели издалека. Пока Паша с Женей собирали лагерь, я вышел на дорогу и остановил автобус. Водитель согласился взять нас до погранзаставы. Выгрузившись у заставы, мы отметились у погранцов. Отдали водителю 200 руб. и начали подъём прямо от заставы на левый (ор.) склон долины Шекису (на некоторых картах ШИкису), срезая путь на серпантин грунтовой дороги. По грунтовке поднимаемся вдоль реки Шекису до развалин пос. Шеки (Шики), переходим по мосту на противоположный берег реки и продолжаем подъём по травянистым пологим склонам, сойдя с грунтовки. Жара. Часто останавливаемся, спускаемся к потоку.

В долине Шекису

Психологическое состояние группы не на высоте из-за вчерашнего отказа прохождения пер. Столбовой-2 (2А*). Но я ни на минуту не сомневаюсь в правильности своего решения, так как основная цель нашего маршрута не техническая, а именно обзорная. Тем более, что у обоих участников это только второй горный поход. А этих 2А* в их жизни будет ещё много, надеюсь. Далее поднимаемся вдоль левого (по х. д.) истока, держа курс на в. Шилдиген. Крутизна склона увеличивается, растительность здесь переходит из высокотравной в мохово-тундровую, чередующуюся с осыпями. Поднимаемся в небольшую висячую долину с обширным пологим травянистым дном (17:10). Лагерь здесь можно ставить где угодно (2650 м). Здесь пасутся лошади и коровы. Беда в том, что воды близко нигде нет, так как правые истоки р. Шекису остались гораздо ниже. На её поиски потратили 2,5 часа, оббегав весь близлежащий ландшафт. Терять высоту не хотелось. Наконец я нашёл небольшой водопадик на скалах в ~ 1 км от лагеря. Вечером налетели тучи, дождь.

30.07.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:20. Погода ясная, но всё в дымке. Нашей задачей на сегодня является прохождение траверса части хребта, разделяющего долины Шекису и Аккусу, для разведки последней. Для этого мы решаем подняться на безымянную перевальную седловину, расположенную западнее в. Шилдиген (3150 м), весь путь на которую из лагеря прекрасно просматривается.

Путь подъёма на пер. б/н (1А)

Начало траверса

Подъём осуществляем по моренным валам, после по средне и мелко осыпному перевальному взлёту (~ 200 м, от 20 местами до 30 град.). Седловина довольно широкая, осыпная. Воды нет. Есть пара оборудованных мест, но не туристических, а охотничьих. Перевал имеет 1А к.т. Спуск в долину Аккусу с этой седловины проходит по скально-осыпному кулуару (ок. 400 м, ок. 30-35 град.) и приводит в среднее течение р. Аккусу, на зелёные луга. Называть перевал и складывать тур мы не стали. Наползли тучи, снизу туман. Начался дождь. Быстро перекусив, начинаем траверс гребня на северо-запад. В просветах облаков иногда успеваем разглядеть долину и некоторые вершины вокруг. Гребень состоит в большей части из разрушенных скал, местами, где он расширяется и выполаживается, переходит в травянисто-осыпной. Ближе к в. Мукалтёбе (3607 м) мы немного спускаемся с гребня (метров на 50-100) в долину Аккусу и траверсируем осыпной склон, огибая в. Мукалтёбе слева по х. д. и поднимаемся на седловину, расположенную южнее вершины. Перевальная седловина узкая, осыпная с маленьким снежником. Перевал нам понравился и показался логичным. В этот день в группу вернулась бодрость духа и положительный настрой! Потому решили сложить тур и назвать этот перевал.

Пер. Ширман Самарский (северный) (1А, 3550 ос.)

Расположен в Коргашильском хребте южнее в. Мукалтёбе (3607 м). Как и пер. Ширман, находящийся на ~ 1 км южнее, соединяет долины рек Аккусу (истоки) и Салыксу (правые истоки).

