Руководитель: Е.Зеленцова, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2011 г. Часть 3

Таблица GPS-точек

Продолжение. Часть 2 здесь

Перевал Гусева-Мухина Восточный (2Б, 4530 м)

Категория трудности 2Б

Высота 4700 м по классификатору

4530 м по GPS

Характер ледовый

Ориентация юго-восток -северо-запад

Номер в классификаторе 20

Расположен в Фанских горах. Соединяет долины рек Жёлтая (Имат) и Сурхоб. Как правило проходится в связке с другими перевалами (например, Седло Ганзы, Гусева-Мухина Западный), прохождение насквозь довольно бессмысленно, тем более, что в том же хребте есть перевал Зард 1Б.

Прохождение: 12 августа 2011 года. Описание даётся от стоянок на седловине перевала Седло Ганзы до конечных морен ледника Сурхоб (ледник №755 по карте В.Г. Ляпина). С перевала снята записка группы туристов г. Ростов-на-Дону от 25.07.11(4 человека, поход 4 к.с., руководитель Карминский А.В., м/к 49/11). Предыдущая записка группы КПИ "Глобус" от 16.08.10 (руководитель Моянская Т.В., м/к 53/10)

Необходимое снаряжение: каски, системы, кошки, ледорубы, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, ледобуры, ледобур-самосброс, кевлар для сдергивания -50 м.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

В квадратных скобках указаны номера либо названия путевых точек для GPS (полный список приведен в конце отчета).

Спуск с перевала Седло Ганзы через перевал Гусева-Мухина Восточный был прописан в маршрутной книжке запасным вариантом и настойчиво рекомендовался нам при выпуске. Нам интересно было пройти Седло Ганзы насквозь и посмотреть скальный перевал Зард (1Б). Однако, глядя на снежно-ледовую обстановку, мы поняли, что имеет смысл с вечера подойти к перевалу Адиджи поближе. Мы не были уверенны, что это получится при прохождении перевалов Седло Ганзы - Зард и решили пойти кратчайшим путем.

Выходим из лагеря в 7:15. Вчерашним путём, обходя понизу скальную вершинку к северу от перевала Седло Ганзы, по осыпям поднимаемся на широкий осыпной гребень, по нему доходим до отходящего вправо по ходу бокового гребня, в котором находится перевал Гусева-Мухина Восточный, по этому гребню выходим на седловину перевала (20 минут от перевала Седло Ганзы) (фото 10.1, 10.2) [GUSEVA]). Надев кошки, начинаем спускаться по правой по ходу стороне, по ледовой ложбине, крутизна невелика, до 20 гр. Так спускаемся около 10 минут. Постепенно крутизна склона увеличивается, забираем по полкам влево по ходу, к центру перевального взлета (фото 10.3). Когда крутизна доходит до 30 гр., начинаем вешать перила. До снежного участка левее характерного осыпного выхода на склоне провешиваем 3,5 веревки перил по льду 35-45 гр., есть отдельные непротяженные участки до 50 гр. Крепление всех веревок на ледобурах. Первая веревка уходит вертикально вниз, до довольно широкой полочки (фото 10.4). По полочке уходим левее на 30 м, вторая веревка снова ведет вертикально вниз к выполаживанию (участок со снегом). Третья веревка идет вниз, по центру ложбины, четвертая (20 м) уходит вниз-влево на очередную ледовую полку (фото 10.5), чтобы выйти на снег и по нему спускаться уже без перил. Через 100 м спуска по снегу вешаем пятую веревку -на снегу при прохождении трещины. Далее спускаемся по снежному склону без перил. С перевала Кальгаспорный непрерывно сходят камнепады разной интенсивности, вообще, его седловина с этой стороны выглядит крайне неприятно, склон явно камнеопасен (фото 10.6). Выходим на открытый зачехленный ледник (спуск по 5 веревкам перил, их сдергивание, спуск по снежному склону заняли у нас 3 часа 20 минут общего времени). Общий вид спуска можно увидеть на фото 10.7 и фото 10.9, 10.10, снятых из-под пер. Адиджи. Участок под осыпным выкатом пересекаем максимально быстро: камнепадов мы не видели, но камней на склоне и под склоном лежит много. Спускаемся по центру зачехленного ледника, затем выходим на его правобережную морену. Здесь сыро и неровно, поэтому, потеряв немного высоту, спускаемся по моренам под язык ледника и встаем на обед на моренном холме напротив перевала Зард (фото 10.8, H=3975м, [OBED12]).

Переход от пер. Седло Ганзы к пер. Гусева-Мухина В. 20 минут

Спуск с перевала до зачехленного ледника 3 часа 20 минут

Спуск по леднику и боковой морене под язык ледника 20 минут

Итого: 4 часа

Выводы: перевал Гусева-Мухина Восточный с севера является неплохой 2Б. Снежно-ледовая, безопасная. Относительно других окружающих перевалов (Кальгаспорный, Гусева-Мухина Западный, Зеленоград) пожалуй, он самый безопасный. Перевал нелогичен в прохождении насквозь (в том же хребте, совсем рядом перевал Зард 1Б), и очень логичен в связке с перевалом Седло Ганзы -получается мощное препятствие 2Б на 10 веревок -пять скальных со стороны западного взлета Седла Ганзы, пять снежно-ледовых -со стороны северо-восточного взлёта перевала Гусева-Мухина Восточный.

Перевал Адиджи (3А, 4630м).

4630 м по GPS

Характер ледовый

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе 3

Расположен в Фанских горах. Соединяет долины рек Сурхоб и Чапдара (урочище Казнок). Ведет с безымянного ледника на ледник №760 (по карте В.Г. Ляпина) (ледник Бодхона).

Прохождение: 12-13 августа 2011 года. Описание даётся от конечных морен ледника Сурхоб (ледника №755 по карте В.Г. Ляпина) до Мутных озёр. С перевала снята записка группы туристов гг. Новосибирск, Красноярск, Уфа от 04.10.2008 (6 человек, поход 6 к.с., руководитель Нефёдов Владимир). Предыдущая записка группы туристов г.Москвы (т/к МАИ) от 21.08.2008 (поход 5 к.с., руководитель Чижик Д.).

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

После обеда на моренном холме напротив перевала Зард, выходим в 14:20. Среди имеющихся у нас описаний есть описание Вадима Кодыша (2006 г, 5 к.с.), в котором следующая фраза касается перехода от перевала Адиджи под перевал Гусева-Мухина Восточный (тот же участок, но в обратную сторону): "С утра ищем простой спуск в долину напрямик. Не нашли и начинаем спуск вдоль ручья. Это большой крюк, поскольку ручей идет вниз по долине, а нам надо вверх. (Позже мы увидели снизу, что надо было подняться по морене почти до конца -там скальная стена прерывается осыпным склоном)".

