Горы мира > Северная Америка >

Автор: Андрей Гундарев, Казахстан

США, Аляска, июнь 2010, дневник восхождения на пик Денали (6194м)

Денали (Высокая) – название из языка американских индейцев, данное самому высокому пику в Северной Америке, горе Мак-Кинли, поднимающейся на высоту 6194м в горной цепи, называемой Аляскинская Гряда. Первые русские поселенцы времён Екатерины Великой и Витуса Беринга называли её просто – Большая Гора. Денали была переименована в гору Мак-Кинли в честь президента США Вильяма Мак-Кинли золотоискателем Вильямом Дикки в 1896-м году. В 1980-м горе и Национальному парку было возвращено исконное индейское название. Но до сих пор используется оба названия – Денали и Мак-Кинли.

Денали входит в программу «7 Вершин» - восхождения на самые высокие точки семи континентов планеты. Для участников этой маленькой, но международной экспедиции – Юрия Суханова (Смоленск, Россия) и Андрея Гундарева (Алматы, Казахстан) Денали стала 4-й успешно покорённой вершиной из этой программы, наряду с пиками Эльбрус, Килиманджаро и Аконкагуа.

4.06.10

В 13.00 вылет из Шереметьево-2 (терминал F), добирался до метро «Планерная» и оттуда автобусом №817. В аэропорту купили свежий номер журнала Forbes Russia и «Нефритовые чётки» Акунина, выпили кофе и Гиннеса, цена примерно одинаковая. Летели авиакомпанией Delta, которая разрешает провозить бесплатно только одно место багажа, весом 20кг (к примеру, Iberia на трансатлантическом перелёте бесплатно везёт 30кг). Перелёт в Атланту 11часов, кормили один раз, дополнительно дали сэндвич и регулярно прохладительные напитки, алкоголь и чипсы за дополнительную плату, берут наличные.

В Атланте паспортный контроль прошли спокойно, офицер поставил в миграционной карте дату выезда 2.12.2010 (у кого-нибудь есть работа в Штатах?), получили багаж, после очередного досмотра здали его снова, но уже на внутренний рейс. По мнению досмотрщика, я выглядел нервозно, не знаю почему.

Покатались по аэропорту между терминалами на электричке, к сожалению обнаружили, что наш рейс до Солт-лейк-сити задерживается на неопределённое время, а у нас стыковка между рейсами Атланта - Солт-лейк-сити, Солт-лейк-сити – Анкоридж всего 40мин. В итоге, всё обошлось – были доставлены на Аляску в срок и без потери багажа. На внутренних рейсах не кормили, за алкоголь и закуски наличные не принимают, оплата только кредиткой.

5.06.10

Ночью доехали из аэропорта Анкориджа на такси за 25$ до хостела на 26-й стрит, своеобразное заведение. 25$ с носа койка в дорматории (общая комната с двухъярусными кроватями) плюс лёгкий завтрак. Хостел оправдывает свое название (26th street International Hostel): управляющие – семейная пара из Катманду постояльцы, те с которыми мы успели познакомиться – двое алмаатинцев (Куат и Анара), путешествующие по студенческой программе «Work&Travel», двое таких же ребят из Казани, рыбаки из Сербии, баптист-проповедник из Огайо и т.д.

Выспались, написали письма и пошли (магазины оказались очень близко от хостела) докупать недостающее снаряжение и продукты. Еда и полтора литра благородных напитков – 250$ верёвка (25м), два жумара, обвязка, куртка Gore-tex, газ – 600$. Принесли всё в хостел, распихали по баулам и хозяйственным мешкам. Пошли обедать. Стейки в соседнем RoadHouse Café только с 14.00, поэтому съели по салату «Цезарь», по паре сосисок с гарниром и запили всё стаутом «Кенали» (50$ за всё).

В 13.00 прямо от хостела нас забрал шатл компании Alaska Overland Transportation и за 160$ с носа за «туда - обратно» повёз нас в посёлок Талкитна. 200км отличных дорог Аляски.

Приехали в 15.30 в Талкитну, бросили наше барахло на складе авиакомпании Talkeetna Air Taxi и направились на станцию рейнджеров Национального Парка Денали. Получили подробные объяснения по классическому маршруту по Западному Ребру (West Buttress), как и где справлять нужду. Нам выдали пакеты для мусора и фекалий, а также каждому по специальному горшку для процесса дефекации (CMC – Clean Mount Can, Контейнер чистой горы). Мы немного ошарашены . Сборы парка составили 200$ с носа.

Далее решали вопросы с авиаперевозчиком (маршрут следования посёлок Талкитна – базовый лагерь на леднике Калхитна): оплата перелёта – 560$ с носа сборы базового лагеря - 30$ с носа бамбуковые вешки – 10$ обозначили сроки возвращения и оставили паспорта и лишние деньги в сейфе.

