Руководитель: А.Арутюнян, г.Дмитров

Отчет о горном походе 2 к.с. по З. и Ц. Кавказу в июле 2012 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

9 день (16 июля 2012г.)

Перевал Южные доломиты 1А. Описание дается от ночевок у озера Нижнее Доломитово.

7.00 – подъем. В 9.20 выходим из лагеря. Обходим Нижнее Доломитово озеро справа по ходу, имеется нечеткая тропа и через десять минут ходу выходим на следующую ступень со Средним Доломитовым озером (фото 84). На берегу озера есть места под палатки.

Продолжаем движение в сторону перевала. Самого перевала пока не видно, он скрыт за моренным валом, через 10 мин. (20 мин. от ночевок) ходьбы по мелкой и средней осыпи, крутизна небольшая, выходим в цирк перевала Южные Доломиты. Четко виден наш перевал, погода стоит отличная. В цирке перевала Южные Доломиты расположилось третье, Верхнее Доломитово озеро – грязно-серого цвета и также имеются площадки под палатки, но очевидно, что водя из озера не пригодна для питья (фото 85). Встаем на привал.

фото 84. Вид на Нижнее и Среднее Доломитово озеро с пути подъема.

фото 85. В цирке пер. Южные Доломиты.

После привала за 25 мин. ходу (45 мин. ЧХВ от ночевок), по еле приметной тропе обходим Верхнее озеро слева по ходу (фото 86). И далее тропа пропадает, выбирая удобный путь, чередуя участки снежника и осыпей, подходим под перевальный взлет перевала.

Перевальный взлет, снежно-осыпной, до 300 м., крутизной в нижней части до 20 гр., в верхней части до 30 гр. В 10.35 выдвигаемся плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом. Идем по снежнику зигзагами, пересекая линию падения воды, вырубая ступени (фото 87). В верхней части перевального взлета, около 30 метров, крутизна увеличивается, движение на «три такта», самостраховка ледорубом. Не доходя до перевальной седловины снежник обрывается, на седловину перевала выходим по осыпи (фото 88,89).

фото 86. Подход под перевальный взлет пер. Ю. Доломиты.

фото 87. Группа при подъеме на пер. Ю. Доломиты.

фото 88. Вид с пер. Южные Доломиты на северо-запад (путь подъема).

фото 89. Группа на пер. Южные Доломиты (1А), (фото А. Федосов).

В 11.10, 1ч.20 мин. ЧХВ от ночевок у озера Нижнее Доломитово поднимаемся на седловину перевала.

Перевал Южные Доломиты, (1А, 3360м.) – сн.- ос., с северо-запада на юго-восток, соединяет водоразделы орогр. правого притока реки Кичкинекол Узункольский и Чунгурджар. Перевал – широкая скально-осыпная седловина в северном отроге ГКХ, между вершинами Доломиты с северо-востока и вершиной 40 лет Татарии с юго-запада. При желании можно оборудовать места для ночевки, вода из снега. Тур заметен, расположен посередине перевальной седловины. Сняли записку, как тесен наш мир, – Сени и Феди :-) (Димы Панова и Саши Штырова), они прошли перевал в этом же направлении 9 июля 2012г.

На перевале проводим полчаса. Открывается хорошая панорама на юго-восток, на вершины Чунгурбаши, перевалы Подарок (2А) и Техника Безопасности (1Б) (фото 90).

фото 90. Вид с пер. Южные Доломиты на юго-восток (путь спуска).

На спуск перевальный взлет снежно-осыпной, протяженностью до 200 м., крутизной до 30 гр.

В 11.45 начинаем спуск с перевала, движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом (фото 91). Вначале спуска «живая осыпь» переходящая на снежник крутизной до 30 гр. через минут 10 ходу, снежник выполаживается до 10-15 гр., окончание перевального взлета. Продолжаем движение плотной группой по линии падения воды. Через некоторое время выходим к «бараньим лбам», долина ступенчато обрывается (фото 92). Спуск вниз либо по снежному кулуару между двумя «жандармами», либо влево по ходу по скально-осыпным кулуарам: опасно, «живые камни», скользко, текут ручьи. Пройдя вторым путем, направляю группу по первому, более безопасному. Преодолев крутой участок снежника, попадаем на протяженный осыпной участок до 350 м., крутизной до 25-30 гр. (фото 93, 94). Делаем привал.

