Руководитель: В.Сапрыкин, Ульяновск

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

18 августа. 12 день активной части маршрута.

Пер. Мукал-Мкяра Южный (2Б, 3800, первопрохождение), пер. Мкярский перемёт (2Б, 3600)

ходовых часов 9-30,

км 6.

Набор высоты 590 м,

сброс высоты 859 м.

Выход в 6-00 не завтракая, с небольшим перекусом. Погода ясная. Температура - 5 град.С. Спуск с пер. Российских офицеров в связках, в кошках. Сначала двигались вниз, прошли верхний бергшрунд и ниже ещё трещину, потом траверсом вправо вниз, чтобы обойти широкие трещины и нижний бергшрунд. Крутизна до 40 град.. Чистый лёд. Одновременная, в районе широких трещин и бергшрундов попеременная страховка. Фото №91, 92.

Фото № 91. Вид с пер. Российских офицеров на л. Мукал

Фото № 92. Спуск с пер. Российских офицеров

От широких трещин мы ушли влево на более пологую часть ледника. Прошли зону нешироких трещин и далее пологий, до 20-25 град. спуск к левому борту ущелья, к нижней части бергшрунда под перевальным взлётом нашего следующего перевала. Фото №92.

Фото № 93. Спуск с пер. Российских офицеров

Изучаем варианты подъёма и принимаем решение: подниматься под правыми по ходу скалами. Фото №94. Там можно пройти нижний бергшрунд, он более узкий, и выше него ледник покрыт небольшим слоем снега и под склоном имеются вмерзшие в лёд камни. Отвесные скалы защитят от возможного падения камней сверху. В середине же перевального взлёта чистый лёд и с левого по ходу склона камнепадоопасно.

Фото № 94. Обход бергшрунда под перевальным взлётом пер. Мукал–Мкяра Южный

Весь подъём проходим в связках на передних зубьях кошек с попеременной страховкой, с использованием торчащих изо льда больших камней, как опоры. Крутизна 35-40 град. местами до 45-50 град.. Местами рубим ступени. Фото № 95, 96.

Фото № 95. Нижняя часть подъёма на пер. Мукал–Мкяра Южный

Фото № 96. Подъём на пер. Мукал–Мкяра Южный

Кулуар сужался до поворота вправо, это около 150-200 м и далее около 100 м представлял собой узкую полоску льда 2-3 м зажатую скалами и выходил на скальную стенку 40 м до 60 град.. Скалы не трудные. Попеременная страховка. Фото № 97, 98.

Фото № 97. Заключительная часть подъёма на пер. Мукал–Мкяра Южный

Фото № 98. Кулуар подъёма на пер. Мукал–Мкяра Южный с седловины.

В 8-45 мы вышли на пер. Мукал Мкяра Южный, так позже мы его назвали. Фото №99. Высота 3800. Ранее, сколько раз я смотрел на его взлёты. Наконец, то свершилось. Две скальных узких седловинки с крупными камнями. Мы вышли не северную. От южной седловины почти сразу начинается красивая стена вершины. На Эльбрусе белый гриб, облака сгущаются, но видимость пока хорошая. Сложили турик, оставили свою записку.

Фото № 99. Группа на пер. Мукал–Мкяра Южный

Лёд на северном взлёте перевала начинается сразу от седловины. Просматриваются 2 варианта спуска: слева - по скальной ребру (нунатаку), разделяющему по вертикали ледовый взлёт на две части или справа по ходу по леднику и выход на скалы, снова по леднику, а ниже по осыпному склону и на более пологую часть ледника. Там пути с нашего перевала и пер. Мукал-Мкяра (1Б) соединятся. Слева ребро практически опускается до бергшрунда, но он там огромный. Фото № 100.

Фото № 100. Спуск с пер. Мукал–Мкяра Южный

Спуск начали в 10-00. Около 10 м спустились с седловины по пологому участку ледника. Далее 4 верёвки по 40 м по леднику до 50 град.. На первый спуск связали 2 верёвки по 40 м. Фото №101. Сброс с помощью ледобура-сбрасывателя.

Фото № 101. Первые две верёвка на спуск с пер. Мукал-Мкяра Южный

Выход на скальный выступ. И снова 2 верёвки по 40 м закрепляем на скалах на локальной петле с помощью самосбрасывателя. Фото № 102.

Фото № 102. Третья и четвёртая верёвки на спуск с пер. Мукал-Мкяра Южный

Выход на правобережную морену ледника Мкяра Восточный, через которую проходит спуск с перевала Мукал-Мкяра. Фото №103.

Фото № 103. Вид на пер. Мкярский перемёт с пер. Мукал-Мкяра Южный

В 11-00 на морене организовываем обед. Погода пасмурная. Временами дождь. Температура + 5 град.С.

В 12-30 продолжаем движение в направлении перевала Мкярский перемёт. Спускаемся в связках с одновременной страховкой по открытой части ледника Мкяра Восточный. Фото № 103. В нижней части проходим зону трещин и выходим на снежник под ветвью ледника, ведущего на перевал Ирины Молотиловой. Далее подъём по открытому леднику, крутизной до 40 град.. Много трещин. Движение в связках с одновременной страховкой. Режим движения 30-10. Большую часть пути видимости нет. Фото №104.

Фото № 104. На леднике Мкяра Вост.

Выйдя на пологую ступень ледника, траверсируем вправо с обходом выше нунатака. Фото №105. Широкие трещины проходим с попеременной страховкой.

Фото № 105. Выход на пер. Мкярский перемёт

Через 300 метров траверса выходим на каменистую седловину перевала Мкярский перемёт. В 14-00 группа не перевале. Фото №106. Тур в центре на большом камне. Сняли записку группы из г. Макеевка (Украина) от 05 августа 2010 года под руководством Рыбальченко А.Н. Погода пасмурная, временами снег.