Вид на пер. Ширман

Подъём на пер. Ширман Самарский (северный) из дол. Аккусу

Седловина перевала Ширман Самарский (северный)

Путь спуска с перевала в дол. Салыксу

Вид с места ночёвки в сторону дол. Чегем

Перевальный взлёт со стороны дол. Аккусу представляет собой мелко и средне осыпной кулуар (300 м, до 30 град.), приводящий ниже к старым моренным валам, а ещё ниже к пологим лугам долины, где есть места для лагеря и вода. Спуск в долину Черека Безенгийского не просматривается, скорее всего, там скальный каньон, возможно где-то как-то обходимый? Мы этого не увидели. Видимость совсем падает (100-150 м) и мы быстро начинаем спускаться. Начинается гроза. Спуск с перевала производим сначала по мелкой и средней подвижной осыпи (100 м, 25-30 град.), потом для безопасности (камнепад слева) переходим через небольшое скально-осыпное рёбрышко и спускаемся по осыпному склону той же крутизны в соседний цирк (150-200 м). После по моренным валам, огибая скально-осыпное ребро справа налево, снова спускаемся в цирк нашего перевала. Продолжаем спуск до травянистых полянок, где из-под морен выходят первые ручьи и там ставим лагерь (17:40, 2850 м). Гроза уходит и мы наблюдаем чудесный закат.

31.07.2010 г. Подъём в 6:00, выход в 8:30. Погода ясная. Поднимаемся на скально-осыпной гребень, разделяющий правые и левые истоки р. Салыксу (100 м) и по звериным тропам спускаемся в соседнюю долинку (250 м). В её верховьях находится пер. Ширман, 1А. Здесь, на богатых травой склонах пасётся много коров и лошадей, протекает много ручьёв, а лагерь можно поставить, где только пожелаешь. Из долины поднимаемся по тропе (300 м) на пер. Илипсар (н/к, 3015 тр.).

Вид на путь от пер. Ширман Самарский до пер. Илипсар

Это фактически не перевал, а целое травянистое плато, на котором пасутся табуны лошадей. Оставляем рюкзаки на седловине и залазаем на в. Илипсар, 3077м, которая является просто идеальной панорамной точкой этого района. Погода ясная. Фотографируем круговую панораму. После спуска продолжаем движение по плато на юго-запад по тропе до дол. р. Ракит (1,5 км). Пересекаем вначале небольшой отрог, после переваливаем в основную долину, в верховьях которой находится пер. Ракит сев. Перекусываем и направляемся в дол. Булунгусу, перейдя одноимённую реку на левый (ор.) берег.

Вид на путь от пер. Илипсар до пер. Коргашиль северный

Вид на путь до пер. Коргашиль северный и пер.Хунгуф

Немного поднявшись по тропе, подходим под пер. Хунгуф (н/к, 3221 тр.-ос.), на который решаем сходить радиально, так как он тоже является хорошей панорамной точкой. По травянистым валам древних морен, затем по травянисто-осыпному склону со звериными тропами поднимемся на седловину (250-300 м). Седловина перевала представляет собой осыпное углубление в скальном гребне со снежником и маленьким озерцом под ним. К сожалению, видимость к этому моменту ухудшилась, налетели облака. Спуск в дол. Кору представляет собой некрутой осыпной склон, ниже переходящий в травянистый. Спускаемся по пути подъёма и продолжаем движение вверх по долине Булунгусу по тропе, по карману морены. Подходим под перевальный взлёт перевала Коргашиль северный. Здесь есть пара оборудованных площадок, ручьи. Подъём на перевал осуществляем справа, в обход фирнового бассейна по мелко осыпному некрутому склону (150 м, 20 град.).

Пер. Коргашиль Сев. (1А, 3417 ос.)

Расположен в Коргашильском хребте северо-западнее в. Коргашиль (3910 м). Соединяет долины рек Булунгусу (истоки) и Кору (истоки).

Вид на пер. Коргашиль северный со стороны Булунгусу

Путь спуска с пер. Коргашиль сев. в дол. Кору

Седловина перевала осыпная, обширная, пологая. Много мест для лагеря. Тур северо-западнее, чуть выше седловины. Записки нет. Кладём свою. Небольшой дождь. Спускаемся вдоль ручья по осыпной тропе к моренам (~ 300 м). Пересекаем моренные валы по направлению к перевальному взлёту пер. Кору. Дождь, туман. Переходим один из истоков р. Кору и встаём лагерем рядом с командой из Украины (20:10). Воду брали из маленького ручейка в морене. В потоке, выходящем из-под ледника вода очень мутная.

