Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, Москва

Непальские дневники. Блистающий Renjo Pass. Часть 4

Как это бывает не только в горах, но и вообще в жизни, путь иногда оказывается интересней цели. При всем уважении к Гималаям, вообще, а к Renjo Pass, в частности, бродить по горным тропам, пить из горных ручьев, делить узкие тропы с раздраженными яками, карабкаться по каменисто-снежному склону и, в конце концов, просто сидеть на разогретом камне, слушать горную реку и любоваться на невзрачный цветочек, - все это намного азартней и приятней, чем вывалить свою хрипящую тушку на вершину, смачно плюнуть вниз, сделать серию типовых кадров с избитой популярной точки и громко заявить: «Я здесь был!»

Вершина перевала Renjo Pass несомненно хороша, как видовая площадка и доказательство самому себе своей неибической крутизны. И всё. Ну, были мы на том Renjo Pass… Высота около 5360 метров, если верить непальской карте. Полинялые буддийские флажки, вытоптанный коридорчик в снегу, воткнутая в трещину скалы бутылка из-под шампанского… Но как же прекрасно было сюда идти, вздрагивая от восторга при виде каждого цветочка среди льда и снега, здороваясь с каждой вершиной вдоль тропы и улыбаясь лучам жесткого гималайского солнца!

Подход к вершине Renjo Pass встретил нас сильным ветром. Настолько сильным, что местами оголились от снега и льда камни. Ветер просто отполировал их. Невольно вспомнилась соседняя вершина Ghyachung Kang, с которой ветром сбросило в пропасть двух японских альпинистов. Но там другой уровень технической сложности подъема. А здесь обычная тропа. Налегаем на ветер, то грудью, то боком, и настойчиво стремимся вверх.

Как мы уже писали, по причине старости, мерзкого характера и веса зеркалок с оптикой, мы шли последними в нашей небольшой команде. Остроумнейшая наша спутница Ира Зёбра потом написала в форуме: «Ну и Ежжы, они всегда были на подходе, монотонно, уверенно, одинаково топали в тылу, я их запомнила именно, таких, в унисон топающих и увешенных рюкзаками. Мы как-то шутили, мол психологи среди нас, а вот как мы, как особи, как человеколюди, мы в психологической норме? или... на что Игорь (ГлавЁжж), сказал спокойным и размеренным голосом, что "клиникой" они не занимаются! - это к психиатрам.» Взято отсюда.

Так что, когда мы вышли на финальный штурм перевала, наши украинские друзья и кормильцы (Сало и горилка в Гималаях незабываемы!) уже спускались вниз (оприходовав на вершине ту самую бутылку шампанского) и попались нам навстречу. При виде хрипящих Ежжей эта незабываемая веселая троица (Ира Зёбра , Виталик Энерджайзер и Ярема) громко на все Гималаи заявляет: «Ежжы! Видя ваши страдания, мы пообещали друг другу, что если вы дойдете до вершины, мы радостно и восторженно покроем вас матом! Так что… мать… мать… мать… А теперь марш на вершину! До нее 100 метров осталось!» Ну, мы и поперлись. Нельзя было хороших людей разочаровывать.

Последние 100 метров тропы на подходе к вершине Renjo Pass оказались лишними, как иногда оказываются лишними последние 100 грамм водки.

Неширокая полочка, довольно крутой подъем. Отступать глупо, идти нет сил. Но нас уже покрыли матом на все Гималаи. Значит, идем…

Перевал взят. Вспоминается пьеса Островского «Гроза»: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?» - «Мать, мать, мать…» - привычно отозвалось эхо.

Туда вниз идет продолжение трека через Renjo Pass. Но мы туда не пойдем. Мы вернемся обратно в Гокьйо, чтобы попробовать взять еще более сложный перевал Cho La Pass и приблизиться к вершине Эвереста настолько, насколько хватит наших скромных сил.

Озеро внизу называется Angladumba Tsho. Там дальше течет веселая речка Renjo Khola.
А теперь взглянем на гребенку остроконечных вершин, торчащих вдали:

А теперь поближе:

А эти красавицы выглядят вообще незабываемо: черное и белое – Инь и Ян. Жалко, что не нашли их названий.

А вот другая гряда гор. Аж голова кружится!

И все сразу в одной панораме:

Поворачиваемся в противоположную сторону туда, откуда поднимались. Вот он, старина Эверест! Говорят, что некоторым треккерам Эверест по форме напоминает египетскую пирамиду. Интересно было бы показать Эверест египетским фараонам. Вот чтобы они сказали, увидев пирамиду высотой почти 9 км? А и слава Богу, что фараоны Эверест не видели! А то начал бы какой-нибудь амбициозный правитель себе такую пирамиду строить. Сколько бы жизней рабов унесла эта ярмарка человеческого тщеславия…

Вот они, старые знакомые! Слева Эверест-Джомолунгма-Сагарматха (8848 м). В серединке стеночка Nuptse, похожая на гребень драконихи и состоящая из семи семитысячников. Самый высокий гребешок – 7861 м. Ну, а справа торчит вверх Lho Rtse высотой 8516 м, четвертый по высоте восьмитысячник на планете. А внизу черные горы и перевалы, о которых мы тоже расскажем, но чуть позже.

В это утро Эверест был довольным, покуривая с утра свою трубку с забористым непальским табачком.

