Скалолазание > Люди >

Источник SCARPA
Фото из архива Ольги Яковлевой

ОЛЬГА
Интервью с серебряным призером чемпионата мира в болдеринге Олей Яковлевой-Нудьга

Как-то незаслуженно не то, чтобы вовсе не заметили, но недостаточно уделили внимания второму месту Оли Яковлевой на чемпионате мира в болдеринге.
Между тем, это одна из самых трудных и "уважаемых" медалей чемпионата мира в Париже

* * *

Я родилась ещё в советское время, спортивные секции были доступны, город молодой, строящийся, спортивный, много детей.
"АвтоВАЗ" в то время хорошо поддерживал спорт в Тольятти. В пределах одной остановки от дома находились "Дворец спорта", бассейн "Олимп", стадион "Торпедо". Поэтому спортом я начала заниматься ещё в раннем детском возрасте, сначала гимнастикой, потом плаванием, легкой атлетикой, - всё это дало мне хорошую физическую подготовку.

Что касается родителей, то они у меня не спортсмены, занимались спортом только в школьные годы.

В школе училась хорошо, любимыми предметами были математика и английский.

Таня Тарасова, Дина Антипова, Оля Яковлева

Оля и Вадим Георгиевич Антипов (за ней)

В секцию скалолазания пришла, когда мне было 13 лет, сразу пошли неплохие результаты. Помню свои первые соревнования, тогда я заняла первое место среди начинающих. Венера Черешнева, недавно вернувшаяся из Парижа, где проводился Чемпионат Мира 1996 (там она стала бронзовым призёром), подарила мне свою майку с соревнований, а с ней, наверное, передалась та энергетика, что втянула меня в скалолазание, которое стало потом для меня основной целью, и я хотела добиться высоких результатов в этом виде спорта. С таким желанием и настроем я бежала на очередную тренировку.

Вадим Антипов и Оля

Скалолазание в Тольятти появилось благодаря Антипову Вадиму Георгиевичу и активно развивалось под его руководством долгие годы. Он внёс огромный вклад в развитие скалолазания в нашем городе, воспитал трех МСМК, четырех МС и свыше двадцати КМС.

Во-первых, его талант и энтузиазм, во-вторых техника и методика, в-третьих, знания и умения, опыт, требовательность и еще многое другое делало тренировки всегда интересными и разнообразными. Сейчас он уже не тренирует и находится на заслуженном отдыхе, эстафету передал своему бывшему воспитаннику молодому тренеру Яковлеву Д.А.

По стране самостоятельно я начала ездить в 16 лет, в Европу - с 18. Ну, по родной стране перемещаться было несложно. По Европе первые выезды сначала были в составе молодёжной сборной России, в принципе, как и сейчас, организовывался большой автобус, куча детей, тренеров, некоторые семьями, культурная программа, посещение музеев, заезды в аквапарк и, конечно, совместные тренировочные сборы.

На мой первый взрослый Этап Кубка Мира в 2001г мы поехали вместе с моим тренером Антиповым В.Г. Это было сразу после молодёжного Чемпионата Мира, который проходил в Австрийском городе Имст, где я заняла третье место в трудности.
Мы отправились на поезде во Францию, г. Гап. Тренер мне тогда сказал, если я попаду в десятку - это будет Оочень круто! В результате я стала третья!!! Такого успеха не ожидали. Тогда Вадим Георгиевич решил заявить меня на следующие этапы, сам вернулся домой, а я осталась в Европе с другими скалолазами из Москвы, Питера, Красноярска, они были на машинах.

Жили в основном в кемпингах или на "полянках"(бесплатно), всё зависело от бюджета. Тренировались на скалах. Впервые я тогда лазала со спортсменами высокого уровня Джеком Овчинниковым, Олей Бибик, Салаватом Рахметовым, Леной Шумиловой, Сергеем Шемулинкиным.
Так как у меня тогда было мало опыта лазания по скалам, то я всё время тянулась за сильными ребятами, которые, к примеру, легко преодолевали на разминку 7а-7b, а мне они давались с трудом. Приезжали в Европу много сильных скалолазов с Украины, с которыми я тоже лазала в парах, так наблюдала за техникой разных спортсменов.

Все жили дружно и весело русско-украинской общиной. Особенно запомнились тренировки с Салаватом Рахметовым: понравился его подход, собранность и настрой во время лазания, а также динамика, техника, концентрация на соревнованиях. Выступив еще на двух этапах Кубка Мира, заняла пятое и шестое места, тем самым подтвердила свой уровень и на следующий год уже целенаправленно настроилась на международные соревнования.

Мне всегда нравилось лазать трудность и поначалу она была для меня основным видом, но по результатам была лучше в болдеринге, так, по совету тренеру, решила сделать упор на него.

После 11-ого класса по воле родителей я поступила на строительный факультет бюджетного отделения Тольяттинского Государственного Университета. Но проучившись полгода, поняла, что спорт для меня важнее, и перевелась на спортивный факультет, чувствовала, что в скалолазании я еще себя не реализовала и не добилась того, чего хотела.

В 2004 г на чемпионате мира, на болдеринге, при спрыгивании я получила травму - разрыв связок на ноге, потом долго не могла восстановиться, нормально начать тренироваться, был страх снова получить травму, поэтому болдеринг не могла лазать.
Переключилась на скалы, пролезла более десяти , 8b, несколько + онсайт.

