Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать
Установка палатки и оборудование ночлега

Итак, поход начался.
Первый, самый трудный (как обычно) день позади – впереди расслабуха у костра и первая ночь в горах. Чтобы она прошла в спокойном отдыхе, а не в борьбе за жизнь, нужно заранее озаботиться одним очень важным вопросом – УСТАНОВКА ПАЛАТКИ и оборудование нормального ночлега.

Теперь давайте немного подробнее рассмотрим, как это лучше и правильно сделать.

1. Под палатку выбирается наиболее ровный участок стоянки. Поскольку идеально ровного всё равно не будет, постарайтесь выбрать хотя бы тот, где нет крупных камней и корней деревьев.

2. Палатка всегда ставиться так, чтобы люди (или туристы) лежали в ней головой вверх.
Некоторые «теоретики» советуют спать головой вниз (типа, так лучше ноги отдыхают) - так вот, делать этого не нужно. В противном случае у вас появляется реальная возможность заполучить к утру приличную головную боль (в буквальном смысле).

3. Внутри палатки (если позволяет её конструкция), размещаться нужно ногами к выходу. Если кто-то из ваших сожителей в темноте начнёт заходить внутрь палатки, и на ощупь искать свободное место, то пусть уж он наступит вам на ногу, чем на голову.

4. Установив палатку, проверьте, чтобы все оттяжки были туго натянуты.

5. Устанавливая палатку, по возможности закрепите все колышки крупными камнями. Лучше сразу натянуть и закрепить оттяжки «на смерть», чем потом, через каждый час бегать, их подтягивать.

6. Тент должен быть натянут так, чтобы он не касался самой палатки. Если у вас двухскатка, то постарайтесь так его натянуть, чтобы он отходил от палатка как можно дальше.

7. Если в палатке спит мало народа и остаётся много свободного места, то рюкзаки затаскиваются в палатку и укладываются вдоль стен. Объяснение этому простое – чем в палатке просторнее, тем там холоднее.

8. Если этого не требуется, то тогда рюкзаки складываются под тент палатки. Туда же ставятся и ботинки.

9. Сменная обувь обычно кладётся либо внутрь палатки (под ноги), либо под днище у входа.

10. Не пользуйтесь для обогрева и освещения в палатках открытым пламенем. Учтите, палатка полностью сгорает буквально за минуту. Если же вам всё-таки очень приспичило устроить романтику при свечах, то для этого в центре палатки разгребается свободное пространство и туда ставится железная миска (или кружка), в которую и устанавливается свечка.

11. Если у вас двухскатка, а лагерь стоит на берегу крупного водоёма, или в ущелье, то ставьте её так, чтобы наиболее вероятное направление ветра (что в таком месте предугадать не сложно) совпадало с продольной осевой линией палатки (проще говоря – «вдоль конька»).

12. Если вдруг начинается ураганный ветер, и если нет дождя, откройте в палатке оба входа (если имеется второй). Если такой возможности нет, то остаётся одно:
- (для «двухскатки») – выдернуть центральные оттяжки и положить палатку на землю,
- (для «купола»/«сферы») – проверить натяжение оттяжек и сесть молиться, чтобы стойки выдержали это испытание.
13. Во время сильного дождя всякое вошканье и кувыркание в палатке прекращается. Если спать не хочется, просто лежите, разговоры разговаривайте – о превратностях судьбы, о войне с турками или о графе Калиостро. Иначе, чем больше вы будете там шебуршиться и прижимать палатку к тенту, тем быстрее последний потечёт.

14. Никогда не ставьте палатку в выемку – в дождь будете плавать в луже.

15. По той же причине не ставьте рядом с большим наклонным камнем – с него, как с отбойника, вся вода во время дождя будет течь под палатку.

16. Установив вечером свой домик, тут же закрывайте вход и проверяйте, чтобы он был постоянно закрыт. В противном случае есть вероятность всю ночь вместо отдыха заниматься внутри палатки ловлей всякой летающей дряни – комаров, мошки и пр.

17. Ложась спать в палатке, помните, куда положили фонарь (в идеале – за голову). В походе всякое случается, и если понадобится ночью быстро его включить, вы должны чётко знать, где он лежит.

18. Первобытные времена прошли, и уже давно в качестве теплоизоляции все используют карематы. Поэтому не нужно уродовать тайгу и рубить лапник.

19. Не ставьте палатку рядом с костром, иначе через пару ночёвок будете сквозь дырки в крыше наблюдать звёздное небо, а в дождь принимать душ, не выходя на улицу.

20. Муравьи, возможно друзья леса, но не туристов – это точно. Поэтому, располагаясь на ночь, проверьте, чтобы выбранное вами место не было уже занято этими лесными санитарами. Иначе весёлая ночь гарантирована.

21. Если палатка ставится на стоянке с большим уклоном, то под ноги (под днище палатки) укладываются вещи или рюкзаки. Если этого не сделать, можно всю ночь просыпаться по пояс на улице.

22. Утром, перед свёртыванием палатки, её в обязательном порядке нужно немного просушить (от росы и конденсата), или хотя бы хорошо встряхнуть.

23. Прежде чем поставить палатку, посмотрите наверх – не висит ли над вами сломанная макушка дерева или здоровенный камень на склоне. В противном случае среди ночи может случиться неожиданность под названием «А вот и я»!

24. Так как стоянки часто бывают вплотную с тропой, постарайтесь так поставить свой домик, чтобы он стоял хоть немного в стороне от «бродвея». Не думаю, что вам доставит большое удовольствие постоянно слушать дружественный мат запинающихся о ваши растяжки туристов.

25. Собираясь в поход, ещё находясь дома решите одну задачу – «Что я буду делать, если сломаю или потеряю стойки палатки»? Лучше лёжа на тёплом диване в спокойной обстановке об этом подумать, чем потом метаться по горам ночью или под дождём, в поисках решения проблемы.

И на последок –
если вы таки соблазнились лёгкой однослойной полностью водонепроницаемой палаткой, то не удивляйтесь, просыпаясь каждое утро в луже собственного конденсата.

И ещё то, чего делать не нужно.
В одной из прошлогодних моих групп один «турист» (у которого каждую ночь по несколько раз срабатывал «гидробудильник») предложил своим сожителям, чтобы их постоянно не тревожить, сделать в стенке дырку, в которую он и будет выпускать лишнюю жидкость. :)
Так вот, я не советую делать такие вещи. :))))

К предыдущей части __________ Продолжение следует....

Как выбрать палатку для туристического похода