Руководитель: Л.Кудоярова, г.Томск

Отчет о горном походе 3 к.с. по Алтаю летом 2011 г. Часть 1

Томская федерация спортивного туризма

ОТЧЕТ

о прохождении горного туристского спортивного маршрута третьей категории сложности по Северо-Чуйскому и Южно-Чуйскому хребтам Центрального Алтая, совершенном группой т/к «Янтарь» г. Северск и т/к «ТАКТ» г. Томск в период с 23.07.2011 по 11.08.2011 года.

Маршрутная книжка № О –25 – 11

1.3. Сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность общая / ходовых дней

Сроки проведения

горный

третья

161 км (с коэф. 1.2)

18 / 17

23.07.11 – 11.08.11

1.4. Подробная нитка маршрута:

пос. Чибит – руч. Орой – пер. Орой н/к 2230м – р. Шавла – пер. Сибиряк 2А 3050м (первопрохождение) – р. Куранду – пер. Циолковского 2А 3050м – р. Юнгур – пер. Разведочный 1Б 3145м – пер. Камрю Западный-2 1Б 3040м – оз. Камрю – р. Карагем – р. Йолдо-Айры – р. Киренэльдуярык - лед. Карагелу – пер. 60 (30) лет ВЛКСМ 1Б 3190м (радиально) – пер. Восход 2А 3557м – р. Талдура – пос. Бельтир – Чуйский тракт

1.5. Обзорная карта района:

Камрю Западный 2, 3040м

Осыпь, скалы, снег

перевал

60 лет ВЛКСМ, 3190м (радиально)

Лед, осыпь

(по пути подъема)

Восход, 3557м

Лед, снег

Скалы, осыпь

1.8. Место нахождения отчета:

Отчет находится в библиотеке МКК Томской федерации спортивного туризма.

1.9. МКК рассмотревшая отчет:

Поход рассмотрен МКК Томской федерации спортивного туризма

(м.к. № О –25 –11). Шифр полномочий: 170-00-55553050.

2. Содержание отчета.

2.1. Общая идея похода. Стратегия и тактика ее достижения.

Общая смысловая идея состояла в том, чтобы объединить в одном маршруте все Чуйские хребты Горного Алтая, как можно лучше познакомиться с этим районом, пройдя при этом новые для нас и сравнительно редко посещаемые перевалы. Маршрут должен быть интересным, насыщенным техническими препятствиями и быть протяженным, позволяющим каждому участнику усовершенствовать свои навыки работы в горах, проверить себя на выносливость.

Изюминкой похода было первопрохождение перевала через гребень из ущелья левого притока реки Шавлы в долину реки Куранду. Место для перевала логичное, а сам гребень интересен своими скальными останцами.

Основной состав группы был сформирован в январе 2011г. Начались физподготовка и совместные технические тренировки. Техническая подготовка к маршруту заключалась в рациональном подборе снаряжения и продуктов питания. Маршрут линейный, протяженный и длительный, поэтому суточный рацион питания составлял в среднем 514 г. на человека. Таким образом, удалось достичь приемлемого веса рюкзаков на старте. Была собрана информация из Интернета по району маршрута, распечатаны карты и треки прохождения сложных участков. Было много вопросов по редко посещаемым перевалам Лена, 60 лет ВЛКСМ, т. к. полной информации по этим перевалам в Интернете не было.

Был приготовлен прибор GPS навигации с картой района. Оформлены в СОГАЗ медико-транспортные страховки на всех участников.

2.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон.

Можно до Барнаула добираться на поезде Томск- Барнаул, а затем на микроавтобусах следовать до начала маршрута. В Барнауле и Бийске сейчас много транспортных фирм и частников, предоставляющих свои услуги по заброске.

Мы же решили в этот раз добираться на микроавтобусе прямо из Северска, договорившись со знакомым водителем. По пути забрали ребят из Томска и Новосибирска. Была договоренность с водителем, что в конце маршрута он же нас и заберет.