Фото № 106. Группа на пер. Мукал-Мкяра Южный

Спуск с Мкярского перемёта начинаем с попеременной страховкой сначала по ледовому 15-25 град. склону 20 м к скалам вправо по ходу. Фото №107.

Фото № 107. Начало спуска с пер. Мкярский перемёт

Далее по скалам крутизной до 70 град. тоже с попеременной страховкой. Внизу скалы разветвлялись веером. Мы всё время уходили по левым по ходу ветвям, так как там внизу было минимальное расстояние от скал до бергшрунда. Фото № 108.

Фото № 108. Спуск по скалам с пер. Мкярский перемёт

От самой левой нижней части скал до бергшрунда 35-40 м до 45 град.. Фото №109. Открытый лёд, перила. 8-и метровый вертикальный спуск на дно бергшрунда, забитое снегом, и по наклонной полке выход на его нижний край. Фото №110, 111.

Фото № 109. Первая верёвка спуска с пер. Мкярский перемёт

Фото № 110. Спуск с пер. Мкярский перемёт

Фото № 111. Спуск в бергшрунд

Далее 40 м по льду со снегом до 35 град.. Перила. Фото № 112. Ниже снег и безопасно.

Фото № 112. Вторая верёвка спуска с пер. Мкярский перемёт.

Ледник Мкяра Западный здесь уже пологий, трещины не широкие. Фото Время 16-15. Облака, туман, видимость 5-10 м. В секундных прояснениях определяли дальнейший путь движения. Фото №113.

Фото № 113. На леднике Мкяра Зап.

С ледника подъём по широкому кулуару, средние камни, на отрог и выход в замыкающий цирк под перевалом Мкяра-Субаши. Фото №114. Ровное место, как небольшоё плато, мелкая щебёнка, песок, ручеёк, местами разрушенные остатки скал, снежники. Далее в направлении нашего движения виден небольшой осыпной взлёт до 40 град.. Облака.

Фото № 114. Подъём от ледника Икяра Зап. к пер. Мкяра-Субаши

В 17-00 встали на бивак. Высота 3550 м. Температура + 5 град.С. Вид на пройдённый перевал Мкярский перемёт. Фото №115. И Мукал-Мкяра Ложный.

Фото № 115. Вид на пер. Мкярский перемёт со стороны ледника Мкяра Зап.

19 августа. 13 день активной части маршрута.

Пер. Мкяра-Субаши (1Б, 3644), пер. Исламсу (1Б, 3468),

пер. Дождливый (1Б, 3500, первопрохождение)

ходовых часов 8-30,

км 9,0.

Набор высоты 817 м.

сброс высоты 1123 м.

Выход в 8-00. Всю ночь шёл дождь и дул сильный ветер. Погода пасмурная, временами дождь, крупа. Температура +3 град.С.

Подъём на перевал Мкяра-Субаши по слежавшемуся осыпному склону 200 метров крутизной до 30 град.. Фото №116, 117.

Фото № 116. Подъём на пер. Мкяра-Субаши

Фото № 117. Подъём на пер. Мкяра-Субаши

Группа поднялась на перевал в 8-20. Фото № 118. Седловина широкая, мелкоосыпная. Тур на седловине севернее, ближе к вершине 3733. Сняли записку группы из ТК «Вестра» , г. Москва от 01 августа 2012 под руководством Ярлыковой Н.Р.

Фото № 118. Группа на пер. Мкяра-Субаши

На седловине нас застал дождь с грозой. Гром, молнии, холодный ветер. Спуск в долину р. Субаши по мелкой и средней осыпи, крутизной до 45 град. 400 м. Фото №119. Ведём наблюдение за падением камней. Выход на ледник Субаши в его нижней части в 9-40. Ледник открытый, покрыт моренным конгломератом. Временами снег. Около получаса находились в самом центре грозы. Темно.

Фото № 119. Спуск с пер. Мкяра-Субаши

Далее путь в направлении пер. Исламсу. К р. Субаши спустились по травянистым склонам до 30 град.. Фото №120. Реку переходим по камням.

Фото № 120. Спуск к р. Субаши и подъём на пер. Исламсу

Далее начинаем подъём на перевал Исламсу. Движение траверсом травянисто осыпных склонов, крутизной 20-45 град.. Режим движения 30-10. Идти, в общем, не сложно. Заболоченные участки, много ручьёв. Погода постоянно меняется, то облака, то солнце. Ловим секунды прояснений для ориентировки. Три перехода подходим под взлёт гребня. Участки крупных мокрых камней, покрытых мхом. Скользко. Нас опять полностью накрывает облако. Иногда друг друга не видим. Идёт дождь. Все мокрые.

Выход на перевал по средним камням, ориентируясь по GPS. Группа на перевале в 12-00. Фото №121. Седловина не широкая, мелкоосыпная. Видимость не более 50 м. Дождь. Температура +5 град.С. Тур в центре. Сняли записку группы из г. Сумы (Украина) от 28 июля 2012 года под руководством Андросовой В.И.

Фото № 121. Группа на пер. Исламсу

Спуск в долину р. Исламчат по осыпному склону, крутизной до 50 град.. Мелкие и средние камни, выходы скал. Фото № 122. Через 400 м поворачиваем левее по ходу движения и выходим на средние и крупные камни и на ледник. Подойдя к ручью из-под в. Балыкбаши в 12-50 останавливаемся на обед. Дождь не прекращается.

Фото № 122. Спуск с пер. Исламсу

В 14-20 продолжаем движение к зелёному отрогу от в. Балыкбаши, который траверсируем с небольшим спуском. Подъём в замыкающий цирк. Мелкая и средняя осыпь. Идти не трудно.

Видим: впереди северный отрог от в. Балыкбаши имеет два понижения: левее - выше и дальше, правее пониже и ближе. Оба выводят в долину р. Каракаясу. Характер подъёма на эти седловины одинаков: мелкая и средняя осыпь до 45 град.. С учётом нашего состояния принимаем решение: подниматься на ближнюю правую седловину.

