Автор: Алексей Заводский, Москва

Восхождение на Сток Кангри. Ладак

Восхождение на Сток Кангри у нас (у нас, это у меня и у sanders_po) началось со сбора информации о том, как это нужно делать и что для этого необходимо. Вариант купить организованный тур нас не устраивал и поэтому мы стали организовывать всё сами. Очень быстро выяснилось, что для восхождения никакой специальной снаряги кроме кошек и трекинговых палок, в принципе, не надо, конечно неплохо иметь ещё ледоруб, но можно обойтись и без него. Едой особо тоже затариваться нет необходимости, так как её можно купить в базовом лагере, как в виде полуфабрикатов, так и в готовом варианте в виде риса с далом и чая с молоком. Ещё местные туроператоры озадачили нас вопросом пермита, мол для восхождения на Сток Кангри необходим пермит стоимостью 2000 рупий на человека, но мы отнеслись к этой информации с недоверием и пермит покупать не стали и как выяснилось позже, правильно сделали.

Снаряга.

Начну с того, что у нас было из снаряжения и одежды, чтобы будущим покорителям было понятно, что нужно для того, чтобы благополучно совершить восхождение.

Кошки.

Кошки нужны обязательно, их можно взять в аренду в Ле во многих местах, цена колеблется от 20 до 60 рупий за сутки аренды, надо торговаться. В одном месте мы нашли за 20, но одна пара не подошла по размеру и мы взяли кошки в другом месте, сторговавшись, за 30 рупий.

Трекинговые палки.

Тоже нужны обязательно. У нас были свои, но если их нет, то можно так же взять в аренду или купить за недорого китайскую подделку, которой должно хватить на одно восхождение и может ещё останется. Про цены на палки ничего не скажу, так как у нас небыло необходимости в покупке или аренде.

Ледоруб.

Ледоруб по сути не нужен, у нас его не было и я могу припомнить лишь одно место на восхождении, где он мог бы пригодиться, но где, в любом случае, можно легко справиться и без него. У других восходителей я видел ледорубы, но я не видел чтобы хоть кто-то ими реально пользовался.

Палатка.

Палатка нужна, так как в базовом лагере гостиниц и гестов нет и жить придётся в палатке. Существует возможность свою палатку не брать, а договориться в базовом лагере с организаторами туров и разместиться в их палатке, но сколько это будет стоить я не знаю, но знаю точно, что такая возможность есть. У нас была своя палатки и по этому поводу мы не парились. Кстати, за место под палатку в базовом лагере необходимо заплатить 130 рупий за ночь.

Одежда и спальник.

Одежду, как и спальник необходимо иметь тёплую. Днём на солнце тепло, если не сказать жарко, но стоит солнцу зайти за тучку или, клонясь к закату, закатиться за гору, так сразу становиться холодно, ночью уверенный минус, высота базового лагеря без копеек 5000 метров, сами понимаете, на такой высоте уже не месяц май. Одежда у меня была по сути зимняя, тёплая куртка, тёплые штаны, термобельё, носки из ячей шерсти, купленные ещё в том году в Непале, пуховая жилетка. Спальник тоже нужен тёплый, желательно пуховой, рассчитанный на минусовую погоду, у меня спальник был не особо тёплый, средненький, поэтому приходилось спать в одежде, хорошо выручала пуховая жилетка и шерстяные носки:)

Газовая горелка и посуда.

Поскольку дров на такой высоте нет, то если вы хотите хотя бы что-то готовить сами, то газовая горелка будет очень кстати, посуда соответственно.

Ну и по мелочам.

Хотя это может и не такие уж и мелочи. В общем вам обязательно необходимо с собой иметь солнцезащитные очки, так как на снегу вы реально останетесь без глаз если по какой-то причине решите, что очки вам не понадобятся. Крем от солнца, если хотите что бы открытые участки кожи не пошли пузырями, причём желательно крем брать с максимальным защитным фактором. Перчатки, так как в утренние часы или даже можно сказать ночные, когда начинается восхождение, руки без перчаток у вас офигеют. Обязательно нужен фонарь, желательно налобный.
Вроде основное всё написал, если что ещё вспомню, то допишу позже.

Как добраться до базового лагеря и что из себя представляет непосредственно сам базовый лагерь.

Сперва необходимо добраться из Ле до деревни Сток (Stok). Деревня находится близко, в 25 км от Ле, автобусы из Ле идут дважды в день, утром в 8:00 и вечером в 17:00, до Стока они доходят примерно за 1 час и идут обратно, соответственно из Стока в Ле они идут, в 9:00 и в 18:00, но лучше прийти заранее, так как автобус может прийти чуть раньше, а отправляется автобус не в какое-то конкретное время, а сразу после высадки прибывших пассажиров и загрузки отбывающих. Тут есть один нюанс, автобусы идут каждый день кроме воскресенье, я это знаю потому, что мы отправились в Сток именно в воскресенье и немного обломались, но ничего страшного, добрались до Стока на попутках.