Наш маршрут в пограничную зону не входил, поэтому погранпропуска мы не оформляли.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты.

Выходы из района очевидны: в начальной части маршрута это спуск по р. Шавла через перевал Москвич или Орой в поселок Чибит. В случае возникновения аварийных ситуаций наиболее удобно иметь при себе страховку, предусматривающую вывоз вертолётом (у нас была оформлена заранее в Согаз – см. образец в приложениях). На Шавлинских озёрах можно нанять лошадь. Из долины реки Карагем можно через перевал Карагем н/к спуститься в поселок Бельтир.

В связи с малой информацией по прохождению наших перевалов, было спланировано достаточно много запасных вариантов.

1) вместо первопрохождения перевала: пер. Козий 1А – Куранду 1А

2) вместо пер. Лена 2А – пер. Камрю З.: пер. Терешковой 1Б*

3) вместо 60 лет ВЛКСМ – пер. Восход 2А: Стройгаз 1Б*- Талдуринский 1Б* : или связка Переметный 1Б* - Химик 2А

Рассматривался вариант прохождения пер. Разведочный вместо пер. Лена, была собрана по нему информация, но в маршрутную книжку не был внесен, как запасной.

2.4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут запланированный:

пос. Чибит – р. Чуя – руч. Орой – пер. Орой н/к 2229м – р. Шавла – пер. Сибиряк 2А 3050м (первопрохождение) – р. Куранду – пер. Циолковского 2А 3150м – р. Юнгур – пер. Лена 2А 3215м – пер. Камрю Зап. 2 1Б 3200м – оз. Камрю – р. Карагем – р. Атбаджи – пер. 60 лет ВЛКСМ 1Б 3100м – пер. Восход 2А 3240м – п. Металлург 3933м 2А альп. (радиально) – р. Талдура – лед. Талдуринский – пер. Сибстрин 3400м + в. Ольга Вост. 3591м 2А (радиально) – р. Талдура – р. Джело – пер. Кзылташ 2А 3200м – альп/л Актру – Чуйский тракт

Маршрут пройденный:

пос. Чибит – руч. Орой – пер. Орой н/к 2229м – р. Шавла – пер. Сибиряк 2А 3050м (первопрохождение) – р. Куранду – пер. Циолковского 2А 3150м – р. Юнгур – пер. Разведочный 1Б 3150м – пер. Камрю Зап. 2 1Б 3200м – оз. Камрю – р. Карагем – р. Йолдо-Айры – лед. Карагелу – пер. 60 лет ВЛКСМ 1Б 3100м (радиально) – пер. Восход 2А 3240м – р. Талдура – пос. Бельтир – Чуйский тракт

1. Группа отказалась от радиального прохождения п. Металлург и Ольга Вост. и пер. Кзылташ.Причина – в связи с отставанием от графика и не благоприятными и не стабильными погодными условиями для восхождения.

2. Группа отказалась от прохождения перевала Лена. Причина – разведка подъемного кулуара на перевал оценена группой выше 2А категории. Камнепадоопасный ледовый кулуар 45-60 градусов, при прохождении которого необходимо провесить 6-7 веревок по 50м.

В целях безопасности группы и неготовности идти перевалы выше заявленной категории, решено вместо перевала Лена, пройти перевал Разведочный 1Б, находящийся в этом же цирке. Подробное описание и фотографии перевала Лена представлены в отчете (см. ниже)

2.5. График движения.

1. Время, указанное в описании, локальное, отличающееся на +3 часа от московского.
2. Встречающиеся в тексте термины «левый» и «правый» берега, если явно не указано относительно чего, следует понимать орографически.
3. Высоты даны в соответствии с показаниями прибора
GPS навигации.

