Руководитель: В.Вакулюк, Москва

Перевал Кичкидар

Высота 4140 м

Характер снежно-ледовый

Расположен в хребте Адырсу, между в. Кичкидар и в. 4225 м. Ведёт с л. Зап. Юном (р. Юномсу-су) на л. Чегемский (р. Башиль-ауз-су). GPS: 43.229611, 42.883418.

Прохождение 3 августа 2008 года со стороны л. Зап. Юном.
Снята записка группы туристов «Траверс» г.Кишинёва (6 чел., рук. Григорчук Олег Иванович, м\к 85Г/08) от 31.07.2008.

Описание даётся от стоянок в кармане ледника Юном до турбазы Чегем

На следующий день 1 августа планировалось сделать то, чего мы не сделали в предыдущий день – сходить в АУСБ «Уллутау» за заброской и во второй половине дня подняться на «верхние кичкидарские ночевки». Но ночью был очень сильный ветер, гроза, и, учитывая тяжёлый предыдущий день, дежурные проспали, поэтому пришлось вместо полудневки, устраивать дневку, и только на следующий день идти на «кичкидарские ночевки».

Таким образом, 1 августа часть группы сходила в «Уллутау» за заброской. От места ночевки (h=3170) вышли в 11:45, пересекли моренные холмы в сторону реки и вышли на хорошую тропу, по которой, перейдя по мосту речку, спустились в «Уллутау». Заброска на складе была в целости и сохранности, заплатили за ее хранение по прейскуранту. Перекусили в кафе, проведя в а\л около 2.5 часов и наблюдая затмение солнца через тёмные очки. Путь вниз занял около 1 часа, путь обратно – 2-2,5 часа. Таким образом к 18:00 были на месте ночёвок.

Ночью опять дождь, утром 2 августа – привычный туман. К моменту окончания сборов погода не меняется, так что по-прежнему в тумане выходим в 9:50 на ближайший к месту стоянки гребень морены и движемся по слабой тропе к потоку с ледника Зап. Юном. Слева виден ригель, на котором лежит язык ледника, там есть путь выхода на ледник и дальше на «верхние кичкидарские» ночевки. Мы же собираемся попасть на ночевки другим путем – по безымянному леднику, бывшему правому притоку ледника Юном. Поэтому перепрыгиваем поток с ледника Зап. Юном по камням (хорошее место отмечено туриками) и поднимаемся по слабой тропе на угол, образованный старыми моренами. В моренном кармане – треугольное зеленое озеро (h=3220 м). Продолжая движение по гребню правой по ходу морены, вскоре подходим к месту, где склон становится круче и уходит влево, тропа здесь пропадает. По описаниям, можно и дальше подниматься по гребню и затем траверсировать вправо осыпные склоны, выходя к языку ледника. Мы же, с сомнением глядя на крутую ступень морены, траверсируем достаточно крутой конгломератный склон моренного гребня и выходим к потоку с «нашего» ледника.

Улучшившаяся было видимость опять пропадает, и приходится наугад двигаться вверх вдоль ручья по мешанине моренных холмов. Справа внизу остаются «средние кичкидарские» ночевки и ледник Юном. Время – 11:25. Через переход (35 мин.) по достаточно подвижным осыпям выходим на язык ледника. Он некрутой, открытый, несет значительное число камней, поэтому продолжаем движение без кошек и связок. К счастью, туман внезапно уходит вниз, открывается панорама верхнего цирка ледника (фото 021). Наша цель – скально-осыпной гребень, образующий правый борт ледника. Ледник в целом открытый, однако имеются многочисленные трещины, забитые снегом, поэтому приходится лавировать между ними, уходя сначала по центру и вправо, а потом резко поворачивая налево в сторону нескольких осыпных кулуаров, ведущих на гребень (фото 023). У самой осыпи все-таки не удалось избежать выхода на снег, но трещин здесь уже нет или они невелики. В более снежный период связки на этом участке пути обязательны. С ледника сошли в 12:30.

Подъем к «верхним кичкидарским» ночевкам можно осуществлять по нескольким осыпным кулуарам (фото 022). Часть группы поднялась по правому (первому прилично выглядящему) кулуару (мелкая осыпь, местами конгломерат, 100 м, 20-35º) на небольшую седловину с памятной табличкой, где уже стояли палатки альпинистов. На другой стороне пологие снежные склоны спускаются к леднику Зап. Юном. Свободного места здесь нет, поэтому траверсируем пологий скальный гребень со снежными участками направо вверх и выходим к месту его расширения. Здесь и далее по гребню много небольших площадок, сюда приводит следующий, если смотреть со стороны нашего подъема, кулуар. Так же как и с первой седловины гребня, отсюда к леднику Зап. Юном спускается некрутой снежник.

Вторая половина группы поднималась правее, ее путь проходил частично по простым скалам местами с гимнастической страховкой и привел в результате на ту же седловину (от ледника – около часа места ночевки 4 часа «грязного» времени).

Пройдя по гребню наверх, решаем ставить палатки всё же на самых нижних площадках (h=3700), несмотря на то, что для наших больших четырехместных палаток они немного маловаты (фото 024). Воду нашли около снежника чуть выше места ночевки на правой стороне гребня. Час еще ранний (около 14:00), погода хорошая, поэтому остаток дня проводим за отдыхом, фотографированием и отработкой «ледорубного креста» на ближайшем снежнике. С интересом наблюдаем, как группа альпинистов спускается с вершины Кичкидар на северную седловину одноименного перевала по леднику и, наконец, по ледовому лбу языка к нашим ночевкам.

3 августа выходим в 7:00. Погода пасмурная, но дождя или тумана в ближайшее время не предвидится. Быстро дойдя до ледового лба (h=3780 м), начинаем подъем в кошках (фото 025), затем, подойдя под первые трещины, начинаем провешивать перильные веревки с 7:30 (фото 026).