Подъём образован 2-мя одинаковыми по высоте уступами по 200-300 м каждый: нижний травянистый с участками средних камней верхний осыпной - мелкие и средние камни. Оба крутизной до 45 град.. Фото №123.

Фото № 123. Подъём к пер. Дождливый

Между уступами большая ровная площадка. Есть вода. Удобное место для бивака. Острая дискуссия: ставить бивак, или нет. Состояние на пределе. Время 15-20. Нет, нужно уходить вниз и ещё вниз, к теплу, а значит через седловину.

На перевал группа поднялась в 16-20. Сильный ветер. Седловина узкая, осыпная. Фото №124. Сложили тур. Оставили записку. Перевал назвали Дождливый. Оценили, как 1Б. А дождь не прекращается. В прояснениях видим долину р. Малка.

Фото № 124. Седловина пер. Дождливый

Спуск начинаем в 17-00. Осыпной конгломерат до 45 град. около 400 м. Фото №125, 126. Проходим 2 не чётко выраженных уступа. Острые камни. Бедные ботинки! Выбираем мелкие участки осыпи.

Фото № 125. Седловина пер. Дождливый

Фото № 126. Спуск с пер. Дождливый

Выход на травянистый склон и к ручью. Высота 3150 м. В 18-00 останавливаемся на бивак. Дождь, крупа. Температура +5 град.С. Промокли насквозь. Пришлось переодевать всю одежду и какое-то время отогреваться в палатке. Ужин готовили в тамбуре.

20 августа. 14 день активной части маршрута.

Долина реки Каракаясу, долина реки Кызылкол, мин. ист. Джылысу (КБР)

ходовых часов 3-00,

км 9,2.

Набор высоты 0 м,

сброс высоты 530 м.

Встали позже. Температура +5 град.. Утром было ясно, но через час опять небо затянулось облаками. Наш вчера пройденный перевал засыпало снегом свежий снег и на хребте Ташлысырт и на перевалах Балкбаши, Бурунташ и Нартджол: они абсолютно белые.

1,5 часа без дождя, иногда немного проясняется. В 9-30 выход. Идём по направлению на Серебряный источник, к базе МЧС. Травянистые склоны, местами тропы, осыпи. Вид на минеральные источники Джылысу (КБР), хребет Ташлысырт и заснеженный после непогоды перевал Балкбаши. Фото № 127. Режим движения 30-10. Идти не сложно. За один переход подошли к реке Каракаясу. Начался дождь. Долго искали место перехода. Перешли по камням. Дальнейшее движение по травянистым и осыпным склонам, холмам под непрекращающимся дождём.

Фото № 127. путь в направлении дол. р. Кызылкол

Правый приток реки Кызылкол пересекли также по камням в месте, куда нас привела тропа. Фото № 128.

Фото № 128. Переправа через правый приток р. Кызылкол

Далее пресекаем ровное травянистое поле. Фото №129.

Фото № 129. Путь к Серебряному источнику

В 12-30 спустились к базе МЧС в долине реки Кызылкол. Фото №130. Места платные. 150 рублей за палатку за ночь. Погода пасмурная, мелкий дождь, температура +15 град.С. Мы мокрые до нитки, сушить вещи не получается. Бесплатно поставили лагерь в 200 м ниже Серебряного источника на травянистой поляне, с трёх сторон защищённой от ветра скалами. Высота 2620 м.

Фото № 130. База МЧС в долине р. Кызылкол

После обеда сходили до лагеря «двойки», стоявшего по другую сторону реки Кызылкол. Спустились до минеральных источников, посмотрели водопад Султан, попили нарзан, позвонили домой.

Вечером снова облака, дождь. Температура +10 град.С. Сегодня 14 день, а вершину Эльбруса из-за непогоды было видно только один раз.

21 августа. 15 день активной части маршрута.

Пер. Бурунташ (н/к, 3086)

ходовых часов 3-20 + 4-00 (заброска),

км 10,9 + 7,5 м (заброска),

Набор высоты 466 м + 605 м (заброска),

сброс высоты 605 м (заброска),

Два солнечных часа с утра посвятили просушке вещей. На зелёных хребтах всё белым бело: выпало много снега. Эльбрус открыт.

В 10-00 выход в направлении перевала Бурунташ. Погода ясная. Температура +15 град.С. Переправились через правый приток реки Кызылкол выше базы МЧС по большим камням. Далее путь по дороге, проложенной когда-то геологами. Фото № 131. Дорога полого поднимается по плато урочища Ирахиссырт. Фото №132. Режим движения 30-10.

Фото № 131. Выход на плато Ирахиксырт

Фото № 132. Пер. Бурунташ и путь за заброской с плато Ирахиксыкт

Выше открывается замечательный вид на окружающие хребты. Фото № 133. Сегодня он предстал перед нами целиком, в обновлённом белоснежном одеянии.

Фото № 133. Вид на пер. Дождливый с плато Ирахиксырт

Ближе к хребту дорога, превратившаяся в тропу, начинает спуск к реке Кызылкол и приводит к месту возможной переправы. Переход через реку по камням, достаточно сложный. От реки подъём по тропе по травянистым и осыпным склонам, крутизной до 30 град. около 300 м. К 13-20 серпантин тропы выводит на перевал Бурунташ. Фото №134.

Фото № 134. Путь на пер. Бурунташ

Всего шли 4 с небольшим перехода. Седловина представляет собой перевальное поле. В центре большой камень, на нём тур. Фото №135. Сняли записку группы из ТК «Абрис» (г. Нижний Новгород) от 16 августа 2012 года под руководством Пудеева А.А. Готовим обед. Вода в маленьком ручье чуть ниже.

Фото № 135. Тур на пер. Бурунташ

После обеда сходили за заброской на перевал Балкбаши. Тропа ближе к перевалу, перевальный взлёт и сам обычно открытый перевал покрыты снегом. Заброску пришлось откапывать из-под полуметрового слоя снега. Фото №136.

