Горы мира > Африка >

Автор: Андрей Сальников, Санкт-Петербург

Как я в гору ходил
или одиночный поход по кальдере Las Canadas и восхождение на вулкан Teide

Иллюстрация к рассказу: Виртуальный тур "Одиночный поход и восхождение Caldera las Canadas - Pico del Teide"

Предыстория

Однажды, в начале 2011 года, поехал я с женой для пляжно-экскурсионного отдыха на остров Тенерифе. Катались по острову на автомобиле, смотрели красоты архитектуры времен Христофора Колумба, купались, загорали.

В один из дней была запланирована поездка на вулкан Тейде, это еще одна достопримечательность острова, теперь я понимаю, что главная. Заранее было взято разрешение на проход в кратер, об этом я позаботился еще в России через интернет на официальном сайте национального парка. Планировали, как "правильные" туристы, за приемлемую плату, подняться на фуникулере до отметки 3550 метров и немного напрягшись взойти на вершину Испании - 3718 метров. Встав затемно, поехали по ночному серпантину, к вулкану приехали около девяти утра, чтобы в первых рядах быть наверху. Но не тут-то было - фуникулер закрыт! В январе это нормальная ситуация - обледенение тросов. И что теперь, приехав в такую рань разворачиваться обратно?

Увязавшись за машиной одного туриста, приехавшего одновременно с нами, добрались до какой-то парковки. Из машины вышел мужчина в спортивной куртке, и я на корявом английском начал его расспрашивать, что да как. Оказалось, что он испанец с материковой Испании и пойдет пешком, а это пешеходная тропа, по которой можно подняться до кратера. Я уговорил жену пойти погулять по вулкану, она согласилась. Ее энтузиазма хватило на полтора часа, и она потихоньку отправилась в обратный путь к машине, а мне хотелось посмотреть вниз, ну хоть с какой-нибудь вершины. Наметив видимое возвышение, я устремился к нему, полагая, что с него я и увижу обратную сторону вулкана. Но не все так просто. За этим холмом оказался еще один, а за ним еще... Так я прошагал еще сорок минут и вот она! Позже узнал, что это вершина Mantana Blanca - 2748 метров. Полюбовавшись с нее на конус вулкана, и сделав пару фотографий открывшейся панорамы, пришлось двинуться обратно.

Так я впервые познакомился с горами, но вершины не достиг и теперь все мои мысли были о ней, представься мне возможность посетить остров еще раз, то только вулкан и его пик будет целью моего приезда.

Подготовка

Прошел год. Жена заговорила об отпуске. Мысль о вулкане еще не потухла за это время и скромно зудела, а зудящее место, как правило, не успокоить пока не почешешь. И я предложил снова поехать на Тенерифе, конечно, это было немного эгоистично с моей стороны, так как по два раза в одно место мы не ездим, но решив, что взяв с собой одиннадцатилетнюю дочь, которая будет счастлива увидеть океан, жена согласилась.

Так, как горы дело для меня новое я решил подойти к нему основательно и начал информационную подготовку к предстоящему походу. Интернет - большая помойка, но в ней можно найти довольно приличные вещи! Я нашел множество карт, интересующей меня, местности, прочитал много статей и отзывов тех людей кто там уже был. Как добраться, где оставить автомобиль, рейсы автобусов, время на подъем, в чем и с чем идти и многое другое.

Узнал, что поход к вершине под силу человеку в хорошей физической форме, поэтому хотелось сделать что-то особенное, чего я не встречал на туристических форумах и сайтах. Мое увлечение - фотография, а точнее панорамная съемка 360 градусов и было решено отснять и создать "Виртуальный тур вулкана Тейде", а также несколько усложнить восхождение.

