Руководитель: Е.Егорова, Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню летом 2008 г. Часть 2

Часть 1 здесь

8. Техническое описание маршрута.

подходы и заброска.

По долине р. Аламедин до шлагбаума базы отдыха «Теплый ключ» (фото 3) идет асфальтированное шоссе, за ним дорога уже грунтово-гравийная, через километр она заканчивается у стоянки автомашин. За проезд на территорию дома отдыха берут 100 сом (70 руб.) с машины.

Заехав до автостоянки группа позавтракала, и перебрав рюкзаки, около одиннадцати часов дня с грузом на 19 дней вышла в сторону долины реки Салык.

Над нами висит облачность, периодически проливающаяся дождем.

Сразу за границей базы отдыха в распадке протекает ручей с чистой водой. Тропа идет в редком арчовом лесу и без крутых наборов высоты поднимается (около трех часов ходу) до подмытого правого берега перед ущельем р. Салык, периодически сменяясь широкими полянами (фото 4). Подмытый участок обходится по тропе, которая поднимается на 70…100 метров над рекой. Сразу за ним тропа спускается к корявому мостику через Салык (фото 5). На правом берегу Салыка палатка пастухов и пасется стадо, и мы в 1340 встаем лагерем на левом (там и площадки поровнее). Дождь льет как из ведра, и мы, наспех пообедав, заваливаемся отсыпаться после ночи в самолете и в аэропортах.

На следующий день была сделана заброска у слияния рек Ашутор и Аламедин (туда нам предстоит спуститься на десятый день похода). Характер пути сначала такой же, как и накануне. Выше впадения в Аламедин слева реки Алтынтор долина делает два резких взлета, и появляются участки осыпей (фото 6). Заброску оставили в большой щели (похожей на нору неизвестного науке крупного зверя) и завалили камня­ми (фото 7). По дороге обратно вымокли под дождем. На заброску в целом ушло 9 часов.

Пока делалась заброска, лагерь был перенесен на 200 м выше по долине р. Салык (на ее правый берег).

перевал Искра Центральная 2А, 4200

N 42°30'04.2'' E 74°45'39.1''

Расположен в северном отроге ГКХ, севернее пика Искра

Соединяет долину реки Салык (ледник Салык Восточный) и долину реки Иссык-Ата (ледник Ивероновой).

Пройден с запада на восток.

Описание дано от стоянок на левом берегу р. Салык, у впадения ее в Аламедин до дол. р. Иссык-Ата

Тропа в ущелье Салык идет по правому берегу и взбирается сначала на ригель (сюда мы поднялись после заброски и поставили лагерь на удобных площадках у самой речки), затем долина выполаживается и тропа плавно подходит под конечную морену (фото 8). Долина заросла арчой, смородиной, жимолостью и ольхой. Тропа то идет по открытому месту, то ныряет в кусты.

Выйдя с бивака в 715 к 930 подошли под морену, река здесь теряется под камнями и выше ее нет.По крупным камням пересекаем долину к левому борту и по осыпному склону морены начинаем подъем наверх (фото 9).

Далее движемся по моренным валам сначала вдоль левого борта, а затем, смещаясь к правому (воды нет нигде!) и к двум часам дня выходим к озеру под взлетом перевала Бойрок (фото 10). К этому времени мы набрали уже 900 м от предыдущего бивака, а следующее возможное место стоянки – на слиянии ледников Салык Западный и Восточный, еще на полкилометра выше, поэтому, учитывая незакончившуюся акклиматизацию, принимаем решение ночевать здесь.

Утром выходим в 615 и продолжаем движение по моренным валам, придерживаясь направления на в. Усеченка (фото 11, 12) и к 1230 вышли к перемычке между ледниками Салык Западный (Н. Рериха) и Восточный. Отсюда открывается отличная панорама Аламединской стены (фото 13).

Перекусив, по левобережной морене выходим на открытый ледник Салык Восточный и, надев кошки, поднимаемся по некрутому ~20° языку, постепенно смещаясь к правому борту, впереди видны седловины перевалов Искра Центральная, 2А и Проценко, 1Б (фото 14).

В половине третьего подошли под широкий взлет перевала Искра Центр. Склон разделен большим разрушенным нунатаком и можно подниматься либо по мелкоосыпному склону справа от нунатака, либо по открытому леднику (крутизна до 30° в верхней части выполаживается) слева. Выбираем лед, как менее трудозатратный и начинаем подъем (фото 15). Движемся в связках одновременно с промежуточными точками (ледобуры). К 1800 выходим на верхнее плато под перевалом, где и останавливаемся на бивак.

Перевал Искра Центральная имеет три седловины (фото 16), на которые выводит пологий фирновый склон, мы двинулись на ближайшую к нам северную (наиболее простая, как стало видно после спуска – южная). Седловина перевала – неширокая щель в скалах, сняли записку туристов БМГУ (Брянского, а может Барнаульского, а может Бурятского, по записке непонятно, медицинского университета) от 17.08.2007 г., руководитель Загитов Булат.

Спуск начали в 830, закрепив первую веревку за камень в правой части седловины. Склон ледовый, крутизна до 45°. Вешаем на спуск еще 5 веревок (на ледобурах, последний спускается на ледовой проушине). На последней веревке преодолеваем небольшой бергшрунд (фото 18) и спускаемся на ледник Ивероновой, где и обедаем.

По открытому пологому леднику с множеством лежащих на льду камней быстро спускаемся до языка, и продолжаем спуск по гребню левобережной морены (фото 19, 20). Далее, идя по моренным валам, смещаемся к центру и выходим на фронтальную морену, перегораживающую долину перед спуском к реке Иссык-Ата. Морену траверсируем влево и спускаемся в дол. р. Иссык-Ата выше озера (второго, если считать сверху долины) по травянистому склону (~400м), крутизна склона до 30° (фото 21, 22).

1. Подъем по дол. р. Салык до конечной морены ледн. Салык

2. Конечная морена – озеро под пер. Бойрок

3. Озеро – моренный гребень между ледниками Салык Зап. и Вост.

