Горы мира > Арктика и Антарктика >

Автор: Андрей Ивлиев, Новосибирск

Моё открытие Аляски. Вершина Мак-Кинли

Открытие и освоение Аляски принадлежат русскому народу. Аляска открыта в 1732 году экспедицией мореплавателей, возглавляемой подштурманом Иваном Федоровым и геодезистом Михаилом Гвоздевым на корабле «Гавриил».

Аляска:
Площадь: 1530,7 тысяч кв.км.
Столица: Джуно. Население: 626.932 человек. Аляска - самый большой штат США. Берингов пролив отделяет Аляску от Азии всего на 82 км (51 миля). Земли Аляски вошли в состав США в 1867 году, когда Российская империя продала этот берег Союзу Американских штатов. 3 января 1959 года Аляска вошла в состав США, как самостоятельный - 49-й по счету, штат союза американских штатов.

Мерно раскачивая крыльями, наш лайнер заходил на посадку. Пасмурное небо висело низко над лесистыми холмами, реками да озёрами. Вдалеке просматривалась гряда снежных вершин.
Чем ближе к земле, тем больше было видно, что садимся на сибирский берег,…то берёзка то рябинка, сосна да пихта … всё как дома. В глаза бросалось изобилие малых самолётов, да летающих лодок. Они то и дело, нудно жужжа, пронизывали небо вокруг.
Нас встречал, самый большой города штата Аляска, Анкоридж, или по-ихнему Энкридж.
Начиная от берега океана, шёл нижний город, Даун-таун. Это деловой центр. Высотные дома, со сдержанной рекламой. Отели. Бизнес центры. Мидл-таун, …Даймонд-таун…
А затем…город, из одно-двух этажных домиков-котежей в строгом порядке заполняли всё остальное пространство, окружённое лесистыми холмами. Кое- где, было понятно по количеству машин на парковках, стояли ангароподобные торговые центры.

Заполнен этот северный города, был ненавязчиво и радовал своей спартаковской широтой. Глаз отдыхал от архитектурных нагромождений. Легко и просторно и зелено. Чуть дальше от центра дома просто выглядывали из тайги. К природе здесь относились бережно и с любовью.
Зверьё радовало …зайцы время от времени пробегали по дорожкам, утки совершенно не боялись людей, их можно кормить кое-где с рук. Вечером из леса выходили лоси, поесть травку у дорог.
Поражала чистота на улицах и в парках. Шокировало отсутствие мусора на прибрежной полосе. Видимо наш мусор сюда не доплывал.

Присмотревшись к поведению местных жителей, стало понятно, что если мусор не бросать под ноги, а донести до мусорницы, станет сказочно чисто и приятно!

Дождавшись такси, мы едем в хостел. Это место где недорого можно переночевать. О такси,…тачка внутри напоминала кабину пилота самолёта. Количество навигационных систем, радиостанций, кассовых аппаратов и прочих не совсем понятных излишеств, в нашем понимании, наверное, было сделано для важности и значимости профессии водителя &61514!

Через минут десять мы в самом центре, мчимся по Арктик стрит, и на углу 34-ой, поворачиваем в сторону роуд Эй, попадая в мир малого бизнеса, свободной страны, самого забытого Богом штата.. Джейсон хостел. Хозяин- среднего роста камбоджиец, с очень мудрыми глазами. Его зовут, Джейсон. Он вводит нас в круговорот жизни его маленького отеля…где летом в основном студенты, приехавшие по программе work and travel, подучить язык и заработать за пару месяцев.. как обычно на рыбозаводах, сезонными рабочими, а зимой либо редкие туристы, не видевшие снега,…либо можно взять отпуск.
Приятная суета заселения. В комнате нас пять. Мы-два альпиниста из Новосибирска, поляк и двое украинцев – студенты. На этаже есть кухня, с полным набором всего, и даже свободными продуктами. В углу большая плазменная панель…всего 800 каналов ТиВи,..и 100 музыки… Плюс приставка для игрушек.

Просторные улицы. Прохожих нет. Все передвигаются, как правило, на огромных пикапах,..от детей до стариков. Ни какого кризиса нет, машина, которую бы хотелось, местному жителю, с обычными амбициями, это наверное Тойота-Тундра, большущий пикап. На дорогах транспорта не много. Тихая размеренная жизнь. Жители Энкриджа, живут в своих фанерных домиках, с крыльцом, креслом-качалкой. Вокруг газон, клумбы с цветами, газовый гриль, …это всё. Полей с картошкой нет. Как в прочем и навозных гряд под огурцы. Рабочий день с 10 до 16ч. Поляный день + зима, минус десять, а лето как у нас,.. только чуть дольше. У многих самолёт свой небольшенький и яхта на пирсе скромная…., причём это добро может стоять у дома, на парковке.
Посуетиться можно в торговых центрах… и то, если между рядами с товаром вы, не мешая, разойдётесь с американцем, он обязательно перед вами извиниться…, что мол он не хотел нарушить ваше пространство &61514… элементарная вежливость. Как говориться, кто чего достоин.

Твой финансовый статус определяется, не размером цепи из жёлтого металла на шее, если ты афроамериканец, и не количеством детей сопровождающих тебя, если ты латинос, а районом в котором ты проживаешь. Доход стал больше, ты можешь снять квартиру в более престижном районе. Собственность здесь не так важна как у нас. Рынок рабочей силы очень мобилен. Предложили работу в другом месте, переехал. Не надо за что-то держаться. Во всём рыночный подход. Но чувствуется государственный контроль в рыночных процессах. К примеру, стоит небольшой гастроном, следующий будет через километр, не раньше. Всем должно хватать дохода. Заработная плата считается за час работы. Самая низкая стоимость часа - 9 долларов. Это простой неквалифицированный труд, ..хаузкипер в отеле, рабочий на рыбном заводе, оператор шлагбаума… Прожиточный минимум, выдержан так, что человек сыт, ему хватает, он может снять комнату-квартиру, имеет авто. Авто это способ передвижения, и это его основное назначение. Выживать не надо, дозволено жить, но скромно. Ни кто не мешает брать вторую работу. Тогда все лучше. Знакомый студент, с 9 до 16ч мыл авто на мойке, за 9$ в час, с 16 до 21ч, мыл трейлеры за 10$. Он хотел работать и зарабатывал. Мне показалось, что здесь с уважением относятся к любым профессиям. А сравнивают лишь стоимость часа.