Первая веревка – наискосок слева-направо через несколько открытых трещин в обход сбросов, вторая – прямо вверх (фото 027), третья – вверх и влево через закрытые разломы (все веревки - по 50 м, крутизна - до 30º) на основное плато ледника.

От верхнего конца перил движемся в связках вдоль большой трещины вправо, переходим ее и еще несколько крупных трещин по прочным мостам - помогают оставленные альпинистами следы.

Впереди (чуть левее направления движения) отлично виден перевал – седловина между характерными скалами, похожими на заячьи уши (фото 028) левее (севернее) есть еще одна седловина, с которой удобно совершать восхождение на в. Кичкидар (2Аальп). Трещин становится меньше, спокойно движемся в сторону перевального взлета по дуге направо к большой мульде и затем налево к взлету.

Перевальный взлет представляет собой ледово-снежный склон крутизной 30-45º и протяженностью около 150 м, подрезанный бергшрундом (h=4080, фото 029). На одной линии со скалами, ограничивающими седловину справа по ходу движения, есть неплохой мост через бергшрунд. Организуем страховку и начинаем провешивать перила (фото 030). Первая веревка идет по мосту через бергшрунд (ширина 3 м), по его снежной задней стенке и уходит по ровному льду вверх по ЛПВ.

Вторая веревка идет также вверх, ближе к ее окончанию склон начинает выполаживаться (30º), появляется небольшое количество снега (фото 031). Дальше уже просто, но для надежности провешиваем еще короткую веревку (20-25 м) и потом еще полверевки непосредственно на седловину. Последние два куска перил можно и не вешать, если подниматься правее и уходить к скалам - там, как кажется, больше снега и положе. Подъем от места ночевки занял 6,5 часов, всего повешено 5,5 веревок.

Седловина перевала небольшая снежная, расположена между эффектными скальными «пальцами», тур на скальном выходе (снята записка группы туристов «Траверс» г.Кишинёва (6 чел., рук. Григорчук Олег Иванович, м\к 85Г/08) от 31.07.2008). Можно некомфортно разместить пару маленьких палаток, днем есть вода в лужице (фото 032). В сторону л. Чегемский свешивается большой карниз (фото 033). Здесь группа собирается к 13:30. Устаиваем обед, наслаждаемся широкой панорамой от Ушбы до Тютю-баши, отлично видны перевалы отрога Адылсу. Вид на л. Чегемский ограничен.

Из-под карниза в сторону л. Чегемский уходит короткий снежно-скальный склон, выводящий на осыпную верхушку скального острова (фото 034).

Слева от острова начинается длинный снежный кулуар в скалах, переходящий ниже в подрезанный бергшрундом снежный склон. Посередине кулуара располагается глубокий желоб, по которому могут падать камни и куски карниза. Справа от острова снежный склон шире и положе, но здесь тоже есть мусорные желоба и сверху тоже кое-где свисают карнизы. Предыдущие группы ходили как слева, так и справа от острова, мы выбрали второй вариант, так как здесь больше возможности маневра.

Начинаем спуск в 14:45. Первой веревки, закрепленной на петле за скальный выступ рядом с седловиной, хватает до верха скального острова. Рельеф – скалы (до 50º ), закрытые снегом, местами с натечным льдом, ниже снег, осыпь снятие перильной веревки - сдергивание репшнуром (фото 035).

Затем вешаем 2 веревки по плотному снегу вдоль скал справа от острова (фото 036) и еще одну прямо вниз, приближаясь, таким образом, к слиянию двух желобов. Отсюда следующая веревка идет направо через желоб и далее наискосок направо. Последняя веревка (25м) идет через засыпанный в этом месте бергшрунд. Закрепление всех веревок, начиная со 2-й, на ледорубах, снятие - с нижней страховкой в кошках. Всего на спуск провешено 5,5 веревок (фото 037)

В принципе весь путь от верха острова можно пройти в кошках с попеременной страховкой. Ни на нашем пути, ни в основном кулуаре за все время спуска ничего заметного не упало.

Последние участники спустились со взлёта к 18:35. Связавшись, движемся по пологому леднику, придерживаясь центра. Трещин довольно много, но мостов и путей обхода достаточно. Оставив справа по ходу перевал Фрешфильда и ледовые сбросы, забираем к левому борту, так как впереди ледопад (фото 038, фото 039). Проход по центру ледника неудобен, а у левого борта некрутой снежный склон выводит ниже ледопада. Здесь полого, кое-где есть трещины, кое-где уже просто снежники между моренных гряд. Описания расплывчато говорят о возможных местах ночевки. Время уже позднее, поэтому в 20:20 ставим палатки на более-менее ровном снегу (h=3500) около левого края ледника, не доходя 300 метров до начала моренного гребня (фото 040). В гребне хребта слева видны несколько осыпных кулуаров, один из которых выводит на пер. Седло Чегема. Днем было пасмурно, временами шел дождь со снегом, к вечеру ясно, небо в звездах, замечательно видны отрог Бодорку, Башиль-тау, Дых-тау.

На следующий день, 4 августа, просыпаемся поздно, неспешно собираемся и выходим только в 11:40. По крупной неустойчивой осыпи выходим на левую морену, на которой через 15-20 минут видим несколько площадок под палатки (сначала 2, потом ещё 5). Далее спускаемся по гребню морены, оставляя справа широкий язык ледника, распластанный на бараньих лбах (фото 041). К 13:30 достигаем конца гребня и выходим на слегка заболоченное выполаживание перед высокой устьевой ступенью долины (h=2900 м, фото 042). Справа шумит река Малый Чегем, слева прозрачный ручей, текущий из левого моренного кармана.

Спуск с устьевой ступени р. Малый Чегем начинаем по левому берегу текущего из кармана ручья. Не входя в его конгломератное русло, идем в целом по направлению ручья, пересекаем боковой конгломератный кулуар и траверсируем травянистый склон влево (фото 044, фото 045).