1.08.2010 г. Подъём в 6:00, выход в 8:40. Погода ясная. Поднимаемся на левобережную морену и просматриваем путь подъёма на пер. Кору. Самый простой путь нам показался на седловину со снежником (самая северная). Спускаемся с морены на фирновый язык, лежащий в её кормане и по нему спускаемся ещё немного, до начала подъёма. На перевал поднимаемся по травянистому (400 м, до 30 град.), после мелкоосыпному (150-200 м, 30-35 град.) склону (местами тропа). Выходим на седловину, слева от небольшого снежника.

Пер. Кору (1А, 3611 сн.-лд.-ос.)

Находится в северо-западном отроге Каргашильского хребта между вершиной Кору (3939 м) и вершиной 3706 м, к северо-востоку от вершины Кору. Соединяет дол. рек Кору (ледник Булунбу) и Чараксу (ледник Кору).

Вид на пер. Кору из дол. Кору

Начало спуска с перевала в дол. Чараксу

Панорама с перевала Кору

С перевала открываются обширные и прекрасные панорамы. На обширной перевальной седловине уже находится сборная группа из С-Питербурга и Украины. Они передают нам свою записку и угощают шоколадом. Долго общаемся. Они по нашим следам в дол. Кору, а мы по их следам на ледник Кору. Ледник почти полностью открыт и некрутой, потому идём по нему без кошек и связок. Держимся ближе к правому (ор.) борту долины. Ледник вначале пологий (0,7-0,8 км от 5 до 15 град.), после идёт зона перегиба, небольшой ледопад, имеющий зону разрывов слева, которую обходим справа (0,3 км 20-25 град.), потом снова выполаживается (0,5 км 10-20 град.) и упирается в "бараньи лбы", которые обходим справа.

Путь спуска с пер. Кору в дол. Чараксу

Далее по тропе спускаемся по моренным валам до ступени, из-под которой вытекает центральный исток Чараксу. Здесь, на ровных травянистых полянах ставим палатку (15:15, ~ 2700 м). Воду берём из ручья, стекающего с правого склона долины, метрах в ста от лагеря. Погода ясная, жара. Стираемся, купаемся.

2.08.2010 г. Подъём в 6:00, выход в 8:30. Погода ясная. Спускаемся по тропе правого борта долины до коша (30 мин.) и дойдя до устьевой ступени долины начинаем спуск по лесу в дол. р. Гарааузсу (ещё 1,5 часа). Выходим из леса к огороду, обойдя который справа, попадаем на грунтовую дорогу (1900 м). Паша с Женей остаются здесь, а я беру пустой рюкзак и направляюсь за заброской в т/б "Чегем". За час дохожу до базы, узнаю, что в этом сезоне база пустует, а потому все заброски хранятся на посту МЧС выше по долине. Иду туда. Забираю заброску. За хранение с меня ничего не взяли (доставка через Бориса 2000 руб.). Отметился и назад. Через километр мне попался попутный УАЗик с погранцами, которые любезно согласились подвести меня до группы. Раскладываем заброску по рюкзакам, перекусываем и направляемся по грунтовке к т/б "Башиль". По дороге объелись малины. На т/б "Башиль" тоже почти никого нет. Пройдя турбазу, переходим по подвесному мосту на левый (ор.) берег реки Башильаузсу и направляемся к устьевой ступени висячей долины Джайлыксу. Лагерь ставим в сосновом бору у начала серпантина тропы (~ 2100 м), ведущей в долину по правому (ор.) берегу р. Джайлыксу (18:50). Здесь много малины, земляники и грибов. Существует тропа и на левом берегу. Ещё днём набежали облака, а вечером разразилась гроза.

3.08.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:30. Погода ясная. Поднимаемся по тропе в висячую долину Джайлыксу (200 м). Здесь лесная зона заканчивается, начинаются обширные луга. Тут же встречается и первый источник чистой воды, справа от тропы. Пройдя по тропе правого берега немного более километра, переходим по мостику на левый (ор.) берег реки (рядом действующий кош) и продолжаем подниматься по долине левобережной тропой. На склонах стада овец и коров. Доходим до устьевой ступени висячей долины Кенчат (2600 м) и по серпантину тропы левого (ор.) борта поднимаемся вдоль шумящего внизу потока. Далее по тропе доходим до места разлива р. Кенчат, где на ровной осыпной поляне, около разлива потока есть несколько отличных оборудованных мест (3300 м), "киларские ночёвки". Здесь и останавливаемся (14:30). Выше смысла идти нет, тем более погода портится, вечером гроза.