Дни пути

Участок пути

Протяженность, км

Чистое ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метео-

условия

пос. Чибит – руч. Орой

Автодорога до пос. Чибит. После грунтовая дорога до моста через Чую в районе ручья Орой. Доехали на грузовой машине. Проход по мосту платный.

Подъем по руч. Орой

1ч30мин

Тропа по лесу вверх, обход крутого скального участка слева по ходу. Ночевка у ручья Орой выше скального участка. Есть места под палатки. Ставим лагерь в 19-10. Высота ночевки 1504м. Набор высоты 183м.

Подъем на пер. Орой н/к

3ч20мин

Выход в 8-30. Подъем по конной тропе, местами разбитой, сначала по правому берегу ручья, затем переходим на левый берег и поднимаемся по лесу вверх на плато Ештыкол. Выходим на грунтовую дорогу, ведущую на перевал. На перевале в 13.50. Седловина перевала 2230м, травянистая, широкая. (Фото 24) Набор высоты 726м.

Ясно

Спуск до левых притоков р. Шабага

3ч10мин

Грунтовая дорога идет через все заболоченное плато и спускается к реке Шабага. Переходим на левый берег по камням и спускаемся с плато по тропе (Фото 25), сначала вдоль русла Шабаги, прямо у кромки воды, огибая прижим, затем небольшой подъем в лес и крутой спуск к левому притоку р. Шабаги. За ним есть уютные стоянки в лесу. Ставим лагерь в 17ч. Высота ночевки 1894м. Сброс высоты 336м.

Спуск вдоль р. Шабаги до р. Шавлы

4.8

2ч30мин

В 8ч переходим по бревнам второй левый приток Ильтускан. Далее идет извилистая и разбитая лошадьми, лесная тропа вдоль реки Шабаги. Не доходя до слияния ее с рекой Шавлой, тропа уходит влево, и выходит к реке Шавла, выше слияния. Сброс высоты 220м.

Пасмурно, дождь

Подъем по реке Шавла до места переправы.

2.2

40мин

Поднимаемся по разбитой лесной тропе среди зарослей кустов, вдоль Шавлы до разливов, напротив водопада, левого притока, спадающего из нашего ущелья перевалов Сибиряк, Козий (Фото 26). Делаем разведку переправы. Ставим лагерь в 13-20 на правом берегу, есть стоянки. Высота ночевки 1709м, набор высоты 35м.

Пасмурно,дождь

Подъем в ущелье выше водопада.

1.8

4ч50мин

В 8-10 выходим. Проходим вброд «стенкой» по 3 человека первое русло на разливах Шавлы. Подходим к завалу из бревен через второй поток, натягиваем перила, чтобы за них держаться для безопасности прохождения, так как местами бревна без коры и скользкие (Фото 27, 28). Через третий поток так же проходим по бревну со страховкой. Поднимаемся по правому берегу водопада. Тропы нет. Ручей стекает по довольно крутому лесному склону, заросшему мхом и кустарником. Постепенно подъем выходит на заросший курумник, и мы по нему уходим влево, так как в верхней части водопада вдоль него не подняться из-за крутизны склона. Поднимаемся метров 70 довольно крутым склоном до 45° по лесу, страховка ледорубами, далее склон выполаживается. Держась направления вверх по ручью, пробираясь через кусты карликовой березы, и выходим к заросшему моренному валу. Ущелье поворачивает влево по нашему ходу (Фото 30).

Утром пасмурно, днем облачно.

Выход в цирк перевала Сибиряк

3ч10мин

Повернув, поднимаемся дальше вдоль ручья, затем проходим по бревну на левый берег, по слабой тропе поднимаемся до ригеля, перегородившего вход в цирк. Средняя и крупная осыпь хорошо слежавшаяся, траверсируем по ней гребень вала (Фото 31), держась правого по ходу борта долины, и поднимаемся в цирк к небольшому озеру. Дальше двигаемся вдоль ручья по моренам. В 17-10 ставим лагерь для ночлега, на изгибе ручья. Есть место для палаток. Высота 2437м. Дневной набор высоты 728м.