Вечерний ужин (свежий лосось, салат и бутылка белого итальянского Pino Gridgio 2008 – 86$ за ужин) и прогулка по посёлку перед сном.

6.06.10

Завтрак за 20$ - кофе, фруктовый салат и говяжий пирог. В магазине Alaska Mountaineering School взяли в аренду снегоступы по 65$ за пару, в залог оставили по 300$. В 10.30 вылет в БЛ, пилот женщина, самолётик по размеру как советский АН-2, время полёта 40мин. БЛ на высоте 2100м, народу в лагере не много. 2 часа погуляли по леднику в снегоступах, поставили палатки и легли спасть. График сна сбитый, сказывается смена часовых поясов и «белые» полярные ночи.

7.06.10

Час ночи, светло как днём, но немного подмораживает, выпили чаю, сложили вещи в выданные в БЛ пластиковые сани, связались и выдвинулись по леднику в лагерь 1. Идётся хорошо, плавный набор высоты, в итоге в 7.00 были в лагере 2 (2900м) минуя лагерь 1. С санями шлось непривычно, прицепленные к обвязке давят на тазовые кости, стягивают штаны и обвязку.

Познакомились с группой словаков (6 человек), один из них, по имени Эрик был в 98-м году в Алматы, проездом на пик Ленина. Решили выходить 8-го в ночь, но вечером начался снегопад, выпало около 30см, пришлось откапывать палатку.

8.06.10

Снег кончился в 4.00, решил разведать тропу, вешек мало, видимость «молоко». Ждали «рассвета» и спуска групп из вышерасположенных лагерей. В 8.00 выдвинулись в лагерь 3 (3350м), по пути встретили двоих матёрых хохлов с Донецка (члены 1-й Донецкой экспедиции на Эверест). Они стояли на вершине на 10-й день, первыми протоптали всю тропу на вершину, просидели перед этим 2 дня в лагере 5 (5200м) из-за непогоды.

Напрягаясь, дошёл до лагеря 3, крутой подъём, тяжелые сани, познакомились с Шотландцами, в лагере были в 13.00.

9.06.10

В 5.00 вышли с заброской в лагерь 4 (4350м), туда – обратно за семь часов. Вернувшись в третий лагерь, познакомились с группой Шатаева (сборная команда из россиян, украинцев и канадцев), подрезали у них сахар. Говорят, что вверху какая-то пара киргизов. Мы же встретили большую группу индийцев (Indian Air Force) с двумя американскими гидами. Словаки потеряли в заброске 3 пары ботинок по пути в лагерь 4, пожелали им удачи в поиске.

10.06.10

За ночь выпало около метра снега, непонятно как не поломало палатку, ели откапали. Сушим барахло и ждём спускающихся сверху. Группы из лагеря 3 вверх не торопятся, в итоге в 12.00 решаем прорубаться сами. Весь лагерь смотрит на нас как на дураков, в том числе и группа Шатаева, хотя при этом радостно потирают руки – им придётся меньше топтать.

До «мотосайкл хилз» снега чуть выше колена, топтать не сложно, дальше «небольшое» поле со снегом выше «развилки», потратили на тропёжку 2 часа. Сверху спустились на лыжах 3 немца, топтать проще не стало . Когда выгребали к «Ветреному Углу» нас наконец-то нагнала команда индийских военных с двумя гидами, гиды собственно и продолжили топтать. Все кроме нас тащили за собой сани, на долгую тропёжку их не хватило. Догнали шотландцы и два американских старичка, в итоге нас человек 20, но из них топчат 5 человек, плюс старички понемногу. Гиды решили протоптать до 4100 (там заканчивается Ветреный Угол) и там встать лагерем. Нас такой вариант не устраивает, так как ни еды, ни газа с собой у нас нет, решили топтать последние 250м по высоте. Протоптали метров 150 по горизонтали, и, «ОБОГИ!», с 4-го лагеря наконец-то пошли вниз группы.

Потратили на тропёжку 9 часов. Сварили компот и завалились спать, холодно. По совету друзей из Ташкента пьём ром Баккарди – согревает, но ненадолго. Неудачно постелил под каремат рюкзак, отлежал всю поясницу, неприятно-болезненно с утра.

11.06.10

Над всей Аляской солнце, над лагерем 4 его нет, надо сушить спальники и идти с заброской на 4900. В 12.00 солнце вышло, решил идти на заброску один, Палыч остался отдыхать и варить компот. По пути к единственным на всём маршруте перилам (200м, две нитки – спусковая и подъёмная) общаюсь со словенцем Эриком (матёрый – Шишапангма, Анапурна, Ленина). На перилах пробка, медленно двигаясь в пробке, познакомился с Вилом из Филадельфии. Вылез на перевал, свято веря, что до лагеря на 4900 ещё час-полтора по гребню. Оказалось, что перевал это уже 4960м, решил идти к штурмовому лагерю 5 на 5200. Гребень остренький, надо связываться, на гребне тепло, но в лагере 5 жуткий холодный ветер. Многие из-за ветра в этот и предыдущий день не сходили на вершину и сваливают вниз.