Путь прохождения дол. Джайлыксу

4.08.2010 г. Подъём в 6:00, выход в 8:10. Погода ясная. Доходим вдоль речки до громад моренных валов и начинаем подниматься по ним вдоль стекающих сверху ручьёв. Дойдя до языка ледника, одеваем кошки и начинаем подъём по центральной самой крутой части языка "в лоб" (50 м, 20-25 град.). Далее выходим на пологую часть. Ледник почти полностью открыт, лишь верховья немного закрыты снежным покровом. Слева по ходу просматривается начало подъёма на пер. Килар (1Б) по параллельной ветке ледника.

Место стоянки в дол. Кенчат

Путь прохождения дол. Кенчат

Подъём к пер. Штернберга из дол. Кенчат

Трещины начинаются на перегибе, незадолго до начала снежного покрова, просматриваются и дальше. Пройдя открытую часть ледника (0,8 км), связываемся. По дуге, вдоль левого по х. д. склона подходим под перевальный взлёт пер. Штернберга (0,5 км). Преодолеваем по снежному мосту бергшрунд и свободным лазанием по разрушенным скалам поднимаемся на седловину (70 м, до 55-60 град). В 4-5 м. ниже седловины на скальном выступе висит свежая петля. Группам с несильной скальной техникой лучше осуществлять подъём по перилам.

Поднимаемся на пер. Штернберга

Вид с перевала Штернберга в сторону дол.Кенчат

Перевальная седловина

Пер. Штернберга (2А, 3901 ск.-лд.)

Находится в хребте Адырсу, между вершиной Орелю (4064 м) и Каярта (4121 м). Соединяет ледник Орелю и ледник Ю. Кенчат. Назван по имени первопроходца австрийского альпиниста Унгерн-Штернберга.

Панорама дол. Орелю с пер. Штернберга

Спуск с пер. Штернберга в дол. Орелю

Седловина перевала - узкий разрушенный скальный гребень. Южнее седловины и чуть ниже есть место под палатку, воды нет. Тур севернее и чуть выше седловины. Спуск осуществляем по скальному и мелкоосыпному склону (70 м, до 40-45 град.), после одеваем кошки (с обеих сторон постоянно сыпит, особенно слева) и продолжаем спуск по открытому льду, уходя вправо (60-70 м, до 30-35 град.), далее выходим на фирн и спускаемся до зоны трещин (70-80 м, 20-30 град.), где ледник имеет зону перегиба и в связках спускаемся до правобережной морены (1 км). После по моренным валам, перейдя поток Орелю на левый берег, спускаемся до отличных ровных травянистых площадок с чистыми ручьями (ок. 3000 м). Здесь, не доходя устьевой ступени долины, ставим лагерь. Тучи, налетевшие ещё при выходе с ледника, всё-таки разразились дождём, который вскоре закончился.

5.08.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:40. Погода ясная. Доходим до устьевой ступени и начинаем спуск по скалам и осыпи (местами тропа) в долину Тютюсу по левому склону ступени (250-300 м, до 35-40 град.). После поднимаемся на центральную ступень к потоку Тютюсу к площадкам над водопадами (200-250 м, 20-30 град.). Лагерь ставив немного выше водопадов (ок. 2900 м). С Пашей выходим в радиалку к леднику Зап. Кенчат для разведки южного перевального взлёта пер. Ростовский Верхний (2А, 3873) с целью возможного прохождения его в будущем. Поднимаемся на гребень правобережной морены ледника Тютю и по ней доходим до конечной морены ледника Зап. Кенчат (3 км от лагеря). С гребня морены отлично просматриваются пути подъёма на перевалы Семёновского (2А), Семёновского Юж. (2Б*), Мунадак (Луноход), 2А-2Б, Плечо Джайлыка (2Б-3А), Тютю-Джайдык (3А), Суворова (3А), а с севево-запада от г. Тютюбаши грозный ледопад, названный нами условно "пер. Тютю Ужасный, п. о. 3Б" :-)

Панорама верховьев дол. Тютюсу с правобережной морены

Обнаруживаем здесь в кармане морены маленькое озеро с чистейшей водой. Купаемся и в обратный путь. С обеда небо начало затягивать облаками. По пути встретили несколько групп туристов и альпинистов. С вечера этого дня и в течении следующих суток наш лагерь постоянно "сторожили" горные козы. Вечером дождь, град, гроза.