Далее, по прибытию в Сток можно отправиться сразу в базовый лагерь, если вы приехали на утреннем автобусе или заночевать в Стоке, если вы приехали на вечернем. В Стоке много домов где семьи готовы приютить путников, разумеется, за небольшую плату, а именно за 500 рупий, в которые будут включены ужин, завтрак и койка-место в простой, но опрятной комнате.

Далее путь ваш будет лежать в базовый лагерь, путь не сложный, но практически всегда вверх вдоль реки.

На пути будет два места где можно что-то поесть и что-то купить, так же если у вас ещё нет необходимой акклиматизации, то можно возле этих мест разбить лагерь и остаться на ночь, чтобы эту акклиматизацию заиметь. Как я уже писал выше, базовый лагерь находится на высоте почти 5000 метров (по моему GPS 4957 метров), а деревня Сток на высоте 3700 метров, перепад в 1300 метров может не простить вам отсутствие должной высотной подготовки. Дорога от деревни Сток до базового лагеря заняла у нас 7 часов, естественно с остановками на то, чтобы попить воды, передохнуть и конечно же сделать несколько снимков.

Базовый лагерь выглядит как… Как базовый лагерь он выглядит, палатки, полевая кухня организованных туристов, есть туалет, есть магазин (магазин конечно громко сказано, но всё же), он же место где можно что-то поесть, как правило поесть можно только вечером и как правило это рис, дал, чапати и чай с молоком. Рядом с базовым лагерем течёт речка, воду из неё набирать лучше либо рано утром, либо позно вечером, днём вода в реке мутно-красного цвета из-за активного таяния снега.
Вот так выглядит базовый лагерь на закате:

А вот так, когда солнце уже совсем село:

Пара фоток сделанные на следующий день, во время акклиматизационной прогулки:

В магазинчике помимо готовой еды можно купить шоколад (от 30 до 50 рупий), всякую газировку, типа кола/фанта (стоит 60 рупий), лапша быстрого приготовления маги (это как наш ролтон, стоит в готовом виде 50 рупий в сухом виде мы не покупали), так же есть пиво в бутылках и крепкий алкоголь, продающийся на разлив, по ценам я тут не подскажу так как до алкоголя дела нам не было.

Блюда готовые к употреблению стоит вполне приемлемых денег для такой высоты: маги - 50 рупий, рис с далом и чапати 150 рупий, чай с молоком - 30 рупий, по моему очень приемлемо. Я думаю, что есть возможность ещё и завтракать в этом заведении, но это мы не проверили, так как кашу на завтрак мы принесли с собой и завтракали самостоятельно, а на ужин уже ходили к ним.
Вот, кстати, чапати жарят, правда не на сковороде, а прямо так, на открытом огне керосинки, так типа быстрее и как ни странно керосином они не воняют:))

Ну вот вроде про базовый лагерь всё, теперь про пермит:)

Про пермит.

Пермит как бы нужен, но можно и без него.
В Ле, когда мы чекали информацию о восхождении, то нам все говорили о необходимости пермита, просили за него 2000 рупий и говорили, что на месте он будет стоить 2200. Всё верно, так и есть, но на месте к отсутствию пермита относятся лояльно, как я понял, пермит спрашивают строго с организованных групп, а на тех, кто идёт дикарём смотрят сквозь пальцы. Когда к нам подошёл местный смотритель для того, чтобы записать наши паспортные данные и осведомиться о наличии пермита, то данные паспорта и визы мы ему с радостью предоставили, а про пермит сказали, что мы, как бы не в курсе и не рассчитывали выложить за восхождение такую сумму. Смотритель отреагировал на это очень спокойно и сказал, что никаких проблем нет, что мы можем не покупать пермит и что нашей основной задачей вернуться с восхождения живыми и невредимыми, чтобы о нашем безпермитном пребывании никто не знал, он у себя пометил в журнале, что мы в базовом лагере были, но на восхождение не пошли в связи с плохим самочувствием. Плюс ко всему, с нас почему-то взяли денег за стоянку в базовом лагере только за две ночи, хотя стояли мы там три:)

Вот такая ситуация с пермитом, одним словом, если вы идёте без группы, то пермит покупать не надо,на месте можно договориться, одинокие туристы их мало интересуют:)

Восхождение и обратный путь.

Восхождение начинается рано утром, а многие начинают его вообще ночью. Думаю, что чем раньше выйти тем лучше, но мы вышли не так уж и рано, если быть точным, то в 4:52, хотя и проснулись в 3:00, что-то мы долго завтракали и собирались. Многие выходят в 1:00 - 2:00 ночи, когда они спят не знаю, но смысл в таком раннем выходе всё таки есть. Идти первую часть пути по темноте может и не очень комфортно, но вот зато спускаться по жёсткой тропе, а не по снегу превратившемуся в кашу - точно гораздо удобнее и безопаснее. Но мы вышли, считай, в 5 и у нас это выглядело следующим образом.

Только вышли, чуть поднялись:

Сразу от базового лагеря начинается достаточно крутой подъём по мелко каменистому склону, после него тропа идёт с минимальным набором высоты местами по грунту, местами по снегу, после чего выходим на ледник, высота тут примерно 5400 м.
Перед выходом на ледник флажочки:

Ледник безопасный, пару не глубоких трещин которые легко перепрыгиваются, в утренние часы он плотный, кое-где лёд, кое-где смёрзшийся снег, воды естественно нет, так как ночью уверенный минус.