Облачно, сильный ветер. Вечером и ночью дождь.

Подход под перевал Сибиряк

2.7

2ч10мин

В 8-00 вышли. Идем сначала по моренам, затем по заболоченному травянистому склону, поворачивая вправо и доходим до моренного вала, перед нашим подъемом на перевал. Под ним есть маленькое озеро и место для палаток. Слева хорошо просматриваются перевалы Козий 1А и Орлиный 1Б (Фото 32), справа перевал Широкий 1А (Фото 33).

Облачно.

Подъем на перевал Сибиряк (первопроход)

(фото 39)

0.8

7ч10мин

Подъем по средней осыпи до 40°, держась правого борта (по ходу) кулуара. Чем выше, тем живее камни и осыпь мельче (Фото 3). По краям кулуара идут скальные выходы. Через 450м выход на седловину между жандармами в контрфорсе (Фото 35). Под ней небольшой снежник, который обошли слева. Слева от жандармов идет гребешок разрушенных скал с подвижной осыпью, который граничит с кулуаром, покрытым тонким льдом. Подняться можно по этому гребешку (Фото 36), повесив для страховки перила, так как склон до 50°. Две веревки были провешены до узкого перешейка этого гребешка с жандармами (контрфорса) со склоном. Крепление перил за скальные выступы с помощью локальных петель. Перешеек представляет собой узкий горизонтальный гребешок метров 7, который одновременно является правым (по ходу) бортом кулуара ведущего к седловине. С него переходим на разрушенные скалы правой части кулуара, где до седловины перевала провесили 70 м перил, соединив две веревки между собой. Слева в кулуаре лежит тонкий слой льда, в верхней части седловины нависает небольшой снежный карниз, обходим его справа (Фото 5). Местами скользко на камнях вперемежку со льдом.

Седловина перевала узкая, находящаяся между двух скальных останцев.

Высота перевала 3050м.

Дневной набор высоты 613м.

Пасмурно, ветер.

Спуск с перевала к озеру Куранду

0.7

30мин

Спускаемся с перевала, глиссируя по мелкой и средней осыпи среди разрушенных скальных останков (Фото 6). Ниже осыпь становится крупнее. В 19-50 встаем на ночевку рядом с озером, напротив пер. Куранду 1А (Фото 40). Высота лагеря 2817м. Сброс высоты с перевала 234м.

Гроза, град с дождем.

Подход под перевал Циолковского

3.3

1ч30мин

Выход в 8-00 от места ночевки. Пересекаем цирк по моренным валам. В центре цирка по камням переходим ручей, текущий из-под перевала Куранду-Шавла 1Б, здесь морены местами заросли мелкой растительностью. Выходим на моренный увал под перевальным взлетом. Сброс высоты 206м.

Облачно

Подъем на пер. Циолковского 2А (фото 8)

6ч20мин

Подъем на перевал левее седловины, с гребня моренного вала переход на подвижный осыпной склон и траверс его вправо. Подходим под скалы к кулуару. Осыпь в кулуаре черная, похожая на шлак, тонкий подвижный слой на плотно слежавшемся. Крутизна кулуара 50°. Сверху со скал постоянно летят камни. Провешены перила 50 м, закрепленные сверху за скальные выходы (Фото 41). Далее траверс склона вправо по подвижной средней осыпи, по направлению к седловине. Подходим к кулуару с небольшим снежником, находящимся под седловиной. Поднимаемся 20м вверх по слоистой мелкой осыпи вперемежку со снегом. Осыпь очень подвижна, не держит. Далее 30м на участке разрушенных скал из слоистой породы 45° проходим по перилам. На седловину вышли в 15-50, высота 3050м, набор высоты 440м. Седловина широкая, тур находится в левой части.

Облачно. Сильный ветер. Гроза с градом.