Затем уходим вниз по широкому склону между скальными выходами и попадаем к небольшому поясу бараньих лбов (h=2650 м). В скалах много удобных травянистых полок, страховка не требуется на скалах несколько чистых ручейков.

Справа за гребешком шумит ручей, налево уходит крутой травянистый желоб, следуем по нему. Когда желоб суживается и собирается уйти в скалы, траверсируем склон над скалами влево, оттуда опять влево наискосок и, наконец, прямо вниз. Пройденный путь, как и любой другой путь прохождения устьевой ступени, небезопасен в дождь вряд ли его можно найти при плохой видимости (фото 043).

Утомленные крутым спуском по высокой траве, останавливаемся на обед в 15:50 под одиноким деревом у места впадения ручья из кармана в Малый Чегем. За время обеда спускается туман, видимость уменьшается до 15 метров.

Выходим в 18:15 и сразу попадаем на неплохую тропу вниз по долине Башиль-ауз-су, однако тропа скоро теряется на следах небольших свежих селей, и потом следы разбредаются по лугам. По пути пересекаем несколько чистых ручьев, есть места для стоянок. Через пару километров ущелье суживается, снова появляется четкая тропа. Проходим через остатки каменной изгороди и вскоре натыкаемся на пост пограничников. После проверки документов входим в первый островок леса, где тропа становится круче, пересекаем еще одно большое открытое выполаживание и выходим к лесному массиву у впадения Джайлыка в Башиль. Когда-то здесь была погранзастава, теперь только заброшенные строения турбазы, в которых жили пограничники, остатки огневых точек, рядом какой-то дом вроде коша. Здесь есть хороший родник, однако спокойствие дороже, поэтому пересекаем территорию бывшей погранзаставы и встаем лагерем на берегу р. Джайлык, отойдя немного вверх по течению (h=2100 м, 2 ч от обеда).

К утру погода не меняется, стоит туман. В 9:35 покидаем место стоянки, проходим через руины погранзаставы и по тропе выходим к подвесному мосту через р. Башиль-ауз-су. На другой стороне реки раскиданы скромные домики турбазы Башиль. На ее территории в 10:00 нас застает дождь, пережидаем его в любезно открытом для нас здании клуба, пополняем запасы в маленьком магазинчике, устраиваем перекус. Попытки договориться о машине ГАЗ-66 до т/б Чегем не увенчались успехом из-за временного отсутствия водителя. Есть отдыхающие на УАЗах, наверное, небольшой группе можно попробовать договориться.

После дождя выходим в 12:00. По хорошей грунтовой дороге за 1,5 часа доходим до слияния Башиль-ауз-су и Гара-ауз-су (h=1855 м). По пути встретили пограничников на машине, они снова проверили документы. У моста через Башиль поворачиваем направо и идем по дороге к т/б Чегем. Выше р. Чараксу в 15:45 встретили машину, из которой вылез человек, представившийся сотрудником заповедника, и проверил наши документы на пребывание в нем. Полученная в офисе АУСБ «Безенги» бумага вкупе с объяснениями вполне его удовлетворила (фото 046).

К 16:30 добираемся до т/б Чегем, закупаем на складе овощи и, пройдя немного вверх по долине (грунтовая дорога), в 17:45 останавливаемся на ночевку немного не доходя р. Тютюргу (h=2150 м).

Возможные места ночевок: «Нижние», «средние», «верхние» «кичкидарские» ночевки, наше место в кармане морены ледника Юном, мульда справа по ходу выше ледового лба, перевальная седловина, ледник Чегемский, верх левой морены ледника, устьевая ступень р. Мал. Чегем, долина р. Башиль.

Расчет чистого ходового времени (для работы на перевальных склонах указано «грязное» время):

Место ночевки в кармане ледников Юном и З. Юном – переправа 10 минут

Спуск до развилки дорог 1 час 25 минут

Подъем к т/б Чегем 2 часа 20 минут

т\б Чегем – место ночевки 30 минут

Всего: 24 часа 30 минут (включая 4 часа 15 минут в пути между турбазами)

Выводы и рекомендации

Перевал Кичкидар — это хорошая снежно-ледовая 2Б. В малоснежные годы или в конце сезона его восточный склон может быть камнеопасен, однако камнеопасность, по-видимому, меньше, чем у соседних перевалов Фрешфильда и Донкина. С северной седловины возможно интересное восхождение на в. Кичкидар (скальная 2Аальп ).

Фото 049. Путь пересечения западного языка лед. Кулак.

Фото 048. Путь пересечения вост. языка лед. Кулак и выход к «Северному приюту».

Фото 021. Ледник по пути к «верхним кичкидарским» ночевкам.

Фото 022. Путь подъема к ночевкам с ледника.

Фото 023. Путь по леднику. Вид с гребня.

Фото 024. Пер. Кичкидар с локального возвышения на гребне рядом с «верхними кичкидарскими» ночевками.

Фото 025. Подъем в кошках под начало крутой части ледового лба.

Фото 026. Начало провешивания перил.

Фото 027. 2я веревка перил на ледовом лбу.

Фото 028. Верхний цирк пер. Кичкидар (выше ледового лба).

Фото 029. Перевальный взлет.

Фото 030. Группа на склоне, 1я веревка.

Фото 031. Группа на склоне, 2я веревка.

Фото 032. Группа на пер. Кичкидар.

Фото 033. Снежный наддув (карниз) в сторону лед. Чегемский.

Фото 034. Начало спуска, 1я веревка.

Фото 035. 1я веревка, вид со «скального острова».

Фото 036. Перила справа от «скального острова».

Фото 037. Общий вид спуска с пер. Кичкидар на лед. Чегемский.

Фото 038. Путь спуска по лед. Чегемский. Вид с пер. Кичкидар.

