Руководитель: Е.Зеленцова, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2011 г. Часть 2

Таблица GPS-точек

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Анпешуд (1А, 3875)

Высота 3875 м

Характер травянисто- осыпной

Ориентация север- юг

Номер в классификаторе нет

Расположен в северном отроге Гиссарского хребта (горы Хазормеч), между вершиной Хазормеч и вершиной 3990. Соединяет долины рек Хазормеч и Искандердарья.

Прохождение: 5- 6 августа 2011 года. Описание даётся от коша на реке Хазормеч до моста через реку Искандердарья напротив поселка Диджик. На перевале записки не найдено. Тур есть, но пустой.

Необходимое снаряжение: каски, трекинговые палки (ледоруб).

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

В квадратных скобках указаны номера либо названия путевых точек для GPS (полный список приведен в конце отчета).

Седловину перевала Анпешуд было хорошо видно из долины реки Рохиб (фото 2.13) и от коша на реке Хазормеч ([LETOVKA1], фото 2.15). В нижней части - это залесенный склон, выше - травянистый, в самой верхней части - осыпной. В принципе, большая часть подъема на перевал (и спуска с него) проходит по тропе, однако найти её не всегда просто.

Подъем на перевал Анпешуд начинаем от коша на реке Хазормеч. По хорошей тропе, пройдя около 700 м вверх по долине (15 минут), выходим к мостику через реку. Он сделан из разного подсобного материала, в том числе из металлических кусков вертолета (?). Перейдя мост, проходим ещё метров 200 и останавливаемся в тени деревьев [041]. На перевал Анпешуд мы нашли только одно описание (Борисова А.О., 1995), которым активно пользуемся. Совет "не доходя до основной тропы, начинать подъём по склону в сторону летовки, не терять время на поиски тропы" (не прямая цитата, передан общий смысл) оказался очень дельным. Обнаружив неявную тропку, идущую наверх, поднимаемся по ней, затем, пройдя через небольшой участок зарослей, выходим к руслу ручья. Вдоль него за 20 минут выходим к кошу, набрав около 100м от реки [LETOVKA2]. Подъем без тропы несложен, крутизна склона около 20- 25°. На вытоптанной скотом площадке обычно, видимо, расположен кош, но сейчас пастухов и их жилища здесь нет. Основная тропа подходит к нему с противоположной стороны относительно того, как пришли мы, с востока. Есть ручеек, но, судя по следам скота, пить из него некипяченую воду не стоит.

Здесь мы ошиблись: разделились на 2 группы, одна стала подниматься без тропинки вверх на холм над кошем, вторая же пошла по хорошо набитой тропе, уходящей траверсом склона на запад в надежде, что затем она повернет в сторону перевала. Из описания 1995 года: "от летника тропа круто начинает подниматься вверх, со ступеньки на ступеньку, траверсируя склон хребта". Но этой тропинки мы не обнаружили, увы. Хорошая тропа уходила именно траверсом. В результате вторая группа убедилась через 30 минут, что их тропа не идёт на перевал Анпешуд, а траверсирует склон в сторону перевала Хазормеч :- ). Пришлось разворачиваться и без тропы, по травянистому склону крутизной до 20- 25°, подниматься в обратном направлении до встречи с первой группой, которая "овечьими тропами" вышла на основную тропу, которая приходила справа по ходу, с востока (группы, когда не видели друг друга, общались по рации). Невысокие скальные выходы основная тропа обходит справа по ходу. Выйдя на локальную седловину над скальными сбросами (40 минут от коша, [044]), переваливаем через этот невысокий "перевал" и, спустившись метров на 20, продолжаем траверсировать склон по хорошей тропе, идущей по крутому склону (фото 3.1). Обойдя широкую осыпную ложбину, поднимаемся и переваливаем в зелёный "карман" за ней (20 минут от "седловины"). К счастью, несмотря на сухой год, здесь течет ручеек, а в нижней части ложбина даже слегка заболочена. На карте здесь обозначены родники. Останавливаемся здесь на обед (Н=3540м, [OBED5]). Ручеёк падает в сторону цирка перевала Хазормеч через скальные "ворота". От моста через реку Хазормеч сюда мы поднялись за 2 часа (1 час 20 минут ч.х.в.).

После обеда поднимаемся без тропы вдоль ручья по осыпям и травянистому склону. Идется легко, крутизна склонов 15- 25° на разных участках (фото 3.2). За 1 час, с одним привалом, выходим на седловину перевала (фото 3.3, Н=3875м, [ANPESHUD]). Это - широченное осыпное поле с несколькими седловинами и скальными выходами. Тур есть, но он разобран и пуст. Возможно, есть где- то еще под скалами, но мы не нашли. Впереди - Фаны (фото 3.4). На перевале сильно дует: собираясь на нем, немного приспускаемся с седловины на север.

Спуск начинаем, забирая вправо по ходу, в сторону сужения долины. Идём по слежавшейся осыпи крутизной до 20- 25°. Выходим на тропинку, по ней продолжаем спуск по левой стороне долины ручья. Через 20 минут спускаемся на локальное выполаживание [046], сбросив 280м по высоте. Переходим ручей на правый берег и, по тропинке, серпантином идущей по осыпному гребню, спускаемся за 30 минут на следующее выполаживание [047]. Перед выходом на него переходим ручей снова на левый берег. Седловины перевала отсюда не видно, перевалом выглядит верхний уступ долины (фото 3.5). Отсюда вниз по долине ведет множество троп, выбираем самые натоптанные из них. Начинаем искать места для ночевки, поскольку время уже идёт к 5 вечера. Внизу по долине виден кош, решаем остановиться выше него и, уйдя влево по ходу, еще раз переходим ручей и встаем на ровном месте (Н=2960м, фото 3.6, 3.7, [CAMP6]) - это плоский участок неявного гребня, разделяющего северные цирки перевалов Анпешуд и Хазормеч. Есть мобильная связь. С перевала сюда спустились за 1 час 15 минут (50 минут ч.х.в.).