Было подготовлено несколько вариантов маршрута, но основа была выбрана следующей: Caldera las Canadas - Montana Blanca - Pico del Teide и обязательно в одиночку. Кальдера имеет значительный участок по расстоянию и находится на радиусе вокруг конуса вулкана. Я выбрал ее, как трекинговую часть маршрута длинной в 15 километров и дающей возможность увидеть и запечатлеть вулкан с разных сторон. Предполагалось выехать на арендованном авто, оставить его на парковке Mirador de Chio. По шоссе TF-38 дойти до Mirador de Boca de Tauce и свернуть на шоссе TF-21. По нему дойти до тропы на Montana Blanca, на которой я уже однажды побывал, и до темноты подняться до приюта Altavista, на высоте 3260м. Там переночевать и акклиматизироваться, а рано утром дойти до вершины Pico del Teide и снять на восходе тень от вулкана, которую я видел на нескольких фотографиях. Далее спуститься по юго-западной стороне до Pico Viejo и выйти в точку старта Mirador de Chio.

С маршрутом определился, теперь нужно было решить, что брать с собой и как одеваться. Кто-то писал, что поднимался в легких туфлях и в кофточке, но потом после пяти минут на сильном ветру убегал с вершины либо грелся на вонючих фумаролах, чтоб не околеть. Кто-то, кого я видел, когда поднимался на Montana Blanca в первый раз, шел в ветрозащитных куртках, в горных ботинках, с походным рюкзаком и с палками. Средняя годовая температура на острове 25-28 градусов, но наверху температура значительно отличается от той, что внизу и может колебаться, в зависимости от времени года от -10 до 10 градусов. Мой поход предстоял в конце февраля и температура на вершине явно будет минусовой, да еще сильный ветер. Нужно одеться так, чтобы получить максимум удовольствия, а не сопли до колен и разбитые мозолями ноги. Внизу должно быть не жарко, а на верху - не холодно.

Бюджет мероприятия был не велик - 15000 рублей и по этой причине пришлось провести много часов в интернете, в поисках не дорогой одежды, обуви и снаряжения. Опишу, что было куплено и во сколько мне это обошлось. Трекинговые ботинки летние для гор - 3900 рублей, куртка мембранная с капюшоном - 2100 рублей, термобелье легкое полиэстер - 600 рублей, кофта флисовая легкая - 600 рублей, носки трекинговые 300 рублей, солнцезащитная клипса для очков - 350 руб. Из снаряжения было куплено: рюкзак штурмовой 50л - 3200 рублей, трекинговые палки - 1100 рублей, налобный светодиодный фонарь - 350 рублей. Итого я потратил - 12500 рублей. Получилась вполне гуманная сумма, учитывая, что за эти деньги можно было бы купить лишь дорогую куртку.

Итак, маршрут проложен, снаряжение готово, можно в путь. Прилетели мы на остров 24 февраля 2012 года. Несколько дней на адаптацию, аренду машины, поездки по ранее не виданным достопримечательностям. Но теперь на остров я прилетел ради гор и в первый же день забрался на одну из них в нескольких километрах от отеля, увидев ее с балкона в номере, позже узнал название - Caldera del Rey с вершиной Morro Mecene 358 метров - 358 метров. Погода в эти дни радовала, ни капли дождя, в отличие от января прошлого года. Поход на вулкан запланировал на 28 февраля.

Вечером 27 числа начал сборы. Набил рюкзак всем, что собирался взять, набрал всяких гаджетов, вкусной еды, 5л воды, шапку, перчатки, кучу батареек для походного зарядного устройства, трекинговые палки, а еще на себе нести оборудование для фотосъемки: штатив, панорамная голова, камера, четыре объектива, дополнительная рукоятка с резервным аккумулятором. Взвалив на себя эту ношу и пройдя в номере от стены до стены, понял, что с таким весом добраться бы до машины, не говоря уже о походе и восхождении. В первый день предстояло пройти 23 километра с подъемом в 1200 метров, 15 километров - трекинг от Mirador de Chio до тропы на Montana Blanca, 8 километров - восхождение до приюта Altavista. Пришлось кардинально пересмотреть весь багаж и выкинуть все, без чего можно было обойтись в течение двух дней. Из провианта с собой было взято: 3 литра воды, шесть бутылок по пол-литра, заварные макароны, стакан 200 миллилитров, пачка изюма, плитка черного шоколада. Из вещей взял куртку, стянутую ремнем до максимально-минимальных размеров, пару запасных носков, трекинговые палки, налобный фонарь, нож, зажигалку и мини-карабины. Из фотооборудования взял штатив, панорамную голову, камеру и два объектива. На себе из одежды: трусы, джинсы, трекинговые носки, термофутболка с длинным рукавом, флиска, кепка и ботинки.