Фото 039. Верхний цирк лед. Чегемский. Начало зоны трещин.

Фото 040. Место ночевки на лед. Чегемский.

Фото 041. Путь по гребню морены.

Фото 042. Общий вид спуска с лед. Чегемский и из висячей долины. Вид с пер. Чат.

Фото 043. Путь спуска из висячей долины лед. Чегемский.

Фото 044. На спуске.

Перевал Бодорку Северный

Высота 4010 м

Характер снежно-ледовый

Расположен в отроге Бодорку, между пер. Бодорку и п. Баумана. Ведёт с л. Ю. Чат (р. Кулак-су) на л. Башиль (р. Башиль-ауз-су). GPS: 43.15634, 42.93219

Прохождение 7 августа 2008 года со стороны л. Ю. Чат.

Снята записка группы туристов Днепропетровской областной федерации туризма (г.Днепропетровск, 6 чел., рук.Виндерских Евгений, м\к №27/08) от 19.07.2008.

Описание даётся от т/б Чегем до озера в правом кармане л. Башиль

6 августа из-за поломки будильника выходим только в 11:00. Следом за группой отдыхающих с турбазы движемся по дороге в сторону р. Тютюргу и через 5 минут сворачиваем направо на маркированную тропу. Хорошо разработанная тропа быстро переходит по мостам реки Тютюргу и Шаурту и затем выходит через участок березового криволесья в пойму реки Кулак к нарзанам (h=2260) (30 мин. хода). Раньше здесь были оборудованные источники с трубами и ваннами, но в этом году их засыпало при разливе реки Кулак, остался только один жалкий ручеек.

От нарзанов по хорошей тропе поднимаемся в березовый лес с большим количеством грибов, по которому за 30 минут доходим до границы зоны леса, где лежит камень с отметкой о местоположении ледника в начале XIX века. Отсюда отлично виден восточный язык ледника Кулак и разделяющий ветви ледника нунатак Каратюбе, у основания которого на зеленых лугах расположены развалины Северного приюта перевала Твибер. Тропа, как и зона леса, здесь кончается, дальше небольшой участок идем по крупной осыпи вдоль реки. Затем за 2 перехода по пологой, заросшей травой и кустарником осыпи с фрагментами троп (местами туры и маркировка) выходим к восточному (нижнему) языку ледника Кулак (фото 047). Подъем на тело ледника происходит траверсом плотного снежника и далее по поверхностной морене. Ледник здесь открытый, пологий, легко преодолевается без кошек (фото 048).

Пересекаем ледник и по осыпи поднимаемся на прекрасную зеленую поляну, пейзаж отчасти омрачают развалины Приюта. Здесь нас ждали двое пограничников, наши документы в очередной раз подверглись проверке. Немного отойдя от каменного здания приюта и пограничников вверх, в сторону западного (верхнего) языка ледника Кулак, располагаемся на обед около чистого ручейка (h=2785) в 15:15. На лугах рядом с развалинами Приюта в разумном отдалении от них можно найти достаточно мест под палатки.

От места обеда в 17:30 выходим вверх вдоль ручья, переваливаем через моренный гребень и попадаем на западный язык ледника Кулак. Ледник наполовину покрыт мелкой черной сланцевой осыпью, по которой очень удобно идти. Траверсируем ледник и конгломератные склоны его левого борта вправо, выходя на травянистые склоны над потоком из-под ледника Южный Чат (фото 049). Через несколько сотен метров выходим к «дамбе», за которой лежит мутное озеро, над озером нависает язык ледника Южный Чат (фото 050). В сотне метров ниже «дамбы» переходим на левый берег ручья вброд (утром можно перепрыгнуть) и, разогнав одинокое стадо коров, в 18:40 ставим палатки на не слишком ровных и с множеством лепёшек площадках (h=2940).

Выход в верхний цирк ледника к перевалам Бодорку и Чат традиционно осуществляется по ложбине между языком ледника и скалами левого борта (фото 050, фото 051). Во всех без исключения описаниях прохождения этого участка отмечается повышенная камнеопасность. Следуя рекомендациям предшественников, 7 августа выходим в 5:30, отказавшись от завтрака для ускорения сборов. Еще не рассвело, первый переход идем с фонариками. Поднимаемся к месту примыкания ледника к скалам траверсом осыпных и конгломератных склонов несколько выше и в стороне от ручья.

Через 50 минут выходим к простым бараньим лбам (30 м, 35˚), которые преодолеваем без страховки (фото 052). За первой ступенью бараньих лбов находится небольшая осыпная терраса, над которой располагается вторая ступень лбов, непосредственно на которой и лежит ледник.

Наиболее камнеопасным участком при выходе на тело ледника является ледовый желоб, примыкающий к скалам, и часть бараньих лбов под ним. Чтобы избежать попадания под камни, быстро поднимаемся по второй ступени лбов (70 м, 25˚, без страховки, фото 053) левее желоба и, найдя подходящее место, вешаем 50 м перил влево на ледник.

Крутизна до половины веревки около 40 град., далее постепенно выполаживается (фото 054). Для ускорения подъема в нескольких метрах правее повесили еще 2 коридора. От верхней точки закрепления перил еще около 100 м движения в кошках по льду крутизной 25˚ до небольшой ледовой полки, где собираемся к 9:00. Солнце уже освещает верховья левобережного желоба, однако камнепада нет. Несмотря на то, что при нас камнепадов не было, от движения по пологому желобу следует отказаться! От полки движемся краем желоба, оставляя слева сераки ледопада, и выходим на пологий участок слабо разорванного льда, покрытый тонкой моренкой (h=3460). Здесь в 9:40 устраиваемся завтракать.

С места завтрака хорошо виден нунатак, разделяющий ледник на две неравные части (орографически правая значительно больше) (фото 055).