Не ставим палатки, дожидаясь, пока мимо нас прогонят пасущееся выше стадо. Пастухи - двое мальчишек, один лет 15, второй - лет 10 и совершенно незлобная собака с ними. По- русски старший говорит совсем немного, а младший (Иса), не говорит вовсе, но очень радуется конфетам.

С утра вместе со стадом приходит, видимо, половина населения коша (в основном взрослые женщины, бабушки). Хорошо, что мы успели уже собраться: нас с любопытством разглядывают, здороваются. Мальчишки пасут стадо, а женщины собирают хворост. (Ночью, традиционно, было холодно). Выходим на хорошую тропу и по ней за 20 минут спускаемся к кошу. Здесь, встречая нас, выстраивается вторая половина коша: молодые женщины, девочки, малыши. Улыбаются, хихикают, разглядывая нас. Улыбаемся в ответ и идём дальше: по- русски они не говорят, на вопрос "где тропа" (ребята распечатали страницу русско- таджикского разговорника с наиболее популярными словами) машут руками в нужную сторону. Чувствуется, что этой тропой регулярно пользуются: она хорошо натоптана, местами на ней сделаны водоотводы, вдоль неё - искусственные арыки, небольшие насыпи. Идем по негустому, но лесу. Пока отдыхали, отойдя за кош [050], нас догнал вчерашний пастух - Иса и угостил яблоками - мелкими, но сладкими и явно "домашними". Тропа поворачивает направо и идет траверсом правого борта долины реки Искандердарья. Внизу видно шоссе, кишлаки Норват и Диджик (фото 4.1). Река течет в красивом каньоне (фото 3.8). Нам предстоит подниматься по долине реки Нарвад, но заброска у нас оставлена в Диджике, так что идём в его сторону. Тропа идет по скальным выходам, затем просто по склону. Судя по карте, должен быть явный отворот тропы вниз, к шоссе, но мы уже огибаем широкую лощину (урочище Пештих), а сворота все нет. Наконец, уже у дальнего края лощины, находим тропинку, идущую в нужном направлении. По ней спускаемся по лугам ([052], местами заросли вкусной войлочной (?) вишни) вертикально вниз, по пути проходим место, пригодное для бивуака: ровная площадка, ручей. (Одной из причин того, что вчера не стали спускаться ниже, было опасение, что до самой Искандердарьи места для ночевки не найдется, что ночевать придется слишком близко к цивилизации). В нижней части спуска выходим на осыпной склон и по нему спускаемся прямо к автомобильному мосту через реку Искандердарья (Н=1885м, [053], фото 3.9). Впереди - утомительный переход по асфальтированной дороге к магазину у дальнего конца поселка Диджик, где ждет нас заброска. От кишлака до магазина мы спустились за 3 часа 30 минут (2 часа 50 минут ч.х.в.), из них последние 55 минут - по дороге.

Расчет ходового времени:

Подъём от коша на р. Хазормеч

под перевальный взлет (до родника) 2 часа

1 час 20 минут ч.х.в.

Подъём на перевал 1 час

Спуск с перевала до коша 1 час 35 минут

1 час 10 минут ч.х.в.

Спуск от коша до автомобильного моста

напротив пос. Диджик 2 часа 35 минут

1 час 55 минут ч.х.в.

Спуск по дороге до дальней окраины пос. Диджик (за заброской) 55 минут

Итого: 8 часов 05 минут

6 часов 20 минут ч.х.в.

(курсивом, где возможно, написано чистое время прохождения, без учета привалов, на участках с технической работой указано общее время прохождения).

Выводы: перевал Анпешуд - явная 1А, позволяющая достаточно быстро перейти из долины реки Хазормеч в долину реки Искандердарья. Подъем и спуск умеренно трудоёмки, осыпи не "живые". На протяжении практически всего подъема тень - только от больших камней, с водой также проблемы, поскольку все ручьи текут через пастбища.

Перевал Нарвад (Норват) (1А, 3610)

Высота 3370 м по классификатору

3610 по GPS

Характер осыпной

Ориентация запад- восток

Номер в классификаторе 62

Расположен в южном отроге Фанских гор. Соединяет долины рек Нарвад и Серима.

Прохождение: 6- 7 августа 2011 года. Описание даётся от посёлка Нарвад до реки Серима. Записки на перевале не найдено.

Необходимое снаряжение: Каска, треккинговые палки (ледоруб).

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

Подъем на перевал начинаем от одного из крайних домов в поселке, где у гостеприимных хозяев мы пересидели жару и распределили заброску по рюкзакам (Н=1980м, фото 4.2, [OBED6]). Выходим в 15:30. Нам показали издалека тропу, но сразу даже не поверилось, что предстоит лезть на такой крутой склон (фото 4.1) Сходили на разведку, проверили - действительно, туда. Тропинка в верховья долины начинается от дальнего правого (северного) края поселка, за характерным недостроенным домиком. Она поднимается крутым серпантином, хорошо набитая, живописная. По тропе осуществляется регулярная связь между Нарвадом и верхним кошем - Кулинарвадом: вниз, из коша несут молоко и молочные продукты, дрова, вверх - овощи, фрукты и продукты из магазина. Из идущих вниз мы видели целую делегацию с осликами, груженными дровами (фото- Витя). Вверх после обеда шёл один старичок (нам очень понравился его стиль подъема: он вышел раньше нас, где- то по пути посидел, поспал в тени камушка и пошел дальше, явно осуждая нас за торопливость :-)). После одного перехода тропа выходит на первый уступ долины и выполаживается (Н=2200м [056]), идти становится легче. Она идет, траверсируя орографически левый борт долины, высоко над водой, плавно набирая высоту. За 3 двадцатиминутных перехода доходим до места, где тропа приближается к реке. Долина сужается, приобретает каньонообразный вид, тропа огибает живописные выходы скал. Чуть выше сужения есть хорошее ровное место для ночевки (1 час 50 минут подъёма от посёлка), но оно практически на тропе. Решаем постараться подняться выше коша. Пережидаем на тропе, пропуская ребят с осликами, идущих вниз. Еще за один переход доходим практически до коша [059], отдыхаем, собираемся, чтобы не ходить через посёлок по одному. Нас уже заметили, к нам на встречу выходит целая делегация: несколько женщин и куча детишек. Угощаем их конфетами. По- русски говорят только старшие, и то не очень хорошо.