Фото № 136. Поиск заброски

Вечером ветер холодный, ночью небо в сплошных тучах. Температура +5 град.С. Сегодняшний день можно назвать первым полным солнечным днём за весь маршрут.

22 августа. 16 день активной части маршрута.

Пер. Нартджол (1А, 3405), пер. Нартджол Западный (1А, 3460, первопрохождение)

ходовых часов 9-00,

км 16,8.

Набор высоты 1279 м,

сброс высоты 1665 м.

Выход в 8-00. Туман.

Подъём от перевала Бурунташ представляет собой внизу травянистый, выше мелкоосыпной склон крутизной 15-40 град., около 2,5 км. Местами на мелкой осыпи появляется проскальзывание. Поэтому путь, вначале в направлении в. 3638,9 до начала увеличения крутизны. И далее траверсом вправо вверх по тропе, обходя скальный участок выше. Фото №137. В 9-10 выход на седловину - широкую и с мелкой осыпью. Фото №138.Тур. Записка группы из ТК «Метеор», г. Днепропетровск (Украина) от 14 августа 2012 года под руководством Игнатенко В.В.

Фото № 137. Подъём на пер. Нартджол

Фото № 138. На седловине пер. Нартджол

Спуск из-за облачности полностью не просматривается. Фото №139. Спуск по мелкой осыпи крутизной до 45 град. 250 м лёгкий. Затем склон выполаживается до 25-35 град.. Местами тропа. Фото №140.

Фото № 139. Спуск с пер. Нартджол

Фото № 140. Спуск с пер. Нартджол

Выходим на заброшенные шахты. Когда-то здесь искали уран. Вода, вытекающая из шахт, имеет специфический запах. Осыпи и скалы, по которым вода стекает в реку, имеют оранжевый, красный и коричневый цвета. Несколько ниже – остатки дороги.

В 10-40 спустились к ручью Кислый – исток р. Тохана. Справа в долине, под склонами хребта Ташлысырт, два недостроенных здания и хороший минеральный источник. Далее путь по дороге до слияния ручьёв Кислый и Голубой и вдоль р. Тохана. На правую сторону реки переправились по камням. Ещё 400 м вниз и мы поднимаемся 150 м (около 100 м по высоте) до 45 град. к травертинам, образованным минеральными источниками выше. Фото №141. Высота 2600 м. Это похоже на пейзаж на поверхности планеты Марс. Фото № 142.

Фото № 141. Путь по дол. р. Тохана к мин. источникам

Фото № 142. На травертинах

Время 11-15. С бивака до мин. источников мы шли 3 часа 15 мин. Рюкзаки у нас лёгкие: всё, что можно, мы оставили на пер. Бурунташ. Идём к слиянию ручьев Кислый и Голубой по пути спуска. Далее по остаткам старой дороги вдоль ручья Голубой. Фото №143. Остатки водозабора и водопровода. В 1 км выше от слияния обед.

Фото № 143. Вид от травертин на пер. Нартджол и Нартджол Западный

В 14-30 продолжаем подъём по долине ручья Голубой. Ущелье узкое. Склоны, в основном, осыпные, вверху с причудливыми скалами. На склонах бурые пятна – выход минеральных источников. И путь по мелкой осыпи крутизной 15 - 40 град.. Несколько заброшенных шахт. Подъём в замыкающий цирк. Ниже верхней шахты действительно ручей имеет чёткий голубой цвет. По левому склону долины ещё местами сохранились остатки дороги. Сплошные густые облака вокруг нас. Ловим секундные прояснения для фотографирования.

Далее подъём 2-мя уступами к перевальному взлёту. От ручья с мы поднимаемся ближе к левому по ходу склону, где ниже уступы: мелкая осыпь до 40 град. затрудняет движение. Есть вариант подниматься по остаткам дороги по левому склону: она просматривается почти до перевального взлёта. Местами средние камни. Всё время облака, туман: не видим, где лучше идти и куда идти. Перевальный взлёт широкий, мелкая осыпь до 35 град.. Фото №144. Топчем ступени. Верхняя часть перевального взлёта круче до 45 град.. Но есть выходы разрушенных сланцевых скал, по которым идти легче. В конце подъёма косой траверс вверх влево.

Фото № 144. Перевальный взлёт пер. Нартджол Зап.

Выход на седловину в 16-30. Седловина широкая, мелкоосыпная. Фото №145. Тура нет Сложили свой, оставили записку. Перевал назвали Нартджол Западный. Высота около 3460 м. Классифицировали как 1А к.с. Облака, секундные прояснения.

Фото № 145. Седловина пер. Нартджол Западный

Спуск на пер. Бурунташ, 1,5 км крутизной до 35 град., занял 40 минут. Половина спуска мягкая мелкая осыпь, половина травянистые склоны или средние камни. Принимаем решение идти с пер. Бурунташ до р. Чемарткол. Облака с короткими прояснениями. Доупаковка рюкзаков. Дальнейший путь вниз по тропе в долину реки Чемарткол. Фото № 146. Сплошной туман. Тропы, местами теряются. У слияния притока от перевала Бурунташ с р. Чемарткол, вытекающей от пер. Балкбаши Северный в 19-00 останавливаемся на бивак. Погода пасмурная. Температура +10 град.С. Высота 2700 м.

Фото № 146. Спуск с пер. Бурунташ. Фото следующего дня

23 августа. 17 день активной части маршрута.

Пер. Чемарт (н/к, 3132), пер. Быкылы (н/к, 2963), пер. Енукол (н/к, 2200),

дол. р. Енукол, аул Хурзук.

ходовых часов 8-40,

км 23,4.

Набор высоты 432 м,

сброс высоты 1732 м (аул Хурзук).

Выход в 7-30. Температура ночью до -5 град.. Ботинки замёрзли. Ясно. Тихо. После ночёвки у р. Чемарткол, в месте, где в неё впадает ручей из под пер. Бурунташ, мы поднимаемся на крутой зелёный левый склон 250-300 м крутизной до 50 град.. Подъём серпантином. Не находя хорошего траверса склона по направлению на молочный путь, мы продолжали подниматься выше в направлении большой красивой осыпи из средних и крупных камней с вершины, замыкающей цирк с юга. Фото № 147.