Выходим в 11:30 и за 15 минут подходим к мульде у основания нунатака. Здесь связываемся и начинаем подъем по снежному гребешку справа по ходу от нунатака. Подъем некрутой (до 30˚), тропежка не вызывает затруднений. Справа остается скально-осыпной склон, ведущий к перевалу Кайсына Кулиева. По широкой дуге огибаем нунатак и выходим на перемычку в гребне, соединяющем его с отрогом г. Чаттау левее скал (как говорится в ряде отчетов, «между двумя нунатаками»). Сюда можно пройти и по правой ветви ледника, она положе, но, по всей видимости, сильнее разорвана.

Отсюда виден весь верхний цирк ледника Ю. Чат, крутой кулуар с большим бергшрундом, ведущий на пер. Бодорку и пологий широкий склон, выводящий к перевалам Чат и Бодорку Северный (фото 056, фото 057).

Спустившись на несколько десятков метров, поворачиваем направо к перевалу Чат (3А) и достигаем его за 35 минут. Седловина очень широкая, ледово-осыпная, можно поставить палатки, но чрезвычайно ветрено. Находим тур и снимаем записку группы туристов кружка «Горного туризма» Советского ДДЮТ г. Макеевка Донецкой обл. (Украина), 6 чел., рук. Рыбальченко А.Н., м\к №31\07 от 13.08.07г. Оставляем свою записку для группы наших товарищей из турклуба МГУ, которые должны по плану сюда подняться через несколько дней. Дальнейший путь к перевалу Бодорку Северный проходит по пологому снежному склону в юго-западном направлении (фото 058).

Седловина расположена в непосредственной близости от узловой вершины в том месте, где южный гребень пика Баумана из скального превращается в снежно-ледовый. Выход на перевал – по короткому склону через большой засыпанный бергшрунд. Седловина небольшая, ледово-осыпная, весьма ветрено (h=4010, фото 059). Отлично видны хребет Адырсу, верховья ледника Башиль, хребет Асмаши, Тихтенген (фото 060). На перевал вся группа поднялась к 14:50.

Спуск на ледник Башиль начинаем с 15:10 в связках по снежному склону между скал в направлении скальных выходов на поверхности характерного ребра, отходящего от узловой вершины левее перевала. Через 150 метров склон становится круче, фирн – тверже, переходим на попеременную страховку. Еще через 100 м , когда склон становится ледовым, вешаем по нему 1,5 веревки перил (35˚, последний с нижней страховкой) до первых скальных выходов на ребре (фото 061, фото 062).

От нижней точки крепления перил идем вдоль ребра в связках по глубокому снегу до следующего выполаживания у осыпного кулуара, по которому возможен спуск на левую сторону ребра. В скалах над правой стороной кулуара есть несколько небольших площадок под палатки (h=3730, фото 063, фото 064). Останавливаемся здесь в 18:10.

Утром 8 августа выходим в 8:35. Спускаемся индивидуально по осыпному кулуару (100 м, 40˚), под прикрытием скал его правого борта надеваем кошки и в связках пересекаем замерзший за ночь ледник к левому борту, где трещин меньше всего и через них есть мосты (фото 065). По пути проходим через следы нескольких старых ледовых обвалов.

Прижимаясь к склону ГКХ, преодолеваем зону разрывов и, спустившись ниже окончания ребра, на котором ночевали, пересекаем ледник к правому борту (открытые трещины) (фото 066, фото 067).

Дальше спускаемся в связках по правому краю ледника (трещины) и там, где начинается нижний ледопад, в 10:40 выходим направо на морену к «лычатским ночевкам» (высота около 2950). Здесь множество роскошных площадок, воду не искали. Вправо уходит тропа, следуем по ней сначала через бараньи лбы, затем траверсом плотного снежника (осторожно, выкат на скалы!) на осыпные склоны (фото 068).

На другой стороне ледника Башиль виден поток от ледников Северный и Западный Башиль и морены, скрывающие озеро 3070, к которому нам сегодня необходимо попасть.

Несколько групп спускались на ледник сразу после снежника, который мы траверсировали. Идем на разведку в 12:20. Разведка показала, что нормального спуска здесь нет, на ледник ведут длинные (больше 30 м.) крутые (до 35 градусов) конгломератные склоны, а в русле ручья – скалы. Спуск здесь крайне камнеопасен и неоправданно сложен, поэтому кажется нелогичным повторять путь, описанный в отчете С. Ганаховского (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1059).

Вернувшись на тропу, в 12:40 продолжаем движение вниз. Через 10 минут подходим к громадной промоине. На всякий случай посылаем разведку к краю морены, но и здесь безопасно спуститься нельзя, характер склонов тот же. Поднимаемся вверх вдоль промоины до водопада и, перепрыгнув по камням текущий в ней поток, спускаемся дальше по гребню морены. Дойдя до грязного озерца в кармане морены, сворачиваем направо и в 13:15 останавливаемся на обед в нескольких сотнях метров ниже озера около чистого ручья со склона (фото 069).

Неподалеку отсюда начинается подъем в цирк перевала Чат. Недалеко пасется большое стадо яков.

Возможные места ночевок:

Окрестности турбазы Чегем, Северный приют, озеро под языком ледника Ю. Чат, на леднике Ю. Чат у основания нунатака и на перемычке у его вершины, пер. Чат, площадки на гребне, «лычатские ночевки», низ правого кармана л. Башиль, долина р. Башиль.

Расчет чистого ходового времени (для работы с веревками указано «грязное» время):

Подъем к минеральным источникам 35 минут

Спуск до конца правого кармана ледника Башиль 1 час 20 минут

Всего: 12 часов 5 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Бодорку Северный значительно проще и безопаснее традиционного пути прохождения перевала Бодорку. В июле – начале августа техническую сложность перевала можно оценить как простая 2Б, но для его прохождения требуется грамотная тактика и умение выбирать правильный путь. С перевала можно совершить восхождение на п. Баумана (1Б-2А), что неоднократно проделывалось, а с основной седловины пер. Бодорку - несложное восхождение на обзорную в. Бодорку, о посещении которой туристами ничего не известно.

