Автор: Александр Лавриненко, Одесса

Зимняя Кара кая

Арка

В начале февраля одесская команда в составе двух спортсменов и одного врача- наблюдателя, выдвинулась на Кавказ, под Кара каю – высшую точку Скалистого хребта. (3646)

Идея – пройти новый маршрут зимой, в двойке. Первый маршрут на Кара каю пройден по Западному бастиону осенью 2009 года сборной командой Е. Полтавец, А. Лавриненко, М. Поляков.

Через год Е. Полтавец, А. Заколодный, И. Дегтярев, прошли еще один маршрут на Кара каю, по центральному контрфорсу стены.

Мы решили пройти маршрут на Западный бастион, через серию карнизов вдоль черного потека. Логика такая – в нависании можно работать практически в любую погоду, черный потек, по которому летом течет ручей зимой сухой, в кулуаре развалюха смерзшаяся, относительно безопасно.

Зима выдалась суровая даже в Одессе до -20, так что под горой особого дискомфорта не было – немного холоднее, чем на родине. 13 и 14 февраля занесли лагерь под стену и 15го начали маршрут. Начало маршрута прямо возле палатки, по разрушенной нависающей щели. Первый бастион крутой, около 90o, много нависающих участков. Местами развалюха, но, в общем, нормально. Впечатляют огромные карнизы на второй веревке, постоянное движение вправо вверх в нависании. Очень пригодились спонсорские «Dragon cams», которые приходилось переставлять в широкой щели под карнизами.

Вершина

Обработка заняла четыре дня, подход по перилам напоминал воздушный аттракцион и съедал нервные клетки. Две перильные веревки просто умерли. На пятый день, несмотря на пургу,«оторвались» и вышли в основание кулуара.

Сильный снегопад не позволил работать дальше, куда пришли, там и стали на ночевку. Утром распогодилось, полезли. Нижняя часть кулуара – колодец с крутыми замытыми водой стенами, сложное лазание и ито на фифах, с плохой страховкой. Через 100 метров выходим на снежный склон (летом – осыпь) с поясом простых скал, подходим под второй бастион. На борьбу с заснеженными скалами и перетаскивание грузов ушел день.

Выходим в кулуар

Второй бастион решаем идти по маршруту Полтавца, так как больше логичного хода нет, а очень хотелось. По заснеженным скалам выходим на острый гребень, переносим лагерь, провешиваем 2й бастион. Мешает подсыпающий каждый день снег. Похолодало – одели на себя уже все что с собой было, не жалеем, что газа лишний баллон взяли – можно погреться и вещи подсушить. На 9й день ночуем под третьим бастионом. Медленно как-то все идет, зимний день короткий, переноска баулов много времени съедает. Третий бастион проходим своим вариантом, значительно правее Полтавца, через черный потек. Скала более крутая, но менее разрушенная, строение блочное, зацепки острые, отдельные участки проходятся лазанием. Скалы гребня разрушенные и заснеженные, есть пару сложных участков, одновременно с грузом не пойдешь, приходится вешать перила. Утром 11го дня стоим на вершине. Морозно, ветер, погода меняется в худшую сторону. Все-таки успели, спустились быстро, и на следующий день ночевали на теплой базе в Нальчике. Так закончилась очередная зимняя эпопея.

Доктор

Что получилось:
Маршрут по Западному бастиону г.Кара кая (3640)
Перепад 730м
Протяженность 1100м протяженность стенной части 790м
Участков 6й категории (VIA2-A3) 480м

Закат

Описание маршрута по участкам

Маршрут начинается в 5-8 метрах левее стоянки по разрушенной щели. В щель для ориентира в самом низу забит ржавый крюк.

0-1 По разрушенной щели вверх, движение на ито, нависает, порода ломкая. От шлямбура под нависанием вправо вверх, в обход карниза, затем влево вверх во внутренний угол. Станция на шлямбуре. 35м VIA3

1-2 Из внутреннего угла выйти вправо, далее по щели вверх под нависания. По нависающей щели под карнизами вправо вверх. Постепенно щель вырождается, в верхней части ито на скайхуках и якорях. Станция на шлямбуре. Есть полочка под ноги. 40м VIA3

2-3 Вверх по глухой нависающей щели. Через 15м щель прерывается, лоб проходится на скайхуках, есть шлямбур. Далее по серии мелких трещин выйти на полочку. Станция на шлямбуре.