фото 91. Группа на спуске с пер. Ю. Доломиты.

фото 92. Долина ступенчато обрывается.

фото 93. При прохождении снежного кулуара.

фото 94. Протяженный осыпной склон, ведущий в д.р. Чунгурджар.

После привала продолжаем спуск. Внизу, на орогр. правом борту долины, виднеется уже трава.

Дальнейший путь спуска в долину Чунгурджар, для опытного туриста не составил бы труда, но для новичков это было настоящее испытание. В течении полутора часов, пока мы спускались к водопаду, ребята были в напряжении. У некоторых участников заболели колени, Саша упала на камни, ударилась каской и получила легкий ушиб. На всем протяжении этого участка от водопада до перевального взлета – тропы не было (фото 95).

фото 95. Вид назад, на пройденный участок пути.

У водопада делаем перекус, время 14.20, выс. 2780м. ЧХВ от ночевок 3ч. 30 мин.

После перекуса траверсируя орогр. левый борт долины, выходим на тропу и через 20 минут спускаемся в широченную плоскую долину Чунгурджара. Еще через 10 минут доходим до идеальных площадок, отличное место для ночевок (фото 96).

фото 96. Д.р. Чунгурджар: место ночевки.

По план-графику у нас планировалась ночевка в долине Чиринкол, в районе коша на отметке примерно 2100 м., но все устали. Спуск с перевала Южные Доломиты можно охарактеризовать как противненький и очень тянучий. К тому же у Тани серьезно разболелось колено, старая травма. Поэтому решаем вставать на ночевку.

Время 16.00, ЧХВ от ночевок у озера Нижнее Доломитово – 4 ч.

Место нашей ночевки, видимо, бонус за утомительный спуск – удивительное по красоте и необычное, еще одно из красивых мест в нашем походе!

16/07

Ночевки 3090м. – перевал Южные Доломиты (1А, 3360м.) – д.р. Чунгур-Джар (2650 м.)

4ч.

5,4

6, 5 км.

+270

-710

10 день (17 июля 2012г.)

Спуск в долину Кубани.

Подъем дежурных в 7.30, общий в 8.00. Неспешно завтракаем, выход поздний, в 10.00 – даю возможность немного восстановиться после вчерашнего спуска с перевала. Успели перед выходом немного позагорать, погода стоит отличная.

10.00 – 10.35 – идем по хорошей тропе по орогр. левому берегу реки Чунгурджар (фото 97). Через 800 метров от места ночевки, долина Чунгурджар круто обрывается вниз «бараньими лбами». Влево по ходу, под «бараньими лбами» имеются полочки, по которым спускаемся вниз. Тропа теряется в орогр. левом притоке Чунгурджара. Внизу, в 2 км от нас видно как сливаются две долины: Чиринкола и Чунгурджара. Перейдя приток по камням, делаем привал.

фото 97. Вид на д.р. Чунгурджар.

фото 98. Выходим на тропу у таблички о погран зоне.

У Тани снова разболелось колено, с трудом дает себя немного разгрузить.

10.45 – 11.25 – от притока тропа теряется в камнях и траве. У таблички «о пограничной зоне» снова ее находим и далее она устойчива до самой Кубани (фото 98). Тропа уводит вниз, траверсом приближаясь к потокам реки. Появляются деревья, входим в зону леса.

11.35 – 12.30 – спускаемся по хорошей тропе вдоль орогр. левого берега реки Чунгурджар. Проходим слияние рек Чиринкол и Чунгурджар. В 12.20 видим кош на противоположном берегу реки Чиринкол. Моста в этом районе мы не видели. Еще через 10 минут, встаем на перекус.

Высота 2086 м., прошли от ночевок 4 км., ЧХВ – 2ч. 10 мин. Слева от нас по ходу, с восточных склонов массива Доломиты срывается водопад, Ровные травянистые площадки и «хабазные» ручьи – отличное место для ночевок. На обед, уже почти ставший традиционным – горячий суп, на этот раз из свежих грибов. :-)

В 14.00 выходим, левые притоки реки Чиринкол проходим вброд. Тропа постепенно превращается в лесовозную дорогу. За 1ч.30 мин. ЧХВ от места перекуса, доходим до моста через реку Кубань.