Основная тропа на перевал Нарвад начинается за кошем: если перейти реку Нарвад по мосту за кошем, то прямо от него она уходит круто вверх, чтобы после примерно 500 метров набора высоты уйти вправо по ходу, траверсируя травянистые гребни в сторону перевала. Начало тропы хорошо видно. Что по пути с водой и с местами для ночевки - непонятно. На карте обозначены родники, но год очень сухой, воды мало. Решаем дойти до впадения в Нарвад крупного левого притока (реки Ганза) и искать места ночевки там, у слияния истоков реки (долина реки поворачивает здесь влево по ходу, на юго- запад, юг). (В одном из имеющихся у нас описаний перевала - Симкин, 1976 год - также указан именно такой путь подъёма под перевал). За 25 минут доходим до слияния и отправляемся на поиски подходящего места. На левом берегу реки совсем ничего нет, склон. Переправившись по камням на правый берег выше слияния истоков, ищем места там. Стоять здесь тоже плоховато: нет ровных участков, наклон, кочки. В конце концов находим что- то более- менее приемлемое на правом берегу реки Нарвад, переправившись по камням и через правый исток реки Нарвад. Участки наклонные, среди кустов, но жить можно (Н=2770м [CAMP7]). Ходившие на разведку выше по течению реки Нарвад говорят, что там тоже нет хороших мест, а река уходит под камни. Воду, в результате, берём из реки и ручья, текущего выше по склону. Сюда мы поднялись за 3 часа общего ходового времени (или за 2 часа 07 минут ч.х.в.).

С утра (выходим в 7:04) продолжаем подъем на перевал. Переходим обратно на левый берег истока реки Нарвад и начинаем подъем без тропы вдоль него. Идем то по травянистому некрутому склону с камнями, то вдоль русла. Выше небольшого уступа долины река уходит под камни, идем местами по руслу. Поторапливаемся - снизу нас догоняет поднимающееся на пастбище стадо коров. Кое- где участки тропы, но и без неё идти несложно (фото 4.3). За 4 перехода от места ночевки (1 час 34 мин ч.х.в.) поднимаемся под первые скальные выходы. В надежде "поймать" основную тропу, забираем левее по ходу, поднимаемся по травянистому склону под второй, верхний скальный пояс. Сюда выходит нужная тропа. Огибаем по ней скальные выходы снизу и выходим под перевальный взлет. До него еще около 100 м по высоте и понять, где именно седловина, непросто. Весь склон исчерчен коровьими тропами. В результате разделяемся и поднимаемся кто во что горазд: большая часть группы уходит прямо вверх и за 35- 40 минут поднимается сначала по лощине, а затем по травянистому склону крутизной до 35- 40° в верхней части на перевальный гребень. Оттуда, пройдя по гребешку на север около 100 м, выходим к туру. Двое уходят по склону правее по ходу, за неявный травянистый гребешок и там выходят на нужную тропу, которая, плавно траверсируя склон, выводит на перевал, к туру (фото 4.4, 4.5, Н=3610м [NARVAD]) (пришли на 10 минут раньше). На перевале уверенная мобильная связь - вышка около Искандеркуля практически в прямой видимости. На перевал от места ночевки поднимались 3 часа 20 минут общего времени (или 2:30 ч.х.в.).

Спуск с перевала проходит сначала по осыпи крутизной около 20°, затем, после локального выполаживания, уходим правее по ходу, обходя скальные выходы (фото 4.6). Большую "чашу" под перевалом с дном, покрытым камнями, обходим справа по ходу (сначала идем траверсом по одной из коровьих троп, затем спускаемся прямо вниз и пересекаем по средним камням цирк). Внизу, за каньоном реки Серимы, видно озеро Искандеркуль. Направляемся к зеленому пятну- островку среди камней недалеко от реки. Когда выходим на него, то обнаруживаем, что место не очень удобное для ночевки - уклон около 5°. Побродив по окрестностям, не обнаруживаем ничего подходящего, так что остаемся здесь (Н=3040м [CAMP8]). Сходили на разведку через реку, но и за ней не обнаружили площадок. К месту ночевки спустились с перевала за 1 час 20 минут. Вода - в роднике в 150м ниже по течению реки. В реке Серима, текущей местами по конгломератной промоине, вода мутная. Устраиваем полудневку - стираем, моемся. Сходили прогуляться вниз по каньону Серимы. Склоны сначала простые, нечеткая тропинка идёт по травянистому склону левого берега реки, затем она выходит на конгломератные участки. Пройдя их - спускается к зеленой площадке- выполаживанию. Сам каньон, ключевой участок, видимо, начинается ниже по склону, поскольку до этого места долина проходится легко.

Подъём от пос. Нарвад до слияния истоков р. Норват

(поворот к перевалу) 3 часа

2 часа 07 минут ч.х.в.

Подъём на перевал 3 часа 20 минут

2 часа 30 минут ч.х.в.

Спуск с перевала до р. Серима 1 час 20 минут

Итого: 7 часов 40 минут

5 часов 57 минут ч.х.в.

Выводы: перевал Нарвад - 1А. Западный, осыпной склон перевала сложнее, чем восточный, на который можно подняться по тропе (если ею правильно воспользоваться, чего мы не сделали :-)). Впрочем, подъем на перевал без тропы также несложен. Перевал является реальной альтернативой каньона на реке Серима и позволяет логично и просто выйти под перевалы Биоб, Сурх. Путь, конечно, удлиняется, но существенно упрощается.

Перевал Биоб (1А, 4255)

Высота 4150 м по классификатору

4255 м по GPS

Характер снежно- осыпной

Ориентация запад- восток

Номер в классификаторе 13

Расположен в южном отроге Фанских гор, южнее пика Красных зорь. Соединяет долины рек Серима и Биоб (Хавзак).

Прохождение: 8- 10 августа 2011 года. Описание даётся от реки Серима до ледничка с западной стороны от перевала. С перевала снята записка группы туристов г. Москвы (т/к "Плющиха") от 21.08.10 (поход н/к с эл. 3 к.с., Степанов П., Скитович Ю.). Предыдущая записка: альпгруппы из Таджикистана.