Решаем воспользоваться этим советом и пройти напрямую, без обхода по ручью. Поднимаемся по моренным валам в сторону скально-осыпного гребня, разделяющего цирки перевалов Гусева-Мухина и Адиджи. Склоны некрутые, ровные участки чередуются с пологими моренными валами (фото 9.2, 10.8). Перевалив через очередной вал, траверсируем небольшой снежник в ложбине и поднимаемся непосредственно под гребень (30 минут от места обеда). Направление движения - на характерный треугольный огромный камень, находящийся у начала травянисто-осыпной террасы. Среди камней под гребнем, на травянистых полянках, есть места для ночевки [088]. С разделительного гребешка действительно, ведет несколько осыпных шлейфов, решаем подниматься по самому пологому из них. Поднимаемся за 10-15 минут на гребень (наверху -участок подъема лазаньем по простым скалам) и выходим на ровный осыпной участок. Здесь легко можно встать на ночлег (H=4145 м, [CAMP13]). Вода рядом на леднике и фильтруется в небольшую лужицу среди камней. Мы находимся прямо напротив перевала -характерного снежного кулуара левее по ходу двуглавой вершины Адиджи (фото 11.1). Ходим на разведку к осыпям, находящимся перед самым началом перевального взлета, но там места для стоянки хуже: их надо выравнивать, там холоднее, сильнее дует. На перевал решаем сегодня не подниматься, так как фраза из того же отчета "седловина осыпная. Левая часть под постоянным обстрелом камнями с южной стены в. Адиджи"" нам очень не нравится. Перевал же находится в непосредственной близости, идущий на него снежно-ледовый склон не кажется сложным, об этом же говорят отчеты (Нефёдов, 2008, Чижик, 2008, Кодыш, 2006). Так что встаем здесь на ночевку, хотя время еще только около 16 часов.

С утра выходим в 6:40. Дойдя до края снежника, надеваем кошки и начинаем подъем под взлёт по фирновому склону крутизной до 20-25 гр. За 20 минут поднимаемся до выполаживания. Здесь делаем привал [090]. Высота перевального взлета 250-300м, его крутизна увеличивается от 20 до 40 гр. в верхней части. В нижней части есть небольшой бергшрунд, который обходится справа по ходу (орографически слева) по хорошему мосту (фото 11.2). Склон не гладкий, а неровный, идет небольшими ступеньками, что позволяет останавливаться отдыхать в процессе подъёма. Сначала идём ближе к правым по ходу скалам, выше - выходим на центр кулуара, в верхней части, при выходе на седловину -небольшой осыпной участок. Перила мы не вешали, хотя при спуске здесь, наверняка, захотелось бы это сделать: склон не снежный, фирновый, средней крутизны, при подъеме мы нередко переходили на передние зубья кошек. На седловине, действительно есть место под палатку на осыпи. (H=4590м, [ADIDZHI]). Очень сильно дует, холодно, хотя погода хорошая, ясная, светит солнце. На перевал мы поднялись за 40 минут. С перевала открывается хороший вид на перевал Фанская сказка (фото 11.3).

Связываемся и начинаем спуск в 9:00. Вариантов спуска с перевала два: один -прямо вниз, по крутому и относительно недлинному ледовому склону (о варианте такого прохождения мы слышали только гипотетически, отчетов не видели), предположительно по нему могут идти камнепады либо ледовые обвалы (мы камнепадов в процессе спуска не видели). Второй путь -по левой ветке ледника - более длинный, но и более пологий. В имеющихся описаниях перевал идут именно так. Поскольку мы решаем спускаться традиционным путем, "как все ходят", то для этого нам надо выйти на орографически левую ветку ледника, крутым ледопадом спускающегося с перевала. Для этого вначале поднимаемся на ледовый купол над перевалом (метров 40 по высоте, фото 11.4), затем уходим влево по ходу, траверсируя ледовый склон в сторону перевала Енисей (фото 11.5), поворачиваем плавной дугой вправо по ходу, уходя на нужную ветвь ледника, не доходя до скал [091]. Некоторое время лавируем между трещин, пока не выходим к большому разлому, полностью перекрывающему путь (фото 11.6). Из отчетов нам известно, что нередко его обходят слева, по рантклюфту вдоль скал, но, поскольку мы идём на спуск, мы можем не искать самый пологий склон. Выбираем вариант более крутой, но и более безопасный с точки зрения камнепадов.

Провешиваем перила траверсом вдоль верхнего края разлома (около 10 м) до ледовой пробки-моста, спускаемся к нижнему краю разлома и провешиваем остаток веревки вниз - влево по некрутому (до 30 гр.) льду с трещинами, уходя к центру ветви. Вторая веревка (20 м) спускается к большому отколу, подрезающему всю ветвь (фото 11.7). Третья идет 15 м по отвесу и далее по 40-гр. склону (фото 11.8), четвёртая -по склону, отвесу (5 м) с небольшим участком нависания и выводит на ледовую перемычку над большими ледовыми сбросами в нижней части ледопада (фото 11.9). Отсюда можно спускаться как вправо, так и влево, уходим вправо по ходу, ближе к основному склону. Еще 1,5 веревки идут по относительно некрутому (до 40 гр.) снежно-ледовому склону (трещины в верхней части) и выводят на снежный склон напротив перевала Седло Бодхоны (фото 11.11). Ручей, стекающий с перевала Седло Бодхоны, только сейчас начинает оттаивать, с хрустом летят льдинки, под перевалом целый холм из них (фото 11.10). Спешим, пока не посыпалось что-нибудь более крупное. По мере спуска связываемся в связки-тройки и уходим на центр ледника. Все веревки, кроме последней, снимаем с помощью ледобура-самосброса (сдергиваем кевларом). Последнюю веревку снимаем лазаньем с нижней страховкой. Спуск по 6 веревкам и их сдергивание заняли у нас 3 часа 30 минут, общий вид спуска на фото 11.12, 11.13. Еще за 20 минут спускаемся по некрутому (до 20 гр.) снежно-ледовому склону с трещинами (связки! лавирование) на пологую часть ледника. Спускаемся по центру ледника, затем, на уровне поворота к перевалу Седло Чапдары, уходим правее по ходу (фото 11.14). Уйти вправо очень хочется, поскольку весь ледник здесь перекрывает шлейф старого ледового обвала с вершины Замок. Спустившись с небольшого уступа ледника, снова выходим на его центр и доходим до конца языка. Ледник местами зачехлён, текут ручьи, так что кошки снимаем. На конечных моренах останавливаемся на перекус и отдых (1 час 10 минут из-под перевального взлета Н=3910м, [OBED13]). Всего перевал "от морены до морены" мы прошли за 7 часов 20 минут общего ходового времени (со всеми привалами и т.д.).