Фото 045. На спуске.

Фото 046. В долине р. Гарааузсу.

Фото 047. Верхняя часть долины р. Кулаксу, выход на ледник. Вид с «Северного приюта».

Фото 050. Язык лед. Ю. Чат.

Фото 051. Путь подъема на лед. Ю. Чат.

Фото 052. 1я ступень бараньих лбов.

Фото 053. 2я ступень бараньих лбов.

Фото 054. Перила при выходе на лед.

Фото 055. Ледник Ю. Чат ниже нунатака.

Фото 056. Цирк лед. Ю. Чат.

Фото 057. Классичесая седловина пер. Бодорку.

Фото 058. Путь подъема на пер. Бодорку Сев. от седловины пер. Чат.

Фото 059. На седловине пер. Бодорку Сев.

Фото 060. Вид с пер. Бодорку Сев. в сторону долины р. Башиль.

Фото 061. Перила на спуске с пер. Бодорку Сев.

Фото 062. Перила на спуске с пер. Бодорку Сев.

Фото 063. Место ночевки на ребре.

Фото 064. Классическая седловина пер. Бодорку с места ночевки.

Фото 065. Спуск на ледник от места ночевки.

Фото 066. Общий вид пути спуска по леднику Башиль (снято с пер. Грановского).

Фото 067. Верхняя часть спуска с пер. Бодорку Сев.

Фото 068. Пересечение снежника ниже лычатских ночевок.

Фото 069. Общий вид пути по правому борту лед. Башиль. Снято от озера 3070 м.

Перевал Грановского

Высота 3780 м

Характер снежно-ледовый

Расположен в хребте Адырсу, между в. Сарыколбаши и в. Адырсу Ю. Ведёт с л. Центр. Башиль (р. Башиль-ауз-су) на л. Адырсу Вост. (р. Адырсу). GPS: 43.18361, 42.86741

Прохождение 9 августа 2008 года со стороны л. Зап. (Центр.) Башиль.

Снята записка группы туристов горного турклуба МГУ им. М.В.Ломоносова (г.Москва) (4 чел, рук. Гладкий Илья) от 09.08.2008.

Описание даётся от языка ледника Башиль до АУСБ «Уллутау»

В 16:30 выходим с места обеда (см. описание пер. Бодорку) и по некрутым трявянисто-осыпным склонам спускаемся с морены к песчаным полям у языка ледника Башиль (высота около 2550). Отсюда движемся вверх вдоль ледника, обходя сверху участки мертвого льда, до моренной полосы, по которой удобно подняться на ледник (переход от места обеда) (фото 070). Поднявшись на открытый ледник, ещё за переход пересекаем его чистую среднюю часть в направлении потока с ледников Западный и Северный Башиль.

По плохой тропе с элементами лазания по крупной осыпи поднимаемся вдоль потока, пересекая многочисленные конгломератные желоба сошедших селей (фото 071). Через 45 минут движения от ледника путь становится проще и положе, впереди появляется язык ледника Северный Башиль, а слева - Западный. Через 500 метров движения вдоль реки находим хорошее место переправы - два больших камня на расстоянии чуть больше метра друг от друга, отмеченных туриками. Отсюда, двигаясь перпендикулярно реке, выходим к восточной оконечности треугольника, образованного старыми моренами, в котором лежит озеро (h=3070). На южном берегу озера много мест под палатки. Встречаем здесь дружественную группу Ильи Гладкого (турклуб МГУ). В 20:30 встаём на ночёвку.

На следующий день 9 августа выходим в 9:00. От озера траверсом с потерей высоты выходим на ледник Западный (на некоторых картах – Центральный) Башиль (фото 072). Ледник открытый, много трещин. У основания первой крутой ступени связываемся и продолжаем движение вдоль левого борта по закрытому леднику с небольшим количеством трещин. Через 40 минут выходим на выполаживание (h=3350). Впереди отлично виден перевал Башиль-ауз, справа ледник вываливается из цирка пер. Грановского небольшим ледопадом.

Выход в перевальный цирк возможен как орографически справа, под склонами ГКХ, так и слева от ледопада. Мы выбрали второй путь, так как он короче, и здесь были следы спустившейся нам навстречу украинской группы. Подъем проходит по закрытому леднику крутизной до 30˚ с несколькими крупными трещинами, которые преодолеваются по снежным мостам.

За переход выходим к седловине в скальном гребне, образующем левый борт ледника. Небольшой ледовый язык свешивается с нее на север, некоторые группы поднимаются здесь (несколько веревок по льду). От седловины по небольшому снежно-ледовому лбу поднимаемся в снежный цирк, откуда по склону без трещин (300 м, 25˚) выходим на перевал (h=3780) к правой по ходу части седловины (фото 073). Седловина широкая, снежная, с севера к ней подходит осыпной гребень. Можно ночевать на снегу. Тур на осыпной вершинке, там же лежит отбойный молоток. Группа поднимается сюда к 13:00 (фото 074).

Спуск начинаем в 14:20. Первая часть спуска – снежно-ледовое ребро крутизной 20˚ с небольшими трещинами – преодолевается в связках (фото 075).

Дальше вешаем одну веревку перил, уходя с ребра направо (50 м, 30-40˚). Веревки с запасом хватает на переход через бергшрунд по прочному наклонному снежному мосту.

Дальше спускаемся в связках в небольшой цирк. Снизу цирк ограничен зоной серьезных разломов со ступени ледника, у правого борта их можно безопасно обойти по снежникам. Идем к правому борту, лавируя среди больших трещин и двигаясь преимущественно по ледовым перемычкам (фото 076). По ледовому ребру выходим на снежник, по которому спускаемся на ледник ниже зоны разломов. Пройдя еще немного по открытому леднику, забираем вправо. Здесь, на морене возле ледника в 15:50 устраиваем обед (h=3245).