Поход

По моим расчетам старт маршрута был назначен на 12.00 по местному времени, дойти до тропы на восхождение запланировал к 16.00, а так как на острове в зимнее время темнеет с 19.00 до 19.30, подняться до приюта нужно не позднее 20.00.

Встал в 9.00, отвез жену с дочерью в аквапарк, плотно позавтракал в отеле, поболтался немного вокруг, проверил снаряжение, оделся и в 10.30 выехал к точке старта.

Припарковал автомобиль на упомянутой парковке Mirador de Chio, переобулся, еще раз проверил все ли взял, водрузил на спину рюкзак, расчехлил фотокамеру, надежно пристегнул ее нагрудными ремнями, закрыл машину и с чувством совершаемого подвига в 12.10 начал движение вперед.

Первые три километра до поворота на TF-21 пролетели незаметно. Шлось легко и не принужденно, темп выбрал средний, стараясь дышать в ритм шагу. За это время приспособился расчехлять штатив, накручивать панорамную голову, оперативно снимать, все собирать обратно и идти дальше. Сразу пригодились мелкие карабины, один приспособил под кисет для объектива и закрепил на нагрудных ремнях, чтоб каждый раз не лазить в рюкзак, второй для фиксации штатива в рюкзаке, при походном положении. Сходил с трассы, выбирая живописные места, стараясь, чтобы дорога не попадала в кадр, менял объективы, делая простые и панорамные снимки.

Было облачно, но небо дождя не предвещало. Вершина вулкана то появлялась, то исчезала за облаками, как будто играя со мной. Бывало, выглянет, пока поднесешь камеру для снимка, а ее уже нет. Странно, но в прошлом году облаков перебравшихся через гребень кальдеры в таком количестве я не видел. Иногда казалось, что эта густая белая масса заполнит всю чашу и я, как ничтожное насекомое утону в сметаноподобной гуще. На одной из панорам удалось запечатлеть такой момент, стало как-то не по себе, но прогнав тревожные мысли, продолжил движение дальше.

Одежда, которая была на мне, радовала безмерно - было не холодно и не жарко. А вот время начало меня беспокоить, я заметил, что значительно отстаю. Прошел всего половину пути от трекинговой части похода, а времени было уже около 15.00. Ноги уже изрядно гудели потому, что дорога шла на подъем. При расчетах маршрута, я не учел время на фотосъемку и остановки на отдых, да это было и не возможно, так как подобного опыта у меня раньше не было. В связи с этим была выбрана следующая тактика: 20-30 минут ходу - остановка на отдых, примерно 3-6 минут, она же на съемку и глоток воды.

После того, как я понял, что отклонился от графика, тревожные чувства не покидали меня. Еще в Петербурге, планируя поход, самым страшным для меня было попасть на восхождение в темное время. Я читал на одном из блогов, как один парень шел ночью, спал на кустах, пришел в приют в 05.00, валясь с ног, удивив тем самым смотрителей приюта, а потом жадно отпивался кофе. Теперь дорога для меня перешла на принципиально новый виток. Если до этого путь был прогулкой, то теперь он стал борьбой. Причем борьба эта была с самим собой:
- Ну, прогулялся и хватит, пошли домой...
- Да ты что? Я столько готовился, купил кучу вещей, запланировал снять виртуальный тур, а теперь развернуться?
- Кому и что ты собираешься доказать?
- Не знаю... Наверно самому себе...
- Друзья говорили тебе, что пройти 23км за день не реально, у тебя есть оправдание.
- Нет.
Этот диалог, похожий на шизофрению, примерно передает суть конфликта с самим собой и теперь всю дорогу до тропы на Montana Blanca я либо уговаривал себя вернуться, либо готовил себя к восхождению в темноте. Проверил фонарь, вспомнил, что запасной комплект батареек выложил, что перчатки тоже не стал брать, фотосъемку теперь проводил только для панорам, второй объектив убрал подальше, так как тратить время на его смену больше не хотелось. Темп стал активнее, но и уставать начал быстрее. Так я добрался до поворота, за которым была стоянка, на ней в прошлом году я впервые прикоснулся к горам. Теперь этот отрезок похода я помню, как самый эмоциональный.