Почти весь круг моего общения - это друзья, знакомые, все, связанные со скалолазанием.
Так, очередной раз приехав в Питер на соревнования, я познакомилась с Костей. До этого я не встречала среди моих друзей такого молодого человека, который был так всесторонне развит и обладал большим багажом знаний и умений.

Через полгода после трагедии родился Сашенька, с его появлением у меня появился заряд позитивной энергии, жизнь продолжалась.

Всё это время мне помогали мои родные и близкие, большую помощь оказали друзья и знакомые с разных городов, за что я им всем очень благодарна.

Их моральная поддержка помогла мне вернуться в спорт.
Я начала потихоньку тренироваться, брала Санёчка с собой на тренировку.
Так заново втянулась.

Набрав более-менее форму, начала выступать на местных коммерческих соревнованиях, потом появилось желание попробовать силы на российском уровне.

За два месяца до Чемпионата России я выиграла Кубок России в Воронеже, что придало мне уверенности. Поэтому, когда я готовилась к Чемпионату России, я уже представляла уровень, а с тех пор как я не выступала, состав сильнейших почти не изменился.

За последнее время значительно вырос мировой уровень, сам по себе болдеринг стал более динамичным, с длинными перехватами и нестандартными прыжками, многие трассы лезутся на пределе, а на некоторых просто надо ломить!

С тех пор как я перестала выступать, прошло семь лет. Изменились правила соревнований. Из-за долго перерыва был потерян соревновательный опыт, особенно на первых стартах было трудно справиться с волнением, выступать перед публикой.

Мне нравится лазать всё, как длинные трассы на скалах, так и болдеринг на камнях и скалодроме. Спасибо компании Vertical Sport, которая полностью обеспечила меня снаряжением. Туфли SCARPA Instinсt S - мягкие и удобные по колодке, самая лучшая резина, обеспечивающая хорошее трение, быстро надеваются, подходят как для болдеринга, так и для скал, растягиваются примерно на пару размеров. Туфли SCARPA Feroce по жёсткости отличаются от модели Instinсt S, поэтому лучше подходят для естественного рельефа, но мне нравится лазать в них и в зале, из-за комфортной колодки, хорошо садятся на ногу, опять же отлично чувствуется пятка, и хорошо держит носок.

Верёвка BEAL Diablo - легкая, практичная, изготовленная по новой технологии, когда оплётка склеена с сердцевиной, что сохраняет её от быстрого истирания.
Оттяжки AQ также лёгкие и удобные при вщёлкивании.

Первый раз побывала в долине Валь-Даоне, которая славится не только своими плотинами и ежегодным проведением Кубка Мира на скорость, но и отличным болдеринговым районом. Так, благодаря тому, что у нас был крашпад (предоставленный также моим спонсором BEAL), мы с удовольствием там полазали, не боясь упасть на камни, и просто замечательно провели время в этом чудесном месте!

Сентябрь, чемпионат мира. Мне казалось, что я еще не набрала форму, недостаточно тренировалась, мало работала над силовой подготовкой, прыжками и другое... но выбирать уже не приходилось, поэтому, собрав всю волю и силы, постаралась максимально выложиться.
В полуфинал я попала тринадцатой (не пролезла трассу с прыжком).
В финал прошла пятой, опять же всё решала одна трасса, где многие падали с финиша, а мне удалось удержаться, что обеспечило попадание в финал.

Стартовали в обратном порядке, Мелани - первая, я - за ней, так и остались потом :) Мне кажется, когда лезешь в начале, то легче в том плане, что ты первым выходишь и не знаешь, кто ещё пролезет эту трассу. А когда лезешь в конце, то сказывается напряжение и ещё большее волнение.

Сашенька ещё не понимает, что такое соревнования, но когда аплодируют, вместе со всеми радостно хлопает в ладоши и говорит: "Мама, ап-ап!"

Наши девочки очень сильные. Сложно сказать чего не хватает.
Во время соревнований мы почти не видим, кто как пролез. В обычное же время тренируемся отдельно и встречаемся только на соревнованиях, поэтому трудно анализировать их выступления.

В болдеринге результаты часто бывают нестабильными и зависят от характера, рельефа, подготовщиков, внимательности, психологической устойчивости и других факторов.
А чтобы постоянно попадать в финалы, надо просто быть очень сильным и уметь лазать разные трассы.

Огромное спасибо моим спонсорам компаниям SCARPA, BEAL, скалодрому "Луч" и магазину "Альпиндустрия" г. С-Петербург, которые мне активно помогают и поддерживают мою спортивную карьеру!

Читайте на Mountain.RU

Итоги года с сильнейшей скалолазкой России - Олей Яковлевой

Весна-лето 2013: от Китая до Треугольного

Чемпионат России 2013. Финалы болдеринга.
Интервью с двукратной чемпионкой России Ольгой Яковлевой.
Фоторепортаж

Команда SCARPA: Анна Цыганова. «Много работаешь, тренируешься, терпишь боль – результат будет»

Красноярск. Чемпионат России по скалолазанию. Интервью с чемпионами России в болдеринге Ольгой Яковлевой и Виктором Козловым