Таня все больше отстает, хочет сойти с маршрута и спуститься по дороге до пос. Хурзук. Но время уже 16.00, скоро начнет смеркаться. Поэтому принимаем решение: подниматься по долине реки Кубань, до коша, встать там, на ночевку, а утром уже принять окончательное решение.

16.10 – 17.00 – по орогр. правому берегу реки Кубань, поднимаемся по дороге около 2 км, до коша. У коша можно встать на ночевку, но места не уютные. Знакомимся с пастухом, он обещает помочь с доставкой Тани до Хурзука и подсказывает нам отличное место для стоянки. Пройдя 500 метров вверх по долине, пересекаем ручей и сразу за ним, слева по ходу, на травянистой терассе отличные места для ночевок. Место для кострища, чистый ручей в 5 метрах, высота 2000 м. Время 17.30, ставим лагерь.

Окончательно понимаем, что Таня не сможет идти с нами. Боль в колене не проходит, не помогают ни мази, ни обезболивающие. А впереди один из сложных этапов похода. Перераспределяем продукты и снаряжение. На завтра объявлен ранний подъем.

17/07

Ночевки в долине Чунгур-Джар (2650 м.) - д.р. Чиринкол – д. р Кубань (мост, 1800м.) – кош (2000 м.)

4ч.30м.

16,8 км.

2000

-850

+200

Вторая часть участка пути на третий этап.

Вторая часть пройденного пути на третий этап.

11 день (18 июля 2012г.)

Перевал Хотютау (1Б, 3546м.). Описание дается от ночевок у коша, на орогр. правом берегу реки Кубань. На высоте 2000м.

Подъем в 5.30. Снизу поднимается густой туман, но затем рассеивается. Быстро завтракаем, выход в 7.30.

Таня идет вниз. До Хурзука порядка 16 км., до обеда она спокойно доберется до поселка. Затем она планирует на транспорте добраться в Терскол, снять там жилье, подлечить колено и ждать нас. Весь поход у нас не было сотовой связи, но знаем точно, что на Хотютау связь есть, там мы и свяжемся друг с другом, чтобы скоординировать наши действия.

Идем по дороге по орогр правому берегу реки, в хорошем темпе. За три ходовых отрезка подходим к обитаемому кошу. Это место слияния рек Кичкинекол Восточный и Уллукам (Кубань), высота 2180м., время 9.30, ЧХВ от ночевки 1ч.40 мин.

Проходим кош и встаем на привал, я же перехожу по мосту через реку Уллукам и иду к пограничникам – проверка пропусков. Несмотря на то, что на Хотютау пропуск не нужен, пограничники прослеживают группы и нас уже ждали.

В 9.50 продолжаем подниматься по орогр правому берегу реки Уллукам. Уже четкой тропы нет, а вскоре и вовсе пропала. Проходим две заболоченные долины, слева по ходу с травянистых склонов стекают многочисленные ручьи. Забираем влево, подальше от реки, там чуть выше и суше. Иду по описаниям Миши Голубева 2004 года, с намерениями перейти на орогр левый берег Уллукам по мосту. Впереди уже виден вход в ущелье Уллукам (фото 99).

фото 99. Д.р. Уллукам (Кубань).

Прошли до места, где река круто поворачивает на 90 гр. влево, но моста так и не увидели. (Как нам потом сказали пограничники, этот мост снесло течением давным-давно)). Тогда, мы об этом еще не знали. Слияние рек Уллукам и Уллуозень происходит от нас справа по ходу, внизу – переходить реку Уллукам (Кубань) следует где-то там, до слияния с р. Уллуозень, по камням). Фото 100.

фото 100. Слияние рек Уллуозень и Уллукам.

После недолгих поисков понимаем, что моста нет. Самое смешное и обидное еще и то, что в этом году в июне месяце группа под руководством Кости Молина из нашего клуба – этим же путем проходила перевал Хотютау, но вот про этот мост я у них не догадался спросить, есть он или нет?

