Горы мира > Памир >

Автор: Владимир Петлицкий, г.Калуга

АЛЬБОМЫ МАШКОВА В.С.

Всякий раз бывая на "поляне Москвина", (а был я там уже четырежды: в 2006, 2009, 2010 и нынче в 2012 г.г.) с трепетом перелистываю страницы трех, находящихся там фотоальбомов, и замечаю, как приходят они в стадию ветхости, как потихоньку исчезают из них некоторые фото. Сделанные с любовью к оружающим горам они были призваны не только ознакомить клиента МАЛ-а с местными вершинами и маршрутами, но и проникнуть его уважением к делам предшественников, прокладывавших "дорогу" тем, кто сегодня решил проверить свою прочность на памирских семитысячниках.

По всей видимости, большинство фото принадлежат авторству Владимира Сергеевича Машкова, отцу-основателю двух международных альпинистских лагерей (МАЛ), сначала на "поляне Сулоева" и затем на "поляне Москвина".

Начало.

Ю.В.Вальтер (1909-1983). Человек-ледник на поляне Сулоева в 1974 году (на фото год указан неверно)

Владимир Сергеевич Машков и Рано Умаровна Сабирова

Орографическая привязка местоположения МАЛ-а и окружающих его хребтов и долин к карте Таджикистана.

Колебания температуры и влажности воздуха на высоте BC 4000м

Нынче я решил переснять страницы этих альбомов, с целью опубликовать их содержание для более широкой аудитории. Естественно качество копирования оставляет желать лучшего, но мне подумалось, что и эта информация может послужить кому-то на пользу. К некоторым фото я позволил себе сделать комментарии. Если кому-то есть что к этому добавить, думаю, будет более чем уместно сделать это здесь, в комментариях.

Итак...

Пик Е.Корженевской 7105м

Вид на пик Е.Корженевской с запада, возможно, с перевала Курайшапак. Хорошо просматривается путь на вершину по западному гребню. Именно этот вид сподвиг нас в сезоне-2012 пройти к вершине с запада, от лед.Фортамбек.

Николай Леопольдович Корженевский [1879.6.II-1958.31.X], открывший в 1910 году новый памирский гигант и назвавший вершину именем своей супруги
Евгения Сергеевна Корженевская (Топорнина) [1879-1969] во время встречи с украинскими альпинистами, Ташкент, 1965г

Таким пик Е.Корженевской первым увидел Е.Абалаков в 1933 году с пика Коммунизма (Сталина). Показан путь "В.Цетлина-66".

Вид на южный профиль массива п.Е.Корженевской с ПФП (Памирского Фирнового Плато, ~6т.м.).

Ю и ЮЗ склоны пика Е.Корженевской.

Пик Е.Корженевской с низовьев лед.Москвина, с юго-западной стороны. Показан путь "В.Цетлина-66" с системой базовых лагерей. Кроме того, отмечена примерная траектория подъёма на пик Четырёх.

Семь маршрутов с юга и ЮВ на п.Е.Корженевской, видимых с ПФП (Памирского Фирнового Плато).

Расставим годы:
1. Цетлин - 1966г.
2. Маркелов - 1984г. (вариант м-та Цетлина)
3. Романов - 1961г.
4. Донгадце - 1973г.
5. Попенко - 1976г.
6. Буданов - 1966г.
7. Божуков - 1966г.
Это далеко не исчерпывающий перечень маршрутов с южной стороны. Например, виден путь Хацкевича (лев.ч.З стены) - 1974г., маршруты Добровольского (Ю стене)- 1966г., Путинцева (З стене) - 1975г. и др.

Обзор маршрутов первовосхождений в настоящее время готовится вместе с нашим отчётом о траверсе массива п.Е.Корженевской с подъёмом по западному гребню - 2012г.

Верховья ледника Москвина. Показаны маршруты на п.Е.Корженевской: Романова, Буданова, Дангадзе и Божукова, а также линия подъёма Буданова на пик Ахмади Дониша (Ворошилова) в их траверсе 1966 года.

Ледник Мушкетова и северные склоны п.Е.Корженевской, снято с вертолёта.

Ещё вертолётный снимок северных склонов п.Е.Корженевской и лед.Мушкетова. Над седловиной пер.Мушкетова видна вершинная башня пика Коммунизма. Сам перевал Мушкетова впервые пройден 3 авг. в 1980 г. группой московских туристов под рук.Серебрянского М.И. А 20 авг. тогоже года в режиме первопрохождения его прошла группа рижских туристов под рук.Кирсиса Т.Т.