Выходим с места перекуса в 15:55. Спускаемся по моренным холмам (местами под камнями - лёд) и, через 25 минут, выходим к большому озеру под языком ледника (Н=3710м, [093]). Здесь стоит лагерь Казанских альпсборов. Пообщавшись, продолжаем спуск по маркированной тропе. Вернее, сначала это просто туры, стоящие часто (путь логичен, по ложбине), постепенно появляется тропа, к моменту выхода в урочище Казнок (в долину реки Чапдары) она очень хорошая, мощная. Спуск от озера начинается под правым бортом долины и так по нему и идет, обходя обширную моренную чашу, которой заканчивается долина из-под ледника Бодхоны (ледника № 760 по картам В.Ляпина) также справа по ходу. Сброс высоты от озера до долины - около 450 м. Через 1 час 05 минут спуска от озера выходим к развилке троп (фото 11.15). (H=3245м, [095]). Влево по ходу, вверх -тропа к Мутным озерам, вправо -к альплагерю "Вертикаль-Алаудин". Поворачиваем к Мутным озерам и еще через 1 час 05 минут (ч.х.в.) выходим к стоянкам на Мутных озерах (в кармане, под пиком Фагитор, здесь и хорошие места, и не дует, и относительно чистый ручей) (H=3535м, [CAMP14-15]). Время 18:30, поскольку за день мы сделали двойную норму, то решаем на следующий день сделать полноценную днёвку.

Подъем под ледник от морен напротив пер. Зард 45 минут

Подъем на перевал 1 час 20 минут

Спуск с перевала до ровного ледника 3 часа 50 минут

Спуск по леднику до морены 1 час 10 минут

Спуск по моренам до озера 25 минут

Спуск по тропе до ур. Казнок 1 час 05 минут

Подъём к Мутным озерам 1 час 05 минут

Итого: 9 часов 40 минут

Выводы: перевал Адиджи -красивая ледовая 3А. Сказать по правде, выглядит он со стороны суровее, чем оказалось на самом деле. Вот, например, фото (фото 11.13), сделанное в 2010 году с подъема на перевал Седло Бодхоны фотографом группы Кузина М. Но! мы шли перевал на спуск и могли позволить себе идти кратчайшим и безопасным путём, не задумываясь о крутизне склонов. При подъёме тактика была бы, видимо, иной: наверняка пришлось бы лезть в рантклюфт левого борта (или проходить отвесные ледовые стены). Подъём на седловину по правой ветке ледника показался нам не очень страшным: лёд крутой, но без нависания, по длине тоже вряд ли больше 5 веревок. Но в этом варианте подъема есть риск оказаться под ледовыми сбросами на самых нижних веревках. Словом, перевал непрост не столько технически, сколько выбором пути и требует тщательной и внимательной тактической работы. Варианты прохождения могут очень сильно различаться в зависимости от снежно-ледовой обстановки и состояния ледопадов.

Мы помним про трагедию на Адиджи, произошедшую в сентябре 1981 года, когда при спуске с перевала погибли семеро туристов из Запорожья. И не склонны преуменьшать трудность перевала.

Перевал ВАА (1Б, 4135)+ прохождение каньона на спуск к реке Казнок (2Б)

Категория трудности 2Б (при прохождении каньона)

Высота 3970 м по классификатору

4135 м по GPS

Характер снежно-скально-осыпной

Ориентация север-юг

Номер в классификаторе 17

Расположен в Фанских горах. Соединяет долины рек Чапдара (Мутные озёра) и Казнок.

Прохождение: 15 августа 2011 года. Описание даётся от Мутных озёр до реки Казнок.

Необходимое снаряжение: каски, системы, ледорубы, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, закладки (комплект), крючья скальные, скальный молоток.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

14-го августа устраиваем активную дневку -спускаемся в альплагерь "Алаудин-Вертикаль" за заброской. Тропа очень хорошо набита, в нижней части долины арчевые перелески, множество красивых озер (фото 12.1), по тропе прогуливаются иностранцы, приехавшие из Душанбе на выходные. У Большого Алаудинского озера расположена чайхана (даже несколько).

Выходим с места лагеря у Мутных озер (в моренном кармане под пиком Фагитор) в 7:30 15-го августа. Тропа траверсирует моренный гребень и подходит к ручью.

Перейдя ручей на правый берег, выходим на тропу, поднимающуюся на моренный вал (место переправы и начало тропы отмечено стрелками на большом камне, лежащем в русле ручья). Поднимаемся крутым серпантином по тропе, идущей по осыпям в непосредственной близости к пику Фагитор. За один переход (20 минут) поднимаемся на более пологий участок, затем, перейдя небольшую ложбину, уходим чуть правее, на следующий моренный гребешок. По нему идёт хорошая тропа фактически под самый перевальный взлет. В неочевидных местах путь отмечен турами. Плавно поворачиваем налево по ходу, прямо -уходит тропа под перевалы Восточный Казнок, Мазалат. По пути встречаем несколько оборудованных площадок-стоянок чуть ниже гребня (однако, в малоснежный год могут быть проблемы с водой -за ней придётся далеко ходить) (Н=3855). За 1 час 05 минут от места ночевки поднимаемся почти под перевал: путь преграждает ступень "бараньих лбов". Тропа обходит их слева по ходу (в верхней части -небольшие участки очень простого лазанья). На перевал поднимаемся по снежному склону крутизной до 25 гр. (фото 12.2). Седловина перевала широкая, осыпная (фото 12.3, Н=4135м, [VAA]). Это -первая из седловин перевала ВАА, и самая простая, а вообще-то их еще две (фото 12.4), но нам предстоит спускаться именно с этой, чтобы пройти каньон под перевалом Мазалат. Тропинка уходит в сторону второй седловины, нам же нужно уходить вниз и направо. Всего на подъём на перевал мы потратили 2 часа 15 минут от стоянки у Мутных озер (1 час 35 минут ч.х.в.).