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки, ледорубы,

Погода во время прохождения: 8 августа переменная облачность, вечером небольшой дождь, 9 августа облачно, дымка, к вечеру сильный ветер, 10 августа ясно, солнечно.

Варианты подъема под перевал Биоб рассматривались нами еще с перевала Нарвад (фото 4.5, 5.1). Проблема при подъеме на этот перевал с востока заключается в том, что основной ручей, вытекающий из- под ледника под перевалом, течет через скальный каньон, не очень понятно, насколько проходимый (перепад высот 500м, протяженность около 700м). Поэтому альтернативные варианты подъема на перевал: 1) вдоль ручья - правого притока реки Серимы, лежащего южнее основного ручья, с последующим переваливанием через боковой травянистый гребень на север, в цирк перевала 2) по травянистому крутому склону севернее каньона с последующим переваливанием через боковой травянистый гребень на юг, в цирк перевала Выбираем первый вариант - он выглядит проще, в имеющихся у нас описаниях ("Черемушки", школа 1976 года) его проходили так же.

Выходим из лагеря в 7 утра. Переправившись через реку Серима по камням выше впадения в неё правого притока, поднимаемся по травянистому некрутому склону к ручью. Переправившись через него, поднимаемся, в основном, по его орографически правому берегу, иногда переходя на левый. Есть неявная тропка, идти несложно, склон крутизной около 20- 25 гр., травянистый с камнями. За 4 перехода поднимаемся на выполаживание выше каньона (1 час 40 минут общего времени). В чашеобразном травянистом цирке пасется огромное стадо овец, 2 пастуха (Н=3570м [070]). По- русски говорят, но не очень хорошо, один из них беседует по мобильнику. Пытаемся расспросить их как удобнее идти к нашему перевалу - неудачно, они указывают нам путь к какому- то другому перевалу в верховьях этой долинки. Судя по отсутствию свежих следов внизу, у реки Серимы, пастухи приходят сюда из долины Казнока через перевал Анзак и какой- то боковой перелаз или непосредственно из урочища Каладаст - точнее понять из разговора не удалось.

За 20 минут взбираемся на довольно крутой (около 35 гр. в верхней части) боковой гребешок и некоторое время поднимаемся по нему (фото 5.2). Отсюда хорошо виден перевал Нарвад, район пер. Линкор (фото 5.3). Затем чуть приспускаемся и, траверсируя травянистый склон, выходим к основному ручью из- под перевала Биоб. Немного поднявшись вдоль него по осыпям, останавливаемся в 11:20 на обед (H=4005м, [OBED8]). Все еще есть мобильная связь.

Выходим после обеда в 13:12. Дальнейший путь под перевал идет сначала вдоль ручья, текущего среди моренных валов, затем - по снежникам (фото 5.4). За 1,5 перехода от места обеда подходим под перевальный взлет. Решаем подняться на седловину левее скального выхода- гребешка по характерному черному склону. Он некрутой, до 30 гр. максимум, покрыт очень приятной мягкой мелкой сланцевой осыпью, в которой получается хорошая тропинка. Поднимаемся правее по ходу от небольшого снежника, спускающегося с гребня. К 14:00 выходим на седловину перевала.

Седловина перевала - широкое осыпное поле с отдельными невысокими скальными выходами (Н=4255 м на скальном выходе посреди седловины, фото 5.5, [BIOB]). Сильно дует. Немного приспустившись на запад, встаем лагерем, подровняв уже готовые места. За водой ходим к леднику (вернее, к снежному карнизу), спускающемуся с седловины на запад. С перевала можно спускаться как к ручью Биоб, так и к ручью Анзак. Высота 4250 метров, за день мы набрали 1215 м. Вечером ходим на разведку подходов под пик Красных зорь, рассматриваем варианты начала подъема на пик. Идёт небольшой дождь.

На следующий день, совершив восхождение на пик Красных зорь (см. ниже), остаемся ночевать на седловине. Спуск с перевала начинаем уже 10 августа. При готовке завтрака возникли проблемы, одна из горелок не разжигалась совсем, удалось только сварить кашу. Поэтому решили спуститься с перевала и вскипятить чай уже внизу. По осыпи средней крутизны (около 30 гр.), оставляя ледник слева по ходу, за 20 минут спускаемся с седловины, выходим на пологий, а ниже - горизонтальный ледник (фото 5.6, 5.7), пересекаем его и, выйдя на правую боковую морену, останавливаемся на первом же ровном месте, чтобы почистить горелки и дозавтракать (Н=4010м, [077]). Перевал Сувтор, на который нам предстоит идти далее, находится почти над нами.

Подъём от р. Серима под перевальный взлёт 4 часа 50 минут

3 часа 32 минуты ч.х.в.

Подъём на перевал 20 минут

Спуск с перевала до морен 20 минут

Итого: 5 часов 30 минут

4 часа 12 минут ч.х.в.

Выводы: Перевал Биоб по прохождению - несомненная 1А. Спуск в сторону реки Казнок (на запад) не выглядит сложным. При спуске/подъеме на восток надо быть осторожными, чтобы не попасть в верхний каньон. Правильно выбранный путь также несложен вплоть до реки Серима. Однако дальнейший спуск с перевала по реке Серима в сторону Искандеркуля, судя по описаниям, идет через каньон 2Б! Поэтому при прохождении простых маршрутов перевал должен использоваться в связке с несложными перевалами (наиболее просто и логично - с Нарвадом (1А), сложнее и непонятно для чего - с Линкором (1Б)).

Восхождение на пик Красных зорь с юга (3А, 4746).

Категория трудности 3А

Высота 4830 м

4746 м по GPS

Характер маршрута скальный

Расположен в южном отроге Фанских гор.

Прохождение: 9 августа 2011 года. Описание даётся от стоянок на перевале Биоб. С вершины снята записка альпинистов- разрядников Карагандинского клуба альпинистов от 10 июля 1990 года, 6 человек (к сожалению фамилии, написанные карандашом, сложно различить (Байтолин (?), Бодашков (?) М. и др.) Ими снята записка группы Птицина (?), оставленная в тот же день.