3-4 От станции влево выйти на щель. Щель S- образная, веревка короткая но очень кривая.
Станция на полочке. Шлямбур. 25м VIA2

Карнизы

4-5 Траверс влево, в небольшой внутренний угол. По углу вверх 10м, затем по плите вдоль черного потека. Местами встречаются раковины и трещины, но в основном, движение на скайхуках по дыркам. Есть 3 промежуточных шлямбура. Станция висячая на 2х шлямбурах.

45м VIA3 5-6 Вверх по плите, рельеф становится богаче, можно подлазить, станция на левой стенке кулуара. 45м VIA2

6-7 От станции приспуститься на дно кулуара, перейти под правую стенку.
(место ночевки) 25м II

7-8 По правой стенке кулуара вверх влево, во внутренний угол. Скалы заглажены, щели глухие.
Станция в верхней части угла. 40м VIA2

8-9 Вверх по заглаженным скалам 10м, затем закачнуться влево, и по крупным блокам выйти на пологую часть кулуара. 50м (15м VIA2 35м III)

Маршрут

Третий бастион

9-10 По снежному склону и простым скалам, выйти на наклонную снежно-осыпную полку под вторым бастионом. 50м II (место ночевки)

10-11 По полке влево вверх 60м н/к

11-12 Вверх по внутреннему углу на полку. (соединение с маршрутом Полтавца) 35м (20м IV 15м VА1)

12-13 Вверх по внутреннему углу выйти на полку. (место ночевки)

На втором бастионе

13-14 По горизонтальному острому гребню, местами заснеженному подойти под стену. 40м III+

14-15 Вверх по стенке, выйти на полочку перед разрушенным нависанием, скалы заснежены, щели глухие. 30м (15м VIA2 15м IV)

15-16 Вверх вправо, по нависающим разрушенным щелям, затем по нависающему внутреннему углу(есть 2 шлямбура), в верхней части через небольшой карниз, выйти на полочку. Станция.
45м VIA3

16-17 Влево вверх по внутреннему углу, затем по стенке. Станция на шлямбурах, неудобная.
30м (20м IV 10м VIA2)

На перевале

17-18 Вверх по плите (есть 2 шлямбура) нависание обойти справа, и выйти на полку в основании угла- камина. 40м VIA2

18-19 От станции вверх через крутую стенку войти в угол, затем по углу- камину, вверх, выйти на полочку. 50м (30м VIA2 20м VА1)

19-20 Вправо вверх через разрушенный внутренний угол, выйти на наклонную полку по полке подойти под стену с черным потеком. 50м (10м III+ 30м II 10м н/к)

20-21 Вверх по черному потеку, карниз обходится справа через нависание. Выйти на полочку. Далее по внутреннему углу на полку в основании кулуара. 45м VIA2

Начало

21-22 Вверх по заснеженному кулуару, через пояса сильно разрушенных скал. Станция под «рыжей» стенкой. 40м III+

22-23 Влево, в кулуар, по кулуару на гребень. 50м III

23-24 По гребню под небольшую стенку. По внутреннему углу вверх 10м на полку. 50м (40м I 10м IV)

24-25 По скально-осыпному гребню подойти под стенку, нависание обходится справа. Станция на полочке. Есть шлямбур. 45м(30м н/к 15м IV+)

25-26 По простым и средней трудности скалам вверх влево, по гребню выйти на вершину. 70м III

Общий вид

Дальнейшие возможности района – освоение Кара каи Западной – места хватает и всего один маршрут. Еще на Ак кае есть куда полезть – плотность маршрутов меньше чем на Ерыдаге.

Команда благодарит директора АУСБ «Безенги» Али Хусиевича Анаева и его сотрудников, за оперативное решение наших организационных и транспортных вопросов.

Восхождение состоялось при поддержке а/к «Одесса» и магазина Адреналин (Одесса) – официального представителя DMM в Украине. adrenalin.od.ua

Первая веревка

Перила

По черному потеку

После снегопада

После спуска под стартом

Как всегда Одесса крута.

Саш, поздравляю, жаль что чуть разминулись в Безенгах. =)

Спасибо.

Читал про ваше восхождение. и записку на стоянке под Каракаей.