Спуск не выглядит трудным на первый взгляд (фото 12.5), но, при выходе на осыпной склон, выясняется, что всё не так просто: местами участки конгломерата, осыпь живая, камни хорошо разгоняются. Поэтому уходим траверсом со спуском влево по ходу, переваливаем через небольшой отрожек и, по осыпному склону (такому же, впрочем, неприятному, крутизной до 25-30 гр.), плотной группой спускаемся под перевал. Повернув направо по ходу, по моренным валам идём в сторону каньона. Проходим мимо спуска с перевала Мазалат: он выглядит еще хуже. Наверное, более правильным вариантом было спускаться по тропе под вторую седловину, а затем, развернувшись почти на 180 гр., по пологим валам идти к каньону. Спускаясь к каньону, придерживаемся правой стороны долины (и это правильно: с крутых скал левой стороны сошел мощный камнепад, видимо, камни были скинуты любопытными горными козлами, камни дошли до середины долины&hellip). По пути встречаем оборудованное место ночевки (Н=3900 м, [102]), но до воды отсюда далековато. Надеваем обвязки. Сюда спустились с перевала за 30 минут. Через 1 час 10 минут (время 11:20) от начала спуска с перевала подходим к "горловине" каньона, здесь останавливаемся и просматриваем дальнейшие варианты спуска. Уходим в разведку вправо по ходу -по скалам и травянистым полкам, и налево (переправившись через ручей) -на осыпные склоны. Путь слева, проходимый сначала нормально, после переправы через ручей становится довольно сложным: участки конгломерата и гладкие плиты, вдоль воды прохода нет. Так что уходим вправо по ходу, на травянистые полки. Небольшой участок можно идти с гимнастической страховкой, но он быстро заканчивается неширокими полками и плитами (фото 12.6). На дальнем конце полки обнаруживаем скальный крюк. Делаем рядом свою станцию и спускаемся вниз по наклонным плитам (фото 12.7). Веревка выводит на хорошую полочку. Для дальнейшего спуска уходим правее по ходу, до её конца, там есть подходящие выступы для закрепления петли (и также старый крюк! Забиваем еще один). Вторая веревка идет по разрушенным скалам, кулуару сначала вправо по ходу, а затем довольно резко поворачивает влево, на дно локального скального цирка. (В результате, из-за большого трения сдернуть веревку в один приём не удалось, пришлось это делать в два участка). Сверху была видна длинная травянистая полка на другой стороне ручья (фото 12.8) - спускаемся к ручью 100-150 м по конгломерату и гладким скалам в сухом русле бокового притока, местами необходима гимнастическая страховка (уступы высотой 1,5-2 м) (фото 12.10). Пересекаем ручей и, опять же местами с гимнастической страховкой, выходим на полку. Хорошо виден пройденный участок спуска -фото 12.9. В ее конце, у крутых скал, снова находим выступ со старой петлей. Ниже полки спуск становится чуть проще (ступени бараньих лбов с полочками), но все равно требуется перильная страховка. Закрепление веревки на выступе, снимаем лазаньем без рюкзака. Третья веревка уходит вниз-влево, огибая скалы. Здесь есть полочка, на которой можно собраться под прикрытием скал (фото 12.11). Следующая (четвёртая) веревка по прежнему идет влево -вниз, левым берегом каньона, огибая скалы, на значительном удалении от воды (фото 12.12), а пятая уходит от скального выступа вниз, ближе к ручью. Выходим на осыпь и спускаемся вдоль воды (при спуске -неприятный участок конгломерата). Снова переправляемся через ручей на его правый берег и, за очередным перегибом -уступом, наконец, выходим на осыпной склон (фото 12.13). Спускаемся по нему практически до реки Казнок, где, на выполаживании, снимаем обвязки, немного приходим в себя. (H=3235м, [103]). На спуск по каньону мы затратили 5 часов. По одной из многочисленных троп поднимаемся за 20-30 минут к местам стоянок напротив перевала Казнок Восточный. Здесь встаем на ночевку, высота 3300. Время 17:20. Грязновато, вода только из реки. На противоположном берегу палатка пастухов, один из них приходит пообщаться, потом долго гоняет овец вокруг группы с красивыми девочками, спустившейся к нам с перевала Казнок Восточный. Каньон дался тяжело, все устали.

Подъем на перевал от Мутных озер 2часа 15 минут

1 час 35 минут ч.х.в.

Спуск с перевала до горловины каньона 1 час 10 минут

Спуск по каньону 5 часов

Подъем к ночевкам под пер. Казнок 30 минут

Итого: 8 часов 55 минут

(курсивом, где возможно, написано чистое время прохождения, без учета привалов, на участках с технической работой указано общее время прохождения).

Выводы: каньон перевала Мазалат вполне соответствует 2Б, причем не очень простой. Мы провесили всего 5 веревок, но, возможно, стоило повесить еще парочку (между второй и третьей веревкой), чтобы упростить спуск. На подъем, скорее всего, идти его проще. Для нас это был новый опыт прохождения препятствия -каньонов (по крайней мере, таких протяженных) мы раньше не ходили. В случае плохой погоды сложность существенно возрастет, поскольку значительную часть пути занимают наклонные плиты.

Следующие 2 дня были для нас самыми нелегкими за поход, поскольку у нас переболели 6 из 9 участников, причем не одновременно, а с разрывом в полдня-день. Симптомы начала болезни были очень похожими: тошнота (иногда рвота), резкий упадок сил, слабость такая, что человек буквально ложился пластом и лежал несколько часов. Это - общее, у кого-то к этому присоединялась температура: от 37,5 до 39 у разных людей, у кого-то были проблемы с животом (понос). У большинства все симптомы проходили за 1 день, у кого-то быстрее, у кого-то -чуть дольше. Тех, у кого все прошло быстро -лечили симптоматически, тем, у кого болезнь протекала тяжелее -давали антибиотики. Уже после возвращения в Москву наши знакомые медики предположили, что это была местная кишечная инфекция, подхваченная в чайхане на Алаудинских озёрах (туда заходили, пока ходили за заброской), которая проявилась только через 1,5-2 суток. Мы встретили несколько групп с похожими проблемами у отдельных участников, в некоторых случаях ребятам приходилось сходить с маршрута.

Вот, например, комментарий одного из медиков, взятый из нашей переписки:

"Это почти наверняка желудочно-кишечная инфекция. Подцепили её в коше, после инкубационного периода она начала проявляться. Инкубационный период может быть больше суток и может варьировать (это если банальное отравление, то почти сразу проявляется, а микротварь пока размножится...). Проявления несколько разными могут быть. Кого поражает, зависит от иммунитета. Те, кто не заболел, может быть встречались уже с такой или подобной ею тварью, а может быть у них своя флора в кишечнике дала отпор фанскому чужаку.

Не знаю уж, какой возбудитель, похоже и на палочку коли и на ротавирус, а может еще кто. В этих Фанах явно кто-то живет, к кому местные имеют иммунитет, а мы - нет.

Вы быстро переболели: то ли вы такие здоровые, то ли микроорганизм не такой злой. Если само так быстро проходит, то и лечить ничем специфическим смысла нет. Если само не проходит и тяжело протекает, тогда целесообразно лечить антибиотиками (ципрофлоксацин, Абактал, можно Аугментин) - они с большой вероятностью поразят микроорганизм".

Начало заболеваний было совершенно неожиданным для нас (еще с вечера всё было нормально, все ужинали с хорошим аппетитом, жалоб не было), поэтому, когда 16 августа с утра заболел первый участник, то мы разделились: двое остались с ним, а шестеро пошли наверх, чтобы ставить лагерь под перевалом, начинать обрабатывать маршрут (планов проходить перевал на этот день не было). Думали, что человек отравился (хотя непонятно чем) или просто сильно устал в предыдущий день, что он отлежится несколько часов, и пойдем потихоньку наверх (температуры не было). Долина относительно прямая, так что связь по рации между группами была постоянно. Человек действительно отлежался, но "ожил" только к 17 часам, так что было решено остаться ночевать здесь, а подняться наверх назавтра. В свою очередь несколько человек наверху почувствовали себя неважно. На следующий день с раннего утра заболел один из оставшихся внизу, причем с температурой под 39, так что подъем наверх отложили. Оставшаяся наверху группа силами здоровых и "оживающих" участников потихоньку обрабатывала маршрут. Если бы народ не поправился -мы бы свернули и пошли вниз по долине реки Казнок к Искандеркулю. В любом случае полазить по скалам на Жигули -это уже было здорово и интересно. К счастью все более-менее поправились, 18 августа стоявшие внизу поднялись наверх и вся группа, объединившись, прошла перевал. Но, из-за потери 1 дня, мы не успели сходить на Чимтаргу, увы.