Спуск с пер. Циолковского

2,5

1ч50мин

Спуск с перевала по осыпному склону 35°- 40° (Фото 9). Далее проходим в ложбине между склоном и мореным валом и спускаемся в долину Пр. Юнгура траверсом вправо, сначала по осыпи, затем по травянистому склону. Ставим лагерь у реки в 18-20. Высота ночевки 2487м. Сброс высоты 563м.

Спуск по долине Пр. Юнгура к реке Юнгур

7.3

В 8-00 выход. Обходим верхом небольшой травянистый прижим на правом берегу, затем переходим по камням на другой берег. Крутой спуск слева от каньона с водопадом. Далее спуск вниз по левому берегу реки, обходя прижимы верхом. Перед крутым сбросом долины, выходим на тропу в лесу, которая ведет траверсом влево вниз по склону к реке Юнгур выше слияния с притоком. Тропа хорошая, идет верхом по склону. По руслу пересохшего ручья спускаемся к реке. Обед. Сброс высоты 596м.

Подъем по реке Юнгур

5.7

3ч40мин

Поднимаемся по правому берегу Юнгура, тропа слабая, бурелом. Два больших прижима, обходим по верху через лес, следующий прижим, напротив левого притока, проходим вдоль реки, вплотную к воде. В 18ч встаем на ночлег на разливах реки. Набор высоты 203 м. Высота ночевки 2094м.

Ясно

Подъем по р. Юнгур до разливов. Переправа.

1.6

2ч40мин

8-00 выход вверх по правому берегу реки, тропа идет по лесу. Ниже слияния левого и правого притоков, там, где Юнгур делится на три небольших русла, организовываем переправу на другой берег, соорудив небольшие мостики из бревен (Фото 43).

Ясно

Подъем вдоль левого притока р. Юнгур до озера под цирком пер. Лена. Полудневка.

2.6

2ч20мин

Находим, какое-то подобие тропы, и уходим вверх по заросшему карликовой березкой склону в направлении левого притока ручью Озерному. Обходя завалы из камней и деревьев, выходим к ручью. Поднимаемся вверх по ручью, перед прижимом, переходим на другой берег по камням и, пройдя немного, выходим к водопаду. Слева от водопада поднимаемся (Фото 44), и продолжаем идти вверх по течению реки по камням до озера.Обойдя озеро справа, по тропе среди зарослей березки, в 13ч ставим лагерь. Хорошее место для стоянки. Дневной набор высоты 243м. Высота ночевки 2337м.

Облачно, после обеда дождь.

Подход под пер. Лена

2.4

2ч20мин

Выход в 7-20. Подъем на ригель по крупной и хорошо слежавшейся осыпи, и выход в цирк (Фото 46). Далее по гребню моренного вала идем в направлении перевала Лена, переходя с одного вала на другой. Подошли к одному из кулуаров перевала, который оказался глухим и на перевал не выходит. Снизу и на входе в цирк этого не видно. Набор высоты 463м.

Пасмурно

Попытка подъема на пер. Лена.

0.2

3ч50мин

Начинаем подъём по льду в кулуаре, надев кошки и системы. Провешено 150м и принято решение о спуске обратно. Описание подъема дано в дневнике. Делаем разведку перевала Лена. Полное описание перевала Лена со стороны Юнгур и причины нашего отказа его проходить изложены ниже.

Ставим лагерь на морене, и делаем разведку пер. Разведочный, находящемуся в этом же цирке. Высота ночевки 2800м.

Пасмурно, дождь, сильный ветер.

Подъем на пер. Разведочный 1Б

5ч50мин

Вышли в 8-50. От места ночевки поднимаемся по хорошей устойчивой осыпи левее седловины перевала (Фото 11). Поднявшись к разрушенным скалам на гребне, оцениваем склон для траверса его до седловины перевала. Неустойчивая осыпь среди сильно разрушенных скальных плит. Провешено 4 веревки горизонтальных перил вдоль отвесных скал плитообразной формы, порода достаточно хрупкая, но с организацией баз и промежуточных точек страховки проблем нет. Прошли траверс на скользящем карабине. Седловина осыпная и широкая, тур в центре. Высота 3145м, время 14-40. Набор высоты 345м.