Выходим в 18:20 и далее движемся по поверхностной морене, затем траверсируем склон правой морены, выходя на ее гребень в средней его части (фото 077). По гребню высокой древней морены идет отличная тропа, поэтому, возможно, проще было бы от ледника сразу подниматься к началу гребня. За 35 минут сбрасываем высоту до конца гребня, по снежному мосту переходим ручей из западного цирка г. Адырсу и на его правом берегу, рядом с началом тропы вниз по долине в 19:45 останавливаемся на ночлег (h=2850). Здесь много мест под палатки, это – «местийские ночевки». Вечером над нами несколько раз пролетают военные самолеты.

10 августа выходим в 9:15 и за час по хорошей тропе добегаем до АУСБ «Уллутау». Альплагерь, похоже, переживает период расцвета, на территории много палаток и людей, в том числе праздно отдыхающих, спортсменов-борцов, есть несколько ларьков с горячей едой. Забираем на складе заброску (заплатили опять по прейскуранту) и располагаемся для ее разбора и отдыха на край спортивной площадки. Удалось бесплатно воспользоваться горячим душем (но у него есть расписание времени посещений, и, видимо, не всегда проходящий турист может на него рассчитывать).

На протяжении всего похода мы думали, как стоит относится к запрету на прохождение перевала Гумачи. Свежая история о снятии группы альпинистов с Лацги говорила против прохождения, факт беспрепятственного прохождения перевала группой И. Гладкого – за. В итоге, решили не искушать судьбу и пройти согласованный с МКК запасной вариант – пер. Койавганауш. На это решение повлияли и пролетавшие прошлым вечером военные самолёты.

Один из участников решает завершить поход в Уллутау. Перераспределяем продукты, оставляем ему лишнее специальное снаряжение и в 16:45 уходим из альплагеря. Немного возвращаемся назад к мосту на левый берег Адырсу, переходим реку и идем по дороге вниз. Когда дорога приближается к склону, уходим с нее направо через ручей в островок соснового леса, где в 17:05 и ставим палатки (h=2330, 20 минут от «Уллутау»). Через 20 минут начинается дождь.

Возможные места ночевок:

у озера 3070 м, на перевале, в конце моренного кармана, «местийские ночевки» и далее по долине Адырсу.

Место обеда в кармане ледника Башиль – место выхода на ледник 40 минут

Спуск до АУСБ «Уллутау» 1 час

Всего: 9 часов 20 минут

Выводы и рекомендации

Перевал соответствует своей категории, разнообразен в плане рельефа и способов его преодоления, рекомендуется для прохождения в походах 3-4 к.с.

Фото 070. Язык лед. Башиль.

Фото 071. Путь подъема с тела лед. Башиль к озеру 3070 м.

Фото 072. Заход в цирк пер. Грановского от озера 3070 м.

Фото 073. Перевальный взлет пер. Грановского.

Фото 074. Группа на пер. Грановского.

Фото 075. Начало спуска с пер. Грановского.

Фото 076. Цирк пер. Грановского от правого борта ледника.

Фото 077. Общий вид нижней части спуска с пер. Грановского в долину р. Адырсу.

Перевал Койавганауш

Высота 3640 м

Характер снежно-осыпной

Расположен в отроге Адылсу, между вершинами ВИАтау и Койавган-баши. Соединяет язык л. Джанкуат (р. Адылсу) и л. Койавган (р. Адырсу). GPS: 43.21629, 42.77059

Прохождение 11 августа 2008 года со стороны р. Адырсу.

Снята записка группы туристов из т\к Плющиха (г. Москва), 8 чел., рук. Тихомирова А. от 10.08.08г.

Описание даётся от долины р. Адырсу до поселка Азау

11 августа выходим с места ночевки напротив а\л Уллутау в 7:50 (см. описание пер. Грановского), сразу же перепрыгиваем по камням один ручей, затем второй, текущий из цирка нашего перевала, и начинаем подъем на устьевую ступень по торной тропе левого берега (фото 078). Хорошо набитая, крутая тропа к 9:30 выводит нас на выполаживание (h=2800), где расположены первые нормальные места для стоянки – «койавганские ночевки». Ещё чуть выше стоит много палаток альпинистов, и могут быть проблемы со свободными площадками (фото 079).

Отсюда по-прежнему отличная тропа поднимается на гребень морены и ведет по нему до его конца (35 минут, h=3075), а затем продолжается траверсом плотных снежников к небольшому леднику Койавган. Выход на лёд проходит по снегу и осыпи на льду (есть трещины) и может представлять определенную трудность при движении неопытной группы на спуск. Мы же легко преодолеваем его и далее, так как трещин в этой части ледника уже нет, идем без связок.

В орографически правой части цирка видна характерная скальная башня и пер. Жандарм (2Б?) (на топографических и некоторых других картах эта седловина ошибочно отмечена как пер. Койавганауш), в центре располагается снежный кулуар с карнизом – пер. Ложный Койавганауш. Истинный же перевал Койавганауш находится в орографически левой части цирка, над длинной черной осыпью и закрыт выступом скалы (фото 080).

От пологого плато ледника (h=3300) начинаем подъем по мелкой черной осыпи. Есть много следов, в основном спусковых, но идти тяжело, осыпь едет под ногами. Через 300 метров выходим к снежнику и, пройдя несколько десятков метров по нему, попадаем на седловину. Для компактной группы возможен подъем по простым сланцевым скалам слева по ходу от снежника. При движении ближе к склону Койавган-баши существует опасность камнепада с нее. Также некоторую опасность могут представлять бегающие по гребню туры.