Перевал Жигули (3А, 4545)

4545 м по GPS

Характер скально-ледовый

Ориентация юго-восток -северо-запад

Номер в классификаторе 29

Расположен в Фанских горах, к югу от пика Энергия. Соединяет долины рек Казнок и Правый Зиндон.

Прохождение: 18-19 августа 2011 года. Описание даётся от реки Казнок (стоянки напротив перевала Казнок) до озера Большое Алло. С перевала снята записка группы туристов гг. Новосибирск, Красноярск, Уфа от 23.09.2008 (6 человек, поход 6 к.с., руководитель Нефёдов Владимир). Предыдущие записки: группы из Москвы, руководитель Вязьмин К.С. от 07.08.2006 (3 человека) и группы из Москвы от 27.07.2004 (руководитель Сапатёнок Д.В.).

Необходимое снаряжение: каски, системы, ледорубы, кошки, жумары, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, закладки (комплект), френды, крючья скальные, скальный молоток.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

Подход под перевал Жигули от места ночевки под перевалом Казнок несложен, значительная его часть проходит по тропе. Время подхода под перевал у здоровой группы будет, видимо, меньше, поскольку мы поднимались или заболевая, или только что переболев (см. выше), в общем, совсем неторопливо. Выйдя из лагеря в 6:11, продолжаем движение по тропе левого берега реки Казнок. Она постепенно уходит все дальше от воды и траверсирует склон на значительном удалении от реки. За 2 перехода доходим до уступа долины, с которого река падает водопадом. При подъёме на уступ тропа теряется, поднимаемся "в лоб" по травянисто-осыпному склону крутизной до 20-25 гр. около 25 минут, поднявшись, идем к реке и дальше поднимаемся вдоль неё. По пути проходим плоское плато с нагромождением больших камней, путь через него обозначен турами. Выше по долине еще 2 скальных уступа - пояса "бараньих лбов". Проходим их вдоль реки и выходим через 2 часа (1 час 30 минут ч.х.в.) от лагеря под Казноком к лагерю напротив перевала Жигули. (Н=3805м, [CAMP17-18]). Место для лагеря -на травянистых площадках у верхнего края бараньих лбов, чуть не доходя до озера под ледником с перевала Зиндон, практически на уровне нижней границы ледника. Вода -в роднике.

Позавтракав и перекидав снаряжение, выходим из лагеря в 10:00. По осыпям крутизной до 30 гр. подходим под скалы. В верхней части осыпи небольшой скальный выход. С подъема хорошо виден заход на перевал Зиндон (фото 15.9). Под скалами вся группа собирается через 1 час 10 минут от момента выхода из лагеря. Место захода под наш перевал -по скальным полкам существенно правее по ходу от ручья, водопадом стекающего со скал (H=4070м, [BOTTOM]). Самой перевальной седловины отсюда не видно и вообще догадаться, что там - перевал можно лишь сверяясь с фотографиями, так как весь левый борт долины здесь -это скальная крутая стена (схема 2, фото 13.1, 13.2, 13.3). Поднимаемся по осыпи максимально высоко, к началу наклонной скальной полки. Первая веревка перил поднимается на полку и идет по ней траверсом с небольшим набором высоты, в верхней части 5 метров по щели (три промежутка) (фото 13.4). Вторая веревка (половинка) - траверс довольно узкой скальной полки и затем подъем 5-10 м под вертикальный красноватый бастион (фото 13.6). Делаем 1 промежуточную точку на двух крючьях, организуем независимые участки перил. Следующая веревка перил продолжает идти траверсом под стеной (полка еще уже, 4 промежутка), а затем уводит вверх по внутреннему углу (фото 13.5). Здесь довольно большая полочка (примерно 1х6-7м), может собраться по крайней мере 4-5 человека. Четвёртая веревка -самая сложная и крутая: она идет вертикально вверх по большому внутреннему углу, сначала по щели в его левой части, затем по блочным скалам вверх (фото 13.7, 13.8). В нижней части подъём еще идется "ногами", скалы средней сложности, а в верхней -даже жумарить трудно, поскольку скалы отвесные, сложные. В середине подъёма небольшая полочка (могут поместиться 2 человека). Здесь организуем промежуточную станцию на крючьях. В конце подъёма по этой верёвке -осыпная площадка на несколько человек и наклонная осыпная полка в сторону ручья, до которого около 15 м. Пятая веревка идёт по скалам -сначала в сторону ручья в обход выступа, затем вверх вдоль ручья и далее правее по ходу на наклонную полку (фото 13.9).

Путь подъема по скалам на этом участке нарисован на фото 13.3.

Далее еще один участок перил (в общем-то его можно было не вешать), по метровой ширины полке в обратную сторону от ручья. После этого проходим примерно метров 50 по простым скалам, внутреннему углу, узкой щели (фото 13.10, 13.11) и выходим под участок с наклонными плитами на верху отвесного бастиона, подножие которого мы обходили траверсом вначале (H=4205 м, [TOP]). Они не выглядят сложно (крутизна около 25-30 гр.), однако уже первая попытка подняться по ним "просто так" метра через три, показала, что это не так просто, как кажется, плиты местами сырые. Так что вешаем здесь еще одну веревку перил, закрепление на крючьях (фото 13.12). Седловина перевала находится левее по ходу, между рыжими скалами вершины Энергия и черными скалами безымянного пика 4607 м. От верхней части плит поднимаемся, выбирая путь по простым скалам и полкам, забирая влево по ходу, и выходим к ручью (фото 13.13). Откуда-то сверху прямо на нас сошел камнепад (горные козлы или, скорее всего, самопроизвольное вытаивание камня из лежащего в каре снежника/ледничка), чудом никого не зацепило. Спешим уйти отсюда. Перейдя ручей по камням, по осыпи и конгломерату поднимаемся на моренный холм (Н=4370м, [CIRCUS]). Перевал находится над нами, левее по ходу. При необходимости здесь или на скальных полках ниже можно заночевать, однако весьма вероятно, что весь цирк простреливается со стены Энергии и зачехленного ледничка. Отсюда начинается самый тяжелый участок подъема: 300 м живой осыпи. Мы пытаемся подниматься и правее, и левее, по рыжей осыпи, по черной осыпи, идем в сторону характерного скального выхода на склоне, в сторону скал вершины Энергия. В общем, очень похоже на осыпь на перевале Седло Ганзы, только, пожалуй, еще хуже. Карабкаемся наверх около 40-50 минут и, наконец, выбираемся на перевал. Седловина перевала довольно широкая, осыпная (H=4545м, [ZHIGULI], фото 13.14). Ловится узбекская мобильная связь, правда, позвонить не получается. Пока сидели, дожидаясь всех, слышали грохот какого-то глобального обвала в районе юго-восточного цирка вершины Скальная Стена, судя по огромному пылевому облаку, поднимающемуся снизу, там обвалилось что-то очень серьезное. Подъем на перевальную седловину от места лагеря занял у нас 6 часов 20 минут общего времени по частично провешенным перилам. Из них около трех с половиной - четырёх часов -подъем в верхний осыпной цирк перевала по перилам: с 11:10 до 14:45-15:00 и еще около 1 часа 20 минут -подъем по простым скалам и осыпям на перевал.