Необходимое снаряжение: каски, системы, жумары, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, закладки (комплект), френды, крючья скальные, скальный молоток, ледобуры.

Погода при восхождении: Облачно, дымка, без дождя.

Восхождение на пик Красных зорь планировалось как одна из "изюминок" похода. Пик очень красивый (фото 6.13), при этом информации по восхождениям на него не было совсем, кроме косвенной (известно, что первопрохождение на него с перевала Биоб было совершено в 1937 году группой альпинистов под руководством Е.Казаковой, кроме того в списках восхождений за 1962, 1966 годы фигурировало восхождение на него альпинистов из Караганды). В статье Н. Пагануцци и В. Седельникова "Казахстанцы в Фанских горах" (Сборник "Побежденные вершины 1965- 67 гг) (http://rudocs.exdat.com/docs/index- 137514.html?page=5) указано: "Записка группы Казаковой на пике Красных Зорь пролежала 25 лет и снята карагандинской группой в 1962 году". Находились сведения, что альпинисты поднимались на эту вершину, в сборниках типа "Альпинисты Северной столицы", но без конкретики: когда, по какому маршруту. После безуспешных поисков хоть какого- нибудь описания восхождения по Интернету, с помощью знакомых альпинистов оно было найдено в библиотеке ФАР (описание 1962 года, связка Ю. Гульнев- Мироненко). К сожалению, ни фотографий, ни схем в описании не было, только текстовая часть. При подъеме на вершину мы ориентировались на описание и, судя по тому, что периодически находили старые крючья и петли, шли вполне традиционным путем. Записка, снятая с вершины была датирована 1990 годом (карагандинские альпинисты), то есть на вершину редко, но ходят!

Поскольку мы поднялись на перевал Биоб в середине дня, после установки лагеря у нас осталось еще достаточно времени, чтобы сходить прогуляться по гребню, подойти под начало маршрута, посмотреть заход на него (схема 1, фото 6.1). Подъем по некрутому широкому осыпному гребню через 5- 10 минут подводит к скальным выходам. Эта небольшая ступень хорошо просматривалась на фотографиях вершины, сделанных с запада, как и предполагалось, скалы несложные. Некоторые из участков обходятся справа по ходу, некоторые - проходятся "в лоб" простым лазаньем (фото 6.2). За скальными выходами следует осыпной участок крутизной около 20 гр., затем - опять чередование простых скал и осыпей разной степени подвижности. За 45 минут поднимаемся от седловины перевала под начало скального бастиона. Просматривая начало подъема, траверсируем склон влево по ходу, в сторону западного отрога и заглядываем "за угол": вверх и вниз уходят крутые красные скальные стены, подъем здесь явно сложнее 3А. В месте, где отрог подходит к скалам, на осыпи лежит старая петля, откуда- то свалившаяся. Вернувшись к центру бастиона, решаем подниматься на него с юга. Вариантов два: прямо по центру, по довольно крутым скалам с камином, либо чуть левее по ходу (западнее), по широкой щели- кулуару, высотой около 10 м. Кулуар выводит на осыпную полку, по которой можно пройти ногами. Просмотрев этот вариант подъема, возвращаемся в лагерь.

С утра 9 августа начинаем подъем на вершину. Выходим в 6:30. Погода хмурая, над горами дымка, но дождя нет. За 45 минут - 1 час подходим под начало маршрута (Н=4540м, [BEGINNING]) (фото 6.3). Небольшими группами с гимнастической страховкой поднимаемся по кулуару- щели (около 8- 10 м) (фото 6.4). Повернув вправо по ходу по осыпной полке (кулуару, понижению между скальными башнями), поднимаемся еще метров на 15, прижимаясь к левым по ходу скалам (здесь осыпь не так подвижна), затем пересекаем полку и поднимаемся на правые по ходу скалы (3- 5 метров), по ним доходим до скальной перемычки между нижней "башней" (первым жандармом) и основным скальным массивом (вторым жандармом еще около 10- 15 м, несложные скалы, гимнастическая страховка) (фото 6.5, 6.6). Основная проблема при движении по полке заключается в том, что она покрыта слоем подвижной осыпи, которая периодически съезжает вниз, причем не только при движении по ней, а даже при её "подрезании", поэтому проходим этот участок (до выхода на правые скалы) тремя небольшими плотными группами, остальные пока прячутся в стороне от кулуара, под прикрытием скального бастиона.

От перемычки скалы становятся существенно сложнее, начинаем вешать перила. Пройдя вправо по ходу и немного приспустившись, огибаем небольшой контрфорс и выходим на восточную сторону башни (7- 10м). На небольшой скальной полке делаем станцию на закладках и поднимаемся вверх по скалам средней сложности, сделав по пути подъема 2 промежуточных точки страховки на закладках. Протяженность крутого участка около 15- 17 м (наклонные плиты с щелями), затем выходим на гребень второго жандарма. Здесь закрепляем веревку за выступ. (В скалы чуть ниже вбит старый крюк). Подъем по первой веревке перил виден на фото 6.7.

Двигаемся по гребню около 30 м, по пути обойдя небольшой скальный жандарм (на обратном пути здесь повесили веревку перил для подстраховки). Чуть спустившись, выходим на первую седловину (Н=4620 м [PEREMYCHKA]). Вверх уходят крутые скалы третьего жандарма. Судя по описанию, альпинисты поднимались по щели чуть левее острого гребня. Нам же кажется проще путь чуть правее его (фото 6.8). Сделав станцию для страховки лидера на большом выступе на седловине, поднимаемся правее гребня. Первый участок перил - это несложные скалы, идётся "ногами", фактически без лазанья, выше, от щели, скалы становятся существенно сложнее, фактически это ключевой участок маршрута (около 20 м). Промежуточные точки - на закладках. Верхняя станция на крючьях на небольшой полке. Здесь также старый крюк, старая петля. Отсюда вешаем еще 10 м до выхода на гребень. (Сверху путь слева от гребня уже не кажется слишком сложным :-)).