Из материалов прессы…«В настоящее время Аляска в США занимает последнее место по объему региональных и местных налогов, взимаемых с жителей. Там полностью отсутствуют налог с продаж и подоходный налог, а налог на имущество в пересчете на душу населения самый низкий в США.»….

Символ штата Аляска - Лось (Мус, по-ихнему). Он изображен в скульптурах, рисунках, фотографиях, поделках, сувенирах..… и украшает собой, улицы, стены, витрины…А везде по берегам и в портах… разного вида мужики.. демонстрирующие пойманных рыб…те вырезаны как правило из дерева, - это Фишмены &61514!

Люди, с которыми ты встречаешься, доброжелательны и открыты.
Полицейских мы видели, ..но они где-то проплывали в другом измерении, ну как самолёты по небу.

Долго гуляя по улицам, мы всё-таки наши радостное место… Вобщем ресторан ….., со шведским столом. За пятнадцать баксов, можно взорвать себя в хлам &61514! Блюд..ну пусть пятьсот. Ешь пока не лопнешь… Там мы как раз и встретили юных и очень жирных, огромных людей… Хорошо, что у нас нет таких. Нам пришлось не легко…очень сложно останавливать себя… при наличии стольких искушений. В первый раз, мы за полчаса съели порций по восемь всяких вкусностей, ибо это было по настоящему веселье &61514! И пошли в свои апартаменты, это остановки три…идти было больно. Второй раз мы заполнили тот же объём за час… И только в третий раз.. морально подготовившись, пробуя только самое-самое, с чайными перерывами…задержались часа на полтора. Как же тяжело устоять… нужна прямо сила воли! А учесть что там, на еду всем хватает, и восемьсот каналов тиви…превратится в шарик предельно просто…

Про Солнышко. Так вот оно у тех, кто из окна видит океан, ..ни за какой горизонт не уходит, оно просто на воду ложится…и всю ночь светит в окошечко…да так ацко !.. Полярный денёк, тут летом.

Про студентов. При общей гостеприимной вместительности хостела в 40 человек, нас там было в половину больше…сезон! Не хватало подушек, матрацев…каждый день ездили в магазин, докупали.. А что поделать, в остальных ночлежках…нет мест, а время два часа ночи, …приезжают ребята (студенты 2-3курса), ....говорят, объехали все отели мест нет…ну не гнать же их…надуваем матрац…выгоняем всех из холла,…и там до утра они спят, а утром находим им место.
Холл-столовая. Вокруг всё для быстрого питания - поттер, кофемашин, …горы китайской быстрой лапши, чая, какао, и прочих отравляющих нормального человека, достижений цивилизации …вобщем всё это питание включено в стоимость…ну а студенты, они во всем мире одинаково восхищают аппетитом...!
Однажды под кофе, у монитора, получив ответ на вот дую фром, от парня с длинными драдами, понял он с Ямайки. Спросил как он к Бони-М относится,…и пришлось мне тогда с 2-3ч ночи выслушать конструктивную критику, творчества этой группы &61514! Были турки, молдоване, белорусы, украинцы, сербы, корейцы, китайцы, мексиканцы, колумбийцы и даже с Новокузнецка парень... Каждый открыт и готов пообщаться, незнание языка не мешает. Если говорить о красоте девчонок, наши украинки давали фору всем!
От своего имени я говорю, потому как, прожил там месяц. И чтобы убить время в ожидании самолёта, оказывал всевозможные услуги администрации хостела, и жителям. Варил борщ, ездил за покупками… Всяко веселее, чем смотреть на пасмурное небо из окна, либо в который раз объезжать Энкридж на велосипеде. Мой рекорд – два часа. Прокат байка около тридцати баксов в сутки…, проще попросить у местных парней, сказав, через сколько вернёшь.

Однажды я спешил к закрытию магазина, и совершенно не пользуясь тормозами, проехал на красный. Прежде чем въехать в бок пересекающей дорогу машине, я нажал не на тот тормоз. Полёт через руль был, красив. С хорошей амплитудой описав дугу, я собрался на асфальте. Остановились несколько машин, вышли из них люди, спросить ок, ли я?! Уже по-местному, натянув улыбку, сказал, что ноу проблем, мне лучше, чем было! Быстро расклинил тормоза, выправил руль, и уехал. Ни одной царапины &61514! Но, разбил передний фонарь&61516.

Рей - большой специализированный туристский магазин, где можно одеться и экипироваться, как купив так и взяв в аренду всё что надо для аутдор. В нём, оказывается ко всему, был ещё и фирменный сервисный центр по ремонту велосипедов. Опустив глаза, и поджав уши, я спросил, не найдётся ли у них, совершенно случайно, стёклышко для фонаря? Жить до отъезда ещё неделя, а в кармане была только сотка баксов. Весёлый паренёк, попросил меня показать. Я через минуту подкатил ему велосипед. Подумав он предложил, мне погулять минут десять. Я пошёл, ..думая о худшем... Перечитав несколько раз инструкцию на солнечную батарею, о которой я мечтал, уточнив цену, поизучав ещё недорогие навигаторы, я вернулся к мастеру. Проблем нет. Стекло поменяли. Спрашиваю, сколько должен? Мне вручают велосипед, улыбаются и говорят, не падайте больше &61514!.....

Гречку на Аляске купить негде !!! Сало тоже не купишь! Но у вас много карманов… я вас этому не учил.

И вот за три дня, нагулявшись по Энкриджу, закупив провианта и топлива, взяв напрокат снегоступы, мы ранним, хмурым утром уезжаем на небольшом автобусе в Мекку восходителей на Мак-Кинли, городок Талкитна. Это часа три на северо-восток. С принятой здесь вежливостью нас доставляют прямо к домику рейнджеров! Спасибо за это Джейсону!
Это дом, с большим холлом, увешанным шкурами зверей, фотографиями восходителей, ... место встреч гостей и представителей власти.
Всё. Прощание с цивилизацией. И не случайно. Ведь мы забыли новый котелок, и всё мясо в холодильнике хостела. Жёванный крот! Но в этой гостеприимной деревушке был один продуктовый магазин, он нас и спас!
Талкитна, сама по себе небольшое поселение, ..но гуляя по нему, случайно набрел на местное кладбище. Здесь нашли покой, интересные и мужественные люди, совершенно разных национальностей. Много из них это бывшие военные, а другая половина это альпинисты и летчики….