Фото № 147. На траверсе склона левого борта дол. р. Чемарткол

Под самой осыпью наиболее логично было перейти глубокую и с крутыми склонами ложбину ручья ниже осыпи. Казалось: мы отклонились от нашего направления слишком много влево. К нашему удивлению и радости мы вышли на какую-то хорошую тропу и, идущую в направлении нашего пути. Немного позже это подтвердилось. Удача или опыт, но мы действительно по этой тропе вышли на молочный путь. Уже виден первый на этом пути пер. Чемарт.

Ясно, нет облаков, солнце начинает жарить. Видим над р. Чемаркол высоко вверху чёткая грунтовая колёсная дорога, идущая по верху. Возможно, по ней проще пройти долину р. Чемаркол, чем вдоль реки.

По тропе с очередного привала длинный подъём на пер. Чемарт. Фото № 148. Время 10-35. Около 200-250 м перепад высот. Записка ребят из ТК «Абрис» (г. Нижний Новгород) от 25 июля 2012 года под руководством Пудеева А.А. Виден Эльбрус. Отсюда можно через что-то похожее на перевал с невысоким подъёмом спуститься к ист. Джыглысу (КЧР). Путь по хорошей тропе. Когда-то это была грунтовая дорога. По ней к кошам возили грузы, отсюда увозили продукты животноводства. Вокруг травянистые, метами осыпные склоны. Длинные пологие невысокие спуски и подъёмы. Путь практически по гребням.

Фото № 148. Подъём на пер. Чемарт

От перевала Чемарт до перевала Быкылы тропа, траверсирует склон левого борта долины реки Перевальная. Фото №149.

Фото № 149. Путь к пер. Быкылы

На пер. Быкылы взошли почти без подъёма. Время 12-05. Ясно, но ветерок холодный. Ощущение, что с перевала Быкылы можно спустиьтся долиной, которая от него и начинается, к р. Уллухурзук. Виден наш первый на маршруте перевал.

Путь до перевала Енукол проходит траверсом хребта Садырляр, огибая исток крупного правого притока реки Уллухурзук, проходит через безымянный н/к перевал, а затем тянется набитой тропой по плоскому плато правого берега р. Эльмезтебе. Фото №150.

Фото № 150. н/к перевал

С 13-30 до 14-50 обед в районе истока реки Эльмезтебе, напротив долины р. Кичкеникол. Виды на панораму хребтов. Фото №151. Ясно. Эльбрус виден. Ручей тёплый.

Фото № 151. Пер. Кепурли с хребта Садырляр

Продолжаем движение. Хорошая тропа обходит слева долинку с кошем и начинается почти незаметный подъём на травянистый пер. Енукол. Фото №152.

Фото № 152. Путь дол. р. Эльмезтебе к пер. Енукол

В 16-00 мы на седловине. Дорога с перевала идёт вниз, но сначала делает большую петлю вправо. Мы пошли сразу вниз крутым серпантином до 45 град., затем по этой дороге, ведущей в аул Хурзук. Фото № 153. Внизу сосновый лес. Большой сброс высоты. Ясно. В 17-30 спустились на большую травянистую поляну в заброшенных фруктовых садах на правом берегу реки Енукол. Погода ясная. Тепло. Температура +20 град.С. Ставим лагерь.

Фото № 153. Спуск по дол. р. Енукол

Ближе к обеду следующего дня собираемся и за 40 минут по дороге вдоль р. Уллухурзук спускаемся в аул Хурзук.

Фото № 154. Заключительный переход спуска к а. Хурзук

Через час приезжает заказанный микроавтобус «Форд» и мы покидаем этот удивительный мир гор. До следующего года!

4.7. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ МОМЕНТЫ НА МАРШРУТЕ

Поскольку маршрут проходил в высокогорной местности, то можно считать, что мы находилась в экстремальной среде всё время своего пребывания. И недаром спортивный туризм находится в перечне видов спорта с повышенным риском. Исходя из этого, ниже отражены наиболее опасные моменты с точки зрения группы, имеющий опыт организации жизни в высокогорье, в соответствующих погодных условиях, на микро- и макрорельефе при прохождении данного маршрута.

4.7.1 Крупнокаменистые осыпи, курумники, участки морен с крупными камнями.

При движении по ним с тяжелыми рюкзаками появляется опасность получить травму при падении. Не прыгать, а переступать с камня на камень, передвигаться в касках и с ледорубом или трекинговыми палками для дополнительной опоры.

· Подъём и спуск пер. Кепурли

· Спуск пер. Каширина

· Спуск пер. Кругозорный

· Подъём пер. Ассоль

4.7.2 Камнепадоопасные участки.

Опасность представляют падающие камни. От мелких камней помогают каски. Необходимо организовать наблюдение всеми членами группы и своевременную подачу сигналов. И крайне желательно правильно выбрать путь движения и время суток для прохождения таких участков.

· Подъём пер. Кепурли

· Спуск пер. Каширина

· Спуск пер. Западное плечо Эльбруса

· Подъём пер. Чат Эльбрусский

· Подъём пер. Мукал-Мкяра Южный

4.7.3 Ледники

Закрытые ледники опасны трещинами, местами имеющими значительную глубину. При движении по закрытому леднику можно провалиться в трещину. Необходима организация связок. На крутых ледниках, в ледопадах и разломах возможно падение и соскальзывание. Движение в касках и кошках. Самостраховка ледорубом. Командная страховка.

Прохождение разорванных участков ледников очень опасно: проходы между трещинами узкие, переходящие в острые гребни. Глубокие трещины, уходящие в бездну, часто заполненные внизу водой, вызывают ощущение страха. Возможно падение. Необходима организация попеременной страховки.