4. По ледн. Салык Восточный до перевального взлета

5. Подъем под седловину пер. Искра Центральная (2А)

6. Спуск с пер. Искра Центральная на ледн. Ивероновой

25 ч.

перевал Лесгафта 2Б, 4200

N 42°25'42.4'' E 74°45'36.4''

Расположен в северном отроге главного хребта между вершинами Лесгафта и Иссык-Ата.

Соединяет долину реки Иссык-Ата (ледник Большой Иссыкатинский) и долину реки Ашутор.

Пройден с северо-востока на юго-запад.

Описание дано от дол. реки Иссык-Ата (напротив ледн. Ивероновой) до реки Ашутор.

Выйдя в 650 от места стоянки на р. Исык-Ата, идем левым берегом вверх по долине по хорошей тропе. Выше долина перегорожена мореной, перед которой р. Исык-Ата образует мутное озеро. Обходя озеро, тропа довольно круто взбирается вверх и выходит на борт долины, снова спускаясь к воде у слияния р. Минджилки и Иссы-Ата. Отсюда уже виден перевал Лесгафта, который является хорошим ориентиром в верховьях долины (фото 23).

Далее двигаемся левым берегом р. Минждилки по зеленым террасам над рекой, перепрыгивая стекающие с левого борта долины ручьи (фото 24) . Через 500 м терраса упирается в осыпной склон, и мы траверсируем его, постепенно спускаясь к реке в месте слияния р. Минждилки из двух ручьев.

Уходим вверх по правому (по ходу) ручью. Поднимаемся на каменистый склон (фото 26), затем идем по карману вдоль ручья (в кармане в полдень останавливаемся на перекус, с которого быстро убегаем – погода портится, накрапывает дождь). Из кармана налево, пересекаем срединную морену и выходим на ледник Большой Иссыкатинский в центральной части.

Ледник открытый, крутизна 10… 20°, идем в кошках. На верхнем плато ледника снег, трещин почти нет. Здесь встаем на бивак под взлетом перевала Лесгафта (фото 27). Возможна также ночевка на левой морене ледника немного выше его языка.

Утром вышли в 615 под перевальный взлет. Прямо по центру склона – зона ледовых разломов. Существует два варианта прохождения восточной стороны перевала Лесгафта – слева и справа от разломов. Предпочтительность одного или другого варианта зависит от снежно-ледовой обстановки. В снежные годы подъем справа от разломов может быть лавиноопасен. А в бесснежные (как мы видим) камнеопасен вариант подъема слева от центральной зоны разломов. Камни идут с жандарма на гребне пика Лесгафта, и хорошо идут! Выбираем для подъема «правый» вариант.

Склон внизу ледовый (крутизна до 45°), подрезан небольшим бергшрундом, выше снежный, несколько трещин, перекрытых мостами (фото 28). Вешаем 5 веревок перил (первая на ледобуре, остальные на ледорубах) с выходом выше седловины. На седловину спускаемся по снежно-осыпному гребню, последний выходит на перевал в 905.

Седловина осыпная, узкая, с восточной стороны – снежная мульда с небольшим озерцом (фото 34). С седловины виден наш следующий перевал – Чон -Чичкан Вост. (фото 35). Тур слева на скалах, снята записка группы туристов из Казани и Калининграда от 28.07.2008 года, руководитель Гилязов Артур.

Спуск с перевала идет по несложным скалам. Единственную трудность представляет крутая 7…8 метров стенка, из-за которой приходится на спуске вешать веревку (фото 36). По стенке течет вода. На седловине имеется удобный скальный выступ, на котором уже висит петля. Петля практически новая и мы используем ее для навешивания перил.

Осыпной склон ниже скального кулуара камнеопасен, спускались по одному (фото 37). Далее по пологому леднику (фото 38) до правобережных морен (там обедаем и отдыхаем около двух часов) и по моренам (фото 39) до травы и верховьев р. Ашутор спускаемся к 1430.

Продолжаем двигаться в направлении перевала Чон-Чичкан Восточный, который хорошо виден на всем протяжении спуска с нашего перевала (фото 40).

График движения.

1. Дол. р. Иссык-Ата – дол. р. Минджилки.

2. Дол. р. Минджилки – ледн. Большой Иссыкатинский

3. Подход по леднику под пер. Лесгафта

4. Подъем на перевал Лесгафта (2Б)

5. Спуск до ледника

6. Ледник – дол. р. Ашутор

3 ч. 40 мин.

2 ч. 15 мин.

2 ч. 25 мин.

1 ч. 30 мин.

13 ч. 35 мин.

Фото 23. Долина р. Минджилки. Вид на пер. Лесгафта.

Связка перевалов Чон-Чичкан Восточный+ Чон-Чичкан Центральный

Чон-Чичкан Восточный 2А, 4010

N 42°24'13.4'' E 74°42'39.7''

Расположен в ГКХ восточнее отрога, разделяющего ледники Прогонный и Туюктор Восточный.

Соединяет долины рек Ашутор (Аламедин) и Чон-Чичкан.

Чон-Чичкан Центральный 2Б, 4030

N 42°24'25.7'' E 74°42'10.8''

Расположен в ГКХ между вершиной Чон-Чичкан и пиком Геологов

Соединяет долину реки Чон-Чичкан с ледником Туюктор Восточный (дол. р. Аламедин)

Пройден с юга на север.

Описание дано от верховьев дол. р. Ашутор до стоянок на слиянии рек Аламедин и Ашутор.

После спуска с перевала Лесгафта мы переправились по камням через ручей (исток Ашутора) и начали подъем на конечную морену и дальше на язык ледника Чон-Чичкан Восточный. Идем вдоль правого борта крутизна порядка 25° (фото 41, 42).

Выше ледник пологий, открытый, пересекая зону трещин, выходим к его центру. Цирк перевала Чон-Чичкан Восточный небольшой, седловина хорошо заметна. В цирке встали на бивак. К седловине ведет снежно-ледовый склон крутизной 30…35° (местами до 45°), весь в разломах (фото 43).