Пасмурно, утром дождь

Спуск с перевала Разведочный

0.9

30мин

Спускаемся с перевала серпантином по осыпи плотной группой, затем выходим на ледник, покрытый тонким слоем снега. Далее спуск вдоль ранклюфта, переходя, то на осыпь, то снова на ледник (Фото 12). Озеро обходим слева, по морене. В нижней части озера есть места под палатки. Сброс высоты 282м.

Пасмурно, гроза, дождь

Выход в цирк пер. Камрю З.-2

50мин

От озера идем сперва по моренным валам, затем уходим влево на крупный курумник, по нему обходим небольшой отрожек, и выходим на каменные террасы. Подъем довольно лёгкий, есть слабая тропа, по ней выходим к небольшому озеру в цирке перевала. Ставим лагерь в 17-10, высота ночевки 2863м. Места под палатки есть.

Подъем на перевал Камрю Зап.2 1Б

0.6

1ч30мин

Выход в 8-20. От озера поднимаемся наискосок по склону по средней и крупной осыпи (Фото 14). Седловина узкая, есть тур. Высота перевала 3040м, набор высоты 177м.

Спуск с пер. Камрю Зап.2

(фото 16)

50мин

Сначала спуск по небольшому участку скального камина, держась за веревку руками для подстраховки, и шагая ногами по полочкам. Далее спуск по узкому скально-осыпному кулуару. Из кулуара выходим на небольшой ледник без трещин, и затем переходим на моренный вал из крупных камней.

Выход к озеру Камрю

7.6

4ч30мин

Спускаемся по травянистым террасам, по полочкам, вдоль ручья. Выходим на моренные валы, которые проходим в ложбине между ними и продолжаем движение вдоль реки верхом, перейдя на травянистый склон. Пройдя русло высохшего ручья, идем по зарослям карликовой березки, забирая вправо, и выходим в зону леса долины Камрю. Тропа идет верхом по склону. Потеряв тропу, спускаемся прямо вниз к реке по крутому склону. Вдоль реки есть хорошая тропа, по которой выходим к озеру Камрю и справа его обходим. В 17.30 ставим лагерь на хорошей оборудованной стоянке. Высота 2050м. Сброс высоты 990м.

Спуск по р. Камрю к слиянию с р. Карагем

2.4

55мин

В 8-35 вышли вниз вдоль реки Камрю. Тропа, скользкая после дождя, идет то по берегу реки, то по лесу, обходя прижимы. Переправились на другой берег Камрю перед слиянием с Карагемом по бревнам, натянув веревку для равновесия Сброс высоты 282м.

Утром дождь. Облачно

Подъем до Карагемской поляны

10.6

7ч10мин

После переправы движение идет по хорошей лесной тропе вверх по реке Карагем. Переходим по бревнам правый приток Карагема. На поляне, напротив ущелья реки Калынагач, встаем на обед, где есть ручей с чистой водой. Дальше двигаемся по зарослям карликовой березки, которые становятся все гуще и выше. Перед Карагемской поляной на слиянии двух рек проходим прижим вплотную к воде. Уходим выше по реке метров 200 к разливам Карагема и там организовываем переправу. Самый ближний поток имеет довольно сильное течение и в одном месте участок глубок, для невысоких участников. Переправляем первого самого тяжелого участника на страховке за грудную обвязку. Натягиваются перила, один конец крепится за дерево, другой держит участник. Дополнительно второй веревкой делается «бегунок» и пристегивается к переходящему реку участнику (Фото 60). Два других потока проходятся легко стенкой. В 18-15 на Карагемской поляне встаем на ночлег (стоянки платные). Высота ночлега 1948м, дневной набор высоты 180м.