Невозможно пройти мимо темы воздухоплавания в районе Эвереста.
«Итальянец Анджело Д'Арриго впервые в истории воздухоплавания совершил полет на дельтаплане над вершиной высочайшей горы мира. Он стартовал с высоты 3,5 тысяч метров в районе южного склона Эвереста. Дельтаплан Анджело набрал высоту, двигаясь на буксире у другого дельтаплана, снабженного мотором. Оказавшись на отметке 8,5 тысяч метров, отважный итальянец отцепил буксир и начал самостоятельный подъем, используя восходящие воздушные потоки, направленные в сторону вершины, сообщает ИТАР-ТАСС.
Скорость ветра при этом достигала 200 км/час. Пилот подвергался воздействию сильного мороза и быстро меняющегося давления. Дельтаплан Д'Арриго пролетел над вершиной Эвереста на высоте более девяти тысяч метров. Затем он спустился на северный склон горы в районе перевала Ло-Ла на границе Непала и Тибета.
Еще до своей непальской экспедиции 43-летний Анджело Д'Арриго стал известен в мире серией рекордных одиночных перелетов на дельтаплане. Для улучшения конструкции дельтаплана и навыков полета на большой высоте Д'Арриго изучает технику полета птиц, следуя в небе за перелетными стаями.
В 2001 году он пересек пустыню Сахара и Средиземное море от берегов Африки до итальянской Сицилии, повторив маршрут сезонного перелета орлов. При этом в пути спортсмена сопровождал прирученный им орел. В 2002 году Д'Арриго отправился в Россию, чтобы совершить еще более протяженную экспедицию по маршруту перелета журавлей через всю Сибирь и Среднюю Азию, от Полярного круга до Ирана.
В 2003 году Анджело по чертежам Леонардо Да Винчи он построил рабочую модель изобретенного Леонардо первого в мире летательного аппарата. Затем он испытал аппарат в аэродинамической трубе концерна ФИАТ и доказал, что изобретение Леонардо способно летать.
Следующим этапом своих приключений Анджело наметил экспедицию в горы Перу, где он будет изучать полет кондора». newsru.com 2004 год.

И ещё:

«Уникальный полёт выполнил Дидье Дельсаль (Didier Delsalle) на серийном вертолёте Eurocopter Ecureuil/AStar AS350 B3. 14 мая 2005 года он приземлился на верхушке горы (на высоте 8 тысяч 850 метров).
Дельсаль, штатный лётчик-испытатель фирмы Eurocopter, провёл на Эвересте более двух минут (как требуют правила международной федерации аэронавтики), после чего благополучно вернулся в базовый лагерь Lukla, расположенный на высоте 2 тысячи 866 метров, откуда Дидье и начинал свой рейс.
15 мая Дельсаль выполнил этот трюк снова. В настоящее время рекорд проходит утверждение в FAI, потому компания несколько повременила с пресс-релизом.
Интересно, что в ходе подготовки к необычному полёту французы провели серию испытательных рейсов на этом вертолёте, в ходе которых поднимались на высоты вплоть до 10 тысяч 211 метров». Взято отсюда.

Ну, и ещё:

«На Эвересте установлен новый спортивный рекорд. Трое парашютистов приземлились на самую вершину горы.
Об этом сообщает Reuters со ссылкой на организаторов прыжка и самих участников.
Это первый в истории прыжок с парашютом на вершину Эвереста.
Около 32 парашютистов из более чем 10 стран (большая часть из которых была из Британии, Канады и США) прибыли к подножию горы еще неделю назад. Они начали приготовления к тому, чтобы спрыгнуть на Эверест с самолета, летящего на высоте чуть менее 9000 м (на 142 м выше самой верхней точки горы).
Но решились совершить прыжок только трое, они и стали авторами рекорда. Это представитель Новой Зеландии Вэнди Смит, британец Холли Бадж и канадец с британским гражданством Нейл Джонс.
Все трое находились в свободном падении около 30 сек, затем открыли парашюты и приземлились в пределах специальной зоны. Они использовали специальные парашюты большого размера. Ввиду сильно разряженного воздуха им приходилось совершать прыжок в кислородных масках». infox.ru 2008 год.

А теперь немного фотографий из серии «я и берёзка». Спасибо Сереже Гутиеву guttalin, что дождался нас на вершине перевала и, не давая нам замерзнуть на фоне этой красоты, быстро погнал нас вниз, где нас ждали палка правильной украинской колбасы, горячий чай с непальским горным медом и, самое главное, закрытый от посторонних любопытных глаз сортир. А то очень страшно было…

На фото сзади нас все те же культовые вершины. Слева направо:

• Chumbu (6860 м) (только бок виден).
  • Kangchung (6100 м).
  • За ГлавЕжжом торчит бульбочка - это Pumori (7165 м).
  • Дальше, между Ежжами, неприступная стенка Nirekha (6159 м).
  • Самый высокий пупырь - Эверест-Сагарматха (8848 м).
  • Чуть ниже прямо возле него Nuptse, состоящая из семи семитысячников.
  • Сразу за гребнем, почти не выделяясь Lho Rtse (8516 м).
  • А совсем вдали Makalu (8485 м).
  • А совсем справа торчит Cholatse (6335 м) и кусок Arakam Tse (6423 м).
  • Это не Красная Шапочка, отымевшая Волка и закусившая пирожками. Это Ежжунька, поднявшаяся вопреки горняшке на Renjo Pass (5360 м). Очки не снимает потому, что почти слепая. Но на кнопку фотокамеры умудрялась нажимать.

Это ГлавЕжж, заросший волосами и колючками. В Гималаях все волосатое: яки, эдельвейсы, пчелы, снежный лотос и йети. А так же и ГлавЕжж. Очки не снимает для понтов.

За наши портреты огромное спасибо Сергею Гутиеву guttalin. Надеемся, что с названиями гор мы ничего не напутали и никакую вершину не переместили на новое место. -)

А вот примерные маршруты на две видовые точки для красивых фотографий. Ну, а нас теперь ждут совсем другие приключения. Ледник Ngozumba и перевал Cho La Pass.