Восхождение

На точку восхождения я вышел около 18.00, тем самым опоздав почти на два часа. На парковке стояло около десяти автомобилей, видимо тех людей, которые уже отдыхают в горном приюте или на подходе к нему. Молодая женщина с девочкой лет девяти ждали кого-то, они удивленно смотрели на меня и шумно разговаривали на французском языке. Я снял рюкзак, чтобы основательно отдохнуть после первого этапа. Кстати интересно, но за эти 15 километров я ни разу не присел, да и сейчас особого желания не было. Медленно прогуливаясь взад-вперед, пил воду и восстанавливал дыхание, потом не спеша начал готовиться к старту. Расчехлил трекинговые палки, до сих пор шел без них, достал и надел куртку, потому, как путь до приюта придется пройти сначала в тени вулкана, а потом когда стемнеет, станет довольно прохладно. Теперь я уже не сомневался, что иду наверх, тревогу и панику оставил на прошлом этапе, я был спокоен.

К парковке подъехал мужчина, видимо отец и муж той пары, что ждала его внизу и они радостно сели в автомобиль. Хлопок закрывшейся автомобильной двери был сигналом к старту, машина тронулась, а я двинулся вперед, навстречу к приключению.

С желанием хоть как-то наверстать отставание я рванул с марафонской скоростью, выдержать такой темп я смог минут 30 - 35, осознав еще раз, что ночного восхождения мне не избежать выбрал умеренный темп с остановками на отдых и съемку. Мимо меня пронесся последний спускавшийся, мужчина лет сорока, было видно, что он очень спешит к своему автомобилю, опасаясь ночного серпантина, на пути к отелю.

Началась зона облаков. Конус вулкана, освещенный лучами заходящего солнца, скрылся в серо-голубой пелене. Видимость в 20 метров, влажный и липкий воздух, а также гремящая тишина, заставили насторожиться. Но нужно было идти, обратного хода нет. В этой жуткой массе я прошагал больше часа. А дальше, в одно мгновение, я выскочил в звенящий, прозрачный, наполненный теплым светом воздух. Вид был божественный. Облака закрывали землю, вплотную подходя к конусу вулкана, казалось, что это было какое-то волшебное море, освещенное последним лучом красного света.

Я прошел поле усыпанное черными яйцами Тейде - это огромные вулканические бомбы выброшенные вулканом во время извержения, а это значит, скоро выйду к следующему этапу пути, ведущему к приюту. Тропа, по которой шел до сих пор, была просто проспектом, сбиться с нее было практически не возможно, а вот та, которая еще впереди - узкая и извилистая, по ней предстояло ночью. Единственное, что сильно пугало, не сбиться бы с пути. В 19.24 я добрался до нее и сфотографировал последнюю панораму, упаковал все фотооборудование, потому как в темноте оно мне больше не пригодится, попил воды, отдохнул подольше обычного, достал плитку шоколада, наломав ее мелкими кусками в карман и начал подъем.

Все то расстояние, которое я прошел до этого момента, было легкой прогулкой по сравнению с тем, что нужно еще пройти. Подъем стал очень крутым, тропа петляла мелким серпантином, и когда вулкан погрузился во мрак, я включил налобный фонарь, заранее одетый во время отдыха. Всю прелесть наличия трекинговых палок я ощутил только сейчас, они действительно оказались полезными. С ними было действительно легче идти, выяснил я, проводя эксперимент, идя некоторое время без них. Они помогали на отдыхе, уткнув их в подмышки, я снимал нагрузку со спины и с колен. Я так ни разу и не присел за все время пути, мне казалось, что если я сяду, то подняться и заставить идти себя дальше будет невозможно.