Время 11.00, прошли 1ч. ЧХВ от коша (2ч.40 мин. от ночевки), ищем место, где перейти вброд на другой берег реки. Течение очень сильное, находим место, где не так глубоко и двумя «тройками» переходим на орогр левый берег реки Уллукам (фото 101).

фото 101. Переход реки Уллукам вброд.

Сушимся, доедаем вкусный сыр с коша и в 12 ч. продолжаем движение.

Вход в долину Уллукам влево по ходу на 90 гр. Но вдоль реки не пройти, река бурными потоками вырывается из каньона (фото 102). Нужно найти тропу, которая серпантином ведет на крутой травянистый склон и, оставляя каньон слева по ходу, далеко внизу, выводит в долину Уллукам. Подъем на травянистый склон мы начали рано, сразу по гребню этого склона в «лоб», затем «зигзагами» и на тропу вышли на середине склона, через 40 мин ходу после брода. Сверху уже увидели, что начало тропы было гораздо дальше того места, где мы начали подъем. И увидели двух пограничников, которые поднимались по тропе в нашу сторону. Они то и раскали нам про мост и что реку можно перейти по камням ниже по течению.

фото 102. Ущелье Уллукам.

На западе уже появилась макушка Эльбруса и чем дальше идем, тем красивее становится вид на Эльбрус. В 13.30 на небольшой полянке у ручья делаем перекус. Высота 2650 м., ЧХВ от ночевки 3ч. 50 мин., прошли примерно 11 км.

После перекуса за один ходовой отрезок доходим до традиционных ночевок под перевалом Хотютау. Место очень нам не понравилось, много мусора вокруг. Немного поразмыслив, проходим еще метров 200 вверх по долине и на травянистом гребешке ставим лагерь. Площадки немного под наклоном, но зато на траве, чисто, вода рядом с ручьев.

Время 15.20, ЧХВ от ночевки 4ч. 30 мин., высота 2750 м. Время позволяло еще подняться поближе к перевалу, но я не знал какие там ночевки. А с этого места открывался такой шикарный вид на Эльбрус, что не хотелось отрывать глаз! (фото 103).

фото 103. Необычный вид на Эльбрус с запада

18/07

Ночевка у коша (2000 м.) - д.р. Кубань – д.р. Уллу-Кам - стоянки под пер. Хотютау (2750 м.)

4ч. 30мин.

11,9

14,3 км.

2000

+750

12 день (19 июля 2012г.)

Перевал Хотютау (1Б, 3546м.). Описание дается от стоянок под пер. Хотютау, на выс. 2750м..

Подъем в 5.30. Погода стоит хорошая, завтрак и выход из лагеря в 7.15. движемся в сторону цирка перевала Хотютау, сначала по водораздельному гребню, затем переходим по камням ручей, стекающий с цирка перевала, на орогр левый борт долины. Через некоторое время выходим на тропу.

В 9.15, спустя 1ч.30мин. ЧХВ от ночевки в цирке перевала Хотютау. Справа по ходу снежно-скальная вершина Уллукамбаши. Высота примерно 3200м., чуть ниже верхние стоянки под перевалом. Есть несколько площадок под палатки, и есть вода из ручьев. Перевал наш уже виден, солнце выходит почти над перевалом и ослепляет нас (фото 104).

фото 104. Перевал Хотютау.

Еще за один ходовой отрезок подходим до снежника, который тянется до осыпного перевального взлета. Отсюда можно выбрать два варианта подъема на перевал: первый, пройдя по снежнику небольшой крутизны, до 15-20 гр., подойти под перевальный взлет и по линии падения воды по преимущественно осыпному склону крутизной до 30-35 градусов подняться на перевал. Второй вариант, на мой взгляд, проще. Ореогр правый борт цирка гораздо положе перевального взлета, подняться «зигзагами» на этот склон, крутизна до 25 гр., временами попадается тропа, и далее, траверсируя этот скально-осыпной склон в сторону видимого перевала Хотютау, подняться на перевал (фото 105).

фото 105. Вид на седловину пер. Хотютау.

На снимке из гугл обозначен наш путь подъема на пер. Хотютау.

Путь подъема на пер. Хотютау по гуглу.

Идем вторым путем, плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом и за 40 минут поднимаемся на перевал. Время 10.20, ЧХВ от ночевки 2ч. 30мин.