Собственно все ледники, по которым мы шли, имеют закрытые участки, элементы крутизны, трещины и разломы. И необходимые приёмы прохождения ледников и их элементов мы использовали. В том числе и рубили ступени.

4.7.4 Горные реки.

Опасность представляет собой снос течением воды при переправе. Вода ледниковая, холодная. Требуется тщательно подбирать место для организации брода или переправы по камням (бревну). Правильно выбрать и выполнить способы переправы. По возможности лучше организовать навесную переправу.

В этом году удалось осуществить все переправы по камням. Наибольшую сложность представляли переправы на реках:

· р. Уллукам

· р. Ирикчат

· р. Каракаясу

· приток р. Кызылкол

4.7.5 Погодные условия

Наверное, в этом году был аномально дождливый август для Кавказа.

На протяжении всего маршрута нас преследовали дожди, град, снег, туман и ветер. Было всего два солнечных дня!!!

Наиболее критичными были участки:

· Подъём на пер. Плечо Западное Эльбруса – практически на протяжении всего подъёма и пути до спуска была низкая или нулевая видимость. Выручили GPS и то, что вечером, с места бивака, удалось проанализировать путь подъёма в редкие и короткие прояснения.

· Траверс северных ледовых полей в. Эльбрус – сильный (порой штормовой) ветер на высотах около 4000 м.

· Подъём на пер. Российских офицеров – дождь, снег, сильный ветер и отсутствие видимости вынудили сначала отсиживаться под накидками около часа, а затем ставить палатку за «стенкой» на седловине перевала, спасаясь от штормового ветра и в ожидании видимости.

· Участок маршрута от пер. Мкяра-Субаши до спуска с пер. Дождливвый – с утра и до ночи шёл холодный дождь. К вечеру накопилась усталость и напряжение. Приняли решение подниматься на пер. Дождливый, чтобы затем спуститься на меньшую высоту, где меньше ветра и теплее - в дол. р. Каракаясу. Собственно и перевал получил своё название благодаря погоде.

4.8. ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Приэльбрусье – это удивительный горный мир. Притягательная особенность его складывается и из его высотности, и из разнообразия рельефа, и из мощного оледенения, и из возвышающейся на всем этим двуглавой горы Эльбрус, и конечно, из уникальных природных объектов, разбросанных по всему району.

Вершина Эльбрус. Высота 5642,7м Это высшая точка России и Европы, с мощным оледенением. Панорама Эльбруса величественна.

Восточный гребень вершины Эльбрус Восточная – Ачкерьякольский лавовый поток, в верхней части которого - кратер уснувшего вулкана. В нижней части потока озеро.

Северный приют, или хижины «Северный Приют», основатель которых Николай Олейников, – комплекс построек на северном склоне горы Эльбрус на высоте 3762 м на морене между ледниками Уллукол и Микельчиран.

Места боев в Великую Отечественную Войну за Кавказ. Мемориальные таблички на перевале Хотютау, на обеих вершинах Эльбруса, в районе лед. Кюкюртлю, на других перевалах и вершинах.

Озёра у нижнего края плато Джикаугенкёз, на пер. Кольцевой, ниже пер. Лётчика Машкова придают горному рельефу особый колорит.

Минеральные источники – буквально, на каждом шагу. Настоящий нарзан, с газом, бьёт прямо из-под земли.

Заброшенные шахты в долинах ручьёв Голубой, Кислый. В некоторые штольни ещё можно пройти. Из штолен текут сильно минерализованные ручьи, но пить опасно: неизвестно, какой их состав.

Пик Калицкого – черный конус, возвышающийся над ледовым плато Джикаугенкёз. На моренах, в районе пика расположены три озера разного цвета.

Западный отрог от Эльбруса, начинающийся перевалом Пастухова и далее пересекаемый несколькими перевалами, внизу упирается в р. Уллухурзук в районе минеральных источников. Вверху он накрыт лавовыми породами, образующими какой-то неземной пейзаж. На перевале Летчика Машкова и на морене правого борта л. Кюкюртлю установлены табличкаив память о погибшем экипаже.

Верховья реки Малки:

Чертов (Калинов) мост – огромная каменная глыба, с узкой тропой, соединившая берега глубокого каньона реки Кызылкол. Ниже шумит 40-метровый водопад Султан. И сразу после водопада Султан, буквально в 100 м начинаются минеральные источники Джылысу. Здесь, на высоте 2150м, уже целый поселок. Сотни людей отдыхают и лечатся. Рядом 5-10 метровые островерхие останцы из твердой скальной породы – Долина Замков. Выше по реке с ледника Карачаул, в пяти километрах, где оборудована база ПСО Кисловодского ПСС, Серебряный источник – мощный родник, в котором вода содержит повышенное количество серебра или его ионов: так говорят. Что интересно, действует только в августе. В верховьях реки Битюктюбе, что в Карачаево-Черкесии, оборудованы минеральные и грязевые ванны, тоже на основе нескольких целебных источников.

Это далеко не полный перечень интересных объектов Приэльбрусья. Есть ещё и каменные грибы, и ледовые воронки, и множество водопадов, и причудливые скалы-башни, и озёра Сылтранкёль, Харлыкёль, и стена Кюкюртлю, и остатки шахт, гидростанций. Над долиной реки Артыкчал возвышается строго конусообразная свящённая гора Тузлук. Удивительный вид имеют травертины – отложения, образованные минеральными источниками, что в долине реки Тохана, немного ниже слияния ручьёв Голубой и Кислый. Их тут целые поля.

И многое, многое другое.

4.9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

4.9.1. Характеристика района.

Огромное количество литературы имеется по Приэльбрусью. Информация по нему накапливалась десятилетиями, если не столетием. И найти эту информацию теперь не трудно. И в большом количестве она (информация) грамотная. И мы не будем Вас затруднять её повторением. Только немного: об особенностях.

Северные отроги Эльбруса. Лес только внизу. Так что приготовление пиши на искусственном топливе.