* Высшая точка Северной Америки, Мак-Кинли (6195 м) на протяжении уже почти столетия притягивает к себе взгляды и помыслы альпинистов всего мира. Вершина расположена за Полярным Кругом, относительно недалеко от Тихого Океана - в результате этой комбинации погодные условия в районе отличаются особой сложностью. Технически, Мак-Кинли относительно несложна, в связи с этим, многие альпинисты поднимаются на эту гору в качестве тренировки и акклиматизации перед более серьёзными высотными восхождениями.

… «Мак-Кинли так же известна под своим исконным названием Денали, что в переводе с языка индейцев означает "Великий". Но американцы не слишком уважают историю и обычаи бывших хозяев этой земли - величественный снежный купол переименовали в честь популярного в своё время президента родом из Огайо. Сейчас энтузиастами предпринимаются попытки вернуть Мак-Кинли историческое название. Штат Аляска официально принял для этой горы название Денали, а федеральное руководство утвердило новое название национального парка, в котором расположена вершина - Национальный Парк Денали. Конгресс, однако, не торопится проявлять интерес к этому вопросу.
Первые попытки восхождения на Денали были предприняты в начале 19 столетия. В 1906 году, Фредерик Кук, заявил о том, что он был на вершине. В 1910, команда из 4 военнослужащих, без какого либо предварительного альпинистского опыта умудрилась взгромоздиться на Северную Вершину Денали. Их успеху никто не верил до тех пор, пока официальная экспедиция не обнаружила на вершине пятиметровый сосновый дрын, установленный там отважными первопроходцами».

Инструктаж.
Подтянутый, высокий рейнджер, в серой форме, с нашивками и знаками, обозначая указкой на экране проектора, рассказывал в таких пропорциях: как пользоваться переносным туалетом - 50, про то, про то куда выбрасывать содержимое этого туалета - 20, про то, как могут нас наказать, если мы не будем это делать в туалет - 10, про то какой он крутой 20, ну и ….вобщем маршрут вы видели на экране.. чего говорить и так понятно &61514!
На наши вопросы, будут ли нас спасать, в случае чего, сказал, что если, это будет угрожать жизни и здоровью рейнджера, то это наши проблемы. Когда уходили, спросил, есть ли у нас верёвка, мы кивнули, он порекомендовал воспользоваться ей. Предупрежден – значит защищён &61514!
После, нас загрузили в грузовичок…и через 1 км, выгрузили у входа в деревянный домик Талкитна АйрТэкси…там мы показали докьюмент выданный рейнджерами. У нас уточнили, нет ли чего пожаро-взрывоопасного в нашем багаже, порекомендовали оставить на хранение личные документы, деньги и ненужные вещи, оплатить перелёт и вайт гэз (бензин для горелок), и собственно через минут двадцать…мы уже сидели в шестиместном самолёте, пристёгнутые ремнями безопасности.

* Пилот-белокурый высокий крепыш, лет тридцати, в голубой рубахе в клетку, джинсах, кроссовках, бейсболке и солнцезащитных очках,…быстрой скороговоркой дал понять, что его тачка упакована навигатором, аптечкой и огнетушителем, и если мы наденем наушники, то за 40 минут полёта он нам всё расскажет и покажет сверху.

Взлетаем…мотор ревёт, вкручиваясь в небо! Вид…севера томской области….болота елки-палки…леса с озёрами.. кое-где одиноко стоит домик, а рядом на озере маленькая летающая лодка.. Живут и так!
Подлетаем к высоким заснеженным горам. Штурвал на себя…и круто в горку на перевал…впечатляет!

Входим в долину…чуть направо, на леднике разметка посадочной полосы….
Палаточный городок. Звёздно-полосатый флаг. Нас встречает бэйс кэмп 2225м.
Снарягу оперативно выгрузили набежавшие альпинисты, и тут же загрузили свои пожитки. Через пять минут доставивший нас самолёт уже в воздухе с обратным курсом.
Всему бодряк погода в горах. Ждать нельзя.. если небо закроется, то придётся греться на леднике пока не разведрится.

Горы тут суровы. Снег и камни. Ручейков звенящих нет. Птицы пролетают очень редко. И всё это безжизненное пространство дышит лавинами и камнепадами.
Летом, как я и говорил, всегда светло. Идти в горы можно кому как удобнее, и даже не меняя день и ночь. Встретились мне на спуске парни с Одессы, они шли только ночью, днём спали. По часам и только, можно отличить день от ночи &61514! Просыпаемся в первое наше утро на маршруте. Закапываем ненужное в сугроб, специально отведённый для этого. Втыкаем специальную вешку с флажком наверху, на котором указан номер нашей экспедиции. Найти свои вещи будет просто. И вскоре уходим вслед за другими восходителями по тропе.

Долгий ледник Талхитна. Набора высоты нет километров девять. Идёшь по снежному бескрайнему полю, пытаясь учуять скрытые трещины. В открытых частях они впечатляют своими размерами!… А ты слушаешь себя,..и пытаешься привести к гармонии тело и снаряжение. Учишься управлять санями, чтобы не сдёргивали и не тормозили.
Навстречу идут обгорелые и счастливые лица…и приветствуют тебя, как принято в их странах. Ты тоже им делаешь знаки внимания. Все кого ты видишь, выходят, словно из другого измерения. Могучи и очаровательны, от них исходит какой-то особый внутренний свет…!

Первый камп. 2350м. Рано нам. Пьём чай и дальше ковырять когтями тропу. Ночевать тут не будем,…ещё светло &61514!
Шуршат по снегу саночки, везут в себе кг 30, нужного груза. Ещё в рюкзаке, килограммов 10, для тепла &61514!
Первая ночёвка в пути это третий лагерь…зарылись в снег с палатку, пожужжали горелкой, поели и легли отдохнуть, до утра по часам. У каждого из нас была газовая горелка с парой баллонов и бензиновая горелка с галлоном бензина.
Ночью было тепло, и комфортно. Ни каких тебе рассветных ветров как на Памире, когда спишь с открытыми глазами и надеешься на крепость палатки.