С утра набежали облака, и прошел небольшой дождь, однако он быстро закончился, и мы принимаем решение идти на перевал. Выйдя в 715, начинаем набор высоты, поднимаясь в связках косым траверсом по снежно-ледовому гребню (фото 44). Выше гребня склон выполаживается и его пересекает крупная трещина, перекрытая довольно слабым снежным мостом, который приходится преодолевать ползком (фото 45).

Выше разлома, идя прямо вверх, поднимаемся на гребень чуть выше перевала (фото 46) , откуда затем в 1000 спускаемся на седловину (фото 47).

Тур на скалах у основания «жандарма». Снята записка оставленная 13.08. 2004 года туристами города Саранска (руководитель Крюков А.Л.), также шедшими четверку. С седловины хорошо виден наш следующий перевал Чон-Чичкан Центральный, однако понятно, что траверс на него очень сложен – его перегораживает скальный контрфорс вершины Чон-Чичкан.

Вниз в долину реки Чон-Чичкан ведет мелкая живая осыпь (фото 48). Быстро спускаемся и уже через 40 минут оказываемся на скально-осыпной гряде на полпути между перевалами Чон-Чичкан Восточный и Центральный. Здесь есть старательно кем-то выложенные площадки и снег на небольших остатках отступившего ледника.

Продолжаем двигаться в направлении подъема на перевал Чон-Чичкан Центральный, пересекая многочисленные моренные гряды. Гребень в районе перевала не имеет четко выраженной седловины, хорошим ориентиром служит большой камень на гребне (фото 49). Перевальный взлет осыпной, есть выходы разрушенных скал. Осыпь местами «живая» и состоит из тонких каменных пластин, поэтому временами выходим на скалы и поднимаемся лазанием (фото 50, 51). На седловину выходим в 1240.

Гребень перевала снежно-ледовый, отделен от расположенной чуть ниже осыпной седловины трещиной (фото 52) , через которую перебираемся, прежде чем начать спуск. Тур расположен на небольшом скальном островке южнее и ниже снежного гребня. Записка в туре четырехлетней давности, тех же ребят из Саранска, что и на предыдущем перевале.

С гребня хорошо видны ледники Туюктор Восточный и Западный и окружающие перевалы, просматривается путь спуска. Нам нужно спешить – погода снова начала портиться (фото 54).

Для спуска с перевала на ледник Туюктор Восточный нужно пройти по гребню влево (на запад) порядка 50 метров (дальше путь преграждает огромный разлом). Уход по гребню влево позволяет преодолеть на спуске не три бергшрунда, а только один.

Крутизна перевального взлета в верхней части – около 45°, но затем она быстро уменьшается до 40°. Спуск по снежному склону начинаем от разлома (1 веревка, последний спускается на нижней страховке, фото 55). В конце первой веревки выйдя на лед, постепенно смещаемся еще левее, чтобы обойти разломы внизу, начинается дождь с градом. Вешаем на ледобурах косые дюльфера (2 веревки, сдергиваем через ледовые проушины, фото 56). Бергшрунд пересекаем в самом узком месте (еще одна веревка, фото 57).

В 1530 начинаем спускаться по открытому леднику вправо-вниз (к правому борту ледника прижиматься нельзя – оттуда идут камни) и поворачиваем затем по широкой дуге влево, обойдя, таким образом, зону трещин, расположенную прямо под местом спуска с перевала (фото 58).

Доходим по открытому леднику до языка, и выходим на морену (фото 59). После этого идем под проливным дождем по моренам и осыпям с постепенной потерей высоты, разыскивая, где встать на бивак. Площадки для стоянок отыскались на берегу пересохшего озера (на некоторых картах обозначено), на старых моренах, заросших травой. Вода в ручьях рядом очень мутная.

С утра погоды по-прежнему нет. Решаем спуститься к заброске и ждать погоды и сушиться там (у нас запланирована дневка). Под мелким дождем выходим в 840, и по заросшим травой моренным гребням, а затем по тропе (фото 60, 61, 62) к 1040 спускаемся до слияния рек Аламедин и Ашутор. Здесь удобные стоянки, красиво и зелено (фото 63).

График движения.

1. Дол. р. Ашутор – стоянка под взлетом пер. Чон-Чичкан Вост.

2. Подъем на перевал. Чон-Чичкан Вост. (2А)

3. Спуск в южный цирк перевалов Чон-Чичкан.

4. Цирк – седловина пер. Чон-Чичкан Центр. (2Б)

5. Пер. Чон-Чичкан Центр. – ледн. Туюктор Вост.

6. Спуск по леднику Туюктор Вост.

7. Язык ледн. Туюктор Вост. – стоянки у высохшего озера.

8. Спуск до слияния рек Аламедин и Ашутор

1 ч.

1 ч. 10 мин.

2 ч.

15 ч.

перевал Туюктор Западный (Юрмала)1Б, 4060 N 42°25'15.3'' E 74°37'42.4''

Расположен в главном хребте западнее вершины Трапеция.

Соединяет долину реки Аламедин (ледник Туюктор Западный) и долину реки Туюк-Алла-арча (ледник Наталии).

Пройден с северо-востока на юго-запад.

Описание дано от стоянок на слиянии рек Аламедин и Ашутор до верховьев долины Туюк-Алла-арча.

Выйдя в 650 от места слияния рек Аламедин и Ашутор, идем по тропе правого берега р. Аламедин и за 2,5 часа выходим к слиянию двух ручьев, истоков р. Аламедин. Долину перегораживает вал старой конечной морены ледн. Туюктор Западный. Взбираемся на этот вал, и перед нами открывается панорама ледн. Туюктор Западный (фото 64).. Выходим на язык ледника и в кошках поднимаемся вдоль его левой покровной морены характерного желтого цвета. Пройдя скальный отрог, справа по ходу (здесь кончается морена) перекусываем и движемся по центру открытого ледника крутизной до 25°, обходя и перепрыгивая многочисленные трещины (фото 65, 66, 67).