На гребне встретил группу очень общительных сибиряков. Также тройку румын, которые валят вниз в лагерь 4 пережидать погоду и делать потом вторую попытку. И румыны и сибиряки порадовались встрече с сильным казахом.

До лагеря 5 4.5 часа ходу, на спуск потратил 2.5 часа из-за тумана и того, что зашёл в лагерь к словакам. Угостили там меня пятидесятиградусным ромом, и как в «Особенностях национальной охоты» они со мной на своём, я с ними на своём.

12.06.10

Весь день туман и снег с ветром. Все сидят по палаткам. Написал песню – панковский дух всё-таки во мне неистребим. К вечеру вошли в режим жесткой экономии газа, надеемся, что до завтра нам хватит, ибо весь оставшийся газ в забросках.

13.06.10

С утра отличная погода, атмосферное давление высокое. Вышли в 12.00 и через час уже стояли в пробке на перилах, наверное, только на Эвересте такое бывает. Когда всё-таки вылезли на гребень, то почти всех, кто был впереди нас на перилах, обогнали (примерно 60 человек). В итоге у нас в штурмовом лагере отлична площадка, с заборчиком из снега. Планирую не засыпать надолго, контролировать погоду, что бы в 3 ночи выйти на штурм.

Стоя в пробке, душевно пообщался с Барбарой из Бельгии, которая работает в Сиэтле в Старбаксе, и с гидом Анджелой, которая была во время свержения Бакиевщины в Бишкеке. Так и не понял, что она там делала, «цээрушница» наверное. В очереди видел чёрного гида из Танзании, около 100 восхождений на Килиманджаро, на Денали первый раз в жизни увидел и надел «кошки».

14.06.10

Как не хотелось выйти пораньше, вышли в 8.00, не спеша догнали словаков и параллельно с ними работали. Маршрут несложный, только предвершинный гребень требует страховки. Не холодно, ветра практически нет, идётся легко, высота не чувствуется – мы счастливчики. На подъёме встретили двойку монстров - поляков, которые побоявшись наступления плохой погоды прискакали на вершину прямо с 4-го лагеря. На вершине забит костыль, видимость идеальная. Подходят словенцы, но только трое, оставшиеся трое развернулись. На спуске встретили испанцев и японцев, в итоге и те другие были на вершине.

На вершине стояли в 13.30, в штурмовой лагерь спустились в 17.00. Успели до непогоды, все ждали её в этот день и никто практически не решился на штурм. Мы решились, в итоге на 9-й день экспедиции есть вершина! Неплохо, да? Остаётся быстренько (за 2 дня) спуститься и улететь к свежей еде и вину.

15.06.10

До еды и вина далековато. Всю ночь был шторм. Не смотря на забор вокруг палатки, дуло так, что сломало одну стойку. Из-за усталости и лени не сделали воды на ночь, из-за ветра поставить горелку было невозможно – чуть не умерли от жажды. Практически не спал эту ночь, равно как и предыдущую. В очередной раз убедился, что не могу спать выше 5000м. Пил аспирин.

К утру распогодилось, ветер стих, но местами облачно. Натопили два литра воды и в 12.00 рванули вниз. Решили идти до БЛ, по крайней мере, пока силы будут идти. В итоге, потратив 12 часов, мы были на месте. В кошках с лагеря 5 в лагерь 3 нагруженные мусором, вещами и остатками еды. От лагеря 3 до БЛ на снегоступах за 8 часов. От лагеря 3 шли как в фильме «Белое безмолвие» - туман, снег, остатки тропы, нерегулярные вешки, трещины. С нами шла польская пара, без лыж и снегоступов, девушка Маша хорошо говорит по-русски. Тащила сама санки, парень плёлся на верёвке сзади. Сходили на вершину за день до нас. Параллельно с нами на лыжах шли два американца, отец и сын, обоих зовут Лю. Отцу 58, сыну 20, отец второй раз на горе, первый раз был на вершине 38 лет назад, то есть в его 20 лет. Видимо решил пустить сына по своим стопам, преемственность поколений. Они оба участники американской команды «Дикие снега Денали 2010», в команде 7 человек, зашли за 3 дня до нас. Старый Лю дважды передо мной проваливался в трещины. В БЛ ребят встречали с виски их друзья по команде. Пришли в лагерь практически одновременно, старый Лю тыкал в нашу сторону палкой и рассказывал всем какие мы крутые, только что с вершины.

В итоге мы за 12 часов со всем грузом сбросили по высоте 3000м!