У нас было всё мило по-доброму! Днём солнышко- не забывай намазываться &61514! Вечером спокойный закат, под итальянское пение.. Пару дней, живём внутри итальянских групп. Английский у них не в ходу.. &61514! Федерико, кричит на весь лагерь Лаура, с какими-то видимо большими претензиями к жизни,..миа пикколо, отвечает он, спеша к своей возлюбленной.…На вторые сутки за вечерним чаем, мы уже готовы были влезать с советами, на итальянском, какой же им всё-таки выбрать диван, в гостинную… Сами понимаете, стенки палатки это не стенки &61514!

Уютно, одним словом. Как у нас в марте, только без ручейков… И везде счастливые люди, их делает такими трудный путь…Язык не важен, тут другой мир, …мир где радость вызывает лавины, а беду чувствуешь на расстоянии и без слов..
Идём бредём, как все…обходим группы растянувшиеся на километры, когда устаём отдыхаем…Слушаю почему-то в ушах, Никольского «Воскресенье»…какие-то параллели с их стилем Кантри, и ни чего другого не хочется.
На отдыхе к нам подошёл, рейнджер, весь такой военный, с рацией, всякими фенечками упакованный. Мы с Иваном сидели и пили чай. Подошёл, помолчал, представился, что он мол тут представитель власти. Мы его похвалили, что ему повезло с работой &61514! Помолчал ещё, затем сказал, что он понял- мы русские, у русских ни когда нет претензий и нет проблем! Поблагодарил, пожал нам руки и ушёл….

Может особенности толкования языка…?! Начиная разговаривать, по крайней мере с теми с кем я говорил…, на восхождении…при вопросе как дела мол,…почему-то всегда все начинали с критики ситуации… мол долбанный снег, долбаный подъем, долбанная гора… может это выплеск эмоций, уставших людей.. !?.. Опять же, это лишь моё восприятие и толкование их языка.
Наверху тяжело. Высота выжимает силы. Немного напрягаются гиды… они на работе,…пытаются показать свою бодрость и значимость клиентам, которым смертельно тяжело. Да мы не спорим, конечно, они крутые! Но учитывая, что клиенты их, как правило, не имеют подготовки, и ползут очень медленно, приходится им иногда отказывать в любезности, ибо стоять в пробках замерзая, не хочется.
…Спускаюсь вниз рядом с перильной верёвкой, высота, где-то 5000 м., склон-снег четвёрашный,.. верёвки три. Навстречу идёт группа с гидами…тяжело…идёт. И тут возникает парниша-гид, и борзо так начинает орать, … почему я мать мою фак, не пристёгнут к этой факовой верёвке, на этом фак его склоне… Подождав пока у него кончится кислород в лёгких, и он наберёт новый…отвечаю, что мол, мне комфортно на этом склоне, который окружают прекрасные горы. Напустив ярости орёт, он американский гид, и мне, очень плохому парню сказал, чтобы я встегнулся в эти факовые перила! Кислород кончился. Мне ни чего не оставалось, как беречь свой кислород, на запоминание этих важных выражений, т.к. моих университетов в тот момент явно не хватало. Разложив по падежам, отвечаю, что не собираюсь слушать всяких факнутых гидов, потому как сам русский альпинист, и мне глубоко …дальше слово большой сыр, или шит, на него как на гида, на его группу, которой надо было быть в другом менее факовом месте, на его перила никчёмные. Их правда, лучше не нагружать…&61516!
Дойдя до меня, помолчав и отдышавшись, он извинился за то, что так получились, и попросил пристегнуться, чтобы не показывать плохой пример его клиентам. На что я отвечаю, так бы и сразу сказал, ок &61514! Усталость накапливается, нервы не выдерживают! С кем не бывает?!

Погода была, что надо! Виды божественные, суровые пики Форакер, Хартер…совсем близко!
В лагере на 4300м догоняем москвичей, с которыми познакомились в самолёте. Они вышли на пару дней раньше, и уже спускались вниз ночевать. Парни реальные! Объединив планы, решили зависнуть в этом лагере на пару дней. Чтобы понять достаточно ли мы акклиматизировались.

Лагерь впечатлял своими размерами. Палаток на двести. Каждый пришедший снизу копает на метр вглубь, точнее выпиливает фирновой пилой снежные блоки, затем возводит из них стены метров до двух высотой, потом их чуть приплавляет солнышко, и они крепки и монолитны, а вы защищены от ветра. Настоящий город.

Большая палатка рейнджеров, с антенной, и прогнозом погоды. Причём прогноз соответствует, и им можно пользоваться, он точный!

Свободный отдых, граждан свободной страны нас несколько шокировал… Не тем что нам так слабо, а вообще необходимостью такого самопожертвования.
Солнечно +5С. Слева с хорошим набором высоты метров пятьсот перевал, прямо стена ледово-снежная, справа и вниз склон и сбросы с сераками… Народу много человек пятьдесят, греются-вялятся. Девушка с красивыми формами, посередине лагеря, постелив коврик, занимается йогой. Все мужчины лагеря, под восторженное ликование, забыв всё, любуются ею.
И тут, обломав реально, девушку.. Два парня, поднявшиеся на перевал, раздевшись вообще…, и надев для безопасности обвязки и каски, спускаются на горных лыжах… Их заметили на середине горы, и забыв про йогиню, начали орать и свистеть восхищаясь героями, ..которые вскоре промчались голыми телами, по лагерю под взрыв восторженной толпы!
Когда они проезжали мимо, я видел в их глазах ужас… Бедные засранцы, они так заморозили свои яички,.. Натянуто улыбаясь, махом нырнули в свои палатки, отогреваться… Но наверное их сразу выложили в ютубе.., и они теперь герои :)! Этот было на Мак-Кинли, на 4300м, в конце мая 2011г, может найдёте &61514!
Проведя пару ночей, решаемся на штурм. С утра выдвигаемся в штрумовой лагерь на 5200м. Там уже чувствуется холод. После обеда ставим в палатку в пятом лагере. Бодряк. Перед сном -25С.
К 10ч утра позавтракали и приготовились к штурму..
Уже было пошли наверх, но нас притормозили бывалые, сказали, что лучше подождать пока выглянет солнышко. Мы стояли в тени, было видно, что на перилах большая очередь,…если пережидать на склоне в тени, то вообще жесть. Вышли в обед. Работа есть работа. Перила, пробки. Все прошли, на ура. Погода была восхитительная !
Шли медленно, тяжело дыша. Последний этап гребень.. узкий иногда до 20 см, и снежный, страховка только попеременная. Снежные якоря…ни о чём. В обе стороны четвёрошные-пятёрошные снежно-ледовые сбросы. Проходим, тихо-тихо, осторожно, выбирая верёвочку, дублируя команды.. Ещё нам местные сказали, что если над Форакером, появляется нимб в виде облачка, то с вершины Мак-Кинли, надо убегать или улетать, т.к. через короткое время погода на вершине смертельно испортится! И может запросто сдуть ветром.

