Люди и горы > Денис Урубко >

Автор: Денис Урубко, Алма-Ата

Чувство вершины

Копаясь в интернете, с интересом (и даже с мистическим восторгом) под ссылкой обнаружил следующую информацию:

«Власти Алматы ограничили проезд автомобилей по дороге, ведущей от Медеу до Шымбулака, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу городского акимата.
Так, ограничения начнут действовать с 19 января 2013 года. Однако, они не коснутся специального транспорта и автомашин горожан, проживающих в этом районе.
В акимате отметили, что парковка автотранспортных средств на прилегающей территории СК "Медеу" будет разрешена только на специально оборудованных автопарковках.
В связи с ограничением въезда транспорта будет обеспечена работа общественного транспорта с организацией маршрутов: Достык - Курмангазы - СК "Медеу", Сатпаева - Байтурсынова - СК "Медеу".
Такие меры направлены на улучшение экологической обстановки в урочище "Медеу".
Напомним, ранее говорилось об ограничениях въезда иногороднего транспорта и транспорта, превышающего нормы токсичности, в Алматы. Эти нововведения начнут действовать тогда, когда построят четыре автовокзала и две автостанции для парковки машин. К нарушителям будут применять штрафные санкции».

Тут меня разобрал смех. Нет предела возможностей для ограничений. Там, где есть возможность воткнуть шлагбаум – он будет воткнут. Там, где есть возможность ЗАСТАВИТЬ людей платить – это будет сделано. Как кормились на экологическом посту люди в зеленых фуражках, сбирая деньги с каждого проезжавшего автомобиля. Как кормятся сотни «снимая пенку» в местах, предназначенных для отдыха людей – контролируя общенародное достояние.
О том, что творится еще с одним горным районом рядом с Алматы, можно прочитать ЗДЕСЬ.

Но в январские дни я был в Италии. Поэтому, на следующее утро поднялся с огненным настроением, сел за руль Фиата Идеи, и погнал в горы. Которые открыты для всех. Мимо поселка Понте-Носса, через перевал Дзамбла, и дальше в долину, на склон пика Аррера. Здесь в лесу на отметке 1200 метров от строений Пласса вверх уводила прекрасная трасса. И никакого шлагбаума, что было в порядке вещей. Однако, смысла ехать дальше не было, потому что предстояла тренировка. И она напрямую зависела от уровня набранной высоты.

Так что припарковал машину к обочине сразу за домами в лесу, закинул рюкзак за плечи, и в кроссовках двинулся вверх. Погода навевала радужные настроения, всходившее надо горами солнце четко разделяло мир на свет и тень – как бывшему военному мне нравилась четкость понятий. Чистейший воздух дарил ощущение бескрайности мира. Он был юн и счастлив под южным солнцем. Не верилось, что где-то «давит» минус двадцать… причем, в самом сердце России. И даже в Казахстане.

В этот день я хотел просто прогуляться на вершину. Возникло такое чувство… недосказанности. Слишком редко в последние полгода я проходил логичный путь до точки, где выше идти некуда. И возникло томление в душе, которое следовало срочно заполнить. Чем-то несложным, интересным и красивым. Хотелось альпинизма. В рюкзаке лежали горные ботинки, пара кошек, термос и немного теплой одежды. Дорога вилась серпантинами после нескольких поворотов я оказался выше уровня леса. Здесь широта охвата неба дала возможность представить…

- Та-ак, вон там Венеция, - бормотал я, вглядываясь в светлевшую с каждой минутой даль. – Справа должна быть Ла-Специя… ах! Кажется видно!
Конечно же, это было самообманом. Расстояние не позволяло увидеть побережье. А так хотелось! Потому что воспоминания о скалах и море были самыми чудесными. Впрочем, окружавшая действительность была не хуже. Тем более, что два дня назад друг Маттео Галлицоли хорошо объяснил дорогу до вершины, и я уверенно пер в нужном направлении. Травянистые склоны вскоре закончились, лишь кое-где по оттаявшим осыпям взгляд «прокладывал» дорогу. Несколькими сотнями метров выше я разглядел два силуэта в яркой одежде, двигавшихся в направлении высшей точки пика Аррера.

За перегибом гребня я наткнулся на небольшой отель, «Рефьуджио» по-местному. Только что подошедший мужчина лет шестидесяти деловито распахивал ставни и двери, устанавливал на террасе столы… Было ясно, что он здесь хозяин. В самом деле, была пятница, и в конце недели следовало ожидать притока клиентов. Люди съезжались сюда со многих городков Ломбардии.

В закутке от ветра возле гостиницы я переобулся в горные ботинки, хлебнул чаю из термоса, и по выдутому гребню с травой и камнями принялся набирать высоту. Шлось безопасно и спокойно, правда, чуть ниже плеча вершины пришлось нацепить кошки, ибо склон выкручивался. Дальше лежала фирновая корка с ледовыми линзами. Если соскользнуть по такой – мало не покажется. Длинные выкаты внизу красноречиво демонстрировали дистанцию, на которой можно было изувечиться.

Двое ребят, которых я догнал на предвершинном гребне, оказались серьезно экипированными – шли так же в кошках, и с ледорубами. В традициях Школы альпинизма середины Двадцатого века. Просто молодцы. Один из них, что выглядел половчее, спросил, пришел ли хозяин «Рефьуджио».

- Кто-то из местных открывал окна, убирался на площадке, - пожал я плечами. – Наверное, гостиница теперь открыта.
- Отлично! – обрадовано повернулся он к приятелю. – На спуске пивка шибанем!

Его товарищ, что работал тяжелее, сразу повеселел. Сообразив, очевидно, что путь к заветному пиву пролегает через вершину, он непроизвольно ускорил шаг. А я, обогнав друзей, чуть приспустился в широкую расщелину. Вообще, было видно, что путь на пик Аррера пользуется большой популярностью. По всему гребню, раскидав снег, тянулась широкая утоптанная тропа, словно толпа горовосходителей устроила серьезную альпиниаду. А в самом деле, почему бы и нет!? Доступ в горы открыт, гостиница со вкусным пивом тоже функционирует, снежные условия в Альпах Оробие приближают к настоящему альпинизму, но не на столько, чтобы в тягость. В общем – рай земной без всяких ограничений.

Уже с вершины я кинул взгляд на Северную стену горы. Серией широких бастионов она тянулась от пика Секко на востоке до пика Корна-Пьяна чуть западней. Аррера была высшей точкой в этой гряде. И по скальным массивам, насколько мне было известно, тянулись десятки сложных интересных линий.

Просто Поле Чудес для фанатиков альпинизма. А вдалеке поднимались оскаленные гребни Редорты и Кока. Там высота достигала уже трех тысяч метров. С прелестями вроде ледников и многодневными маршрутами.

- Погодите, доберусь и до вас, - улыбнулся я.
В этот день получилась неплохая тренировка. И очень важным стало «чувство вершины», которое удалось поймать в переплетении солнечных бликов на гребне. Там лежит чудесная страна гор. Красивый настоящий мир, где можно оставаться молодым и сильным, здоровым. Куда никто не закроет дорогу.