Повесив веревку (продолжение) на траверсе узкого гребня, выходим на следующее выполаживание гребня (Н=4655м [076]). От него поднимаемся вертикально вверх по скалам (плиты) средней сложности (фото 6.9), уходя затем вправо по ходу по жёлобу к торчащему камню- выступу (закрепление веревки за выступ). Отсюда - веревка вертикально вверх по скалам сильно разрушенного гребня (жандармы) выводит на локальное выполаживание (в верхней части подъема - участок натечного льда в кулуаре между жандармами). Оставляем здесь рюкзаки с лишним снаряжением и одеждой (Н=4710м [STONE]). Аккуратно пролезаем примерно 30 м с гимнастической страховкой по крупным камням и небольшим стенкам и выходим к участку с гигантским камнем на гребне (фото 6.10). Огибая камень, вешаем еще одну веревку перил. От её конца по простым и средним скалам поднимаемся около 20 м справа от гребня и выходим на его верхнюю, горизонтальную часть. Здесь лежит снег. На гребне несколько отдельных скальных башен, где сама вершина - не очень понятно. В её поисках залезаем на несколько скальных возвышений (фото 6.11). Тур обнаруживается на дальнем (северном) выступе. Чтобы на него подняться (метров 10 по плитам и небольшая - 2- 3 метра вертикальная стенка) вешаем небольшой кусочек перил. Мы все собираемся на вершине через 7 с половиной часов от начала восхождения (фото 6.12). В общих чертах путь восхождения виден на фото 6.1, по крайней мере, определенно видны первая скальная перемычка и гигантский камень на гребне - явные ориентиры.

Спускаемся по пути подъема. Четыре верхних веревки снимаем лазаньем, ключевую веревку сбрасываем в 2 участка, нижнюю (там, где была первая на подъем) - оставляя расходную петлю. Для уверенного спуска сбрасываем еще одну веревку в осыпной кулуар, где на подъеме шли пешком (снимаем лазаньем), но из- за камнеопасности приходится проходить весь последний участок (перила, осыпной кулуар и скальную щель) поодиночке или группами по 2- 3 человека. Спускаемся в лагерь на седловине перевала Биоб к 17:30, потратив на это 4 часа. Решаем сегодня не спускаться, заночевать здесь же.

Подъём на вершину 7 часов 30 минут

Спуск с вершины 4 часа

Итого: 11 часов 30 минут

Выводы: Пик Красных Зорь - красивая, интересная скальная 3А. Не очень простая, требующая как минимум одного скального лидера в группе. Умение всех участников уверенно передвигаться по скалам также необходимо. Скалы местами разрушенные, поэтому при подъеме большой группой следует быть максимально внимательными.

Перевал Сувтор (1Б, 3990 м)

Категория трудности 1Б

Высота 3900 м по классификатору

3990 м по GPS

Характер скально- осыпной по классификатору

осыпной по факту

Ориентация север- юг

Номер в классификаторе 85

Расположен в Фанских горах. Соединяет долины рек Биоб и Сувтор.

Прохождение: 10 августа 2011 года. Описание даётся от ледничка под перевалом Биоб (с запада от перевала) до стоянок под перевалом Седло Ганзы. С перевала снята записка группы туристов г. Москвы (т/к МГУ) от 30.07.94 (5 человек, поход 4 к.с., руководитель Обольский О.Л.). Предыдущая записка группы туристов Института Прикладной физики АН СССР от 29.08.91 (руководитель Шлепнев, м/к №7091).

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки, ледорубы.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

Описания перевала Сувтор мы не нашли ни в библиотеке МГЦТК, ни в Интернете. Однако, судя по топографической подробной карте, можно было предположить, что перевал несложный, 1А- 1Б, позволит нам перейти из- под перевала Биоб под перевал Седло Ганзы без лишнего сброса/набора высоты. Взлет перевала Сувтор с юга представляет собой некрутой осыпной склон (до 20- 25 гр.), высотой около 100м (фото 7.1). Подъем на перевал Сувтор начинаем с правобережной морены ледника, спускающегося с перевала Биоб. Держа направление на перевальную седловину поднимаемся траверсом осыпного склона, плавно набирая высоту. Осыпь несложная, средняя, достаточно устойчивая, поэтому за 20 минут выходим на седловину перевала (фото 7.2). Она осыпная, довольно широкая, при необходимости здесь можно поставить палатки, но воды нет и большого смысла тоже, поскольку нормальные места для ночевки можно найти с южной стороны перевального взлета, на площадках среди моренных валов. Тур - в центре седловины. (H=3990м, [SUVTOR]). Отсюда также можно подняться по гребню под начало маршрута на пик Красных Зорь (как сделали альпинисты в имеющемся у нас описании), хотя такой путь будет несколько труднее описанного нами (с перевала Биоб).

Вниз с перевала уходит осыпной склон, также некрутой, до 25 гр. По нему за 5- 10 минут спускаемся в неширокую долину, дно которой завалено моренным материалом: камни разной величины, конгломератные отложения (фото 7.3). По пути спуска обходим справа по ходу обширную яму- котловину, затем движемся по центру долины, среди завалов камней, иногда по пути попадаются туры. Впереди уже видны травянистые склоны и дно долины, но, чтобы к ним выйти, необходимо спуститься с высокого моренного вала. Сверху не видно, что вал обрывается крутым конгломератным склоном, прохода здесь нет. Так что, выйдя на подобный участок при спуске по центру долины, уходим вправо по ходу, в ложбину между валом и коренным склоном. Здесь также есть когломератная ступень, но она существенно ниже. Аккуратно сползаем 3- 5 м с самостраховкой ледорубом и, по дну ложбины, выходим под вал (Н=3770м, 55 минут ч.х.в. с перевала [079]) (фото 7.4, 7.5, 7.6).

Начинаются травянистые участки, идти легко, долина практически горизонтальная. Для спуска к реке Казнок нужно уходить прямо по долине, нам же необходимо выйти под перевал Седло Ганзы, поэтому решаем выйти туда без потери высоты, обогнув скальный отрог, разделяющий цирки.