Пересекаем ледник по диагонали и тут собственно и начинается сомо восхождение, в самом начале подъёма есть небольшие участки с камнями средних размеров, далее только снег. Утром снег плотный, смёрзшийся, в кошках по такому идти одно удовольствие, на обратном пути это выглядит как мокрая снежно-водяная каша.
Вот эта вершина и есть Сток Кангри, тут она выглядит вообще детской:

И вот мы идём вверх, медленно но верно набираем высоту, склон длинный, нудный и достаточно крутой, но в кошках и с палками идти нормально, ледоруб не нужен, на пути встречаются пара крупных камней возле которых удобно делать привалы.

На нашем пути вверх нам попадалось много покорителей которые уже всё покорили и спускались вниз, это как раз те, кто вышли в час ночи.

Перед выходом на хребет натыкаемся на небольшую стеночку, это наверное единственное место где может пригодиться ледоруб, но я и без него влез не испытывая особых сложностей, стеночку можно обойти слева по камням, но надо будет снимать кошки. Высота при выходе на гребень примерно 5800-5900 метров. Вылезаем на гребень:

И что же мы видим по ту сторону?
Как ни странно, но с той стороны тоже горы:))

Далее по гребню до вершины не очень удобный подъём, местами снег, местами камни, скалы, сыпуха, иногда мне хотелось снять кошки, но так я этого и не сделал, хотя местами на камнях без кошек было бы явно удобней.
Последние десятки метров до вершины плотный снег, в который мои кошки входили как доктор прописал, шаг за шагом, я всё ближе и ближе к вершине, ещё чуть-чуть и вот я уже на самом верху.
Ура! Вершина моя!
Смотрю на GPS, высота 6132 метра, время в пути со всеми остановка 5 часов 28 минут, время в движении 3 часа 03 минуты.

Теперь можно перевести дух и сделать пару кадров с самого верха.
Собственно вот так выглядит вершина:

Ну а это так, просто то, что видно вокруг:

Саня пришёл примерно через час, у него с акклиматизацией похуже, поэтому он и шёл помедленнее, но вроде живой, правда не выглядит особо счастливым:)

А вот я, башку свою чешу, а Саня меня подловил:)

Переведя дух, начинаем движение в обратном направлении. Вниз по хребту кое-где менее удобно чем ввер, можно даже сказать, что более опасно, но мы справились. Далее по склону немного напрягал мокрый снег, но тоже ничего страшного.
Спустились к леднику, в небольших трещинах которые утром легко перепрыгивались бурлят настоящие горные реки, пришлось поискать место где их лучше преодалеть, на самом леднике много воды, но вроде тоже ничего страшного. Пересекли ледник, сняли кошки, ну и тут уже считай дома, ещё минут 40 и мы спустились к базовому лагерю:) Общее время в пути 9 часов 28 минут, из них примерно полтора часа я пробыл на вершине.
Просто фотка на обратном пути:

Остаток дня был потрачен на питание и покой.
Утром не спеша встали, собрались и пошли вниз, до деревни Сток, очень не торопясь дошли за 4 часа. В Стоке перекусили, дождались вечернего автобуса и ещё через час были уже в Ле.

Послесловие и общие моменты.

Если обобщить всё то, что я тут понаписал, то можно скомпоновать всю полезную информацию в пару предложений.
Из Ле до деревни сток идут два автобуса в день в 8:00 и в 17:00 каждый день кроме воскресенья.
От Стока до базового лагеря идти 7 часов, обратно 4 часа.
В базовом лагере необходимо заплатить 130 рупий за ночь за место под палатку, пермит в Ле покупать не надо, так как можно договориться в базовом лагере.
Одежда нужна тёплая. Для восхождения обязательно необходимы кошки и трекинговые палки, ледоруб на ваше усмотрение.
Восхождение и спуск вниз занимают 9-10 часов, выходить необходимо чем раньше тем лучше.
Высота Сток Кангри - 6132 метра.
Высота базового лагеря - 4957 метров.
Высота деревни Сток 3735 метров.

Вершина Сток Кангри не сложная в техническом плане, но имеет вполне приличную высоту, для простого смертного требуется хорошая акклиматизация. Сумарно для восхождения на вершину и обратного возвращения, так сказать, из Ле в Ле, необходимо минимум 3 дня, лучше 4-5 дней. Денег надо не много, можно легко уложиться в 2000 рупий на человека если получится проскочить без пермита, если с пермитом, то ещё плюс 2000. Вершина Сток Кангри это интересный опыт, красивые виды и возможность для человека с минимальной подготовкой подняться на высоту более 6000 метров, если вы окажетесь в Ладаке, то не упустите возможность совершить это восхождение:)

Из Манали в Ле или на ту сторону Гималаев

Немного о фотосъёмке

Озеро Пангонг. Ладак. Немного полезной информации

От новичка

Хорошее повествование. Коротко и ясно. спасибо за информацию. Удачи Вам в дальнейшем!