Подходим к доминирующей в верховьях ледника вершине Трапеция и перевалу Физкультурников в ее восточном плече. Здесь ледник выполаживается. Под склонами вершины Трапеция поворачиваем направо (по ходу) и поднимаемся в направлении цирка перевалов Туюктор Западный и Георгия Седова – следующей ступени ледника (фото 68). В центре ледника – зона трещин. Обходим ее ближе к правому борту.

Верхнее плато относительно ровное. Прямо перед нами – взлет перевала Георгия Седова. Выйдя на верхнее плато, пересекаем ледник к левому борту и поворачиваем налево к ясно видной седловине перевала Туюктор Зап. (Юрмала). В верхнем цирке останавливаемся на бивак (фото 69). С места ночевки видна прекрасная панорама ГКХ.

Утром выходим в 7 часов. На перевал поднимаемся, траверсируя вправо-вверх фирновый склон крутизной около 25°. Небольшой бергшрунд в средней части подъема перешагиваем (фото 70). В 740 – на седловине.

Седловина перевала – снежно-осыпной гребень с выходами скал (фото 71). Тур на скалах. Снята записка, положенная накануне группой из Магнитогорска (рук. Полуэктов А. В.). Эти ребята проходили мимо нас во время дневки, идут они, по словам участников, единичку с элементами пятерки, а что выйдет неизвестно, так как у одного из группы не взяты с собой теплые вещи.

Спуск – около 80 м мелкой живой осыпи до ледника Наталии (фото 74).

Ледник Наталии весь в огромных мульдах, местами сливающихся друг с другом (фото 72). Но нам удается найти ледовый гребешок, ведущий в том направлении, куда ледник начинает уходить в долину реки Туюк-Ала-Арча. Проходим без потерь высоты по гребешку пологую часть ледника (фото 73) и постепенно забираем к правому борту. Здесь ледник ровный, но появляются небольшие трещины, пересекающие путь нашего спуска.

У большого нунатака, расположенного ближе к правому борту ледника, переходим ручей и продолжаем спускаться по осыпному склону долины справа от ручья, обходя ледопад, которым обрывается ледник Наталии. Крутизна склона до 35°, камни живые, есть участки конгломерата (фото 75).

Спустились мимо ледопада до истока реки Туюк-Ала-Арча, и вдоль реки прошли ещё немного до удобной стоянки около впадающих справа мелких ручейков, где в 11 часов остановились перекусить. Отсюда начало подъема к перевалу Литва.

График движения.

1. Слияние рек Ашутор и Аламедин – конечная морена ледн. Туюктор Зап.

2. По моренным валам до языка ледника

3. Подъем по леднику до поворота (под взлет перевала Физкультурник).

4. По леднику перевал Туюктор Зап. (1Б)

5. Спуск на ледник Наталии

6. По леднику до выхода на правобережную морену

7. Спуск по правому борту в обход ледопада .

8. По долине р. Туюк-Алла-Арча до поворота

1 ч. 30 мин.

2 ч. 10 мин.

10 мин.

20 мин.

12 ч. 30 мин

перевал Литва 2Б, 4070 м

N 42°25'48.8'' E 74°34'57.3''

Расположен в ГКХ западнее отрога разделяющего ледники Бегельдинова и Черкасова.

Соединяет долину реки Туюк-Ала-Арча с ледником Бегельдинова (дол. р. Алтынтор)

Пройден с юга на север.

Описание дано от долины реки Туюк-Ала-Арча до озера в верховьях р. Алтынтор.

Из долины р. Туюк-Ала-Арча в 1240 начинаем подниматься по травянистому склону (~ 25°) вдоль первого же (от истока) ручья, текущего с правого борта долины (фото 78). Определить место начало подъема можно также ориентируясь по леднику, стекающему от пер. Ветеранов туризма (ледн. Туюк-Ала-Арча, его язык ясно виден из долины). Следующий по ходу от него цирк перевала Литва оледенения не имеет. Ориентирование здесь затруднено, и первый раз за поход для подтверждения собственных выводов о месте начала подъема к перевалу пользуемся GPS-навигатором.

Выше ручей течет под камнями, и мы продолжаем подъем по его руслу (фото 79).

Склон выполаживается и открывается вид на моренные валы цирка и перевал Литва (фото 80). Под первым моренным валом у небольшого прозрачного озера в 1400 встаем лагерем – выше воды и удобных мест не будет (под самым взлетом на небольшом снежнике можно приткнуть пару палаток, но ночевка будет неудобная).

Вышли в 615. К 800 подошли под перевальный взлёт перевала Литва (фото 81) по многочисленным моренным валам (крупные и мелкие живые осыпи, участки конгломерата и прочие прелести).

К перевалу Литва ведут несколько скально-осыпных кулуаров. Поднимались по самому правому по ходу кулуару, где по осыпи можно забраться как можно выше. Крутизна до 35º, осыпь живая, камнеопасно (фото 82). Выше на несложных скалах навесили 3 верёвки перил, крепили за выступы скал. На последней веревке крутизна увеличилась до 50°(фото 83). Выше кулуара ~15° мелкоосыпной склон выводит на седловину (фото 84).

Последний участник вышел на перевал в 1130. Седловина перевала представляет собой широкий снежно-осыпной гребень, есть оборудованные места под палатки (фото 85). Тур в центре. Снята записка группы туристов из Казани и Калининграда от 2.08.2008 года, руководитель Гилязов Артур. С перевала Литва и с ледника Бегельдинова открывается вид на ледники и перевалы левого борта долины Алтынтора (фото 89).

Северный снежный взлет перевала ~30°, спускаемся (фото 86) на закрытый ледник Бегельдинова и, связавшись, идем вдоль правого борта ледника, обходя разломы (фото 87). Ниже ледник открытый. На перегибе зона трещин, в которой на ледобурах вешаем 2 веревки (последний спускается на нижней страховке, фото 88, 89, 90) и, по довольно крутому ~25° ледовому склону (фото 91), выходим на правобережную морену. Отсюда прекрасно видно мутное озеро в верховьях долины и путь к следующему перевалу – И. Войтихова.

По моренам и правому склону спускаемся к озеру, перейдя по камням через поток из-под ледника Алтынтор. На бивак встаем у следующего ручья (он почище, но тоже довольно мутный).