Пик Е.Корженевской с севера, возможно, со склонов пер.Бабушкина. Показан путь на вершину по её северо-восточному гребню. Первыми по этому пути в 1968 году на семитысячник пднялась украинска команда "Авангард" под руководством Сивцова Б.Г. До этого, в 1965 году две попытки восхождения с этой стороны командами Ленинградскиого "Буревестника" и томского Облсоюзспорта были неудачными.

Взгляд с вертолёта на семитысячники СЗ Памира.

Отмечены пики Известия, Хохлова, Коммунизма и Душанбе (он же Большой Барьер).

Пик Коммунизма 7495м (И.Сталина, И.Сомани)

Юго-западная стена пика Коммунизма ("Пузо"), нависающая над ледником Беляева. Из статьи И.Степанова: "1968г. ... Наиболее сильный маршрут проходится по ЮЗ стене (вне рамок Чемпионата СССР). Руководитель Э. Мысловский, тренер А. Овчинников, В. Глухов, В.Иванов. Восхождение было признано лучшим в сезоне 1968 года. Все участники получили звание мастеров спорта международного класса и награждены медалями Спорткомитета СССР «За выдающиеся спортивные достижения»".

Верховья ледника Беляева. Отмечены пики Правда и Россия. Правее п.Россия - пик Патриот. Левее п.Правда - южные склоны п.Коммунизма (маршрут "Е.Тамма-61").

Вид с поляны Сулоева на п.Коммунизма. Показаны варианты путей на ПФП и п.Кирова (6371м). Первое восхождение на п.Кирова совершено по его западной стене в 1970 г. донецкой командой "Авангард" под руководством В.Русанова.

Путь "Ребро Буревестника" ведущий с лед.Фортамбек (поляна Сулоева) на западную оконечность ПФП (Памирское Фирновое Плато) в район пика Парашютистов. Впервые проложен командами ДСО "Буревестник" в 1967г.

Вид на ПФП и ребро Буревестник с более высокой западной точки.

Путь Беззубкина-1974г.

Валерий Васильевич Беззубкин (1934-1981, погиб при спуске с п.Победы.) - выдающийся красноярский альпинист.

Недавно, в 2010 году красноярские альпинисты повторили маршрут своего именитого земляка.

Другие вершины района

Пик Хохлова 6595м.
Рем Викторович Хохлов (1926-1977)

Впервые пройден в рамках восхождения на п.Коммунизма группой ДСО "Буревестник" под рук.Ю.Бородкина в 1968г. (тогда его именовали просто "пик 6700").

Пики Четырёх, Воробьёва, Клары Цеткин, Известий, Ахмади Дониша. Крестиком обозначена седловина перевала Москвина (по В.Ляпину: пер. Воробьёва/Гнусный, 2А*, 5317м), соединяющего верховья ледников Москвина и Вальтера. Именно с этогого перевала впервые в 1966г. было совершено восхождение на п.Воробьёва (под.рук.Ю.И.Скурлатова). Примечательно, что первопроходцы обнаружили на седловине большой тур и в нём записку, пролежавшую здесь 33 года, самого Н.В.Крыленко и его двух спутников. Чуть позже в 1968 году на зелёной поляне у озера под склонами п.Воробьёва группа под рук.Ю.Бородкина нашла ещё одну раритетную записку Крыленко. Вот её содержание: "с 27 на 28 августа 1933 года здесь ночевала в двух палатках группа в составе Н.В.Крыленко (начальник экспедиции), Б.Ходакевич и В.Воробьёв." Конец последней фразы трудно разобрать, но смысл её такой: "Группа движется правой ветвью лед.Москвина." (ПВ: Здесь небольшая путаница, т.к. Бородкин снял эту записку на правой ветви ледника Вальтера ?).

Пик Четырёх назван так в честь четырёх отважных исследователей А.В.Москвина, Ю.В.Вальтера, П.А.Траубе и А.А.Солдатова, впервые изучивших и описавших район в 1932 году
В 2010 году, в год 100-летия (!) открытия пика Е.Корженевской текущее руководство международного альплагеря на поляне Москвина совершенно "не заметила" столь значимого юбилея, который можно и должно было бы применить в качестве мощной пиар-акции в пропоганде международного высотного альпинизма. Более того, как бы издеваясь над прошлым союзных исследований, организовало очередное помпезное переименование. На этот раз, пик Четырёх получил новое имя, пик Азади (Свобода, тадж.). Что ж, это их право, освобождаться от памяти былого наследия. Однако, что-то мне подсказывает, что для большинства восходителей пик Четырёх, как и пик Коммунизма, ещё долго будут оставаться под своими гордыми, ставшими устойчивыми брендами, именами.