Спуск с перевала идет сначала по осыпи крутизной до 25-30 гр., затем, надев кошки, выходим на язык ледника, стекающий с седловины (крутизна склона та же), и по нему спускаемся на ровный плоский ледник (фото 13.15, 20-30 минут с перевала). По нему выходим на правобережную морену ([178]). Можно встать на ночевку здесь (выровнять площадки, вода на леднике), но, поскольку время еще есть (17:30), решаем спуститься пониже. Пройдя немного по осыпи, возвращаемся на ледник на уровне его поворота и идем практически по его центру, обходя трещины на перегибе и повороте (ледник открытый, пологий, максимальная крутизна не более 15 гр.). Примерно на уровне поворота к перевалу Чимтарга снова выходим на правобережную морену и, по моренным валам, спускаемся на ровную площадку у небольшого озерка, где и встаём лагерем к 19 часам. (Н=3850 м, [CAMP19]). За ночь озеро почти полностью замерзло!

Продолжая спуск к озеру Большое Алло, на следующий день выходим на тропу, идущую правым берегом реки Правый Зиндон. Дальнейший спуск до озера проходит практически все время по тропе. Через 30 минут от лагеря выходим к повороту к перевалу Мирали (есть места под палатки, вода [190]) еще через один переход (30 минут) по плоской долине доходим до уступа долины. Тропа спускается с него крутым серпантином. Выходим на разливы и пересекаем этот плоский участок "по диагонали", к его дальнему левому краю. Здесь путь преграждает осыпной вал, место выхода на него отмечено большим туром. По тропе между больших камней поднимаемся на вал, далее путь маркирован турами (есть несколько вариантов пути), местами -лазанье по камням/среди камней. Проходим мимо небольшого озерка, обходя его слева по ходу (фото 13.16). Плавно поворачиваем влево по ходу, огибая скальный отрог, разделяющий долины рек Правый и Левый Зиндон, и через 30 минут от выхода на вал выходим к его краю. Отсюда открывается великолепный вид на озеро Большое Алло (фото 13.17). За 10-15 минут спускаемся по тропе к его берегу и встаем здесь на большой обед/отдых. (H=3155 м, [OBED19]). Есть площадки, но очень грязно. На спуск от места ночевки до озера затрачено 2 часа 40 минут общего ходового времени (2 часа 20 минут ч.х.в.).

Подъем по долине р. Казнок под перевал 2 часа

1 час 30 минут ч.х.в.

Подъем от места ночевки под скалы 1 час 10 минут

Подъем на перевал 5 часов 10 минут

Спуск с перевала 30 минут

Спуск по леднику до языка 1 час

Спуск по тропе до озера Б.Алло 2 часа 40 минут

Итого: 12 часов 30 минут

Выводы: перевал Жигули -замечательная скальная 3А. Ключевой участок, вроде, не очень длинный (4-5 веревок перил), но скалы сложные. При подъеме нами было вбито порядка 25 крючьев (почти все, что были), не считая закладок, френдов на промежуточных точках, в основном на этих первых веревках. Поскольку мы предварительно обрабатывали подъем, то могли сделать это тщательно. Подъем по уже провешенным веревкам тоже непрост и требует хорошей физической подготовки и умения жумарить по отвесу. Единственным неприятным моментом при прохождении перевала оказался длинный участок осыпи при выходе на седловину с юго-востока. Перевал односторонний.

Перевал Блок (3А, 4420)

4420 м по GPS

Характер скально-ледовый

Ориентация север-юг

Номер в классификаторе 14

Расположен в Фанских горах, к востоку от вершины Блок. Соединяет долины рек Левый Зиндон и Ахбасай (Хавзак). Ведет с ледника Двойной (ледник №27 по карте В.Г. Ляпина) на ледник №732 (Ахбасай, Москва).

Прохождение: 19-21 августа 2011 года. Описание даётся от озера Большое Алло до озера Искандеркуль. С перевала снята записка группы туристов г. Москвы (т/к МГУ) от 12.06.2006 (10 человек, поход 5 к.с., руководитель Кодыш Вадим, м/к 1/3-501) (предыдущая записка группы т/к "Вестра", г Москва, от 31.08.98, руководитель Никоноров А.). Перевал ходят нечасто.

Необходимое снаряжение: каски, системы, ледорубы, кошки, жумары, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, закладки (комплект), крючья скальные, скальный молоток.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

Подъем под перевал Блок начинаем от стоянок на озере Большое Алло. Этот год очень жаркий, видно, как понизился уровень воды в озере относительно обычного. Но, благодаря этому, можно, обходя озеро, не вылезать на тропу, ведущую по скалам, а пройти по осыпи понизу, что и сделало несколько человек. За 30 минут обходим озеро слева по ходу (по восточному берегу) и по тропе поднимаемся к реке Левый Зиндон. Тропа ведет по правому берегу реки, изначально траверсируя склон далеко от воды, а затем приближаясь к ней. Долина реки широкая, подъем плавный. Отдыхаем напротив красивого водопада с правого борта долины. Река периодически уходит под осыпь, затем снова появляется. Еще за два перехода поднимаемся к озеру Верхнее Алло, проходим по тропе слева по ходу (фото 14.1), переправляемся пару раз на разливах и вновь выходим на тропу правого борта долины. Проходим по ней еще 2 уступа долины, на ровных участках тропа теряется, но, неизменно находится на орографически правом борту. Доходим до большого вала конечной морены, преграждающей путь (фото 14.2). Перед ним есть хорошие места для ночевки -ровные, на траве и мелкой осыпи, вода -из ручейка, вытекающего из-под вала. Можно было подняться и выше на 1-2 перехода, время позволяет, но там могут быть проблемы с водой: во второй половине дня, ручей, размывающий мягкие породы, становится мутно-красным. На этой же террасе он фильтруется из-под завала и сравнительно чистый. Так что остаемся на ночевку здесь. Высота 3605 м ([CAMP20]), от озера Большое Алло сюда поднялись за 2 часа 15 минут общего ходового времени (1 час 35 минут ч.х.в.).

С утра выходим из лагеря в 6:26. Подъём на моренный вал начинаем справа по ходу -путь отмечен турами. Вариантов подъема несколько, имеет смысл придерживаться туров на любом из них, поскольку камни крупные, порой приходится применять лазанье. За 1 переход в 25 минут поднимаемся практически под ледник, отсюда уходим левее по ходу, поднимаемся на моренный вал (правобережная морена), по нему идет тропа. Хорошо виден цирк перевала Зиндон и сам перевал. Несмотря на малоснежный год, он выглядит не очень камнеопасным. Гребень морены плавно поворачивает налево по ходу, выходим в цирк перевалов Двойной и Блок. На морене есть места для палаток но за водой, видимо, идти далеко. Немного пройдя по гребню в сторону перевала Двойной, спускаемся с него и выбираемся на ледник (1 час 50 минут от места ночевки [227]). (Выход на лёд не сложный, но надо найти удобное место). Начинаем подъем на перевал в 9:20. Поднимаемся в сторону перевального взлёта. Это характерная крутая ледовая стена крутизной около 50 гр., длиной около 250-300 м, в нижней её части -Z-образный бергшрунд (фото 14.3). До бергшрунда -склон снежный и фирновый, его крутизна меньше. Поднимаемся в кошках, с ледорубом. Крутизна постепенно возрастает с 10-15 гр. до 45 гр. под бергшрундом. В верхней части подъема вешаем 1 веревку, закрепление на ледорубе в плотном снегу нижнего края бергшрунда. По краю трещины идёт неширокая полка [BERG]. Верхний край бергшрунда нависает, прикрывая от возможных камнепадов, здесь можно собраться всей группе. Решаем подниматься в том месте, где трещина образует "угол". Здесь снежная пробка и нет нависающего края.