1. Подъем под моренный вал под перевалом Литва
  2. По моренным валам под перевальный взлет
  3. Подъем на седловину пер. Литва (2Б)
  4. Спуск по леднику Бегельдинова.
  5. Правая морена ледника – озеро в верховьях долины Алтынтора.
  1. 1 ч. 30 мин.
  2. 1 ч. 40 мин.
  3. 3 ч. 30 мин.
  4. 3 ч.
  5. 2 ч. 20 мин.

1. 12 ч.

перевал Ивана Войтихова 2Б, 4350

N 42°28'58.7'' E 74°33'32.4''

Расположен в северном отроге ГКХ между вершинами Алтын-Тор-баши и Беш-Таш.

Соединяет ледник Алтын-тор Северный (р. Аламедин) с ледником Топ-Карагай (р. Алла-Арча).

Пройден с юго-востока на северо-запад.

Описание дано от озера в верховьях р. Алтынтор до долины р. Топ-Карагай.

От стоянки у озера выходим в 725 и начинаем подъем по крутому травянистому склону на левый борт долины Алтынтора вдоль русла скрытого под камнями ручья (фото 93).

Выше склон выполаживается и мы выходим на левобережную морену ледника Алтынтор Северный. Далее идем по моренным гребням, постепенно смещаясь к центру, открывается вид на ледник (фото 94). Под языком ледника у ручья в 12 часов перекусываем, отдыхаем и, надев кошки, выходим на ледник. Ледник в нижней части открытый, крутизна до 25° (фото 95).

Идем по центру ледника, следуя его поворотам, к скальному нунатаку (фото 96), здесь ледник выполаживается и становится закрытым, встречаются трещины, поэтому движемся в связках с одновременной страховкой. У нунатака становимся лагерем (фото 97). Это наиболее удобное место стоянки при прохождении перевала с юго-востока на северо-запад. Ночевка на верхнем плато некомфортна (ветер).

От места ночевки в 610 начинаем подъем на перевал. Обогнув нунатак пересекаем ледник и вдоль правого его борта (склон до 25°, трещин нет, кошки) через 50 минут выходим на широкое фирновое плато (фото 98). Седловина перевала находится в северо-западной части. Тур расположен на скалах слева по ходу от перевальной седловины. Снята записка группы 4 к. с. из Вильнюса от 19.08.2003 г., рук. Д. Русакявичюс. С плато на север открывается панорама ледника Топ-карагай и окружающих его хребтов (фото 100).

Спуск по центру широкого кулуара начали в 730. Первая веревка по снегу (страховка на ледорубах, последний в три такта с нижней страховкой) до края небольшого скального нунатака в центре кулуара. Дальше склон становится круче 45…55°, лед (еще 8 веревок, крепим на ледобурах, для спуска последнего – проушина, фото 101, 103). В нижней трети склона бергшрунд, более перекрытый слабым снежным мостом. Бергшрунд преодолеваем прямо по центру, там, где он уже всего (фото 102). Ниже него склон выполаживается, идем пешком. При движении по кулуару следует придерживаться центра, так как со скал могут срываться камни.

На ледник Топ-карагай последние спустились в 1105. Пересекаем ледник к правому борту (фото 104) и вдоль него (ледник открытый, пологий, фото 105) идем к языку. Спускаемся по льду ~ 25°, обходя справа ледниковое озеро (фото 106), и выходим на конечную морену (фото 107).

Далее долго идем по правобережным моренам, затем спускаемся в правый карман морены (фото 108) и по нему выходим к реке Топ-Карагай в месте выхода ее из-под моренных валов (фото 109, 110). Пройдя еще немного по травянистым террасам правого берега, останавливаемся на бивак выше кулуара ведущего к перевалу Симонова (как выяснилось вечером, после разведки).

График движения.

1. До языка ледника Алтынтор Сев.
  2. Подъем по леднику до верхнего цирка

15 ч.

перевал Симонова 1Б, 3850

N 42°30'58.0'' E 74°30'45.6''

Расположен в Алла-арчинском отроге, между вершинами Текетор и 3786,8.

Соединяет долину реки Топ-Карагай с ледником Теке-Тор.

Пройден с юго-запада на северо-восток.

Описание дано от стоянок в долине р. Топ-Карагай до конечной морены ледника Теке-тор.

Правый борт долины реки Топ-Карагай в средней части ниже конечной морены ледника изрезан осыпными кулуарами, разделенными скальными отрогами-гребешками. У поворота к кулуару, ведущему на перевал Симонова, согласно имеющимся описаниям «жандарм 30…50 м в виде указующего в небо перста».

Место, где на нашей карте (www.westra.ru , автор Пуриков А. В., 2007) должно находиться начало подъема к перевалу №148, Симонова мы уже прошли, а «указующего перста» все еще не видим. Ставим лагерь. GPS-навигатор (в него закачан вариант той же карты) показывает на кулуар прямо над нами, но очевидно, что никакого перевала там нет, кулуар глухой.

Отправившаяся разведка обнаруживает нужный нам кулуар и жандарм на две террасы ниже по течению, перед поворотом, долины влево (фото 112, 113).

Утром выходим в 725. Быстро спускаемся по долине к началу подъема и траверсировав правую осыпь к жандарму, и обойдя его начинаем по осыпи подниматься к перевалу (фото 114).

Ширина кулуара 20…50 м, уклон до 30°, осыпь живая всех размеров. В средней части кулуар раздваивается (фото 115). Наш – левый по ходу, хотя GPS упорно показывает направо. Оглядываясь назад можно увидеть место впадения реки Топ-Карагай в Алла-Арчу (фото 118). Через 4,5 часа чрезвычайно утомительного подъема (воды нет!) выходим на перевал.

Седловина перевала скально-осыпная, тур по центру в камнях (фото 119), воды нет, но есть небольшой снежник справа на камнях под скалами. Сняли записку группы туристов клуба «Гадкий утенок», Москва, рук. Олишевский В. от 9.08.2008 г.