Подъем вдоль Йолдо-Айры до слияния с Киренэльду-ярык

7.7

4ч25мин

В 8-05 начинаем подъем по грунтовой дороге вдоль Йолдо-Айры. Выше слияния реки Киренэльдуярык с Иолдо-Айры, переправляемся через поток по камням с натяжением перил для подстраховки.

Подъем в ущелье р. Киренэльду-ярык

2.2

2ч40мин

Двигаемся вверх по зарослям карликовой березки слева от каньона с водопадом. Постепенно выходим на заросшие моренные валы. Тропа далее выводит к руслу реки, и двигаемся по правому берегу. В 16-10 ставим лагерь у ручья с чистой водой. Высота ночевки 2592м, дневной набор высоты 644м.

Облачно

Подъем на пер. 60 (30) лет ВЛКСМ (радиально)

4.6

3ч40мин

Выход в 8-30 по ложбине слева от моренного вала, держась левого борта долины по ходу. Затем забирая вправо по моренам, пересекаем по камням ручей, и подходим под язык ледника. Надеваем кошки, и начинаем подъем на ледник, крутизной до 30° вначале и затем более пологий. Ледник открытый. На повороте ледника налево к перевалу Восход оставляем рюкзаки, и продолжаем движение по леднику до осыпного склона перевала 60 лет ВЛКСМ (Фото 17). Снимаем кошки, и поднимаемся метров 200 по осыпи, затем по заболоченной полочке, подъем снова по осыпи, обходя снежник справа, и выходим на широкую седловину.

Время 12-10. Высота перевала 3190м, набор высоты 598м.

Утром туман.

Подъем на пер. Восход 2А

2.6

3ч20 мин

От места изгиба ледника, поднимаемся в кошках по открытому леднику. Держимся центральной части ледника, где меньше трещин. На закрытом снегом леднике связываемся в связки, и продолжаем движение к перевалу. Снег плотный, хорошо держит, крутизна до 20°. Подходим под перевальный взлёт, полностью закрытый снегом, в верхней части хорошо просматриваются два бергшрунда. Первый бергшрунд проходим по хлипкому снежному мостику с попеременной страховкой через ледорубы. Второй бергшрунд просто перешагиваем. Выходим на седловину, она очень широкая и скально-снежная, тур находится слева в скалах. Время 16ч. Высота перевала 3557м. Дневной набор высоты с места ночевки 965м.

Облачно

Спуск с пер. Восход под ледник

2ч10мин

Проходим снежный карниз на 20м правее тура, пробив небольшой проход, и выходим на небольшие скально-осыпные полочки. Серпантином, спускаемся по средней осыпи к леднику у подножья перевала (Фото 20). Далее идем прямо по леднику, довольно пологому и открытому. Есть трещины, но они легко перешагиваются или распутываются. Пройдя ледник, выходим к ручью, который вытекает с ледника. Найдя подходящую площадку, в 18-30 ставим лагерь. Высота ночевки 2988м, сброс высоты 569м.

Пасмурно, снег

Спуск к реке Талдура. Полудневка.

В 8-30 выходим. Сначала спускаемся по руслу ручья, затем мы поворачиваем налево, и по распадку двух моренных валов, выходим на травянистый склон. Продолжаем спускаться к реке Талдура вдоль ручья. Спуск довольно крутой. По камням переходим ручей на левый берег и в 11-30 спускаемся. Ставим лагерь. Высота 2342м, сброс высоты 646м.

Утром морозно.