На перевале (h=3640, фото 081) в 14:00, здесь перекусываем, звоним родным (ловит Билайн, МТС). Отличный вид в обе стороны.

Спуск начинаем в 15:30 по торной тропе на мелкой осыпи влево вниз (движение плотной группой), потом движемся по левой части моренного цирка по осыпям и остаткам ледника (фото 082).

У конца ледника (h=3260) хорошие площадки. Отсюда начинается крутой спуск по тропе с конгломератно-моренного вала в правый карман ледника Джанкуат. Справа течет ручей с ледничка под перевалом, который легко перепрыгивается по камням, на его правом берегу на верхушке скального ригеля видны отличные травянистые площадки. Сворачиваем с тропы и в 17:10 ставим здесь палатки (h=2960).

Утром (12 августа) выходим в 8:20, спускаемся в карман ледника Джанкуат. Здесь текут ручьи, готовых площадок нет. По тропе идём по гребню и затем спускаемся с высокой правой морены ледника Джанкуат на широкое поле перед языком ледника и пересекаем его влево вверх, в сторону конечной морены ледника (фото 083). Турики приводят к хорошему месту переправы по большим камням. На другом берегу потока Джанкуат множество троп, быстро приводящих к «Зеленой гостинице».

Далее движемся по хорошей тропе вдоль реки до переправы по каменной пробке (30 минут), затем через прижимы на правом берегу и далее по тропе и дороге до альпбазы «Джантуган». Здесь мы в 11:15. Альпбаза выглядит теперь как фешенебельный дом отдыха, по территории прогуливаются пограничники, однако на проходящих в отдалении туристов внимания не обращают. Выше «Джантугана» находятся организованные, видимо платные, места для бивуака, но сотрудников национального парка не видно. Здесь и далее везде вниз по долине множество отдыхающих, иностранцев, альпинистов и мест «культурного» отдыха.

По хорошей грунтовой, затем асфальтированной дороге идем до АУСБ «Шхельда» (1 час 10 мин – мы здесь в 12:40), где забираем в ПСО свою заброску и узнаем прогноз погоды на ближайшие дни. Пройдя пограничный пост, быстро идем по асфальтированной дороге. Начинается дождь, но нам уже все нипочем, бежим вниз и останавливаемся только у Баксанской трассы, под навесом кафе «Сакля» (30 минут).

Обедая под навесом кафе, обсуждаем перспективы дальнейшего движения. Последние дни погода постепенно портилась, сейчас идет дождь, а остающееся до поезда время не позволяет говорить об отсидках. В результате, принимаем решение отказаться о прохождения перевала Ирикчат и завершить маршрут в Азау и оттуда сходить на Эльбрус «по классике».

Наконец дождь заканчивается и в 17:15 мы выходим по Баксанской трассе в сторону Азау (фото 084, фото 085). Пройдя 6 километров, в 19:30 останавливаемся на ночлег на левом берегу Баксана выше с. Байдаевых на маленькой полянке, отделенной кустами от трассы, возле площадки для пикников (h=1965, фото 086). Здесь есть вода из трубы. Напротив, с противоположного борта ущелья спадает ручей Когутай.

13 августа выходим с места ночевки в 9:15 и продолжаем движение по Баксанской трассе. Почти сразу видим мост на другой берег Баксана к так называемой «Поляне Нарзанов». Ночлег в лесу на правом берегу рядом «Поляной», по всей видимости, был бы комфортнее. Неспешно движемся по асфальтированной дороге (фото 087), заходим в магазин «Альпиндустрия» (h=2050), минуем поворот на Чегет, проходим поселок Терскол (зашли в МЧС уточнить прогноз погоды и отметиться) и в 12:30 подходим к нижнему концу канатной дороги в поселке Азау, где идет бойкая торговля сувенирами и едой. Один из участников торопится домой и, быстро договорившись с водителем, уезжает вниз. Проводив его, спускаемся по крутой замусоренной тропе к реке Азау и ставим палатки в непосредственной близости от нее (фото 088). Вода из реки, мутная (h=2325).

Основная часть похода закончена. Остаток дня посвящаем отдыху и усиленному питанию. Несмотря на неутешительный прогноз погоды, завтра собираемся подняться к Приюту 11.

Однако, вечером, ночью и утром 14 августа опять идет дождь, все верха в тумане, поэтому отказываемся от попытки восхождения и, тут же договорившись с водителем «Газели», уезжаем на ней в Нальчик. На вокзале меняем билеты и через несколько часов уже едем в поезде, смущая пассажиров купейного вагона своим видом.

Возможные места ночевок:

Долина р. Адырсу, «койавганские ночевки», ночевки на краю цирка (на спуске), ночевки на скальном ригеле, «зеленая гостиница», альпбаза «Джантуган».

Расчет ходового времени:

Спуск до альпбазы «Джантуган» 1 час

Спуск до пос. Эльбрус 1 час 40 минут

Подъем в Азау 3 часа 30 минут

Всего: 12 часов 30 минут (включая 3 часа 30 минут пути по трассе до пос. Азау)

Выводы и рекомендации

Перевал Койавганауш — нормальная 1А. Перевал проще проходить в обратном направлении.

Фото 078. Подъем в цирк пер. Койавганауш.

Фото 079. Альпинистские ночевки под лед. Койавган.

Фото 080. Взлет пер. Койавганауш со стороны р. Адырсу.

Фото 081. Группа на пер. Койавганауш.

Фото 082. Спуск с пер. Койавганауш в сторону р. Адылсу.

Фото 083. Спуск с левой морены лед. Джанкуат.

Фото 084. На Баксанской трассе.

Фото 085. На Баксанской трассе.

Фото 086. Место ночевки у дороги рядос площадкой для пикников.

Фото 087. Недалеко от пос. Терскол.

Фото 088. Последняя ночевка на берегу р. Азау.