Перевал Хотютау (1Б, 3546м.), снежно-ледово-осыпной, с запада на восток. Соединяет д. р. Уллукам (Кубань) с ледником Большой Азау (ледовые поля Эльбруса). Расположен в перемычке Хотютау, к северу от вер. Уллукам. Седловина перевала широкая скально-осыпная, есть несколько расчищенных мест под палатки. Тур посередине, заметен (мемориальная табличка, почему то разбита :-( ). Сняли записку турклуба «Стрижамент» г. Ставрополь, рук гр Юркин М.В. Прошли перевал 17.07.12 г.

На перевале, впервые за поход, появилась сотовая связь (Мегафон), звоним родным и близким. Открывается отличный вид на Эльбрус и ледовые поля (фото 106,107,108).

фото 106. Вид с пер. Хотютау на запад.

фото 107. Панорама с пер. Хотютау (фото А Федосов).

фото 108. Группа на перевале Хотютау (фото А. Федосов)..

Поедаем перевальный шоколад и надеваем обвязки. Созвонились с Таней, она в Терсколе, сказала нам, что в 16.00 «канатки» закроют.

В 11.20 начинаем спуск с перевала. Перевальный взлет осыпной, крутизной до 30-35 гр., протяженностью до 70 м. спускаемся плотной группой, «живые камни», самостраховка ледорубом (фото 109).

фото 109. Группа на спуске с пер. Хотютау на ледовые поля Эльбруса.

На леднике не связываемся, ледник вначале закрытый, но снежный покров незначительный, просевший и прокисший – все мелкие трещины видны.

Есть два известных пути спуска от перевала Хотютау до крупных трещин на леднике Большой Азау: короткий и длинный. Сразу же после спуска видны следы как в одном, так и в другом направлении. Начинаем движение по короткому пути, по свежим следам, но снег подтаял, и по следам текут ручейки, идти по воде не очень приятно. Поэтому сворачиваем вправо по ходу и идем, ориентируясь на Азаубаши (фото 110). Впереди по ходу появился моренный островок, идем прямо на него, чтобы передохнуть на нем и сориентироваться. Но это ошибка: подъем на моренный островок происходит незаметно, а вот спуск с него по крутой «живой осыпи» (фото 111) - потеряли на этом немного времени, лучше моренный островок обходить слева или справа. В нашем случае лучше было обходить справа по ходу, слева по ходу по леднику бегут многочисленные ручейки – солнце «жарит» хорошо.

Короткий привал, спускаемся с островка по сыпухе на открытый ледник (фото 112). Но «кошки» не нужны, крутизна небольшая, подтаявшая корочка льда держит хорошо. От островка берем левее по ходу, идем ориентируясь на черную моренную гряду, за которой прослеживается идущая почти параллельно красная моренная гряда (фото 113). На красной моренной гряде делаем привал, дальше начинается самый опасный участок пути. Время 12.40, прошли от перевала 1ч.15 мин. ЧХВ.

фото 110. Движение по леднику в направлении моренного островка (фото А. Федосов).

фото 111. Группа на спуске с моренного островка.

фото 112. На леднике Большой Азау.

фото 113. На леднике Большой Азау: вид в сторону Эльбрусского озера.

В 12.50 продолжаем движение по леднику, идем, лавируя между трещинами (фото 114). Трещины обходим забирая выше, левее по ходу. Размеры трещин впечатляют (фото 115).

фото 114. Движение группы на леднике.

фото 115. Обход ледовых трещин.

Через полчаса ходу от привала выходим на левобережную морену. По морене идти не легче, под камнями и песком – лед, скользко, идем осторожно. Кое где попадаются следы тропы, но тут же теряются в моренных валах, идем ориентируясь на озеро по навигатору, самого озера не видно. В 13.30 дорогу нам преграждает мутная река. Течение сильное, в поисках места, где можно было бы перейти на другой берег по камням, поднимаемся вверх по течению. С трудом находим место, где по камням перепрыгиваем на другой берег реки (фото 116). Еще через 10 минут наконец-то появляется Эльбрусское озеро (фото 117).

фото 116. Переход по камням на другой берег мутной реки.

фото 117. Эльбрусское озеро.