Высоко над всей Северной Америкой, стоит вершина Денали (Мак-Кинли) и она нас она пустила!
В 19ч местного времени мы упали на колени возле вершинного вымпела на высоте 6195м …и начали смеяться. Сил казалось, не было. Холод космический. Камера замёрзла. Попытался снять себя на телефон..:), телефон замёрз &61514! Выпили по глотку чая чуть полежали, пытаясь растворить под языком застывшую шоколадную дольку, широко поулыбались... Вот это как раз и было наше, ни кому не понятное, тихое альпинистское счастье..! Тело измучено тяжёлой работой, а душа настолько восторженна, что… сложно найти сравнение, это надо испытать!
Передохнули чуток. Считали в глазах команды. Первый пошёл! Второй встёгивается, третий со станции выдаёт верёвку. Самое сложное после восхождения - спуск.
Это надо сделать быстро и безопасно. Силы откуда то брались, мы ломились… Опять пробки, гиды, перила…и холод. Шевелимся по-взрослому &61514! Первый раз я так сильно замёрз. Шёл и не чувствовал спины. Ветер такой сильный, что продувал даже рюкзак. Из последних сил, мы спускались с вершины, но как положено, в связке, держа строй. В два часа ночи вошли лагерь, перекусили и со сказочным удовольствием влезли в свои спальные мешки.
Засыпали улыбаясь. Чувства переполняли, тела отключались. Каждый думал о чём-то своём. Но мне кажется, наши палатки в этот момент светились особым светом &61514! Светом любви и радости жизни!

Спуск вниз я решил проделать без остановок. Пора было срываться из этого холодильника. Иван, напарник из Новосибирска, переночевал, в следующем лагере, а я шёл. Выйдя из третьего лагеря, понял, что прошёл метров сто, но лагеря не вижу, тропы нет. Вокруг белая мгла, градусов 5-7С мороза, тепло… Настроение вообще волшебное &61514! Ну раз ни кого не вижу и не слышу, значит надо отметить это место вешкой. То есть, с это момента я потерял тропу. Пройдя метров тридцать, понял, что первую вешку ещё видно, одел очки для работы в сумерках, лучше видно. Ставлю вторую. Мысли счастливо брели рядом. Было здорово, душа пела! Даже сфотал себя ещё одной резервной мыльницей. Посмотрел на себя и понял, что такая рожа бывает у тех, увлекается полярным альпинизмом &61514… Не долго думая двинулся вперёд, помечая свой путь. Идти было интересно. Казалось, что попал в другое измерение. Слушал пургу и плыл в белом пространстве. Светло. Иногда не совсем понятно было где верх, а где низ…, Потому-что небо белое, что его отражение от снега-белое &61514!.. Часа через два вешки у меня в санях закончились. И я ещё ни куда не пришёл, и не провалился. Можно поспать. Всё для этого есть. Но я же не планировал так бездумно проводить время! Значит надо вернуться назад, туда, где я потерял тропу. Через час вернулся… Теперь вешек в санях было много &61514! Ещё метров через двести нашёл слабые следы. Через минут двадцать услышал голоса. Вышел к людям. Вроде это были американцы?!...Они выкапывали свою закладку – продукты. Вокруг белая мгла, и не видно ни чего, даже метров на пятьдесят. Удивившись нашей встрече! Они мне подтвердили, что погода факовая. И у них есть мнение, что надо идти туда. После того как они мне не смогли точно, показать откуда пришли, я понял что уже и так спасибо ребятам! Дав круга, я обнаружил три тропы с одной стороны и одну с другой. Проверив, указал и поставил вешки в направлении откуда они пришли. Издав все комплименты, которые я вспомнил, попрощался и поспешил по их тропе, пока её не замело. Ещё через час вышел ко второму лагерю. Он стоял на границе плоской части ледника Кахилтна. На часах была полночь. Бодрствующих в лагере не увидел. Через час стало светлее. Ещё через час, подошёл к парням, готовившим еду. Вообще не парясь, спросил где тут флай ?!... И есть ли у них жидкость попить? На что они мне по-русски спросили, на каком языке, ещё мне удобно говорить &61514! Парни были с Одессы ! Это их первый день пути. Угостили меня странной жидкостью, как потом оказалось- бормотухой, которую они уже сочинили из местной газировки и дрожжей. Извинились за то, что она ещё не настоялась, но уже кончалась. Покормили меня макаронами с сардельками. Спасибо! Я оставил им наш крем-Спасатель, он им уже был нужен, несмотря на первый день…багровые шеи говорили сами за себя. оболтав с полчаса, я понял, что мне ещё топать и топать..
И пошёл дальше, по липкой тропе, то и дело, поправляя, уезжающие сани. Под горку, то они едут впереди тебя, если в горку то сзади, пока не начинают бить под колени. Тогда переставляешь их и дальше. По бесконечному снежному полю, которое охраняли вечные и молчаливые горы. Иногда они вздыхали лавинами. А я шёл, обходил трещины, раздевался, когда было жарко, и одевался когда приходил ветер. И вот последний подъём, затяжной такой…нудноватый. Я хотел его увидеть, искал глазами, и дождался! Он встречал меня – звёздно-полосатый на флагштоке! Гордый такой. Мы рады и он, и я! Двести метров до базового лагеря. Это аэродром... уже считай, что дома!