Южный склон перевала Москвина (Воробьёва) со стороны лед.Вальтера. (А позади, тот самый Азади :) Как тут не вспомнить известную песню в исполнении А.Вески: "Азади крутой поворот, Азади - обманчивый лёд, Азади, холод в груди, Азади, всё Азади-и-и" :-) )

Ледник Фортамбек. Снято с вертолёта

Пик Ленинград, вид с запада.

Из дневника К.Иконниковой (2007г.) хорошо сказано о первовосхождении на эту вершину:

"Вот вырисовывается красивым силуэтом пик Ленинград. 1957 год. Команда, конечно же, города Ленинград штурмует вершину высотой 6507 метров. Полвека назад - тогда за их успехами напряженно следило все альпинистское сообщество нашей тогда совсем большой страны. Начальник экспедиции – сам К. Кузьмин. Старт с ледника Беляева, из-под южной стены пика Коммунизма, боевой подъем на пик Куйбышева, выход на плато, и, наконец, вершина. В честь 250-летия славного города."

Пики Ленинград и Абалакова со склонов п.Душанбе.

Вид на пики Ленинград и Абалакова с ПФП.

"Ведь наши памирки стоят на Памире..." Ю.Визбор.
На ПФП, фоном служат пики Ленинград и Абалакова.

Пик Е.Абалакова (6446м).

Хорошо просматривается путь Г.И.Картвелишвилли-1977 по правой части С стены, 5Б.

А первымина этой вершине побывала команда всё того же К.Кузьмина, в рамках их траверса 1969 года п.Ленинград - п.Бородино.

Северные склоны п.Москва (6785м). Первовосходителями в 1956г. была грузинская команда под руководством О.Гигинейшвилли / Д.Оболадзе (южная вершина по СЗ гребню). По северному гребню на восточную вершину в 1959 году поднялись 8 альпинистов сборной команды под руководством И.Богачёва.

Верховья лед.Турамыс с п.Крупской (п/в В.Шувалов-1974г. с лед.Турамыс по ЮВ гребню) и пер.Шини-Бини 5180м (по В.Ляпину 3Б, 5178м).

Вид со склонов пика Коммунизма на запад.
Отмечены: п Москва, п.30-лети Советского государства, п.Ошанина (три вершины) , перевал Шини-Бини, п.Подводная Лодка, п.Сулоева, п.Кирова, п.НКВД (нынче п.Пьера Де Кубертена).

На западной окраине Памирского Фирнового Плато.
Отмечены: п.Парашютистов, п.Ошанина и п.Крупской.

Вид на поляну Сулоева и верховья ледника Фортамбек со склонов массива пика Е.Корженевской.

Отмечены: п.Абалакова, п.Бородино, п.Москва, п.30-летия СоветскогоГосударства, п.Ошанина, ребро Буревестник, ВС Сулоева, лед.Фортамбек и лед.Москвина.

Северная строна перемычки между п.Москва и п.Абалакова, отделяющей верховья ледников Фортамбек (на севере) и Гандо (на юге) п.Бородино (5959м).

п.Бородино (5959м).

Первовосхождение на вершину совершено в 1959 году группой под руководством А.Г.Овчинникова по ЮЗ гребню с ледника Гандо. С севера на пик впервые поднялась в 1979 году украинская команда под руководством В.Г. Ковтуна.

Пик Ленина 7134м

Пик Ленина с севера Пик Ленина с ЮВ Пик Ленина с ЮЗ (с вертолёта)
Пик Ленина с юга, со стороны ледника Большая Саукдара

Северные склоны пика Ленина. Отмечена седловина пер.Крыленко (3Б к.с., 5820м) Пик Ленина с ЮЗ (?) снято с вертолёта.

Снято с вертолёта система лагерей, видимо, классического маршрута "через Раздельную" (?) Один из BC. Где? Я затрудняюсь ответить.
А Вы?

Сезон-2012г. Архангелогородцы перед восхождением на пики Е.Корженевской и Коммунизма черпают из альбомов В.С.Машкова спортивное вдохновение.

От Калуги до пика Евгении Корженевской.
Часть 1

Траверс пика КОММУНИЗМА-2010

Про f_62 = f_61

После небольшой правки f_62 стало f_61. Значит, это немецкий путь первовосходителей 1928 года. Сам поднимался по нему, всего-то 21 год назад, а "брата-Васю", вот и не узнал... Отгадавшему бонус: Отсканировал, оцифровал и с разрешения автора опубликовал на калужском сайте книгу известного душанбинского альпиниста Евгения Лоренца "Раритеты Рушанских Ворот". Там, среди других интересных рассказов, есть описание таджикской экспедиции на пик Ленина 1980 года, именно через перевал Крыленко. Если ещё не читали, рекомендую.

ответ на вопрос в фото f_62.jpg

это лагерь на лед. Б.Саукдара перед нунатаком (перед подъемом на пер. Крыленко)