Луна стояла в зените, но так как был конец месяца, от нее практически ничего не осталось, и света она почти не давала. Небо поражало огромным количеством звезд, сотни, тысячи, миллионы...

Несколько раз я терял тропу, стараясь не паниковать, останавливался и отдыхал. Потом, отведя взгляд от места, где предположительно должна была быть тропа, озирался вокруг и тут же находил ее снова. Сердце колотилось в бешеном ритме, иногда казалось, оно выпрыгнет вон. Отдых стал чаще и дольше. Я выработал собственный ритм, найдя его опытным путем. Считаешь до сорока, остановка, до сорока, остановка, и так бесконечно, казалось, подъем будет длиться вечно, он стал монотонным и не интересным, но нужно было идти, чтобы завтра достичь той цели, ради которой и было все задумано.

И вот, наконец, показалась хижина, я чуть не закричал от восторга: "У меня получилось, я жив, здоров и благополучно дошел". Дверь была открыта, меня встретил приветливый молодой испанец с улыбкой на лице. Единственное, что тогда я смог выдавить из себя: "It's very hard way!..." Он засмеялся и спросил, не замерз ли я, потом отвел на кухню и предложил горячей воды. Сесть я так и не мог, медленно слоняясь по комнате, пытался привести ритм сердца к нормальной работе. Но оно никак не успокаивалось. Трясущимися руками поставил кипятить чайник, потом заварил макароны, взятые с собой в качестве ужина и наконец, опустился на стул. Смотритель принес и попросил заполнить анкету, взял плату за ночлег, выдав мне памятный бланк, о том, что я побывал здесь на высоте 3260 метров. Нужно было отправить СМС жене и дочери, они наверно сильно беспокоились, потому, как не было связи на той стороне вулкана, где я шел. Жена ответила чуть ли не в панике. Говорила, что уже ищет телефоны спасателей, я успокоил ее и пожелал спокойной ночи, потому как времени уже было около 24.00. Нужно было заставить себя поесть. От первой ложки макарон меня чуть не вырвало. Я решил подготовить желудок сладким чаем, несколько приличных глотков дали возможность запихнуть в себя пару ложек макарон, а углеводы мне сейчас нужны как воздух. Доел ужин, выпил еще чашку сладкого чая и пошел спать. Кстати, когда я пришел, не увидел ни одного восходителя, оказалось, все они уже спят как сурки, и только звонкий храп доносится в одной из комнат.

Испанец показал мне куда лечь. В комнате, как в казарме пахло потом, но мне сейчас было не до комфорта, и я плюхнулся на верхнюю полку двуярусной кровати. Только теперь я почувствовал, что мерзну, но видимо это не от холода, а от недостатка кислорода. Закутавшись в вонючее одеяло, я ненадолго провалился не то в сон не то в бред. Примерно через пару часов проснулся от сильной головной боли, встал, побродил в холле, выпил воды и снова провалился. Этот сон был похож на тот, который бывает при сильной температуре, когда снится один и тот же дурацкий фрагмент и так всю ночь.

Около 05.30 утра я поднялся и вышел в холл, налил кофе из автомата и сел на диван, приходя в чувство. На кухне уже слышалась веселая болтовня. Из двух комнат начали выползать люди. Умывались, одевались, завтракали. Сколько было всего народу, я не считал, но примерно их было около двадцати. Я съел шоколад и выпил еще одну чашку кофе, голова так и разрывалась, но силы вернулись.