Лидер поднимается налегке, с инструментом и ледорубом, станции, промежуточные точки - на ледобурах. Лёд холодный, "зимний". Очень хорошо чувствуется разница в закручивании (и выкручивании) хороших ледобуров и обычных. Поднимаемся на 4,5 веревки, практически по центру взлёта, уходя чуть правее по ходу, чтобы не сыпать на находящихся внизу (фото 14.5, 14.6, 14.7). Сходящие камни видели 2 раза, оба раза -небольшие но быстрые, в основном же сыпалась ледовая крошка. На перевал Двойной одновременно с нами поднимается группа ребят из Казани. Они после похода любезно предоставили фотографии перевала Блок и нас на нём :-). Вот как это выглядит со стороны: (фото 14.4).

Поднимаемся на седловину за 5 часов 10 минут. Она скально-ледовая, тур в центре на осыпном выходе, здесь небольшая площадка (фото 14.8, Н=4420м, [BLOK]). В сторону лед. Москва течет небольшой ручеек.

Спуск с перевала нетривиален, без фотографий, схем найти его было бы сложно. Прямо вниз из-под седловины уходят крутые скалы, правее в долину спускаются несколько скальных гребешков, между которыми находятся скально-осыпные кулуары. Оптимальный путь состоит в пересечении двух таких гребешков и дальнейшем спуске уже по простым склонам. Аккуратно начинаем спуск с седловины в её правой части. Приспустившись около 20м, по осыпи выходим к месту, где ручеёк падает вниз с отвеса. Чтобы спуститься, необходимо уйти вправо по ходу, вдоль скал на осыпную полку. Переходить ручеёк неприятно: полка относительно широкая, но вдоль воды лежат камни, вниз уходят крутые скалы. Поэтому вешаем веревку (4 м) со скального выступа справа от ручейка и выходим на полку. Спуск отсюда идёт вправо по кулуару в разрушенных желтых скалах в чашеобразное углубление на склоне (через первый гребешок, длина перил чуть меньше 20 м) (фото 14.9) Затем обходим чашу справа по ходу, прижимаясь к основному склону (около 30 м), и поднимаемся на её дальний край по крутым скалам (подъем около 10 м, предварительно приспускаемся на 3-4 м, закрепление перил за выступы) (фото 14.10). Поднявшись по скалам, оказываемся на локальной скальной "седловине" второго гребешка между основным склоном и жандармом. С неё -еще одна веревка перил (20 м) всё так же вправо-вниз по кулуару, идущему параллельно основному склону (фото 14.11). Чуть приспустившись "ногами" до следующей полки -еще одна веревка перил (40м). Дальше проходим траверсом по скально-осыпной полке вдоль скал и выходим на осыпной склон ([END ROPE], фото 14.12). Он довольно жесткий, осыпь перемешана с конгломератом, поэтому необходимо уйти правее по ходу, выйти на более мягкую осыпь крутизной до 25-30 гр. и спускаться по ней. Спуск с перевала сюда занял у нас 2 часа 10 минут. Перевальная седловина отсюда абсолютно неочевидна. Собравшись в нижней части склона на больших камнях, продолжаем спуск. Около 10 минут идём по осыпям, затем выбираемся с морены на ледник ([246], фото 14.13). Ледник пологий, плоский, идём по нему, пока его крутизна не начинает увеличиваться. Уходим снова на левобережную морену. Идём по ней высоко над долиной, обходя промоины поверху. Ледник заканчивается высокими "бараньими лбами" (фото 14.14). Спуск с морены тоже выглядит слишком крутым. Проходим по ней до того места, где можно, уйдя направо по ходу, спуститься по относительно некрутому (до 20-25 гр.) склону до ровного участка под ледником. Здесь встаем на ночевку (Н=3815м, [CAMP21]), с момента выхода на ледник сюда спускались 1 час.

С утра начинаем спуск по долине. Выходим в 7:48. Наш путь до реки Казнок всё время идет по левому берегу реки Ахбасай. Большую часть спуска есть тропа, местами она не очевидна, но можно спускаться и без неё. За 1 переход (30 минут) доходим до ручья из-под перевалов Двойной, Кишиневский, переходим его и выходим на одну из троп, траверсирующую борт долины достаточно высоко над водой. Еще за один переход спускаемся к реке напротив устья ручья из-под перевала Пушноват. Здесь находится палатка, 2 пастуха, собаки. Тропа, проходя ровный участок с кошем, спускается серпантином с уступа долины, уходя влево по ходу. Очень красивы скальные вершины (Вильнюс, Героев Курской битвы, Арг) справа по ходу (фото 14.15, 14.16). Здесь тропа уже явная, хорошая. Непосредственно перед выходом к реке Казнок - снова участок серпантина. Появляются кусты, деревья. Спустившись к реке, чуть поднимаемся по долине до моста. (До реки Казнок от места лагеря спустились за 3 часа общего времени (2 часа 15 минут ч.х.в.) Переходим Казнок на левый берег (фото 14.17, [252]). Встретившиеся по пути ребята подтвердили, что идти надо по тропе, вдоль реки -прижим. Поэтому, перейдя мост, начинаем подниматься на высокий холм (крутизна подъема по травянистому склону (тропа) до 25-30°) на котором находится кош Маслахаттипа. Одновременно с нами в том же направлении идёт целое стадо коз. Пастухи немного разгоняют их, чтобы мы могли пройти. По тропе доходим до ручья Биоб, переходим на его левый берег [253], после чего тропа возвращается к реке Казнок (здесь она уже называется Хавзак). Тропа идет траверсом левого берега реки, сначала высоко, постепенно снижается, спускаясь к воде. Начинается зона леса. Пройдя устье реки Чапдара, останавливаемся в 12:40 на обед в небольшой рощице у реки. (1 час спуска от ручья Биоб). H=2480 м, [OBED21]. После обеда выходим в 15:25. Чуть ниже того места, где мы обедали -прекрасные места для бивуака -травянистые лужайки, рощицы. Продолжая спуск, проходим мимо долины реки Анзак, убедившись, что реки здесь нет (сухой год?) (фото 14.18). Тропа спускается к реке Хавзак и переходит по мосту на правый берег, обходя участок конгломерата, затем снова по мосту возвращается на левый берег. Выходим к реке Сарытаг (фото 14.19), срезаем по тропе участок пыльной дороги (и заодно любуемся красивым каньоном реки (фото 14.20) и, спустившись по дороге к берегу Искандеркуля, уже в темноте приходим на турбазу, обогнув озеро (фото 14.21). На следующий день отдыхаем (фото 14.22), ходим на прогулку к водопаду и к Змеиному озеру, а ночью уезжаем в Худжант.