Вхожу важный такой, но базовый лагерь спит. Думаю сейчас подойду к штабной палатке менеджера аэродрома, и скажу, что я любимый пришел – просыпайтесь и записывайте меня в список улетающих, ближайшим рейсом, к людям, где можно напиться Колы! Однако, в 4ч утра рыжеволосая красотка-менеджер, из своей палатки в полный голос, с аккомпониментом на электрогитаре, выдавала шлягеры Элвиса, о несчастной любви… А на двери было понятно написано, до 9ч утра не будить, не стучать, не входить! Прослушав пару шедевров. Понял, девченку колбасит не по- детски. Сделав выводы, отошёл метров на пятьдесят, от певицы. Поставил палатку, заел быстрой лапшой и уснул, до девяти. Когда проснулся. Вокруг стоял человечий гомон, суета людская. Погода вполне лётная. Записался и ещё поспал. Палатка стояла в луже. Да и хрен с ней. Нашёл Ивана. А через полчаса, мы уже набирали высоту… И видели из иллюминатора гордую вершину, Денали, которая нас пустила, и одарила чем-то незабываемым…

Внизу остался гламурно-палаточный городок жизни. Можно было дожигать аккумуляторы фотиков и камер... ты возвращаешься !!! Это такое необъяснимое счастье... восторг,… когда с новой любящей силой, ты готов принять этот несовершенный, не идеальный и ужасный мир,...нежно и трепетно, восторгаясь каждой его мелочью. Летишь в его объятья, да и он тоже тебя ждёт, исскучавшись желанно. И так хочется ....упасть и прижаться к Земле, вдохнув запах зелёной травы..ловя себя на мысли, как же здорово жить!
Сначала, ты не веришь, что есть жизнь в горизонтальной плоскости..и хочешь прижаться к ней, затем…не веря ногам…осторожно и с опаской идёшь…убеждая себя, что ходить без «кошек» вполне безопасно, потом надо пить.. много… лучше Колы…она такая чертовски-ядовитая,..но так вставляет…! Когда напился…надо поесть…Яма Желудка, .. дорогое искушение..и опасно-долгое занятие….но надо так надо! Теперь ты на равнине…&61514 Гора тебя отпустила... и оставила для чего-то более важного в жизни. Быстро отметившись в авиакомпании. Мы ещё полчаса ищем в ангаре оставленные на хранение вещи. При чём того, кто их туда складывал, так и не находим. Нашли сами. С облегчением вываливаем огромный мешок с едой, побывавшей на горе, и оставляем его тут. Нам уже такая еда не лезет. Узнаём что, нам как клиентам авиакомпании, можно бесплатно пожить до отъезда из Талкитны, в хостеле. Нас даже отвозят туда, это метров двести &61514! Поселились. В такой двухэтажный сарай с нарами. Душ. Кухня. Народ в основном, америкосы. Открываю книгу отзывов. Нахожу двухгодичную запись украинцев. Смысл такой. Как хорошо, что русские, продали Аляксу американцам, а то бы и тут свалку устроили и загубили всё живое.
И стали мы висеть в бесплатном хостеле. До отлёта домой нам оставалось ещё недели две. Тут дешевле. Но скоро надоело. С утра и весь день в каждой кафешке,…их на центральной улице штук десять - кантри певцы. Вечером в единственном клубе, рок-группы, каждый день новые. По ощущениям, пионерский лагерь, нет агрессивных людей и всё! Даже вечером в клубе, где все кривые, «как турецкие сабли». Сюда ни кто не пришёл подраться !!! Люди улыбаются и радуются! Не страшно отправить сюда своих детей. От чего у нас все такие озлобленные?!
Вобщем, на четвёртый день, мы решили вернуться к нашей колбасе в холодильнике, и поехали в Энкридж, как домой. Нам были рады! Ни кто не верил что мы вместо трех недель принятых там, сходили на гору за неделю. Колбаса и мясо были целы и аппетитны! Начиналась новая часть жизни. С целью экономии, мы совместно с нашими новыми друзьями, решили взять на прокат минивэн, и поборонить по Аляске с недельку. При таком раскладе за проживание платить не надо,..только за авто. Могу сказать что новенький Шевроле, на нас шестерых, обходился нам по 190$ в день. И покатили мы на юго-восток, до Сиаворда, Кенай фьёрдз,.. по карте вобщем..миль на сто пятьдесят.
Покатались на корабле, посмотрели: китов, касаток, моржей, и множество всяких других зверей и птиц!

Видели незабываемое зрелище - ледник стекающий в океан и слышали могучее дыхание стихии!!!

Пожили в лесу… рядом с медведями, лосями. Ловили в могучей реке Русский Кенай, красную рыбу на спиннинг. От стоянки до реки нам было метров триста. Обычно это происходило в окружении нескольких зайцев, которые подпускали метра на два. На тропе табличка,.. если вы увидели медведя, надо сразу прекратить рыбалку!

Ни больше, ни меньше. Еще в магазине продавался баллончик со сжатым воздухом, и к нему приделан свисток, для отпугивания этих самых медведей. Свистеть в свисток, надувая щёки, по-видимому, в этих местах, не комильфо &61514! Чучела медведей-гризли, которые мы видели, в городе, достигают 4 метров в высоту! Во время рыбалки видели метров за пятьсот, крупного мишку, на другом берегу.. рыбалку не прекратили!
Для активного туризма на Аляске есть всё! Нетронутая природа этих мест, и продуманный сервис. Вот вроде ни кто, ни чего не навязывает как у нас, и можно бесконечно жить в трейлере, где захочешь.. Есть огромное количество парковок, где подъехав, подключаешься к воде, канализации, электричеству и гуляешь по окрестностям. Летом здесь Мекка туристов, которые велосипедят, сплавляются, летают, ходят на яхтах, и лодках, по горам, озерам и рекам. Вся снараяга есть в т.ч. на прокат.

