Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Скалолазание в Иране: Исфахан

На массиве Полисро, в окрестностях Исфахана.

Про иранский город Исфахан знают если не все, то многие. Количество достопримечательностей в городе можно сравнить разве что с числом его жителей (около 3 млн). Но история историей, а по скалам лазать хочется. Благодаря Курошу, нашему другу из Керманшаха, мы смогли связаться с местными скалолазами, которые с радостью согласились показать нам окрестные скалы. А их там есть! Иранцы крайне гостеприимный народ. И уж если ты попал в сферу их гостеприимства, то они буду делать всё, чтобы ты остался доволен. В этот раз нам повезло с девушкой по имени Фериште. Вечером второго дня нашего прибывания в городе она позвонила, и пригласила утром ехать на скалы. А пока не наступило утро мы можем поехать на один из городских скалодромов, познакомиться с исфаханской скалолазной тусовкой.

Зал размером с наши школьные спортзалы. Примерно треть занята тренажёром: разные плоскости, потолки, сосульки, боулдер-секция. Рядом на верёвках висят спелеологи. Моя теория о том, что скалолазы везде примерно одинаковы в очередной раз подтвердилась. Все улыбаются, крепко жмут руку и через несколько минут общих вопросов спрашивают: а что ты лезешь? К сожалению времени у нас было немного, так что мы успели пролезть по одному маршруту. Перед тем, как мы собрались уходить один из парней позвал лазать «очень хорошую 8b», но я отказался, сославшись на нехватку времени.

Утром за нами приехала Фериште, и повезла на массив под названием Соафе. Он находится через дорогу от города. У основания его разбит большой парк, по которому прогуливаются старики и молодые пары. Молодёжи где-то нужно проводить время вместе (помним, что Иран страна строгой нравственности) и парки лучшее для этого место.

Скалы вокруг Исфахана. Соафе.

Соафе — по сути небольшая, отдельно стоящая гора, на которую проложены как скалолазные, так и альпинистские маршруты. Сначала мы пришли к первому скальному поясу, к сектору «Small Shelter» (подозреваю, что мне назвали перевод, а не истинное его название), на котором пробито штук шесть маршрутов. Мне указали на самый лёгкий и предложили разминаться на нём. По словам одного из подошедших парней маршрут был пробит около 20 лет назад, а несколько лет назад на нём сменили шлямбура. Порода — всё тот же известняк, зацепы кое-где зализаны. По ощущениям что-то вроде 6b/+. Пока лезла Ольга подошла ещё одна партия людей, так что на небольшом пятачке под скалой стало тесно. Наши сопровождающие предложили пройти в другой сектор чуть выше, где, по их словам, не так людно.

Мохаммад лезет что-то сложное

Людей и вправду не было, но их можно понять — сектор северный и всегда в тени. А в тени холодно. В этом секторе пробито много сложных маршрутов. Я выбрал тот, что казался полегче, и на котором было больше зацепов в магнезии. Но это мне не помогло — до конца я так и не добралсяя, хотя очень старался. Тот кусок, что я одолел, тянет на 7a+/b, а дальше… не знаю, но вроде ещё чуть сложнее. Маршруты проходят через два пояса карнизов.

Скалолазание в Иране. Исфахан. Соафе.

Один из местных скалолазов, Мохаммад, сказал, что я могу оставить оттяжки, дескать он их снимет. Вот и хорошо. По его мощной фигуре можно было понять, что он может лазать по нависаниям. И да, в тех местах, где я бесславно висел на верёвке он магнезился и лез дальше. Спускался Мохаммад с выщёлкиванием оттяжек. На этом первый день скалолазания в Исфахане закончился. Фериште позвала нас в гости — обедать и знакомиться с семьёй. Но это отдельная история.

Полисро

На следующий день уже с другими людьми поехали в место под названием Полисро. Оно находится на трассе в сторону Шираза. На стене пробито несколько мультипитчей, с десяток спортивных маршрутов, и есть огромный простор для трэда. Длинна мультипитчей от 100 до 150 метров. Про категории сложности ничего не скажу, ибо не знаю. Самые сложные маршруты что я лазал имеют категорию 5.12, что эквивалентно 7а+. Тут в Исфахане используется американская система оценки. Стена имеет южную ориентацию, поэтому было вполне тепло. Что там творится летом даже думать не хочется. Скала вертикальная или немного лежачая, так что все маршруты техничные пробивка свежая, цепи везде есть. Я вылез четыре маршрута от 6a+ до 7a+, Ольга три, но некоторые с зависанием. После полудня приехала Фериште, и привезла нам обед. Помните второй абзац про гостеприимство?

Мохаммад

После скал поехали на тренажёр к Мохаммаду. Скалодром находится на территории авторемонтной мастерской отца Мохаммада. Тренажёр невысокий, но с хорошим потолком и обилием зацепов. Весь вечер убивались там. В хостеле уснул сразу, как сел на кровать.

Третий день принёс новые впечатления. С новыми знакомыми Амиром и Мехди поехали в место под названием Ладор. Это тоже что-то вроде парка, только почти без деревьев. Там течёт ручей, вокруг которого оборудованы площадки для пикников. А вокруг площадок, естественно, скалы. Самые интересные маршруты по словам Амира проходят по стенке рядом с водопадом. Не могу с ним согласиться. Из пяти насчитанных мною маршрутов два были мокрыми от упомянутого водопада. Один из тех, что я выбрал, оказался длинной (45 метров) трассой, с отваливающимися зацепами. На верху нет ни цепей, ни колец, а есть лишь три шлямбура для станции. Пришлось Ольге лезть ко мне, затем спускаться. Мне так и вовсе пришлось спускаться пешком и в обход. Решили попробовать соседнюю стенку. На ней пробито семь маршрутов от 6а+ до чего-то ну очень сложного: одна из трасс проходит через 2-х метровый карниз с тонкой трещиной. Как там лезть я не знаю. Сначала мы по очереди вылезли несложную трассу 6а+, а затем две других, на мой взгляд 7а. Нижняя часть на некоторых маршрутах немного развальная, а верх вполне ничего. В промежутках между трассами мы ели. Иранцы любят кормить гостей. Амир твёрдо решил, что мы его гости, и всячески это демонстрировал. Ужинали у него дома с его семьёй.

В заключение могу сказать, что несмотря на то, что в окрестностях города есть около 200 маршрутов, району ещё есть куда расти, и если вас вдруг занесло сюда, то упускать возможность попробовать на вкус скалолазание в Исфахане не стоит. Тем более, что скорее всего одним скалолазанием дело не ограничится, а повлечёт за собой массу приятных знакомств.