Спуск по долине Талдуры

В 8-10 выходим по левому берегу Талдуры вниз (Фото 69). После прижима, который прошли низом по воде, выходим на грунтовую дорогу. Проходим по мосту на правый берег и продолжаем движение сначала по дороге до машинного брода, затем по тропе до ручья, напротив водопада Мохро-Оюк. После обеда проходим прижим поворота реки по верху, и спускаемся вниз к Талдуре. Здесь долина Талдуры широкая, чередующаяся то покосами, то заболоченными участками. Проходим прижим, сначала верхом, и затем, последний участок вплотную к воде. За прижимом есть чистый ручей и зимовье. В 17-10 ставим лагерь. Высота 2074м, сброс высоты 268м.

Пасмурно, сильный ветер, временами дождь.

Спуск по долине Талдуры

(Чаган-Узун)

14.8

5ч10мин

В 9-10 продолжаем движение по долине Талдуры. Обедаем на ручье Имэле среди покосов. Далее идем по грунтовой дороге и, не доходя до поселка Бельтир, в 14-50 ставим лагерь на разливах Талдуры в зарослях кустарника. Высота 1953м, сброс высоты 121м.

Облачно, сильный ветер, временами дождь.

Выход в пос. Бельтир

2ч15мин

В 9-00 выходим в сторону пос. Бельтир. Пройдя Бельтир, идем по дороге по направлению села Орталык.

В 11-15 встречаемся с нашей машиной. Высота 1971м.

Облачно

2.6. Техническое описание маршрута.

2.6.1. Перевал Орой н/к, 2230м

Пер. Орой (GPS N 50°14.556 / E 87°28.199 /, высота 2230м)

Расположение: северный отрог Северо-Чуйского хребта Алтая

Соединяет: долины рек Ештыкол и Орой (приток реки Чуя).

Требуемая квалификация участников: опыт ПВД

Дата прохождения: 25 июля 2011 г., со стороны ручья Орой. Записки не было.

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки на ручье Орой до ночевки на р. Ештыкол – 6ч 50мин.

В описании ориентация сторон – орографически (кроме оговоренных особо – по ходу).

Снаряжение, используемое группой: высокогорные ботинки

Перевал Орой н/к на карте

Описание прохождения

Подъем.

Перевал Орой находится на плато Ештыкол. Поднимаемся на плато по тропе, которая идет сначала по правому берегу руч. Орой, обходя слева по лесу скальный сброс, затем переходит на левый берег и идет по лесу вверх. Выходим на грунтовую дорогу. Местность в верховьях ручья представляет собой обширные травянистые холмы. Идем вправо к седловине, слева по ходу движения, имеется скальный останец, обозначенный на карте. Ярко выраженного перевала и седловины нет, перевального взлета тоже нет, дорога плавно набирает высоту (крутизна склона не более 150). Седловина перевала травянистая, очень широкая, заболоченная и довольно ровная. Тур – палка с разноцветными тряпками – находится в центре седловины. Только по нему и можно определить, что это седловина перевала.

Спуск

Грунтовая дорога идет через все заболоченное плато и спускается к реке Ештыкол (Шабага). Переходим на другой берег по камням и спускаемся с плато по тропе, идущей по левому берегу Шабаги. Сначала тропа идет вдоль русла Шабаги, прямо у кромки воды, огибая прижим, затем небольшой подъем в лес и крутой спуск к левому притоку р. Шабаги. Проходим его по камням и сразу встречаем уютное место под лагерь, не доходя до второго крупного притока ручья Ильтускан, текущего из-под перевала Щенячий 1А.

Наименование участка

Поверхность

Крутизна

Протяжен

ность

Опасности

(рекомендуемая страховка при прохождении)

Подъем по тропе на перевал Орой

Конная тропа по травянистому склону вверх по ручью Орой

25°

7км

нет

Спуск по дороге до р. Ештыкол

Грунтовая дорога, заболоченный травянистый склон

10°

7км

нет

Особенности прохождения перевала:

Перевал часто посещаем. Подъем по крутому травянистому склону с хорошей конной тропой. Спуск плавный, по грунтовой дороге на плато. Ближе к седловине – заболоченная местность.