Уходим вправо по ходу, траверсируем некрутые травянистые склоны и за 20 минут выходим в локальный травяной цирк (террасу) у северной оконечности гребня. Продолжаем траверсировать склоны, огибая небольшой "холм" и скальный выступ справа по ходу, спускаемся к ручью с пер. Сурх, затем, продолжая траверс, выходим на осыпной участок. Осыпь не очень устойчивая, местами "живая", поэтому наименее трудоёмкий путь - траверсировать склон в сторону реки Ганза Западная и подниматься под перевал вдоль воды. Отлично виден заход на перевал Седло Ганзы (фото 8.1). Траверс выводит выше скального уступа, с которого река падает небольшим водопадом. Еще за 35 минут выходим к намеченному месту ночевки - у больших камней под перевалом Седло Ганзы (Н=3860м) [CAMP11]).

Подъём от морен под пер. Биоб 20 минут

Спуск с перевала до травянистых полян 1 час 05 минут

55 минут ч.х.в.

Переход до стоянок под пер. Седло Ганзы 1 час 25 минут

1 час 15 минут ч.х.в.

Итого: 2 часа 50 минут

2 часа 30 минут ч.х.в.

Выводы: Перевал Сувтор, несмотря на простоту прохождения самого перевального взлёта - 1Б. Спуск среди морен на северо- восток, спуск с преодолением крутого конгломерата - ключевые участки при прохождении, определяющие его категорию трудности.

Перевал Седло Ганзы (2Б, 4465м)

Категория трудности 2Б

Высота 4400 м по классификатору

4465 м по GPS

Характер ледово- скальный

скальный по факту прохождения

(спуск через перевал Гусева- Мухина)

Ориентация юго- запад - северо- восток

Номер в классификаторе 18

Расположен в Фанских горах. Соединяет долины рек Сувтор (Ганза Западная) и Жёлтая (Имат).

Прохождение: 11 августа 2011 года. Описание даётся от стоянок под перевалом Седло Ганзы до седловины перевала.

Необходимое снаряжение: каски, системы, жумары, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, закладки (комплект), френды, крючья скальные, скальный молоток.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

К месту ночевки под перевалом Седло Ганзы мы вышли, как и планировали, в середине дня (к 12:00). Лагерь устанавливаем у больших камней, вода из ручья, есть несколько хороших готовых площадок. Поэтому у нас осталось достаточно времени, чтобы предварительно обработать маршрут. Пообедав и собравшись, скальные лидеры выходят из лагеря в 14:50. Поднявшись по осыпи крутизной до 25 гр. вдоль ручья под скальный пояс, перегораживающий долину, ребята начинают обработку маршрута. Скальная стена - ключевой участок при прохождении перевала с запада (фото 8.1). Практически все промежуточные точки и станции - на крючьях, иногда к ним добавляются закладки, френды. По пути встречаются старые скальные крючья, петли. Осторожно, некоторые из крючьев вынимаются руками&hellip Скалы по своему типу являются "бараньими лбами" - крутые (увеличивающейся крутизны), монолитные, с вертикальными трещинами. Высота ступени около 150м. Ручей, вытекающий из-под перевала Кальгаспорный, падает водопадом орографически слева (справа по ходу) (фото 8.2, 8.3). Седловины перевала не видно - она скрыта за отрогом.

Первая веревка перил идет существенно левее по ходу от водопада по характерной широкой мокрой щели (нижняя страховочная станция - на крючьях у левого по ходу края площадки под скалами) (фото 8.4). Скалы монолитные, но местами на них лежит мелкая крошка, так что при подъеме необходимо внимательно отнестись к вероятному падению камней. Возможность отойти в сторону, не стоять под поднимающимся по перилам человеком, укрыться за скалой всей группе здесь есть. Первая веревка заканчивается на полке, где достаточно комфортно может собраться 4-5 человек. Верхняя станция -на крючьях. Вторая веревка идет немного правее по ходу, по скалам средней сложности вдоль небольшой щели, промежуточные точки на крючьях, френдах (фото 8.5). Станцию крепим на крючьях. У окончания веревки также площадка, но небольшая: здесь поместятся 3-4 человека, но уже не так комфортно.

Третья веревка уходит левее по ходу (около 5-6 м траверсом влево по ходу по простой полке, затем вертикально вверх), лазанье по узкой щели, плитам (фото 8.6). Закрепление наверху на крючьях, промежуточные точки - на френдах, якорных крючьях. Поскольку все веревки провешены, возвращаемся в лагерь. На провешивание 3 веревок было затрачено 4 часа.

С утра 11 августа выходим в 7:10. За 1 переход (30 минут) поднимаемся на выровненную площадку под началом скал (фото 8.3). Подъем по 3 веревкам занял у нас около 3-х часов. (Верхнюю веревку пришлось немного перевешивать, закреплять на ней защиту, поскольку при подъеме по ней с рюкзаком уже первого участника стало понятно, что она сильно бьется на одном из перегибов). Вообще, защита на веревку в Фанах -очень актуальное снаряжение, регулярно нами используемое.

Чтобы выйти на ровный участок, провешиваем небольшой участок перил (четвёртая веревка) до выхода на безопасное место [082]. Закрепление за выступ.

Далее необходимо подняться и пройти траверсом по наклонным плитам. Они некрутые, налегке путь прост, но наличие рюкзака сразу усложняет ситуацию. Провешиваем еще одну веревку перил вверх до полочки на плитах (закрепление за камень) и её же дальше, на траверс плит (закрепление за большой камень) (фото 8.7). После этой веревки следует небольшой участок по осыпям вдоль ручья с дальнейшим подъемом влево по ходу по простым скалам. Через 25 минут выходим в осыпную "чашу". (Н=4290м [083]). Время -11:35, от места ночевки сюда поднимались 4 часа. Прямо перед нами - ледник (и вытекающий из-под него ручей), спускающийся с перевала Кальгаспорный (фото 8.8). Нам же необходимо уходить вправо по ходу, заход к перевалу Седло Ганзы не очень явный, между скальными гребнями, сама седловина открывается только в самой верхней части подъема.