Спуск вниз – средняя живая осыпь, примерно 30 минут вниз до конца отрожка, отделяющего ледник Теке-Тор (фото 120). Спускались по правому борту под скалами. Обогнув отрожек вышли на правую боковую морену ледника Теке-Тор и траверсируя ее вправо (фото 121) спустились к ручью, вытекающему из-под ледника Теке-Тор. Там встали на обед с видом на долину реки Теке-Тор (фото 122).

1. Под взлет перевала по долине р. Топ-Карагай

6 ч. 15 мин.

перевал Теке-Тор 2А, 4160

N 42°30'57.1'' E 74°30'20.3''

Расположен в Алла-Арчинском отроге между вершинами Теке-Тор и Бокс.

Соединяет ледники Теке-Тор и Аксай.

Пройден с запада на восток.

Описание дано от конечной морены ледника Теке-тор до альплпгеря Алла-Арча.

После обеда начали подъем, пересекая конечную морену к правому борту ледника (фото 123). Далее надев кошки поднимаемся по открытому леднику ~ 25° до выполаживания (фото 125). Здесь останавливаемся лагерем – на седловине по описаниям можно приткнуть две палатки (у нас четыре), а спуститься до наступления сумерек мы, скорее всего, не успеем. Площадки приходится выравнивать на льду, снега на леднике Теке-Тор нет совсем (фото 125).

Утром выходим в 715. В кошках поднимаемся по центру открытого ледника ~30° (фото 128) оставляя слева по ходу зону трещин, и траверсируем его в верхней части к правому борту (фото 129). Преодолев последние 20 м по скально-осыпному склону (фото 130), в 9 часов выходим на перевал.

Перевальная перемычка — скально-осыпная, тур слева в камнях (фото 131). Записки в туре не было, только пустая банка. С перевала открывается вид на цирк ледника Аксай, вершины и перевалы Аксайской подковы (фото 132, 133). Видно как на соседние вершины Теке-Тор и Бокс идут альпинисты (и слышно, очень громко и не всегда цензурно).

Спускаемся с перевала на ледник Аксай в скальном кулуаре по мелкой осыпи ~ 200 м, 30° (фото 134).

Пересекаем открытый ледник к правому борту, огибая и перепрыгивая трещины, и поднимаемся (20 м) на гребень морены.

Дальше спуск в обход ледопада, которым заканчивается ледник Аксай, по пыльной тропе, участки которой перемежаются с крупной осыпью (фото 135, 136). Тропа идет сначала по гребню морены, затем по левой стороне гребня и переваливает через него направо в карман к стоянкам Рацека (фото 137). От перевала Теке-тор 4 часа ходьбы. Приятное место, речка водопадом стекает со стенки, сделана запруда для купания.

Ниже стоянок тропа хорошо набита. Она сначала круто спускается вниз по конечной морене и бараньим лбам (фото 138, 139) а затем идет траверсом в средней части травянистого, поросшего редким лесом (арча и ель) склона до правого притока Ак-Сая – р. Шакыакыма (перед спуском к реке есть стоянки).

Дальше, перевалив разделяющий долины Шакыакымы и Ала-Арчи гребень, тропа крутым серпантином спускается к альплагерю (2,5 часа от стоянок Рацека, фото 140). Время 1700 мы останавливаемся на ночлег на территории альпбазы Ала-Арча, а утром уезжаем в Бишкек и далее на Иссык-Куль.

4. Подъем до первого выполаживания ледника 5. Подъем на пер. Теке-тор

2 ч. 15 мин.

9 ч. 10 мин.

9.Выводы и рекомендации

Пройденный нами поход поставленные задачи выполнил полностью.

Нами за 16 ходовых дней пройдено 8 перевалов, из них 4 – категории 2Б (в том числе одна связка 2А+2Б), и по 2 перевала – категорий 2А и 1Б. Протяженность маршрута 148 км. Девятеро из десяти участников группы прошли свою первую четверку и первый раз побывали в Азии.

Маршрут получился технически довольно сложным и включал скалы, лед, и осыпи при прохождении определяющих участков, как на подъем, так и на спуск. В этом году снега было очень мало, что увеличило техническую сложность некоторых перевалов (Чон-Чичкан Восточный (2А) и Центральный (2Б), Туюктор Западный (1Б), Литва (2Б), Теке-Тор (2Б)) в сравнении с описаниями. Кроме того, из за малоснежья увеличилась камнепадная опасность.

Киргизский хребет красивый район, очень разнообразный по ландшафтам (все четыре пройденных нами долины были совершенно разными). Район активно посещается, но по перевальным запискам и разговорам со встреченными группами у нас сложилось впечатление, что движение идет преимущественно по одним и тем же маршрутам. Перевалы лежащие на этих «столбовых» путях посещаются по несколько раз в год, а с перевалов Чон-Чичкан Вост., Чон-Чичкан Центр. и Ивана Войтихова нами сняты записки 4-5 летней давности.

Нами были выявлены некоторые неточности в справочном и картографическом материале по району и уточнено местоположение перевалов И. Войтихова (2Б) и Симонова (1Б), смотри схему:

- По «Перечню классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. под ред. А. Джулия. – М.: «Прест», 2001.» перевал И. Войтихова, 2Б (1.4.16) соединяет ледн. Голубина и ледн. Новый (Туюксу С.), оба ледника принадлежат бассейну р. Алла-Арча. По описаниям [2, 7] и по результату нашего прохождения перевал Войтихова связывает ледн. Алтын-тор Сев. (р. Аламедин) с ледником Топ-Карагай (р. Алла-Арча). На большинстве карт этот перевал не обозначен

- Местоположение перевала Симонова правильно показано на синьках 1987 г. и ранее, а не на современных хребтовках (на схеме №148).

Участники остались довольны проведенным путешествием. В группе установился хороший психологический климат и взаимопонимание, несмотря на разницу в возрасте, опыте и физической подготовке участников.

Киргизский хребет можно рекомендовать как хороший переходный район для групп, планирующих дальнейшие походы в высоких горах – высоты немного превышают Кавказские и уже почти азиатские масштабы долин и осыпей. Заезды удобны и просты.

11.Смета похода

На 1 человека 24360 руб.