Мощное оледенение Эльбруса локально влияет на погоду. Мокроты побольше, а на высотах температура воздуха пониже: дождь, град, снежная крупа, снег частые гости на маршруте и не совсем зависят от времен суток. В этих горах часты сильные грозы с мощными электрическими разрядами.

Синее небо над Эльбрусом не всегда улыбается восходителям. На его вершинах погода мажет быть очень суровой. И ежегодные чрезвычайные происшествия там тому подтверждение.

Ледники в основном спокойные, но в этом году сильно открытые с изрезанной поверхностью. А выше трещины, часто закрытые и глубокие. На плато Джикаугенкёз имеются ледовые воронки. Только представьте себе: уходящую вглубь на десятки метров воронку и далее тоннель на дне ледника, по его ложу, и выход где-то там внизу. Всё это образовала вода. Не дай Бог там очутиться.

Конечно, скалы, в основном, разрушаются. Но есть и участки из твёрдых пород.

Ну, что ещё сказать. Много источников. Почти нет проблем с водой. Оживлённый район. Много перевалов.

4.9.2. Личное снаряжение.

Мы остановимся лишь на том снаряжении, которое, как нам кажется, в каких-то моментах имеет особенности по сравнению со стандартным снаряжением, которого сейчас достаточно много и российского и зарубежного производства.

Ботинки, специально предназначенные для движения в горах, были не у всех. Причина экономическая. Участники прошли маршрут в берцах или в рабочих ботинках. Приобретали берцы рантопрошивные, по возможности из более толстой кожи. А рабочие ботинки мы приспособились использовать типа «Курьер», кажется, китайского производства. Разве это точно определишь. Самое интересное, это достаточно хорошие ботинки с относительно толстой и крепкой кожей, рантопрошивные, на хорошей подошве и, что удивительно, мало стирающейся. Пропитывали их гусиным жиром. 2-3 горных маршрута от 1 до 5 к.с. они выдерживают, и ещё хватает на тренировки. Применяли толстые войлочные стельки и на высоту (где глубокий снег) использовали самодельные бахилы, не утеплённые.

Использовали термобельё.

Вошли в обиход рабочие перчатки х/б. Конечно, рукавицы для страховки тоже были.

До сих пор пользуемся накидками, изготовленными из целого куска полиэтилена в форме трубы. Для дачных нужд он продаётся. Ширина его в рулоне 1,5 м. Используем кусок длиной то же около 1,5 м: одну сторону прошиваем, в углу прорезаем для лица отверстие и готово. В нём тепло, воду не пропускает и накрывает рюкзак полностью. А уж сидя пережидать сильный порыв дождя вообще хорошо: полностью в полиэтилене и тепло.

Маску на лицо шили из куска белого ситца. В районе рта прорезали отверстие и прошивали двумя слоями марли, чтобы дышать было легче. Пригодилась.

Помимо общей медицинской аптечки брали и индивидуальные аптечки. Каждый знает свои болячки: получается дешевле.

Из страховочного снаряжения брали: каску, ИСС, петлю самостраховочную, прусик, жумар, карабины, восьмёрку, ледобуры, ледорубы, кусок верёвки d 6-8мм 5-8 м на все случаи жизни.

Некоторые из нас пользовались трекинговыми палками.

4.9.3. Командное снаряжение.

Конечно, палатки местного производства слабоваты для высокогорья, но ничего, выдержали. Под дно палаток брали плёнки, чтобы улучшить гидроизоляцию.

Налобные фонари были почти у всех. И один был с направленным лучом, но тоже светодиодный.

Кухня состояла из кастрюли, автоклава своего производства, куска стеклоткани, половника, мерной кружки (из личного комплекта). Без автоклава мы в горы не ходим.

Горелку фирмы «Примус» заменили на горелку «фирмы» «Шмель», переделанную и приспособленную для присоединения стандартных бензиновых и газовых баллонов. Естественно, без шмелёвских бачка, стоек, насоса и т.п. Здорово. Ни разу не чистили. Бензин приобретали на месте, где-то в конце Карачаевска.

Использовали вывинчивающийся ледобур и самоблокирующийся «сбрасыватель». Сбрасывателем можно сбрасывать и локальные петли.

С собой брали диктофон. Хорошо. Отчёт писать проще.

В этот раз ходили с навигатором. Помогает.

4.9.4. Питание.

Система времён СССР. Крупы, суп-концентрат, сушёное мясо, сахар, сухари, перекус. Утром готовили втрое и третье блюда в обед - первое и третье ужин - втрое и третье. Видовое количество блюд минимизировали. Так как готовили в автоклаве, то блюдо доводили до кипения в автоклаве, и оно на камнях варилось, а в это время готовили на примусе третье блюдо - чаи или кофе.

На перекус употребляли колбасу в вакуумной упаковке, халву, сало.

В этот раз сахар и сухари были личными: кто сколько хотел. Или их чем-то заменяли - отчасти или полностью. Но суточный вес продуктов не должен был менее 580г.

Мясо сушили сами.

4.9.5. Медицинское обеспечение.

Была укомплектована командная аптечка. Так же были у каждого личные аптечки. Так оказалось дешевле, без ущерба полноты комплектности.

Аптечку, по возможности, минимизировали, но, тем не менее, набор медикаментов в командной аптечке укомплектовали достаточно полным, с учётом тех медикаментов, которые были у участников.

Перечень медикаментов.

4.11 ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Характеристика маршрута:

Протяженность – 192 км.

Количество ходовых дней – 17.

Пройдено перевалов, вершин, траверсов – 22.

Максимальная высота подъёма – 5000 м.

Количество ходовых часов – 136-10.

Суммарный набор высоты – 12965.

Суммарная потеря высоты –12965.

Средняя скорость - 11,29 км/день, 1,41 км/час.

Напряжённость по локальным препятствиям – 1,29 препятствия/день.

Пройден спортивный туристский маршрут 4 к.с.