6.08.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:50. Погода ясная. На сегодня нашей задачей является разведка западных цирков долины Тютюсу и ледовые занятия. Поднимаемся по моренам до потока Тютюсу, переходим два рукава по камням (утром это возможно) и поднимаемся на скально-осыпной гребень, разделяющий ледники Тютю и Сев. Тютю. На этом гребне есть связь, оператор "Мегафон". Изучаем и фотографируем пути подходов на перевалы и вершины, потом одеваем кошки и спускаемся на ледник Сев. Тютю. Для тренировки выбираем путь подъёма на седловину, расположенную примерно на половине пути подъёма к пер. Тютю зап. (слева по х. д.), по самым крутым участкам открытого льда. На седловину поднимаемся по S-образной траектории, вдоль правого (ор.) края ледника, минуя два ледовых взлёта (80-100 м, 20-25 град. 100-120 м, 20-25 град.). На обратном пути на этих взлётах повесили перила. Около часа потренировались. В 14:30 вернулись в лагерь.

Прогулка по леднику Сев.Тютю

Вид с "тренировочной" седловины на верховья дол. Тютюсу

Ледовые занятия на леднике Тютю западный

7.08.2010 г. Подъём в 7:00, выход в 9:40. Погода ясная. Спускаемся со скальной устьевой ступени справа от водопадов в широкую и пологую долину Тютюсу по травянисто-осыпному склону (ок. 400 м, от 20 до 30 град.). Переходим несколько правых притоков и по тропе правого борта долины доходим до зоны леса (1,5-2 км от ступени).

Вид на дол. Тютюсу с устьевой ступени

Вид из дол. Тютюсу на устьевую ступень

Вид из дол. Тютюсу

По сосновым перелескам (тропа) доходим до старой грунтовой дороги (ещё ок. 3 км, рядом кош) и по ней спускаемся до чистейшего ручья с прудом, в котором плавает несколько форелей (ок. 1 км от коша). Здесь покос, но косарей нет. Рядом уже стоит лагерь москвичей с джипами. Ставим лагерь вовремя, начинается дождь, который вскоре заканчивается. Позже рядом встали альпинисты, с которыми мы провели совместно вечер, весьма для нас познавательный (один из них оказался шестикратный чемпион России (!!!) МС Михаил Астахов).

8.08.2010 г. Подъём в 6:00, выход в 8:30. Погода ясная. По грунтовой дороге спускаемся до огородов, перейдя с правого берега Тютюсу на левый по мосту из брёвен. Пройдя огородами, снова переходим по металлическому мосту р. Тютюсу и выходим на Баксанское шоссе, по которому около 1 км проходим в сторону г. Тырныауз. После встречаем М. Астахова и вместе ловим попутку до Тырныауза, где я выхожу (здесь встречаю следующую группу), а остальные едут в Мин. воды за 1700 руб.

Переход р. Тютюсу по мосту из брёвен

Групповое фото: Паша, Женя, Алексей (наша скромная команда) и МЕГА чемпион Михаил (слева направо)

5. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Проведен технически несложный, но интересный и познавательный поход с посещением многих горных узлов и долин центрального Кавказа, в том числе редко посещаемых туристами. Хотя маршрут получился немного легче технически, чем планировалось (отчасти из-за погодных условий, отчасти из-за того, что сложность некоторых разведанных нами, но ещё ни кем не описанных перевалов оказалась выше, чем мы предполагали), за то гораздо зрелищнее и обзорнее, а это и являлось главной целью похода. Участники получили хороший опыт прохождения всех видов горного рельефа для прохождения в будущем более сложных маршрутов и много хороших впечатлений, а так же отличную физическую закалку, достойно справившись со всеми трудностями похода. При желании данный маршрут можно было бы закончить на 2 дня раньше или пройти ещё что-нибудь, но билеты на поезд были уже приобретены, а долина Тютюсу настолько красива, обширна и многообразна, что мы не стали излишне напрягаться в конце похода, а посвятили остаток времени ей.

2. Сн.-лд. обстановка на Кавказе в этом году (вторая половина июля-август) была не благоприятной, глобальное стаивание снега, частые ледовые обвалы, камнепады. Погодные условия, были обычные, солнечных дней было не мало, хотя осадки в виде дождя, града и гроз были почти ежедневно. Как следствие, повышение к. т. снежно-ледовых перевалов и повышенная камне и ледопадо опасность большинства из них.