12. Литература

1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. под ред. А. Джулия. – М.: «Прест», 2001.

2. Библиотека МКТ №4833 (Волков С., 1987), №5986 (Чуканов Ю., 2002)

3. www.geolink-group.com(Зотов А., 2002)

4. www.mountain.ru (Лукьянов О., 2004)

5. www.meridian.perm.ru (Мехоношина Г., 2007)

6. www.takt.tomsk.ru (Снисаренко С., 1998, Смолин А., 2003)

7. www.berendei.tsu.ru (Стальмаков. Д., 2003)

Фотоальбом

Фото 1. Северный взлет пер. Физкультурник с ледн. Туюктор Западный.

Фото 3. Шлагбаум на въезде в «Теплый ключ».

Фото 4. Тропа в нижней части долины реки Аламедин.

Фото 5. Мост через р. Салык

Фото 6. Верхняя часть долины р. Аламедин

Фото 7. Заброска.

Фото 8. Долина р. Салык, вид на взлет перед моренами ледника Салык (Н. Рериха).

Фото 9. Поднимаемся на конечную морену. Внизу видны долины рек Салык и Аламедин.

Фото 10. Озеро под взлетом перевала Бойрок.

Фото 11. Средняя часть ущелья Салык. Вид на ледник Салык Зап. и пик Усеченка.

Фото 12. Подход под ледник Салык Восточный.

Фото 13. Высочайшие вершины ущелья Салык.

Фото 14. Ледн. Салык Восточный

Фото 15. Подъем на перевал Искра Центр. со стороны ледника Салык Вост.

Фото 16. Вид на три седловины первала Искра Центр. с верхнего плато ледника Салык Вост.

Фото 17. Работа на спуске с пер. Искра Центр

Фото 18. Спуск с первала Искра Центр. на ледн. Ивероновой

Фото 19. Вид на три седловины первала Искра с ледн. Ивероновой

Фото 20. Язык ледника Ивероновой

Фото 21. Спуск с фронтальной морены ледн. Ивероновой в дол. реки Иссык-Ата

Фото 22. Спуск с фронтальной морены ледн. Ивероновой в дол. реки Иссык-Ата

Фото 23

Фото 24. В. Чистякова прыгает через ручей.

Фото 25. Долины рек Минджилки и Иссык-Ата с начала подъема к пер. Лесгафта.

Фото 26. Подъем вдоль ручья текущего с ледника Больш. Иссыкатинский.

Фото 27. Бивак под восточным взлетом пер. Лесгафта.

Фото 28. Перевал Лесгафта с ледника Больш. Иссыкатинский.

Фото 29. Работа при подъеме на пер. Лесгафта.

Фото 30. Работа при подъеме на пер. Лесгафта.

Фото 31.

Фото 32. Выход на гребень при подъеме на пер. Лесгафта

Фото 33. Вид со взлета пер. Лесгафта на долину Иссык-Аты.

Фото 34. Озеро на перевале Лесгафта.

Фото 35. Группа на пер. Лесгафта. На заднем плане – пер. Чон Чичкан Вост.

Фото 36. Спуск с пер. Лесгафта. По мокрой стенке спускается А. Демин.

Фото 37. Скально-осыпной кулуар на спуске с пер. Лесгафта в сторону дол. р. Ашутор.

Фото 38. Ледник на спуске с пер. Лесгафта в сторону долины р. Ашутор.

Фото 39. Спуск по моренам в дол. р. Ашутор. Стрелкой показан пер. Лесгафта.

Фото 40. Верховья р. Ашутор. Вид на перевалы Чон Чичкан Вост., Туюктор Вост., Скалистый.

Фото 41. Вид на ледн. Прогонный и пер. Чон-Чичкан Вост. со спуска с пер Лесгафта в дол. р. Ашутор.

Фото 42. Подъем по ледн. Прогонный.

Фото 43. Пер. Чон-Чичкан Восточный из верхнего цирка ледн. Прогонный

Фото 44. Подъем по гребню, на страховке М. Гусачев.

Фото 45. Преодоление снежного моста, Страхует через ледобур О. Железный

Фото 46. Выход на гребень, лидирует Н. Рачников.

Фото 47. Вид с гребня на седловину пер. Чон-Чичкан Вост. и взлет пер. Чон-Чичкан Центр

Фото 48. Спуск с пер. Чон-Чичкан Вост. в сторону дол. р. Чон-Чичкан.

Фото 49. Вид на взлет перевала Чон-Чичкан Центр. из южного цирка

Фото 50. Подъем на перевал Чон-Чичкан Центр.

Фото 51. Подъем на перевал Чон-Чичкан Центр.

Фото 52. Группа на седловине пер. Чон-Чичкан Центр.

Фото 53. Вид с пер. Чон-Чичкан Центр. на юг, в сторону долин рек Чон-Чичкан и Зап. Каракол.

Фото 54. Вид с пер. Чон-Чичкан Центр. на ледники Восточный и Западный Туюктор

Фото 55. Работа на спуске с пер. Чон-Чичкан Центр.

Фото 56. Работа на спуске с пер. Чон-Чичкан Центр.

Фото 57. Перевальный взлет пер. Чон-Чичкан Центр. с ледника Восточный Туюктор.

Фото 58. Пер. Чон-Чичкан Центр. с ледника Восточный Туюктор.

Фото 59. Пер. Чон-Чичкан Центр. с ледника Восточный Туюктор.

Фото 60. Ледник Восточный Туюктор.

Фото 61. Долина р. Аламедин в верховьях.

Фото 62. Тропа по долине р. Аламедин

Фото 63. Стоянки на слиянии рек Аламедин и Ашутор

Фото 64. Вид на ледник Туюктор Западный (Аламедин)

Фото 65. Зона трещин на первом взлете ледника Туюктор Зап.

Фото 66. Прохождение зоны трещин на первом взлете ледника Туюктор Зап.

Фото 67. Прохождение зоны трещин на первом взлете ледника Туюктор Зап.

Фото 68. Верховья ледника Туюктор Зап. Перевалы Г. Седова и Туюктор Зап.