16.06.10

В БЛ все ждут хорошую погоду, в очереди на самолёт на ледник человек 40, на «большую» землю из БЛ около 60. В лагере Сибиряки, пили с ними виски, беседы беседовали, обменялись контактами. Они оказались крутыми путешественниками, почти такими же крутыми как Федя Конюхов. Были ещё два москвича, Сергей и Галя, которые в этот раз, в третью свою экспедицию на Денали, зашли на вершину. Два года назад пытались зайти на вершину вместе с алмаатинцами, главным тренером ЦСКА Эрвандом Ильинским и Василием Пивцовым. Галя вспоминает, как Ильинский готовил ей бутерброды.

Впервые за 11 дней воспользовался СМС, горшком короче, не сидел на горшке со времён детского сада. Не то чтобы я не ходил «по большому» все эти дни, но как-то всё трещинами для этого пользовался, а не горшком.
Позвонил с Иридиума домой, мама воюет с внучкой, моей племянницей с Алтая, Катя подымает экономику страны на Хоргосе. В 19.00 завалился спать, спится хорошо, погода нелётная.

17.06.10

Погода нелётная. Словаки слепили снеговика – альпиниста, все с ним фотографируются. Рядом целая фото-студия аляскинца Тома, снимает обгорелые рожи восходителей, на леднике провёл в этом и прошлом году по 10 дней, выберет 50 лучших портретов и будет возить фотовыставку по американским художественным галереям. По убеждениям – буддист, чем порадовал. Подарил Тому изображения Миларепы, для связи.

Сидели в обед у словаков в тени снеговика, кушали, курили «трубку мира» (кубинскую сигару), говорили на языках «восточного блока», много шутили.
Маленькая девочка заходит на кухню и видит заглядывающего в холодильник здоровенного голого мужика. «Are you my babysitter?» «No, I’m your mother fucker!»

Или слово «шукать» на польском и украинском значит «искать», а на словакском «шпилить». «Иди, Златко, пошукай Марынку!»

Так и день прошёл. Народу на вылет уже около 100. Вечером написал ещё одну песню в духе «В небе полярном летит серый гусь, с облезшею рожей к тебе я вернусь».

Кстати гид из Танзании не смог сходить на вершину, а японцы, которых мы встретили наверху, оказались корейцами, премированными горой менеджерами «Kia Motors».

18.06.10

Погода с утра снова нелётная. Продукты подходят к концу. С сибиряками подумываем найти заброску Шатаева, наверняка там есть чем поживиться. К обеду начинает разъясниваться. И наконец-то рейнджеры получают по связи извести о том, что самолёты сегодня будут летать. Общему ликованию нет предела! Пакуем чемоданы! Привет цивилизация!

Вечером ресторан в кругу новых друзей, после ресторана поселковый бар с музыкой кантри и ред-нэчькой по имени Мишель, куча пьяных и весёлых альпинистов. Палыч куда-то делся, Мишель куда-то делась, ну и я куда-то делся.

19.06.10

Утром обнаружил себя, обнаружил Палыча, попили водички, сдали на станцию рейнджеров «горшки» с содержимым, вернули снегоступы, забрали паспорта и деньги из сейфа и поехали в Анкоридж. Разместились в гостинице, долго думали, куда покупать билеты – на Гавайи или в Калифорнию, помылись, побрились, поужинали. Заснули. Счастливые!

20.06.10 – 4.07.10

Привет Америка! Лос-Анжелес, Луивиль, Цинцинати и Нью-Йорк. Всем всего хорошего!

p.s. Может быть кто-то недоумевает, почему ничего не пишу про напарника, про Палыча?... Про взаимоотношения, быт, разговоры... Палыч - интересный собеседник, хороший напарник в связке, очень даже «ходячий» для своего возраста и…. И отличная возможность для меня поработать с моими «мешающими» эмоциями. За что ему отдельное спасибо!

!

С горой, ребята.

Круче только яйца

Хоть бы пару слов и фоток про горы тиснул. Полный отстой. Слава богу, за державу уже не обидно )))

Целый мир Альпинизма.

В 2005 году удовольствие с Владивостока нам обощлось 4500 у.е. на брата. Это с условием, что мы заказали на группу 5 человек в Анкоредже машину на прокат и сделали на ней кольцо по Аляске. Заезжали в несколько поселков, где жили КАЗАКИ. Нет не каких там казаков. В баре под стеклом видели сапоги и штаны с ломпасами и все! Казаки сматались к себе на ДОН. На счет фоток верно замечено. Зато я балдел от панарамы. Увидел Фаракер и Хантер. Все вспомнил! Ведь, два раза там был!

Всё во время)

Прочитал отчёт быстро, фото нет? думаю там было холодно) Вообщем молодцы! затраты около 3тыс американских рублей наверное)