По осыпям поднимаемся на скальный выход и, продолжая уходить вправо, по крупной осыпи выходим за полчаса под заключительный участок подъема на перевал (фото 8.9). Это -осыпной склон высотой около 150 м, протяженностью около 250-300м. Осыпь средняя и мелкая, "живая", крутизна до 30-35 гр. Всё едет из-под ног, подниматься физически очень нелегко. Разбившись "по интересам", поднимаемся кто справа по ходу, кто слева, кто по центру (склон достаточно широкий, чтобы не "сыпать" друг на дружку). В общем, плохо везде. Передвигаемся от одного крупного камня к другому, пытаемся формировать ступени. Минут через 20 подъема склон становится положе, появляются скальные выходы, идти становится легче. Склон плавно поворачивает влево по ходу. Через 30 минут подъема по осыпи выходим к площадкам под перевалом. Площадок много, лучше выбирать те, которые ниже: здесь не так сильно дует. Вода -с ледника на перевале. Здесь уже стоит группа из Екатеринбурга, но они уже собирают палатки, поскольку хотят перенести свой лагерь на перевал Кальгаспорный.

Ставим здесь лагерь (высота 4460м [CAMP12]), перекусываем и отправляемся в 14:50 на восхождение на вершину Малая Ганза.

Подъём под бараньи лбы 30 минут

Преодоление скальной ступени (первые 3 веревки) 3 часа

Подъем в верхний осыпной цирк 1 час

Подъём на седловину перевала 1 час

Итого: 5 часов 30 минут

Выводы: перевал Седло Ганзы с запада очень интересен для прохождения. Несмотря на то, что ключевой участок не очень протяженный, всего на 3-4 веревки, подъем явно соответствует 2Б, поскольку сами по себе скалы непростые. Приятно, что они монолитные, малосыпучие. На пути подъема встречается довольно много крючьев и петель, однако надежность большинства из них сомнительна, поскольку многие из них старые.

Восхождение на вершину Малая Ганза по северо-западному склону (4946м, 2Аальп.)

Категория трудности 2А

Высота 4958 м

4946 м по GPS

Характер маршрута ледово-снежный

Расположен в центральной части Фанских гор, между в. Б. Ганза и Бодхона.

Прохождение: 11 августа 2011 года. Описание даётся от стоянок на перевале Седло Ганзы.

Необходимое снаряжение: каски, системы, ледорубы, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, ледобуры.

Погода при прохождении: Ясно, солнечно.

Выходим из лагеря на перевале Седло Ганзы в 14:50. С седловины перевала спускаемся в сторону р. Имат по осыпи влево, обходя по низу скальную вершинку, возвышающуюся к северу от перевала, поднимаемся серпантином по мягкой осыпи, формируя ступени, и через 15 минут выходим на широкий осыпной гребень, ведущий от перевала Седло Ганзы к перевалу Кальгаспорный (фото 9.2). За 25 минут доходим до перевала, спустившись на него несколько метров по простым скалам. Здесь стоит лагерем уже знакомая нам группа из Екатеринбурга. Чтобы продолжить движение к вершине, необходимо выйти на ледник, спускающийся к перевалу относительно крутым "лбом" (фото 9.3 [086]). Крутизна участка около 25-35 гр., протяженность около 15 м, можно найти путь по полочкам, с самостраховкой ледорубом (фото 9.4). Надеваем кошки и поднимаемся на горизонтальную часть ледника. Он открытый, лавируем между трещинами. (Вешаем небольшой кусочек перил для подстраховки при переходе через одну из трещин). Постепенно ледник закрывается, связываемся. Двигаемся в направлении вершины по широкому горизонтальному леднику. Чуть приспускаемся в огромную снежную "чашу" и, придерживаясь её левого по ходу края, начинаем подъем под вершину. Скальный выступ-нунатак остается справа по ходу. Весь ледник в неглубоких ложбинах от таящей воды, поднимаемся вдоль них, временами тропим, но не глубоко, по-щиколотку. Крутизна небольшая, 15-20 гр., по мере подъема она увеличивается до 25 гр., плавно поворачиваем левее по ходу (фото 9.1). В верхней трети подъема выходим к большому бергшрунду, подрезающему склон. Справа по ходу его можно обойти, он становится уже, появляются хорошие мосты. Путь вдоль нижнего края бергшрунда проходит по весьма своеобразному "микрорельефу": весь склон покрыт маленькими кальгаспорами, идущими рядами (фото 9.5, 9.6). Их высота -от 20-30 см до 70 см-1 метра, так что приходится через них постоянно перелезать. Это, конечно, не очень удобно, но само по себе место очень интересное и забавное (и страховаться можно, закладывая веревку за кальгаспоры :-)). Подойдя к тому месту, где бергшрунд перекрыт хорошим мостом, начинаем подниматься по льду вертикально вверх. Крутизна -от 25 до 40 гр. в верхней части. Выйдя на седловину между вершинами, поднимаемся на правую по ходу, которая, судя по описаниям, выше. До самого выхода на осыпи вершины не развязываемся, поскольку есть трещины (фото 9.7). Любуемся открывающимися замечательными видами (фото 9.8). Есть мобильная связь. Подъем на вершину с перевала Седло Ганзы занял у нас 2 часа 25 минут общего времени. ([M GANZA]).

Спускаемся по пути подъема. Поскольку вниз по ледовому склону средней крутизны спускаться тяжелее, чем подниматься, вешаем перила, идём "связка по связке" (2 веревки). Далее спускаемся в связках по своим же следам. Через 1 час 15 минут от начала спуска выходим на седловину перевала Кальгаспорный, к 18:50 (через 1 час 35 минут от вершины) возвращаемся в лагерь на Седле Ганзы.

Подъём на вершину 2 часа 25 минут

Спуск с вершины 1 час 35 минут

Итого: 4 часа

Выводы: Классическая снежно-ледовая 2А. Очень понравились мелкие кальгаспоры -таких их "полей" никто из нас не видел раньше (фото 9.5). С вершины открывается отличный вид, в том числе на вершину Большая Ганза (фото 9.8), массив Замка (фото 15.3).