Его основные характеристики имеют несколько более высокие значения, как в количественном, так и в качественном отношениях, в отличие от эталонного. И протяжённость маршрута, и количество перевалов, и их сложность, и продолжительность маршрута превышают необходимые показатели.

Мы так хотели, мы так запланировали. Но не только по причине наших желаний такой получился маршрут. Имеется целый ряд объективных факторов:

- Мы выбрали основными северные хребты и отроги Приэльбрусья. Это предполагало самый дешёвый подъезд. Может быть, при заезде от Кисловодска к мин. источникам Джылысу (КБР) можно тоже хорошую «нитку» разработать, но от Кисловодска был бы дороже подъёзд.

- Пока ещё трудно в этом районе набрать необходимое количество перевалов соответствующей сложности для «четвёрки» и «пятёрки». Те, которые имеются, разбросаны по противоположным сторонам района. Их надо было увязать в маршрут. Но и по долинам ходить тоже не могли: часть долин мы уже изучили ранее.

- У нас имеется множество фотографий участков хребтов и отрогов, где имеются подходящие понижения и по технической сложности и логичности их прохождения. Мы некоторые из их тоже включили в «нитку» маршрута, что бы попробовать пройти.

Ну, и ещё нам нужно было увязать маршруты «двойки» и «четвёрки», обеспечить безопасность, посмотреть интересные объёкты, окунуться в минеральные ванны, прикоснуться к в. Эльбрус.

С погодой нам не повезло: из 17 ходовых дней только 2 было полностью солнечных и тёплых. Но, несмотря на это, мы прошли запланированный маршрут.

И вот некоторые ключевые моменты:

- Маршрут пройден полностью.

- Впервые пройдены перевалы Мукал-Мкяра Южный (2Б, 3800), Кепурли (1Б, 3200), Дождливый (1Б, 3500), Нартджол Западный (1А, 3460).

- Совершено второе сквозное прохождение перевала Мкярский перемет (2Б, 3600).

- Основной «изюминкой» маршрута стало прохождение редко посещаемого перевала Плечо Западное Эльбруса (3А, 4962). Реально мы поднялись чуть выше – 5000 м. Перевал отмечен на картах с категорией сложности 2Б, но у нас нет информации о сквозном прохождении перевала по нашему маршруту. Чаще происходит подъём на перевал со стороны лед. Азау Большой и радиальный выход на западную вершину г. Эльбрус. Есть информация, что две группы поднимались со стороны лед. Уллучиран, через ледовые разломы на северо-западное плечо и, не совершая траверс на западное плечо, уходили на вершину. Руководитель этой «четвёрки», отчёт о которой пред Вами, уважаемый читатель, однажды поднимался на в. Эльбрус Западная с пер. Пастухова через «утюг» и по северо-западному плечу. Нет сведений о прохождении перевала по нашему маршруту от лед. Азау Большой до лед. Уллучиран. Такой вариант с учётом скального спуска на среднюю часть лед. Уллучиран мы классифицировали, как 3А к.с.

- В течение последних 2-х лет имеет место обильное таяние ледников на Кавказе. Они изменились до неузнаваемости. Увеличилась их открытость, количество разломов, ослабление прочности льда, до невероятности изрезана их поверхность: волны, камни, бесконечные трещины, потоки воды. Их прохождение стало весьма сложным.

- В то же время при прохождении перевала Плечо Западное Эльбруса как результат длительной плохой погоды на высоте мы проходили по глубокому свежему снегу, проваливаясь почти по колено, что затрудняло движение.

В целом, маршрут оказался насыщенным и интересным, но потребовал от участников предельного физической напряжения, технического умения и опыта работы в экстремальных и высотных условиях.

Набор препятствий и характер рельефа соответствуют горному маршруту 4 к.с., но мы можем рекомендовать его прохождение только для групп с высоким уровнем физической и технической подготовки и наличием достаточного количества специального снаряжения.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

5.1 Фотографии

Сбрасыватель

Ледобур для сброса

Горелка

Насос к примусу

Вершина Эльбрус из долины р. Уллухурзук

Неизвестный перевал в долину р. Кичкинекол и подъёма на пер. Кепурли

Более низкая седловина чем пер. Кепурли хребте от в. Кепурлибаши

Озеро на пути подъёма на пер. Кругозорный

Вершина 3621 с пер. Кругозорный

Долина р. Битюктюбе с перевала Балкбаши

Закат на перевале Балкбаши

Скалы Ленца и тропа на северном склоне в. Эльбрус от Северного Приюта

Ачкерьякольский лавовый поток с ледника Ирикчат

Ледник Ирик и вершина Донгузорун с перевала Чат Северный

Перевал Ритёнок с перевала Мукал-Мкяра Южный

Перевал Советский Воин с ледника Мкяра Восточный

Перевал Ирик с ледника Мкяра Западный

Облака над долинами рек Мкяра и Мукал

Перевалы Субаши (левее) и Джикаугенкёз (правее) с ледника Субаши

«Долина замков» в районе минеральных источников Джылысу (КБР)

Водопад Султан в районе минеральных источников Джылысу (КБР)

Памятный камень на поляне Эммануэля

Красавец Эльбрус с ур. Ирахиксырт

Содержательный отчет!

С интересом прочел. Много полезного. Сами собираемся в этом году по Сев полям. Заинтерисовался устройством для сбрасывания веревки. Если можно, дайте эскиз! Успехов!

Интересный маршрут

Интересный и непростой маршрут. Молодцы участники и руководитель. Очень терпеливые и выносливые ребята. Сочувствую, что не повезло с погодой. Плохая погода не только усложнила вашу жизнь, но и лишила заслуженного вознаграждения – замечательных панорамных видов. Желаю, чтобы в следующем вашем походе погода была лучше. Также интересно сравнить погоду и количество снега с моими воспоминаниями 2010 года. Например, на Балкбаши снега совсем не было, зато был ураган (можно посмотреть здесь: “Из Балкарии в Карачай. Solo-2010”). Петр Егин.