Экспедиции >

Автор: Михаил Дэви, Екатеринбург

Экспедиция на Форталезу. Травма Сергея Дашкевича, вынужденный перерыв

Мы с Аркадием в Пуэрто Наталесе, собирались сегодня утром ехать в Пунта Аренас к Дашкевичу, но на весь сегодняшний день нет билетов, да и вроде контакт между страховой компанией и госпиталем, наконец, состоялся, так что поедем завтра первым автобусом.
Ярунов пока остался в японском лагере, ждет солнца, чтобы высушить палатки и также будет выбираться в Наталес.

Пока выдалась полудневная пауза в непрерывных перемещениях последних недель, можно написать поподробнее о последних новостях нашей экспедиции.

Еще перед выездом в нац.парк у нас в Наталесе состоялась встреча с известным экспертом по Патагонии Стивом Шнайдером, проведшим там 19 сезонов и только что в свои 52 года, сходившим вместе с со своей женой - ровесницей, все три башни Пайне.
Он выразил сомнение в правильности нашего решения идти по восточной стене Серро Форталеза, так как эта стена, по его мнению, крайне камнеопасна.
Это подтвердилось при первом нашем разведочном выходе, весь снег под стеной был усеян черными камнями, сброшенными в верхнего разрушенного пояса тающим снегом. Подход под стену также в этом году был крайне неприятен - ледопад под стеной обнажился от снега и от него постоянно откалывались куски льда, с шумом катившиеся до низу.

Чуть правее Серро Форталеза стоит вторая стена, практически такой же протяженности и даже более крутая - Восточная стена Серро Эскудо.
Подход под нее гораздо безопаснее, и сама стена также гораздо меньше пробивается сверху, хотя и под ней было достаточно много свежих камней, но больше состоявших из гранитов, оторвавшихся от самой стены, а не метаморфических сланцев, упавших с "крыши".

Серро Форталеза (слева) и Серро Эскудо,

Профиль нашей стены

Мы с Аркадием вернулись в Наталес, собрали информацию о маршрутах, пройденных на этой стене. Таковых оказалось четыре (два их которых не закончены), и все они были в правой половине стены.
В левой части оставалось достаточно много места для нового маршрута, правда, рельеф был крайне скуден.

Вернувшись в наш базовый лагерь на Японских ночевках, мы все вместе выдвинулсь под стену, просмотрели возможные варианты маршрута, и я даже прошел одну веревку по очевидной трещине, выводящей на первую полку, пересекающую всю стену.
Лазание оказалось довольно сложным, несмотря на то, что нижние веревки нашего маршрута довольно пологие.

Перед вертикальной частью стены

Тоже Эскудо (надо бы записать их в спонсоры) :-)

После двухдневного снежного шторма мы вернулись под стену и в течение следующих четырех дней прошли 14 веревок, из которых 5-6 были экстремально сложными - филигранное ИТО по совершенно вертикальной стене по монолитным плитам с минимальным рельефом.
Для прохождения приходилось использовать все средства - якорные крючья, топорики, рельефные и дырочные скай-хуки, микрофренды.

И вот, когда ключевая часть маршрута была успешно пройдена, и мы вышли в разлом с богатым рельефом, произошел досадный срыв Сереги - вылетела фифа, в момент перестановки ниже стоящего френда.
Остальные точки сработали как надо, и падение было небольшим - не более 4-5 метров, но при падении Серега пришелся ногой на острый откол, что и привело к серьезному повреждению голеностопа - перелом с вывихом сустава.

Рельеф на ключевых веревках маршрута

На леднике в ожидании вертолета (все с тем же "спонсором") :-)

Сразу же были сделаны все необходимые мероприятия - сустав зафиксировали, ввели обезболивающие средства, начаты переговоры о возможности эвакуации Сереги вертолетом из под стены и начата подготовка к спуску - провешены все имеющиеся у нас веревки прямо вниз.
Переночевали на планируемом месте и с утра в течение двух-трех часов мы спустились на ледник.

Платформу и баул с продуктами для ускорения спуска пришлось скинуть вниз, но они благополучно приземлились на леднике, почти не задев стену и серьезно не повредившись.

На леднике уже узнали о непонятках между страховой и вертолетной компанией, но благодаря помощи друзей в России и Чили, и даже подключившегося к решению этой проблемы Роландо Гариботти, вертолет прилетел вовремя и успешно эвакуировал Серегу прямо в Пуэрто Наталес, где ему сделали рентген, наложили временную шину и отправили уже на скорой в Пунто Аренас.

Так как первоначально нам сказали, что вертолет возьмет только Сергея, а уже по прилету потребовали и меня, как руководителя экспедиции, чтобы я подписал в Наталесе гарантийное письмо об оплате рейса, я оказался в Наталесе без документов, с одним сотовым без зарядки на двоих с Серегой и в чем был на леднике - в термобелье и горных ботинках.

Но полет того стоил - погода в тот день была на редкость хорошая - ясная и безветренная и пилот пролетел по всем достопримечательностям Торрес дель Пайне и даже пролетел через расщелину между Центральным и Северным Куэрносом, как он сказал, возможно, мы первые люди, кому это удалось.

Вид сверху на первый лагерь на стене

Ну и настоящие спонсоры

Сопроводив Серегу до госпиталя и убедившись, что страховая компания в курсе и в контакте с врачами, после отправки Сереги в Аренас, мне пришлось вернуться в за документами и вещами в наш базовый лагерь и уже там мы узнали, что теперь уже непонятки между страховой и госпиталем в Аренасе.
Погода к этому времени испортилась, и нам пришлось бежать с Аркадием под дождем, чтобы успеть на вечерний автобус в Наталес, по дороге связываясь со страховой, Серегой, друзьями в России.

Сегодня в Аренас уехать не получилось - все билеты на автобусы оказались проданы, правда, утром нас заверили, что все бумаги в порядке, и сегодня Серегу прооперируют, но все равно завтра с первым автобусом мы выезжаем в Аренас, чтобы быть рядом на случай других неожиданностей.