Ещё вызвал восторг оружейный магазин &61514! Захожу. Здороваюсь. Спрашиваю можно ли посмотреть? Велком! Каклаш разобрать-собрать можно?! Ноу проблем!.. Приятно, даже не сказать культурно, как приятно! Справляюсь быстро &61514! Спрашивают русский ли я?! Прошу разрешения разобрать ППШ,.. стоит около 450$. Извиняются, мол есть сомнения, что потом вместе, собрать сможем..:)!? Я честно сказать, ППШ, первый раз в руках держал. Ещё был Дегтярёв, … слюнки текли..500 всего &61514! Кто знает, вдруг сосед войну объявит &61514!? Подствольники тоже, недорого! Есть СВД, около тысячи стоит. Что касается, М-16, помповиков, либо снайпеских витовок, из местного.. этого полно, но особо не интересовался. Ну и штук сто различного вида пистолетов. Зачем столько &61514, если есть Маузер, за триста, с кабурой?! Мины тоже в ассотименте.. Гранаты ящиками. Крупнокалиберные винтовки. Тульская трёхлинейка, 1908г., новенькая, 219$! Калаши АК, 47,74, ..венгерские, румынские, китайские и русские..примерно 400. Спрашиваю, можно ли купить? Отвечают – хоть всё! Да и не нужны там ни какие разрешения… 21год есть, и достаточно водительского удостоверения. Тоже самое, с ночными заведениями..только с 21 года! Дети должны спать!

Не так уж и дорого жить на Аляске. Набор продуктов( в т.ч.2 кг мяса), для изготовления 8л. борща, стоил около 40$. Когда закупаешься в супермаркете на сумму более 50$, можно попросить дисконтную карту. Мне сразу дали карту со скидкой 11,…оказывается она много в каких ещё магазинах действовала. Однажды, встретил наших бродяг(это не спортсмены)..что они делали в Энкридже?! Но за разговором зашли в алкогольный магазин,…при покупке пива, я протянул свою карточку..и кто бы мог подумать, сделали скидку &61514!
Если говорить о быстром питании в пицериях, буритосах, фраенчикетах, то при самом скромном раскладе попадаёшь баксов на десять. Голод утоляется не на долго. Студенты, за пару дней на подножных грамбургерах, задаются вопросом, а где же поесть..!?.. Желудок требует питания знакомой пищей.
Вот именнго тогда, когда оставалось ещё неделя до самолёта, а в кармане сотка, я и попытался устроить кормление родной пищей, нуждающихся… Конечо это была проба пера, но … кормил, было дело &61514! Можно и сейчас, зайти в Джейсон-хостел и сказать, что вам порекомендовал сюда обратиться «Андрей-русский борщ».
Т.к. мы жили долго, в Энкридже, то от скуки постоянно ходили в самые его дальние концы, занимаясь типа, шопингом. Например, магазин электроники, где были в т.ч. Айпады и Айподы, по дешевой цене, в семи километрах. На тачке я попробовал, съездить за зарядкой для Айфона,…зарядное устройство 11$, такси 35$:(. Больше я не пользовался такси.
И за неделю до отъезда я совершенно случайно, познакомился с продавцом магазина, замечательным человеком – Ларисой Ниссен . Она с Украины. Владеет английским и испанским. Сейчас осваивает профессию риэлтора. Очень упорна и не останавливается на достигнутом. В Америке давно. В Энкридже не долго. Её муж, американец - пилот небольшого самолёта, имеющий лицензию на работу с правительством. И в тот момент….она как раз была озадачена покупкой дома для своей семьи, в связи с переводом на новую работу её супруга. Мы, как можно сказать, родные люди, приняли в этом участие, и несколько раз ездили смотреть варианты домов. Дома… Это фанерные коттеджи, которые стоят огромные деньги в нашем понимании. Но ..и купить это не купить, это договор ипотеки в 99 случаях из 100, где сторона банк, а продавец…как правило, должник банка, который остался без работы и вынужден принимать новые условия. Ему пять лет нельзя брать кредиты. Ставка 3 годовых, можно и так… Лариса, познакомила нас со своими коллегами, очень много рассказала об особенностях жизни на Аляске. Но самое главное, что ни кто не мог подумать, она пригласила нас на скалодром &61514! Оказывается и там есть жизнь! Скалодром чудный и по-домашнему уютный. Я успел сводить туда студентов пару раз. Разовое посещение стоит 20-15$. После объяснений, кто я и откуда, да ещё и был на горе, денег с меня не брали. Местные фанерные скалолазы, естественно на Денали не были и не собираются туда ни когда, лишь морщась говорили, что там очень холодно…
Гостить там здорово! Аляска, это сказка, где живёт Счастье &61514! Счастье ездит на собачьих упряжках из голубоглазых хасок, а охраняют его суровые белоснежные горы!
И возвращаясь на Родину, привозишь немного Счастья с Аляски, которое живет в тебе и говорит, что надо быть добрее и мудрее к тем, кто рядом &61514!
Слов из песни, как говориться, не выбросишь. Еду из порта домой, и таксист заводит речь об охоте, как достойном мужском занятии.. И что-то меня такая злоба одолела! В агрессивной форме, я объяснил ему, что он урод, и не какой не охотник, потому как даже с зайца шкурку снять наверняка не сможет, а убивает ради забавы. И порекомендовал ему съездить на Аляску, где звери не боятся людей и живут рядом, и что может после этого, у него пропадёт желание убивать такую красоту..

По делу.

• 24.05.2011г. из Талкитны прилетаем на 2200м АВС camp.
  • 25.05.2011г. идём до 2900м лагерь «Верхний ледник Кахилтна»
  • 26.05.2011г. идём до 3350м лагерь Eleven, оставляем снегоступы.
  • 27-28.05.2011г. переход через знаменитый Windy Corner, считающийся ключом нижней части маршрута в лагерь Рейнджеров (Jenet Basin) 4330м и оставляем там сани.
  • 29.05.2011г. идём до Штурмового лагеря 5240 м.
  • 30.05.2011г. в 14ч выходим на штурм вершины. В 19ч по местному на вершине!
  • 31.05.2011г. 02ч легли спать в лагере 5240м.
  • 1.06.2011г. в 04ч вернулся в АВС camp., в полдень в Талкитне.
  • Спасибо Солнышку, которое нас согревало!
    Спасибо тем, кто нас ждал!
    И спасибо Горе, за то, что пустила нас!
    Большой респект и уважуха, тем, кто были со мной на этом восхождении:
    Букашкину Денису
    Килькинову Сергею
    Шувалову Игорю
    Курчакову Вячеславу
    Яровому Ивану
    Особая благодарность тем, кто помог мне осуществить мои планы: Савенкову Андрей, Юдицкому Андрею и Батирову Равшану.
    Большое спасибо, Татьяне Белкиной, за уроки английского!
    И всем нам, за прекрасные фотографии!