Время 14.00, ЧХВ от перевала 2ч. 15мин. и 4ч.45мин. – от ночевок. Встаем на перекус, на западном берегу озера много площадок и многочисленные знаки и надписи из камней – творчество туристов. Опять созвонились с Таней, она уже на «Старом кругозоре» ждет нас.

Если не успеем спуститься до закрытия «канатки» придется ножками топать вверх или вниз. :-) Поэтому перекус короткий, в 14.30 выходим. Тропа от Эльбрусского озера начинается с южной стороны, в обход озера справа по ходу. Ведет вверх на моренный вал, затем вниз по гребню моренного вала, разделяющего ледники Большой и Малый Азау (фото 118) и далее по моренным осыпям к «Старому кругозору». На всем пути от озера до «кругозора» тропа четкая, не теряется. Спустились от озера до «Старого кругозора» за 50 мин.

Время 15.20, ЧХВ от перевала 3ч. 05мин., от ночевок 5ч. 35мин., высота 2940м. Официальная часть нашего похода завершилась!

фото 118. Язык ледника Малый Азау.

19/07

стоянки под пер. Хотютау – пер. Хотютау (1Б, 3546м.) - ледник Большой Азау (плато Хотютау) – оз. Эльбрусское - спуск по тропе до станции канатной дороги "Старый кругозор".

5ч.35м.

10,4

12,5 км.

+750

-560

Бонус!

У «Старого кругозора» наша группа разделилась. Катя и Федосовы Саша и Наталия, спустились на «канатке» до Азау и затем перебрались в Терскол, до отъезда еще оставалось несколько дней. Остановились в квартире, которую сняла Таня.

Сергей, Саша, Таня и я, поднялись на «канатке» до «Бочек», где мы сняли вагончик. А 20-го июля совершили радиальное восхождение на Западную вершину Эльбруса (фото 119).

фото 119. На Западной вершине Эльбруса

Вечером того же дня мы спустились в Терскол и присоединились к ребятам. Остаток дней до отъезда (два дня) - чередовали отдых с пешими и конными прогулками по окрестностям Терскола.

5. Материальное обеспечение группы.

Общественное снаряжение

12.

Командирский набор

13.

GPS - навигатор (+ запасные батарейки)

0,3

22.

2,7

23.

Репшнур расходный 8мм. - 10м.

0,370

0,100

29.

Мыло

Газ из расчета 60г/чел.день.

С собой на первый этап: 3 по 450гр. и 1 по 230 гр.

На второй этап: 3 по 450 гр.

На третий этап: 6 по 450 гр. и 1 по 230 гр.

Личное специальное снаряжение.

Наименование

Обвязка (система+5м. осн. вер).

Каска

Пруссик 2шт (короткий + длинный).

Карабины -3 шт.

Спусковое устройство (восьмерка).

Ледоруб

Кошки

Рукавицы для работы с веревкой

Очки солнцезащитные

10.

Палки трекинговые (по желанию).

Личное снаряжение.

Рюкзак.

Накидка от дождя на рюкзак.

Спальник.

Коврик, сидушка.

Фонарик налобный.

Фляга для воды (бутылка).

Одежда

Ботинки горные.

Кроссовки легкие или тапки на застежке.

Куртка+штаны водо/ветрозащитные.

Плащ (накидка от дождя)

Флиска теплая (полар).

Одежда на ходьбу (верх - с длинным рукавом, штаны - длинные)

Одежда на сон.

Кепка, панамка.

Шапка теплая.

Перчатки.

Белье.

Носки простые (2-3 пары).

Носки шерстяные (или термо).

Гамаши (фонарики).

Прочее

Билет, паспорт, полис медицинский.

Спички, зажигалка.

КЛМН

Зубная щетка

Туалетная бумага.

Личная аптечка (лекарства от личных болезней, эластичный бинт, витамины)

6. Стоимость проживания, питания, снаряжения, транспортные расходы.

Билеты:

Билеты Москва-Невинномыск на 06.07.12 г., стоили .2107р.

Билеты обратные – 2000 р.

Часть участников обратно прилетели на самолете рейсом: Минводы-Москва.

Транспорт из Невинномыска до места старта, с развозом забросок и пограничные пропуска мы заказывали через Бориса Саракуева (bezonec@list.ru).