Подъем от озера Б.Алло под вал конечной морены 2 часа 15 минут

Итого: 22часа 05минут

19 часов 45 минут ч.х.в.

Дополнительные фотоматериалы

В этом разделе приведены фотографии интересных объектов (перевалов, траверсов, вершин), которые встретились нам по пути:

Выводы. Общие замечания.

1) Успешно пройден насыщенный техническими препятствиями поход 5 к.с.

2)Поход планировался максимально напряженным, изначально было понятно, что всё не пройти. Однако маршрут был организован так, что любую часть можно было бы "бросить" без особого ущерба для остального маршрута. Сознательно в план не вставлялись днёвки, чтобы можно было сделать их по необходимости. Нам удалось выдерживать запланированный напряженный график и, если бы не кишечная инфекция, "выключившая" нас на 2 дня, думаем, что прошли бы всё. При этом темп движения и дневной режим движения были достаточно мягкими: мы ни разу не вставали с утра затемно (такой необходимости просто не было), обычно выходили около 7 утра. Ни разу не вставали вечером лагерем в темноте, всегда засветло (самое позднее около 19). Днем, как правило, делали большой 2-3 часовой перерыв (примерно с 12 до 15), пережидая жару (особенно когда шли по долинам). Несколько раз спонтанно получались полуднёвки (например перед перевалами Рохиб, Биоб, Адиджи).

3)Планируя поход, мы выписали список всех 2Б-3А района и отметили все, которые нам было бы интересно пройти, потом проконсультировались с руководителями, ходившими в этом районе (Кодышем В., Овчинниковым И.) и, посмотрев фотографии, сузили список. Все пройденные перевалы нам очень понравились: при достаточной технической сложности они были безопасными с точки зрения камнепадов, схода лавин, ледовых обвалов.

4)В этом году в Фанах стояла великолепная погода, что также помогло успешно пройти маршрут.

5)По многим перевалам (восхождениям, каньонам) нет информации, хотя их явно кто-то ходил (старые крючья, петли, оборудованные ветрозащитными стенками места стоянок). Многие из имеющихся описаний излишне кратки ("в 7 вышли, в 12 поднялись на седловину"). Так что даже в этом, хорошо освоенном районе, ряд препятствий приходится идти в режиме первопрохода, причем это касается как сложных препятствий, так и простых. В нашем случае это -перевал Сувтор, каньон под перевалом Мазалат. Ряд описаний появились в библиотеке tlib уже после нашего похода (там появляются не только отчеты из Московской библиотеки, но и отчеты из других библиотек, много региональных хороших отчетов с чемпионатов, которые переданы библиотекой ТССР). Всячески рекламируем этот ресурс -на нём, действительно, много информации, которая раньше в электронном виде доступна не была. При этом описания, составленные в 70-х-80-х годах, как правило, очень подробные и качественные, нередко с отличными уточняющими схемами. В случае скальных маршрутов всё практически не изменилось, а на ледовых всё меняется каждый год, даже при использовании совсем "свежих" описаний&hellip

Список литературы. Ссылки.

1. Согрин С.Н.. Памиро-Алайские маршруты. Описание путей восхождений на вершины Гиссарского хребта. Изд. "Ирфон", Душанбе, 1974 (http://citadel.bstu.by/metod/sogrin/index.html)

2. Пагануцци Н.В. "Фанские горы и Ягноб", серия "по родным просторам", "ФиС", М., 1968 (http://citadel.bstu.by/metod/prp_fany/index.html

3. Отчеты Библиотеки МГЦТК:

a. Отчет 4557. Шпилевский, 1985

b. Отчет 4691, Коляденко, 1984

c. Отчет 5733, Джулий, 2000 http://tlib.ru/doc.aspx?id=32200&page=1

d. Отчет 1920, Городецкий, 1970 (пер. Жигули)

e. Отчет 3546 Пясик, 1979 (пер. Жигули)

f. Отчет 4301 Устиновский, 1982 (пер.Блок)

g. Отчет 4401, Устинов, 1983 (Блок, Жигули) http://tlib.ru/doc.aspx?id=33236&page=1

h. Отчет, 4749, Сергеев, 1986 (Блок, Жигули)

i. Отчет 5362, Щербинин, 1991 (Блок, Жигули)

j. Отчет 5575, Никоноров, 1998 (Адиджи, Блок) http://tlib.ru/doc.aspx?id=36681&page=1

k. Отчет 6278, Савенков, 2006 (Корона Сиамы, Рохиб) http://tlib.ru/doc.aspx?id=29750&page=1

l. Отчет 6399, Кодыш, 2006 (Блок, Адиджи) http://tlib.ru/doc.aspx?id=31504&page=1

m. Отчет 6521, Чижик, 2008 (Адиджи, Корона Сиамы) http://tlib.ru/doc.aspx?id=36311&page=1

n. Отчет 6549, Нефёдов, 2008 (Жигули, Адиджи) http://tlib.ru/doc.aspx?id=36741&page=1

o. Отчет 6687, Довженко, 1987 (Жигули, Блок) http://tlib.ru/doc.aspx?id=37605&page=1

http://www.skitalets.ru/mountain/2007/pamiroalay_romanenkov/ - отчет Романенкова (Корона Сиамы)

http://www.tkg.org.ua/node/19000 перевал Анпешуд (Михальчук, 2010 г)

В отчете использованы фотографии, сделанные участниками похода: Варгафтиком Григорием, Чашкиным Александром, Мирошкиным Николаем, Бардашевым Виктором.

Фото 6.13 сделано Кирюшиным Максимом в походе 2 к.с. в 2011 году.

Фото 11.13 -фотографом группы М.Кузина в 2010 г.

Фото 14.4 - фотографом Казанской группы в 2011 году.

Список путевых точек, снятых в походе при помощи GPS

Координаты в системе координат WGS-84 при помощи навигатора Garmin eTrex Vista HCx. При подготовке, прохождении маршрута, написании отчета использовались схема масштаба 1:50000 авторства В.Г. Ляпина, обзорная карта В. Завьялова (http://slazav.mccme.ru/maps/fany/index.htm), спутниковые снимки Google, топографические карты.

На прилагающихся фрагментах карт можно увидеть путь прохождения перевалов:

Карта 1: долина р. Сиама.

Карта 2: пер. Корона Сиамы и Рохиб.

Карта 3: пер. Анпешуд.

Карта 4: пер. Нарвад.

Карта 5: пер. Биоб, п. Красных Зорь, пер. Сувтор.

Карта 6: от пер. Седло Ганзы до пер. ВАА.

Карта 7: пер. Жигули, пер. Блок.

Карта 8: долина р. Арг (Казнок, Хавзак)