Фото 69. Ночевка в верховьях ледника Туюктор Зап. вид на перевалы ГКХ.

Фото 70. Выход на седловину пер. Туюктор Зап. (Юрмала).

Фото 71. Группа на седловине пер. Туюктор Зап. (Юрмала).

Фото 72. Вид с пер. Туюктор Зап. на ледник Наталии

Фото 73. Идем между мульдами ледника Наталии.

Фото 74. Вид на пер. Туюктор Западный с ледника Наталии.

Фото 75. Спуск по борту долины в обход ледопада языка ледн. Наталии.

Фото 76. Ледн. Наталии и перевалы Туюктор Зап. и Юрия Глухова из дол. р. Туюк-Ала-Арча (с подъема на пер. Литва).

Фото 77. долина р. Туюк-Ала-Арча.

Фото 78. Начало подъема к пер. Литва (стрелкой обозначен вход в цирк) из дол. р. Туюк-Ала-Арча.

Фото 79. Долина р. Туюк-Ала-Арча. На заднем плане – ледник Наталии. Поднимаемся по руслу ручья

Фото 80. Перевал Литва. Вид со склона долины р. Туюк-Ала-Арча.

Фото 81. Перевал Литва. Скальные кулуары южного перевального взлета

Фото 82. Вид на морены перевального цирка и долину р. Туюк-Ала-Арча из осыпного кулуара, ведущего к пер. Литва.

Фото 83. Подъем по скальному кулуару на перевал Литва.

Фото 84. Осыпной склон, выводящий на пер. Литва и место крепления верхнего участка перил. Вниз уходит скальный кулуар.

Фото 85. Группа на перевале Литва.

Фото 86. Спуск с пер. Литва на ледник Бегельдинова.

Фото 87. Вниз по леднику Бегельдинова.

Фото 88. В зоне трещин на леднике Бегельдинова. Спускается И. Страхов.

Фото 89. В зоне трещин на леднике Бегельдинова. Вид на ледники и перевалы левого борта долины Алтынтора.

Фото 90. В зоне трещин на леднике Бегельдинова.

Фото 91. Вид на озеро в верховьях дол. р. Алтынтор и подъем к перевалу И. Войтихова с ледника Бегельдинова.

Фото 92. Перевал Литва. Вид с начала подъема к пер. И. Войтихова.

Фото 93. Начало подъема к пер. Войтихова, вид из долины р. Алтынтор.

Фото 94. Ледник Алтынтор. Северный.

Фото 95. Вид с ледника Алтынтор. Северный на ГКХ.

Фото 96. Нунатак в средней части ледника Алтынтор. Сев.

Фото 97. Стоянка под нунатаком.

Фото 98. На перевале И. Войтихова

Фото 99. Вид с пер. Войтихова не ледник Топ-карагай и п. Свободная Корея

Фото 100. Вид с верхнего плато в сторону ледн. Топ-Карагай. Стрелкой показана седловина пер. Войтихова, тур – на скалах слева.

Фото 101. Спуск с пер. Войтихова к леднику Топ-Карагай. В центре кулуара скальный остров.

Фото 102. Последняя веревка через бергшрунд на спуске с перевала И. Войтихова.

Фото 103. Перевал И. Войтихова с ледника Топ-Карагай.

Фото 104. Верховья и перевалы ледника Топ-Карагай.

Фото 105. Спуск по леднику Топ-Карагай.

Фото 106. Озеро на леднике Топ-Карагай.

Фото 107. Язык ледника Топ-карагай

Фото 108. Спуск по карману правобережной морены ледника Топ-карагай

Фото 109. Долина реки Топ-карагай. Стрелкой показано начало подъема к пер. Симонова.

Фото 110. Долина реки Топ-карагай. Вид на конечную морену ледника.

Фото 111. Докладывает разведка.

Фото 112. Долина реки Топ-Карагай, стрелкой показано начало подъема к пер. Симонова.

Фото 113. Кулуар, ведущий к пер. Симонова, в центре жандарм «указующий перст»

Фото 114. Река Топ-Карагай и жандарм «указующий перст», вид из кулуара, ведущего на пер. Симонова.

Фото 115. Развилка кулуаров. Левый по ходу ведет на пер. Симонова.

Фото 116. Верхняя часть кулуара и седловина пер. Симонова.

Фото 117. На подъеме к пер. Симонова.

Фото 118. Вид на место впадения реки реки Топ-Карагай в Алла-Арчу с подъема на перевал Симонова.

Фото 119. Группа перевале Симонова

Фото 120. Спуск с перевала Симонова в долину Теке-Тор.

Фото 121. Траверс морены правого борта долины Теке-Тор на спуске с пер. Симонова

Фото 123. Ледник Теке-тор, вид с конечной морены.

Фото 124. Язык ледника и долина р. Теке-Тор.

Фото 125. Подъем по леднику Теке-Тор (первый взлет).

Фото 126. Бивак на леднике Теке-Тор.

Фото 127. Ледопад у левого борта ледн. Теке-Тор.

Фото 128. Подъем по леднику Теке-Тор (второй взлет).

Фото 129. Подъем по леднику Теке-Тор (второй взлет).

Фото 130. Выход на перевал Теке-Тор по скально-осыпному гребню.

Фото 131. Группа на перевале Теке-Тор.

Фото 132. Пик Теке-Тор с одноименного перевала.

Фото 133. Панорама Аксайской подковы и ледника Аксай с перевала Теке-Тор.

Фото 134. Перевал Теке-Тор с ледника Аксай.

Фото 135. Спуск по правобережной морене ледника Аксай.

Фото 136. Спуск по правобережной морене ледника Аксай.

Фото 137. Вид на стоянки Рацека.

Фото 138. Долина реки Аксай, спуск по тропе.

Фото 139. Долина реки Аксай, спуск по тропе.

Фото 140. Альпбаза Алла-арча.

Фото 141. На Иссык-куле, вид на Терскей алатоо.

Фото 142. О. Железный фотографирует наскальные рисунки в музее под открытым небом (пос. Бостери).

Фото 143. На Иссык-куле, заросли эфедры.