Я вышел на улицу. Черное небо в звездах удивляло своей глубиной. Было морозно, думаю минус два по Цельсию, не больше. Проверил все ли взял, расчехлил палки и чего то ждал. Вышли еще трое, одели рюкзаки и направились к тропе, я двинулся за ними, включив налобный фонарь. Тропа не отличалась от той, что была до приюта, большой подъем и мелкий серпантин. Пройдя минут тридцать, в какой-то момент, мне показалось, что мы уже не идем по тропе, а карабкаемся по камням. Впереди идущие люди начали взволнованно разговаривать. Я понял, что мы сбились с пути. Камни становились все больше и больше и местами достигали размеров головы слона. Скорость группы заметно упала, все оборачивались и проверяли, чтоб никто не отстал. Я шел последний, но почему-то тоже обернулся, нас нагоняла следующая группа и когда они поравнялись с нами, остановившись на тропе, мы стали выбираться к ним. Больше никто не спешил, шли медленно и осторожно. Начало светать и тропа стала видимой, группа растянулась и уже не так волнуясь, шла непринужденно. Я остановился, чтобы достать фотокамеру и подготовить остальные принадлежности для съемки панорам, мимо меня прошел парень в легкой тканевой курточке и в туфельках, вместо фонаря он светил себе мобильным телефоном, казалось, видя вокруг себя экипированных людей, он испытывал гордость, что вот так без всего идет рядом с ними.

Я вышел к станции фуникулера, высота 3550 метров. Голова перестала болеть, самочувствие пришло в норму. Отпустив группу, я потерял их из виду, походив вокруг станции, нашел какую-то тропу, пройдя минут двадцать вышел на смотровую площадку с видом на Pico de Viejo. Не задерживаясь на съемку, пришлось быстро возвращаться и искать тропу на пик, иначе я опасался не успеть снять тень от вулкана, отбрасываемую на восходе. Как сумасшедший я несся на вершину, навстречу попадались люди, которые уже спускались, среди них был парень в легких туфельках. И вот, наконец, я добрался. Первое, чем встретил меня пик - это запах серы, настолько сильный, что хотелось выплюнуть желудок, попав в серное облако, но довольно быстро привык к этому запаху. Я устремился к вершине. Стоя там, обдуваемый сильным ветром, заметил, что еще двое ждут, когда я уйду с высшей точки. Нельзя было упускать такой возможности. Я сошел чуть ниже, выбрав место так, чтобы одновременно было видно тень вулкана и двух восходителей на вершине Испании - 3718 метров. Снимать было не просто, ветер дул такой, что если бы я отпустил штатив с камерой, то его бы сдуло прямо в кратер, пришлось изрядно изловчиться, снимая эту панораму, но оно того стоило, кадр получился прекрасный.

Еще, что меня очень порадовало на вершине - это пара не молодых людей, мужчина и женщина, подошедших чуть позднее. Им было лет по пятьдесят с небольшим. Они взошли на высшую точку, открыли шампанское и, выпив по бокалу, целовались, как молодожены. Зрелище, заряжающее оптимизмом и радостью. К сожалению, снять их у меня не получилось, потому как стоял широкоугольный объектив, да и было ли это нужно, на них надо было смотреть глазами, а не через стекло объектива.

Получив заряд позитива, я отправил всем друзьям и близким СМС о том, что стою на вершине Испании, на высоте 3718 метров метров. Сделав еще несколько панорам возле станции и возле Pico de Viejo, я решил спуститься вниз на фуникулере и вернуться поскорее в отель. Я пытался оправдать себя, что не пошел дальше по намеченному пути. Говорил, что распухла правая нога, что заполнилась карта памяти, иссяк заряд аккумулятора в фотоаппарате, но на самом деле чувство выполненной задачи, поставленной перед собой, переполняло, ведь целью была вершина, и я ее достиг, а все остальное уже не важно... Теперь домой.

Размышления

Зачем люди идут в горы? Наверно у каждого идущего туда свой ответ на этот вопрос. Для меня - это путь самопознания. Преодолевая физические и моральные трудности, видишь себя по новому, идя навстречу поставленной задаче. Ничто и никто не заставляет тебя делать это. Это твой выбор, это твой путь. Побывав, однажды, в горах и проникшись их силой и мощью, хочется возвращаться к ним снова и снова, а значит, будут новые горы, новые вершины и новые испытания...