Трансферт нам обошелся в 7000 р.

За пропуска – 150 руб. с чел. – всего 1050р.

На перевал Хотютау мы пропуска не заказывали – не требуется!

Аптечка – 2000р.

Ремнабор –500р.

Газов. баллоны (450гр.) мы покупали по оптовой цене 12*150р=1800р. (2 баллона осталось).

И два баллона по 230гр. * 120р=240р. итого на газ: 2040 р.

Закупка продуктов – 18215 р. /2600 на человека.

За ночевку в турбазе Глобус взяли за одно место под палатку 150р. (3*150=450р.). За саму заброску денег не хотели, заплатили 150р. Итого 600 р.

За ночевку в альплагере Узункол взяли 120р. с человека (7*120=840р.). За заброску (две коробки) отдали 600р. Итого 1440 р.

ИТОГО: с каждого получилось примерно по 8800 р. (Кто на самолете обратно вылетал, на 1800 р. больше).

7. Итоги похода, выводы и рекомендации по совершенному походу.

Поход удался! Все намеченные цели и задачи были выполнены. Участники похода остались довольны. Дополнительные эмоции и впечатления были получены после удачного восхождения на Западную вершину Эльбруса.

Поход проводился в рамках горной школы базового уровня. Выбранный район и маршрут позволил полноценно осуществить отработку полученных на теоретических занятиях знаний и навыков. Заявленный маршрут был пройден полностью.

Общие выводы:

1. Район Гвандры один из красивейших уголков Кавказа: водопады, нарзанные источники, высокогорные озера, красивейшие вершины и перевалы. Этот район идеально подходит для походов 2-3 к.с. но вместе с тем, следует признать, что район Гвандры тяжеловат для новичков, для участников у которых это первый горный поход. Особенно это почувствовалось после утомительного спуска с перевала Южные Доломиты.

2. Пройденные перевалы, подходы и отходы от перевалов, дают возможность туристам получить хорошие навыки по прохождению скально-осыпных и снежно-ледовых склонов, работе в «связках», хождению в «кошках». Переправы через реки осуществляются либо по мостам, бревнам, либо вброд.

3. Пройденный нами перевал Уллукель Восточный категорированный как 1А, однозначно должен отмечаться в справочниках и классификаторах «звездочкой», как 1А* (что подтверждается выводами и других руководителей). Это, по меньшей мере, отсекло бы от этого перевала новичковые группы. Наш путь прохождения этого перевала - чистое 1Б.

4. Криминогенная обстановка в КЧР и КБР спокойная, четко контролируется пограничниками.

Общие рекомендации:

1. При подготовке и планировании походов в районе Гвандры, нужно учитывать характерную для Западного Кавказа особенность рельефа:

- на короткие расстояния приходятся большие перепады по высотам. Нужно тщательно продумывать предполагаемые места ночевок

- подходы к перевалам можно охарактеризовать ступенчатостью, каждая из которых представляет собой либо изрезанное плато, либо терассу, на которых очень часто располагаются высокогорные озера.

8. Использованные материалы, карты и фотографии, перевальные записки.

При подготовке похода, во время похода и для составления отчета использовались:

1. Карты:

- подробная карта Западного Кавказа М. Голубева:

- Генштабовская карта К-38-25-2

2. Геоинформационная система Google Планета Земля - Google Earth.

3. Материалы с отчетов:

- о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу (Теберда-Гвандра), совершённом с 17 июля по 4 августа 2007 г. Горный Турклуб МГУ. Руководитель М. Голубев.

- о горном походе с элементами 2 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра), совершенном с 6 по 13 июля 2008 г. Турклуб Абрис (г. Королев). Руководитель Е. Евстигнеева.

- отчет о спортивно-тренировочном походе на Западном Кавказе, проведенном с 12 по 31 июля 2004 г. Горный Турклуб МГУ. Руководитель Е. Зеленцова.

- отчет о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу, совершенном с 2 по 13 августа 2010 г. Санкт-Петербургский Турклуб. Руководитель Ф. Цуринов.

4. материалы с сайтов:

5. Все фотографии с похода (более 1000 шт.) можно увидеть на моей страничке в контакте:

молодцы!

Армен, отличный поход и отчет!