Полезное > Справочная информация >

Автор: Алексей Заводский, Москва

Озеро Пангонг. Ладак. Немного полезной информации

Пару слов о полезной информации, про то как добрать до озера и где можно остановиться и немного о том, как это было у меня:)

Для начала хочу заметить, что для поездки на озеро Пангонг, так же как и на Цо Морири, необходим пермит.
Пермит делается в любом туристическом агентстве в Ле, есть небольшой нюанс, если вы делаете пермит впервые, то он будет вам стоить 500 рупий ( не ведитесь если вам буду предлагать его дороже, настаивайте на 500 рупий или идите в другое агентство), но если вы уже делали пермит в пограничную зону и это ваш, как минимум, второй пермит, то стоит это уже вдвое дешевле - 250 рупий. Нюанс заключается в том, что вам необходимо сохранить копию своего первого пермита, в противном случае платить придётся всё те же 500 рупий. Пермит выдаётся максимум на 7 дней.
И так, пермит у нас есть, как будем добираться?

Как добраться.

1. До озера Пангонг ходят локал басы, два в неделю, в субботу и в воскресенье (в 6 30 с автостанции в Ле) они идут туда, а в воскресенье и в понедельник (в 8 30) обратно. Можно приехать на озеро на субботнем автобусе, а уехать от туда в понедельник утром, получается у вас в распоряжении будет субботний вечер, целое воскресенье и утро понедельника. Если же вы хотите задержаться на озере дольше, то придётся либо туда, либо обратно пользоваться каким-нибудь альтернативным способом передвижения, так как в противном случае вы не уложитесь в сроки действия пермита.

2. Воспользоваться услугами туристической фирмы и доехать до озера на джипе, а обратно на автобусе или наоборот. Джип из Ле до Пнагонга и обратно стоит 1333 рупии, не смотря на то, что вам надо лишь в один конец, платить придётся полную стоимость. Думаю если приехать на озеро на автобусе, а джип мутить уже на обратную дорогу, то можно это сделать дешевле, но нужен джип со свободным местом, а такое бывает не часто и в любом случае стоить это будет в районе 1000 рупий.

3. Доехать до озера или обратно автостопом. Я воспользовался именно этим вариантом, сперва правда доехал до деревни Сакти (Sakti) на локал басе, это примерно треть пути, а потом уже стопил. На удивление я оказался не один такой предприимчивый и со мной в автобусе ещё ехали немец с немкой и потом мы стопили вместе. Сперва остановили военный грузовик и проехали ещё треть пути в кузове с солдатами, потом остановили пикап и ехали ещё какое-то количество километров в его кузове с велосипедами:)) Но в этот день до озера мы не добрались, а добрались до деревни где стоит чек пост и проверяют пермиты, в этой деревне немцы намутили себе комнату на ночлег, а я переночевал на берегу реки в палатке. На следующий день я в течении 5 минут поймал джип и доехал до озера. Так что автостоп в Ладаке работает исправно, можно пользоваться, но стоит учесть, что времени на дорогу необходимо закладывать с запасом.

Где жить и что есть.

Жить на озере можно в нескольких местах. Первое место называется Лукунг (Lukung), наверное раньше это была деревня, сейчас это скорее большой стационарный палаточный лагерь. Тут жить можно в палатках, а можно и в таких очень простых домиках, типа мазанки. Сколько стоит жильё в палатке я не узнавал, а вот в этой мазанке стоит 150 рупий за койка место в комнате где таких койки две, комната максимально простая, но чистая, удобства во дворе. Кушать можно в многочисленных шатровых забегаловках расположенных неподалёку, цены на еду приемлемые, чуть-чуть дороже чем в Ле.
Если идти вдоль озера дальше, то через 8 км будет уже настоящая деревня Спангмик (Spangmik), в ней тоже можно остановиться, как в палаточном лагере, он там кстати не один, так и в доме местных жителей. Я остановился в доме местных жителей с интересной для меня ценой, но с одним условием. Мне предоставили двухместную комнату, которая стоит на двоих 400 рупий, но с меня взяли всего лишь 100, так как я один, но с условием, что если приедет много народа и комната понадобится, то я её освобожу, а сам спать буду в столовой:)) В первый день никто не приехал и я жил в этой комнате, на второй день приехали несколько человек на мотоциклах и я переехал в столовую, в принципе тоже нормальный вариант для меня:) Питался я у них же, цены более чем приемлемые, завтрак, обед и ужин по 100 рупий. Завтрак это омлет, чапати 2,3,4 шт. сколько съешь и чай. Обед - тали, а5 таки сколько съешь, маги (как наш ролтон), может быть тукпа, чай. Ужин - момо и тукпа. То-есть получается 300 рупий на еду в день, меня такой расклад устраивал:)
Если пойти ещё дальше вдоль озера, то через 10 км от Спингмика будет ещё одна деревня, там тоже можно остановиться, но до неё я не добрался и про неё ничего рассказать не могу.

Вот как-то так.
В заключении скажу, что если вы уж и собрались на Пангонг, то не надо торопиться и приезжать туда на одну ночь, место действительно волшебное и очень круто прогуливаться по его берегу, созерцать голубую гладь воды, а вечерами залипать на потрясающее звёздное небо. Выделите на озеро несколько дней и вы будите очень удивлены какое влияние эти несколько дней окажут на ваше внутреннее состояние:)