PS. Лучшая карта Анкориджа есть тут
    Продукты и вещи закупать можно на A st в районе W31Ave, слева еще большой магазин Mall. Магазин снаряжения, самый большой REY на бульваре Северного сияния.

…Стоял холодный, туманный день октября 1867 г., когда произошла окончательная передача дел в Новоархангельске: вскоре он перестанет быть русским Архангельском, став американским городом Ситха. В гавани три американских судна ответили на салют орудий на КаслХилл, в то время как морские пехотинцы Соединенных Штатов вытянулись по стойке смирно возле Замка Баранова. Высоко над головами бело-голубой Андреевский флаг начал медленно скользить вниз по флагштоку. Уже почти в самом низу он запутался в фалах, и морскому пехотинцу пришлось быстро взбираться вверх и отстегнуть его. Еще на один миг флаг взвился над самой дальней заставой России, прежде чем его усмирили и швырнули людям внизу. Куколд в месте с другом, домашнее порно из России. Смотрим тут: http://zagruzi.tv/ . Все cuckold видео в формате mp4 можно скачать на телефон. Флаг упал в руки красавицы княгини Максютовой, жены губернатора, и она тихо рыдала, комкая спущенное полотнище и глядя, как медленно поднимается вверх звездно-полосатый флаг. Из гавани донесся гром еще одного залпа салютующих судов, он снова и снова прокатывался эхом по островкам и протокам, пока не замер вдали над ширью Тихого океана….

Федерация альпинизма Новосибирской области.
    Ивлиев Андрей
    Новосибирск-Анкоридж 2011г.
    До новых вершин!

Поздравляю

Поздравляю Вас, коллега и земляк! В 2010-м мы вроде тоже встречали на склонах горы группу из Томска-Новосибирска. Маленькое уточнение: магазин, о котором Вы упомянули, называется REI. Ещё там неплохой маленький магазинчик чисто альпинистский это Alaska Mountaineering & Hiking. В Интернете легко найти их сайт. Насчет сала - есть в Анкоридже небольшой магазинчик выходцев с Украины, там мы сало покупали, местные русскоязычные подскажут где он находится. Наше сало на таможне естественно забрали, хотя оно было нами закатано в металлические консервные банки, но не догадались мы какие-нибудь на них "левые" наклейки наклеить, тогда бы пропустили вероятно. Гречку в заводской (именно заводской) упаковке можно довезти без проблем. P.S. Борису Прохорову. Если уж говорить про "альпинистскую составляющую" серьезно, то нужно тогда агитировать за Cassin Ridge. Вот это действительно красиво.

Альминистская составляющая

Да, согласен, "Кассин" конечно же лучше. Но не всем он по силам (многие ведь едут на Мак-Кинли просто подешевле и без особых хлопот поставить галочку в своём восходительском списке, не заморачиваясь на сложности маршрута). Но я к тому, что Вест-Риб не намного сложнее классики. И для тех кто не силён в альпинизме можно безболезненно заменить класику на Вест-Риб (по-моему 4А или 4Б - мне было по-фиг). Но панорамы с него (Вест-Риба) действительно замечательные. Мы, к примеру, как только вышли из кулуара, так и до самой вершины (ещё несколько дней) находились выше облаков и весь Аляскинский хребет под нами! Зрелище просто оргазмическое. Может просто повезло с погодой. К тому же на Вест-Рибе нет караванов "чайников". Нет этого ощущения, как на Килиманджаро, что ты идёшь в составе первомайской демонстрации. Поэтому если вы идёте своей командой, то есть шанс у рейнджеров выбрать именно этот маршрут и идти самостоятельно, без ихнего гида (но это если вы все впервые на Мак-Кинли). По крайней мере так было в 2008 году. Alaska Mountaineering & Hiking - лучше Рея. Находится практически напротив. Всё-таки большую часть снаряги мы купили именно здесь. К примеру ледоруб стоил 100 баксов . В 2008 году - 2500 рублей.

Вспомнить Всё!

В 2008 году мне довелось в составе магнитогорско-златоустовско-челябинской команды побывать на Денали-Мак Кинли и также проехать на арендованном авто (форд-экспедишн) 2000 миль по Аляске. Впечатления от этого путешествия очень и очень схожие с Андреем Иевлевым. Для меня это был просто шок. От которого я отходил несколько лет. Не смог найти в себе силы описать это путешествие. Просто не смог выразить словами. Путешествие для меня разделилось на две половины. 1) Восхождение. 2) Аляска как таковая. И о первом и о втором можно лишь сказать ооооооооооооооооо!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Мы также ночевали в хостеле у камбоджийца Джейсона. Отоваривались снарягой в Рее, пили пиво под"кантри" в Талкитне. Но судя по этому рассказу и рассказам, помещённым на этом сайте, все почему-то идут на вершину по маршруту Вест-Батрес. Ребята! Мы шли по Вест-Рибу (а спускались почти по Вест-Батресу). Это небо и земля! Вест-Риб по красоте открывающихся пейзажей гораздо гораздо гораздо лучше. Плюс альпинистская составляющая. Почему российские восходители не ходят Вест-Рибом? Также согласен со мнением что не так уж и плохо, что ныне Аляска - не россиянская территория. Просто было бы жалко эту страну. На авто (у нас аренда почти нового стоила 200 баксов) нам удалось съездить в староверческие деревни Нинильчик и Николаевск на полуострове Кенай. Я очень рад за Андрея Иевлева, что у него хватило денег, времени и желания непросто тупо сходить на вершину и поставить где-то там себе галочку, но и попутешествовать по Аляске. После своего путешествия я даже не представляю как можно лишать себя столь многого - просто сходить на вершину и не посмотреть на страну. Спасибо автору за статью и родственность душ. Все кому интересны фото с нашего вояжа - http://vk.com/album13527586_164131459

Бегу делать визу в США :)

Если не обращать внимание на грамматику, то рассказ - отличный! Прочла с большим удовольствем, и теперь не терпится освоить Денали. "И везде счастливые люди, их делает такими трудный путь…" - фраза достойная мудреца :)

Отличное путешествие, прекрасный рассказчик!